aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

7. Нарушения умственного развития

Айтметова С.Ш., Горохова О.Г. Ручной труд во вспомогательной школе: Пособие для учителей I-III классов. - Т.: Укитувчи, 1977. - 152 с.: 16 л. цв.вкл.

Цель данного пособия – оказать учителю методическую помощь в организации и проведении уроков ручного труда во вспомогательной школе. Пособие составлено с учётом конкретных задач и возросших требований к трудовому обучению. Оно состоит из трёх частей.
В первой части даются общие педагогические указания о проведении ручного труда во вспомогательной школе. Особенно подчёркивается их коррекционная направленность, раскрываются принципы коррекционно-воспитывающего обучения (с.9), доступности, сознательности, самостоятельности, систематичности и последовательности обучения, а также прочного усвоения знаний, умений и навыков (с.11-20).
В этом же разделе раскрываются словесные, наглядные и практические методы обучения (с.20-26), приводится тематическое планирование по оригинальной схеме, включающей в себя перечень сообщаемых учащимся познавательных сведений, технологию изготовляемых изделий, дидактическую и коррекционную направленность урока, межпредметные связи и развитие речи (с.31-56).
Во второй части пособия даются краткие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, применяемых на занятиях при работе с бумагой и картоном(с.56-78).
Третья часть призвана оказать практическую помощь при работе с бумагой и картоном непосредственно по классам. Приводятся суммарные разработки уроков, указывается последовательность в изготовлении изделий из бумаги и картона (с.78-118).
Пособие предназначено для учителей вспомогательных школ, а также для студентов дефектологических факультетов пединститутов.

Гордиенко Е.А. Научно-педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи: На материале сочинений по картинам. - Т: Фан, 1985. – 100 с.

В монографии рассматриваются научно-педагогические основы обучения связной письменной речи школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Важным средством развития связной письменной речи школьников с особыми потребностями являются сочинения по картине. Сложность использования картин обусловливается тем, что такие дети испытывают серьёзные затруднения в правильном восприятии и осмыслении произведений живописи. В работе исследуются особенности протекания процессов восприятия (с.18).
Автор считает, что использование произведений живописи в работе с детьми с особыми потребностями, в частности для написания сочинений, играет исключительную роль как эффективное средство коррекции и компенсации отклонений в развитии речевых и психических функций, имеющихся у них.
В книге также освещены оптимальные совершенствования связной письменной речи учащихся старшего школьного возраста и намечены эффективные, и психологически целесообразные для данного контингента учащихся методы и приёмы педагогического руководства (с.38).
В разделе «Система работы по развитию связной письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе написания сочинений по картинам» даются рекомендации по составлению рассказов и написанию сочинений по картинам (с.44-55), предлагается методика написания сочинений по одной картине (с.60), двум (с.84) и серии картин (с.88).
Монография рекомендуется научным сотрудникам, методистам, студентам дефектологических факультетов педагогических институтов, работникам специальных учреждений.

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1989. – 168 с.: ил.

В предлагаемом пособии раскрывается значение изобразительной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы с учащимися вспомогательной школы. Это отражено в первой главе (с.5-28).
Во второй главе освещаются особенности изобразительной деятельности учащихся вспомогательной школы. В этой связи анализируют следующие вопросы: зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности, особенности восприятия и передачи изображаемых предметов (с.29-73).
О рисовании декоративном, тематическом, с натуры читатель узнает из третьей главы (с.73-115).
В четвёртой главе говорится об уроке рисования, как форме коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. В связи с этим раскрывается структура урока рисования и даётся его анализ. Особо подчёркивается роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроке (с.125-136).
Последняя, пятая глава книги, называется «Некоторые вопросы воспитания и развития умственно отсталых дошкольников в процессе занятий изобразительной деятельностью» (с.142-152).
В книге даны приложения с конспектами уроков рисования во вспомогательной школе для учащихся 1-6 классов (с.156-167).
В конце каждого параграфа книги вы найдёте контрольные вопросы. К большинству глав даны задания. В конце глав приводятся списки рекомендуемой литературы.
Книга может быть использована учителями и воспитателями вспомогательных школ, а также работниками специальных дошкольных учреждений.

Ерёменко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. - Киев: Радянська школа, 1972. – 132 с.

В многолетней практике специальной педагогики давно положительно решён вопрос о возможности чему-либо научить, а также подготовить к самостоятельной жизни и трудовой деятельности ребёнка с умственной отсталостью в степени дебильности. Пособие восполняет недостаток сведений об интеллектуальной работоспособности учащихся.
«Введение» знакомит с целью и методами постановки экспериментального исследования подвижности нервно-психических процессов и процессов общения детей с особыми потребностями, осуществлявшееся в ряде спецшкол Украины на уроках и на специальных занятиях с привлечением большого количества учащихся 1-8 классов. В целом книга подробно описывает разнообразные методики и анализ различных аспектов изучаемой проблемы.
В главе первой «Общая характеристика познавательных возможностей учащихся вспомогательных школ» определены причины крайней ограниченности возможности овладения знаниями школьников с задержкой умственного развития. Замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность и малопродуктивность – наиболее характерные нарушения аномальных детей, выявленные в подробно описанных экспериментах.
Главы «Динамика интеллектуальной работоспособности учащихся на уроке» и «Изменения интеллектуальной работоспособности учащихся в течение дня» содержат множество таблиц и графиков. Разделы глав дают учителю информацию о результатах исследования по отдельным видам учебной деятельности:
- списывание (с.54-56, 2 табл.)
- чтение про себя (с.56-60, 1 рис., 2 табл.)
- заучивание наизусть стихотворения (с.60-64)
- творческие и письменные работы (с.64-70)
- решение арифметических примеров (с.70-75, 3 табл.)
- решение арифметических задач (с.75-82)
- ручной труд (с.82-87)
- восприятие монологической речи (с.87-91)
- участие в игре (с.91-94)
Глава четвёртая устанавливает «Общую динамическую характеристику учебной деятельности умственно отсталых детей на уроке». Полученные автором данные свидетельствуют о том, что «учащиеся вспомогательной школы обладают значительно большими возможностями в учебной деятельности, чем это предполагается в практике» (с.95).
Заключительная глава подводит итоги исследовательской работы по созданию педагогических условий, при которых учитывается в какой степени и при каких условиях возможно преодоление познавательного индифферентизма и пассивности детей с особыми потребностями.
Книга поможет более эффективному построению урока и учебной деятельности учащихся по принципу максимальной расчленённости на мелкие единицы, обеспечивая возможность развёртывания сложных действий на составные части в целях их лучшего усвоения. Издание рекомендуется для учителей и воспитателей вспомогательных школ, студентов дефектологических отделений и факультетов пединститутов, а также родителей детей с особыми потребностями. С пользой для себя познакомятся с книгой и учителя начальных классов массовых школ для работы с отстающими учениками.

Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. - М.: Педагогика, 1990. - 56 с.: ил.

По разным причинам дети с особыми потребностями не могут усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание. С детьми, находящимися в специализированных интернатах, проводится необходимая педагогическая работа, направленная на развитие их личности. Однако, не все умственно отсталые дети посещают специальные детские сады. В таких случаях семья берёт на себя функции воспитания и подготовки ребёнка к школе, которые продолжаются и в годы школьного обучения детей.
Эта книга содержит материал, который поможет родителям в работе с детьми с умственной отсталостью по развитию у них познавательной деятельности (с.3-10).
Автором подобраны и систематизированы задания игрового характера, которые направлены на коррекцию памяти, восприятия, мышления, речи, воображения и внимания (с.20-41). Предлагаемые задания рассчитаны на детей младшего школьного возраста.
В книге также даётся словарь специальных терминов (с.44), список рекомендуемой литературы (с.45) и иллюстрированные игровые задания по развитию познавательной деятельности, которые окажут большую помощь в работе родителей с умственно отсталыми детьми.

Картушина Г.Б. Домоводство: Учеб. пособие для уч-ся вспомогат. шк. - М.: Просвещение, 1966. – 204 с.: ил.

Домоводство учит правильно вести домашнее хозяйство. В данной книге автор в доступной форме даёт рекомендации по выполнению различных работ по хозяйству для учащихся четвёртых, пятых и шестых классов вспомогательной школы.
Учащиеся 4 классов узнают о бережном отношении к одежде и обуви (с.9-22), соблюдении чистоты в классе и дома (с.22-35), а также о приготовлении пищи (с.35-60).
Для пятого класса даются такие подразделы, как «Учись стирать», «Чистка одежды и обуви», «Уход за жилищем», «Приготовление пищи» (с.63-123).
Прочитав данную книгу, учащиеся шестых классов более подробно узнают об уходе за одеждой и обувью, соблюдении порядка и уюта в комнате, приготовлении пищи (с.123-188).

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 191 с.: ил.

Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, которым и посвящена настоящая книга, в которой представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию нарушений в интеллектуальном развитии, имеющихся у умственно отсталых дошкольников. А именно:
- дидактические игры на развитие ручной моторики (с.30-45)
- дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию (с.45-140)
- дидактические игры на развитие мышления (с.140-170)
- дидактические игры и упражнения по развитию речи (с.170-190)
Некоторые игры взяты из других методических пособий по воспитанию детей дошкольного возраста, но задачи, содержание и методика их проведения даны с учетом особенностей развития, воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, воспитателям, руководителям специальных дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов, а также родителям детей с нарушениями в умственном развитии.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

Задачей настоящего учебного пособия является повышение уровня теоретических знаний о закономерностях развития умственно отсталых детей дошкольного возраста и их особенностях в сравнении с развитием нормального ребёнка.
Повышение теоретических знаний должно лечь в основу овладения практикой коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях. В соответствии с этими задачами пособие состоит из двух разделов: «Общие вопросы курса дошкольной олигофренопедагогики» (с.3-40) и «Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми дошкольниками».
В главы пособия включены вопросы и задания для самопроверки и задания для самостоятельной работы студентов, необходимые для активизации усвоения предлагаемого материала.
Книга предназначена для студентов пединститутов, а также для учителей-дефектологов и воспитателей детских садов для умственно отсталых детей.

Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. - Киев, Радянська школа, 1966. – 112 с.

В пособии представлены сведения об особенностях физического развития учащихся 1-4 классов вспомогательной школы, даётся оценка физического развития по схеме, рекомендованной Н.А. Мостовой.
Физическая культура имеет большие возможности для коррекции недостатков и совершенствования моторики учащихся вспомогательной школы. Для успешного осуществления коррекционно-развивающих задач в процессе физического воспитания нужно учитывать отклонения в физическом и психическом развитии, имеющиеся у детей. Для этого необходимо тесное взаимодействие педагогов и медработников школы.
Третья глава книги «Врачебный контроль за физическим воспитанием учеников вспомогательной школы» полностью раскрывает эту тему.
Применение специально подобранных средств и методических приёмов, которые в наибольшей мере содействуют коррекции недостатков, и благоприятно влияют на общее физическое развитие детей окажут большую помощь в этом направлении.
В книге также освещены вопросы построения уроков по физическому воспитанию (с.74-89), даны мероприятия по физическому воспитанию в режиме для вспомогательной школы-интерната (с.96-100), приводится план занятий лечебной физкультурой (с.104-106).
Пособие предназначено для учителей, воспитателей и директоров вспомогательных школ.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.

В предлагаемой вниманию читателей работе содержатся материалы, касающиеся ключевых вопросов коррекционного обучения и воспитания дошкольников с недостатками слуха и интеллекта.
Основанием для представления излагаемого материала в качестве коллективной монографии служит направленность всех исследований на решение главного вопроса – разработку путей коррекционного воспитания, обеспечивающего создание предпосылок для разностороннего развития личности детей с недостатками слуха и интеллекта.
Книга состоит из семи глав:
Формирование личности – основное понятие в коррекционном воспитании детей с особыми потребностями. Об этом рассказывает первая глава книги «Коррекция нарушений в развитии, как один из важнейших путей в формировании личности аномального ребёнка» (с.3-5).
На конкретных примерах авторы подтверждают то, что максимальный эффект, как в исследовательской, так и в любой практической деятельности достигается тогда, когда к изучаемому объекту, процессу, явлению или к разработке стратегии деятельности применяется системный подход. Об этом повествует вторая глава «Роль системы обучения языку в личностном развитии глухих дошкольников (с.6-29).
В системе формирования речи глухих дошкольников значительное место отводится работе над словом. О затруднениях глухих дошкольников в овладении словом и путях их преодоления посредством игровых средств говорится в третьей главе «Работа над значением слова в системе коррекционного обучения языку глухих дошкольников» (с.29-60).
Дифференциация обучения дошкольников с нарушением слуха предусматривает несколько параметров: структуру дефекта (дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих); возраст и сроки пребывания в дошкольном учреждении (ясли-сады, рассчитанные на 5 лет пребывания; детские сады, где дети находятся 4 года; двухгодичные дошкольные группы при школах для глухих и слабослышащих). Об этом рассказывает четвёртая глава (с.61-79).
Особое внимание уделено слухо-речевому и психическому уровню развития ребёнка ясельной и младшей групп (с.80-98).
На страницах 98-113 вы найдёте описание нравственного воспитания умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельностью.
Последняя глава «Пространственно-временная организация деятельности, как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей» направлена на формирование у них чувства ритма, которое имеет большое значение для общего психического развития человека (с.137-165).
Таким образом, в данной коллективной монографии раскрываются факторы, способствующие ускорению развития социальных связей и их осознанию у детей с недостатками слуха и интеллекта.

Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1978. - 88 с.: ил.

Данное методическое пособие предназначено для логопедов и учителей начальных классов вспомогательных школ.
В первой части кратко изложены основные теоретические положения, касающиеся понимания сущности дислексий (нарушений чтения), (с.5-9) и путей их коррекции (с.16) посредством применения принципа поэтапного усложнения заданий, основанного на принципах индивидуального подхода (доступность, наглядность, конкретность), который чрезвычайно важен в работе с умственно отсталыми детьми.
В пособии представлена методика работы по устранению дислексий, связанных с недоразвитием фонематической системы и зрительно-пространственных функций, которые часто встречаются на начальных этапах обучения чтению (с.79).
Книга предназначена для учителей вспомогательных школ и логопедов.

Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка в семье. - М.: Просвещение, 1978. - 54 с.

Цель данной книги - помочь родителям глубоко умственно отсталого ребёнка в его воспитании, обучении и приспособлении к жизни. Автор рассказывает о причинах умственной отсталости, возможностях воспитания ребёнка с умственной отсталостью в семье или специальном учреждении.
В книге раскрываются некоторые особенности физического и психического развития таких детей, говорится о том, как сформировать у них навыки самообслуживания, культурного поведения, активизировать речевую и игровую деятельность.
Читатели получат ответ на вопрос «Следует ли обучать глубоко умственно отсталых детей чтению, письму и счёту?» (с.35).
Среди таких детей большую группу составляют дети с болезнью Дауна, одной из врождённых форм умственной отсталости, отличающейся многообразными дефектами в физическом развитии и значительным снижением интеллекта. Освещению этого вопроса посвящена целая глава книги (с.35-40).
В книге приводятся игры и упражнения, которые могут быть полезны для коррекционных занятий с глубоко умственно отсталыми детьми. Это такие игры, как: «Что изменилось?», «Маленькая хозяйка», «Игра со строительным материалом». Предлагаются коррекционные упражнения:
а) для беспокойных детей
б) для достижения определённой быстроты движения
Из различных рекомендаций, примеров и разъяснений родители сумеют выбрать то, что можно применить для воспитания ребёнка в условиях жизни семьи.

Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.: ил.

Книга затрагивает вопросы социальной реабилитации умственно-отсталых учащихся, трудовое обучение которых занимает одно из центральных мест в общей системе учебной и воспитательной работы во вспомогательных школах.
Цель предлагаемого пособия – ознакомить читателей не только с частными, но в первую очередь некоторыми общими закономерностями трудового обучения во вспомогательной школе. Такое построение книги, с одной стороны, позволяет более доказательно излагать частные рекомендации и с другой – вооружает учителя умением не только пользоваться уже известными приемами обучения, но и находить новые (с.43-50).
Обучение труду в школе складывается из ряда последовательных этапов. Об этом и видах труда во вспомогательной школе повествует глава 4 «Система трудового обучения во вспомогательной школе» (с.51-58).
Правильная организация учебной мастерской способствует эффективной подготовке учащихся к труду (с.68-93). Об этом повествует приложение «Правила работы и поведение учащегося в мастерской» (с.221-222).
Глава «Методика и организация учебных занятий» предлагает использовать данные рекомендации построения занятий по труду (с.93-171).
Об особенностях трудового воспитания учащегося рассказывает 8 глава книги. В ней говорится о следующем: этические беседы (с.90-193), воспитание примером (с.193-195), метод приучения в воспитательной работе (с.195-200), воспитательная роль оценки успеваемости, поощрения и наказания (с.200-208).
Значительное место в книге отводится планированию учебно-производственной работы и производственной практики учащихся (с.219-220).
Пособие предназначено для учителей труда и руководителей вспомогательных школ.

Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 127 с.: ил.

В книге изложена методика формирования технических и технологических знаний учащихся вспомогательной школы об орудиях труда (инструментах, станках, машинах, приспособлениях) и свойствах материалов. Такие знания сами по себе не служат ориентирами в практической деятельности работника, но сознательная ориентировка в трудовом задании и самостоятельное планирование без них невозможны. Всё это в значительной мере зависит от состояния теоретических знаний учащихся. О связи теоретического обучения с практикой и идёт речь в данном пособии, раскрывающего такие темы, как «Знания в процессе учебной деятельности школьников» (с.5-12), «Готовность школьников к усвоению знаний» (с.13-26). Дан «Метод поэтапного формирования знаний» (с.61-76).
Поскольку знания усваиваются в действиях, то продуктивность познавательного процесса зависит от организации этих действий. При раскрытии этой темы используются иллюстрации.
В приложениях, даны планы-конспекты теоретических знаний (с.101-126).
Книга предназначена для учителей труда вспомогательных школ, а также студентов дефектологических факультетов пединститутов.

Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе: Пособие для учителя / Ред. - сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

Продуктивность обучения детей с задержкой психического развития достигается благодаря использованию системы специально разработанных приёмов в учебно-воспитательном процессе.
В настоящем пособии представлены важнейшие направления коррекционной работы по основным предметам учебного плана данного типа школы.
Система работы по подготовке детей к овладению грамотой раскрывается в главе «Подготовка к обучению грамоте» (с.728). Здесь же освещаются вопросы грамматики и орфографии.
Одно из важнейших направлений обучения – формирование навыка чтения. В главе «Обучение чтению» раскрывается содержание работы учителя по формированию этого навыка, показываются приёмы обучения детей восприятию текста на слух, пониманию прочитанных произведений, выразительному и правильному чтению (с.25-42).
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - следующая глава книги. В ней описаны особенности мышления детей, показано содержание работы по формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), а также по развитию словаря и связной речи детей (с.43-67).
Вопросы первоначального обучения математике освещает четвёртая глава книги. Здесь раскрывается содержание работы в подготовительный период, описываются приёмы изучения нумерации и состава чисел первого десятка, элементов геометрии; значительное место занимает обучение детей решению арифметических задач (с.68-95).
В книге представлены также специальные главы: «Физическое воспитание» и «Трудовое воспитание» (с.95-122).
Занятия по ритмике, имеющие большое значение для коррекции недостатков двигательной сферы детей, описаны в главе «Уроки ритмики» (с.123-132).
В заключительной главе нашли отражение вопросы методики использования игр в процессе обучения (игры «Водители», «Разведчики», «Что изменилось?», «Светофор», «Больница» и др.).
Закрепляются и расширяются знания о профессиях и трудовой деятельности людей, имеющих большое образовательное и воспитательное значение (с.133-141).
Пособие предназначено для учителей специализированных школ для детей с задержкой психического развития. Полезные сведения в работе с этой категорией читателей найдут для себя и библиотекари.

Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. - 285 с.: ил.

Данная книга является первой частью методического пособия для учителей младших классов вспомогательной школы. Она состоит из двух разделов: «Обучение русскому языку» и «Обучение математике».
В главах, составляющих эти разделы, рассматриваются наиболее важные направления учебной работы. Особое внимание уделено показу того, как в ходе обучения русскому языку и математике корригируются недостатки познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
При написании книги широко использовались существующие работы методического характера, а также был обобщен положительный опыт лучших учителей-дефектологов. В пособии нашли отражение результаты большого количества психолого-педагогических и дидактических исследований в области дефектологии, которые позволили выдвинуть ряд принципиально новых положений. Так, в главе, посвященной преподаванию русского языка, представлены коренные изменения, которые произошли в методах обучения учащихся грамоте. В соответствующих разделах подчеркивается особая важность работ, направленных на обучение детей правильной артикуляции звуков, выполнению звукового и слогового анализа слов, объединению звуков в слоги и слова.
Для всех лет обучения дано примерное планирование уроков по четвертям (с.7-166).
Для второго - четвертого классов в планирование введена графа «Словарь», в которой в определенной последовательности представлены слова, написание которых должно быть усвоено учениками в соответствии с требованиями новой программы (с.49-122).
Для третьего и четвертого классов также указаны темы и виды работ по развитию связной письменной речи (с.62-122).
В несколько ином стиле выполнено примерное планирование до букварного периода. В нем не только предоставлена тема каждого часа занятий, но и коротко раскрывается содержание работы на уроке (с.7-15).
В книге, раскрываются вопросы обучения младших школьников чтению, изложена методика, направленная на развитие у них навыков сознательного, правильного и беглого чтения. Предлагаются методические рекомендации по проведению отдельных этапов уроков чтения, подчеркивается необходимость использования разнообразных форм работы: экскурсии, предметные уроки, практические занятия и т.д.
Специальное внимание уделено работе над произведениями различных жанров (с.122-153). В книгу включено впервые разработанное тематическое планирование (с.153-166).
На основе проведенных исследований в разделе «Обучение математике» четко выделены темы, усвоение которых умственно отсталыми школьниками в значительной сфере предопределяет успешность овладения последующими разделами программного материала. К таким темам относится нумерация чисел, решение простых задач и т.д. В разделе подчеркивается необходимость осуществления многократного и разнопланового составления различных по существу, но имеющих между собой определенное сходство математических понятий. Помимо этого, указывается на важность обобщений и систематизацию сообщаемых школьникам знаний.
Настойчиво приводится в пособии мысль о необходимости постоянных поисков новых путей, повышающих сознательность усвоения материала детьми с задержкой умственного развития. При этом обращается внимание на значение самостоятельного формирования учащимися обоснований правильности своих ответов.

Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет. - М.: Центр лечеб. педагогики, 2004. – 36 с.

Предлагаемая читателю брошюра задумана как пособие о самых первых шагах по направленному вниманию к развитию малыша. С одной стороны, приведённые рекомендации помогут взрослым своевременно заметить начальные проявления какого-либо неблагополучия, а с другой стороны, позволят построить взаимодействие ребёнка с окружающей его средой более терапевтично, то есть так, чтобы она максимально способствовала развитию малыша, а не вредила ему.
Брошюра состоит из 3-х разделов.
Первый раздел, «Опыт центра лечебной педагогики в диагностике и коррекции нарушений развития детей раннего возраста» (с.8-23), говорит о семьях, имеющих детей с нарушениями развития и нуждающихся в психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни ребёнка. Опыт подтвердил, что чем раньше начать оказание помощи, тем больших результатов удаётся достичь. О трудностях развития детей в раннем возрасте рассказывает психолог Баенская Е.Р. в статье «Ранние признаки нарушения эмоционального развития» (с.23-31).
Читатель познакомится с проблемами родителей аутичных детей, узнает о специфических особенностях, проявляющихся в аффективном развитии ребёнка (с.24-26), с признаками аффективного неблагополучия (с.26-29), трудностями взаимодействия с окружающими, связанными с развитием форм обращения ребёнка к взрослому (с.29-31).
Иногда изменения, происходящие с детьми, могут выйти за пределы безопасной зоны, что может привести к серьёзным искажениям душевного и физического развития ребёнка. При неоказании соответствующей помощи, ребёнок становится инвалидом, говорится в разделе брошюры «О системе сопровождения и поддержки развития детей раннего возраста в Германии». Читатель получит информацию о профилактике, системе ранней помощи в Германии, которая делится на 2 возрастные ступени: первая - от рождения до трёх лет; вторая – от трёх лет до школьного возраста (с.32-33).
Автор предлагает одну из самых интересных и распространённых в Германии программ раннего сопровождения младенцев – Пражскую родительско-детскую программу (с.33-35), которая создана на основе рекомендаций пражского психолога Ярослава Коха. Согласно этой программе, сегодняшнему младенцу не хватает движения. Здесь предлагается методика работы в этом направлении (с.33). В программе даются полные рекомендации связи родителей с ребёнком, говорится о поддержке развития ребёнка, а также предлагаются примеры самых кратких рекомендаций по наблюдению за ребёнком (с.35-36).
Данное пособие рекомендовано для родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения психического и речевого развития.

Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. – 176 с.: ил.

На уроках труда в 1-3 классах решаются следующие задачи: даются элементарные технические сведения по видам труда, обучение доступным трудовым приёмам; развитие самостоятельности, воспитание трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда и т.д. Именно эти задачи затрагиваются в данной книге. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на последующих этапах трудовой подготовки умственно отсталых детей.
Книга состоит из 6 глав:
В первой главе пособия освещаются особенности усвоения школьниками младших классов трудовых знаний и умений, излагаются основные положения дифференцированного подхода к учащимся (с.5-22).
Содержание, методы и приёмы обучения общетрудовым (ориентировка в задании, планирование, самоконтроль) и двигательным навыкам рассматриваются во второй главе.
Третья глава освещает организацию уроков труда, предлагает схему урока, предъявляет требования к организации и проведению экскурсий, даёт рекомендации по тематическому и поурочному планированию, рассказывает о методическом оснащении и оборудовании мастерской (с.51-67).
Задачи обучения в первом классе и примерное содержание некоторых уроков подробно освещает четвёртая глава (с.68-118).
В пятой и шестой главах рассматриваются задачи обучения во втором и третьем классах, изложена методика проведения уроков, уделено особое внимание совместной работе администрации школы, врача и учителя младших классов по определению профиля дальнейшей трудовой подготовки учащихся (с.119-174). В книге приводятся: схема характеристики на ученика, рекомендации к выбору вида труда для учеников с учётом их успехов в трудовом обучении в младших классах (с.169-171).
Книга окажет практическую помощь в проведении уроков труда в младших классах вспомогательной школы.

Певзнер М.С., Росстягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности: вариант гидроцефалии. - М.: Педагогика, 1982. - 104 с.: ил.

Представляемые в монографии материалы исследования получены в процессе длительного, динамического, комплексного изучения детей с компенсированной гидроцефалией (водянка мозга). В процессе исследования была выявлена специфическая симптоматика этого заболевания (с. 19-37).
В книге разбираются возможные пути индивидуального подхода к детям, значение условий воспитания и обучения для более полной социальной адаптации детей, страдающих такой патологией. В главе 6 описывается клиника физиологической и психолого-педагогической характеристики детей с компенсированной гидроцефалией. В ней дети разделены на три группы: 1-я - дети с благоприятной динамикой развития; 2-я - дети с замедленной динамикой развития; 3-я - дети с задержкой развития (с.37-74).
При олигофрении в сочетании с гидроцефалией интеллектуальный дефект остается стойким, и развитие этих детей идет по закономерностям осложненных форм олигофрении. Об этом говорится в 7 главе (с.74-87).
Выводы о влиянии условий воспитания и обучения на характер развития детей с компенсированной гидроцефалией даются в 8 главе книги (с.87-97).
В конце книги предлагается список рекомендуемой литературы (с.101-103).

Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.: ил.

В книге излагаются результаты исследования психологических особенностей формирования двигательных навыков учащихся вспомогательных школ.
Книга состоит из 5 глав.
Первая глава посвящена вопросам общей психологии. В ней даётся общая характеристика формирования двигательных навыков у умственно отсталых школьников (с.5-23).
Во второй главе излагаются методики и результаты трёх серий экспериментов, имеющих целью выявить особенности школьников с задержкой умственного развития:
1. процесс упражнения при формировании двигательного навыка (с.24-36)
2. формирование навыков сборки объекта из отдельных деталей (с.36-43)
3. формирование двигательного навыка, выполняемого с помощью ручного инструмента (с.43-53)
Материалы второй главы имеют важное значение для практики трудового обучения учащихся вспомогательной школы.
В 3 главе основное внимание уделено выявлению роли некоторых технических приспособлений, трудностей самоконтроля, с которыми сталкиваются умственно отсталые школьники при освоении двигательных навыков, а также преодолению этих трудностей (с.53-61).
Четвёртая глава посвящена особенностям переноса двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. В ней излагаются методики и результаты исследования зависимости переноса от степени сложности задачи, при выполнении которой осуществляется перенос ранее усвоенного навыка, и зависимости переноса от специального обучения и коррекции (с.77-85).
В пятой главе рассматриваются некоторые условия успешного обучения учащихся вспомогательной школы двигательным рабочим навыкам на уроках труда (с.106-117).
В книге были использованы не только результаты экспериментальных исследований, но и наблюдения проведения уроков труда во вспомогательной школе, а также исследования других авторов и практический опыт олигофренопедагогов. Предназначена она научным работникам, психологам, дефектологам, учителям вспомогательных школ и студентам дефектологических факультетов педагогических институтов.

Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для воспитателя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

Воспитание детей с умственной отсталостью осложняется нарушениями их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Это обусловливает использование специфических организационных форм и методов воспитательной работы во вспомогательной школе, её коррекционную направленность, осуществляемую воспитателем.
В данной книге рассмотрены виды и организационные формы воспитательной работы с умственно отсталыми детьми (с.10).
Поскольку вся воспитательная работа во вспомогательной школе строится с учётом структуры дефекта учащихся, автор даёт краткую клинико-педагогическую характеристику таких детей (с.5-9). Особое внимание уделяется вопросам организации коллектива воспитанников, формам взаимосвязи в работе учителя и воспитателя, проведению самоподготовки, работе с родителями (с.21-147). Здесь также даны методические рекомендации по проведению во внеурочное время различных мероприятий, способствующих нравственному, трудовому, эстетическому и физическому воспитанию (с.71-147).
В приложении даются примерные программы и материалы для подготовки и проведения праздников во вспомогательных школах-интернатах (с.155-175).
В работе использованы результаты научных исследований, посвященных вопросам воспитания умственно отсталых детей, обобщён педагогический опыт воспитательной работы во вспомогательной школе, а также многолетний опыт автора.
Книга предназначена в основном для воспитателей вспомогательных школ. Однако, она может быть полезна для учителей и студентов дефектологических факультетов пединститутов.

Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.

Книга посвящена очень актуальной проблеме – особенностям психического развития детей, воспитывающихся вне семьи и без попечения родителей в домах ребенка, детских домах и интернатах. В ней последовательно прослеживается становление психики у детей, живущих в закрытых детских учреждениях. В результате многолетних сравнительных экспериментальных исследований, авторами было изучено влияние различных факторов на психическое развитие детей в семье и учреждениях интернатного типа. Они стремились не только констатировать особенности (к сожалению, как правило, задержки) психического развития воспитанников закрытых детских учреждений, раскрыть их природу, а также определить главные направления коррекции.
Каждая глава книги завершается рекомендациями психолога.
Доступно и легко описана тема «Специфика отставания в психическом развитии» (с.197-199).
Книга рекомендуется специалистам в области психологии, педагогики, а также практическим психологам детских учреждений интернатного типа.

Романова Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека. - М.: Педагогика, 1990. – 216 с.: ил.

Новое направление, изложенное в книге, лежит на стыке современной психофизики, физиологии высшей нервной деятельности и дифференциальной психофизиологии. Проблема шкалирования становится особенно актуальной в связи с происходящей в настоящее время перестройкой педагогики, компьютеризацией обучения и введением в них количественных методов (оценка знаний и учебной деятельности учащихся, их достижений и способностей, трудности и качество учебных материалов).
В монографии представлены результаты теоретико-экспериментальных исследований по проблемам современной психофизики. Разработан новый теоретический и экспериментальный подход к исследованию природы индивидуальных различий в психофизическом шкалировании, в абсолютной и различительной громкостной чувствительности (с.57-112). Показано, что индивидуальные различия обусловлены силой и слабостью нервной системы. Даётся новая модель зависимости особенностей нервного возбуждения у лиц со слабой и сильной нервной системой от его интенсивности.
В книге дается теоретическое обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблеме психофизического шкалирования (более 100 наименований). Пособие предназначено для специалистов в области психологии и психофизиологии, а также педагогов-дефектологов.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.

Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомогательных школах – гуманное и благородное дело. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы должен понимать внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психологии умственно отсталого ребенка. Данная книга станет ценным подспорьем для учителя.
В первой части книги рассматриваются общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка. В этой связи, в частности, дается психологическая характеристика состава учащихся вспомогательной школы и освещаются особенности их высшей нервной деятельности (с.7-88).
Во второй части автор останавливается на особенностях познавательных процессов (ощущении, восприятии, речи, мышлении, памяти) умственно отсталых учащихся (с.89-147).
В третьей части раскрываются особенности формирования личности учащихся вспомогательных школ. Среди других рассматриваются вопросы формирования характера и самооценки (с.148-190).
Существенное внимание автор уделяет описанию методов исследования психики (психических процессов личности).
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и может быть использована учителями вспомогательной школы.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 198 с.

Общие вопросы психологии умственно отсталого ребёнка рассматриваются в первой части книги, в которой даётся психологическая характеристика учащихся вспомогательной школы и освещаются особенности их высшей нервной деятельности (с.7-60).
Во второй части автор останавливается на особенностях познавательных процессов (ощущение, восприятие, речь, мышление, память) умственно отсталых учащихся (с.94-150). Здесь же приводится несколько примеров экспериментальных методик, которые могут применяться для исследования умственно отсталых детей, с трудом понимающих обращённую к ним речь, или вообще не имеющих сформированной речи (с.74-75). «Сюжетные вкладки» (с.75-77), «Обучающий эксперимент», «Методика Кооса» могут быть использованы для исследования детей разного возраста (от 4 лет и старше) (с.78-87).
Об особенностях формирования личности умственно отсталых детей читатели узнают из третьей части книги, в которой рассматриваются вопросы формирования характера и самооценки.
Особое внимание автор уделяет описанию исследования психики. Полученные сведения дефектолог может использовать в своей работе.
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов пединститутов, но может быть использована и учителями вспомогательных школ.

Схема нейропсихологического обследования детей: Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития / Под ред. А.В. Семенович. - М.: МГПУ, 1998. - 40 с.

Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобрела большую популярность как параклиническая дисциплина, т.е. метод психологического анализа нарушения психологической деятельности, связанной с той или иной мозговой недостаточностью органического или функционального происхождения.
Данная работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена проблеме сбора анамнестических данных (с.10-11), описанию методов исследования (с.12-15), куда входят:
- моторная асимметрия (функциональная асимметрия рук, ног и тела) - с.13,
- сенсорная асимметрия (функциональная слухоречевая асимметрия, зрительная асимметрия) - с.13-15.
Здесь говорится о двигательных, тактильных и соматических функциях, о пространственных представлениях, зрительном и слуховом гнозисе, памяти, речевых функциях, а также о письме, чтении и интеллектуальных функциях (с.15-27). Совокупность предполагаемых методов многократно апробирована на моделях нормального, субнормального, субпатологического и патологического развития.

Вторая часть предлагаемой работы посвящена краткому описанию основных часто встречающихся нейропсихологических синдромов отклонения развития. Авторы стремились установить определённые ориентиры для тех, кто в своей повседневной деятельности применяет нейропсихологическое обследование.
Перед тем, как приступить к описанию схемы нейропсихологического обследования, авторы указывают на некоторые моменты, которые являются принципиальными для квалификации имеющейся у ребёнка недостаточности (с.6-9).
О нейропсихологических синдромах отклоняющегося развития, в частности о синдроме несформированности и синдроме дефицитарности, читатели прочитают на страницах 31-40.
Издание предназначено для психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей.

Назад Оглавление Далее