Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Социальная реабилитация   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра

Республика Татарстан, г. Набережные Челны Государственное бюджетное учреждение для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко»
И. М. Усманов

Проблема детской инвалидности в настоящее время приобретает все большую актуальность. По данным статистического учета на конец 2007 года в городе Набережные Челны проживает 2136 детей-инвалидов. В структуре детской инвалидности преобладают заболевания опорнодвигательного аппарата (25,6%); психические расстройства (14,3%) и врожденные аномалии (18,9%), другие заболевания составляют 41,2%.
Это обязывает искать оптимальные пути полноценного и качественного формирования и исполнения индивидуальных программ, как основного механизма реабилитации инвалида, который призван обеспечивать учет индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.
Следует отметить, что за последние годы значительно увеличилось количество мероприятий в отношении людей с ограниченными возможностями по созданию доступной среды жизнедеятельности. Несомненным достижением является открытие реабилитационных центров, общественных организаций инвалидов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов. Но на сегодняшний день уже недостаточно просто наличия учреждений, необходим межведомственный подход и консолидация усилий государственных и общественных институтов в вопросах, связанных с реализацией комплексных программ реабилитации.
Основными принципами работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, являются: комплексность, адресность, регулярность. Данная модель предполагает ряд этапов. Ориентировочный этап - установление первых контактов с семьей, которые осуществляют специалисты по социальной работе, социальные педагоги. На данном этапе осуществляется: выявление семей, имеющих ребенка-инвалида; установление контакта с семьей, проведение социальной диагностики (оценка ситуации), выявление основных проблем семьи, в частности, низкий уровень информированности родителей в вопросах реабилитации ребенка /реализация ИПР, специфика заболевания ребенка, возможности развития и т.д./; социальная изоляция, замкнутость, вхождение или реальная угроза попадания в кризисное состояние; отсутствие ресурсов /материальных, духовных, социальных/ и т.д.; выработка решений о характере помощи (психологической, медицинской, педагогической, юридической, материальной и т.д.) семье.
Охвачено патронажем: в 2003 году (цель - ознакомление с ситуацией инвалидности по городу) - 1431 семей; в 2004 году (цель - создание банка данных по детям-инвалидам г. Набережные Челны) - 1658 семей; в 2005 году - 1360 семей (работа с первично оформившими инвалидность, работа по проблемам, контрольный патронаж); в 2006 году -581.
По итогам патронажа специалисты по социальной работе готовят справки по проблемам обследованных семей для оказания последующей (совместной с УСЗ г. Набережные Челны) адресной помощи.
На следующем основном этапе осуществляется сопровождение семьи, воспитывающей ребенка- инвалида. Контакт семьи со специалистами Центра (социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами, воспитателями) обеспечивают специалисты по социальной работе. На данном этапе осуществляется помощь и посредничество в разрешении проблемных вопросов (организация взаимодействия с учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования). Основными участниками этого направления деятельности являются специалисты по социальной работе, социальные педагоги. Они же осуществляют сотрудничество, взаимодействие семьи со специалистами РЦ с целью социально-психологической поддержки, исходя из характера проблем.
Одним из основных вопросов является информирование родителя по реабилитационному маршруту ребенка-инвалида (ИПР), а также информирование по маршруту оформления социальных льгот и гарантий ребенка-инвалида. Данную консультацию они получают в условиях Центра в ходе беседы с социальным педагогом. Беседа строится на основании информационного методического материала, разработанного специалистами УСЗ г. Набережные Челны.
С целью организации информационной поддержки, поддержки активности семьи, психологической поддержки в условиях РЦ представлены следующие направления деятельности:
- семинарские встречи с целью повышения компетентности родителя в вопросах медицинской, психолого-педагогической реабилитации ребенка-инвалида с учетом специфики его заболевания; в проведении этих встреч участвуют медицинские работники, психологи, педагоги;
- обучение родителей методам медицинской реабилитации ребенка-инвалида в условиях семьи; проводят медицинские работники в рамках деятельности школы «Семейный доктор»;
- обучение родителей навыкам эффективного общения с ребенком-инвалидом с целью расширения возможностей понимания своего ребенка; улучшения рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; развития родительской компетентности; закрепления новых способов
общения со своим ребенком; формирования положительной установки на будущее; все эти мероприятия проводятся психологом в рамках деятельности «Школы общения»;
- психологическая поддержка родителей с целью предоставления возможности анализа своих жизненных затруднений, обнаружения и прояснения способов более удовлетворительной и полноценной жизни; проводятся психологом в рамках индивидуального консультирования;
- организация взаимодействия родителей детей-инвалидов, имеющих схожие проблемы, с целью поддержания дружеских контактов между семьями, обмена информацией, опытом и новыми идеями; реализуется посредством вовлечения родителей в совместную деятельность со специалистами и детьми;
- организация дней открытых дверей, открытых занятий, выставок работ и т.д., с целью демонстрации родителям достижений детей, повышения уверенности, укрепления веры родителя в возможностях своего ребенка, а это в свою очередь повышает активность родителя в реабилитационном процессе (проводят педагоги, воспитатели);
- подготовка наглядной информации (памятки, информационный стенд, информация по проблемам с рекомендациями /папки с информацией для свободного ознакомления по желанию/); реализуется специалистами по социальной работе, социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами;
Данные направления деятельности предваряются в жизнь независимо от того, проходит ли ребенок в данный момент реабилитацию в условиях Центра или нет.
При решении прохождения реабилитации ребенка в условиях Центра (т.е. ребенок неорганизованный или находится на домашнем обучении), специалисты по социальной работе приглашают семью на первичный консилиум, который осуществляется еженедельно по предварительной записи. Через консилиум прошли: 2004г. - 204 семьи; 2005г. - 204 семьи; 2006г. - 235 семей, 2007г. (за 9 месяцев)- 362 семьи. На консилиуме специалистами (врач-реабилитолог, психолог, логопед, дефектолог) проводится первичная диагностика и определяются основные направления работы с семьей (необходимость консультаций специалистов, обучения методам медицинской реабилитации, направления работы с ребенком и т.д.), определяется время прохождения реабилитации в Центре.

Таблица 1
Количество пациентов, получивших услуги в Центре за 2003 - 2007 гг.

Год 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. за 9 мес.
Количество обслуженных 648 1041 856 1185 1006

Этап реализации: предполагает комплексное воздействие на ребенка с учетом его психических, физических возможностей (медицинские мероприятия, мероприятия по социально-бытовой ориентировке и основам трудовых навыков, занятий коррекционно-развивающего цикла, мероприятия, направленные на развитие навыков социального взаимодействия и т.д.). По результатам наблюдений динамического отслеживания осуществляется корректировка программы. Параллельно проводится просвещение и консультирование родителей по вопросам реабилитации ребенка. Осуществляется обучение родителей навыкам организации развития ребенка с ограниченными возможностями в условиях семьи, с освещением вопросов интеллектуального, речевого, сенсорного, физического, эмоционального социального развития и рекомендациями по выработке необходимых навыков.
Заключительный этап: предполагает отслеживание реализации ИПР за определенный период выполнения рекомендаций, а также отслеживание динамики развития ребенка-инвалида, корректировки процесса непрерывной поддержки. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка- инвалида, осуществляется до достижения ему 18-летнего возраста.
Оказание комплексной реабилитационной помощи в нашем Центре предполагает использование нижеследующих социальных технологий:
- социально-медицинскую;
- психолого-педагогическую реабилитацию;
- формирование основных социальных навыков и умений у детей с ограниченными возможностями;
- социально-психологическую поддержку семей с ребенком инвалидом;
- формирование основных трудовых навыков;
- обучение основам саморегуляции.
В Центре внедрена инновационная авторская программа профессора, главного реабилитолога МТЗ и СЗ РТ Исановой В.А. «Метод кондуктивной терапии в реабилитации детей с двигательными и психическими нарушениями» (кондуктивная терапия, PNF-терапия, Бобат), а также используются лечебный костюм «Адели», «Атлант», тренажер «Гросса», лечение положением (с помощью
специальных укладок). Современные технологии направлены на выявление психологических и физиологических факторов, способствующих восстановлению утраченных функций. На основе использования сохранных двигательных функций расширяется круг целенаправленных действий. Метод способствует восстановлению нарушенных корковых функций и коррекции психологических особенностей у больных с неврологическими двигательными нарушениями.
В Центре разработан план по оказанию адресной помощи детям-инвалидам, остро нуждающимся в социальной помощи, и направлен в республиканский реестр. Мониторинг результатов проводится через информационные встречи, «круглые столы», педагогические советы, медико-психологопедагогические консилиумы, а также через «Школу общения» (для родителей).
Из городского бюджета выделены финансовые средства на создание компьютерного информационного банка данных по детям-инвалидам. В настоящее время продолжается работа над проектом создания банка данных «Реабилитация инвалидов» (БД «РИ»). На данный момент перед специалистами Центра стоит задача приведения БД «РИ» в актуальное состояние.
С помощью этой программы становится возможным проследить каждого ребенка-инвалида в системе оказанных услуг учреждениями города, своевременно скорректировать деятельность при наличии недочетов, осуществлять динамический контроль по маршруту реабилитации в рамках исполнения ИПР. А также появляется возможность формирования и накопления аналитических отчетов.
Все это позволит повысить эффективность оказания адресной поддержки детям-инвалидам по городу Набережные Челны и прикрепленным районам.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.