aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация семей, воспитывающих детей-инвалидов

Республика Чувашия, г. Чебоксары РГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" Е. В. Шафейкина

В последнее время в понимании проблем детской инвалидности происходят определенные позитивные изменения. Государственная социальная политика, приобретающая все более адресный характер, просветительная деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат негативного, в лучшем случае - безразличного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Нарушение физического или психического развития, как и любое функциональное изменение организма (старение, болезнь) - это не только медицинская ситуация, которая, безусловно, отражается на самом ребенке, всей его семье и окружающих. Но степень, глубина ее влияния зависят от того, насколько гуманно и цивилизованно общество в целом, комфортно ли в этом обществе ребенку, не чувствует ли он себя изгоем.
Воспитание в семье ребенка-инвалида - это очень важная и ответственная задача, поставленная перед родителями.
Семья ребенка - это именно та среда, которая должна создать благоприятные условия для его развития и роста.
Но порой самостоятельно справиться с данной ситуацией, к сожалению, под силу не каждой семье. Это и понятно. Ведь рождение ребенка с отклонениями в развитии - большое потрясение для семьи. В этой ситуации потребуется определенный период адаптации. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, довольно обширен - проблемы психологической помощи, воспитания и обучения, экономические проблемы, низкий уровень юридической помощи, проблемы специальной медицинской помощи. Здесь потребуется длительный период адаптации и этой ситуации. И вот здесь и должны будут задействовать свои силы, свой потенциал специалисты социальной сферы, ибо без их квалифицированной помощи, без тех средств, какими обладают реабилитационные учреждения, безболезненно именно для ребенка, родители, как часто и случается, не смогут ими достаточно долго преодолевать все стадии приспособления к этой ситуации.
Реабилитационный Центр - именно то государственное учреждение, которое призвано решать комплексно задачи, связанные с социальной реабилитацией детей-инвалидов и семей, воспитывающих их.
Семьи детей-инвалидов имеют в чем-то отходные затруднения. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, соц.работники, медики и педагоги реабилитационных центров, социальных, образовательных и др.учреждений. Наличие квалифицированных специалистов, хорошей материально-технической базы.
Наличие комплексной программы по реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, перспективные и текущие планы работы позволяют сегодня решать эти проблемы, Но и, к сожалению, не всегда в том объеме, как нам хотелось бы.
В настоящее время на учете состоят 2038 детей-инвалидов из 1929 семей. В реабилитационном центре ежегодно проходят курс реабилитации 700 детей.

Количество детей-инвалидов и их семей, состоящих на учете в Центре

Рис. 1. Количество детей-инвалидов и их семей, состоящих на учете в Центре.

Количество семей, имеющих дете0инвалидов, находящихся на социальном патронаже

Рис. 2. Количество семей, имеющих дете0инвалидов, находящихся на социальном патронаже.

Безусловно, мы можем охватить патронажем большее количество детей и семей (рис. 2). Но, к сожалению, возможности патронажа, уступают по своей значимости комплексу работы с семьями в условиях самого Центра, т.к. перенести весь комплекс услуг Центра, созданный для гармонизации и последовательности реабилитации детей и семей, в одну взятую семью невозможно. Поэтому мы стараемся расширить возможности нашего учреждения по работе с семьями детей-инвалидов конкретно в Центре.
Специалист, работающий с семьей, должен иметь полные сведения о семье, в котором воспитывается ребенок-инвалид. Аналитические данные, полученные нами в результате работы с каждой семьей за последние 2000-2005гг., позволяли разделить условно их на 2 группы по социальному статусу (см. табл. 1):
I группа - неполные семьи, на их долю приходится 25,9%;
II группа - полные семьи, которые составляю 63,2%

Таблица 1.
Характеристика семей, воспитывающих детей-инвалидов

Категория семей Кол-во семей число семей, имеющих детей- инвалидов
абс. % ДЦП Интеллектуальная недостаточность
I. Неполные семьи, в том числе 48 25,9 19 29
Состоящие в разводе 22 11,8 11 11
Одинокие матери 16 8,6 8 8
Из-за смерти одного из родителей 8 4,3 3 5
Родители лишены родительских прав 2 1,1 - 2
II. Полные семьи, в том числе 117 63    
Многодетные 2 1.1    
Малообеспеченные 110 62,1    

Эти данные говорят о высоком удельном весе неполных и малообеспеченных семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в социальной поддержке. На этом тоже приходится акцентировать внимание в нашей работе. Зачастую распаду семьи способствуют возникновение проблем межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. И если даже в семье имеются оба родителя, избежать семейных конфликтов бывает сложно. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. В этом случае подключение к данной проблеме социального работника, социального педагога, психолога необходимо. Реабилитационный центр строит свою работу так, чтобы преломить выше обозначенные стереотипы в семейных проблемах.

Количество лекций для детей и родителей, прочитанных в Центре

Рис. 3. Количество лекций для детей и родителей, прочитанных в Центре за 3 года.

С этой целью в план работы включаются лекции для родителей в семейной гостиной, родительские собрания, индивидуальная работа с каждой семьей (рис. 3). Индивидуальная работа с родителями проводится на занятиях лечебной гимнастики (каждый родитель должен овладеть комплексом занятий лечебной гимнастики для своих детей), на сеансах массажа, на занятиях с логопедами, психологами. На музыкальных занятиях и на занятиях по коррекционному труду, на занятиях с социальными педагогами, где вместе со своими детьми родители шаг за шагом продвигаются к положительным результатам.

Количество социально-правовых услуг, оказанных сотрудниками Центра

Рис. 4. Количество социально-правовых услуг, оказанных сотрудниками Центра за 3 года.

Для семей, имеющих детей-инвалидов, организована работа по социально-правовой поддержке (рис. 4). За 2 года проведено 4000 консультаций по решению медицинских проблем, по вопросам лекарственного обеспечения, прав и льгот, обучения жилищных проблем, трудоустройству. Данная работа с законными представителями приводилась в период прохождения детьми курса реабилитации. Подавляющее большинство обратившихся за консультацией составляли матери детей с ограниченными возможностями - 92%. Остальные 8,0% составляли: отцы (1,5%), бабушки (4,3%), опекуны (2,2%). К сожалению, в семьях, где имеется ребенок-инвалид, отца зачастую предпочитают отстраниться от бремени его воспитания. Из общего числа проконсультированных детей-инвалидов 26% растут в неполных семьях. Знание и умение применять нормы права поможет лицам с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества. Поэтому крайне важно осуществлять правовое просвещение детей-инвалидов и их законных представителей в учреждениях социального обеспечения.
Все сотрудники Центра, строя реабилитационную работу с семьей, помогают родителям определить приоритеты - важней ли для них избежать предубежденности окружающих или важней их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.
Последняя задача является наиболее трудной, т.к. отдельные семьи скрывают ребенка от окружающих, дабы сохранить свой престиж в глазах знакомых.
Важной составляющей социальной реабилитации ребенка-инвалида и его семьи является социокультурная деятельность (рис. 5).

Количество детей, охваченных анимационными услугами (экскурсии, посещение театров, организация выставок, праздников)
2004 год 2005 год 2006 год
6 747 детей (220 мероприятий) 7 621 ребенок (225 мероприятий) 7 745 детей (233 мероприятия)

Табл. 5. Количество детей, охваченных социокультурной реабилитацией в 2004-2006 гг.

Без социокультурной деятельности, как системы реабилитационных мероприятий, не может быть раскрыт внутренний потенциал ребенка и его семьи, его креативные способности, коммуникабельность. Включение матери в социокультурную деятельность (участие в экскурсиях, культурно-досуговых мероприятиях) является способом профилактики депрессивных состояний и уменьшает период негативных переживаний с последующей оптимизацией реабилитационного процесса.
Большое внимание в Центре уделяется роли досуговых мероприятий, которые приглашаются семьи. Для многих родителей важно встречаться с другими семьями, у которых такие проблемы, одинаковые заболевания или травмы детей. Объединяясь в группы взаимоподдержки, они помогаю друг другу преодолевать жизненные трудности. Так, в 2006г. было организовано 39 выставок и 22 экскурсии, 122 праздничных мероприятий, проведено 30 встреч в «Семейной гостиной». Особой популярностью пользуются мероприятия, где дети (и родители) общаются с другими детьми. В книге отзывов и предложений часто можно встретить такие слова благодарности, как эти: «Наши малыши лишены возможности общения в детском коллективе своих сверстников. Здесь, в Центре, они получили такой уникальный шанс, как радость общения, ласку, доброе слово...».
В Центр реабилитации часто приходят с концертными программами дети из д/с, школ, школ искусств, студенты, профессиональные артисты. Мы взяли за правило включать в эти концерты номера наших детей. В результате повышается самооценка детей-инвалидов.
Еще существует проблема - это убедить родителей, что нельзя делать основной акцент только на лечении, игнорируя педагогическую реабилитацию. В этом случае их дети будут менее приспособлены к жизни, не смогут, повзрослев, адаптироваться и определиться. Поэтому разработаны так называемые «Золотые правила» для родителей.
В перспективе планируется совместно с Управлением образования администрации г. Чебоксары (к 01.09.2007г.) открыть на базе Центра школу надомного обучения, целью которой социализация учащихся, формирование у них коммуникативных навыков, создание для них возможности и условий общения со сверстниками. Таким образом, средствами образования мы будем способствовать жизненному самоопределению ребенка и его социальной защите, будем решать вопросы воспитательного характера.
Естественно, в этом случае, повысится и роль семьи в образовательно-воспитательном процессе своего ребенка, и образование ребенка будет осуществляться в более полном аспекте, нежели при обучении его в домашних условиях. В этом случае расширятся возможности всех специалистов Центра по осуществлению целенаправленной социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Назад Оглавление Далее