aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

5. Нервно-психические расстройства

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

В книге, написанной в научно-популярном жанре, показаны психологические состояния и психические расстройства, возникающие у ребенка, живущего в неблагополучной семье.
Показано, что внешне благополучная семья может быть глубоко неблагополучной по отношению к ребенку, например, вследствие недостатка внимания к нему или, напротив, избытке опеки.
Книга содержит множество конкретных примеров, взятых из врачебного опыта автора, а также иллюстраций из истории, литературы, кинематографа и состоит из трех частей.

В I части «На пороге жизни», статья «В семью пришла беда», посвящена проблеме хронически больных детей (шизофренией, болезнью Дауна, нарушением органов чувств – глухота, слепота) (с.53-58).
По мнению многих ученых, на учете у детского психиатра состоит примерно в четыре раза меньше пациентов, чем их имеется в реальности. Раннее выявление заболевания зависит не только и не столько от врачей, сколько от родителей и педагогов.

II-я часть книги - «Механизмы детских реакций». Глава «Между нормой и патологией» поможет понять разницу между обратимыми расстройствами, так называемыми «пограничными» нарушениями, и настоящими психическими заболеваниями, которые могут надолго и основательно нарушить социальную адаптацию ребенка.
Широко освещается тема патохарактерологических реакций в детском возрасте и необходимость своевременного обращения к детскому психиатру, т.к. при оказании квалифицированной помощи, большинство из них могут корректироваться.

Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. - М.: Просвещение, 1990. – 256 с.

Старшие и младшие… Таким могло бы быть второе название данной книги. На ее страницах раскрыты многочисленные, большей частью не замечаемые старшими, привычно-безумные стереотипы их взаимоотношений с младшими, приводящие не только к искривлению характеров и жизненных судеб младших, но и к отягощению, по цепи причин и следствий, общей нравственно-психологической атмосферы.
Эта книга написана на основе реальных судеб людей, с которым связана работа психолога в психиатрической больнице.
Адресована эта книга воспитателям, но может пригодиться всем, потому что каждый из нас и Старший, и одновременно Младший. Книга насыщена множеством примеров. В некоторых из них, быть может, читатель, как в зеркале, увидит и себя.
Книга принесет пользу тем взрослым, кто еще не утратил в себе мужество быть самокритичным в отношениях с младшими.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

В книге рассматриваются причины нервно-психических нарушений и психолого-педагогические методы предупреждения отклонений в поведении дошкольников. Основное внимание обращается на проблему нервности, создающую трудности в поведении детей в коллективе и осложняющую работу воспитателя.
Хорошо освещены возрастные проблемы психического развития. Так, в главе «Нервность у детей дошкольного возраста и ее причины» (с.5-17) предложено много классификаций неврозов, даются основные различия неврозов и психопатий.
В главе «Нервность в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте (от рождения до 5 лет)» читатели могут узнать об особенностях раннего психического развития детей, впоследствии заболевающих неврозами.
В главе «Нервность в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)» (с.49-48) говорится о проблемах формирования личности, стрессах, энурезе, энкопрезе, различных тиках, заикании, синдроме психомоторной нестабильности, особенностях формирования характера у детей, заболевающих неврозами, а также о работе воспитателя по предупреждению нервности.
Особое место в книге занимает использование изобразительного творчества и игр с целью коррекции невротических отклонений в поведении детей (с.112-126).
Автор подчеркивает, что использование с профилактической целью игр, рисования, индивидуальных контактов с воспитателями, а также беседы с родителями помогают решать задачи укрепления здоровья детей и правильного формирования их личности.
Книга написана на основе многолетней медико-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цель книги – помочь воспитателю лучше ориентироваться в проблемах детской нервности и способах ее предупреждения.

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.: ил.

В книге изложены основные психологические проблемы 14-18-ти летних школьников и учащихся ПТУ. Особое внимание уделено девиантному поведению – системе поступков, отклоняющихся от общепринятых или подразумеваемых норм психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории: во-первых - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья; во-вторых - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Как это проявляется в конкретных явлениях? Ответ на этот вопрос вы получите прочитав главу «Девиантное поведение», в которой раскрыты такие темы, как алкоголизация и ранний алкоголизм, наркотизм, агрессивное поведение, суицидальное поведение, психические расстройства и противоправное поведение (с.238-254).
В первую очередь книга адресована классным руководителям. Однако, она может быть полезной для родителей и всех кого интересуют проблемы ранней юности.

Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. - 168 с.: ил.

В монографии представлены результаты комплексного клинико-психологического обследования подростков, обучающихся в массовых и специальных школах. В ней также описаны варианты реакций поведения подростков в норме и патологии:
а) реакции эмансипации,
б) реакция «отрицательной имитации»,
в) реакция группирования,
г) реакция увлечения,
д) реакция, обусловленная формирующимся сексуальным влечением (онанизм, ранняя половая жизнь) и др. (с.8).
В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность и к поведенческим реакциям, характерным для младшего возраста:
а) реакция отказа,
б) реакция оппозиции протеста,
в) реакция имитации и др. (с.9).
В этом же разделе дана разработка комплексной клинико-психологической характеристики основных типов подростковых кризов, для решения которых применяются следующие исследования: клиническое (психопатологическое, неврологическое, соматическое), антропометрическое, нейрофизиологическое, психологическое (с.19-20).
В книге показана зависимость изменений в поведении от неблагоприятных средовых условий, особенностей протекания периода полового созревания, различных видов неполноценности нервной системы (с.25-69).
Книга предназначена для педагогов, дефектологов, психологов и психоневрологов.

Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 96 с.

Книга содержит сведения о вредных привычках школьников. Вредные привычки рассматриваются как проявление психического дискомфорта ребенка.
Будучи педагогами и клиницистами, авторы предприняли попытку в форме, доступной читателю, малознакомому с медицинскими проблемами, изложить некоторые социально-психологические особенности личности подростка и причины появления у него вредных привычек.
Цель книги – сформировать у учителя достаточно четкое представление о затрагиваемых вопросах, показать особенности общения с учащимися, имеющими вредные привычки, а также варианты педагогической тактики при различных отклонениях поведения и конкретные приемы психолого-педагогического воздействия на таких школьников.
Об углубленном освещении вопросов, касающихся вредных привычек подростков свидетельствует повествование нижеследующих глав:
«II. Причина нарушения поведения и возникновения вредных привычек» (с.20-28) с разделами:
- органические поражения головного мозга, хронические заболевания, интоксикации и др.
- психические травмы
- негармоничная семья и неправильное воспитание

«III. Формы проявления нарушений поведения и вредных привычек (с.29-43) с разделами:
- страхи и навязчивости
- двигательная расторможенность
- заикание
- побеги из дома и бродяжничество
- патологическое фантазирование
- страхи перед своей физической неполноценностью
- патологические увлечения и др.

Авторы книги подчеркивают, что борьба с вредными привычками и их профилактика – это совместное дело врачей и педагогов.

Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

Автор книги - известный психолог, создатель оригинального направления в психологии обучения.
Книга открывается вступительной статьей, в которой характеризуется творческий путь Н.А. Менчинской, основные этапы ее многолетних исследований (с.7-31).
В книгу вошли два цикла работ. В первом рассмотрены общие вопросы, раскрывающие сложные и неоднозначные отношения обучения и психического (умственного) развития ребенка в школьный период детства. В этих работах показана зависимость умственного развития ученика от содержания и методов обучения; проанализирована роль школьных программ, их влияние на процесс усвоения знаний; предложен и обоснован ряд показателей умственного развития школьника (с.31-119).
Второй цикл работ посвящен анализу индивидуальных возрастных особенностей развития мышления в процессе усвоения знаний школьниками. Мышление интерпретируется автором, как сплошное интегральное образование, включающее различные интеллектуальные операции, уровень выполнения которых характеризует умственное развитие ребенка. В этих работах на большом экспериментальном материале прослеживаются взаимосвязи знаний и мышления, дается представление о подходе автора к исследованию индивидуальных различий школьников в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
Вопрос об индивидуальных различиях рассматривается как проблема становления и развития личности школьника; рассматриваются те особенности интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер, которые и составляют индивидуальные проявления личности в ее единстве и своеобразии (с.119-200).
В конце книги даны комментарии к упоминаемым исследованиям, приведен список основных научных трудов Н. А. Менчинской (с.200-215).
В подготовке текстов к печати принимали участие сотрудники лаборатории психологии обучения НИИ общей и педагогической психологии АПН.
Книга рекомендована специалистам в области психологии и педагогики.

Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребенка: Кн. для работников Дома ребенка / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Л.Г. Голубева и др.; Сост. Э.Л. Фрухт. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.: ил.

Данная работа - результат исследований коллектива кафедры физиологии развития и воспитания детей Московского института усовершенствования врачей. Она дает необходимые сведения о развитии детей первых трех лет жизни и об организации воспитательной работы с ними в Доме ребенка. Даны рекомендации по организации режима дня, оздоровительной работе с детьми первых трех лет жизни. Особое внимание авторы уделяют вопросам охраны нервной системы и индивидуального подхода в воспитании ребенка.
Подробно описываются нарушения возбудимости нервной системы и сложности адаптации. Приводится классификация адаптаций по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая (с.22-29).
Глава «Контроль за нервно-психическим развитием и поведением детей» занимает в книге страницы с 156 по 167 и содержит таблицу по количественной оценке развития детей, памятки-вопросники для контроля за поведением детей 1-го, 2-го, и 3-го года жизни. Вслед за этой главой даются приложения по диагностике нервно-психического развития детей начиная с 10-дневного возраста и до года, разработанной Э.Л. Фрухтом, а также 2 другие таблицы: «Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни», разработанные профессором Н.М. Аксариной и К.Л. Печорой.
Книга предназначена для педагогического персонала домов ребенка.

Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 139 с.: ил.

Замысел книги принадлежит Д. Б. Эльконину, который определил её содержание и структуру. Задача автора состояла в изучении явления, получившего в психологии названия «Кризис 7 лет». Основное внимание уделено анализу психологических новообразований, связанных с поступлением ребёнка в школу.
В главе I и II подробно рассматривается ситуация развития детей 6-7 лет (с.12-36).
В книге представлены результаты экспериментальных исследований развития отдельных психических процессов на грани дошкольного и младшего школьного возраста, а именно - развитие мотивов учения у детей 6-7 лет (с.36), развитие социальных мотивов (с.45) и становление самооценки и образа «Я». Эти темы отражены в главах III, IV, V.
Психологическое изучение периода перехода от дошкольного возраста к младшему школьному имеет большое практическое значение. Оно позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с шестилетками. Конечная цель этой работы - обеспечение прочной базы для последующего обучения ребёнка в школе.
В главе IX анализируется специфика задач, определяемых при обучении шестилеток в школе, рассматриваются пути построения форм и методов учебно-воспитательной работы. Большое внимание уделяется учёту индивидуальных особенностей детей, в первую очередь тех, что связаны с неблагоприятным прохождением предшествующего возрастного периода и порождают негативные проявления «кризиса 6 лет» (с.117-128).
Материалы, представленные в книге, отражают лишь начальный этап комплексного изучения психического развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Несомненно, они окажут большую помощь специалистам в области психологии и педагогики, а также работникам народного образования.

Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. – 319 с.

Словарь «Семейное воспитание», прежде всего, учитывает интересы родителей, их стремление лучше узнать и понять собственных детей – психологию, физиологию, возрастные особенности, необъяснимые на первый взгляд моменты поведения ребенка.
Он содержит более 350 статей. Авторы надеются, что содержащийся в словаре необходимый минимум информации поможет читателям, интересующимся проблемами воспитания.
В словаре рассматриваются вопросы психологии семейной жизни, укрепления здоровья подрастающего поколения, взаимодействия семьи со школой. В нем также затрагиваются проблемы, связанные с укреплением семьи, созданием в ней морально-психологического комфорта, говорится о причинах внутрисемейных конфликтов и способах их разрешения. Так, «О психологическом климате семьи, о психосексуальном развитии ребенка», «Психотерапии», «Психологических свойствах и психологической защите» рассказывают следующие страницы краткого словаря (с.212-217).
Здесь также дается понятие о «Логопедии» (с.119-120) и «Дефектологии» (с.57).
Для читателей, желающих расширить и углубить свои знания по вопросам семейного воспитания, в конце словаря приведен список специальной и популярной литературы. Каждая словарная статья завершается ссылкой на рекомендуемые книги (приводятся их порядковые номера по указанному списку), а также указываются другие статьи словаря, которые содержат сведения по смежным проблемам.
Словарь рассчитан на широкий круг читателей.

Схема нейропсихологического обследования детей: Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития / Под ред. А.В. Семенович. - М.: МГПУ, 1998. - 40с.

Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобрела большую популярность как параклиническая дисциплина, т.е. метод психологического анализа нарушения психологической деятельности, связанной с той или иной мозговой недостаточностью органического или функционального происхождения.
Данная работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена проблеме сбора анамнестических данных (с.10-11), описанию методов исследования (с.12-15), куда входят:
- моторная асимметрия (функциональная асимметрия рук, ног и тела) - с.13,
- сенсорная асимметрия (функциональная слухоречевая асимметрия, зрительная асимметрия) - с.13-15.
Здесь говорится о двигательных, тактильных и соматических функциях, о пространственных представлениях, зрительном и слуховом гнозисе, памяти, речевых функциях, а также о письме, чтении и интеллектуальных функциях (с.15-27). Совокупность предполагаемых методов многократно апробирована на моделях нормального, субнормального, субпатологического и патологического развития.

Вторая часть предлагаемой работы посвящена краткому описанию основных часто встречающихся нейропсихологических синдромов отклонения развития. Авторы стремились установить определённые ориентиры для тех, кто в своей повседневной деятельности применяет нейропсихологическое обследование.
Перед тем, как приступить к описанию схемы нейропсихологического обследования, авторы указывают на некоторые моменты, которые являются принципиальными для квалификации имеющейся у ребёнка недостаточности (с.6-9).
О нейропсихологических синдромах отклоняющегося развития, в частности о синдроме несформированности и синдроме дефицитарности, читатели прочитают на страницах 31-40.
Издание предназначено для психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей.

Таран Л.Р., Петрунек В.П. Радости и тревоги: Родителям о нервно-психическом здоровье ребенка. - М.: Педагогика, 1978. – 160 с. - (Б-ка для родителей).

Все родители хотят видеть своего ребенка добрым, умным, смелым, отзывчивым, здоровым. Для целенаправленного воспитания маленького человека необходимо знать и учитывать возрастные закономерности психического развития ребенка и его индивидуальные особенности.
Авторы на конкретных примерах рассказывают родителям о том, как избежать наиболее типичных ошибок в воспитании, которые порой приводят к нарушению нервно-психического здоровья ребенка.
Большое внимание уделено воспитанию ребенка с учетом особенностей развития его нервной системы (с.84-158). Как предупредить нервно-психические заболевания, как должны вести себя родители при появлении у детей тех или иных нервно-психических отклонений – это далеко не полный перечень вопросов, рассматривающихся в книге.

Файнберг С.Г. Предупреждение неврозов у детей. - М.: Медицина, 1979. - 88 с.: ил.

Цель данной брошюры - ознакомить родителей с основными закономерностями правильного воспитания ребенка, основанными на учениях о высшей нервной деятельности человека.
В ней рассказывается о наиболее распространенных функциональных заболеваниях нервной системы – неврозах, о причинах их возникновения, проявлениях и методах лечения у детей.
Автор знакомит с проблемами: «Трудные дети», «Дурные привычки», «Половое воспитание» (с.59-75), а также подробно раскрывает отдельные виды неврозов: «Истерия», «Неврастения», «Неврозы навязчивых состояний» (с.31-44).
Надо отметить, что данная брошюра посвящена предупреждению, а не лечению неврозов у детей. Последнее является уже делом врача – детского психоневролога. Однако, понимание некоторых основ лечения необходимо и родителям, ведь даже здорового ребенка необходимо показать хотя бы раз детскому психоневрологу.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197 с.

Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин аномалий психического развития детей.
Предлагаемая книга – результат многолетних исследований, начатых на факультете психологии МГУ и посвященных аномалиям эмоционального развития у детей. Работа с детьми, страдающими тяжёлыми формами эмоциональных нарушений, дала авторам возможность выделить стадии нарушения эмоциональной регуляции поведения и психологического развития детей в целом. В книге подробно описываются часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром.
Первый раздел книги, «Структура базальной эмоциональной регуляции в норме и патологии», состоит из 4-х глав, в которых авторы раскрывают четыре основных уровня, определяющих механизмы регуляции поведения, характер ориентировки, тип поведенческих реакций.
Второй раздел (с.76-180), «Коррекция эмоциональных расстройств у детей» (на модели раннего детского аутизма) состоит из девяти глав. В главе «Уровневый подход к коррекции эмоциональных нарушений» раскрываются основные задачи этапов коррекции, а глава «Установление эмоционального контакта» повествует об установлении контакта с аутичными детьми.
Глава «Коррекция страхов» раскрывает общие принципы по коррекции страхов у аутичных детей четырёх групп.
Особое внимание в восьмой главе уделено коррекции агрессивных проявлений.
Последняя, девятая глава, «Общая организация эмоционального поведения ребёнка», говорит о формировании механизмов первого, второго, третьего и четвёртого уровней аффективной организации поведения.

В коррекционной работе с аутичными детьми применяется метод, известный на Западе под названием «Холдинг-терапия». В данной книге даётся приложение «Применение холдинг-терапии в коррекции раннего детского аутизма» (с.181-190).
Книга предназначена для психологов, дефектологов, педагогов и врачей.

Назад Оглавление Далее