aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

13. Значение развития мелкой моторики в процессе реабилитации инвалидов

Пермский край, п. Ильинский ГКУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания населения»
А. К. Зобачева

Все органы и системы организма соотносятся с одной или несколькими энергетическими зонами тела человека, а на кистях и стопах находятся аналогичные проекционные зоны. Каждый палец кисти и стопы соответствует как всему телу, так и отдельным его составляющим, являясь периферическими участками, заключает в себе мощный контролирующий потенциал. Системы соответствия пальцев характеризуются быстротой и точностью получаемого результата. Поэтому развитие мелкой моторики или манипулятивной функции кисти и стопы имеет большое значение в жизни каждого человека, особенно человека с ограниченными физическими или умственными способностями. Именно развитие мелкой моторики позволяет человеку быстрее овладеть бытовыми навыками, способствует становлению многих психических функций: внимания, памяти, речи. Под влиянием упражнений на развитие мелкой моторики происходит оптимизация межполушарных взаимодействий, активизируются интеллектуальные и познавательные процессы. Кроме этого клиент обучается доступным способам саморегуляции. Все это, в свою очередь, позволяет человеку заняться тем или иным видом деятельности, что приводит к наибольшей адаптации его в обществе и самореализации.
Специалисты отделения реабилитации КЦСОН, опираясь на имеющуюся методическую и материально-техническую базу по развитию мелкой моторики, разработали для клиентов разных возрастов (дети-инвалиды, инвалиды трудоспособного возраста, инвалиды пожилого возраста) индивидуальные методики, учитывая клинику заболевания, имеющиеся функциональные изменения. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся с целью стимуляции процессов активизации мозга, восстановления функций движения верхних и нижних конечностей на специальных занятиях, а также на занятиях эрготерапии и трудотерапии ежедневно. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики делится на этапы, включающие методики, направленные на решение определенных задач (таблица 1).
Краткий комплекс проводится в процессе обучения клиентов самообслуживанию, а также во время перерывов между монотонными упражнениями.

Таблица 1
Упражнения по развитию мелкой моторики

Полный комплекс
Методики (этапы) Задачи методики
1. Массаж /самомассаж/ Разогрев, расслабление, улучшение кровоснабжения мышц кисти
2. Растяжение Расслабление мышц кисти, улучшение глубокой чувствитель ности
3. «Су-Джок» Активизация точек соответствия
4. Пальчиковая гимнастика Развитие новых движений
5. Мудры Гармонизация жизненно- важных центров
6. Восстановительная (функциональная)трудотерапия Восстановление нарушенных функций движения
7. Растяжение (поглаживание) Расслабление мышц, снятие напряжения после работы
Краткий комплекс
Методики (этапы) Задачи методики
1.Самомассаж Разогрев, расслабление, улучшение кровоснабжения мышц кисти
2. Растяжение Расслабление мышц кисти, улучшение глубокой чувствитель ности
3.Пальчиковая гимнастика (фрагменты) Развитие новых движений
4. Растяжение Расслабление мышц, снятие напряжения после работы

В начале и конце курса реабилитации проводится диагностика по методике «Возможности кисти ABILHAND», а также обследование мелкой моторики по специальной карте, которое включает кинетические и кинестетические пробы. Кинетические пробы позволяют определить двигательные возможности пальцев, а кинестетические - их чувствительность. Данная карта разработана для обследования мелкой моторики ребенка, но оказалась результативной и для взрослых инвалидов. Кроме этого, для динамического контроля используется методика «Шкала самочувствия».

Практически на каждом занятии по развитию мелкой моторики (полный комплекс) проводятся физические упражнения трудовой направленности (восстановительная трудотерапия), которые
являются биологически обоснованным лечебным методом, мобилизующим естественные силы организма. При трудовой терапии сам процесс функционирования пораженной системы выступает в качестве лечебно-восстановительного и поддерживающего фактора. Трудовые движения и операции, особенно с участием мелкой моторики, стимулируют физиологические процессы, способствуют нормализации функционирования основных систем организма, дисциплинируют, восстанавливают концентрацию внимания, стабилизируют эмоциональное состояние. Упражнения по трудовой терапии (функциональной) подбираются с учетом клинической картины заболевания и имеющихся функциональных изменений.
Часто в отделение поступают клиенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, а также с последствиями перенесенного инсульта. В последнем случае имеет место спастический гемипарез, характеризующийся отсутствием произвольных движений, повышением мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов, в связи с чем целью занятий по развитию мелкой моторики является восстановление простейших двигательных навыков самообслуживания. С этой целью используются упражнения с мелкими движениями: складывание бумаги, лепка, собирание монет со стола, спичек, сортировка пуговиц, риса и гороха. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Выраженная в разной степени общая моторная недостаточность у клиентов с последствиями инсульта затрудняет восстановление речевых функций. Поэтому для данной группы больных используем такие методики, как «Су Джок», пальчиковая гимнастика, «Мудры». «Су Джок-терапия» проста и экономична (Су-кисть, Джок-стопа). Используя системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах, человек может восстанавливать утраченные функции организма с помощью воздействия на определенные точки кисти, стопы. Упражнения просты: инструктор или сам клиент (зависит от степени сохранности двигательных функций кисти и пальцев) прокатывают по ладоням, тыльной стороне кисти, по пальцам маленький шарик- тренажер, а затем специальным кольцом массируют каждый палец, прокатывая его от основания пальца до кончика и обратно. «Мудра» («йога» пальцев) - это особое положение рук, строго определенное каноном. Специалистам известны сотни различных значений в комбинациях и фигурах, изображенных пальцами. Нами используются 25 мудр, которые доступны каждому и не имеют противопоказаний.
Все упражнения выполняются спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Их продолжительность от 5 до 15 минут. Специалисты, разработавшие данную методику, утверждают, что упражнения дадут эффект, если общая продолжительность мудры 45 минут. Поэтому данная процедура (в соответствии с функциональным нарушением у клиента) используется и на занятиях ЛФК, рекреационной терапии. Занятия по развитию мелкой моторики проводят инструкторы-трудотерапевты под руководством и совместно со специалистами отделения реабилитации: врачом-неврологом, психологом, инструктором-методистом ЛФК, реабилитационными медсестрами (массаж, физиотерапия).

С целью оценки эффективности занятий по развитию мелкой моторики в течение года (сентябрь 2006 - август 2007 года) специалисты анализировали результаты наблюдений (которые велись за клиентом постоянно) и результаты диагностических проб у инвалидов разных возрастов с учетом их функциональных нарушений. Анализ показал, что 38% клиентов отметили улучшение сна, 16% - уменьшение болевых ощущений, 23% - улучшение общего самочувствия, 22% - улучшение эмоционального состояния уже через неделю занятий, хотя по результатам кинестетических проб значительных изменений за этот промежуток не происходило. Активность пальцев и кисти улучшается в третью - четвертую неделю занятий. Свидетельством этого является тот факт, что у 87,5% клиентов повышается потребность в активной трудовой деятельности (посильной), у 70% - способность к самообслуживанию (по результатам кинетических, кинестетических проб), у 87% - потребность в общении, у 51% уменьшаются болевые ощущения. Данные результаты отмечаются как у инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата, так и с заболеваниями сердечно- сосудистой системы.

Например:
Ерошов С. Н., 1972 г. р., инвалид 3 группы, заболевание сердечно- сосудистой системы (через 5 месяцев после операции на сердце). За время реабилитации отмечены следующие изменения: уменьшение болевых ощущений с 8 до 6 баллов (по 10 бальной шкале), раздражительности с 8 до 3 баллов, улучшение сна с 7 до 10 баллов, памяти с 4 до 9 баллов, изменение показателя «желания жить» с 5 до 9 баллов. Улучшение результатов кинетических и кинестетических проб в 2 раза.
Мудрых Л. А., 70 лет, инвалид 2 группы. Проходила реабилитацию через 2 месяца после инсульта. Результаты следующие: уменьшение раздражительности с 8 до 4 баллов, улучшение сна с 5 до 8 баллов, памяти с 5 до 8 баллов. Показатели овладения социально-бытовыми навыками повысились с 91 до 110 баллов (из возможных 156).
Денисов С.А.,41 год, инвалид 2 группы, поражение опорно-двигательного аппарата (последствие ДТП). Отмечено уменьшение болевых ощущений с 9 до 5 баллов, раздражительности с 9 до 4 баллов, увеличение потребности в общении с 3 до 7 баллов, изменение показателя «желание жить» с 3 до 7 баллов. Показатели овладения социально-бытовыми навыками повысились с 87 до 121 балла.
Швецов А. М., 22 года, инвалид 3 группы, поражение опорно-двигательного аппарата вследствие перенесенного энцефалита (нарушение деятельности вестибулярного аппарата). Результаты динамического контроля показали: уменьшение болевых ощущений с 7 до 5 баллов, снижение раздражительности с 6 до 3 баллов, увеличение общей активности с 5 до 8 баллов, улучшение эмоционального состояния с 5 до 8 баллов. Пробы на пальцевой гнозис дали позитивные изменения (с 10 до 13 баллов).
Таким образом, регулярные ежедневные занятия по развитию мелкой моторики способствуют устранению или возможно более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, в частности способности действовать руками, что значительно увеличивает физическую независимость человека с ограниченными возможностями.

Назад Оглавление Далее