aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Глава 3. Сценарии развития стратегии социальной интеграции инвалидов в России

3.1. Подход и методика

В данной главе подводится итог по результатам консультаций с ключевыми представителями из регионов России, принимающих участие в проекте, а также с экспертами и действующими специалистами. В процессе консультаций были проведены два семинара и опрос.
Было решено подходить к разработке стратегии с двух сторон. С одной стороны, респондентов просили сформулировать установки для новой стратегии по работе с инвалидами исходя из их опыта работы, а также выразить свое мнение об изменениях, которые желательно было бы видеть в будущем. С другой стороны, для расширения списка рассматриваемых тем были учтены стратегии по работе с инвалидами, принятые в других странах, последние международные документы, достижения и рекомендации.
В главе представлен обзор ценностей и целей, предложенных в виде основания для формирования стратегии по работе с инвалидами, а также способы превращения этих целей в политический курс и законодательство. В главе также приводятся мнения респондентов о том, какие механизмы необходимы для межведомственной координации.
Стандарты качества наиболее часто упоминаются в числе элементов новой Российской стратегии по работе с инвалидами. Следовательно, было решено уделить внимание описанию и обсуждению подходов к разработке системы обеспечения качества.

3.2. Приоритетные области в российском законодательстве по работе с инвалидами

Приоритетные области, выделенные респондентами, относились к долгосрочным, среднесрочным целям, а также к предложениям по немедленным действиям. Предложения касались самого широкого спектра аспектов законодательства, но, в общем, сходились насчет того, что российские инвалиды должны быть более независимыми, и иметь возможность полноценно участвовать в общественной жизни.
Три наиболее часто упоминаемых принципа были вынесены на обсуждение во время консультаций, а именно:
- Межсекторное сотрудничество;
- Равный статус;
- Активная общественная поддержка на социальном и экономическом уровнях.
Список долгосрочных целей, составленный по общему согласию, включает в себя основные сферы экономического и социального участия, доступность физической и информационной инфраструктуры, высокое качество своевременного профессионального вмешательства и реабилитации, условия для независимого существования и перемена в отношении к инвалидам среди россиян.
В частности, Российская стратегия по работе с инвалидами включает в себя следующие долгосрочные цели:
- Создание экономических и социальных условий, необходимых для обеспечения полноценного участия инвалидов в жизни общества.
- Обеспечение доступности российской инфраструктуры и информационных систем для всех граждан с инвалидностью.
- Обеспечение для всех желающих непрерывной системы услуг от своевременного вмешательства до социальной интеграции в общество, оказываемых на надлежащем уровне в плане качества оборудования, доступности, безопасности и своевременности.
- Обеспечение инвалидов всеми условиями для самостоятельной жизни, независимо от характера их инвалидности, в следующих сферах:
- Доступная среда жизнедеятельности
- Личный доход
- Условия для трудоустройства
- Предоставление равных прав на рынке труда, способствование повышению мотивации инвалидов к поиску работы, а работодателей - к активному найму инвалидов.
- Искоренение всех отрицательных стереотипов касательно инвалидов, и утверждение их статуса полноценных граждан, как в своих собственных глазах, так и в глазах общества.
В центре предложенной законодательной платформы лежит стремление к улучшению существования инвалидов в России, в частности в сферах общественного здравоохранения, образования и трудоустройства. Было достигнуто общее соглашение, что в основном инициативы в различных сферах законодательства находятся пока на этапе разработки. Наиболее развитой в этом плане является сфера образования.
Активную поддержку получило мнение о том, что основной причиной, мешающей эффективному воплощению существующих законодательных мер и механизмов является отсутствие надлежащей инфраструктуры предоставления услуг. Вследствие этого, центральное место в новой стратегии по работе с инвалидами занимает задача по созданию непрерывной работы организаций, предоставляющих услуги, на основании межсекторного сотрудничества, которое должно соответствующе финансироваться и оснащаться.
Проблема доступности также стала одним из основных вопросов, выделенных множеством респондентов, в связи с чем задача по созданию легкодоступной инфраструктуры, как в физическом, так и информационном плане также получила приоритетный статус.
Среди предложенных механизмов повышения эффективности мер по реабилитации инвалидов в России особое одобрение получила мысль о создании системы обмена успешными методиками, опытом и навыками на международном уровне.
Отталкиваясь от общего понимания, что инвалидность - проблема комплексная, было подчёркнуто, что любое простое решение вероятнее всего является неверным. На самом деле требуется скоординированный комплекс мер в рамках всех ведомств.
Основные секторы, в рамках которых были обозначены среднесрочные приоритетные области и краткосрочные меры:

Здравоохранение

- Модернизация законодательства здравоохранения
- Повышение уровня существующих услуг
- Введение новых подходов
- Акцент на ранней реабилитации

Образование

- Акцент на «включающем образовании»
- Общественное разъяснение стратегии включающего
образования
- Развитие услуг в рамках включающего образования, способствующих полноценному участию учащихся

Трудоустройство

- Доступность рабочих мест
- Повышение эффективности услуг по эрготерапии Общественная жизнь
- Совершенствование законодательной базы
- Изменение общественного мнения по отношению к проблеме инвалидности
- Защита прав инвалидов на их правомерное участие во всех областях жизнедеятельности.
Также ключевыми элементами переработанной стратегии по работе с инвалидами в России были названы механизмы обеспечения реализации мер и решений на местном уровне, включая составление согласованного между федеральными и местными властями списка приоритетных вопросов, а также распределение бюджетных средств, в зависимости от работы ответственных органов и служб.
Среди срочных мер, предложенных респондентами, были следующие:
- Начать процесс по обновлению законодательства
- Определить чёткую степень ответственности на федеральном уровне за проведения политического курса по работе с инвалидами
- Создать единую информационную базу по проблемам и услугам в сфере инвалидности
- Создать систему стандартов качества предоставляемых услуг
- Принять меры по повышению осведомлённости населения
- Перенимать международный опыт
- Увеличить уровень финансирования
- Улучшение мер по профилактике и продвижению здорового образа жизни
- Обеспечение доступности
- Внедрение новых вспомогательных технологий.

Назад Оглавление Далее