aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) ребенка с особыми образовательными потребностями

Народное образование №10 (Москва, 2001)

Правовая база экономики образования

Как привлечь финансирование в общеобразовательную школу, чтобы объединить в ней системы общего и специального образования

С.Колосков

Комитет призывает государство-участника завершить процесс принятия необходимых решений и директив и изыскать кадровые и финансовые ресурсы, необходимые для эффективного применения всех законодательных актов, касающихся детей.
Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка от 10 ноября 1999 года Российской Федерации.

Демократическое государство … предполагает наличие гражданского общества — общества граждан,… способных защищать свои права и свободы, свои законные интересы от любых посягательств.
Комментарий к Конституции РФ. Институт государства и права РАН.

Оглавление

Мы вам писали
Не вступивший в силу
Удивительное рядом
Подробности
Что написано пером
Если ребенок с синдромом дауна собирается поступить… в вашу школу!
Из трудной ситуации ребенка выручит закон "об основных гарантиях прав ребенка"
Большие деньги
Действующее недействующее законодательство
Предъявите ваши права
Белое и пушистое
Разное
Государство отвечает
Встретимся в суде
"Наш адвокат свяжется с вами"
Прошу вас на основании закона
В теории и на практике
Приложение 1. Заявление главному врачу мед.учреждения
Приложение 2. Заявление начальнику МСЭ
Приложение 3. Информация для специалистов и родителей детей инвалидов, участвующих в составлении ИПР
Что такое ИПР?
Для разработки ИПР проводится медико - социальная экспертиза
ИПР является мерой социальной защиты инвалидов
Социальная защита инвалидов прежде всего направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами прав.
Государство гарантирует “образование детей – инвалидов” в соответствии с ИПР
Инвалид или его законный представитель имеет право участвовать в разработке ИПР
Инвалид или его законный представитель имеет право выбора исполнителя (юридическое или физическое лицо) для проведения мероприятий и получения услуг, соответствующих ИПР
Споры по составлению и реализации ИПР, в том числе между родителями ребенка инвалида и МСЭ могут решаться в суде
Представители общественных объединений инвалидов участвуют в подготовке и принятия решений
Правительство Москвы постановило обеспечить разработку и реализацию ИПР с 1998 г.
Финансирование ИПР осуществляется за счет государства
Примерный перечень мероприятий, услуг, технических  средств, входящих в ИПР
Примерный перечень реабилитационных мер для ребенка инвалида школьного возраста, страдающего синдромом Дауна,

Мы вам писали

В статье “Права ребенка в образовании” (НО, 2001, №9) мы говорили о праве детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на их индивидуальные потребности, то есть личностно ориентированного образования и в том числе о праве детей с отклонением в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству.
Эти права признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам (ст.13), Конвенцией о правах ребенка (ст. 23, 28, 29), Европейской социальной хартией (ст. 10), Стандартными правилами обеспечения равных возможностей людям с инвалидностью. Принципами защиты прав лиц с психическими болезнями и Декларацией о правах умственно отсталых лиц.
Эти права признаны и международными документами, которые полностью основываются на международных стандартах прав человека: Саламанкской Декларацией “О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями”, Руководством по форме и содержанию докладов, которые должны представляться государствами-участниками в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Конвенции ООН о правах ребенка, Заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребенка от 10 ноября 1999 года Российской Федерации.
Мы также говорили о тяжелых последствиях нарушения этого основного образовательного права для всех участников образовательного процесса — детей (обычных, с особыми образовательными потребностями, инвалидов), их родителей, педагогов и всей образовательной системы в целом:
“Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье” у учащихся.
“Численность в различных регионах абсолютно здоровых детей не превышает для младших школьников 8-10%, среднего возраста 6% и старших 3-5%”.
В школьной практике достаточно широко распространено психическое насилие: предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту (или возможностям); оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия и т.д. Психическое насилие является одним из основных факторов эмоциональной угнетенности детей. В школах имеют место случаи физического насилия в отношении учащихся – “56,7% детей боятся, что другой ученик обидит их”.
В особенно тяжелом положении находятся дети с особыми образовательными потребностями в развитии, включая детей-инвалидов. 367 тысяч детей-инвалидов, что составляет 2/3 от их числа совсем не получают образования. Более одного миллиона детей с постоянными особыми образовательными потребностями, что составляет более 2/3 от их числа не получают необходимой им специальной помощи. Лишены специальной помощи более 3,5 миллионов детей имеющих временно или постоянно особые образовательные потребности, что составляет 80-85% от их числа.
В то время как в большинстве демократических странах “направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения представляется крайней мерой, когда все другие возможности уже использованы и не дали желаемого результата”, в нашей стране эта крайняя мера применяется в качестве основной и практически единственной формы образования, предлагаемой детям с особыми образовательными потребностями.
Особые образовательные потребности детей, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях и в различного вида специальных классах общеобразовательных школ, также удовлетворяются в недостаточной степени, поскольку образовательный процесс строится не на основе образовательных потребностей каждого ребенка, а на основе их диагнозов, в то время как “потребности людей, относящихся к одной категории по диагнозу, не одинаковы”.
Для решения сходных проблем демократические страны разработали новую педагогическую стратегию и новую социальную и экономическую политику, провели кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений.
В результате творческого сотрудничества общего и специального образований была создана объединяющая (интегрированная) школа — Школа для всех.
Школа для всех — это общеобразовательная школа, которая открыта для всех детей, особенно для детей с особыми образовательными потребностями и принимает всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального, лингвистического или другого состояния.
Школа для всех объединяет всех детей, учитывая их различия.
Школа для всех создает всем детям условия для обучения на основе педагогических методов, соответствующих индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Не вступивший в силу

Если интегрированное образование — один из институтов правового демократического государства, то возникает вопрос — есть ли в России, имеющей статус демократического государства, законы о таком образовании? Во второй половине 90-х годов Министерством Образования России был разработан Закон “О специальном образовании”, дающий право детям с отклонениями в развитии на интегрированное образование.
В преамбуле Закона указывается, что он “принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество”.
Закон дает право лицам с ограниченными возможностями здоровья на образование “в соответствии с индивидуальной учебной программой” (ст. 7.3) и “в образовательном учреждении интегрированного обучения” (ст. 7.4).
Образовательное учреждение интегрированного обучения определяется как “образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений” (ст.1).
В соответствии со статьей 29.2 “оплата затрат на создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение указанных лиц учебниками, учебными пособиями, индивидуальными техническими средствами обучения и транспортными средствами” производится “за счет государственных именных образовательных обязательств”.
Согласно статье 24, пунктам 1, 2, 3 государственное именное образовательное обязательство выдается лицу с ограниченными возможностями здоровья (его законному представителю) органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы финансирования образования на основании документа на право получения специального образования и заключения, которые выдаются психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией.
Закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в 1999 г., но на него было наложено вето президента Ельцина. Вот уже два года работает согласительная комиссия администрации президента и Федерального собрания, а статус закона все тот же — Федеральный закон, не вступивший в силу.

Удивительное рядом

И все же в России есть действующий закон, дающий право некоторым детям с ограниченными возможностями здоровья — детям инвалидам — на необходимые условия для получения образования в общеобразовательных учреждениях, если об этом указано в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Это Федеральный закон “О социальной защите инвалидов” (1995 г.), 18-я и19-я статьи которого содержат такие гарантии прав детей инвалидов.
Остановимся подробнее на индивидуальной программе реабилитации инвалида, поскольку она является наиболее эффективным средством реализации права инвалида быть равноправным субъектом правоотношений с государством, в том числе в вопросах образования.
Из Федерального закона “О социальной защите инвалидов” №181 (ФЗ №181), Постановления Правительства РФ N 965 от 13 августа 1996 г. “О порядке признания граждан инвалидами” (ПП № 965), включая Примерное положение об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы (ППМСЭ), Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. N 14 (ПМТ N 14) следует:
1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (услуг) соответствующих его индивидуальным потребностям (ФЗ №181 ст. 7 и 11; ПП № 965 п. 3).
2. В ИПР включаются образовательные мероприятия (услуги), медицинская и социальная реабилитация (ФЗ №181 статьи 7, 18 и 19; ПМТ N 14 “Примерный перечень мероприятий…”).
3. ИПР гарантирована и оплачивается государством (ФЗ №181 статьи 2, 9 и 11; ПМТ N 14 п. 28, 29 и 31).
4. ИПР разрабатывается Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭ), причём родители ребёнка инвалида и их представитель имеют право участвовать в разработке ИПР (ФЗ №181 статьи 7 и 11; ПП № 965 п. 5, 6; ППМСЭ п.3; ПМТ N 14 п.13).
5. Родители ребёнка инвалида имеют право выбирать исполнителя указанных в ИПР услуг и мероприятий или получать компенсацию в размере их стоимости (ФЗ №181 статья 11; ПП № 965 п. 5, 6; ППМСЭ п.3; ПМТ N 14 п.13).
6. Споры по составлению и реализации ИПР, в том числе между родителями ребёнка-инвалида и МСЭ могут решаться в суде. Виновные в нарушении прав и свобод детей-инвалидов несут ответственность в соответствии с законом (ФЗ №181 статья 32).
7. МСЭ должна сотрудничать с организациями родителей детей-инвалидов (ФЗ №181 статья 33; ПП № 965; ППМСЭ п. 5).

Подробности

Итак, согласно статьям 18 и19 ФЗ “О социальной защите инвалидов” государство гарантирует “образование детей - инвалидов” в “соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида”, предоставляет им “необходимые реабилитационные меры” и создает “необходимые условия” для “пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа” и для обучения в “как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами так и в специальных образовательных учреждениях”.
Приведем выдержки из комментируемых статей закона:
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов
“Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей - инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей - инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения”.
Статья 19. Образование инвалидов
“Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствам, так и в специальных образовательных учреждениях…
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида”.
В Приложении 3 “Информация для специалистов и родителей детей инвалидов, участвующих в составлении ИПР”, разделе 13, мы приводим выдержки из “Примерного перечня мероприятий, услуг, технических средств, входящих в ИПР”, который содержится в Приложении к Примерному положению об ИПР, утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. N 14.

Что написано пером

Если вы решите в вашей школе реализовать право детей инвалидов на создание им необходимых условий для получения образования в соответствии с их индивидуальными потребностями, то вам пригодится сделанная нами подборка законодательства об ИПР с краткими комментариями, которая приведена в Приложении 3.

Если ребенок с синдромом дауна собирается поступить… в вашу школу!

Для такого случая здесь мы предлагаем примерную ИПР, которая позволит создать условия для обучения этого ребенка в общеобразовательной школе, ее вы найдете в разделе 14 Приложения 3.

Из трудной ситуации ребенка выручит закон "об основных гарантиях прав ребенка"

Большинство детей с особыми образовательными потребностями не являются инвалидами и поэтому их права не защищаются Федеральным законом “О социальной защите инвалидов”. Однако, до вступления в силу закона “О специальном образовании” им может помочь закон “Об основных гарантиях прав ребенка”.
Согласно статьи 1 этого закона “дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии” относятся к категории детей находящихся “в трудной жизненной ситуации”.
Согласно статьи 15 (“Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации”) пунктам 1, 2:
“Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. …
Такая защита должна обеспечивать … развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации”.
“В целях защиты прав” этих детей, каждому из них может быть разработана “индивидуальная программа реабилитации ребенка”.
“Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка,… психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями”.
Создание условий для обучения ребенка, который временно или постоянно имеет особые образовательные потребности в общеобразовательной школе по месту жительства, несомненно, как раз и является антикризисными мерами по социальной реабилитации ребенка, осуществляемыми “совместно с образовательными учреждениями” и относящимися к защите прав таких детей, как обеспечение “развития детей, их участия в общественной жизни”.
В статье 15 закона также указано, что ИПР таких детей должны разрабатываться специально созданными социальными службами “по поручению компетентного органа исполнительной власти … или на основании решения суда”.
Из этого следует, что для разработки ИПР ребенку с особыми образовательными потребностями его родителям необходимо обратиться с заявлением об этом в органы исполнительной власти или в суд.

Одним из главных аргументов против создания условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей инвалидов, в общеобразовательных школах является тезис о том, что такое образование требует слишком больших денег, которых у государства сейчас нет.

Большие деньги

Сколько же сейчас предполагает платить наше государство за “дифференцированное” образование и реабилитацию детей-инвалидов в условиях социальной сегрегации?
Норматив финансирования на обучение ребенка в коррекционной школе-интернате почти в 6 раз превышает норматив на обучение ребенка в общеобразовательной школе.
Министерство образования рекомендовало Министерству финансов следующие нормативы финансирования в 2000 г. на каждого ребенка, обучающегося в коррекционной школе-интернате, – 26.117 руб. в год, и на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной школе, – 4.500 руб. в год.
В 2001 г рекомендуется увеличить эти нормативы почти в 2 раза, они должны составить 51.154 рублей и 8.000 рублей соответственно.
В одном из государственных реабилитационных центров социальной защиты населения Московской области нам сообщили, что реабилитация и ежедневное пребывание в центре (без проживания) ребенка-инвалида стоит государству 7000 рублей в месяц, что составляет 84.000 рублей в год.
Приведенные мною цифры отражают только текущие расходы на образование и реабилитацию, а ведь еще большие средства нужны на строительство и оборудование новых специальных школ и центров, на ремонт уже действующих. Таким образом, средства, которые государство предполагает затратить на образование или реабилитацию детей в условиях социальной сегрегации не так уж малы.
Мы считаем, что их было бы достаточно, чтобы пригласить специальную педагогику в общеобразовательную школу, повысить квалификацию учителей с соответствующим повышением зарплаты и создать в общеобразовательной школе необходимые условия для личностно ориентированного обучения по месту жительства как детей с отклонениями в развитии, так и здоровых детей.

Действующее недействующее законодательство

Еще один аргумент против интегрированного образования — это огромные трудности с финансированием образования. Комментарий к закону РФ “Об образовании” Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ констатирует:
“На протяжении … нескольких лет именно учителя были главными участниками забастовок — до 90% общего числа бастующих”.
“Основной причиной нарушений действующего законодательства об образовании является хроническое недофинансирование образовательных учреждений из федерального бюджета.
В настоящее время нормативные потребности образовательных учреждений в финансировании, рассчитанные на основе действующих нормативных документов, почти в пять раз превышают бюджетные ассигнования”.
“На практике существует явный разрыв между конституционно и законодательно зафиксированными нормами в сфере образования и фактическими возможностями для каждого гражданина России в их реализации реально складывающимися правоотношениями между различными субъектами участвующими и включенными в образовательный процесс”.
“…широкие слои россиян (учащихся, родителей, научно-педагогической общественности) недостаточно включены в обсуждение и разработку актуальных вопросов обеспечения демократического развития российской системы образования”.
“…главной задачей в реализации права на образование является организация исполнения уже принятых законов”.
Недофинансирование образования в России привлекло внимание Комитета ООН по правам детей: “Комитет рекомендует … принять все необходимые меры в максимальных пределах имеющихся ресурсов для обеспечения гарантированного использования бюджетных ассигнований на …образование…для детей, особенно детей принадлежащих к уязвимым и маргинальным группам населения”.
Правозащитные организации в России и за рубежом считают, что в мирное время при отсутствии форс-мажорных обстоятельств у российского государства нет ни моральных, ни правовых оснований нарушать по экономическим причинам права и свободы человека, признанные законодательством.
Наш вывод – реализация права на образование станет возможной, когда родители школьников, объединившись, при поддержке общественных институтов сумеют предъявить государству права своих детей.

Предъявите ваши права

“Мало просто обладать правами и свободами (признанными в соответствии с законодательством). Недостаточно и иметь механизм его (законодательства) осуществления. Используя законы и правовые процедуры, люди должны настаивать на своих правах и свободах. Если законы либо механизмы их осуществлениянесовершенны, люди должны использовать свои свободы и демократические права, настаивая на своей правоте и добиваясь понимания во имя улучшения ситуации.
Если вышеизложенное не реализуется в интересах … людей с задержкой в …развитии, то они не получают правого статуса, который они вправе иметь.
Им не предоставляются законные права, свободы и защита. Не создаются правовые структуры, призванные предоставлять им социальное обеспечение и обслуживание, включая образование, здравоохранение, социальные услуги, финансовую помощь и так далее”.
Выводы зарубежных коллег поддержаны в Комментариях к Конституции РФ:
“Статья 1 Конституции имеет основополагающее значение”. “Демократическое государство, т.е. государство реализующее народовластие предполагает наличие гражданского общества - общества граждан,… способных защищать свои права и свободы, свои законные интересы от любых посягательств”.
Право отстаивать свои права имеет особенно большое значение в начале становления правого государства в России.
В “Социальном законодательстве России и Великобритании” М.И. Левина приводит следующие “средства реализации и защиты прав человека”:
“Превентивные (предварительные) средства защиты:
– законодательные (работа с депутатами, отраслевыми комитетами, участие в парламентских слушаниях, лоббирование, участие в экспертизе законопроектов);
– просветительские (образование и просвещение взрослых и детей, подготовка и повышение квалификации социальных работников);
– работа со средствами массовой информации;
– акты гражданского неповиновения.
Последующие средства защиты прав человека:
– законодательные, акты гражданского неповиновения, работа со средствами массовой информации;
– административные (подача жалоб, обращений);
– судебные (арбитражные суды, суды общей юрисдикции, конституционное судопроизводство);
– роль прокуратуры при защите прав человека;
– институт Уполномоченного по правам человека...
Международные средства защиты прав человека”.
Нам надо очень хорошо понимать, что если мы сами СЕЙЧАСне добьемся в отношениях с государством соблюдения всех признанных в законе образовательных прав наших детей, то сегодняшнее поколение школьников не будет жить в правом государстве, а будет обречено на жизнь в том же “беспределе”, что и мы, их родители.
Что же представляет собой наш партнер в правовых отношениях – Российское государство с точки зрения Закона?

Белое и пушистое

“…в самом общем понимании государство представляет собой аппарат управлениями делами общества и защиты прав личности от произвола других лиц, органов и организаций”.
Согласно Конституции (ст.1 и 2) “Россия есть демократическое…правовое государство”, в котором “человек, его права и свободы, являются высшей ценностью”, а поэтому “признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина” – основная “обязанность государства”.
Согласно статье 17.2 и статье 18 Конституции:
“Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения”;
“права и свободы являются непосредственно действующими…и определяют…деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”;
“права и свободы определяют…смысл, содержание и применение законов”.
А согласно статьи 45.1 Конституции:
“Государственная защита прав и свобод человека гарантируется”.
“Часть 1 статьи 45 действует во взаимосвязи со ст. 2, при этом предполагается, что все звенья государственного механизма наделены обязанностью защищать права и свободы человека и гражданина.
Президент Российской Федерации обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 82 Конституции). Законодательная деятельность Государственной Думы должна подчиняться требованиям ч. 3 ст. 15, ст. 55 Конституции”.
Управленческий аппарат и государственные служащие согласно статьям 2 и 5 Федерального закона “Об основах государственной службы” обязаны в своей деятельности “признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина”. При этом Конституция и федеральные законы имеют “верховенство…над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями”.

Разное

Государство бывает разное.
Так, согласно статье 125.1 Гражданского Кодекса РФ:
“От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями … осуществлять … обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов”.
То есть, каждый государственный орган представляет государство в соответствии со своей компетенцией.

Государство отвечает

своим имуществом по своим обязательствам. Это следует из статьи 126.1 Гражданского Кодекса РФ:
“Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом”.

Встретимся в суде

Один из перспективных способов защиты прав, когда исчерпана административная защита (подача жалоб, обращений) – это судебная защита.
Согласно Конституции (ст. 46):
“1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или Бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты”.
Из смысла статьи 46 Конституции Российской Федерации следует, что в суд можно обратиться за защитой прав, которые предоставлены гражданину не только Конституцией и законом, но и подзаконными нормативными актами.
Федеральный закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” предоставляет нам большие возможности судебной защиты прав, так согласно статье 6:

“…гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод”. “Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны. Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства Здесь приведен полный авторский текст

Конвенция о правах ребенка (статья 23 пункт 3) требует от стран-участников гарантировать, чтобы ребенок с инвалидностью имел эффективный доступ к услугам в области образования, … подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который максимально способствует достижению ребенком наиболее полных возможных для него социальной интеграции и индивидуального развития...

“ Инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах (т.е. по месту жительства – прим. ред.). Они должны получать поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг” (Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, статья 26). В Преамбуле Стандартных Правил говорится о “необходимости активных усилий для обеспечения полного соблюдения прав человека на равной основе и участия инвалидов в жизни общества”.

“Каждое лицо с психическим заболеванием должно иметь право жить и работать в обществе в наибольшей для него возможной степени” //ООН. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи,принцип 3.

Декларация устанавливает, что “Во всех случаях, когда это только возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества” (Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, статья 4).

В 1994 г. более трехсот представителей 92 правительств и 25 международных организаций на Всемирной Конференции в Саламанке приняли Декларацию, в которой заявили: чтобы дать возможность учиться ВСЕМ детям, необходимо изменение “основных направлений политики и… безотлагательное обеспечение образованием всех лиц с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования…”. Всемирная Конференция предложила правительствам всех стран разработать национальные программы интегрированного образования.

“О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации” Лебедев, Майоров, Золотухин. Министерство Образования России. 1999-2000 гг.

Государственный доклад “О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году”.

“О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации” Лебедев, Майоров, Золотухин. Министерство Образования России. 1999-2000 гг. стр. 141-143

Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой, стр.357

“Задержка в психическом развитии: Правовое Регулирование для стран Восточной Европы “Новый Взгляд” Адриана Д. Уорда, выпущенной Международной лигой обществ для лиц с задержкой в психическом развитии (ILSMN) в 1995 г.:

ЮНЕСКО. Саламанкская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Предисловие. Ф. Майор, директор ООН по вопросам образования науки культуры

“Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями”, статья 3.

Саламанкская Декларация “О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями” статья 2.

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Комментарий к закону РФ “Об образовании”; страницы 15, 8, 12, 16 соответственно.

Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка от 10 ноября 1999 года Российской Федерации, пункт 14.

“Новый взгляд. Правовое регулирование для Восточной Европы” Адриан Д. Уорд. Международная Лига Обществ для лиц с задержкой в психическом развитии. Издание на русском языке Тартусского Университета, 1995 г.

В статье 1 пункте 1 указано, что “Российская Федерация - Россия есть демократическое … правовое государство …”

Комментарий к Конституции РФ. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

“Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”, Конституция РФ, ст.3.

Комментарий к Конституции РФ. Институт государства и права РАН.

Редакторы-составители м.ю. левина, б.бауринг, в.м. васильчиков.

Комментарий к Конституции РФ. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

стр. 95, Комментарий к Конституции РФ. Институт государства и права РАН.

Российская газета комментарий к фз об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободв граждан.

Кроме того, деятельность суда протекает в судебном заседании и порядок его проведения точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц. Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения”.

"Наш адвокат свяжется с вами"

Обращаясь в государственные органы, которые своими действиями или бездействиием нарушают образовательные права ребенка, следует знать о том, что если они этим наносят вред здоровью ребенка, в том числе психическому, и развитию его личности, причиняют страдания ему и его родителям, то родители ребенка, чьи права нарушены могут воспользоваться правом на возмещение причиненного вреда, включая моральный вред.
Согласно 53 статье Конституции:
“Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц”.
Согласно Гражданскому Кодексу, ст.1069:
“Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов… подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации …”;
и ст. 151:
“Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права… суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред”.

Прошу вас на основании закона

Чтобы оформить ИПР, родители ребенка-инвалида в соответствии с Постановлением Правительства от 13 августа 1996 г. N 965 “О порядке признания граждан инвалидами” (пункты 7 и 12) могут обратиться за направлением на МСЭ в медицинское учреждение, где состоит на учете ребенок. Таким учреждением может быть поликлиника или психо-неврологический диспансер (ПНД). Форма направления 080/У-97 определяется Приказом Минздрава №141 от 14.05.1997 “О введении учетной формы “Направление на медико-социальную экспертизу”.
Далее родители обращаются с заявлением о разработке ИПР к руководителю МСЭ. Ниже приводим тексты заявлений в медицинское учреждение и в МСЭ.

В теории и на практике

Как раз сейчас мы на практике пытаемся реализовать право на обучение в общеобразовательной школе в соответствии с ИПР для нашей собственной дочери и для других детей с синдромом Дауна. О том, как проходит этот “захватывающий” процесс и какой он даст результат, вы узнаете в следующих номерах “Народного Образования”.

Приложение 1. Заявление главному врачу мед.учреждения

Главному врачу ……………

…………………………………

От ……………………………,
проживающ……… по адресу
…………………………………
…………………………………
…………………………………

Заявление

Прошу Вас направить  моего (мою) ………………………………………………… года рождения, ребенка-инвалида, на Медико-социальную экспертизу для разработки ему (ей) индивидуальной программы реабилитации инвалида на основании:

Число __________________ Подпись  ________________

Приложение 2. Заявление начальнику МСЭ

Начальнику педиатрического Бюро МСЭ №………

…………………………………

От ……………………………,
проживающ……… по адресу
…………………………………
…………………………………
…………………………………

Заявление

На основании ст. 11 Федерального Закона РФ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Постановления Правительства РФ “О порядке признания граждан инвалидами” № 965 от 13.08.96 с изменениями и дополнениями от  26.10.2000 г., Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. N 14 и Постановления Правительства Москвы от 17 марта 1998 г. N 183 “О комплексной целевой программе реабилитации инвалидов на 1998-2000 годы” (в ред. 26.09.2000 N 756).

прошу
Разработать индивидуальную программу реабилитации инвалида для моего (моей)…………………………………………года рождения, ребенка-инвалида.

Число __________________ Подпись  ________________

Приложение на  ______ стр.

Приложение 3. Информация для специалистов и родителей детей инвалидов, участвующих в составлении ИПР

1. Программа медицинской реабилитации

Мероприятия Исполнитель
Может быть не заполнено
Форма реабилитации:
Амбулаторно / дневной стационар
Сроки выполнения:
в неделю / в месяц
Восстановительная терапия
Массаж
Логопедическая помощь
Лечебная физкультура
Трудотерапия
Общеобразовательная школа по месту жительства Амбулаторно 2 раза в неделю

2. Программа профессиональной реабилитации

Мероприятия Исполнитель
Может быть не заполнено
Форма реабилитации:
Амбулаторно / дневной стационар
Сроки выполнения:
в неделю / в месяц
Обучение. Создание условий для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства: составление индивидуального учебного плана, адаптация учебного материала, который проходит класс к возможностям ребенка-инвалида;
ассистирование второго педагога на некоторых уроках в соответствии с потребностями ребенка-инвалида;
подбор и изготовление необходимых учебных материалов.
Общеобразовательная школа по месту жительства Дневной стационар 4-6 раз в неделю (зависит от числа учебных дней в неделю у класса, принимающего ребенка)

3. Программа социальной реабилитации

Мероприятия Исполнитель
Может быть не заполнено
Форма реабилитации:
Амбулаторно / дневной стационар
Сроки выполнения:
в неделю / в месяц
Обучение:
Персональному уходу,
Персональной сохранности,
овладению социальными навыками,
социальной независимости,
социальному общению (организация взаимодействия с другими детьми, помощь в решении проблем поведения)
навыками проведения отдыха и досуга, занятий культурой спортом и туризмом
Общеобразовательная школа по месту жительства Амбулаторно 2 раза в неделю
Осуществление психологической помощи семье: содействие в решении личных проблем, консультирование по правовым вопросам, обмен опытом по воспитанию детей инвалидов.
Встречи родителей детей инвалидов для планирования и оценки совместных действия по защите своих прав.
Общественное объединение родителей детей инвалидов Амбулаторно 1 раз в месяц

Что такое ИПР?

ФЗ “О социальной защите инвалидов” №181:
Статья 11. “Индивидуальная программа реабилитации инвалида”:
“Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения Государственной службы медико - социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности”.

Для разработки ИПР проводится медико - социальная экспертиза

ФЗ “О социальной защите инвалидов”:
Статья 7. “Понятие медико - социальной экспертизы”
“Медико - социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в Мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма”.
Постановление от 13 августа 1996 г. N 965 “О порядке признания граждан инвалидами” (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.09.2000 N 707, от 26.10.2000 N 820)
Пункт 3. “Примерного положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы”
“Основными задачами учреждений являются:
- определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности,
- потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов,
- содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов,
- включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;”

ИПР является мерой социальной защиты инвалидов

ФЗ “О социальной защите инвалидов”:
Статья 2. “Понятие социальной защиты инвалидов”
“Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества”.

Социальная защита инвалидов прежде всего направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами прав

ФЗ “О социальной защите инвалидов”, Преамбула:
“Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации”.

Государство гарантирует “образование детей – инвалидов” в соответствии с ИПР,

предоставляет им “необходимые реабилитационные меры” и создает “необходимые условия” для “пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа” и для обучения в “как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами так и в специальных образовательных учреждениях”.
ФЗ “О социальной защите инвалидов”:
Статья 18. “Воспитание и обучение детей – инвалидов”
“Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей - инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются
необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания
в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей - инвалидов,
состояние здоровья, которых исключает возможность их пребывания в
детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные
дошкольные учреждения”.
Статья 19. “Образование инвалидов”
“Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствам так и в специальных образовательных учреждениях…
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида”.

Инвалид или его законный представитель имеет право участвовать в разработке ИПР,

получать в доступной для него форме необходимую ему информацию, а также привлекать к разработке ИПР консультанта за свой счет
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. N 14, Пункт 13:
“Разработка ИПР осуществляется специалистами учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы с привлечением (в случае необходимости) специалистов учреждений здравоохранения, службы занятости и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации, с обязательным участием заявителя”.
Постановление от 13 августа 1996 г. N 965 “О порядке признания граждан инвалидами” (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.09.2000 N 707, от 26.10.2000 N 820), Пункт 5:
“Гражданин либо его законный представитель имеет право привлекать любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении медико - социальной экспертизы с правом совещательного голоса”.
Пункт 6: “Учреждение обязано ознакомить гражданина в доступной для него форме с порядком и условиями проведения медико - социальной экспертизы”.

Инвалид или его законный представитель имеет право выбора исполнителя

(юридическое или физическое лицо) для проведения мероприятий и получения услуг, соответствующих ИПР
Выбор может производиться в течение всего времени осуществления ИПР (т.е. инвалид может менять исполнителя в рамках гражданско-правовых отношений с ним).
ФЗ “О социальной защите инвалидов”:
Статья 11. “Индивидуальная программа реабилитации инвалида”
“…Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации…
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду ИЛИ если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”.

Споры по составлению и реализации ИПР, в том числе между родителями ребенка инвалида и МСЭ могут решаться в суде.

Виновные в нарушении прав и свобод детей-инвалидов несут ответственность в соответствии с законом. Бездействие государственных служащих, не предоставление родителям информации или возложение на них непредусмотренных законом обязанностей, приводящие к нарушению прав ребенка-инвалида также могут являться для привлечения государственных служащих к отвественности в соответствии с законом.
ФЗ “О социальной защите инвалидов”:
Статья 32. “Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров”
“Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке”.

ФЗ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”:
статья 1 “Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации”;
статья 2 “К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. (в ред. Федерального закона от 14.12.95 N 197-ФЗ)
Граждане праве обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах”.

Представители общественных объединений инвалидов участвуют в подготовке и принятия решений,

затрагивающих интересы инвалидов, взаимодействуют с МСЭ “в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей”.
Государство признает общественные организации инвалидов, формой социальной защиты инвалидов, которая согласно ФЗ “О социальной защите инвалидов” гарантирована государством.
ФЗ “О социальной защите инвалидов”, статья 2:
“Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. …
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке”.

Примерное положение об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы, пункт 5:
“Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии с …представителями общественных организаций инвалидов”.

Правительство Москвы постановило обеспечить разработку и реализацию ИПР с 1998 г.

Постановление от 17 марта 1998 г. № 183 “О комплексной целевой программе реабилитации инвалидов на 1998-2000 годы” (в ред. постановления Правительства Москвы от 26.09.2000 N 756):
“Цели и задачи Программы …
- обеспечить начиная с 1998 года разработку и реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включая предоставление им гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации”.

Финансирование ИПР осуществляется за счет государства

включая компенсации инвалидам в размере стоимости реабилитационного мероприятия.
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. N 14, Пункт 28:
“В соответствии со статьей 13 ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации мероприятия по медицинской реабилитации проводятся в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования”.
Пункт 29: “За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются: проведение реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств и оказание услуг, определенных в ИПР, за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 28, 29 настоящего Примерного положения”
Пункт 31: “Финансирование реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств и оказание услуг за счет средств физических лиц (в том числе и самих инвалидов) осуществляются в соответствии со статей 11 ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
При этом инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости реабилитационного мероприятия, технического средства, оказания услуги, которые должны быть предоставлены ему в соответствии с ИПР”.

Примерный перечень мероприятий, услуг, технических средств, входящих в ИПР

В связи с тем, что ИПР – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (услуг), соответствующих его индивидуальным потребностям, то приведенный перечень является примерным.
Выдержки из Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. N 14:
“Перечисленный перечень мероприятий, услуг, технических средств является примерным.
1. Программа медицинской реабилитации
Восстановительная терапия:
…Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия); Массаж
Традиционные методы лечения: акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия
Психотерапия; Логопедическая помощь; Лечебная физкультура; …
Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации
Другие мероприятия, услуги, технические средства
2. Программа профессиональной реабилитации
…Психологическая коррекция
Обучение (переобучение)
Общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) …
3. Программа социальной реабилитации
Проведение социально - бытовой адаптации:
- информирование и консультирование по вопросам социально - бытовой реабилитации инвалидов;
- обучение инвалида самообслуживанию;
- а даптационное обучение семьи инвалида;
- обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;
- организация жизни инвалида в быту (архитектурно - планировочное решение проблем адаптации жилого помещения к потребностям инвалида);
- обеспечение техническими средствами реабилитации (для оснащения жилища (вписать), для бытовой независимости (вписать))
- обеспечение техническими средствами реабилитации (для активного передвижения (вписать); для пассивного перемещения (вписать))
Сурдотехника, Тифлотехника, Технические средства реабилитации
Проведение социально - средовой реабилитации (проведение социально - психологической и психологической реабилитации, психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование)
Осуществление психологической помощи семье:
- обучение жизненным навыкам, обучение персональной сохранности, обучение социальному общению, обучение социальной независимости,
- содействие в решении личных проблем, консультирование по правовым вопросам,
- обучение навыкам проведения отдыха, досуга, обучение навыкам занятий физкультурой, спортом и туризмом”.

Примерный перечень реабилитационных мер для ребенка инвалида школьного возраста, страдающего синдромом Дауна,

составленный при участии Ассоциации Даун Синдром.
Перечень реабилитационных мер составляется при участии законного представителя ребенка-инвалида, который имеет право выбирать как мероприятия, так и исполнителя для их осуществления в соответствии с

ФЗ “О социальной защите инвалидов” №181 статья 9, 11;

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. N 14;

Картой индивидуальной программы реабилитации инвалида Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Комментарий к Конституции РФ.

Образец заявления составлен Ассоциацией Даун Синдром, тел. (095) 925-64-76.

Форма 080/ У - 97.

Ссылка на Постановление Правительства Москвы рекомендуется только для москвичей.

Образец заявления составлен Ассоциацией Даун Синдром, тел. (095) 925-64-76.

Ссылка на Постановление Правительства Москвы рекомендуется только для москвичей.