aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

6.4.2. Много-секторная стратегия с различными составляющими

В Таблице 2, представленной далее, показана основа многосекторной стратегии. Эта таблица не призвана представить полный подробный план реализации, скорее она должна показать, как задачи могут отражаться в крепко привязанных к ним мерах, механизмах и структурах-посредниках. С этой точки зрения таблица отличается от главы 4 тем, что составляющие показаны здесь на основе тем и направлений. Дальнейшим шагом в этом процессе станет конкретизация того, как прогресс по каждому из направлений должен контролироваться и каковы ожидаемые цели и основные вехи.

Направление 1 - Равенство и гражданство

Первое направление в таблице 2 может быть озаглавлено как «равенство и гражданство». Оно включает в себя концепции равенства по здоровью, стратегии инклюзивного трудоустройства, обычные услуги, а также доступ к спорту и культуре с точки зрения подхода на основе равенства и отсутствии дискриминации. Это направление также объединяет достижения культуры, которое продвигает идею независимой жизни инвалидов, делает акцент на их персональной мобильности в сообществе и предоставляет людям право выбирать место жительства. Это направление может считаться основой стратеги в сфере инвалидности, и в качестве такового требует значительных усилий и инвестирования ресурсов. Основные механизмы по этому направлению включают в себя: предоставление приемлемой адаптации на обычных рабочих местах и другие услуги; вовлечение в позитивную дискриминацию во благо инвалидов; предоставление людям поддержки по защите их интересов, чтобы помочь им реализовывать свои права, равенство и развивать потенциал представительских организаций при поддержке их членов в процессе гражданского участия.
Индивидуальный пан реабилитации может быть приспособлен так, чтобы делать акцент на независимой жизни и персональной мобильности. Он также требует создания большего количества услуг, предоставляемых на базе сообщества включая и услуги персональных ассистентов и помощь в передвижениях.
Структуры-посредники в рамках этого направления включают в себя назначенного министра правительства, отвечающего за равенство, отсутствие дискриминации и выполнение гражданских прав инвалидов. В некоторых странах этот министр имеет отдельный портфель, в других - входит в состав более крупного ведомства. Наряду с этим для контроля за реализацией должна быть создана Комиссия по Вопросам Равенства и Гражданских Прав. Эта комиссия может играть и другую важную роль в рамках стратегии в сфере инвалидности, некоторые из возможных ролей представлены в таблице 2. Параллельно в сотрудничестве с федеральным министром региональные органы по здравоохранению и социальным услугам играют важную роль посредников, также как и репрезентативные организации инвалидов.
Таблица 2. Многосекторная стратегия основанная на общих целях.

Меры Механизмы Структуры-посредники
Конкретизация законодательной программы должна:    
- Продвигать и защищать идею равенства:
- Равные возможности на здравоохранение
- Трудоустройство
- Основные услуги
- Спорт и культура
- Поддерживать принципы независимой жизни, персональной мобильности и право на выбор места жительства.
- Приемлемая адаптация
- Позитивная дискриминация
- Защита прав
- Развитие потенциала репрезентативных организаций инвалидов
- Индивидуальная программа реабилитации
- Услуги на базе сообщества
- персональная поддержка и услуги по передвижению
- Распределить ответственность за равенство, отсутствие дискриминации и соблюдение гражданских прав, назначить одного министра
- Создать комиссию по вопросам равенства и соблюдению гражданских прав
- Региональные услуги по здравоохранению и социальной защите
- Репрезентативные организации инвалидов
- Требование к общественным зданиям и муниципалитетам проводить аудит доступности и разрабатывать 10летний плане доступности с основными задачами и этапами
- требование к транспорту разработать 20-летний план доступности, включая рампы и доступные подъемники в вагонах (1 на поезд)
- Требования к поставщикам коммуникационных услуг представить 5-летний план доступности с основными задачами и этапами.
- Аудиты доступности
- Планы доступности
- Ежегодные отчеты и мониторинг
- Стандарты доступности
- Региональные органы власти - доступные отделения
- Департаменты окружающей среды, транспорта и коммуникаций
- Требовать предоставления четких статистических данных включая вопросы на основе МКФ, национальное исследование в сфере инвалидности и включение вопросов по темам инвалидности в исследование домохозяйств - Обозначить базовую ставку относительно которой будет проводиться сравнительный анализ прогресса с ситуацией с инвалидами в России
- Механизмы мониторинга
- Национальный орган статистики
- Комиссия по вопросам равенства и соблюдением гражданских прав
- Возложение ответственности на работодателей для поддержки сохранения рабочих мест и реинтеграции больных или травмированных сотрудников. - Аудит здоровья и безопасности
- Управление инвалидностью на рабочем месте
- Управление отсутствием по болезни
- Управление кадрами
- Управление отдельными делами
- Служба занятости
- Фонд социального страхования
- Региональные органы власти
- Сделать приоритетным инклюзивное обучение как единственный вариант для инвалидов, включая требования, чтобы в каждой
общеобразовательной школе был сотрудник, отвечающий за работу с инвалидами.
- Фонд инклюзивного обучения
- Работа с инвалидами
- Руководство по передовому опыту в сфере инклюзивного обучения
- Индивидуальная поддержка
- Стратегия высшего образования
- Организация экспертной группы по инклюзивному образованию
- Региональные органы образования - Отделы по поддержке инклюзивного обучения в общеобразовательных школах
- Требования к профессионалам иметь необходимую квалификацию на уровне высшего образования, значимые для работы с инвалидами; требования к университетам разрабатывать такие программы. - Аккредитация специалистов по реабилитации и социальной защите
- Квалификация специалистов общей практики
- Университеты
- Региональные органы власти - службы здравоохранения и социальной защиты населения
- Требование о том, что все законодательство должно быть оценено с точки зрения инвалидов до одобрения правительством - Позитивное законодательство в сфере инвалидности - Организация юридического отдела в правительстве отвечающего за проверку законодательных актов сточки зрения инвалида
- Расширение масштаба медикосоциальной оценки и ИПР - Пересмотр медико-социальной оценки в соответствии с МКФ
- Расширение масштаба ИПР с тем, чтобы туда включались вопросы обучения, трудоустройства и выборы места жительства
- Организация модели «одного окна»/управления отдельными делами на местном уровне
- Руководящий орган для индивидуальных программ реабилитации
- Поддержка основного направления в здравоохранении, обучении и воспитании - Требование проведения обучения по вопросам инвалидности среди сотрудников социальных служб, отделов здравоохранения, обучающих центров и школ.
- Требование для поставщиков социальных образовательных услуг и услуг в сфере здравоохранения (например больницы) разрабатывать план доступности для инвалидов
- Комиссия по вопросам равенства и соблюдением гражданских прав
- Продвижение исследований в сфере инвалидности - Фонд исследований и инноваций
- Социальные исследования
- Разработка вспомогательных технологий
- Разработка программ, например, программ по независимой жизни, поддерживаемой занятости, абилитации,спортивной реабилитации и адаптированной физической деятельности
- Развитие в сфере здравоохранения и социальной защиты
- Комиссия по вопросам равенства и соблюдением гражданских прав
- Поддержка ряда федеральных и региональных программ - Программа по развитию предоставления реабилитационных услуг:
- Инвестиции
- Стандарты
- Обучение специалистов
- Показатели активной социальной защиты
- Программа инклюзивного рынка труда
- Позитивные стимулы для работодателей и соискателей
- Пересмотр квот
- Форум социальных партнеров
- Деятельность на местном уровне
- Деятельность государственного и частного секторов
- Программа независимой жизни и персональной мобильности:
- Приспособления для мобильности
- Персональные ассистенты
- Программа по спорту и культуре для всех:
- Цели участия
- Руководство по положительному опыту
- Обучение специалистов
- Обратная интеграция
- Инвестиции в инфраструктуру
- Региональные органы власти - отделы по здравоохранению и социальной защите населения
- Федеральные организации по стандартам
- Службы занятости
- Репрезентативные организации инвалидов
- Форум по исследованиям и разработке
- Форум лидеров в сфере спорта для всех

Направление 2 - Доступность

Второе направление, представленное в Таблице 2, связано с доступностью инфраструктуры. Основным из присутствующих факторов по достижению доступной физической инфраструктуры является чрезмерная стоимость, связанная с адаптацией существующих структур. В результате, многие страны разработали законодательную базу, требующую, чтобы новые строящиеся здания изначально проектировались как доступные. Этот тип усиления должен быть правильно организован назначенными органами, чтобы иметь какое-либо влияние. Однако, также важно, чтобы недоступная в настоящее время инфраструктура также дорабатывалась.
Важным элементом стратегии доступности является признание того, что нужно время для достижения доступа, и особенно значимым для этого на начальных этапах становится объединение мотивации основных действующих сил. В результате, необходимо предпринять ряд мер, требующих от общественных зданий и муниципалитетов провести аудит доступности и подготовить десятилетний план достижения доступности, что и является важным способом продвижения вперед.
Подобный же подход может быть предпринят и департаментом транспорта в отношении поездов и автобусов. Однако, временной период для адаптации может составлять до 20 лет. Одной из возможных краткосрочных целей может стать наличие в каждом поезде одного доступного вагона. Похожий подход должен предприниматься в отношении телекоммуникаций, хотя временной период может быть короче в отношении доступных коммуникаций.
Механизмами в данном направлении являются: аудиты доступности, планы доступности, ежегодные отчеты и мониторинг, а также стандарты доступности. Уже существуют требования по доступности новых зданий, и уже понятно, что структуры-посредники, отвечающие за эту составляющую неэффективны. Может стать полезным рассмотрение возможности создания отделов по доступности среды в структуре региональных правительств и федерального министерства, отвечающего за окружающую среду, транспорт и коммуникации.

Направление 3 - Наличие статистических данных

Следующее направление в таблице связано с точной и четкой статистикой, в особенности по отношению к жизненному опыту инвалидов. Таким образом, мера, требующая предоставления точных статистических данных, включая внедрение новых вопросов на основе МКФ и национальной стратегии инвалидности. Основными механизмами здесь являются: организация системы базовых показателей, по отношению к которым будет проводиться сравнительный анализ развития ситуации с инвалидами в России с точки зрения новой национальной стратегии в сфере инвалидности, а также обеспечение того, чтобы собираемые данные могли способствовать подходящим механизмам мониторинга. Комиссия по вопросам равенства и соблюдения гражданских прав будет играть важную роль в партнерстве с Национальным комитетом статистики.

Направление 4 - Сохранение рабочих мест и профессиональная реинтеграция

Следующее направление плана реализации делает акцент на сохранении рабочих мест и реинтеграции больных или травмированных сотрудников. Важно, чтобы это направление поддерживалось юридической мерой. Некоторые из важных механизмов обеспечения того, что люди могут после болезни возвратиться на свои рабочие места, включают в себя аудиты здоровья и безопасности, управление инвалидностью на рабочем месте, управление отсутствием сотрудников, кадровыми ресурсами и отдельными делами. Основными структурами-посредниками в сохранении рабочих мест и реинтеграции являются службы занятости на федеральном и местном уровнях, Фонд Социального Страхования и соответствующие региональные органы власти.

Направление 5 - Инклюзивное обучение

Подход инклюзивного обучения постоянно рекомендовался на протяжении всей реализации проекта. Законодательная или сильная политическая поддержка инклюзивного обучения на федеральном уровне необходима, так как это единственный вариант для инвалидов. Другие формы обучения должны рассматриваться только в случаях, если инклюзивное обучение невозможно ввиду отсутствия пользы для студента или потенциальных проблем для других обучающихся. Одной из полезных мер может стать требование того, чтобы каждая общеобразовательная школа в своем штате имела сотрудника, отвечающего за взаимодействие в инвалидами.
Механизмы для реализации стратегии инклюзивного обучения включает фонд инклюзивного образования, который может предоставлять ресурсы отдельным школам, желающим открыть свои двери инвалидам; ответственность за работу с инвалидами, возложенную на сотрудников общеобразовательной школы; публикация руководства по передовому опыту инклюзивного обучения; предоставление индивидуальной поддержки студентам и расширение стратегии до высшего образования.
Структурами-посредниками в отношении направления по инклюзивному обучению становятся создание экспертной группы по инклюзивному обучению на федеральном уровне, а также отделы по поддержке инклюзивного обучения при региональных правительствах, которые могут оказать поддержку общеобразовательным школам, которые хотят работать с инвалидами.

Направление 6 - Квалификация специалистов

Квалификация и аккредитация специалистов, а также роль университетов в данном процессе имели огромное влияние в США, Австралии и Новой Зеландии. Эта составляющая была менее эффективна в ЕС, где специалисты, скорее, имеют общую квалификацию, а не конкретные квалификации, связанные с инвалидами.

Направление 7 - Общее развитие

Другое направление направлено на обеспечение того, что в будущем все законодательство будет оценено с точки зрения инвалидов, чтобы гарантировать то, что оно не представляет собой внутренний барьер или фактор дискриминации для инвалидов. Общее направление может относиться ко всем сферам политики в сфере инвалидности, включая трудоустройство, транспорт, коммуникации и здравоохранение. Важными сферами - приоритетами в процессе развития общего направления являются обучение и воспитание. Механизмами развития общего направления являются: требование обучения основных сотрудников социальных служб, отделов здравоохранения, обучающих центров и школ вопросам инвалидности; требование того, чтобы все эти организации разрабатывали план доступности для инвалидов. Например, каждая больница должна будет провести аудит доступности и разработать план доступности. Этот аспект выработки общего направления замечательно вписывается в обязанности комиссии по вопросам равенства и соблюдением гражданских прав.

Направление 8 - Оценка и индивидуальный план реабилитации

Одной важной мерой, которая подчеркивалась в ряде консультаций по проекту, стала потребность в расширении масштаба медикосоциальной оценки и индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Это потребует пересмотра медико-социальной оценки в соответствии с МКФ, расширения масштаба ИПР с включением обучения, трудоустройства, выбора места жительства, а также организация услуг в режиме «одного окна» или управления отдельными делами на местном уровне для того, чтобы помочь людям в получении услуг, заявленных в ИПР. Многое из этого может быть достигнуто через организацию органа, отвечающего за контроль над разработкой и реализацией индивидуальных планов реабилитации, а также для предложения возможных изменений для улучшения.

Направление 9 - Исследования и инновации

Национальная стратегия в сфере инвалидности должна включать инновации в разработку и развитие продуктов и программ. Одним из наиболее полезных механизмов, действующим в ЕС, уже 15-20
лет, является концепция «общественных инициатив». Через общественные инициативы (например, HORIZON, EQUAL) ресурсы на уровни ведомств и сообщества стали доступными для совместного финансирования инновационных инициатив, которые соответствуют ряду критериев Европейской Комиссии или государства члена ЕС. Эти программы были весьма успешны в реализации маленьких проектов, широкомасштабных изменений и продолжающегося улучшения. Подобный фонд, контролируемый ВО в России мог бы проводить исследования и инновации в сфере инвалидности, а также софинансируемые социальные исследования, разработку технологий и приспособлений, а также развитие программ в партнерстве с НКО, представителями частного сектора, региональными органами власти и др. заинтересованными сторонами.
Наконец, механизм, который уже существует в Российской Федерации и который может быть полезным для продвижения национальной стратегии в сфере инвалидности - это концепция федеральной и/или региональной программы, направленной на какую-либо тему. В таблице 2 представлено 4 возможные программы, которые могут быть включены в стратегию:
1. Программы развития представления реабилитационных услуг через инвестиции, укрепление стандартов, обучение специалистов и предоставление показателей активной соц. защиты в социальных услугах.
2. Программа инклюзивного рынка труда, которая предполагает наличие позитивных стимулов для работодателей и соискателей, полную переоценку квот, организацию форума социальных партнеров в сфере инвалидности, способствование действий служб занятости на местном уровне, а также в государственном и частном секторах.
3. Программа по независимой жизни и персональной мобильности, которая делает акцент на разработке и развитии приспособлений для передвижения, а также на обучении и использовании навыков персональных ассистентов.
4. Программа спорта и культуры для всех, в которой поставлены задачи по участию инвалидов, предлагается руководство по положительному опыту для общих организаций по работе с инвалидами, обучение специалистов в сфере спорта, способствование тому, чтобы специализированные спортивные организации принимали в свой состав обычных людей без инвалидности, а также значительные инвестиции в
инфраструктуру. Эта программа могла бы возглавляться форумом лидеров в сфере спорта для всех.

Назад Оглавление Далее