aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Инвалидность и бедность

Джеймс О'Брайен март 2006

Введение

В течение многих веков мы строили наши общества так, как будто инвалидов не существует, как будто все люди могут видеть, слышать, передвигаться, понимать сигналы окружающего мира, быстро и адекватно на них реагировать. Эта неспособность учитывать потребности всех людей в процессе развития общества является основной причиной изоляции инвалидов, различные степени и проявления которой мы можем наблюдать сегодня во многих странах по всему миру.
Бенгт Линдквист, специальный докладчик ООН по вопросам инвалидности.

Инвалиды составляют значительную часть малоимущего населения любой страны; особенно это актуально в развивающихся странах и странах, находящихся на переходном этапе своего развития. По оценкам Всемирного Банка, около семидесяти процентов инвалидов, имеющих нарушения здоровья средней и тяжелой степени, жтвут за чертой бедности. Они составляют наибеднейшую группу среди малоимущего населения Земли и отсро страдают от недостатка еды, воды, жилья, от отсутсвия или нехватки общественного транспорта и медицинского обслуживания, от нехватки возможностей трудоустройства или других способов получения дохода. Более того, инвалиды, живущие за чертой бедности, больше, чем другие группы населения, рискуют не иметь доступа к информации, власти и ресурсам. В результате сложившейся ситуации многие инвалиды, особенно женщины и девочки с ограниченными возможностями, вынуждены жить в условиях не удовлетворяющих никаким понятиям о человеческом достоинстве, как их охарактеризовал Роберт МакНамара, занимавший тогда пост Президента Всемирного Банка.
До 80% инвалидов, живущих в развивающихся странах, являются безработными (Международная организация труда, 2002) и многие из них ежедневно сталкиваются с социальной изоляцией. Бедность становится причиной новых случаев инвалидности из-за неадекватных и опасных условий жизни и труда, из-за неполноценного питания, отсутствия надлежащих медицинских, образовательных услуг, отсутствия возможностей профессионального обучения. Бедность и инвалидность тесно взаимосвязаны, вместе они повышают уязвимость населения и усугубляют социальную изоляцию. Таким образом, бедность одновременно является как причиной, так и последствием инвалидности.
Инвалидность – это не только медицинское состояние; скорее инвалидность можно охарактеризовать как результат взаимодействия физических, умственных или сенсорных нарушений с культурными, социальными институтами и физической средой. Бедные слои населения не могут обеспечить наличие полноценного питания, соблюдение санитарно-гигиенических норм, доступ к профилактическим медицинским услугам. Неполноценное питание может как само по себе стать причиной инвалидности, так и ослабить организм человека, в результате чего организм не может справиться с заболеваниями, приводящими к инвалидности. Плохо питающиеся женщины рожают детей с низкой массой тела при рождении, и эти дети намного чаще становятся инвалидами по сравнению со здоровыми новорожденными. Отсутствие адекватной и своевременной медицинской помощи может усугубить последствия заболевания, что может привести к инвалидности.
Другими словами, люди, имеющие умственные или физические нарушения не всегда получают их в результате диагностируемого медицинского состояния; очень часто они становятся инвалидами из-за условий, в которых они живут, из-за отсутствия доступа к образованию, общественным услугам, рынкам труда. Подобная изоляция приводит к бедности, бедность усугубляет инвалидность, и порочный круг замыкается.

Всемирный Банк
Отчет по бедности, Приложение по Сербии, 2002 год
О характеристики бедности среди инвалидов

Среди инвалидов наблюдается очень высокий уровень бедности:
• В соответствии с данными исследования, проведенного в 2001 году, около 70% инвалидов имеют очень низкий уровень доходов и могут быть отнесены к живущим за чертой бедности

Инвалиды имеют низкий уровень образования:
• 50% вообще не имеют образования либо имеют только начальное образование;
• 7% имеют высшее образование,
• 10% получили образование в специализированных учебных заведениях.

Среди инвалидов наблюдается низкий уровень занятости:
• 13% трудоустроены
• Всего лишь треть инвалидов, имеющих работу, работают на специально оборудованных рабочих местах,
• Только 40% из общего числа работающих инвалидов имеют надлежащие условия работы (время начала рабочего дня, количество рабочих часов, объем работы, перерывы в течение рабочего дня).
Инвалидам сложно получить доступ к услугам и общей инфраструктуре, сложно участвовать в культурной жизни.

Образование: Инвалиды не имеют физического доступа к образованию и образовательным услугам.

Здравоохранение: Инвалиды имеют физический доступ к медицинским учреждениям. Тем не менее, действительная доступность медицинских услуг остается довольно низкой, особенно это касается посещений на дому, услуг реабилитации или домашнего ухода.

Согласно имеющимся данным, в мире насчитывается около 600 миллионов инвалидов, эту цифру можно перевести в шокирующую пропорцию: один человек из каждых 10 является инвалидом. Тем не менее, несмотря на такое огромное количество инвалидов, зачастую дети и взрослые с ограниченными возможностями являются невидимыми членами общества, их рассматривают как обузу и часто исключают из ежедневной жизни общества, частью которого они являются. В худшем случае инвалидов из стыда скрывают от чужих глаз либо помещают в специализированные учреждения. Даже если этого не происходит, то у инвалидов практически нет возможностей на равных участвовать в общественной жизни. Участие инвалидов в жизни общества зачастую ассоциируется с проблемами.
Тем не менее, все чаще и чаще в контексте обсуждения прав инвалидов звучит мнение о том, что подобные проблемы являются не результатом физических, умственных или сенсорных нарушений людей, а скорее результатом неспособности общества создать среду, пригодную для удовлетворения потребностей всех членов общества.
Было уже достаточно много написано о трудностях, с которыми приходится сталкиваться инвалидам и членам их семей, живущим в Российской Федерации. Почти невозможно достоверно и точно определить, в какой степени инвалиды изолированы от повседневной жизни общества. Тем не менее, можно предположить, что вряд ли инвалиды в России находятся в более благоприятных условиях, чем инвалиды в Сербии (см. вставку), где Всемирным Банком была проведена оценка степени изоляции инвалидов.
Большую часть случаев инвалидности можно предотвратить. Стабильное экономическое развитие, несомненно, позволят снизить уровень бедности в Российской Федерации. Тем не менее, улучшение условий жизни большинства не означает, что инвалиды также получат доступ к благам, появляющимся в результате экономического роста. Социальная интегшрция инвалидов предусматривает комплексный подход, который будет включать элементы профилактики, реабилитации, изменение отношения общества и стратегии усиления.

Основная форма реабилитации - медицинская.

Доступность услуг зависит от уровня образования инвалидов и их статуса на рынке труда (полный доступ к услугам имеют 55% инвалидов, имеющих образование, и только 28% инвалидов без образования).

Общественный транспорт: Недоступен для 38% инвалидов

Магазины: Недоступны для 53% инвалидов

Услуги, предоставляемые местными органами власти (муниципалитет, почтовая служба, полиция): Недоступны для 35% инвалидов

Кинотеатры: Недоступны для 80% инвалидов

Библиотеки: Недоступны для 83% инвалидов

Театры: Недоступны для 88% инвалидов

Роли инвалидов. Необходимо сделать многое, для того чтобы дать инвалидам возможность на равных участвовать в процессе развития, получать свою долю благ и пользоваться своими правами полноправных граждан Российской Федерации.

Инвалидность и бедность

Бедность – это многостороннее явление, определяемое не только уровнем доходов и расходов, но и уровнем образования, уровнем активности, занятостью, жилищными условиями, уровнем здоровья, уровнем социальной защищенности, наличием возможностей и способностей участвовать в общественной жизни. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, входят в одну из самых уязвимых групп населения и составляют большую часть населения мира, живущую за чертой бедности.

К недоступности образования, медицинских услуг, сложностям в трудоустройстве и социальной незащищенности, с которыми сталкиваются инвалиды, добавляется социальная изоляция, возникающая в результате негативного отношения общества к инвалидам и недоступности окружающей среды. В любой стране мира инвалиды имеют более низкий уровень образования и доходов, по сравнению с другими группами населения. Инвалиды оказываются за чертой бедности чаще, чем другие группы населения, у них реже есть возможность делать сбережения. Эти данные подтверждаются как в развитых, так и в развивающихся странах. Анализ отдельных случаев в развивающихся странах показывает, что более высокий уровень инвалидности часто связан с более низким уровнем образования, неполноценным питанием, недостаточной масштабностью профилактических мероприятий, более низкой массой тела детей при рождении, более высоким уровнем безработицы и неполной занятости, более низким уровнем профессиональной мобильности. (Elwan, 1999). Даже официальные государственные программы развитых стран не позволяют живущим там инвалидам получать доходы, соизмеримые с доходами других граждан. Несмотря на субсидии и программы по трудоустройству инвалиды составляют группу риска по бедности. Помимо факторов, связанных с невысоким уровнем доходов, на финансовом положении инвалидов и их семей негативно могут сказаться дополнительные расходы, связанные с инвалидностью и ее последствиями, а также социальная изоляция и маргинализация. Дополнительные расходы могут включать: оплату дополнительных медицинских услуг, специализированного оборудования и т.д. Сюда также будут входить расходы, которые несут организации, предоставляющие услуги инвалидам.
В течение последних 10 лет в России произошли значительные социальные изменения, положительно сказавшиеся на качестве жизни инвалидов. Эти изменения были связаны с появлением НКО, защищающих права инвалидов, принятием новых федеральных и региональных законов. На сегодняшний день в некоторых местах в российских городах можно увидеть пандусы, какие-то технические вспомогательные средства производятся на территории российской Федерации, в нескольких российских городах были запущены программы по трудоустройству инвалидов, также в нескольких городах были начаты программы по интеграции детей-инвалидов дошкольного возраста. Правительство Российской Федерации официально признало проблему недоступности среды и отсутствие федеральной поддержки для инвалидов. Тем не менее, несмотря на перспективы позитивных социальных изменений, инвалиды в России ежедневно сталкиваются с дискриминацией, социальными и физическими барьерами в области образования, трудоустройства, отдыха и т.д. Механизмы реализации государственных услуг, предусмотренных законодательством (например, ФЗ №11 О социальной защите инвалидов) до сих пор остаются недостаточно эффективными.
Для преодоления бедности среди инвалидов необходимо использовать комплексный подход в работе с инвалидами, начиная с самого раннего возраста. Следующие мероприятия могут быть включены в план работы:

Определение инвалидности

Инвалидность можно определить как физическое, сенсорное, неврологическое, интеллектуальное, когнитивное или психическое отклонение, которое оказывает влияние на образ жизни человека и на его повседневную деятельность. Инвалидность может быть приобретена в разные периоды человеческой жизни. В некоторых случаях инвалидность может быть врожденной, в других – инвалидность может стать результатом несчастного случая или вооруженного столкновения. Иногда люди приобретают инвалидность, связанную с различными заболеваниями или старением. В зависимости от своего вида, инвалидность может отразиться на способности человека общаться с другими людьми, учиться или самостоятельно передвигаться. Инвалидность также может повлиять на возможности трудоустройства, получения образования, отдыха, отдельного проживания. Инвалидность может длиться разные периоды времени, иногда инвалидность может иметь эпизодичный характер; некоторые люди могут иметь сразу несколько типов инвалидности.
Инвалидов можно делить на группы по разным признакам в зависимости от цели классификации. Тем не менее, во многих странах уже принято понимание инвалидности как социального явления, в результате которого физическое или умственное нарушение превращается в социальную проблему. При столкновении с несовершенной средой инвалиды не имеют возможностей на равных с другими членами общества получать образование, информацию, общаться, участвовать в различных мероприятиях и т.д.
Появившееся в течение нескольких последних десятилетий движение защиты прав людей с ограниченными возможностями поставило под вопрос традиционное понимание и определение инвалидности как физической или умственной неполноценности. Явление инвалидности можно оценить с точки зрения двух подходов: медицинского и социального. Медицинский подход главным образом сфокусирован на самом человеке и предполагает, что человек, имеющий инвалидность, в каком-то роде неполноценен, причем уязвленность и дискриминация являются следствием имеющихся отклонений. С такой точки зрения, проблема заключается в самом человеке, который имеет инвалидность, поэтому основное внимание отводится медицинскому лечению и реабилитации, и ничего не делается, чтобы изменить отношение общества. Социальный подход рассматривает инвалидность как отношения между человеком и обществом, этот подход учитывает права человека. Инвалидность считается выражением ограничений функционирования человека в общественном контексте, и в рамках этого подхода отдельно подчеркивается важность окружающей обстановки и культуры в том, какое влияние инвалидность может оказать на жизнь человека. Социальный подход не отрицает необходимости медицинского лечения и реабилитации, но он подразумевает, что система должна быть адаптирована под потребности человека, а не наоборот.
Влияние инвалидности на жизнь человека может быть различным в зависимости от многих факторов:

Инвалиды как часть населения мира

Согласно оценке ВОЗ, 10% населения Земли (около 600 млн. человек) имеют нарушения средней и тяжелой степени. Тем не менее, точно определить число инвалидов не так просто, так как в зависимости от того, какое определение инвалидности принято за основу, в отдельных странах уровень инвалидности варьируется от 0,3% до 20% от общей численности населения (Статистическая база данных по инвалидности ООН).
Несколько международный организаций (например, Международная организация труда, ВОЗ, Евростат – организация, собирающая статистическую информацию в ЕС) проводили исследования с целью определить количество инвалидов. Хотя есть некоторые расхождения в методологии сбора информации и в определениях инвалидности, удалось установить соотношение количества инвалидов к общему населению ЕС. Евростат опубликовал два отчета по инвалидности: в 1995 году и в 2001 году. Согласно данным исследования 1995 года, инвалиды составляют приблизительно 12% от общего населения ЕС, причем эта цифра в государствах членах колеблется в от 9.3% (в Греции) до 15.2% (в Испании). В 2001 году Евростат опубликовал еще один отчет по результатам исследования, проведенного Комиссией по домохозяйства Европейского Сообщества. В ходе исследования 130 000 граждан европейских стран в возрасте от 16 до 64 лет должны были ответить на вопрос: Есть ли у вас хроническое физическое или умственное нарушение, заболевание или инвалидность? Становится ли эта проблема препятствием в повседневной жизнедеятельности (если да, то в какой мере)? Учитывая данные 1996 года, Евростат делает вывод, что около 13% стран-членов Европейского Союза (14 государств на тот момент) имеют тяжелую степень нарушений и заболеваний, которые серьезно ограничивают их возможности в повседневной жизнедеятельности, 9% имеют некоторые ограничения, связанные с нарушениями и заболеваниями (см. Диаграмма 2). Даже официальные государственные программы развитых стран не позволяют живущим там инвалидам получать доходы, соизмеримые с доходами других граждан. Несмотря на субсидии и программы по трудоустройству инвалиды составляют группу риска по бедности. Не было зафиксировано значительных расхождений в уровне инвалидности среди мужчин и женщин: инвалидность имеют 14% мужчин и 15% женщин.

Европейский Союз: Больные хроническими заболеваниями и инвалиды (% от общего населения страны)
Источник: Евростат 2001

  Бельгия Дания Германия Греция Испания Франция Ирландия Италия Польша Финляндия Велико британия ЕС
Тяжелая степень
Мужчины 5 4.6 5.2 3.5 3.6 6 2.7 2.1 6.7 6.7 6.4 4.7
Женщины 4.2 4.8 4 3.2 3 6 2.2 2.4 8.2 5.8 5.1 4.3
Средняя степень
Мужчины 7.9 10.1 12.4 4.2 6.2 8.8 8.1 5.4 9.9 15 11.6 9.3
Женщины 8.7 15.4 12.9 5.5 7 9.8 8.8 5.7 11.9 18.4 14.5 10.6

Инвалидность и бедность

Инвалидность и бедность

Инвалидность в Российской Федерации

В 2001 году в Российской Федерации насчитывалось 10,8 млн. инвалидов, что составляет приблизительно 7% населения страны. 4, 85 млн. человек получали пенсию по инвалидности (Госкомстат, 2002; см. табл.). Эта цифра включает в себя 270 тыс. человек, ставших инвалидами в результате военных действий. Помимо этого, значительно увеличилось количество инвалидов среди людей пожилого возраста. На данный момент эти люди составляют 15% населения России. Согласно оценкам Всемирного Банка (2002), в 2000 году в стране было приблизительно 1 млн. 50 тыс. детей-инвалидов, что равно 3% общего числа детей в возрасте до 18 лет. Учитывая динамику роста уровня инвалидности, можно предположить, что к 2015 году количество инвалидов увеличится в 1,5-2 раза. В 2002 году из федерального бюджета было выделено 1,5 млрд. долларов на удовлетворение потребностей инвалидов.
Главным документом, определяющим статус инвалида в Российской Федерации, является ФЗ №181 от 24.11.1995 О социальной защите инвалидов. Этот закон устанавливает официальную государственную политику в области социальной защиты инвалидов с целью защиты равных возможностей для инвалидов и предоставления им права пользоваться своими экономическими и политическими правами. Закон основывается на положениях 39 Статьи Конституции РФ, где:

В законе оговаривается защита прав инвалидов в следующих сферах:

Количество человек в РФ, получающих пенсию по инвалидности 1970-1999 (в тыс.ч.)

Количество человек в РФ, получающих пенсию по инвалидности

Источник: Госкомстат 2000

Причины инвалидности

Причины инвалидности могут быть различными: врожденные и перинатальные патологии, инфекционные заболевания (например, полиомиелит), неинфекционные заболевания, психические нарушения, алкоголизм, наркотическая зависимость, травы м раны, полученные в результате несчастных случаев или военных конфликтов. Таким образом, понятие инвалидность включает физические, умственные и сенсорные нарушения, причем эти нарушения могут быть как очевидными для окружающих, так и незаметными с первого взгляда (умственные нарушения или депрессия). Инвалиды могут иметь нарушения с рождения, либо приобрести их в результате плохого питания, заболевания, несчастного случая, опасных условий жизни и работы.

Причины инвалидности
Источник: UN Figures in Overcoming Obstacles to the Integration of Disabled People, UNESCO, DAA, Март 1995г.

Несмотря на существующее понимание инвалидности как взаимодействия индивидуальных и социальных факторов, полезным будет рассмотрение основных видов инвалидности, которые могут быть зафиксированы. Самый распространенный тип инвалидности связан с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приблизительно 40% инвалидов имеют какие-либо трудности в перемещении. Если рассмотреть население в целом, то приблизительно 20-25 человек на каждую 1000 имеют такие проблемы. Второе место по степени распространенности занимают различные неврологические нарушения, сюда входят умственные нарушения, задержка умственного развития, эпилепсия. Распространенность среди населения – 10-15 человек на 1000 человек населения. Третье и четвертое места по степени распространенности занимают нарушения зрения и слуха и нарушения речи. Примерно 15% населения имеют такие нарушения. Интересно было бы отметить, что традиционный подход в работе с инвалидами не учитывает степень распространенности того или иного типа нарушений. Так, например, большое внимание уделялось людям, имеющим нарушения зрения и слуха, в то время как люди, имеющие ограниченные возможности передвижения, часто оставались без необходимого внимания (например, недоступность зданий) несмотря на то, что это самая многочисленная группа инвалидов – 40%. Люди, имеющие неврологические нарушения, не получали должной поддержки в промышленных странах, так как они не могли активно участвовать в процессе экономического развития. Конечно же, степень распространенности того или иного нарушения нельзя рассматривать как единственный критерий в определении приоритетов деятельности, но и его нужно учитывать. Нарушения средней и тяжелой степени будут еще более распространены в будущем. Ожидается, что в течение следующих 35 лет количество инвалидов в развитых странах увеличится на 39%, в развивающихся странах – на 46%. Основная причина этой тенденции заключается в старении населения, среди других важных определяющих факторов можно назвать факторы окружающей среды. В некоторых странах наблюдается обратная тенденция, повышение качества жизни, успешная профилактическая работа. Тем не менее, данные варьируются достаточно сильно в зависимости от страны. (DFID 2000, Yeo 2001, Elwan 1999).

Проблема инвалидности относится к сфере прав человека. До тех пор пока инвалиды не могут полноценно участвовать в жизни общества, нельзя говорить о том, что цели Декларации о правах человека достигнуты
Бенгт Линдквист,
специальный докладчик ООН по вопросам инвалидности

Инвалидность и права человека

Инвалидность коренным образом отличается от других форм ущемления прав. Инвалиды могут организоваться и защищать свои интересы только после того, как другие практические потребности (например, помощь в передвижении) удовлетворены. Для того чтобы иметь возможность отстаивать свои права на социальную интеграцию, инвалидам необходима доступная среда, в которой это будет возможно.

На сегодняшний день уже имеются убедительные доказательства того, что социально-экономическая интеграция инвалидов является е только вопросом социальной справедливости, она также является оптимальным решением социальной проблемы с точки зрения затрат/результатов. Доступность трудоустройства является самым эффективным методом снижения уровня бедности среди детей, молодежи и взрослых людей с ограниченными возможностями, повышения уровня жизни их семей и сообществ. В этом случае интересы экономической целесообразности и защиты прав человека совпадают, но здесь необходимо осознавать и то, что социально-экономическая интеграция инвалидов означает не только снижение социальных расходов, для многих инвалидов она также означает прямое участие в экономическом росте. Согласно оценкам Всемирного Банка, ежегодно страны мира теряют от 1,37 трлн. до 1,94 трлн. долларов ВВП из-за того, что инвалиды не могут трудоустроиться (МОТ, 2002).
Инвалидам ежедневно приходится сталкиваться с многочисленными барьерами в реализации своих потребностей: институциональными барьерами, законодательными, физическими, средовыми – и все эти вопросы приводят к социальной изоляции. Социальная изоляция очень часто является самым серьезным барьером, с которым обычно связаны чувства стыда, страха, неприятия. С инвалидами зачастую связывают негативные стереотипы, им придают низкий социальный статус, в некоторых обществах их считают никчемными. Изоляция включает процессы, в результате которых инвалиды теряют возможность участвовать в определенных аспектах общественной жизни. Среди таких процессов можно назвать:

Потребности инвалидов могут различаться довольно значительно. Дети, пожилые люди, женщины, беженцы, представители меньшинств, люди с умственным нарушениями могут по-разному переживать свою инвалидность. Некоторые из них могут сталкиваться с большим количеством ограничений в силу своего широкого социального и экономического статуса. Даже в каждой из выделенных групп отдельные люди могут иметь различные потребности, например, женщины с высоким уровнем доходов и малоимущие женщины. Последствия могут быть особенно серьезными для женщин, так как они также подвергаются социальной, культурной и экономической дискриминации по половому признаку. Дети составляют другую уязвимую группу; уровень смертности среди детей-инвалидов достигает 80% в тех странах, где общая детская смертность не превышает 20% (DFID, 2005).

Снижение бедности через социальную интеграцию: стратегия ЕС

Борьба с бедностью и социальной изоляцией входят в приоритетные задачи Европейской социальной модели. В соответствии со статьей 137 Амстердамского договора, государства-члены призываются внедрять инициативы, направленные на обмен информацией, повышение информированности, разработку новых методик, оценку перспективных практик и разработку новой политики. Более того, статья 13 дает Европейскому совету право предпринимать необходимые действия для борьбы с дискриминацией против инвалидов и призывает различные институты европейского сообщества учитывать потребности инвалидов при принятии различных решений и реализации законодательных актов. Тем не менее, проблемы со здоровьем и инвалидность не всегда учитываются в достаточной мере при принятии решений в таких важных сферах, как: образование, трудоустройство, обслуживание, жилье. Хронические заболевания, особенно умственные, до сих обсуждаются недостаточно открыто. Обсуждение вопросов инвалидности очень часто ограничивается сферой прав инвалидов, и все стороны достигают консенсуса по этому вопросу, при этом обсуждение не переходит в сферу реализации политики. В результате положение инвалидов практически не меняется: они остаются маргинальными группами населения, будучи при этом изолированными от многих социальных и политических аспектов жизни, инвалиды не имеют возможности на равных соревноваться на рынке труда (Grammenos, 2003).
После вынесения на повестку дня борьбы с бедностью (Амстердамский договор, статьи 136, 137), на заседании Европейского совета в 2003 году в Лиссабоне прозвучал призыв, обращенный к государствам-членам ЕС, предпринять активные действия для устранения бедности к 2010 году. Создание нового, инклюзивного Европейского Союза стало главным элементов в достижении стратегических целей: устойчивого экономического роста, благоприятной ситуации на рынке труда, более интенсивной социальной интеграции. Поэтому государства – члены ЕС сделали все возможное, чтобы модернизировать Европейскую социальную модель, приняв за основу принципы социальной интеграции и борьбы с бедностью.
Было достигнуто согласие о необходимости решительных мер, направленных на борьбу с бедностью и социальной изоляцией. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие конкретные задачи:

1. Предоставить всем гражданам право пользоваться ресурсами, правами, товарами и услугами, а также предоставить возможности трудоустройства

1.1 Предоставить возможности трудоустройства в контексте европейской стратегии трудоустройства, реализовать конкретные принципы:

1.2 Предоставить всем гражданам право пользоваться ресурсами, правами, товарами и услугами

2. Предотвратить риск изоляции

3. Предоставить поддержку самым уязвимым группам

4. Привлечь все заинтересованные стороны

Были определены семь приоритетов социальной политики, направленные на социальную интеграцию инвалидов и малоимущих групп населения:

1. Интеграция рынка труда: Входит в список приоритетов большинства стран-членов ЕС. Включает расширение спектра активных мероприятий на рынке труда, усиление взаимосвязи между социальной защитой, профессиональной подготовкой и реформами рынка труда, таким образом, что они усиливают друг друга.
2. Модернизация систем социальной защиты: Означает создание устойчивых схем социальной защиты, которые будут доступны для всех, плоды которой направлены на людей, способных работать, с целью предоставить им стимул работать и возможность адаптироваться к происходящим изменениям.
3. Преодоление барьеров в сфере образования и профессиональной подготовки: Основной фокус деятельности – обеспечение непрерывного процесса обучения, поддержка при переходе от обучения в работе, особенно для выпускников школ с низким уровнем образования, повышение доступности образования для уязвимых групп и их интеграция в общий образовательный процесс, пропаганда образовательного процесса, дистанционного обучения через Интернет. Общепризнанной становится необходимость вкладывать больше средств в развитие человеческого капитала.
4. Искоренение бедности среди детей: Данный приоритет является ключевым для борьбы с наследственностью бедности. Основное направление деятельности – раннее вмешательство, раннее образование детей, входящих в уязвимую группу населения, увеличение материальной поддержки семьям и родителям-одиночкам. Несколько стран так же уделяют все больше внимания разработке политики на основе прав детей.
5. Обеспечение достойных жилищных условий: В некоторых странах – членах ЕС ведется работа по повышению жилищных стандартов, в других – по предоставлению социального жилья для уязвимых групп населения.
6. Повышение доступности социальных услуг: Данное направление включает повышение доступа к медицинским услугам и долгосрочным услугам по уходу, социальным и транспортным услугам, вложение средств в развитие инфраструктуры.
7. Борьба с дискриминацией, интеграция инвалидов, этнических меньшинств, иммигрантов: Данное направление включает повышение доступности услуг и возможностей, разработку соответствующей политики.
Для достижения указанных приоритетов страны-члены ЕС ведут разработку интегрированных стратегий на местном и региональном уровнях, особенно в городах, где сообщества сталкиваются с многочисленными и разнообразными проблемами.

Ключевые вопросы в сфере инвалидности в Российской Федерации

Политические процессы

Инвалидов часто исключают из процесса принятия политический решений, в том числе инвалиды не всегда могут воспользоваться своим правом участвовать в выборах. Часто это связано с недоступностью информации и физической недоступностью избирательных участков. Для того чтобы инвалиды и члены их семей могли выражать свое мнение и политики учитывали его в своей деятельности, необходимо чтобы организации инвалидов, инвалиды и члены их семей принимали участие в принятии решений, непосредственно их затрагивающих.
Даже на уровне предоставления услуг инвалиды редко участвуют в планировании и реализации услуг, которые, по сути, должны удовлетворять их потребности. Современный подход к предоставлению услуг (индивидуальное планирование) до сих пор встречается очень редко. Инвалидам, членам их семей и опекунам необходимо предоставить больше возможностей контролировать свою жизнь и полноценно участвовать в процессе принятия решений.

Доступность услуг и социальной инфраструктуры

Инвалиды в России в течение многих лет были изолированы от общества, многих из них пожизненно помещали в специализированные учреждения. Вследствие маргинализации, изоляции и дискриминации инвалиды оказывались лишенными своих прав. Даже инвалидам, живущим дома, приходится сталкиваться с многочисленными барьерами, так как пассивные меры социальной защиты недостаточны для создания достойных условий жизни. Существующая инфраструктура не позволяет инвалидам участвовать в жизни общества. Помимо социальных и культурных барьеров, инвалидам зачастую приходится преодолевать архитектурные и средовые барьеры, которые ограничивают доступ к общественным услугам и благам, а также усугубляют неравное положение инвалидов в обществе. Многие дороги, дома, общественные заведения и услуги (в том числе общественный транспорт) не приспособлены для удовлетворения потребностей людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Люди с сенсорными нарушениями абсолютно изолированы от информационного пространства, так как не могут получать информацию в доступном формате (сурдоперевод, шрифт Брайля и др.).
Отсутствие доступа к социальной инфраструктуре (например, школам, магазинам, театрам, спортивным центрам, церквям) ограничивает инвалидов и членов их семей в участии в повседневной жизнедеятельности. Территориальные системы обслуживания и существующие схемы поддержки не позволяют инвалидам жить независимо или жить в кругу своей семьи. Таким образом, многие инвалиды, особенно дети с задержкой умственного развития и множественным нарушениями продолжают жить в изолированных специализированных учреждениях, что препятствует их дальнейшему развитию. Наследие советской системы медицинской реабилитации и обслуживания в специализированных учреждениях сегодня ставится под вопрос специалистами, родителями инвалидов, самими инвалидами и многими другими заинтересованными сторонами. Территориальный подход к предоставлению услуг и программы социальной интеграции инвалидов внедряются во многих российских городах.
В законодательстве обозначено, что создание доступной социальной инфраструктуры или обеспечения доступа к ней является обязанностью федеральных и местных органов исполнительной власти. Это означает, что транспорт, государственные учреждения, спортивные центры, центры досуга и развлечений должны быть доступны инвалидам, включая тех из них, которые пользуются инвалидными креслами или собаками-поводырями. Тем не менее, на конец 2001 года в Москве из 42 000 зданий только 819 были оборудованы пандусами и лифтами для людей в инвалидных креслах. К 2004 году планировалось построить 3000 специально оборудованных квартир и перепланировать входы в 1810 общественных зданий (Центр международной реабилитации, 2005)

Занятость и производственная деятельность

Занятость является центральным звеном жизни в современном обществе. Участие в производственной деятельности является одной из важнейших обязанностей каждого гражданина, а также способом личного развития. Безработные люди, несомненно, испытывают дискриминацию как менее ценные члены общества. Важность, придаваемая производственной деятельности как индикатору статуса человека, также отражается в повседневных вопросах Чем вы занимаетесь? или Кем вы работаете? Очевидно, что здесь профессия и работа человека служат индикаторами ценности отвечающего для общества.
Проект ЕС Гелиос 11

Занятость играет важную роль сразу по нескольким причинам. Она не только служит источником дохода для инвалидов, но также придает им социальную важность, которая влияет на их самооценку и на воприятие их другими людьми. Работа дает инвалидам возможность быть финансово независимыми, использовать имеющиеся навыки и получать новые, совершенствовать свои социальные навыки, находить друзей и завязывать личные отношения, участвовать в досуговых и спортивных мероприятиях, работа повышает статусов инвалидов в сообществе, способствует их личному и профессиональному росту. Тем не менее, во многих странах инвалиды часто сталкивабтся спроблемами при трудоустройстве, что приводит к более высокому уровню безработицы среди инвалидов по сравнению с наседением в целом.

Доля работающих людей в населении стран
  Инвалиды Всего
ЕС 36% 66%
США 31% 73%
Страны – члены
Организации экономического сотрудничества и развития
35% 66%
Австралия 44% 61%
Источник: Организация экономического сотрудничества и развития,
Социальные показатели 2002

Одной из первых право инвалидов на трудоустройство признала МОТ в 1944 году. В комплексных долгосрочных рекомендациях МОТ было указано, что инвалиды независимо от типа инвалидности должны иметь возможности проходить через реабилитацию, получать профессиональное образование, проходить профессиональную подготовку и переподготовку, работать на значимых работах. МОТ также указала, что по возможности инвалиды должны проходить обучение вместе с другими специалистами, в тех же условиях и получать такую же заработную плату, инвалиды также должны иметь равные возможности трудоустройства со всеми остальными людьми. В 2002 году МОТ опубликовала следующие предложения по мерам, позволяющим предоставить инвалидам больше возможностей трудоустройства:

  1. Законодательство в сфере трудоустройства
  1. Отраслевые программы трудоустройства
  1. Службы поддержки
  1. Программы профессиональной подготовки
  1. Услуги профессиональной реабилитации
  1. Разработка политики

В настоящее время в Российской Федерации многие инвалиды хотят работать, но у них нет возможности трудоустроиться. Проблема безработицы – сложная проблема, причины которой варьируются от недостатка образования, отсутствия физических условий на рабочем месте до неправильного восприятия инвалидов, которое превалирует в российском обществе. (Disability World 2005). Официальная государственная статистика утверждает, что примерно 1 миллион инвалидов в России трудоустроены. Таким образом, примерно 12-14% от общего количества российских граждан-инвалидов трудового возраста официально признаются трудоустроенными. Однако, большая часть данных граждан обладают той формой инвалидности, которая не требует создания специальных условий на рабочем месте или помощь с транспортом для доставки на работу. Еще одна значительная часть трудоустроенных работает на предприятиях, которыми владеют и управляют НКО, занимающиеся проблемами инвалидности. Такие люди получают очень низкую заработную плату, и у них практически нет надежды на постоянную работу в будущем. Подобные предприятия включают в себя организации, входящие в систему социальных объединений инвалидов. Три наиболее крупных организации в данной сфере:

Большинство предприятий – маленькие и их способность конкурировать на рынке ограничена. Во времена Советского Союза вышеперечисленные общества получали прямые федеральные субсидии. В 1954 году субсидии были прекращены, а взамен них была введена система налоговых льгот и обязательных государственных заказов. Общества инвалидов процветали в рамках данной системы, получая заказы от государственных предприятий, и выстраивали инфраструктуру для инвалидов. До января 2002 года предприятия, на которых количество сотрудников-инвалидов составляло, по меньшей мере, половину, были освобождены от уплаты целого ряда налогов, включая 24%-ный налог на прибыль, 14%-ный пенсионный налог и 14%-ный налог на медицинское страхование. Однако в 2002 году большинство из этих налоговых льгот были отменены для того, чтобы противодействовать широко распространенному явлению мошеннического использования данных преимуществ компаниями, обманным способом получившим статус освобожденных от уплаты налогов.
Законодательство, обеспечивающее наличие квот на рабочие места для инвалидов, было передано на федеральный и местный уровни. Местные власти определяют уровень квот (как минимум 3% сотрудников) для инвалидов на всех предприятиях с численностью персонала более 30 человек вне зависимости от формы собственности. В реальности же, однако, для работодателя более выгодным является заплатить штраф, нежели нанимать инвалида, платить ему заработную плату и минимально адаптировать для него рабочее место. Наиболее распространенное условие для официально трудоустроенных инвалидов – работать за минимальную заработную плату и при этом понимать, что им вообще не требуется появляться на рабочем месте. (Disability World 2005). Такая организация процесса помогает работодателям получать налоговые послабления. Более того, работодатель не обязан изменять рабочее место или обеспечивать насущную потребность в транспорте. Такого рода схемы и защитные формы работы под эгидой какой-либо организации для инвалидов пережили переходный период от социализма к смешанной капиталистической экономике. Однако за последнее время компании, использующие подобные схемы, потеряли большую часть налоговых льгот и инвалиды на территории всей страны потеряли работу. Некоторые из данных компаний, действующие под эгидой НКО, занимающихся вопросами инвалидности, продолжают предоставлять низко квалифицированную и низкооплачиваемую работу инвалидам. Для многих инвалидов, все же, это единственный шанс получить работу и прибавление к их скудной пенсии. Система квотирования рабочих мест недавно претерпела изменения за счет принятия нового закона, согласно которому 3-4% инвалидов должны быть трудоустроены на предприятии с численностью более 100 человек, в отличие от 30 человек, как это требовалось ранее. Более того, согласно изменениям, принятым в январе 2004 года, работодателям не приходится более платить штрафы, если они не соблюдают условия квотируемого набора персонала.
В реальности примерно 85% инвалидов остаются нетрудоустроенными, вводится незначительное количество изменений для улучшения доступа к рабочим местам, редки случаи доступности транспортных средств. У безработных или фиктивно трудоустроенных инвалидов социальная изоляция и низкая самооценка продолжают оставаться источниками отсутствия конкурентоспособных навыков по трудоустройству.
Одним из основных препятствий на пути у инвалидов, ищущих работу, является система социальной защиты, которая была разработана для их поддержки. Комитеты на основе медицинских показателей выносят решения относительно способности инвалида работать, а также относительно условий его работы. В результате ограничений, внедренных такими социальными комитетами, многие инвалиды законодательно лишены права на работу и живут с данным приговором. Согласно данным Московского Комитета Социальной Защиты Населения от января 2001 года, в Москве зарегистрировано более 1 миллиона инвалидов и лишь 180000 официально допущены к работе медицинской комиссией. Это значит, что только 18% инвалидов в Москве считаются годными к работе. Несмотря на то, что решение медицинской комиссии являются лишь официальной рекомендацией, и государственные, и частные компании законодательно обязаны соответствовать индивидуальной программе реабилитации, разработанной для каждого инвалида. Индивидуальная программа реабилитации, введенная в 2000 году, включает в себя рекомендации по трем вопросам, связанным с трудоустройством:

Несмотря на законодательство, существующие индивидуальные программы реабилитации редко направлены на вопросы трудоустройства.
В последние годы были предприняты некоторые инновационные шаги, направленные на повышение активной деятельности инвалидов на рынке труда. В 2001 году многие региональные правительства в России, включая администрацию г.Москва, разработали программы помощи инвалидам в трудоустройстве. В соответствии с данными программами представители частного бизнеса нанимают инвалида на работу с определенной зарплатой сроком до года. В течение 5 дней с момента выплаты заработной платы инвалиду, государство компенсирует работодателю 100% зарплаты такого сотрудника, включая налоги на уровне средней заработной платы данного региона. Чтобы принять участие в подобной программе, инвалид должен прийти в местную службу занятости и предоставить рекомендации медицинской комиссии при Министерстве Социальной Защиты населения. Участникам программы государство компенсирует расходы работодателя на заработную плату сотрудника-инвалида в течение года. Данный срок должен быть достаточными периодом для того, чтобы инвалиды могли продемонстрировать свои профессиональные навыки и желание работать, а также для приобретения профессионального опыта. Ожидается, что работодатели оставят инвалидов-участников программы у себя в штате после завершения 1 года, т.е. после завершения финансирования программы государством. За 9 месяцев 2001 года только в Москве более 1700 инвалидов подали заявки на участие в программе и более 500 были трудоустроены. Данная программа реализуется во многих регионах России. Для инвалидов это – одна из самых эффективных программ по предоставлению возможностей для трудоустройства. Она используется во многих городах России: например, в Самаре, Перми и Ухте. Многие НКО, специализирующиеся на проблемах инвалидности, также участвуют в данной программе для поддержки своих сотрудников. Эффективность данной программы является результатом наличия гарантированного реального, а не фиктивного, трудоустройства и достойной заработной платы.

Образование и Обучение

Образование – один из наиболее эффективных инструментов сообщества направленных на уменьшение отчужденности и беззащитности. Он помогает повысить уровень заработной платы, расширяет мобильность рабочей силы, продвигает идею здоровья родителей и детей, снижает уровень детской смертности и рождаемости, а также предоставляет отверженным группам населения право голоса в сообществе и политической системе (Всемирный Банк, 2001). Не смотря на это практически во всех странах Мира у детей инвалидов нет равных возможностей для получения образования.
Ввиду того, что достоверные точные данные по количеству и особым потребностям детей-инвалидов зачастую недоступны, трудно найти информацию по количеству людей имеющих доступ к образованию. Однако, считается, что количество детей-инвалидов зачисленных в учебные заведения – лишь незначительная часть обычных детей: общепризнанный уровень колеблется от менее чем 1% до 3%. Большое количество исследований подчеркивают каталитическую роль среднего образования для тех представителей сообщества, которые наиболее вероятно будут бедными - девочки, этнические меньшинства, сироты, инвалиды и сельские жители.
Даже если школа физически доступна, многие дети инвалиды остаются исключенными. Родители могут бояться того, что их ребенок не справится или что выход ребенка инвалида за рамки семьи сделает всю семью предметом насмешек и повлияет на семейное будущее других детей. Они могут считать, что инвестиции в ребенка-инвалида не оправдают себя. Те дети, которые получают образование, зачастую подвергаются худшему обращению с собой, и они сами и другие люди мало ожидают от себя в будущем, также они не получают поддержку для равноправного участия. От детей-инвалидов требуют меньше и потому они могут выучить меньше, чем их обычные сверстники, даже в неформальной обстановке. С самого начала они исключены из многих ежедневных коммуникативных ситуаций, которые обычные люди принимают как данное.
Однако недостаток доступа к образованию нельзя рассматривать только лишь как вопрос преодоления культурных барьеров. Отношение учителей, физическая доступность школ и транспорта, доступ к ортопедическому материалу и оборудованию – вот те вопросы, которые также необходимо рассматривать. Для того чтобы совместное обучение инвалидов и обычных детей было эффективным, необходимо инвестировать в организацию среды без барьеров. Это включает в себя соответствующее обучение преподавателей, разработку расписания и предоставление необходимой поддержки детям-инвалидам.
Существует три способа предоставления возможностей для образования инвалидам или реализации их особых образовательных потребностей: специализированные школы (включая или не включая возможность для проживания там), специальные классы/группы в обычных школах и включение инвалидов в жизнь сверстников в обычных школах. В России наиболее часто используется 4-й способ: обучение на дому. Однако в большинстве стран оно не предоставляется, т.к. еще больше изолирует и исключает детей-инвалидов из жизни сообщества.
Исходя из соотношения цена-эффективность и качество образования необходимо делать акцент на включении инвалидов в обучение в обычных школах – совместное обучение. Совместное обучение обозначает попытку (на сколько это возможно) обучать всех детей сообщества под одной крышей. Наиболее конкретное определение совместного обучения дано в Саламанкских положениях, принятых на Всемирной Конференции по Особым Потребностям в Обучении в Саламанке в 1996 г. Особые потребности в обучении (ОПО) относятся ко всем тем детям и подросткам, чьи потребности связаны с инвалидностью или трудностями в обучении. Совместное обучение предполагает, что дети и подростки с ОПО должны быть включены в образовательные условия, созданные для большинства детей… Совместные школы должны признавать и отвечать разнообразным потребностям учеников, учитывая разные стили и уровни обучения и обеспечивая качественное образование для всех за счет подходящего расписания, организации процесса, стратегии обучения, использованию ресурсов и партнерским отношениям с сообществами.
В более экономически развитых странах произошли значительные изменения в обучении детей инвалидов. Это представлено на диаграмме. Однако даже учитывая эти позитивные изменения многие дети-инвалиды ежедневно сталкиваются с барьерами, происходящими от неадекватных ресурсов, поддержки и включения. В менее экономически развитых странах дети-инвалиды не получают образования, обучаются на дому или получают базовое образование в изолированных институтах.

Изменения в специализированном образовании

А. Ранее:

Изменения в специализированном образовании

В. В настоящее время:
Дети с особенными потребностями в обучении

Дети с особенными потребностями в обученииДети с особенными потребностями в обучении

Источник: Т. Джонсон, 1991.

Очень сложно получить точную информацию относительно уровня доступа к образованию, который реально есть у детей-инвалидов в России. Нам известно, что многие дети-инвалиды, в особенности с умственными отклонениями и множественными тяжелыми расстройствами до сих пор содержатся в закрытых учреждениях. В конце 2002 года более 500 тыс. детей проживали в таких институтах (ЮНИСЕФ, 2004). Вне системы учреждений некоторые дети получают образование, однако его качество и важность для развития ребенка вызывает вопросы. Зачастую такое образование не готовит детей к более независимой взрослой жизни. Другие дети, в особенности с тяжелыми формами инвалидности, считаются неспособными к обучению и не получают образования вообще.
Для детей, которые продолжают жить дома, например те, у которых средней тяжести проблемы со слухом, в настоящее время получают все больший доступ к обучению в обычных школах и ежедневным мероприятиям, организуемым НКО. В результате дети и молодые люди-инвалиды обычно получают несоответствующее и неполное образование, что ведет к изоляции в сообществе и низкой самооценке, недостатку возможностей для трудоустройства, повышению уровня маргинализации и отсутствию ряда прав и возможностей, которые есть обычных людей. Не смотря на федеральные законы, указанных в статье 11 федерального закона по социальной защите инвалидов, который определяет индивидуальную программу реабилитации (ИПР) в качестве механизма предоставления инвалидам услуг или технической помощи, необходимых для реабилитации, включая начальную школу и образование в ВУЗах. Дети-инвалиды, молодые инвалиды и их родители продолжают сталкиваться со значительными отношенческими, архитектурными и финансовыми барьерами на пути включения в равные возможности для образования.
Далее перечислены барьеры, определенные исследованием проведенным Всемирным Институтом Инвалидности и Перспективы.

Это лишь некоторые из барьеров на пути к образованию, с которыми российские студенты-инвалиды сталкиваются ежедневно. К сожалению, очень мало предпринимается организованных попыток для преодоления данных барьеров на пути к образованию.
Государственная статистика показывает, что из-за этих барьеров основная часть детей-инвалидов в возрасте 7-18 лет в России изолированы дома, в специализированных институтах или совсем не получают образование. В Самаре из 4,200 детей-инвалидов только 150 ходит в обычные школы. В Нижнем Новгороде зарегистрировано около 5,000 детей-инвалидов и только несколько сот посещают уроки в обычной школе. Практически все дети-инвалиды находятся дома или в специализированных школах. В результате этого молодые инвалиды не подготовлены к жизни в сообществе, не говоря уже о поступлении в университет или трудоустройстве после школы. В Нижнем Новгороде, где проживают более 8,000 молодых инвалидов, менее 200 из них учится в университетах.

Профессиональная подготовка и развитие навыков

Во многих странах правительство осуществляет ряд программ, разработанных для развития у людей навыков и предоставления им знаний необходимых для трудоустройства и обычной жизни. Общепризнанно, что навыки людей влияют на все сферы их жизни. Они также имеют решающее влияние на способность людей обеспечить себе оплачиваемое рабочее место и сохранить его за собой; на их возможность понимать, участвовать и вносить свой вклад в жизнь сообщества, в котором они живут; на их статус в данном сообществе; на их самосознание; на качество их отношений с другими членами семьи и местного сообщества, а также на их способность эффективно поддержать своих детей в школе. Для того, чтобы эффективно действовать на рынке труда, людям необходим существенный багаж навыков. Он включает в себя базовые навыки языковой и численной грамотности; навыки связанные со специфическими занятиями; общие рабочие навыки – также известные как ключевые навыки - такие как коммуникация, решение проблем и работа в команде, которым работодатели уделяют большое внимание. Однако трудоустраиваемыми людей делает более комплексный подход, нежели наличие у них правильного набора соответствующих навыков. Если они хотят получить рабочее место и сохранить его за собой, людям необходимы мобилизационные навыки, такие как способность к самопрезентации и самостоятельному эффективному поиску работы на рынке, уверенность в себе и мотивация, основные рабочие привычки, также как способность придерживаться временному графику. Существуют хорошие примеры того, что обучение воздается деньгами и что люди с лучшими навыками и квалификацией имеют больше возможностей для трудоустройства и получения более высокой заработной платы. Инвалиды, даже имеющие хорошее образование и послужной список, зачастую не имеют равных возможностей для обучения и переобучения что в дальнейшем делает их менее привлекательными на рынке труда. Для многих инвалидов доступ к профессиональному обучению и развитию навыков ограничен низким уровнем их базового образования, а также такими факторами как недостаток физического доступа, плохие транспортные условия, несоответствующая поддержка и негибкие методы обучения.

Социальная защита

Социальная защита играет первостепенную роль в смягчении последствий бедности для всех людей включая инвалидов. Евросоюз считает, что высокий уровень социальной защиты позволяет сообществам адекватно встречать разнообразие, снижать и предотвращать наиболее суровые и негуманные формы бедности (Евросоюз, 2005). Тщательно разработанная система социальной защиты влияют на экономическое развитие за счет предоставления благоприятной окружающей среды для экономического роста, в котором люди и компании покупают и инвестируют с уверенностью; они ускоряют структурные изменения за счет смягчения последствий реструктуризации для сотрудников; они также стабилизируют совокупную потребность в экономических циклах и создают благоприятные условия для восстановления. В свою очередь экономически рост предоставляет средства для создания социальной взаимосвязи в обществе, появление возможностей для отдельных людей, включая инвалидов. Любое правительство обязано сломать зловещий круг взаимосвязи инвалидности и бедности; любая стратегия по снижению уровня бедности должна учитывать проблему инвалидности. Возможно более, чем для других, бедность для инвалидов – это не только финансовая бедность. Евросоюз полагает, что при любом случае необходимо решать задачу по снижению уровня бедности инвалидов за счет раскрытия их экономического потенциала, а не за счет применения политики перераспределения. Стоимость с точки зрения доступности, технические приспособления, оборудование рабочего места рассматриваются как инвестиции, а не как непродуктивные траты по социальной защите. Конечно, определенное количество инвалидов всегда будет рассчитывать на социальную защиту или на совмещение социальной защиты и политики не социальной защиты;

Ссылки:

Centre for International Rehabilitation (CIR) (2005). Russian Compendium Report 2003

Commission of the European Communities (2005), Joint Report on Social Protection and Social Inclusion, Brussels

DFID (2000) Disability Poverty and Development. London: DFID

Disability World 2005.

Elwan, A. (1999) Poverty and Disability: A survey of the Literature-Report 9932. Washington, DC: World Bank

European Community Household Panel (ECHP) (2005)

European Commission (2005)

Grammenos, S. (2003) Illness, Disability and Social Inclusion. Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions

Human Resources Development Canada (HRDC). 2002. Advancing the Inclusion of Persons with Disabilities. Hull, Quebec.

Human Rights and Equal Opportunity Commission (Australia) 2005: Interim report of the national enquiry into employment and disability. Canberra, Australia: HREOC

International Labour Organization (ILO). 2002. Disability and Poverty Reduction Strategies. Discussion Paper.

Irelands National Action Plan (2003-2005)

OECD (2005). Unemployment statistics accessed from the World Wide Web

Rehabilitation International 2005 International Disability Review, vol 55, No 1

Salamanca World Conference on Special Needs Education (1996): "The Salamanca Statement and Framework for Action on Special Needs Education", paras 3 and 7.

STAKES, Finland (2002) Label us Able: proactive evaluation of Finnish development cooperation in Disability. Helsinki, Finland: STAKES

UK Social Exclusion Unit

UNICEF (2004) Children in the Russian Federation

Wiman, R. (1996). The Disability Dimension in Development Action. Helsinki: United Nations and STAKES

WHO (1976) A29/INF/DOC/3. Geneva:

World Bank (2001). Global Education Reform. Accessed from the WWW

World Bank (2004) Poverty Reduction Strategies: their importance for disability

World Bank (2004) Russian Federation Poverty Assessment Report Number 28923-RU

World Vision (2001). All Things Being Equal: perspective on disability in development

Yeo, R. & Moore, K. 2003. "Including Disabled People in Poverty Reduction Work: Nothing About Us, Without Us" World Development, Vol.31, No3, pp. 571-590.