aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Финансирование услуг в сфере инвалидности (примеры и анализ опыта Европейских стран)

Финансирование услуг в сфере инвалидности Примеры и анализ опыта Европейских стран

Финансирование Услуг в Сфере Инвалидности
Примеры и Анализ Опыта Европейских Стран
30 ноября 2006
Исследование в рамках компонента «Моделирование» по проекту
Социальная интеграция инвалидов в Приволжском Федеральном Округе
EuropeAid/119954/C/SV/RU

Оглавление

Введение
Глава 1. Как финансируются реабилитационные услуги?
1.1. Период получения образования
1.2. Период трудовой занятости
1.3. Период долговременного ухода
1.4. Преимущества и недостатки различных форм финансирования
Глава 2. Главенствующая или смешанная схемы финансирования?
2.1. Различные схемы финансирования
2.2. Преимущества и недостатки различных схем финансирования
Глава 3. Как привлекаются средства для оплаты услуг в сфере инвалидности?
3.1. Различные подходы к привлечению средств для оплаты услуг в сфере инвалидности
3.2. Преимущества и недостатки различных подходов
Глава 4. Как измеряется эффективность услуг?
4.1. Обзор различных методов
4.2. Преимущества и недостатки различных методов
Выводы

Введение

Продолжающиеся реформы в секторе инвалидности в России оказывают значительное влияние на политику и механизмы финансирования услуг для инвалидов, а также вызывают потребность в моделировании различного опыта на местах. Это исследование проведено в рамках компонента «Моделирование» по проекту «Социальная интеграция инвалидов в ПФО» с целью привнести некоторые европейские ноу-хау и возможности для развития. В исследовании будут описаны основные различия в услугах по социальной реабилитации, финансовых схемах оплаты данных услуг для инвалидов и способы получения необходимых ресурсов. Мы представим обзор различных подходов и услуг в разных странах, а также опишем сильные и слабые стороны данных моделей. Кроме того, мы представим возможности развития этих финансовых схем в ближайшем будущем.

В данном исследовании услуги по социальной реабилитации рассматриваются как «все мероприятия, проводящиеся для того, чтобы помочь инвалидам сохранить их автономность на оптимальном уровне». Необходимо отличать такие услуги от медицинских, которые направлены на лечение и краткосрочный уход.

На основе исследования можно будет дать ответ на 4-е вопроса:

  1. как финансируются услуги по социальной реабилитации?
  2. существует ли главенствующая финансовая схема или в странах существуют смешанные финансовые схемы?
  3. как привлекаются деньги на оплату услуг для инвалидов?
  4. как измеряется эффективность услуг?

Настоящее исследование не ставит целью описание систем в каждой из стран, но призвано дать ответы на 4-е вышеназванных вопроса за счет выделения общих подходов и механизмов в различных европейских странах. В то же время зачастую идет обращение к конкретным странам и примерам для того, чтобы наглядно продемонстрировать аналитические выводы.

Для проведения для проведения международного сравнения между системами социальной безопасности в развитых странах предпринимался целый ряд исследований. Все они пришли к выводу, что реальное сравнение систем и их эффективности едва ли возможно, т.к. 1) у каждой системы своя история, 2) экономические ситуации в странах различаются, 3) каждая страна по своему реализует сходные элементы. Большинство исследований проводится на глобальном уровне и различают Скандинавскую, Англо-саксонскую и Германскую модели. Сравнение услуг в данных исследованиях на практическом уровне не проводится. При рассмотрении практического уровня становится понятно, что практика конкретной модели также сильно отличается, как и практики разных моделей.

В данном исследовании мы стремились к сравнению услуг по социальной реабилитации на практическом уровне. Это может научить нас способу реализации подобных услуг в будущем, показать преимущества и недостатки реализации конкретных услуг в стране в той или иной форме. Потому исследование становится основой для обсуждения возможного способа реализации услуг по социальной реабилитации, а также предпосылок внедрения других элементов социальной политики в стране.

Глава 1. Как финансируются реабилитационные услуги?

Основываясь на опыте различных стран, на этот вопрос можно ответить лишь разделяя финансовые системы в соответствии с конкретными характеристиками услуг для инвалидов. Существуют различные способы финансирования реабилитационных услуг; они связаны с тремя основными периодами: на первом инвалид получает образование, на втором социальная реабилитация предоставляется в период трудовой деятельности, на третьем – в период долгосрочного ухода.

1.1. Период получения образования

В образовательное среде до 18 лет (в некоторых странах до 21 года) образование инвалида в основном оплачивается Министерством Образования. И общеобразовательные, и специализированные школы получают финансирование в зависимости от количества учеников. В некоторых странах родители или клиенты получают персональный бюджет для оплаты более высокой стоимости (постоянного) ухода. Например, в некоторый странах (Бельгия, Голландия) существует система индивидуальных бюджетов, которые могут быть свободно потрачены на приобретение услуг по дополнительному уходу или поддержке; такие услуги могут приобретаться в профессиональных организациях, но также допускается заключение частных соглашений. Учащиеся или родители могут приобрести услуги которые им необходимы, при этом иногда требуется одобрение специальной команды. Размер персонального бюджета зависит от типа необходимых услуг и требующегося количества часов в неделю. Это могут быть расходы на услуги медсестры, дополнительное руководство и поддержку, при этом они могут варьироваться от нескольких часов в неделю до 24 часов в сутки. Потому персональный бюджет может быть от нескольких тысяч евро до, более чем, сотен тысяч евро.

Когда инвалид выходит из школьного возраста финансирование во многом зависит от места продолжения образования. В основном, это должно быть общеобразовательное трудовое обучение. Если это не представляется возможным в силу ряда причин, существуют другие формы обучения – специализированные центры профессионального обучения и центры профессиональной реабилитации. Общеобразовательные программы в основном оплачиваются следующим образом: образовательное учреждение получает дополнительные средства. В большинстве стран школы получают дополнительный бюджет на предоставление дополнительной поддержки инвалиду и проведение необходимых инвестиций и адаптации. В некоторых странах студент получает личный бюджет и может оплачивать услуги, в которых он нуждается для успешного прохождения общей программы. В последнем случае, услуги больше зависят от потребностей. Дополнительные бюджеты могут предоставляться Министерством Образования или Министерством Здравоохранения. В случае, если общее образование невозможно, между странами существуют значительные различия. Выделяются три важных структуры:

Специализированное профессиональное обучение зачастую оплачивается исходя из количества студентов/клиентов и дней обучения. Это можно рассматривать как финансирование без ответственности за результат. В большинстве стран (например, Франция, Испания, Ирландия) существуют формы смешанного финансирования из источников Министерства Образования, Министерства Труда и Занятости или Социальных фондов. В некоторых странах, таких как Ирландия, существуют специальные институты ответственные за финансирование специализированных центров профессионального образования.

Особняком стоит Германия, где профессиональное обучение оплачивается из штрафов компаний за не выполнение квот.

В некоторых странах создана система проведения тендеров на специализированное профессиональное обучение (Голландия, Германия). Критериями для тендерной системы являются: уровень инвалидности, необходимый уход и срок обучения. Тендеры сравниваются по цене за одно учебное место и качеству института. Специализированные центры по профессиональному обучению могут подавать заявки на проведение профессионального обучения инвалидов. В Голландии например, побеждает запросивший самую низкую цену. Стоимость рассчитывается по принципу: уход предоставляется на ту сумму, которую за него заплатили. Финансирование персональных бюджетов осуществляется из коллективных национальных средств (налоги, взносы).

1.2. Период трудовой занятости

Существует две важные группы программ, связанных с работой: 1) услуги предлагаются работодателю и сотрудникам для поддержки людей на рабочем месте, 2) программы ориентированные на реинтеграцию инвалидов. Финансирование данных программ зависит от разных аспектов, например, стоимости проживания, необходимого обучения, руководства, адаптации и вспомогательных приспособлений.

В большинстве стран работодателям приходится заботиться о приемлемом размещении на рабочем месте. Если данные расходы превышают приемлемый уровень, финансирование необходимой адаптации и/или субсидий, связанных с продуктивностью, зачастую оплачивается национальным фондом социального страхования или государственной организацией, такой как Служба занятости. Фонды социального страхования большую часть своих денег получают из налоговых вычетов работодателей или работников; служба занятости финансируется за счет налоговых поступлений.

Во всех странах возникает интересная проблема, связанная с определением «приемлемого размещения». Ни в одной из стран не существует четкого определения приемлемой адаптации, что означает для большинства стран проведение постоянных дискуссий между клиентами (работниками-инвалидами), работодателями и финансирующими органами.

В процессе профессиональной реинтеграции финансирование выделяется на уровне государства и местного сообщества. В большинстве стран эта деятельность финансируется коллективно (за счет налогов на доходы) как на уровне государства, так и на уровне сообщества. В некоторых странах (например, Германии) для финансирования услуг профессиональной реабилитации используются средства полученные от компаний, которые не выполняют квоты. Наблюдается общеевропейская тенденция повышения ответственности за мероприятия по профессиональной реинтеграции на уровне сообщества. Политика развивается таким образом, что услуги по профессиональной реинтеграции должны предоставляться рядом с местом проживания клиента. Хорошими примерами для демонстрации развития профессиональных услуг на уровне сообщества являются Дания и Ирландия, где у каждого сообщества есть конкретная ответственность за занятость граждан инвалидов.

Последняя важная тенденция в Европе – это стремление к уменьшению количества коллективной оплаты услуг и приватизации услуг по реинтеграции. Одним из вариантов, используемых властями, является внедрение открытого конкурентного рынка посредством системы тендеров на услуги по социальной реабилитации. Это наблюдается в Германии и Нидерландах. Другим вариантом является создание системы, в которой услуги по реабилитации реализуются в рамках временных проектов. Такой проект может продолжаться несколько лет, но не продлевается после окончания своей деятельности. Италия является одной из стран, где действует такая система.

1.3. Период долговременного ухода

Финансовые схемы для людей которым нужен долговременный уход, различны в разных странах. Существует два разных момента: прежде всего практически все страны делают различия между страхованием здоровья, финансированием медицинских услуг и предоставлением долговременного ухода. Это особенно важно для тех услуг, которые рассматриваются как социальные, а не как медицинские (см. ниже). Во-вторых финансирование, организация и предоставление различных услуг по долговременному уходу в большинстве стран является фрагментарным и плохо скоординированным. Практически во всех странах разные законы регулируют финансирование долгосрочного ухода, ухода за пожилыми людьми и стоимости адаптации (стр. 29-33).

Следующие примеры показывают различия в финансировании и организации долговременного ухода:

1.4. Преимущества и недостатки различных форм финансирования

На основе предыдущих разделов мы можем выделить следующие основные тенденции:

Существует возрастающая тенденция к снижению национального коллективного подхода и повышению роли местного или регионального сообщества

Повышение ответственности инвалидов на начальном уровне, т.е. на уровне сообщества имеет свои преимущества. Понятнее кто отвечает, более легко признаются проблемы, все инвалиды знакомы и потому легче понять проблемы и потребности человека, а также легче сделать их более ответственными за собственную жизнь.

Также существуют проблемы при передаче ответственности на местный уровень. Основная проблема – на предоставление услуг влияет само сообщество и финансовые возможности сообщества или региона. Это означает, что инвалид получит конкретные услуги в одном из регионов, а другой инвалид с такими же проблемами и потребностями не получит данных услуг. В зависимости от сообщества существуют вариации от более заботливой политики до политики, ориентированной на повышение независимости и автономности. Кроме того, важным является то, что некоторые области богаче остальных, и это может повлиять на услуги, предоставляемые инвалиду.

Существует растущая тенденция к финансированию услуг частными организациями

Выделяются преимущества в передаче финансирования и предоставления услуг частному сектору. За исключением Дании, эта тенденция наблюдается во всех европейских странах. Предполагается что частные компании, конкурирующие в рыночной среде, могут предоставлять услуги за меньшие деньги нежели государственные организации. Кроме того, легче проследить соотношение между предлагаемыми услугами и выплатами, прозрачность рыночных отношений повышается за счет свободной конкуренции. Гибкость организаций и услуг, которые они предлагают, будет повышаться, т.к. частные компании быстрее реагируют на изменения на рынке, чем государственные. На рынке услуг 21 века больше будет зависеть от потребностей, нежели это было на рынке услуг в прошлом веке. Частные компании чаще выдвигают новые идеи, услуги и потребности.

Недавний опыт показывает, что существуют и недостатки. Цена диктует условия услугам; качество услуг зависит от цены которая организация назначает за услуги. В условиях свободной рыночной конкуренции цена определяет того, кому достанется контракт (побеждает заявка с низшей стоимостью). Это значит не только то, что услуги могут измениться в негативную сторону, но и то что будут предоставляться лишь выгодные для компании услуги. Одним из ожидаемых результатов будет эффект «снятия сливок»: частные компании более заинтересованы в клиентах, которые им стоят меньше контрактной цены, т.е. они предлагают свои услуги клиентам, которые просят меньше услуг; те клиенты, которым нужно много услуг и интенсивный уход, исключаются из данной деятельности. Эта тенденция была замечена после проведения тендеров, в которых организации боролись за право работы с конкретными группами клиентов. «Снятие сливок» ведет к предоставлению хороших услуг «дешевым клиентам» (стоимость меньше, чем финансовое вознаграждение) и отказу в услугах людям с тяжелой формой инвалидности (стоимость выше, чем финансовая выгода). Кроме услуг частным компаниям можно платить за конкретный результат, например количество клиентов, трудоустроенных в условиях рынка труда. Когда компаниям оплачиваются конкретные результаты, это опять ведет к отбору клиентов и предлагаемых услуг.

Важным является вопрос, что коллективно финансируется, а что страхуется частным образом

Тестирование средств и софинансирование – важные механизмы снижения затрат государственных коллективных средств. Преимуществом является то, что до рассмотрения необходимых услуг социальная среда инвалида задумывается о своем вкладе в долгосрочный уход за конкретным человеком. Таким образом развивается социальная ответственность. Однако, существует важный не решенный вопрос: кто берет на себя оплату услуг для людей, которые не могут участвовать в софинансировании или у них не/не достаточно финансовых средств? Эта ситуация предполагает необходимость государственного финансирования для обеспечения ухода за инвалидом. Форма финансирования, которая будет гарантировать необходимый уход достаточного уровня качества. Можно ожидать, что люди будут искать способы уменьшить собственный вклад, и потому государственные средства будут испытывать постоянное давление.

Существует возрастающая личная ответственность за персональные услуги для инвалидов или бюджет на данные услуги

В процессе снижения уровня управления и повышения потенциала людей в некоторых странах инвалидам предлагаются средства для покупки необходимых им услуг. Эта тенденция видна в целом спектре предоставления услуг: для молодых инвалидов, для школьников, в реинтеграции и долгосрочном уходе. Для некоторых людей это очень хороший выход, однако есть люди с очень ограниченными возможностями, которые сами не способны приобрести необходимые им услуги. В развитии деятельности по реинтеграции в Голландии (которая реализовала приватизацию услуг по реинтеграции в большей степени, чем остальные европейские страны) многие люди обращаются за личным бюджетом на реинтеграцию, при этом уровень успеха (т.е. занятости на рынке труда) у такой деятельности выше, чем у компаний предоставляющих услуги по реинтеграции.

Переход от одного этапа к другому всегда проблематичен

Практически во всех странах переход от одного этапа к другому вызывает проблемы в финансировании услуг. Ответственность за разные этапы не связана с человеком, а основана на различных законах для разных групп и различиях в финансировании разных услуг. С общей точки зрения первая часть чьей-то жизни в основном финансируется за счет Министерств Здравоохранения и Образования. В трудоспособном возрасте ответственным за финансирование может быть Министерство Социальной Защиты, Министерство Занятости, Министерство Здравоохранения, Фонд Социального Страхования или сочетания данных финансирующих органов. После завершения трудоспособного возраста или при необходимости долгосрочного ухода финансирование может быть коллективным, за счет государственного страхования или социального фонда, социального пособия или пособия по утрате здоровья.

Глава 2. Главенствующая или смешанная схемы финансирования?

2.1. Различные схемы финансирования

Ни в одной из европейских стран не существует общей национальной финансовой схемы. В каждой из стран есть несколько способов оплаты услуг по социальной реабилитации. Финансирование зависит от национального видения государственной и личной ответственности, а также от конкретных характеристик услуг для инвалидов и самих услуг. Потому при ответе на данный вопрос мы рассматривали разные формы финансирования, их преимущества и недостатки. На разных жизненных этапах различают более чем одну форму оплаты.

Структурные коллективные выплаты

Структурные коллективные выплаты преобладают для таких услуг как образование и долговременный уход. Эти услуги характеризуются существованием коллективной ответственности, и если частная страховая компания не может профинансировать их, действуют структурные коллективные выплаты. В большинстве стран такие выплаты производятся на услуги по социальной реабилитации для молодых людей с тяжелыми формами инвалидности или на оплату долговременного ухода больных с психиатрическими заболеваниями.

Пенсии по инвалидности

Пенсии по инвалидности чаще всего выплачиваются Социальным Фондом, при этом они принимают форму страхования сотрудников. Работники получат пенсию по инвалидности, выплачиваемую из общего сбора налоговых выплат или страховых взносов. Инвалиды, чья инвалидность наступила до занятости, зачастую получают пенсию по инвалидности, выплачиваемую из коллективных налогов или взносов. Форма организаций данных пенсий может быть страховой, иногда они являются частью системы социальной защиты, иногда – часть общей системы пенсионных выплат по инвалидности.

Персональный бюджет

Личные бюджеты предоставляются инвалидам для того, чтобы они самостоятельно отвечали за количество и качество необходимых им услуг. Персональные бюджеты повышают автономность инвалидов, особенно в случаях долговременного или дополнительного ухода, а также услуг по трудовой реабилитации. Количество денег, которые получает какой-либо человек зависит от необходимых услуг, и потому на размер бюджета влияет тяжесть инвалидности. В некоторых странах существует специальный комитет, определяющий бюджет инвалида. Цель личного бюджета определят его плательщика. Если средства используются для покупки услуг по уходу в дополнение к школьным или медицинским услугам, средства будут выплачиваться из региональных или национальных фондов. Если бюджет необходим для рабочих нужд, он будет предоставлен Социальным Фондом.

В ответ на проведение тендеров в Нидерландах, где инвалиды чувствовали себя «проданными» организациям по реинтеграции, Социальный Фонд упростил возможность получения личного реинтеграционного бюджета. Желающие иметь персональный бюджет могут его попросить на разработку собственного плана по реинтеграции: в данном плане формулируется способ при помощи которого конкретный человек возвращается на рынок труда. Если план принимается фондом социального страхования, человек получает специальные ваучеры на заключение контракта с частной компанией по реинтеграции на предоставление необходимых услуг. Компании по реинтеграции получают определенный процент личного бюджета за руководство, а так же еще часть за трудоустройство. Последняя часть суммы выплачивается только после того, как клиент проработал на новом месте более 6-ти месяцев. Также в данном случае, если человек заключает договор с частной компанией, финансирование строится по принципу «забота соответствует уровню оплаты». Частные страховые компании в США также долгое время работают с личными бюджетами на реинтеграцию по схеме, сходной с Голландской. В общем, эффективность личных бюджетов выше, нежели эффективность тендеров.

Гранты

Гранты часто предоставляются другим организациям для создания рабочей или социальной среды, в которой инвалид может жить и работать. Большинство грантов расходуется на адаптацию рабочих мест или мест проживания. Размер гранта зависит от стоимости необходимой адаптации, при этом необходимо принять во внимание, что часть стоимости адаптации рассматривается как приемлемые затраты, посильные человеку в определенных условиях.

Система тендеров

В рамках системы тендеров моделируется ситуация, при которой максимально качественные услуги будут предоставляться по минимальной цене. В Австралии и Голландии данная система работает следующим образом: вначале социальный фонд описывает необходимые услуги и подготавливает объемное руководство с критериями, которым должна соответствовать организация для участия в тендере. В данном пособии требования могут относиться к необходимому уровню качества, методам используемыми организациями, финансированию (например, уровень заботы не ниже уровня оплаты), минимальным результатам (процент трудоустроенных). Принятие решения основывается на этих критериях. Например, в Голландии тендеры по реинтеграции инвалидов и безработных таковы: методы (значимость 35%), опыт (25%), стоимость (25%), ожидаемые результаты по трудоустройству (15%). Компания по реинтеграции, предложившая лучшие условия (меньшую цену за трудоустройство одного человека) по данным 4-м критериям, выигрывает тендер. Иногда количество людей, выигравших тендер больше одного, т.е. зачастую 2 или 3 компании по реинтеграции получают контракт на работу с частью людей, которым необходимы услуги по реинтеграции. В таком случае, человек может выбирать, с каким из победителей тендера он будет работать.

Существуют разные процедуры проведения тендеров: например, для людей с физическими, психологическими, неврологическими, психиатрическими расстройствами или для разных возрастных групп.

Количество клиентов

В некоторых случаях определяющим фактором финансирования услуг становится количество клиентов. Это ведет к открытой форме финансирования с расчетом в конце определенного периода, и потому чем больше клиентов привлечет организация, тем больше денег она получит. В большинстве стран эта форма доминирует в образовании. В некоторых странах организациям, предоставляющим услуги по трудовой реабилитации - оплата производится на основе количества дней и количества клиентов. Это означает, что чем больше дней проведения обучения и чем больше привлеченных клиентов, тем больше денег они получают.

Подход на основе свободных средств

В некоторых странах для реализации конкретных услуг применяется подход на основе свободных средств. В данном случае организация отвечает за предоставление услуг по социальной реабилитации в конкретной группе и получает средства для проведения данной работы. Организация сама может решать, как расходовать данные средства в рамках своей общей задачи. Данный метод эффективен, когда можно определить общий перечень необходимых услуг, но нельзя предсказать в какой момент времени они потребуются. Использование свободных средств облегчает адаптацию бюджетов организации к изменившимся потребностям клиентов.
Данный подход может использоваться в сочетании с другой формой финансирования, например финансирование по результатам или по количеству клиентов.

2.2. Преимущества и недостатки различных схем финансирования

Структурные коллективные выплаты

Данный подход используется для оплаты услуг, принадлежащих к основным правам человека. Право на обучение – одно из них; каждый человек имеет право на обучение без дискриминации по полу, религии и инвалидности. В большинстве стран эти фундаментальные права защищены. Начальное образование, включая необходимые расходы на детей-инвалидов, оплачивается из государственных средств иногда на местном или региональном уровне, иногда на уровне федеральной власти. Практически во всех европейских странах за исключением Голландии профессиональное обучение молодых людей с тяжелыми формами инвалидности оплачивается из коллективных средств. В Голландии эта форма профессионального обучения является частью приватизированных услуг по реабилитации, и потому входит в систему тендеров. Практически во всех европейских странах основой для выплат в системе образования является количество студентов в колледже.

Пенсии по инвалидности

Пенсия необходима людям, которые из-за инвалидности не могут работать. Однако, пенсии по инвалидности должны выплачиваться таким образом, чтобы люди стремились найти форму участия на рынке труда, и в то же время обеспечивали свободное проживание на пенсию людей, неспособных работать. Немецкая система делает приоритетной реинтеграцию, и если это невозможно, гарантирует получение хорошей пенсии. В этом смысле она лучше, чем предыдущая голландская система, которая была ориентирована на уход и обеспечение дохода, а не на активизацию возможностей. Иногда пенсия по инвалидности может быть такой низкой, что она активизирует человека, т.к. ему необходимы дополнительные средства на жизнь. Инвалиды, которые не способны зарабатывать дополнительные деньги, оказываются в бедности. В то же время в некоторых странах (например, Ирландии) существуют дополнительные пособия, бесплатные медицинские услуги, бесплатный проезд в транспорте, которые не способствуют тому, что инвалид стремится уйти из системы пенсий по инвалидности.

Персональный бюджет

Этот механизм – способ помочь людям в создании их собственного будущего или получении ухода/услуг, которые им необходимы. Личный бюджет, похоже, соответствует политике повышения собственной ответственности и развитию возможностей инвалидов. Он также является ответом на постоянно растущую потребность в более клиенто-ориентированных подходах к предоставлению социальных услуг. Но он не панацея для решения всех проблем инвалидов; людям необходимо уметь делать выбор между множеством различных услуг. Они должны понимать свои потребности и осуществлять их в услугах и средствах. Потому личные бюджеты требуют четкого осознания собственной ситуации и потребностей.

Гранты

Гранты всегда выдаются на конкретные услуги, обычно на адаптацию, охарактеризованную как более чем приемлемая. Каждый работодатель должен осуществлять адаптацию для своих сотрудников в рамках приемлемых границ; если адаптация превышает этот (размытый) критерий в большинстве стран предоставляются гранты. В большинстве европейских стран гранты на адаптацию рабочих мест считаются эффективными. Единственное замечание – в некоторых странах получение гранта является забюрократизированной долговременной процедурой и потому работодатели иногда отказываются от работы с ними.

Система тендеров

Данный механизм создает открытый рынок услуг и, как видно на примере Австралии, Германии и Голландии, ведет к снижению цен на социальные услуги. Вторым эффектом тендеров является перевод услуг из государственного в частный сектор, при этом предоставление услуг ускоряется. В-третьих, с точки зрения финансирующей организации есть возможность заключить соглашение о выплате на основе результатов. Потому повышается управленческий контроль за таким способом предоставления услуг.

Количество услуг для клиентов может быть достаточно большим, и они будут предоставляться с разным качеством в зависимости от организации, осуществляющей тендерный контракт. Во-вторых, для организаций стоимость услуг напрямую связана с выгодой, получаемой с каждого клиента. Предложение услуг тем клиентам, которым необходимо больше услуг, может стать финансово рисковым, т.к. затраты на клиента могут быть выше, чем доход с каждого клиента. Инвестиции в людей, ограниченные лишь возможностями рынка труда, могут быть рискованными, если финансирование связано с количеством людей получивших работу на рынке труда за определенный период времени. Например, в Голландии и Норвегии организации признают, что «снятие сливок с клиентов» является частью их работы. Также замечено, что качество услуг становится ниже, нежели чем в предыдущих, более дорогих системах

Система тендеров работает относительно хорошо на больших рынках (большому количеству людей необходимы похожие услуги), но менее эффективно на узких нишах рынка; количество квалифицированных организаций которые могут предложить узкоспециализированные услуги, слишком мало для создания открытой конкуренции.

Оплата по числу клиентов или свободными средствами

Эти системы являются весьма легким способом направления средств поставщикам услуг, однако, есть малая возможность контролирования со стороны финансирующей организации того, какие услуги предоставляются. В большинстве случаев предоставления услуг можно отметить снижение выплат на основе свободных средств или количества клиентов и внедрение более контролируемых систем, ориентированных на результат.

Глава 3. Как привлекаются средства для оплаты услуг в сфере инвалидности?

3.1. Различные подходы к привлечению средств для оплаты услуг в сфере инвалидности

Как уже упоминалось в данном исследовании, во всех странах существуют смешанные системы привлечения средств на оплату социальных услуг. Вторым важным моментом является то, что в большинстве стран происходит переход от выплат из коллективных общественных средств к оплате реабилитационных услуг из частных источников.

Первым источником оплаты услуг по социальной реабилитации являются налоги и коллективные взносы, при этом налоги играют значительную роль в системе предоставления услуг, которая не может быть обеспечена более легким способом. Например, услуги по обучению или долговременному уходу как за молодыми, так и за пожилыми людьми обычно оплачиваются из налоговых средств. В некоторых странах (например, Великобритании, Германии, Голландии, Франции) финансирование данных услуг также зависит от личного вклада получателя услуг и его семьи.

Для работающих или людей получивших инвалидность когда они были трудоустроены, финансирование в основном строится на взносах (коллективных, или частных страховых), оплаченных работодателем и работником. В некоторых странах услуги по реинтеграции также оплачиваются из штрафных средств организаций, не выполняющих квотное законодательство (Германия, Словакия).

Также работодатель обязан оплатить приемлемую адаптацию рабочего места и потому часть необходимой адаптации напрямую оплачивается работодателем.

При несчастном случае или травме оплата услуг по социальной реабилитации производится по частной страховке компании или виновника происшествия (система запроса). Другим источником является частная страховая компания, которая оплатит социальные услуги по восстановлению после болезни или травмы. Также частная страховка оплачивает кратковременные услуги по социальной реабилитации, необходимые для оптимального участия в жизни сообщества. Большинство этих выплат является частью страховки по болезни конкретного человека. В большинстве стран после данного периода восстановления долгосрочный уход будет оплачиваться общей страховкой из средств налогов и взносов. Еще одним важным моментом является то, что ответственность за оплату услуг по социальной реабилитации переносится с федерального на региональный и местный уровни. Это предполагает то, что данные выплаты могут производиться из части налогов, собираемых на региональном и местном уровне. В некоторых странах из национального бюджета выделяются определенные средства на местный уровень, при этом само сообщество должно распределить их среди клиентов, которым необходимы услуги.

3.2. Преимущества и недостатки различных подходов

Сочетание финансовых источников считается нормальным, т.к. потребность в услугам по социальной реабилитации может возникнуть на каждом этапе жизни из-за непредсказуемых ситуаций, при этом услуги будут очень дорогими. Создание безопасной среды для людей с тяжелыми формами инвалидности является социальной необходимостью. Повышающаяся ответственность за стоимость услуг по социальной реабилитации – это позитивная тенденция, существует возможность обеспечения данного сектора за счет средств частных компаний (вклады в страховые компании); ранее это обеспечивалось государством за счет налогов. Изменения для обычных граждан будут очень незначительными. Наиболее важным вопросом является следующий: за счет чего возможно обеспечить приемлемый минимальный стандарт услуг по социальной реабилитации для всего населения страны? Ответ на него находится не в том, что деньги на услуги по социальной реабилитации привлекаются, а в том эффективном разделении услуг обеспечиваемых из государственных коллективных средств и определения того, что является сферой ответственности частного рынка.

Глава 4. Как измеряется эффективность услуг?

4.1. Обзор различных методов

Финансовая схема зачастую дает понимание показателей, на основе которых измеряются результаты и эффективность услуг по социальной реабилитации. После описания различных форм и комментариев по данным формам становится понятно, как измеряется эффективность. Для избежания повторений предыдущего материала далее будет представлен краткий обзор наиболее важных тенденций. Основной тенденцией практически для всех стран является выбор таких показателей, которые основаны на конкретной деятельности, результате или ориентированы на результат, например, количество дипломов, количество трудоустроившихся и/или количество клиентов получающих услуги.

Новые финансовые схемы пытаются внедрить показатели эффективности таким образом, чтобы иметь возможность контролировать расходование средств. Большие проблемы наблюдаются в государственных расходах, а не в секторе частного страхования. В последнем деньги выдаются для ухода за одним человеком и поставщик услуг должен подтвердить проделанную работу и обосновать причины ее проведения. В государственном секторе социальная реабилитация зачастую является частью образования или заботой о пожилых людях, и потому до сих пор более трудно определить четкие показатели эффективности. В процессе ухода за человеком, равно как и в процессе обучения, существует тенденция к определению для каждого клиента/студента его потребностей в социальной реабилитации, типе ухода и мероприятиях. Поставщик услуг по социальной реабилитации получает средства на всю эту деятельность. Потому в государственном секторе финансирование социальной реабилитации зачастую основано на деятельности, а не на результате.

4.2. Преимущества и недостатки различных методов

Когда подробно можно измерить эффективность мероприятий, например, трудоустройство на рынке труда, тогда существует тенденция к переходу от измерения общих результатов к измерению специфических (финансирование на основе результатов). Однако, выбор показателя в конце процесса вызывает проблемы у организаций. Им приходится инвестировать в деятельность с высоким уровнем риска и потому наблюдается разделение деятельности на различные составляющие, оплачиваемые отдельно. Большинство промежуточных показателей – это количество отчетов и оценок и т.д. В таком случае оптимальным подходом становится сочетание показателей на основе деятельности и результата.

При выборе личного бюджета, ситуация такова: человек или его родственники заключают соглашение с поставщиком услуг. Если качество услуг не соответствует соглашению между заказчиком и исполнителем, заказчик (человек, у которого есть бюджет на социальные услуги) расторгает свой контракт и может выбрать другого поставщика услуг по социальной реабилитации. Личный бюджет в сложной ситуации открытого рынка позволяет делать личный выбор и оценивать его в соответствии с желаниями клиента.

Иногда критерии эффективности встроены в финансовую схему, например, получение гранта на конкретную адаптацию домашних или рабочих условий означает, что эффективность данной конкретной адаптации заложена в покупке и внедрении необходимых приспособлений. В таком случае осуществляется контроль за инвестициями.

Выводы

Сфера услуг по социальной реабилитации меняется очень быстро от государственной деятельности к частной, от коллективной к индивидуальной, от финансирования на основе деятельности к финансированию на основе результата. Это означает, что роль правительства уменьшается и изменяется, а роль сообщества и частных компаний (поставщиков услуг и финансирующих организаций) будет повышаться.

В ближайшей перспективе это приведет к напряженной ситуации между тем, что мы как общество рассматриваем в качестве основных прав и потребностей и что мы коллективно предоставляем и тем, что доступно на свободном частном рынке. На практике это приведет к совместной деятельности частных страховых и государственных финансовых организаций с одной стороны и поставщиков услуг и инвалидов с другой стороны, по созданию ситуации, в которой каждый инвалид будет получать услуги, необходимые ему для участия в жизни сообщества, как и всякого здорового человека.