aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Потребность инвалидов трудоспособного возраста в социальной реабилитации

Пермский край, г. Пермь ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов» Ю. А. Мавликаева, В. А. Бронников

Важнейшим направлением комплексной реабилитации инвалидов является реализация социального ее компонента. В рамках целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006-2008 годы» проведено изучение нуждаемости инвалидов трудоспособного возраста в мерах социальной реабилитации по специальной программе. В исследовании приняли участие более 1100 лиц трудоспособного возраста, проходившие освидетельствование (переосвидетельствование) в бюро медико-социальной экспертизы в 2006 году.
Полученные результаты свидетельствуют, что социальная реабилитация (СР) требуется 96% обследованных. Наибольшая потребность в ней отмечается среди инвалидов I и II группы (98,4% и 97,9%, соответственно). Инвалиды, проживающие в сельской местности, несколько чаще нуждаются в этом виде реабилитации, чем городские жители (97,7% и 95,1% соответственно). При этом в мерах социальной реабилитации нуждаются все инвалиды I и II группы, проживающие в сельской местности.
Высокая востребованность услуг социальной реабилитации отмечается во всех возрастных группах. Наибольшую потребность в них испытывают лица в возрасте 18-29 лет (98,4%) и 50-59 лет (97,6%). Несколько ниже она у 30-39 (95%) и 40-49-летних инвалидов (91,6%). Более высокий уровень потребности в данных услугах отмечен у инвалидов I группы. Полиномиальные регрессионные модели, составленные по данным нуждаемости инвалидов I и III группы в социальной реабилитации, имеют достоверные различия по F-критерию (p<0,05) (рис. 1).

Рис. 1. Потребность инвалидов I и III группы в социальной реабилитации в зависимости от возраста (показатель на 100 обследованных)

Потребность инвалидов I и III группы в социальной реабилитации

Анализ потребности в различных видах социальной реабилитации показал, что в целом для инвалидов и их семей приоритетным является информационная поддержка и консультационная помощь (83,4 на 100 обследованных). На втором месте по значимости находится социальнопсихологическая реабилитация, она требуется каждому второму инвалиду трудоспособного возраста. Среди видов психологической помощи наиболее востребованными являются психологическая коррекция (34,1%), психодиагностика (31,4%), психологическая помощь семье (16,7%). Наиболее высока потребность в психологической коррекции у инвалидов с онкологическими заболеваниями, болезнями нервной и эндокринной системы, имеющих I и II группу (48,0%, 50,7% и 57,1% соответственно). Психологическая диагностика чаще требуется инвалидам вследствие болезней нервной системы и органов чувств, последствий травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов кровообращения. Психологическая помощь требуется семьям, имеющим инвалидов вследствие онкозаболеваний, последствий травм. Содействие в решении личных проблем необходимо 36 из 100 обследованных. Важное значение имеет адаптационное обучение инвалида и его семьи, а также оказание юридической помощи. В этих видах помощи нуждается каждый четвертый обследованный.
Показатель потребности инвалидов в посторонней помощи и уходе составляет 22,5 на 100 обследованных, из них в постоянной посторонней помощи - 39,6%, частичной посторонней помощи - 60,4%. В уходе нуждаются все инвалиды I группы, из них 78,7% лиц требуется постоянная посторонняя помощь. Потребность инвалидов II группы значительно ниже - 21,6, а III группы - 1,2 на 100. В уходе чаще нуждаются молодые инвалиды (18-29 лет) (36,6 на 100) и лица в возрасте 5459 лет (30,2 на 100). Потребность в нем сельских жителей выше, чем городских (26,8 и 21,0 на 100, соответственно). Посторонний уход наиболее востребован при болезнях нервной системы (49,0%), травмах (41,6%), онкологических заболеваниях (26,5%), врожденных пороках развития (23,1%), болезнях костно-мышечной системы (19,5%), заболеваниях органов кровообращения (19,2%). Каждый пятый среди обследованных лиц нуждается в социокультурной реабилитации. Обеспечение и обучение пользованию техническими средствами реабилитации требуется в основном инвалидам вследствие заболеваний опорно-двигательного аппарата, последствий травм, болезней глаз, а также заболеваний органов кровообращения.
Наименьшая потребность отмечается в переоборудовании квартиры с учетом психосоматических возможностей, а также в реабилитации средствами физкультуры и спорта (в 4,9 случаях на 100 обследованных). Необходимость в адаптации жилья в соответствии с нуждами пациентов отмечается у инвалидов с последствиями травм (55,0%), болезнями органов кровообращения (33,9%), заболеваниями опорно-двигательного аппарата (7,1%) и нервной системы (3,6%). В установке поручней и пандусов нуждаются 25,7% инвалидов, изменении этажа проживания - 18,1%, настиле нескользящих полов - 17,1%, расширении дверных проемов и переоборудовании санузла - по 14,3%, благоустройстве жилья - 5,3%, переоборудовании электропроводки - 3,3% от общего числа нуждающихся в этом виде помощи.
Потребность в социальной реабилитации у мужчин выше, чем у женщин (p<0,001). Причем максимальный показатель отмечен у мужчин, имеющих I группу инвалидности; он превышает таковой у женщин в 1,5 раза (p<0,001). Мужчины в 1,5-3 раза чаще, чем женщины нуждаются в обеспечении и обучении пользованию техническими средствами реабилитации, адаптации жилья, содействии в решении личных проблем. Тогда как для женщин более актуальна социальнопсихологическая реабилитация.
Отмечаются определенные различия в видах социальной реабилитации с учетом тяжести инвалидности. Чем выше степень инвалидности, тем больше потребность в СР. Так, если каждому инвалиду I группы требуется в среднем четыре, то инвалиду II группы - три, III группы - два вида социальной реабилитации.
Большое влияние на спектр услуг социальной реабилитации оказывает характер и степень ограничения жизнедеятельности. Наиболее высокий уровень потребности в видах социальной реабилитации отмечен у инвалидов с ограничением способности к самообслуживанию (358,2 на 100 обследованных) и передвижению (345,5 на 100). Несколько ниже данный показатель у лиц, имеющих ограничение способности к общению (317,8 на 100 обследованных), к обучению (302,7) и к трудовой деятельности (279,8).
Инвалиды, имеющие ограничение жизнедеятельности 3-й степени (I группа инвалидности), нуждаются, прежде всего, в уходе, а также социально-психологической реабилитации, информировании и консультировании, адаптационном обучении, обеспечении и обучении пользованию техническими средствами реабилитации. Это видно на примере лиц, имеющих ограничения способности к передвижению (рис. 2).
У лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности 2-й степени (II группа инвалидности), спектр социальных услуг включает социально-психологическую реабилитацию, информирование и консультирование, адаптационное обучение, а также уход и социокультурную реабилитацию (рис. 3).
Инвалиды с 1-ой степенью ограничения жизнедеятельности (III группа инвалидности) нуждаются в основном в социально-психологической и информационно-консультационной помощи (рис. 4). Аналогичные тенденции потребностей в услугах социальной реабилитации в зависимости от степени ограничения отмечаются и при других видах ограничения жизнедеятельности.
Следовательно, чем тяжелее степень ограничения жизнедеятельности, тем выше потребность в специализированном уходе и квалифицированном обучении персональному уходу, сохранности, социальным навыкам, пользованию техническими средствами реабилитации. У инвалидов с менее выраженной степенью ограничения значительно выше потребность в социализации и интеграции в общество. Поэтому среди них высока потребность в информационных, консультативных услугах, юридической помощи, помощи в решении личных проблем, а также в социокультурной реабилитации.

Потребность лиц трудоспособного возраста

Рис. 2. Потребность лиц трудоспособного возраста, имеющих ограничение способности к передвижению 3-ей степени (I группа инвалидности), в различных видах социальной реабилитации. Обозначения: 1- уход; 2 - социально-психологическая реабилитация; 3 - информирование и консультирование; 4 - адаптационное обучение; 5 - обеспечение и обучение пользованию тех. средствами; 6 - адаптация жилья; 7 - социокультурная реабилитация; 8 - реабилитация средствами спорта; 9 - содействие в решении личных проблем; 10 - оказание юридической помощи

Потребность лиц трудоспособного возраста, имеющих ограничение способности к передвижению

Рис 3. Потребность лиц трудоспособного возраста, имеющих ограничение способности к передвижению 2-й степени (II группа инвалидности), в различных видах социальной реабилитации. Обозначения: 1- уход; 2 - социально-психологическая реабилитация; 3 - информирование и консультирование; 4 - адаптационное обучение; 5 - обеспечение и обучение пользованию тех. средствами; 6 - адаптация жилья; 7 - социокультурная реабилитация; 8 - реабилитация средствами спорта; 9 - содействие в решении личных проблем; 10 - оказание юридической помощи

Потребность лиц трудоспособного возраста, имеющих ограничение способности к передвижению 1-й степени

Рис. 4. Потребность лиц трудоспособного возраста, имеющих ограничение способности к передвижению 1-й степени (III группа инвалидности), в различных видах социальной реабилитации. Обозначения: 1- уход; 2 - социально-психологическая реабилитация; 3 - информирование и консультирование; 4 - адаптационное обучение; 5 - обеспечение и обучение пользованию тех. средствами; 6 - адаптация жилья; 7 - социокультурная реабилитация; 8 - реабилитация средствами спорта; 9 - содействие в решении личных проблем; 10 - оказание юридической помощи

Таким образом, проведенное исследование выявило высокую потребность инвалидов трудоспособного возраста в социальной реабилитации в целом, а также дифференцированность структуры услуг, определяемой не видом инвалидизирующего заболевания, а ведущим ограничением жизнедеятельности. При этом можно выделить 4 основных блока потребностей (В. А. Бронников, 2006):
1. уход, адаптационное обучение семьи и инвалида навыкам независимого функционирования, обучение пользованию техническими средствами, адаптация жилья (эргономический аспект), содействие в решении личных проблем (т.е. наиболее важные сферы жизни);
2. социально-психологические, включающие все виды психологического сопровождения на разных этапах реабилитации;
3. информационное обеспечение инвалида и его семьи, оказание им юридической помощи;
4. социокультурная реабилитация и адаптивная физкультура и спорт (АФК).
Группа потребностей четвертого блока, а именно социокультурная реабилитация и АФК - это современные технологии не только социальной реабилитации, но и технологии социальной интеграции инвалидов в общество, так как они опираются, с одной стороны, на имеющиеся способности и возможности человека, а с другой, подразумевают обязательную включенность инвалида в общественные отношения (выставки, посещение театров, библиотек, участие в спортивных состязаниях и т.д.). Подготовка специалистов по социокультурной реабилитации и АФК, только что начинает осуществляться на базе педагогических и медицинских ВУЗов. В связи с чем, большое значение для удовлетворения данных потребностей приобретает уже имеющийся ресурс общественных организаций и спортивных учреждений (ведомств физкультуры и спорта, культуры). Для клиентов социальных служб и реабилитационных центров, а именно инвалидов I и II групп, данные технологии социальной реабилитации могут широко использоваться с целью восстановления и развития способностей к передвижению, общению, общественной деятельности, так как сопровождаются высоким положительным психо-эмоциональным и мотивационным уровнем, т.е. данные технологии могут рассматриваться как социотерапевтические.
Третий блок потребностей, а именно информационное обеспечения инвалида и его семьи, также оказание юридической помощи, содержит в себе, прежде всего, правовой и информационный компонент. Удовлетворение этого блока потребностей, как правило, является прерогативой правозащитных общественных организаций инвалидов, а также информационно-издательских комплексов (организаций). Безусловно, оказание квалифицированной юридической помощи специалистом по социальной работе, имеющим социально-правовую специализацию в условиях реабилитационного центра предпочтительнее, но не всегда возможно в связи с недостаточным количеством данных специалистов. Кроме того, подготовка справочных изданий, особенно информирующих население о полном перечне предоставляемых реабилитационных услуг в каждой конкретной территории, также требует привлечение специалистов, работающих с инвалидами.
Удовлетворение потребностей второго блока, а именно социально-психологических требует проведения квалифицированных психологических мероприятий: психологическая диагностика, психологическая консультация, психологический тренинг, психотерапевтическое воздействие, включая индивидуальные и групповые формы реабилитационной работы, целью которых является сформировать мотив, направленный на достижения успеха в реабилитационной деятельности. При этом возникает необходимость не разового психологического воздействия, а реализации долгосрочных программ психологического сопровождения всех направлений (технологий) реабилитации - медицинской, профессиональной, социально-бытовой, социально-средовой, занятия АФК и т.д.), так как разные виды социальной активности требуют от инвалидов разных установок, предъявляют к ним разные психологические требования и диктуют необходимость разнообразных форм адаптивного поведения. Последнее может значительно меняться и зависеть от тяжести инвалидизирующего заболевания, от нозологической формы, пола, возраста и ряда других факторов. В этом случае необходимо индивидуальное формирование программ психологического сопровождения с учетом структуры психологического дефекта, либо со стороны высших психических функций (преобладание когнитивного дефицита), либо со стороны эмоциональноволевой и личностной сферы (преобладание тревожно-депрессивного компонента). Совершенно очевидно, что удовлетворение данного спектра психологических потребностей возможно только высококвалифицированным специалистом - психологом, имеющим достаточный уровень подготовки, а реализация данных программ возможна в условиях только специализированного реабилитационного учреждения.
Удовлетворения потребностей первого блока, включающего уход, адаптационное обучение семьи и инвалида навыкам независимого функционирования, обучение пользованию техническими средствами, адаптация жилья (эргономический аспект), содействие в решении личных проблем (т.е. наиболее важные сферы жизни) с целью установления физической независимости инвалида, подбора ему оптимального вида продуктивной деятельности и социального функционирования (эрготерапевтический аспект), а также формирования семейного реабилитационного пространства, представляет собой наиболее важный и собственно содержательный компонент социальной реабилитации. При этом необходимым условием является то, что восстановление социального функционирования должно происходить в конкретно социально-бытовых, социально-средовых условиях (жилой модуль, включающий все необходимые функциональные зоны: кухня, гостиная, туалет, ванна, либо смоделированные или реальных условиях магазина, библиотек, вокзала, сада, огорода и т.д.). Во всем мире это является предметом деятельности эрготерапевтов. В настоящее время данная специальность крайне необходима в реабилитационных центрах, работающих с инвалидами, и является совершенно инновационной и современной технологией социальной реабилитации.
Полученные материалы имеют важное значение для планирования целевых программ, осуществление которых поможет реализовать права человека с инвалидностью на независимое функционирование и социальную интеграцию.

Назад Оглавление Далее