Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Социальная реабилитация   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Раздел 3. Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов на уровне субъектов Российской Федерации

В порядке реализации основных положений государственной программы и программ субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о формировании территориального информационного ресурса - сайта (портала) «Карта доступности объектов и услуг на территории (соответствующего) субъекта Российской Федерации» (далее – сайт «Карта доступности»).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняющий функции по реализации государственной политики и координации деятельности в сфере социальной защиты населения (орган социальной защиты населения субъекта РФ) выступает от имени и по поручению высшего ИОГВ заказчиком работ по созданию соответствующего информационного ресурса – с последующей подготовкой организационно-распорядительного документа о создании, регистрации и поддержании деятельности этого ресурса (в порядке, установленном на территории субъекта РФ). В данном случае именно орган социальной защиты населения (ОСЗН) субъекта РФ будет выступать в качестве владельца и организатора администрирования сайта.
С учетом специфики и возможностей региона (субъекта РФ) может быть принято решение о создании самостоятельного сайта, либо о развитии его как части действующего на территории субъекта РФ более мощного информационного ресурса – портала по проблемам инвалидов, либо в структуре единого информационного портала органа исполнительной власти субъекта РФ.

3.1 Организация процесса формирования и обновления карт доступности: порядок сбора, обработки информации, управление содержанием сайта «Карта доступности объектов и услуг на территории субъекта РФ»

Формирование и обновление информации на сайте «Карта доступности» основано на материалах, полученных (получаемых) органами социальной защиты населения субъектов РФ в процессе паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг, проводимой на территории субъекта РФ.
При этом, основным учетным документом, принимаемым в качестве источника информации для введения соответствующих данных на сайт «Карта доступности» является «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры» (приложение В.2), сформированный на основании информации, полученной от руководителя (собственника) объекта социальной инфраструктуры (приложение В.3), а также (при необходимости) Акта обследования объекта социальной инфраструктуры (приложение В.4). Сводная информация об объектах социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ и оказываемых ими услугах населению (в том числе инвалидам и другим маломобильным гражданам), о характере их деятельности, а также о состоянии доступности, полученная в результате паспортизации, собирается в Реестре объектов социальной инфраструктуры и услуг» (приложение В.1). Организация, методика и технология заполнения, обработки указанных документов и принятия решений по их результатам представлена в «Методике паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность». В целом документооборот в системе работ по паспортизации (и последующей адаптации с учетом потребностей инвалидов) объектов социальной инфраструктуры и услуг представлен на схеме (рисунок 8).

Документооборот в системе паспортизации объектов социальной инфраструктуры

Как показано на рисунке, все описанные (формируемые в процессе паспортизации объектов и услуг) документы могут формироваться не только на бумажном носителе, но и (при наличии в регионе автоматизированной информационно-справочной системы по вопросам доступной среды жизнедеятельности) также в электронном виде. В этом случае информация по результатам паспортизации может быть передана в электронном виде на сайт «Карта доступности», который действует как часть в структуре единой АИС.
При отсутствии в регионе автоматизации процесса мониторинга на основе паспортизации состояния доступности объектов и услуг данные из паспортов доступности (копии паспортов доступности ОСИ) передаются администратору сайта на бумажном носителе и в электронной версии (на диске либо досылаются электронной почтой в прикрепленном файле).
В таблице 1 представлены основные участники процесса функционирования сайта «Карта доступности», их задачи, права, основные функции.
Функции заказчика при разработке сайта, а далее – владельца его - целесообразнее возложить на территориальный орган социальной защиты населения субъекта РФ. Именно он выступает организатором сбора информации, ее обработки, разработки проекта решения о состоянии доступности объекта либо необходимости его адаптации, а также решения о размещении соответствующей информации на общедоступном информационном ресурсе – на сайте «Карта доступности». В особых случаях такое решение принимается с участием территориальной Комиссии по координации работ в сфере доступной среды жизнедеятельности (при высшем ИОГВ субъекта РФ).
Для решения практических вопросов управления сайтом (в том числе технической поддержки и управления его содержанием ОСЗН может поручить администрирование с технической поддержкой, с решением задач по формированию и обновлению сайта - одному из подведомственных учреждений.
Поставщиками информации для наполнения содержания сайта являются учреждения различной ведомственной принадлежности, которые были включены в процесс паспортизации; в последующем они могут направлять в ОСЗН (на бумажном и электронном носителе) дополнительные сведения или информацию о произошедших изменениях на объекте, в том числе по результатам проведенных ремонтных или организационных работ по адаптации. Поставщики услуг для инвалидов, являющиеся негосударственными организациями, как правило, направляют соответствующую информацию самостоятельно. Государственные учреждения и организации могут предоставлять соответствующую информацию через вышестоящую организацию (территориальный или ведомственный орган управления). Территориальные и ведомственные ИОГВ также могут выступать самостоятельными поставщиками информации, особенно в отношении объектов, не включенных в процесс паспортизации (в частности, по объектам транспорта, дорожно-транспортной инфраструктуры, рекреационным зонам и т.п.). Как правило, организатором сбора такой информации также выступает ОСЗН (субъекта РФ или территориального образования субъекта РФ).
В случае изменения данных об объекте, руководитель учреждения (организации), расположенной на объекте, либо руководитель вышестоящей организации может направить информацию об изменениях как в ОСЗН напрямую, так и через администратора сайта. Администратор после согласования с ОСЗН размещает полученную информацию о произошедших изменениях.
Пользователями информации, размещенной на сайте, могут быть в первую очередь, частные лица: как граждане с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды, МГН), так и специалисты, работающие с инвалидами – для получения информации с целью организации помощи инвалиду (информационной, консультативной, организационной). Пользователями также могут быть учреждения и организации: как поставщики услуг (государственные и негосударственные), так и общественные объединения инвалидов (ВОС, ВОГ, ВОИ) и другие.
Пользователи могут получить информацию об объектах, услугах, их доступности; об удобном маршруте следования к объекту (как по времени, так и по расстоянию), а также о наличии адаптированного транспорта, остановок (стоянок, парковок), пешеходных путей, светофоров; а также дополнительные сведения об объекте, об адаптации его основных структурно-функциональных зон; о формах обслуживания населения, графике работы; при необходимости с фотоиллюстрацией.
При необходимости получить поддержку или дополнительные разъяснения, консультацию, пользователи могут направить письмо администратору сайта в порядке обратной связи.

Таблица 1 Участники процесса функционирования сайта «Карта доступности» (формирования, обновления, пользования)

Вид участия Юридические и физические лица Задачи, функции, права
Владелец сайта ИОГВ субъекта в сфере социальной защиты населения – ОСЗН (или высший ИОГВ субъекта) Организация сбора, обработки информации; принятие решения о размещении ее на сайте или обновлении
Администратор сайта ОСЗН или учреждение (подведомственное ОСЗН) Управление содержанием, техническая поддержка;
ввод первичной и обновленной информации, (при необходимости – по согласованию с владельцем сайта)
Поставщики информации ИОГВ ведомственные и территориальные Учреждения и организации различных форм собственности Заполнение и представление информационных документов для рассмотрения ОСЗН; а также необходимого иллюстративного материала
Пользователи информации Частные лица:
- граждане с ограниченными возможностями здоровья: МГН, инвалиды
- специалисты, работающие с инвалидами Юридические лица:
- ООИ (ВОИ, ВОС, ВОГ),
- поставщики услуг инвалидам
Поиск информации:
- об объектах, оказываемых услугах;
- об их доступности для различных категорий инвалидов,
- о маршруте следования к объекту (времени, расстоянии, состоянии доступности) Направление сведений в порядке обратной связи (вопросы, предложения, дополнительная информация; потребности)

3.2 Технические параметры и программное обеспечение сайта «Карта доступности»

В перечень задач, решаемых в настоящем исследовании, не входило определение технических характеристик создаваемых сайтов и программных продуктов, которые могут быть использованы при создании карт доступности. Однако, в процессе анализа опыта формирования и обновления подобных сайтов в различных регионах России и за рубежом, авторами было принято решение о возможности высказать свои рекомендации по порядку выбора программных продуктов для создания сайта «Карта доступности» в субъекте Российской Федерации. Это решение вызвано необходимостью обеспечения единообразия технологии работы, возможностей поиска и обновления информации на картах, удобства ее получения различными категориями потребителей (инвалидами и иными гражданами), проживающих в различных регионах, исходя из принципов «универсального дизайна», в том числе сопоставимости и обмена информацией на основе взаимодействия сайтов, создаваемых на территории Российской Федерации.
В процессе работы были сопоставлены функциональные возможности интерактивных карт доступности, сформированных на различных сервисах («GoogleMaps», «Яндекс.Карты», «2ГИС», «24geo.ru»), а также их внешний вид, дизайн, графика, набор инструментов, используемые символы. Каждый из использованных российскими и зарубежными разработчиками программных продуктов, взятых за основу при создании интерактивных карт доступности отвечает основным требованиям, предъявляемым к геоинформационным системам (ГИС), и каждый из них может служить платформой для создания дополнительных слоев, отражающих информацию о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг.
Однако, для соблюдения принципов универсальности и сопоставимости информации, возможностей обмена ею на территории России, представляется наиболее оптимальным выбором для разработки сайтов в субъектах Российской Федерации «Яндекс.Карты». Объяснением этому выбору могут служить следующие положения.
«Яндекс» в рейтинге глобальных поисковых систем устойчиво занимает первое место, являясь лидером на российском рынке он-лайн картографии в Рунете (русскоязычной части Интернета). Так, по данным компаний, занимающихся оптимизацией и продвижением сайтов в Интернете в среднем 50% потребителей делают свой выбор среди поисковых систем в пользу «Яндекс» (при том, что другие известные системы, такие, как «Рамблер», «Google», предпочитают 15-20% пользователей Интернета).
Как показывает анализ, карты «Яндекса» лучше детализированы; они содержат подробную информацию с детальными картами-схемами городов на постсоветском пространстве с точностью до дома: в России (более 200 городов), в Украине (около 60), в Белоруссии, Казахстане.
«Яндекс.Карты» являются многофункциональными. Одной из эффективно реализуемых функций является наличие маршрутизатора, позволяющего прокладывать маршруты на карте, определять расстояния между объектами в метрах, в минутах, как на общественном, так и на личном транспорте. «Яндекс.Карты» имеют простой и удобный для пользователя интерфейс (внешний вид и инструменты), а также удобный способ навигации по большому количеству данных.
«Яндекс.Карты», как и другие карты (Google), позволяют работать с тремя типами карт: традиционная «Схема», «Спутник» (спутниковые снимки местности) и «Гибрид» (карта, в которой на спутниковые снимки нанесены названия географических объектов).
Кроме того, «Яндекс.Карты», как лидер среди поисковых систем, совместимы с известными браузерами Интернета (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera). Они имеют открытый, предоставляемый пользователю на бесплатной основе, и легкий в управлении программный интерфейс - API, который позволяет установить карту (как статическую, так и интерактивную), а также весь инструментарий для работы с картой, в том числе маршрутизатор. При этом, API предоставляет доступ ко всему содержимому «Яндекс.Карты»: к сотням подробных схем городов, автомобильных дорог, карт мира, спутниковым снимкам планеты и др. API служит хорошей основой для создания дополнительного слоя, накладываемого на имеющийся базис «Яндекс.Карта», для размещения информации о доступности объектов социальной инфраструктуры, а также позволяет организовывать взаимодействие карты с другими программами.
С помощью API «Яндекс.Карты» создаваемый информационный ресурс (в том числе сайт «Карты доступности») может быть обеспечен полноценной системой поиска различных объектов и элементов инфраструктуры, размещенных на карте, включая дорожно-транспортную инфраструктуру. При необходимости, любую найденную информацию можно распечатать (как карту, так и проложенный маршрут и др.).
Яндекс предоставляет бесплатный хостинг (размещение веб-сайта на ресурсе Яндекса), электронную почту, а также мобильную версию карт и маршрутизатора, который может быть использован в качестве навигатора. «Яндекс.Карты» поддерживают все современные мобильные устройства.
В целом, как показал анализ, «Яндекс.Карта» - удобный инструмент, который поможет решить множество задач: от создания простой схемы проезда до разработки сложных геоинформационных сервисов, в том числе для создания дополнительных слоев, содержащих подробную информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. При этом, весь набор готовых функций «Яндекс.Карта» может быть использован и в новом, создаваемом продукте - сайте «Карта доступности».
Полагаем, перечисленные характеристики указанной поисковой системы и сервиса «Яндекс.Карт» позволяют рекомендовать их в качестве приемлемой и универсальной основы для формирования карт доступности в различных субъектах Российской Федерации - с возможностью предъявления к ним унифицированных требований, единых стандартов, сопоставимости, сравнимости, возможности обмена информацией на межрегиональном, федеральном и международном уровне.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.