aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Компенсация инвалиду (его законному представителю) расходов, понесенных им в связи с самостоятельной оплатой мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации

Механизм компенсации расходов инвалидов или родителей детей-инвалидов, понесенных ими в связи с приобретением реабилитационных услуг, указанных в ИПР, за собственный счет, базируется на ст. 11 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»: «Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду».

По большому счету, нас интересуют два вопроса. Во-первых, в каких случаях человек с инвалидностью имеет право на получение компенсации по факту произведенных затрат? А во-вторых, расходы на услугу, техническое средство реабилитации, которые инвалид приобрел за собственный счет, возмещаются ему в полном объеме или частично?

Для ответа на первый вопрос проведем системный анализ статьи 11 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» во взаимосвязи с другими положениями данного закона.

Так, ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Минимальный объем реабилитационной помощи, который государство обязуется профинансировать из средств федерального бюджета, получил свое закрепление в принятом Федеральном перечне (мы сейчас преднамеренно не говорим о Самарском региональном перечне), следовательно, можно было бы сделать вывод о том, что инвалид (родитель ребенка-инвалида), самостоятельно решивший вопрос об обеспечении себя реабилитационной услугой, средством реабилитации по ИПР, приобретает право на компенсацию лишь в случае, если они содержатся в Федеральном перечне. Это не совсем так.

Мы уже обращали Ваше внимание на тот печальный факт, что Федеральный перечень является крайне скудным и не отражает всех потребностей людей с инвалидностью в реабилитационных услугах, скажем, в нем отсутствуют какие-либо мероприятия по социальной реабилитации, хотя законодательно социальная реабилитация является важнейшим направлением реабилитации. При этом недопустимо, чтобы распоряжением Правительства, а именно им был утвержден Федеральный перечень, был снижен минимальный объем гарантированной реабилитационной помощи, кратко очерченный в Законе «О социальной защите инвалидов в РФ», где говорится о том, что реабилитация включает в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Нам представляется совершенно очевидным, что успешное решение задач реабилитации невозможно в условиях тотального игнорирования социальной составляющей. Не нам давать советы и рекомендации многоуважаемым законодателям, пекущимся о благе людей с инвалидностью, однако мы отважимся обратить их внимание на то, что по зрелом размышлении содержание Федерального перечня должно совпадать с содержанием формы ИПР. Принимать документы, касающиеся жизненно важных интересов людей с инвалидностью по принципу «Доктор действовал во благо, только благо не мое», безнравственно!

Таким образом, наша позиция заключается в том, что Вы имеете право получить компенсацию не только в случае, если приобретенная Вами услуга, техническое средство реабилитации входит в Федеральный перечень, но и мероприятия, услуги по социальной реабилитации, не вошедшие в Перечень. Конечно, при условии, что они указаны в ИПР.

Однако это становится возможным лишь в рамках судебного разбирательства.

Для ответа на второй вопрос обратимся к Постановлению Правительства РФ “О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями”.

Если предусмотренное ИПР техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно обеспечил себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду по ИПР.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида (его законного представителя) о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы.

Выплата компенсации инвалиду осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по его желанию).

При решении вопроса о компенсации важен следующий момент: право на компенсацию расходов, понесенных инвалидами (их законными представителями) в связи с самостоятельной оплатой мероприятий, услуг, технических средств реабилитации по ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Если организации (специалисты), которые оказывают Вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами ФСС рассматриваться не может.

Взаимодействие инвалидов, рассчитывающих на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов ФСС должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР, должны производить территориальные органы фонда социального страхования. Примерная форма такого заявления приводится в приложении №4. Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС. Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

Назад Оглавление Далее