aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

3. Социально-психологическая адаптация пожилых людей в стационарном учреждении - важный этап реабилитационного процесса

Пермский край, г. Пермь Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Пермского края «Верхне-Курьинский геронтологический центр»
З. Н. Миндубаева

Одной из проблем в создании реабилитационной среды в стационарном социальном учреждении является организация социально-психологической адаптации пожилых и старых людей как специфический этап социальной реабилитации.
Для пожилых людей поступление на стационарное обслуживание является критическим моментом в жизни, а зачастую - стрессовой ситуацией. После переезда в учреждение пожилые граждане лишаются привычного окружения знакомых и близких людей, утрачивают возможность пользоваться любимыми вещами и т.д. Оказавшись в учреждении социального обслуживания, пожилой человек вынужден подчиниться ряду требований «общежития», должен считаться с новым окружением, общаться с другими лицами, может быть не всегда ему приятными. Поступление в такое учреждение ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых и психических заболеваний, а также смертельных исходов.
Пребывание в стационаре создает для пожилого человека некий психологический дискомфорт и нередко сопровождается болезненным состоянием, которое протекает как реакция дезадаптации. Реакции дезадаптации, обусловленные, прежде всего изменением жизненного стереотипа - помещением в стационарное учреждение, могут клинически протекать по невротическому типу с субдепрессивными или психопатоподобными проявлениями.
При субдепрессивных состояних: пожилые люди испытывают чувство тоски, тревоги. Одни из них малословны, уединяются, другие напротив неусидчивы, обращаются за разъяснениями к окружающим, ищут сочувствия и поддержки. Содержанием их переживаний являются чувство сожаления о своем решении поступить в учреждение, ощущение безвозвратной потери прежних знакомств. Нередко эти состояния сопровождаются нарушением сна, эмоциональной неустойчивостью, слезливостью.
В других случаях возможны реакции дезадаптации психопатоподобного характера, когда пожилые люди, поступившие в учреждение, выражают недовольство, бурный протест, негативное отношение к условиям проживания в учреждении.
Замечено, что особенности патологии характера личности являются благоприятной почвой, предрасполагающей к возникновению реакций дезадаптации. Эти реакции чаще возникают у эмоционально лабильных личностей, с тревожно-мнительными чертами характера, повышенно возбудимых.
Реакция дезадаптации может возникать не только в момент поступления, но и позднее при переводе из приемно-карантинного отделения, а также при неблагоприятном расселении. Предупреждение болезненных реакций, обусловленных помещением пожилого на стационарное обслуживание - одна из задач, которая стоит перед работниками учреждения.
Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления в стационарное учреждение, устранить невозможно, первоочередное значение для пожилого клиента приобретает помощь и морально-психологическая поддержка со стороны обслуживающего персонала. В этих условиях особое значение приобретает работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям проживания.
В социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста можно выделить три основных этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе:
1. Пребывание в приемно-карантинном отделении
Предотвратить возникновение реакций дезадаптации можно с помощью умело поставленной разъяснительной психотерапевтической работы, которую необходимо начинать уже с первых дней пребывания в стационарных условиях. Именно карантинное отделение, где пожилые находятся в соответствии с требованиями санитарно-противоэпидемического режима, должно выполнять функции подразделения, где выясняются возможности адаптации. На данном этапе актуальна роль специалиста по социальной работе, который осуществляет разъяснение целей и задач учреждения, знакомит с распорядком дня, расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами приема администрации. Им используются разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуговых мероприятиях, возможно в форме стендов, альбомов, все это способствует лучшей адаптации, помогает снизить неуверенность, тревожность клиента. В этот период важно установить причину поступления на стационарное обслуживание. Возможна конфликтная ситуация в семье, что осложняет эмоционально-психологическую адаптацию клиента и потребует активного вмешательства специалистов в адаптивный процесс. Необходимо подробнее ознакомиться с характериологическими особенностями пожилого человека, изучить его жизненный путь, выявить его привычки и наклонности, что поможет более адекватно поселить пожилого человека, подобрать ему соседа.
Для получения информации об общественной жизни в помещениях приемно-карантинного отделения обязательно установить радиоприемники (желательно с наушниками), телевизор, большие настенные часы с крупными цифрами, настенные календари, газеты, журналы.
2. Размещение для проживания в учреждении.
После недельного пребывания в приемно-карантинном отделении клиенты переводятся в отделение для постоянного проживания. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для пожилого человека. Наиболее трудные для пожилых людей первые 3-4 недели пребывания в учреждении. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям, поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми лицами, строгая регламентация распорядка дня - все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. В этот период часто возникают простудные заболевания, обострения хронической патологии. Для успешной социально-психологической адаптации пожилого человека важным является его удачное «поселение», т.е. размещение в отделении. При переводе пожилого человека в жилую комнату нередко возникают сложности совместного проживания с соседями. Из приемно-карантинного отделения клиенты должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется в нашем центре совместными усилиями медицинских работников, специалиста по социальной работе, психолога. Вновь поступивший пожилой клиент становится объектом повышенного внимания всех сотрудников, которые помогает ему найти свое место в коллективе и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа.
3. Третий более длительный период - проживание пожилого человека в стационарном социальном учреждении первые 6 месяцев. Перед пожилым человеком встает проблема окончательного решения: остаться или вернуться в прежние, привычные домашние условия. В этот период одним из эффективных методов адаптации является так называемая «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата, обстановки домашнего уюта и комфорта, а также сохранение целесообразной активности пожилых людей, трудовой занятости и содержательного досуга. Для лиц пожилого возраста, находящихся в стационарных учреждениях, чрезвычайно важно сохранение и поддержание активного образа жизни, что будет способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям. При организации занятости пожилых необходимо сместить акценты с малоподвижного образа жизни, рекомендовать терапию движением, использование методов лечебной физкультуры, активного досуга.
Данный этап представляет широкое поле деятельности для психолога и специалиста по социальной работе (экспериментально-психологическое обследование, индивидуальная психотерапевтическая работа, групповая психокоррекционная работа и др.). Для формирования положительного эмоционального настроя используются все проводящиеся в учреждении групповые занятия и мероприятия.
Нередко реакция дезадаптации возникает в результате недостаточной информированности пожилых людей об условиях пребывания в учреждении. В этом случае важную роль для социально-психологической адаптации пожилых людей играет информация о самом стационарном социальном учреждении. Как показывает практика, большинство пожилых лиц на момент поступления имели недостаточные сведения о предоставлении социального обслуживания, идентифицировали учреждение с больницей, с ежедневными обходами врачей. Недостаточная информация вызывала и поддерживала повышенную тревожность и неблагоприятно сказывалась на последующей адаптации их к новым условиям.
Во время пребывания в стационарном учреждении лица пожилого возраста нуждаются в постоянном общении не только между собой, им необходим приток информации «извне» со стороны «здорового» окружения, обслуживающего персонала.
Одним из важных положений совершенствования работы по социальной адаптации лиц пожилого возраста является необходимость дифференциации контингента, главным критерием которой является способность лиц пожилого возраста к социальной активности.
В совершенствовании социальной адаптации пожилых людей немаловажную роль играет подготовка и повышение квалификации обслуживающего персонала. Очень важно, чтобы все, кто работает с лицами пожилого и старческого возраста, знали об особенностях старения, о возрастных особенностях психики и течения соматических заболеваний, владели принципами психотерапевтической тактики, знали основы деонтологии.
Считаем, что все предлагаемые мероприятия по социальной адаптации пожилых людей должны носить не эпизодический, а системный характер. Для каждого пожилого клиента должна быть разработана индивидуальная программа социально-психологической адаптации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация пожилых людей сложный процесс, в результате которого деформированная старением, множественной соматической патологией и стрессовой ситуацией личность приспосабливается к новым условиям существования. Длительность и результативность этого процесса определяется соотношением личностных особенностей пожилых людей и своеобразием социального окружения.

Назад Оглавление Далее