aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Глава 5. Рекомендации, основанные на международном опыте

5.1. Уроки, извлеченные из опыта других стран

В приложении 2 к данному отчету вы найдете примеры опыта трех стран (Нидерланд, Ирландии, Норвегии), в сфере разработки и реализации национальной стратегии по работе с инвалидами. Более детальное рассмотрение обоснования, процесса изменений и результатов данных стратегий по работе с инвалидами позволит извлечь урок не только из положительного опыта, но и из допущенных ошибок.

Центральная роль прав и анти-дискриминации

Согласно социальной модели инвалидности, люди имеют законное право на участие в жизни общества и на равные возможности. Защита прав является основной задачей в каждой из национальных стратегий по работе с инвалидами, в частности в поддержке прав личности, либо в преследовании нарушений путем подачи апелляций или наложения взысканий.

Роль защиты прав и необходимость укрепления движения инвалидов

Необходимо развивать потенциал организаций инвалидов и других НКО, чтобы они играли значимую роль в процессе планирования и реализации национальных стратегий по работе с инвалидами. Для этого необходимо развивать способности представительских организаций без формирования их зависимости, во-первых, а также создавать структурные механизмы консультирования заинтересованных сторон.

Межсекторный подход

Межсекторный подход к национальной стратегии по работе с инвалидами возможен при условии правильного координирования. В любом случае, точкой отсчета должен быть целостный подход к инвалидности. Если мы не будем принимать во внимание то, как разные области политики прямо или косвенно влияют на жизнь инвалидов, политика в сфере инвалидности будет разрозненной, разбитой и неэффективной.

Привлечение работодателей

Нельзя упускать из виду и то, какую важную роль играют работодатели в обществе, где трудоустройство инвалидов считается основной задачей в процессе социальной интеграции. В этом отношении нельзя недооценивать значение социального диалога в процессе принятия национальной стратегии по работе с инвалидами, а работодателей, несмотря на их первоначальное равнодушие к этому вопросу, следует считать полноценными заинтересованными лицами в сфере инвалидности. Можно добавить, что лицам, ответственным за принятие политических решений, а также учреждениям, оказывающим реабилитационные и иные услуги, следует считать работодателей «клиентами», а не только применять штрафы и иные взыскания.

Функциональная и территориальная децентрализация

Функциональная и территориальная децентрализация могут в потенциале оказать существенное влияние на местном уровне. Функциональная децентрализация означает в данном случае передачу четко определенных обязанностей отдельному (полу) общественному учреждению, на основании принципа эффективности. Территориальная децентрализация означает, что центральный орган передаст власть над принятием решений местному отделению в рамках той же структуры, на основании принципа, согласно которому решение проблем должно осуществляться, прежде всего, на местном уровне.

Баланс социальной поддержки и активизации

В национальной стратегии по работе с инвалидами важную роль играет правильный баланс между социальной поддержкой и активизацией. В философии «действующего государства всеобщего благосостояния» политика в сфере инвалидности должна быть направлена на перевод людей из системы пособий к полноценному участию в жизни общества. В то же время, инвалиды, как социально уязвимая группа, нуждаются в гарантии дохода и поддержке для достижения удовлетворительного качества жизни.

Необходимость модернизации социальных услуг

Национальная стратегия по работе с инвалидами требует модернизации услуг в плане использования более клиентоориентированных подходов, менеджмента в сфере инвалидности и применения современных технологий. Модернизация социальных услуг также включает повышение прозрачности учреждений, оказывающих услуги, и ориентированность на результаты более чем на сам процесс. Контроль качества, сравнительный анализ и участие клиентов являются важнейшими составляющими успеха в процессе модернизации социальных услуг в сфере инвалидности.

Потребность в развитом рынке до начала приватизации социальных услуг и введения личных бюджетов

Личные бюджеты являются наиболее полезным инструментом в процессе обеспечения непрерывности услуг для человека с разными потребностями. Более того, они играют ключевую роль в процессе соблюдения принципов выбора и контроля. Однако, международный опыт в сфере личных бюджетов показал, что необходимо провести всестороннее исследование результатов и процессов, прежде чем вводить личные бюджеты. Введение личных бюджетов требует развитого рынка услуг, где инвалиды имеют возможность свободно выбирать услуги и учреждения, которые их оказывают. Здесь подчеркивается важность обеспечения доступа к информации, а также обязанность учреждений продвигать свои услуги в обществе.

Обеспечение непрерывности поддержки и вмешательства на протяжении всей жизни

Национальная стратегия по работе с инвалидами должна иметь в виду не только инвалидов с врожденной инвалидностью, но и тех, кто стал инвалидом на работе или после ухода на пенсию. К тому же, стратегия должна ориентироваться на создание соединяющих и переходных элементов во избежание дублирования процессов или, что еще хуже, появления пробелов.

Важность планирования и мониторинга реализации стратегии

Необходимо определять конкретные цели, по которым будет проверяться прогресс в реализации стратегии. Ежегодная отчетность в качестве механизма мониторинга считается оптимальной, но в то же время контролирующие комитеты, состоящие из представителей разных заинтересованных сторон, также доказали свою эффективность.

Назад Оглавление Далее