aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

8. Лечебная педагогика, физкультура и массаж

Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой при близорукости. - 3-е изд., стереотип. - Т.: Медицина, 1984. - 103 с.: ил.

Книга всесторонне освещает проблему «Близорукость и занятия спортом».
В начальных главах книги говорится о функциях глаза, происхождении близорукости, принципах её профилактики и лечения.
Основное её содержание:
- Физическая культура и комплекс мер по профилактике близорукости и её прогрессирования (с.24-42).
- Физическая культура и лечебная физкультура для школьников, страдающих близорукостью (с.42-64).
- Физическое воспитание студентов, страдающих близорукостью (с.65).

Приводятся «Упражнения, рекомендуемые для лиц, страдающих близорукостью»:
I. Упражнения для глаз:
- 10 специальных упражнений для глаз (с.26-27)
- 20 упражнений для укрепления цилиарной мышцы (с.28-29)
- 21 общеразвивающее упражнение, выполняемые в сочетании с движениями глаз (с.29-30)
II. Корригирующие упражнения:
- 20 упражнений для укрепления мышц шеи и спины (с. 31-33)
- 20 упражнений для укрепления передней брюшной стенки (с. 34-37)
III. Дыхательные упражнения
- 12 дыхательных упражнений (с. 38)
IV. Подвижные игры:
- Перечень из 8 игр (с. 39)
- Три комплекса по 6-7 упражнений для физкультурной паузы (с. 40-41) и примерная схема специализированной физкультурной паузы (с. 39-40) для школьников и студентов

Для работы со студентами предназначены разделы:
- План занятий лечебной гимнастикой со студентами, страдающими близорукостью 6-8 диоптрий (с.84-89)
- Практический раздел зачётных требований к студентам специального медицинского отделения (с.94-95) и др.
- Методики массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи (с.41-42)

Книга красочно иллюстрирована.
Издание предназначено для широкого круга специалистов: тренеров, педагогов, учителей, специалистов физического воспитания, офтальмологов, школьных врачей и врачей, работающих со студентами.

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Медицина, 1977. – 304 с.: ил.

Общеизвестно, что первые три года жизни ребёнка являются периодом быстрого становления и развития. Одна из первых глав книги даёт «Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни» (с.30-32). Выделены 12 «Особенностей периода раннего детства» (с.33-39) и индивидуальные особенности ребенка в главе «Различное поведение в игре и занятиях» (с.42-44).
«Задачи и основные принципы воспитания детей раннего возраста» - глава V – предваряет несколько глав «Развитие и воспитание детей» 1-го (с.82-147), 2-го (с.148-182), 3-го (с.183-214) года жизни и от 3 до 7 лет (с.215-234).
Подробно анализируются «Причины нарушения уравновешенного поведения детей» (глава XI, с.244-255). Среди них могут быть заболевания, отсутствие условий для активной деятельности, в частности, для движений (с.245), непосильная умственная или физическая нагрузка (с.254-255) и др., а со стороны взрослых – недостаток общения с ребёнком или неправильные подходы к нему (с.246-248). Утомление ребёнка также может быть причиной нарушения возбудимости. Показаны условия быстрого наступления утомления и эффективного отдыха (с.248-249). Страницы книги подскажут, как определить степень утомления ребёнка по определенным признакам.
Глава XII подробно познакомит с «Особенностями воспитания в различных детских учреждениях»: в Доме ребёнка (с.265-269), яслях (с.261-265), комнатах здорового ребёнка детских поликлиник (с.258-261). О помощи патронажной медсестры говорится на страницах 256-257.
Важен для детской медсестры круг педагогических вопросов, которые необходимо ежедневно решать в детской больнице (глава XIII).
О том, как адаптировать больного ребёнка к условиям больницы говорится на страницах 270-273. На страницах 273-277 описаны требующие педагогической заботы эмоциональные состояния при заболеваниях гриппом, скарлатиной, корью, туберкулёзом, ревматизмом, ветряной оспой.
В книге приводятся: «Правила, обязательные для всех работающих с детьми в больничном отделении» (с.282); вопросы анкеты, вкладываемой в историю болезни ребёнка, в которой говорится о привычных для ребёнка условиях (времени и проблемах засыпания, о «домашнем» имени, любимой еде и т.п.); основные принципы построения режимов для детей разных возрастов и состояния здоровья (с.283-294). Даны рекомендации по проведению праздников в условиях больниц (с.294-296).
Данная книга-учебник предназначена для учащихся медицинских училищ, медсестёр детских учреждений, сестёр-воспитательниц детских садов и домов ребёнка.

Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.: ил.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.: ил.

Дидактические игры способствуют более глубокому познанию дошкольниками окружающей действительности: предметов, действий, отношений между людьми. Предлагаемые книги дадут взрослому богатый материал для создания игровой среды, которую дети с удовольствием и пользой продолжают самостоятельно.
Во вступительных статьях и разделах раскрываются роль, значение, цели дидактических (обучающих) и сюжетных игр, условиях их организации и проведения.
Включения счётных знаний в пределах десяти потребуют от детей увлекательные по содержанию игры в книге А.А. Смоленцевой. Так, широко распространённая и относящаяся к так называемым бытовым играм, игра «Магазин» состоит из методических подробностей (с.29-34):
- Цель игры
- Подготовка к игре
- Материал
- Игровые роли и правила
- Ход игры (с примерами и диалогами детей)
- Ошибки, допускаемые детьми
- Примерное усложнение заданий
- Дальнейшее развитие сюжета и содержания
- Результативность
Так же детально описаны игры «Почта» (с.35-42), «Зоопарк» (с.42-47), «Плавучий зоопарк» (с.47-48), «Путешествие в дальние страны» - продолжение игры «Плавучий зоопарк» (с.48-52). Для старших дошкольников представлены более сложные игры: «Аэропорт» (с.64), «Кондитерская фабрика» (с.71-75), «Молочная ферма» (с.76-81), «Птицефабрика» (с.81-82), «Мебельная мастерская» (с.84-86), «Наша улица» (с.86), «Ателье» (с.87-91), «Бюро добрых услуг» (с.91-92). Завершает издание «Математический КВН».

Книга Л.В. Артёмовой более разнообразна по тематике и возможностям формирования представлений детей о поведении в различных игровых ситуациях. Так, та же игра в «Магазин» (с.10, 41, 60) здесь даёт детям самую разнообразную информацию.
Поставленные цели: закрепить уже имеющиеся знания, навыки, сформировать основы воспитательного и заботливого отношения к партнёрам по игре (игра «Принимайся за обед», с.17).
Среди игровых сюжетов можно выбрать полезные для детей с ограничениями слуха («Угадай по звуку», с.10), речи («Поправь Петрушку», с.41), голоса, зрения («Цветное домино», с.49).

В обеих книгах игры расположены по возрастному принципу.

Эти книги предназначены для воспитателей, однако, могут быть интересны и для родителей дошкольников.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. – 207 с.: ил.

Эта книга создана на основе многолетних психолого-педагогических исследований. В нее вошли развивающие игры для детей трех-четырех лет. Увлекательные по форме и содержанию, они направлены на развитие у дошкольников умственных, волевых и творческих способностей, воспитание в них культуры общения в совместной деятельности.
Игры представляют собой хорошо продуманную систему, основанную на психических закономерностях развития ребенка.
В книге дается не просто содержание игр, но раскрывается их воспитательное значение. Описанию каждой игры предшествует краткий психологический анализ определенной деятельности, что позволяет воспитателю глубже понять и осмыслить психологическую суть своих воздействий на ребенка.
Кроме того, в книге даны конкретные приемы проведения каждой игры: показано, как заинтересовать ребенка, с чего начинать игру и как изменять ее в дальнейшем. В книге описаны игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия (с.63-76), игры развивающие речь и мышление (с.157 – 184), память (с.187 – 199) и т.д.
Книга предназначена для воспитателей детских садов и родителей.

Буц Л.М. Для вас, девочки. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 176 с.: ил.

Автор данного учебно-методического пособия считает, что неотъемлемой частью физической культуры является формирование правильной осанки человека, так как нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системах. В книге приводятся характеристики шести возможных дефектов осанки: круглой, сутулой, лордотической, кругловогнутой, плоской, косой спине, которые ведут к тяжелому заболеванию – сколиозу.
В пособии рассказывается о формировании правильной осанки у девочек школьного возраста (с.3-9). В нем приводятся комплексы упражнений художественной корригирующей гимнастики для предупреждения дефектов осанки и плоскостопия для всех возрастов, начиная с 7 до 18 лет (с.18-145), а также рассказывается о методике их выполнения (с.9-14).
Предлагаются упражнения с мячом, обручем, скакалкой, лентой, шарфом и без предмета, а также акробатические упражнения.

Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 109 с.: ил.

Ребенок родился ослабленным. Прежде всего, мамы и папы должны позаботиться о его здоровье. Автор обращает внимание на то, что важно с первых дней жизни закаливать малыша и развивать его физически. Главным помощником в этом деле станет физкультура, способствующая профилактике и лечению начальных стадий хронических форм заболеваний (с.52-72).
В книге даются примерные комплексы упражнений при хроническом бронхите и бронхиальной астме (с.53-55).
Заболевания сердечно-сосудистой системы встречаются у школьников довольно часто. Занятия физическими упражнениями повышают тонус сосудистых центров, укрепляют сердце и, в целом, дают возможность ослабленному болезнью ребенку окрепнуть, выработать сопротивляемость к неблагоприятным условиям внешней среды. Читатели узнают о дистрофии миокарда, миокардите и других сердечно-сосудистых заболеваниях (с.55-59)
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело, формирование которой начинается с младенчества. О типах нарушения осанки, ее симптомах, примерных комплексах упражнений при начальной стадии бокового искривления позвоночника у 7-8 летних детей при сутулой спине, читатель узнает, прочитав главу «Осанка по заказу» (с.72-80).
Глава «Осторожно травма» расскажет о том, как правильно организовать физкультурно-оздоровительные занятия детей и избежать травм, которые ребенок зачастую получает по недосмотру взрослых (с.72-88).

Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.: ил., 32 л. цв. вкл.

Воспитание ребёнка на первом году жизни начинается именно с сенсорного воспитания, оказания содействия в рассматривании различных предметов, формировании хватательных движений. Каждый последующий возраст малыша ставит свои задачи сенсорного развития: восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, то есть их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п..
О возрастных особенностях и основных задачах сенсорного воспитания детей читайте во вступительной статье «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка» (с.3-13).
Книга состоит из двух больших разделов и указателя игр.
В содержании раздела «Игры-занятия с детьми раннего возраста»:
- «Первый год жизни» - 19 занятий для общения с детьми, начиная с 4-10-ти дневного возраста. Здесь даны руководства для упражнений в рассматривании, захватывании, схватывании предметов разных форм и размеров.
- «Второй год жизни» - 16 игр для обогащения зрительно-осязательного опыта малышей.
- «Третий год жизни» - 17 игр, предусматривающих закрепление умения делать выбор и проводить элементарную деятельность, например, рисование на темы «Листочки деревьев» (с.71), «Апельсин» (с.72), «Одуванчики и жуки на лугу» (с.72), выкладывание мозаики «Курочка и цыплята» (с.68).

Другой раздел книги - «Игры – упражнения для детей дошкольного возраста» - в своём содержании также исходит из возрастных закономерностей развития и предлагает задания для детей 4-6 лет. 80 описанных в книге игр авторы объединили в «Указатель игр и упражнений для детей дошкольного возраста» (с.143) и рекомендуют соблюдать предложенную последовательность в их использовании, так как игровые занятия с детьми каждого возраста даны в книге в том порядке, в котором их следует проводить.
Многие задания в книге иллюстрированы. Кроме того, несколько листов цветных иллюстраций помогут взрослым самостоятельно изготовить или подобрать наглядные материалы.

Исаева Е.И. Для самых маленьких. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 118 с.: ил.

Ребенок – это радость, надежда и счастье родителей. Как хочется видеть своего малыша здоровым, крепким и сильным.
В этой хорошо иллюстрированной брошюре рассказывается об особенностях детей грудного возраста и влиянии правильно применяемых гимнастики и массажа на организм ребенка. В брошюре приводятся комплексы упражнений для детей от 1,5 месяцев до 3-х лет, которые создадут благоприятные условия для нормального развития ребенка (с.23-61).
Особо хочется обратить внимание читателей на главу «Физкультура, как профилактика заболеваний» (с.79-110), где описываются такие заболевания как рахит (с.80-85), болезни опорно-двигательного аппарата, нарушения осанки, плоскостопие (с.93-99), врожденный вывих бедра, мышечная кривошея и врожденная косолапость (с.102-106).
Из примерных комплексов упражнений, помещенных в книге, каждый родитель может выбрать те, которые больше подходят для его ребенка.

Коган А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории. - 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Медицина, 1977. – 120 с.

В книге рассматриваются принципы и методика лечебной педагогики - системы практической работы с соматически больными детьми, находящимися на реабилитации в специализированных санаториях.
Автор, опираясь на опыт многолетней деятельности в лечебно-оздоровительных учреждениях, обосновывает сущность и значение таких требований лечебной педагогики, как всемерное щажение психики ребенка, предельно бережное и внимательное отношение к нему со стороны врача, воспитателя и персонала санатория.
Рассматривается роль благоприятной внешней среды, организация досуга, характер взаимоотношений в детском коллективе и многое другое, что, поднимая тонус центральной нервной системы, восстанавливает душевное равновесие больного ребенка и способствует его выздоровлению.
Такие разделы, как «Лечебная педагогика - основа безлекарственной реабилитационной терапии» и «Психика и здоровье» повествуют о принципах и методах лечебной педагогики в сфере деятельности врача-педиатра и воспитателя.

Кукушкина О.И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога: Метод. материал ННО «Шанс» г. Коканда.

Предметом рассмотрения в данной статье является роль компьютерных технологий в построении взаимодействия специального психолога и педагога. Постановке этой проблемы предшествовало десятилетие исследований, в результате которых был осмыслен «вклад» компьютерных технологий в решение ряда центральных проблем современной коррекционной педагогики.
С помощью компьютерных технологий автор привлекает внимание специалистов для того, чтобы сформулировать своё представление о том, что является предметом «диалога» специального психолога и педагога в школе, каким видится путь построения этого взаимодействия и в чём заключается роль компьютерных технологий (с.74-75).
В пособии описаны компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Рассказы о временах года», предлагается методика работы с этими программами.
В разделе «Диалог психолога и педагога: как трансформировать выявленные проблемы в развитии ребёнка в задачи его обучения» психолог и педагог указывают на то, какие виды деятельности и типы упражнений можно использовать в работе с компьютером и по каким принципам нужно подбирать текстовой материал. В решении этих задач специалистам поможет предлагаемый в пособии блок «Учимся думать», состоящий из упражнений «Бывает - не бывает» и «Обсуждаем идеи».
Рекомендованы 90 мини-текстов, сгруппированных по темам: занятия людей, погода, события и праздники, даются методические рекомендации по работе с ними.

Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет. - М.: Центр лечебной педагогики, - 2004. – 36 с.

Предлагаемая читателю брошюра задумана как пособие о самых первых шагах по направленному вниманию к развитию малыша. С одной стороны, приведённые рекомендации помогут взрослым своевременно заметить начальные проявления какого-либо неблагополучия, а с другой стороны, позволят построить взаимодействие ребёнка с окружающей его средой более терапевтично, то есть так, чтобы она максимально способствовала развитию малыша, а не вредила ему. Брошюра состоит из 3-х разделов.
Первый раздел, «Опыт центра лечебной педагогики в диагностике и коррекции нарушений развития детей раннего возраста» (с.8-23), говорит о семьях, имеющих детей с нарушениями развития и нуждающихся в психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни ребёнка. Опыт подтвердил, что чем раньше начать оказание помощи, тем больших результатов удаётся достичь. О трудностях развития детей в раннем возрасте рассказывает психолог Баенская Е.Р. в статье «Ранние признаки нарушения эмоционального развития» (с.23-31).
Читатель познакомится с проблемами родителей аутичных детей, узнает о специфических особенностях, проявляющихся в аффективном развитии ребёнка (с.24-26), с признаками аффективного неблагополучия (с.26-29), трудностями взаимодействия с окружающими, связанными с развитием форм обращения ребёнка к взрослому (с.29-31).
Иногда изменения, происходящие с детьми, могут выйти за пределы безопасной зоны, что может привести к серьёзным искажениям душевного и физического развития ребёнка. При неоказании соответствующей помощи, ребёнок становится инвалидом, говорится в разделе брошюры «О системе сопровождения и поддержки развития детей раннего возраста в Германии». Читатель получит информацию о профилактике, системе ранней помощи в Германии, которая делится на 2 возрастные ступени: первая - от рождения до трёх лет; вторая – от трёх лет до школьного возраста (с.32-33).
Автор предлагает одну из самых интересных и распространённых в Германии программ раннего сопровождения младенцев – Пражскую родительско-детскую программу (с.33-35), которая создана на основе рекомендаций пражского психолога Ярослава Коха. Согласно этой программе, сегодняшнему младенцу не хватает движения. Здесь предлагается методика работы в этом направлении (с.33). В программе даются полные рекомендации связи родителей с ребёнком, говорится о поддержке развития ребёнка, а также предлагаются примеры самых кратких рекомендаций по наблюдению за ребёнком (с.35-36).
Данное пособие рекомендовано для родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения психического и речевого развития.

Поддержка детей в трудных обстоятельствах: Метод. материал для внутреннего пользования ННО «Шанс» г. Коканда.

Этот учебник был подготовлен Департаментом специального образования Министерства образования Мозамбика для осуществления программы помощи детям, пострадавшим от войны. Техническая помощь оказана доктором Наоми Ричмэн на средства фонда «Спасите детей» (Великобритания).
Состоит учебник из 2-х частей.
I часть – «Поддержка детей в трудных обстоятельствах» - состоит из 9 глав и ставит целью помочь учителю увидеть и понять, как повлиял конфликт на развитие ребёнка, его здоровье и чувства, показать учителю важность взаимоотношений «учитель-ученик» и предложить способы поддержки, которые могут быть использованы в школе, семье и общине для помощи детям, имеющим различные изъяны в развитии.
В главе 1 рассказано о нормальном развитии детей и их основных физиологических потребностях. Глава вторая посвящена воздействию войны на учителя (с.6). В главе 3 показано влияние войны и других сложных обстоятельств на детей (с.7-9). Возможные формы поддержки и реабилитации в школе представлены в 4-ой главе. Последующие главы иллюстрируют важность взаимоотношений «преподаватель - семья - община» (с.13-20).
Ввиду особой значимости вопроса, вся 8-я глава посвящена мальчикам-солдатам. Чаще всего это дети, которые были похищены, обучены военному делу и принуждены убивать (с.21-23).
Война сеет смерть, разъединяет семьи, увеличивает число сирот. В главе 9 показано влияние смерти и разъединения семьи на ребёнка, а также предлагаются способы его поддержки (с.24-26).

II часть книги («Общение») поможет людям, работающим с детьми в период конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
В главах 2, 3, 4 и 5 рассматриваются основные навыки общения: как слушать и поощрять других к самовыражению, как общаться детям в процессе знакомства друг с другом, что делать при возникновении трудностей в общении (с.30-54).
О том, как создавать доверительность в общении, как вместе разрабатывать план и как завершить разговор говорится в 6-ой главе. В 7-ой главе описаны способы поддержки детей, переживших потерю близких людей или разъединение семьи, а в главе 8 описывается общение с детьми-инвалидами (с.65-71).
Здесь представлены беседы с детьми-инвалидами и даны рекомендации о том как следует разговаривать с детьми-инвалидами и как дать понять ребёнку, что им дорожат так же, как и другими детьми.
Даны упражнения:
- реакции ребёнка на инвалидность
- оказание помощи мальчику, страдающему эпилепсией
И, наконец, в главах 9, 10 и 11 рассказывается о работе в группах, беседах с членами семей и попечителями, о том, как помочь себе и другим сотрудникам в проведении описанной в книге работы.
К некоторым главам книги даются упражнения.
В конце книги есть приложение «Проведение практического семинара» (с.79), собирающего людей для осмысления итогов, обмена опытом и идеями, а также есть «Примерный план семинара по развитию навыков общения» (с.82-83).
Учебник «Поддержка детей в трудных обстоятельствах» может пригодиться учителям, работникам просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, персоналу детских домов.

Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. - М.: Медицина, 1967. - 152 с.: ил. - (Б-ка практич. врача).

Книга кандидата педагогических наук В.М. Постниковой, длительное время работавшей методистом по лечебной физкультуре, с общим стажем педагогической и методической работы более 30 лет, является ценным практическим пособием. Излагаемый материал служит дополнением к книге профессора В.Н. Мошкова «Общие основы лечебной физкультуры».
В соответствии с систематизацией, предложенной учёным, рассматривается деление физических упражнений, применяемых в лечебной физкультуре, по следующим основным признакам:
a. по анатомическому признаку, с делением на упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног, мышц брюшного пресса и тазового дна;
b. по признаку активности и степени физической нагрузки на организм, с делением на пассивные и активные упражнения, и выделением упражнений на расслабление;
c. по видовому признаку и характеру упражнений.

Рассмотрены лишь основные упражнения по каждому разделу с указанием как методически последовательно можно их усложнять, увеличивая при этом и нагрузку.
Помещена таблица, наглядно представляющая систему упражнений, используемых в лечебной физкультуре, «Схема распределения физических упражнений, употребляемых в лечебной физкультуре, по степени физической нагрузки» (с.22).
В книге дается множество упражнений для рук, ног и туловища, на равновесие, развитие координации движений и др. (с.29-98).
Приведём в пример раздел 5-й с корригирующими упражнениями, которые исправляют нарушенную форму позвоночника и свода стопы (с.65-91). Описанные в книге упражнения помогут:
- развитию подвижности позвоночника (с.66-72)
- разгрузке позвоночника (с.72-76)
- вытяжению позвоночника (с.76-79)
- противовыгибанию (с.80-81)
- выработке правильной осанки (с.81-82)
- сохранению равновесия с влиянием на осанку (с.82-83)
- коррекции позвоночника с помощью упражнений для рук и ног (с.83-88)

Многие из представленных в книге упражнений проиллюстрированы рисунками. Заключительная глава книги «Общие методические указания» подводит итог темы, выдвигая на первый план наиболее важные методические установки, составляющие основу для правильного применения метода лечебной физкультуры (ЛФК).
Издание включает список рекомендуемой отечественной и иностранной литературы, (с.151-152).
Книга предназначена для специалистов ЛФК.

Рипа М.Д. и др. Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова ; Под ред. М.Д. Рипы. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.: ил. - (Б-ка учителя физкультуры).

Важная задача школы - повышение эффективности деятельности специальных медицинских групп (СМГ) в соответствии с требованиями времени. Практика показывает, что наряду со специальными медицинскими знаниями, также необходимы и знания об особенностях организации и деятельности СМГ в школах. Об этом говорится в «Предисловии».
Процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен. Шесть глав книги предельно насыщены полезной методической, теоретической и практической информацией.
Глава I даёт краткую характеристику нагрузок на организм современного школьника в процессе обучения, таких как дефицит мышечной деятельности, напряжение зрительного аппарата и др. (с.5-6). О роли двигательных упражнений для физического развития, укрепления организма и восстановления работоспособности убеждают страницы 7-8.
Чётко определены критерии, по которым ослабленных различными болезнями детей относят по состоянию здоровья к нескольким медицинским группам (подготовительная, медицинская, специальная, а по тяжести и характеру заболеваний - на подгруппы А и Б) каждая из которых имеет свой режим занятий (с.7-8). Определены основные задачи физического воспитания учащихся, отнесённых к СМГ, среди которых:
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
- повышение защитных сил организма, его сопротивляемости и др.
Глава II поможет в организации учебной работы по физическому воспитанию детей в СМГ в подготовительный и основной периоды (с.12-26).
Основное содержание книги составила глава III «Примерное содержание уроков физической культуры» с поурочными разработками для I-III классов (с.27-51), IV-VI классов (с.52-72), VII-VIII классов (с.72-90), IX-X-XI классов (с.91-109). В конце каждого возрастного периода приводятся несколько комплексов общеразвивающих упражнений.
Глава IV «Методика обследования и врачебно-педагогические наблюдения» адресована школьным врачам и медсестрам. Методика оценит состояние здоровья школьников, поможет проверить характер отклонений в деятельности организма, тип телосложения, состояние функции внешнего дыхания, поможет провести детальный опрос для получения сведений об уровне физической подготовки при помощи двигательных тестов (с.116-117) и хронометраж с целью определения плотности урока с регистрацией частоты пульса (с.117-118) и др.
Практическую помощь учителю физкультуры окажет глава V «Особенности методики оздоровительной физкультуры, обусловленных клиническим диагнозом ослабленных детей». Подобрать оптимальный режим для каждого школьника помогут описание-характеристика и комплексы (программы) упражнений для различных болезней:
- нарушение осанки (с.121-136)
- начальные формы плоскостопия (с.136-138)
- заболевания сердечно-сосудистой системы (с.138-143)
- нейроциркулярная дистония (с.140-141)
- артериальная гипертензия (с.141-143)
- миопия (близорукость) (с.143-144)
- ожирение (с.144-145) с программами месячных занятий
- бронхо-лёгочная патология (хронический бронхит и бронхиальная астма) (с.156-161)
Глава VI «Работа школы, семьи и врачебно-физкультурного диспансера по физическому воспитанию ослабленных школьников» (с.162-170) убеждает в необходимости заинтересованности упорядочения двигательного режима школьников СМГ со стороны не только школы и детской поликлиники, но и прежде всего родителей. Очень важно правильное понимание проблемы и умение убедить ребёнка в благотворном влиянии физкультуры, а также важности его самостоятельной заботы о собственном здоровье.
В «Приложении» на странице 173-174 дана «Схема обследования состояния врачебно-физкультурного контроля за физическим воспитанием в школе».
Книга выпущена в серии «Библиотека учителя физической культуры». Отдельные её главы адресованы школьным медикам.

Салиходжаев С. Гигиена подростков. - Т.: Медицина, 1984. – 84 с.

Книга посвящена актуальным вопросам гигиены в подростковом возрасте. Она включает сведения об анатомо-физиологических особенностях подросткового периода, принципах построения режима дня, личной гигиены, требований к одежде, обуви и т.д.
Особого внимания читателя требуют такие разделы, как «Вредные привычки и борьба с ними» (с.51-56), «Осанка и гигиена зрения» (с.57-67), где доступно и понятно рассказывается об особенностях развития позвоночника, чтении книг, о том, как следует смотреть телевизионные передачи, о наркомании, курении и многом другом.
В настоящее время число подростков, привлекаемых к участию в общественно полезном труде увеличилось. В связи с этим важное значение приобретают вопросы профессиональной ориентации и врачебно-профессиональных консультаций. Для подростков с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья должны быть выявлены медицинские противопоказания к избираемой профессии. Глава «Врачебно-профессиональные консультации для подростков» (с.67-72) поможет в правильном трудоустройстве больного ребенка.
Издание рассчитано на широкий круг читателей: педагогов, врачей и родителей.

Семёнова И.С. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. - М.: Педагогика, 1989. – 177 с.: цв. ил. - (Биб. серия).

Эта занимательная книга предназначена для совместного чтения родителей с детьми. На первой странице – обращение к детям: «Давай знакомиться! Меня зовут Неболейка. Я рад встрече с тобой! Мне хочется, чтобы ты всегда был здоров и весел, чтобы подружился со спортом, выполнял режим дня. Всё это поможет тебе расти и быть счастливым…». Другое обращение – к взрослым: «Дорогие родители! Мы предлагаем вам и вашему ребёнку отправиться в путешествие за Здоровьем… Нам очень хочется, чтобы после знакомства с этой книгой у ребёнка появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. С пользой для себя он узнает, что в жизни человека ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться…». Следя за приключениями героев, отмечая их удачи и ошибки, выполняя несложные задания, ребёнок закрепит имеющиеся у него гигиенические навыки и приобретёт новые, а чувство юмора и самокритичность книжных героев помогут в преодолении трудных ситуаций не только детям, но и взрослым.
Оптимистичный взгляд на себя, здоровье своё и своих близких крайне необходимы не только здоровым, но и больным детям. Ребёнку-инвалиду нужно активно помогать сохранять оставшиеся у него резервы здоровья.
Полезными будут, например, «Советы Неболейки». Каждый взрослый знает, как трудно убедить ребёнка согласиться на ту или иную, пусть даже безболезненную медицинскую процедуру. Прежде всего, это связано со страхом. Если же ребёнок освоит её в игре, то потом он будет меньше бояться. Умение обработать небольшие ранки, сделать простейшую повязку и другие манипуляции очень пригодятся ему дальнейшем (с.159).
В книге много интересных глав:
- «Куталки» - об одетых в тулупы и валенки жителях Страны ватных одеял (глава 12 - с.45-49)
- «Рыдало смеётся» - о том, как друзья помогли неузнаваемо измениться человечку, плакавшему по пустякам (глава 21 - с.77-79)
Самые простые упражнения, которые «готовят тело к бегу», описаны очень увлекательно! Например, упражнение «Здравствуй, солнце!» (с. 166):
- поставь пятки вместе, носки врозь, руки опустить вдоль туловища;
- разведи руки в стороны, подними их вверх и немножко закинь голову – поздоровайся с утром, с солнцем.
Упражнение «Подстригаем кусты» (с.166): представь себе, что твои руки – это огромные ножницы. Вытяни руки-ножницы вперёд и скрещивай их так, будто подстригаешь кусты в парке.
Упражнение «Какая в реке вода?» (с.167): как узнать, холодная или нет вода в реке? Нужно опустить руки в воду и полоскать их. Наклони туловище и помаши опущенными руками перед собой, мышцы расслабить.
Заключительные страницы книги предлагают читателям рецепты «Зелёной аптеки» и настольную игру с кубиками и фишками на тему здоровья.
Игры, стихи, загадки, цветные рисунки, в том числе и понятные малышам схемы (например, устройство органов зрения и слуха, первой помощи при растяжениях) даны на страницах 109-110.
Книга напоминает детям о трех важных истинах:
- болеть плохо
- быть здоровым хорошо
- лишних знаний не бывает (с.175)
Особая ценность издания в том, что оно поможет родителям найти ключ к стилю общения с ребёнком. Читать эту книгу рекомендуется родителям вместе с детьми.

Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.: ил.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). В процессе обучения и повседневной жизни оно требует разных путей и методов.
Данное пособие позволит улучшить методику обучения на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, родному языку и при проведении дидактических игр и уроков труда на природе.
С целью раскрытия разных сторон сенсорного воспитания и усиления комплексного подхода к осуществлению педагогического процесса в детском саду, структура книги сгруппирована в два основных раздела: сенсорное воспитание в дидактической системе детского сада на занятиях (с.7) и сенсорное воспитание в повседневной жизни.
Первый раздел составляют такие статьи, как: «Изобразительная деятельность» (с.15), «Конструирование» (с.77), «Родной язык» (с.98), «Дидактические игры» (с.125). Помимо этого, в статьях первого раздела имеется материал, который может быть использован и вне занятий, в процессе изобразительного творчества и т.д. Здесь также даны конспекты занятий в разных группах детского сада по лепке из пластилина и глины, рисованию красками и цветными карандашами, составлению аппликаций.
Во втором разделе вопросы сенсорного воспитания в повседневной жизни находят конкретное рассмотрение в статье «Труд в природе» (с.169) и «Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей» (с.59).
Представленный в книге материал окажет помощь воспитателю в его работе.

Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. - М: Педагогика, 1981. – 144 с.: ил., 8 цв. вкл. – (Б-ка для родителей).

Автор книги в популярной форме знакомит читателя с психолого-педагогическими проблемами игры. Именно игра является той формой организации жизни ребенка, в которой родители могут и должны принимать самое непосредственное участие, осуществляя через нее свои воспитательные воздействия.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Она оказывает многогранное влияние на психологическое развитие ребенка. В предлагаемой книге практические советы родителям формируются как выводы из научных экспериментов. Наибольшее место уделено исследованиям, которые помогут родителям серьезно и тактично относиться к играм дошкольника, организовать полезные, развивающие ребенка занятия.
Следует обратить особое внимание на главу 7 «Лечение игрой» (с.126-139), в которой отражены такие разделы, как «Если ребенок заболел», «Нервные дети и игра», «Игра и гигиена душевной жизни». Здесь читатели найдут ответы на вопросы «Как вести себя при заболевании ребенка?», «Можно ли детям играть во время болезни?».
Книгу следует рассматривать не как свод готовых рецептов, а как ключ, который помогает родителям познать внутренний мир ребенка.

Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М.И. Фонарева. - М.: Медицина, 1983. – 360 с.: ил.

Справочник рассчитан на педиатров, детских невропатологов, ортопедов, врачей и методистов по лечебной физкультуре детских больниц, поликлиник и реабилитационных центров. Он дает врачам и методистам по лечебной физкультуре экспресс-информацию о болезнях и травмах для быстрой ориентации в вопросах, необходимых для обоснования методики лечебной физкультуры с учетом проводимой терапии и индивидуальных особенностей больного.
В специальных разделах приводятся сведения о методике применения лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов у детей (с.71-191), болезнях и повреждениях нервной системы (с.192-245), в детской хирургической и ортопедической практике. Нозологические формы в каждом разделе размещены по группам заболеваний и алфавиту.
Справочник содержит 24 таблицы, приложения по гимнастическим упражнениям для всех мышечных групп, снабжен предметным указателем.
Авторы справочника стремились описать наиболее распространенные и эффективные методики, применяемые как в России, так и за рубежом (Англии, Франции, Германии, Румынии и т.д.). Об этом свидетельствует список использованной в работе над справочником литературы (65 наименований).

Страковская В.Л. Лечебная физкультура для детей, больных ревматизмом. - М.: Медицина, 1971. – 56 с.: ил.

В книге рассказывается, как проводить лечебную физкультуру с детьми дошкольного и школьного возраста (с.10-14), больными ревматизмом - заболеванием, которое может вызвать миокардит, эндокардит и порок сердца.
С учетом состояния здоровья даны дифференцированные лечебно-двигательные режимы для детей дошкольного и школьного возраста (с.6-7), приведены примерные комплексы утренней гигиенической и лечебной гимнастики (с.14-53), а также даются рекомендации по использованию некоторых видов спорта в режиме дня ребенка (плавание и т.п.)
Автор повествует о том, что при систематических и регулярных физических упражнениях улучшается работа всех органов и систем больного ребенка, повышается сопротивляемость его организма к болезнетворным микробам и психическим нагрузкам,.
Книга предназначена для врачей ЛФК, но во многом полезна и родителям детей, больных ревматизмом.

Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987. - 240 с.: ил., табл.

В книге представлено 250 подвижных игр для детей от 2 до 14 лет с различными хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья (заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата). Трудно переоценить значение целесообразно подобранных подвижных игр в системе физического воспитания таких детей.
В данной книге подвижные игры приведены в определенной последовательности – по степени возрастания необходимой эмоциональной и физической нагрузки. В работе предложены общие методические рекомендации по применению игр (с.17) и частные – по использованию отдельных подвижных игр при некоторых хронических заболеваниях, таких как бронхиальная астма, ревматизм, детский церебральный паралич, миопатия, нарушения осанки, плоскостопие, гипотрофия, рахит и др. (с.24-41).
Книга содержит 10 рисунков, 9 таблиц и библиографический список (53 наименования).
Книга предназначена для врачей-педиатров, методистов лечебной физкультуры, работающих в детских лечебно-профилактических учреждениях.

Толкачев Б.С. Физкультура против недуга. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 104 с.: ил.

Здоровье дарит человеку счастье и возможность трудиться долгие годы. Среди болезней детей и взрослых широкое распространение имеют различные респираторные заболевания, бронхиты и бронхиальная астма. Прекрасным средством профилактики этих болезней и борьбы с ними является физкультура. Именно об этом и рассказывается в данной книге. Читатели познакомятся с конкретными рекомендациями по использованию специальной дыхательной гимнастики, приемов массажа, закаливающих процедур и физкультуры для борьбы с этими заболеваниями.
В своей книге автор приводит убедительные примеры целебного действия предлагаемой системы физического воспитания, в результате которой хронически больные дети вновь становятся практически здоровыми.
Книга Б.С. Толкачева предназначена для родителей детей, страдающих респираторными заболеваниями и аллергией, а также больных взрослых.

Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях детей раннего возраста. - Л.: Медицина, 1973. – 166 с.: ил.

В книге изложены общие основы лечебной физической культуры в детском возрасте, а также информация, необходимая для организации работы по лечебной физической культуре в детских лечебно-профилактических учреждениях.
Дается подробное описание средств и методов лечебной физической культуры, применяемых с учетом не только заболеваний, но и возраста (с.85-98). Отдельные главы (4 – 6) посвящены клинико-физиологическим обоснованиям, механизму действия и методике применения лечебной физкультуры при рахите (с.98-128), гипотрофии (с.153-165) и пневмонии (с.129-152).
Книга иллюстрирована 31 рисунком и схемой, 4 таблицами. В литературном указателе 81 наименование основных источников.
Издание предназначено для педиатров, врачей и инструкторов по лечебной физической культуре, студентов педиатрических факультетов мединститутов и институтов физической культуры, но будет полезна и родителям больных детей.

Физическая культура в семье. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 271 с.

С незапамятных времён люди мечтают о долголетии. Они нашли множество средств, предупреждающих и излечивающих недуги, отодвигающих границы старости и продлевающих жизнь. Одно из удивительных средств – физическая культура и спорт. Это- могучее оружие в борьбе за здоровье и долголетие. Важно с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Вот почему большое место авторы отводят физическому воспитанию малышей, начиная с грудного возраста (с.10-52). Немало полезного смогут почерпнуть из этой книги юноши и девушки (с.100-158).
В данном сборнике читатели найдут материалы, которые позволят разобраться в средствах физического воспитания. Здесь немало практических указаний, примеров комплексов упражнений и игр, многие из которых иллюстрированы.
Особо следует обратить внимание на раздел «Движение - это жизнь», который поможет тем, кто не всегда ориентируется в выборе средств физической культуры, наиболее приемлемых в их возрасте. Книга познакомит их с возрастными особенностями, расскажет, какие средства лучше выбрать и как дозировать нагрузку, как целесообразнее проводить закаливание.
Читателям также полезно узнать об использовании физкультуры для профилактики и борьбы с начальными формами заболеваний, часто сопровождающих старение (с.201-241).
Всё сказанное в разделе «Физкультура лечит» рассчитано на то, чтобы читатели, посоветовавшись с врачом, использовали физическую культуру как одно из средств профилактики и лечения часто встречающихся болезней пожилого возраста (с.241-253), таких, как атеросклероз (с.243) и гипертоническая болезнь (с.243-248). Здесь дан примерный комплекс утренней гимнастики при начальных формах этих заболеваний, а также упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (с.252). Даётся примерный режим движений при начальных формах подагры.
Книга рекомендована широкому кругу читателей.

Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья / Под ред. И.А. Крячко. - М.: Медицина, 1969. - 188 с.: табл.

В данной коллективной работе изложен опыт экспериментального изучения методики физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья. Всестороннее наблюдение за состоянием здоровья подопечных проводились в созданных возрастных «группах здоровья» (с.3-10).
Функциональные состояния и динамику приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы при занятиях физкультурой школьников изучали А.А. Аскеров и Т.Г. Слепушкина, описав:
- исследования с применением динамической пробы сердечно-сосудистой системы (с.22-25);
- электрокардиографические исследования (с.26-40);
- телеэлектрографические исследования (с.40-50);
- баллистокардиографические исследования (с.50).

Коллектив авторов (Я.С. Вайнбаум, Е.В. Савельева, Т.С. Леонтьева) определил «Функциональное состояние аппарата внешнего дыхания у школьников с отклонениями в состоянии здоровья и его изменение в процессе физического воспитания». Разработана и дана методика исследования функции внешнего дыхания (с.59-65).
С изменением некоторых функций опорно-двигательного аппарата, результатами исследования осанки и строения стопы, физического развития школьников, а также с полидинамометрическими исследованиями знакомит работа А.Б. Гольдштейна.
М.Ф. Апулова на основе медицинских данных разработала тему «Задачи, средства и методика физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья (с.89).
Сделав вывод: «Занятия физическими упражнениями для детей с отклонениями в состоянии здоровья… должны быть обязательными», автор главы раскрывает «Особенности методики проведения урока физической культуры» (с.97).
Глава, разработанная А.А. Аскеровым, выявляет «Особенности врачебного контроля» за физическим воспитанием школьников (с.101).
Книга адресована педиатрам и учителям физкультуры.

Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 464 с.: ил. - (Б-ка для родителей).

Авторы-составители приводят факты неблагополучия в физическом состоянии всего населения, особенно молодёжи, берут интервью у специалистов, разъясняющих пользу здорового образа жизни и физкультуры для каждого здорового или больного человека. Они считают, что «Санитарное просвещение должно быть атакующим, а санитарное воспитание – более воспитывающим» (с.20).
В книге много советов, примеров, упражнений и рекомендаций, которые помогут организовать занятия физкультурой в семье и вовлечь в них всех - от мала до велика. При этом каждый сможет выбрать для себя соответствующий вид и режим двигательной активности.
На страницах книги врачи убеждают, что школьникам, начиная с 4-го класса, полезно интересоваться тремя показателями собственного здоровья:
- весом
- давлением
- пульсом (с.20)

Родителям и всем взрослым полезно знать о «триаде здоровья», которую составляют:
- рациональное питание
- закаливание
- движение (с.82)

На примере собственных занятий физкультурой профессор К.Ф.Никитин (глава IX «Я - прадедушка!») поможет освоить «гимнастику для пробуждения» и собственный комплекс физических упражнений (с.435-451).
Но эта книга не только для здоровых. Многие её страницы и глава VI адресованы людям, подверженным факторам риска развития заболеваний.
Прислушаемся к предостережениям медиков.
Гиподинамия – своебразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности» (с.14).
Специалисты по проблемам плоскостопия С.П.Сидоров и М.А.Атабекова определяют эту болезнь как одно из тяжёлых органических заболеваний, запущенные случаи которого нередко влекут за собой глубокие расстройства здоровья и даже приводят к инвалидности (с.147-150).
В статье «Не торопись надеть очки!» специалисты-офтальмологи не желают мириться с близорукостью - «массовым дефектом зрения, который способен превратиться в болезнь, и занимает одно из первых мест по инвалидности» (с.157).
Каждый специалист, принявший участие в написании этой книги, даёт основанные на личном или профессиональном опыте советы по преодолению болезненных состояний организма с помощью физкультуры, убеждая, что: «Надо создавать здоровый образ жизни!» (с.19), прежде всего – в семье.
Книга адресована массовому читателю.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. – 207 с.: ил.

Половая принадлежность школьников является одним из важных факторов индивидуальности, которую совершенно необходимо учитывать.
Эта книга призвана ответить на вопросы, которые возникают в воспитании мальчиков, подростков и юношей.
Прежде всего, дана характеристика мужского организма (с.4), где широко раскрыто строение и функции мужских половых органов, а также физическое развитие и половое созревание мальчиков (с.5-31).
Особого внимания требует глава 3, в которой описываются вопросы предупреждения бесплодия, импотенции и психо-сексуальных нарушений (с.70-82).
В главе 5 рассказывается о вредных привычках, к числу которых относится употребление алкогольных напитков, курение, наркомания (с.143-198).
Авторы ясно демонстрируют, что воспитание с учетом половой принадлежности предполагает знание специфических для мужского и женского пола интересов и склонностей, а также особенностей реакции на воздействия и специфику поведения в различных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Воспитание с учетом половой принадлежности предполагает также знание особенностей физиологии и гигиены ребенка. Половое воспитание – это «кропотливый, сложный, длительный процесс, который постепенно с каждым новым поколением будет приносить все более ощутимые плоды - моральное, физическое и психологическое здоровье людей».
Данная книга должна помочь учителю в осуществлении воспитания школьников с учетом их половой принадлежности.

Назад Оглавление Далее