aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

4. Нарушения слуха

Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.: ил.

Автор книги Рахиль Марковна Боскис – учёный-дефектолог, работавший в области сурдопедагогики и сурдопсихологии. Она изучала важнейшие проблемы структуры и дифференциальной диагностики дефектов слуха и речи, типологию детей с недостатками слуха, принципы их обучения.
Цель предлагаемой читателю книги – предоставить необходимые сведения для учителей массовой школы, чтобы они могли принимать соответствующие меры для преодоления неуспеваемости ученика с дефектом слуха. Практический материал, представленный в этой книге, поможет достичь эту цель.
Читатели найдут ответы на вопросы: «Как проверить слух ребёнка?», «Как развивать речь слабослышащего?», «Как развивать правильное произношение?”, «Как исправить произношение отдельных дефектных звуков?» (с.59-100) и т.д.
В книге дифференцированно представлен педагогический подход к обучению слабослышащих детей в зависимости от степени дефекта.
Дети с более тяжёлым расстройством слуха могут оставаться в массовой школе при условии активного участия родителей в коррекционной работе учителя. Для этой цели дано описание своеобразия слуха и речи слабослышащих детей и основных приёмов коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе (с.49).
Приложения «Лото в картинках для усвоения названия предметов и действий», «Серии сюжетных картин для обследования речи и занятий по развитию речи», предлагаемые в книге, помогут учителям начальных классов массовой школы в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха, а также родителям детей, страдающих нарушениями слуха.

Велицкий А.П. Методика исследования слуховой функции: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. - 126 с.: ил.

На первом году обучения студенты-дефектологи, избравшие своей специальностью сурдопедагогику, изучают анатомию, физиологию и патологию органов слуха и речи. В данном пособии приводятся сведения по этим и многим другим вопросам.
В главе «Исследования слуховой чувствительности» излагаются методы определения остроты слуха шепотной речью, разговорной речью и камертонами (с.6-89). Кроме того, в ней освещаются методы определения слухового рельефа пороговой, тональной аудиометрией.
Значительное внимание уделено вопросу исследования слуховой функции методом надпороговой аудиометрии (баланс громкости, кривые равной громкости, дифференциальный порог восприятия силы звука, адаптационные изменения слуховой чувствительности), а также исследования слуха объективными методами (с.56-90).
В главе «Характер нарушений слуховой функции при различных формах поражения органа слуха» излагаются методы определения характера нарушений слуховой функции при изолированном и смешанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов (с.90-111).
Методы камертонального и аудиометрического исследования излагаются в главе «Определение процента потери слуха» (с.112-122).
В работе дано краткое описание используемой в процессе исследования электроакустической аппаратуры, а также представлены способы анализа результатов исследования слуха при различных формах ушной патологии, обусловливающих нарушение слуховой чувствительности.
В основу пособия положены данные отечественных ученых и материалы исследований ученых зарубежных стран.
Целесообразность подготовки данного пособия продиктована тем, что существующие монографии, учебники, учебные пособия и журнальные статьи, посвященные вопросам исследования слуховой чувствительности человека в норме и при различных формах поражений органа слуха, рассчитаны на специалистов-медиков.
В результате усвоения содержания данного пособия студенты дефектологических факультетов педагогических институтов овладеют способами самостоятельного определения состояния слуха и научатся расшифровывать и творчески использовать в своей дальнейшей работе результаты исследования слуха.
Пособие могут также использовать учителя и врачи специальных школ.

Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих: Из опыта работы / Под ред. А.Г. Зикеева и В.В. Тимохина. - М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

Одна из важнейших задач внеклассной работы в школе для слабослышащих детей – формирование практических речевых навыков учащихся. На первых этапах формирования речевого общения в школе слабослышащих большое значение имеет игровая деятельность (с.7-8). Для учащихся начальных классов могут быть полезны игры (игра «Поезд», «Кто первый», «Светофор»), в процессе которых закрепляется правильное произношение звуков (с.8-9). Для уточнения звукобуквенного состава слова рекомендуется игра, в ходе которой дети учатся по заданию учителя составлять из букв слова (с.10-11). Для развития речи и увеличения словарного запаса детей в книге представлены следующие игры: «Скажи новое слово», «Ключ от старого леса», «Игра с мячом» (с.12-14).
Слабослышащие ученики должны быть подготовлены к активному участию в общественной жизни. Авторы рекомендуют проведение таких игр как «Школа», «Театр», «Библиотека», «Телефон» и других (с.14-23).
Огромна роль книги в жизни слабослышащих учащихся. Прочитав главу книги «Роль внеклассного чтения в развитии речи», читатели получат ответы на вопросы о том, как привлечь внимание детей к внеклассному чтению, к книге, и какие приемы контроля и руководства необходимо использовать.
В книге даны приложения - тексты инсценировок для 1-4 классов, используемые в работе по развитию речи в процессе подготовки к праздничным утренникам (с.44-53).
Представленные в сборнике разделы, касающиеся игровой деятельности, внеклассного чтения, подготовки и проведения праздничных утренников, естественно, далеко не полностью исчерпывают важную педагогическую проблему – роль воспитателя в формировании речи слабослышащего школьника. Внеклассная работа должна способствовать формированию практических речевых навыков слабослышащих школьников, расширению их речевой инициативы, совершенствованию и развитию их познавательных интересов. Используя материал книги, учителя и воспитатели школ для слабослышащих, решат многие педагогические проблемы в воспитании слабослышащих школьников.

Геранкина А.Г. Практикум по дактильной речи: Пособие для преподавателей дефектолог.. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1972. – 64 с.

Нарушение слуховой функции затрудняет или даже исключает возможность общения на основе слухового аппарата речи. Это вызывает необходимость прибегать к таким формам, как общение при посредстве пальцевой (дактильной) и жестовой речи. Этим и обусловлено наличие в программе дефектологических факультетов пединститутов «Практикума по дактильной и жестовой речи». Содержание практикума отрабатывалось и апробировалось автором в процессе обучения студентов Московского пединститута.
Работа состоит из трёх разделов.
- Материал, входящий в первый раздел, излагается в лекционной форме. Это лекции-беседы по отдельным вопросам, касающимся теории дактильной речи. Читатели знакомятся с историей возникновения и развития дактильной азбуки и дактильной речи (с.5-21), особенностях дактильной речи и используемых в стране дактильных алфавитах (с.8-17). В конце этой части книги раскрываются правила и особенности дактилирования и чтения с дактилирующей руки (с.18), показаны типичные ошибки учащихся и освещены пути их предупреждения и преодоления.
- После усвоения теоретического материала во второй части книги автором излагается система занятий по типу поурочных разработок, во время проведения которых имеют место такие виды работ, как показ преподавателем отдельных дактильных знаков, считывание с руки букв и небольших слов (с.22). Во время занятий практикуется фронтальная и индивидуальная работа. Для успешного овладения дактильной речью в книге даются домашние задания, содержание которых приводится в конце каждого из описываемых занятий (с.39).
- Третий раздел пособия носит характер приложения. В нём сосредоточено много слов, словосочетаний, предложений, пословиц, поговорок, загадок и т.д. (с.40-61).
Пособие в первую очередь предназначено для преподавателей дефектологических факультетов. Оно также может быть использовано студентами дефектологических факультетов пединститутов и теми, кто хочет научиться правилам дактилирования и чтения с руки.

Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников: Метод. материал ННО «Шанс» г. Коканда.

Вопрос формирования речи у глухих детей, как средства общения, был поставлен почти полвека назад и нашёл своё выражение в сурдопедагогической литературе. На протяжении последних десятков лет в практике школ для глухих реализуются основные требования к обучению языку по принципу формирования речевого общения. Именно об этом и говорится в данном пособии.
Опираясь на опыт работы, проводившейся в начальных классах школ для глухих детей в 1986-1990 годах, автор приводит различные методические положения, необходимые для формирования речевого общения глухих детей. Так, для получения данных о речевом общении глухих детей 1-го класса был проведен эксперимент, направленный на выявление действительного уровня развития разговорной речи неслышащих школьников по трём основным группам: «Побуждение», «Сообщение» и «Вопрос».
В пособии предлагается методика работы по закрытой картинке, даются «Комплекты закрытых картинок для проведения лабораторного обучающего опыта».
Пособие предназначено для учителей и воспитателей.

Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977. – 200 с.

Предлагаемая вниманию читателей книга С.А. Зыкова, раскрывает систему обучения глухих учащихся языку слов. В ее основу положены результаты многолетних исследований автора, а также его учеников и соратников.
В работе обобщаются новейшие достижения смежных наук (психологии, лингвистики, физиологии) и излагаются вопросы теории и практики обучения глухих учащихся начальных классов языку слов.
В раздел «Язык, как учебный предмет в школе для глухих детей», входят подразделы:
- Сущность языка как учебного предмета в школе для глухих детей
- Принципы обучения языку
- Средства и формы речи в обучении глухих школьников языку
- Формы организации работы по языку
Овладение глухими детьми языка слов служит условием развития речевого мышления, а усвоение словесной речи оказывается необходимым условием подготовки детей к жизни и труду вместе со слышащими (с.11-52).
Подробное описание обучения дактильной речи, формирование устное речи и обучение грамоте дается в главе «Первоначальное обучение речи», в которой закладываются основы всего процесса обучения языку, создается фундамент для построения работы по данному исключительно важному предмету социального обучения.
Поскольку содержание и организация работы в подготовительном классе сильно отличаются от того, что имеет место в последующих классах, изложению этих вопросов посвящена глава «Обучение языку в 1-4 классах» (с.128-186). В ней нашли отражение особенности структуры программы для данной ступени обучения (с.132-136).
В конце каждого параграфа даны задания, выполнение большинства которых может быть осуществлено на основе привлечения излагаемого в книге материала. Для выполнения некоторых из них необходимо обратиться к литературным источникам, названным в соответствующих главах.
Пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов, учителей и воспитателей школ для глухих.

Исхаки Ю.Б., Кальштейн Л.И. Детская оториноларингология: Учеб. для студентов педиатр. фак. мед. ин-тов. - 2-е изд., испр. и доп. - Душанбе, Маориф, 1985. – 415 с.: ил.

Оториноларингология детского возраста имеет ряд существенных особенностей, поэтому публикация данного учебника для педиатрических факультетов уже многие годы является настоятельной необходимостью. Авторы обладают большим практическим опытом, что, в сочетании с приведёнными современными данными отечественной и зарубежной литературы, позволило создать весьма полезное учебное пособие.
В книге излагаются особенности строения, физиологии, методов исследования носа, горла и уха в детском возрасте.
Состоит книга из 5 разделов, в которых представлены апробированные практикой взгляды, новейшие данные по этиологии, патогенезу, диагностике, клинике, лечению и профилактике болезней уха, горла и носа:
1. «Болезни носа и придаточных пазух» (с.9-84)
2. «Болезни глотки» (с.87-137)
3. «Болезни гортани, трахеи и бронхов» (с.137-207)
4. «Болезни пищевода» (с.212-227)
5. «Болезни уха» (с.227-370)
Материал изложен с учетом анатомо-биологических особенностей ребёнка.
В книге подробно описаны новые методы диагностики и лечения (термография, компьютерная томография, электротубография, микрохирургия гортани и т.д.).
Существенно переработаны, в свете современных данных, описание морфологической картины и патологии ЛОР–органов у детей, классификация ангин и хронического тонзиллита, глава, посвящённая острому и хроническому стенозу гортани, физиологии вестибуляторного аппарата.
Анатомические термины соответствуют новейшей (Парижской) номенклатуре.
Следует обратить особое внимание на главу «Глухота и тугоухость» (с.365-369), где даётся информация о слухопротезировании и профилактике глухоты и тугоухости.
Следует отметить качественные иллюстрации (рисунки, схемы, таблицы), отражающие собственные наблюдения авторов и существенным образом облегчающие усвоение материала.
В конце книги помещён рецептурный справочник (с.372-394).
Учебник составлен для студентов педиатрических факультетов мединститутов. Популярен он также среди начинающих свой путь оториноларингологов и педиатров.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.

В предлагаемой вниманию читателей работе содержатся материалы, касающиеся ключевых вопросов коррекционного обучения и воспитания дошкольников с недостатками слуха и интеллекта.
Основанием для представления излагаемого материала в качестве коллективной монографии служит направленность всех исследований на решение главного вопроса – разработку путей коррекционного воспитания, обеспечивающего создание предпосылок разностороннего личностного развития детей с недостатками слуха и интеллекта.
Книга состоит из семи глав:
Формирование личности – основное понятие в коррекционном воспитании аномальных детей. Об этом первая глава книги «Коррекция нарушений в развитии, как один из важнейших путей в формировании личности аномального ребёнка» (с.3-5).
На конкретных примерах авторы дают подтверждение тому, что максимальный эффект, как в исследовательской, так и в любой практической деятельности достигается тогда, когда к изучаемому объекту, процессу, явлению или к разработке стратегии деятельности применяется системный подход. Об этом повествует вторая глава «Роль системы обучения языку в личностном развитии глухих дошкольников (с.6-29).
В системе формирования речи глухих дошкольников значительное место отводится работе над словом. О затруднениях глухих дошкольников в овладении словом и путях их преодоления посредством игровых средств говорится в третьей главе «Работа над значением слова в системе коррекционного обучения языку глухих дошкольников» (с. 29-60).
Дифференциация обучения дошкольников с нарушением слуха предусматривает несколько параметров: структуру дефекта (дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих); возраст и сроки пребывания в дошкольном учреждении (ясли-сады, рассчитанные на 5 лет пребывания, детские сады, где дети находятся 4 года, а также двухгодичные дошкольные группы при школах для глухих и слабослышащих). Об этом рассказывает четвёртая книга (с.61-79).
Особое внимание уделено слухо-речевому и психическому уровню развития ребёнка ясельной и младшей групп (с.80-98).
На страницах 98-113 книги вы найдёте описание нравственного воспитания умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельностью.
Последняя глава «Пространственно-временная организация деятельности, как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей» направлена на формирование у них чувства ритма, которое имеет большое значение для общего психического развития человека (с.137-165).
Таким образом, в этой коллективной монографии раскрываются факторы, способствующие ускорению развития социальных связей и их осознанию у детей с недостатками слуха и интеллекта. Она адресована дефектологам, психологам, педагогам.

Леонгард Э.И. и др. Я не хочу молчать! : Из опыта работы / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: Просвещение, 1990. – 112 с.: ил.

В книге представлен опыт работы по методике формирования и развитию речевого слуха и речевого общения в обучении детей с нарушением слуха.
В основу книги положены результаты исследования, проводившегося одним из авторов на протяжении 17 лет в НИИ дефектологии АПН.
Книга содержит пять глав.
В первой главе «С чего начинать разговор?» говорится о детях с нарушениями слуха, воспитывающихся и обучающихся дома на протяжении всего дошкольного периода (с.4-16).
Особого внимания требует глава «Давайте договоримся», в которой говорится о том, каким образом взрослому, занимающемуся воспитанием и обучением детей с нарушенным слухом, сохранить правильный взгляд на ход обучения и увидеть главное в развитии ребенка, а затем, сообразуясь с главным, оценивать происходящие в ребенке изменения. Здесь также идет речь о том, как у глухих детей воспитывается необходимость в речевом обращении к другому соучастнику общего дела, т.е., каким образом у них формируется речевая активность. Автор пытается рассказать и о том как глухие дети достигают такого уровня развития, при котором умение договариваться является необходимой и нормальной формой поведения (участия) любого ребенка группы (с.33-51).
В главе «Говорю!» речь пойдет о реализации способности глухих и слабослышащих детей разговаривать и общаться с другими людьми и между собой в обычной манере, т.е. устной речью, продуцировать самостоятельные речевые высказывания о ситуациях, в которых слово становится результатом внутренней работы ребенка по приобретению смысла предлагаемых обстоятельств. Речь пойдет о формировании образа слова (с.51-61).
Известно, что без специального обучения дети останутся глухонемыми навсегда. Слышать можно научить. Как это происходит описывается в главе «Слушаю» (с.61-81).
«Слышу!..» - название последней главы может кому-то показаться странным. Возникает вопрос, можно ли возвратить слух? Смысл слова «слышу» неоднозначен при характеристике состояния физического слуха слабослышащих и глухих детей. Слабослышащие дети, пользующиеся слуховыми аппаратами, в результате обучения действительно становятся почти слышащими, или даже слышащими в пределах «пространства общения». В данной главе идет речь о некоторых социальных аспектах воспитания и обучения людей с нарушениями слуха, об уровне их речевого общения со слышащими, их интересах и месте в жизни общества слышащих (с.90-105).
Книга предназначена для сурдопедагогов и воспитателей специальных дошкольных учреждений и дошкольных групп, а также родителей.

Обучение и воспитание слабослышащих детей: Из опыта работы москов. шк. - интерната №30. - М.: Просвещение, 1966. – 120 с.

В сборнике раскрывается тема статьи К.А.Микаэльяна «Система методической работы в школе-интернате» для детей с нарушениями слуха (с.14-32).
Н.А. Александрова, Н.Я. Востокова, А.Ф. Плетцова - авторы главы «Предметность – лучшая форма наглядности в обучении» - подтверждают свои мысли и идеи фрагментами и конспектами уроков для начальных классов.
В главе «Развитие связной речи в связи с ведением календаря погоды» Е.П. Ершова описывает пути формирования устойчивого активного внимания и воспитания у детей умения видеть, наблюдать и точно выражать свои мысли (с.56-66).
Уроки русского языка связаны с темами глав:
- «Развитие навыков самостоятельности на уроках русского языка» - Р.И. Кудровой (с.67-73);
- «О связи преподавания русского языка с трудовым обучением» - К.П. Коплинской (с.74).
Две главы написаны в помощь учителям математики:
- «Об осуществлении связи обучения математике с жизнью» - А.М. Пышкало;
- «Тренировочные упражнения в равновесии для слабослышащих и позднооглохших учащихся» указаны в статье А.Е. Ходырёва.
Глава, написанная Л.А. Козловой, поможет педагогу и воспитателю применять свой собственный опыт для создания литературного журнала совместно с детьми.
Книга предназначена всем, кто профессионально занят общением с детьми с ограниченными слуховыми возможностями.

Пальтов А.Е. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха: Учеб. пособие. - М.: МГПИ, 1986. – 72 с.: ил.

Технические средства обучения (ТСО) дают возможность повысить эффективность обучения, уменьшить время изучения программного материала, углубить знания детей, облегчить труд преподавателя на каждом этапе развития детей с тяжёлыми аномалиями зрения и слуха.
Книга небольшая по объёму, но достаточно подробно знакомит с:
- тактильным восприятием и тактильными дисплеями (глава 1)
- зрительным восприятием и визуальными дисплеями (глава 2)
- устройствами для передачи информации детям с тяжёлыми поражениями зрения и слуха (глава 3)
В ней подробно описаны различные группы ТСО, составляющих «Систему технических средств для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха» (глава 4), в содержании которой темы:
- полисенсорное устройство для ранней диагностики состояния слуха и зрения
- экранные технические средства
- технические средства для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха рельефно-точечному шрифту
- устройства, обеспечивающие создание учебных пособий в условиях школы
- техническое оснащение физического воспитания

Книга содержит список литературы из 45 названий (с.67-69) и предназначена для медиков и педагогов.

Преображенский Ю.Б., Годин Л.С. Основы слухового протезирования детей. - М.: Медицина, 1973. – 176 с.

Книга восполняет недостаточную теоретическую и практическую разработку особенностей слухопротезирования детей. В ней дана всесторонняя характеристика слуховых аппаратов (исторические сведения, принципы устройства, медико-технические требования, технические классификация и параметры).
Значительное внимание уделено методам объективного исследования слуха у глухих и слабослышащих детей. Среди них получившие широкое применение «исследование шепотной и разговорной речью», «исследование слуха камертонами» и аудиометрия. Авторы раскрывают особенности их применения для определения правильного суждения о состоянии слуха при выяснении возможностей слухопротезирования детей, особенно в младшем возрасте.
В главе «Характеристика слуха плохослышащих детей» приводятся принципы классификации стойких дефектов слуха у детей, наиболее полно отвечающие задачам слухового протезирования.
В книге множество таблиц и аудиограмм из практики обследования свыше 700 маленьких пациентов. Приведен обширный список литературы (с.167-175).
Издание предназначено для врачей-оториноларингологов, аудиологов и сотрудников слухопротезных лабораторий. Однако, написано оно достаточно доступно для родителей и педагогов, серьезно заинтересованных в получении дополнительных знаний в этой области.

Слабослышащие дети / Под ред. Ю.А. Кулагина, Н.Г. Морозовой, М.Б. Эндиновой. - М.: Просвещение, 1967. - 252 с.: ил.

В предлагаемом сборнике представлены научные работы, освещающие некоторые проблемы клинико-педагогического и психологического аспектов лечения, обучения и воспитания слабовидящих детей школьного возраста. В статьях освещаются вопросы:
- онтогенетическое развитие зрительной функциональной системы (автор М.Б. Эйдинова);
- зрительная функциональная система у слабовидящих детей, методика её неврологического исследования и патогенетическое обоснование лечебно-коррекционной работы (автор М.Б. Эйдинова).
В книге представлены патофизиологические исследования Н.Н. Зислиной, Л.А. Новиковой, М.Б. Эйдиновой об электрической активности мозга слабовидящих детей; Л.П. Григорьевой - о функциональной подвижности органа зрения слабовидящих детей; А.Н. Гнеушевой – о состоянии лабильности зрительного анализатора у школьников со слабым зрением.
Статья В.Н. Ксенофонтова «Гигиеническая оценка учебного режима школы слабослышащих» посвящена организации рационального режима и чередования уроков.
Тифлотехнические работы представлены статьями Р.С. Муратова «О приборах для чтения слабовидящими обычных печатных текстов» и А.И. Долгих «Опыт применения мегаскопа и контактных ортоскопических луп в Свердловской школе для слабовидящих детей».
Среди психологических работ в книгу включены статьи:
- Ю.А. Кулагина «Особенности зрительного восприятия рисунков слабовидящими детьми»,
- Н.Г. Морозовой «Особенности интересов слабовидящих школьников», где внимание читателя остановится на формировании интереса к занятиям, создании и поддержании интереса к любой полезной деятельности. Дано определение интересов, как основы плодотворной работы, с их глубинным анализом (с.175-177).
На психолого-педагогических данных основаны исследования Н.Б. Лурье о проблемах слабовидящих детей с трудностями в обучении. Рассказано о детях:
- с нарушениями эмоционально-волевой системы (с.217-220),
- соматически ослабленных (с.239-242),
- с трудностями при письме или счёте (с.242-243),
- с задержкой в развитии и педагогической запущенностью (с.243-249).
В статье представлены результаты экспериментально-педагогической работы, снимающей или уменьшающей эти трудности.
Книга предназначена для дефектологов, психологов, физиологов, работников школ для слепых и слабовидящих детей.

Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов / Л.В.Андреева, К.А.Волкова, Т.А.Григорьева и др.; Под ред. М.И.Никитиной. - М.: Просвещение, 1989. – 384 с.

Пособие содержит не только изложение теоретического материала, но и перечень заданий для самостоятельной работы студентов с целью формирования у них практических навыков, развития самостоятельности, творчества в овладении профессиональными знаниями и умениями в системе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Характер предлагаемых занятий различен. Включены задания на осмысленное восприятие материала, выделение общего и специфического в обучении слышащих детей и детей с нарушениями слуха, перегруппировку материала, составление схем и таблиц.
Предлагаемое пособие систематизирует данные исследований сурдопедагогов. Авторы используют опубликованные материалы ведущих учёных страны, а также собственные исследования (с.11-20). Широко привлекаются данные передового педагогического опыта работников школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей.
Пособие состоит из 9 разделов: «Общие основы сурдопедагогики» (с.5-51), «Дидактика школы глухих» (с.51-185), «Дидактика школы слабослышащих»(c.185-229), «Обучение детей с дефектами слуха и интеллекта»(c.229-242), «Сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей» (c.340-350) и др. Каждый раздел завершается заданиями для самостоятельной работы студентов и списком литературы по разделу.
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов пединститутов. Она также может быть использована учителями специальных школ для глухих и слабослышащих детей.

Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1979. – 112 с.

Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии. В связи с этим, детсады и спецгруппы для таких детей наряду с общими задачами ставят и частные задачи (с.3), реализация которых и составила содержание данной книги.
Даны общие методические рекомендации, а также «Содержание и методика проведения занятий с детьми 4-го года жизни», раздельно для 1-го и 2-го года обучения с конспектами и разработками занятий.
Книга предназначена для воспитателей детских садов и групп для детей с проблемами слуха.

Шеврыгин Б.В. Если малыш часто болеет… : Что необходимо знать о профилактике и лечении заболеваний уха, горла и носа: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1990. – 160 с.

Эта книга – для всех!
Она может стать справочником в определенных трудных обстоятельствах, а может оказаться необходимой для самого внимательного изучения. Автор книги - профессор, медик с многолетним опытом подтвердит, опровергнет, или дополнит ваш личный опыт новыми полезными знаниями. Анализируя поведение и анатомию грудных детей и дошкольников, Б.В. Шеврыгин поможет определить, не нуждаются ли их уши, горло или нос в повышенном с вашей стороны внимании.
Главная задача данной книги – повышение медицинской грамотности родителей и воспитателей.
Книга состоит из трех разделов.
Раздел I. Ребенок познает мир
Страницы 5-8 помогут определить здоров ли новорожденный младенец, или проблемы с ЛОР органами мешают ему получать информацию об окружающем мире. Помимо этого, даются общие понятия о строении детских органов чувств, что при необходимости поможет правильно выполнять некоторые лечебные процедуры, не причиняя ребенку вреда.
В главе «О звуках и шумах» - призыв защитить детей от вредных звуков и обратить им на пользу полезные. Говорится о том, что ухо, дающее ребенку возможность воспринимать красоту звукового мира, требует весьма бережного отношения, особенно в детском возрасте, а также к каким нарушениям может привести поражение слуха (с.8).
Много еще полезного в этом разделе:
- в науке альфакологии (о запахах) разработаны анализаторы запахов, которые смогут обнаружить болезни у детей на ранних стадиях развития (с.13-16),
- о каких болезненных нарушениях может рассказать лицо и тело ребенка, если рассматривать их с точки зрения симметрии (с.21-24).
Раздел II – Когда болезнь нарушает развитие ребенка
Тревогу всех, кто находится рядом, вызывает болезненная беспомощность малыша и постоянная потеря приобретенных навыков в процессе болезни. Как помочь?
Простым и доступным языком автор разъясняет родителям и воспитателям необходимые действия, как при проявлении первых признаков болезни, так и в самых серьезных случаях.
Книга поможет вам и в том случае, если вашему малышу необходимо хирургическое вмешательство. Главы «Психологическая подготовка к операции» и «Ребенок перенес операцию» дадут знания о том, что характер детей порой резко меняется до и после пребывания в больнице. В предстоящей ребенку стрессовой ситуации крайне важно психологически правильно подготовить ребенка, настроить его на операцию, как на необходимое лечение (с.77-79). Помните, что обманутый ребенок агрессивен, недоверчив и боязлив. Самого серьезного соблюдения заслуживает «Памятка послеоперационному больному» и рекомендации родителям (с.79-81).
Глава этого раздела «Профилактика нарушений речи» выявляет тесную связь данной проблемы с проблемой слуха. Что значит хорошо слышать? Дети дошкольного возраста с недостатками слуха не чувствуют трудностей, легко свыкаются с тем, что есть. Сами они не жалуются на пониженный слух, но можно заметить, что они не отзываются на обращение, часто переспрашивают при разговоре, садятся ближе к собеседнику или источнику звука. В таких случаях только целенаправленный осмотр и обследование способны выявить серьезное заболевание.
Автор приводит настолько ценную информацию, что руководствуясь только ею, можно сделать начальные выводы о состоянии слуховой функции ребенка любого периода дошкольного возраста (с.102-105). Простейшие методики, легко воспроизводимые в домашних условиях, описаны на странице 110.
Интересна глава «Как предупредить глухоту», в которой говорится о недугах, которые можно предупредить. Среди них - влияние на слух самостоятельного лечения детских болезней с помощью лекарств родителями, часто не подозревающими об их вредном влиянии на орган слуха.
В главе о профилактике нарушений речи рассмотрены и другие вопросы, имеющие важное практическое значение:
- слуховые аппараты (с.111-112);
- операции по улучшению слуха (с.112-113);
- 8 упражнений для детей, страдающих от заикания (с.106-107).

Назад Оглавление Далее