aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

3. Нарушения речи

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1973. - 151 с.: ил.

Целесообразность подготовки данного пособия на момент издания была обусловлена тем, что в имеющейся литературе по преимуществу излагались приемы восстановления голоса взрослых. Там же, где речь шла о восстановлении голоса у детей содержалось описание лишь отдельных методических приемов, не представлявших сколько-нибудь законченную систему.
Пособие поможет студентам овладеть системой восстановления голоса у детей и творчески использовать ее в своей дальнейшей работе. Поэтому основная задача автора состоит в изложении метода восстановления голоса у детей и подростков в процессе логопедической работы.
В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восстановления голоса у подростков и взрослых при функциональных нарушениях, некоторые приемы вокальной методики, материалы исследований зарубежных фониатров и логотерапевтов.
Под наблюдением находились дети с афонией и дисфонией, возникшими на почве тяжелых органических заболеваний гортани – папилломатоза и рубцового стеноза.
Автор считает, что эффективным и целесообразным методом восстановления голоса у таких больных является комплексный ортофонический метод, заключающийся в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. В пособии освещается сущность этого метода.
Учебное пособие состоит из трех глав и списка рекомендуемой литературы (с.143).
В главе «Классификация нарушений голоса у детей и подростков» подробно описываются причины органических и функциональных нарушений голоса, приводятся выписки из историй болезни. Особое внимание уделяется характеристике афонии и дисфониии органического характера, а также дисфонии при дизартрии и ринолалии (с.6-35).
В главе «Особенности психического развития детей с органическими заболеваниями гортани» описано влияние тяжелых и длительных заболеваний гортани – папилломатоза и рубцового стеноза на формирование личности ребенка и развитие его речевой и голосовой функций (с.36-46).
В главе «Методика восстановления и развития голоса у детей» излагается сущность комплексного ортофонического метода. Здесь подробно описываются приемы и методы коррекционной работы, используемой на разных логопедических занятиях (с.46-143).
Представленные в приложении выписки из историй болезни дают возможность судить об эффективности методики, применявшейся при восстановлении голоса (с.144-147).
Настоящее пособие предназначено для студентов-дефектологов и логопедов-практиков.

Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1977. - 96 с.

Наблюдения и практический опыт показывают, что значение невротических проявлений у заикающихся преувеличено. На самом деле они являются следствием заикания и полностью зависят от состояния речи, которые, по мнению автора книги, определяются в конечном итоге физической способностью противостоять спазмам речевой мускулатуры. Чем тяжелее степень заикания, тем большая сила мышц речевого аппарата требуется для преодоления судорог. Поэтому логичным представляется формирование у заикающихся умения активно противостоять речевым пароксизмам. По мнению автора, это наиболее простой и в то же время эффективный путь решения острой проблемы.
Изложению опыта практического осуществления этой идеи и посвящена настоящая книга. В ней описываются способы преодоления заикания (с.5-14), методика речевых упражнений (с.26-41), организация и методика проведения занятий по преодолению заикания у учащихся (с.45-51), приводится содержание первых 10 занятий, отличающихся разнообразием используемых форм работы (с.52-67), а также типичные примеры из практики (с.71-88).
В приложении приводится памятка для исправляющего речь, памятка для родителей и учителей, а также примерные анкеты (с.94-95).
Книга предназначена для логопедов, учителей и воспитателей.

Бородич А.М. Методика развития речи детей: Курс лекций для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1974. - 288 с.: 8 л. цв. вкл.

Данное пособие представляет собой курс лекций, охватывающих 11 тем. Книга может служить обстоятельным теоретическим дополнением к используемым в практике дошкольных учреждений учебным и игровым материалам.
В первых главах важны разделы:
- «Методы и приёмы развития речи» (с.42-47), с классификацией, описанием и задачами,
- «Общие требования к занятиям» с рекомендацией «Занятия должны открывать детям то, что нужно видеть, как видеть, а также как действовать» (с.48) и десятью требованиями к познавательной деятельности по родному языку (с.49-53), одно из которых – требование речевой активности каждого ребёнка на всех этапах занятия (речевая активность выражается и в восприятии речи других, понимании её) (с.52).
Как методически грамотно строить занятия с малышами по развитию форм речевого общения, формированию их разговорной речи в беседе, обучению пересказу, рассказыванию по восприятию, по памяти, воображению, руководству связной речью детей в повседневной жизни, - разъяснит «Методика развития связной речи».
Серьёзная и интересная тема IV «Методика развития словаря» завершается подтемой «Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей» (бытовой, разнообразной трудовой, игровой) (с.126-128).
У детей, осваивающих грамматику, одновременно формируется мышление. Именно поэтому в теме V «Методика формирования грамматического строя речи» пристальное внимание уделено разбору типичных затруднений детей в построении и употреблении слов и их форм, общим методическим указаниям к руководству занятиями по обучению грамматически правильной речи. Отдельно представлена подтема «Методика исправления грамматических ошибок в повседневной речи детей» (с.147-148).
В «Воспитание звуковой культуры речи» (тема VI) входят задачи:
- формирование правильного произношения звуков
- выработка дикции
- работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением
- формирование темпа речи и качеств голоса
- воспитание выразительности речи
- воспитание культуры речевого общения
- развитие речевого слуха и речевого дыхания
О каждой из них даётся теоретическое представление в подтемах.
Не менее важны и последующие темы:
VII. Методика ознакомления детей с художественной литературой;
VIII. Подготовка детей к усвоению грамоты;
IV. Иностранный язык в детском саду.
Интересна для воспитателя тема: «Организация работы по развитию речи в дошкольных учреждениях». Как условие для правильного развития речи здесь рассматриваются:
- гигиенические условия, их влияние на формирование речи (с.237-238)
- речь окружающих (о качестве речи педагога) (с.238-241)
- подбор, хранение и правильное использование пособий по развитию речи (с.241-242)
- пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей (с.265-267)
- планирование работы: недельное (c.243) и на учебный год; форм работы по развитию речи вне занятий (с таблицей на с.247-250) и перспективным планированием (с.251-254)
Книга рекомендована для специалистов и студентов, профессиональная деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей в возрасте от двух до шести лет.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - М.: Просвещение, 1985. – 191 с.: ил.

Цель пособия – помочь студентам овладеть методикой работы по логоритмическому и музыкально-ритмическому воспитанию людей с речевой патологией и уметь использовать ее в системе комплексных реабилитационных мероприятий.
Данное пособие состоит из трех частей: 1-ая часть «Общие вопросы логопедической ритмики, ее естественная основа» (с.5-25); во 2-ой части «Содержание и структура логопедической ритмики» раскрыт предмет логопедической ритмики, дано обоснование задач, средств и методов логопедического воздействия; в 3-ей части «Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик» раскрывается содержание и методы логоритмики в коррекционной работе с лицами, страдающими заиканием, дислалией, ринолалией и нарушениями голоса.
Четвертая и пятая главы книги посвящены логопедической ритмике в работе с детьми, страдающими алалией, и логопедической ритмике в реабилитационных методиках по восстановлению речи у больных афазией (с.144-177).
В последней главе даны организационно-методические указания по логоритмическому воспитанию в речевом учреждении (с.177-182).
В конце книги представлен список литературы, которая может быть использована логопедами-практиками, музыкальными работниками (с.182-183), и словарь специальных терминов (с.184-188).
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. проф. С.С. Ляпидевского и канд. пед. наук В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1968. – 248 с.

Предлагаемый сборник представляет собой обобщение результатов работы сотрудников Московского областного психоневрологического санатория для детей с расстройствами речи, который рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, имеющих сложные речевые нарушения (алалия, дизартрия, сложные формы дислалий, заикание).
Здесь описываются разные разделы образовательно-воспитательной работы: обучение родному языку и счету, игры, развитие движений и музыкально-ритмические занятия, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, организация праздников и развлечений (с.30-232).
Каждый из разделов воспитательной работы рассматривается с позиций его значимости и особенностей при воздействии на детей-логопатов, по каждому разделу дается примерная программа занятий, упражнений и игр, рассчитанная на 3-6 месяцев.
Описанию воспитательной работы в сборнике предшествует глава, отражающая содержание медико-педагогической работы с детьми–логопатами в условиях специализированного стационара. В ней рассматриваются составные компоненты этой работы (с.3-8).
Отдельная глава сборника посвящена особенностям работы с родителями (с.232-234).
В конце книги представлен список рекомендуемой литературы (с.234-246).
Материал предлагаемого сборника предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов, а также может быть полезен родителям.

Выгодская И.Г. и др. Исправление нарушений звукопроизношения у подростков: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1977. – 168 с.

Данный сборник предназначен для логопедов-практиков, работающих над исправлением недостатков звукопроизношения у подростков и взрослых.
Материал сборника создан на основе обобщения опыта практической работы логопедов речевого отделения Московской поликлиники слуха и речи.
Книга состоит из пяти разделов, в каждом из которых подобран материал упражнений для правильного произношения пяти групп сходных звуков:
1 – раздел - звуки с-сь, з-зь, ц
2 – раздел – звуки ть-дь
3 – раздел – звуки ш, ж, ч, щ
4 – раздел – звуки р-рь, л-ль
5 – раздел – звуки к-кь, г-гь, х-хь
В упражнениях используются тексты, стихи, проза, пословицы, поговорки, афоризмы, скороговорки.
Книга рассчитана на логопедов и может быть использована в работе с подростками и взрослыми, имеющими недостатки в произношении отдельных звуков речи.

Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у школьников в игре: Кн. для логопеда / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. - М.: Просвещение, 1984. – 175 с.: ил.

В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка - игра.
В пособии содержится игровой материал для формирования у заикающихся дошкольников навыков свободной, плавной речи (речевые упражнения, инсценированные сказки, сюжетно-ролевые игры).
Книга состоит из 9 разделов, предисловия и приложения.
В 1-ом разделе «Расслабляющие упражнения (релаксация)» приведены специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Для облегчения работы по предлагаемой методике обучения релаксации даются подробные планы занятий (с.10-41), в которых используются игры, беседы с родителями.
Во 2-ом разделе «Режим относительного молчания» помещены игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Эти игры для детей условно называются «молчанки» (с.42-50).
Приемы для нормализации речевого дыхания, которые у заикающихся часто бывают нарушены, даны в 3-ем разделе книги (с.51-64).
Раздел 4-й «Общение короткими фразами» включает игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания. Этот период занятий называется «в стране коротких ответов».
«Активизация развернутой речи» - 5-й раздел книги. Игры этого раздела представлены под названием «В стране полных ответов» (с.74-85).
Два раздела - «Инсценировки» и «Сюжетно-ролевые игры» - посвящены играм-драматизациям, в которых используется способность детей к творческому перевоплощению. В последнем разделе книги «Заключительные занятия» даны советы по организации и проведению детских праздников. Здесь описаны несколько заключительных занятий: «Новогодний праздник», «Праздник сказки», «Город красивой речи» (с.153-168). В приложении содержатся развернутые схемы каждого этапа логопедической работы, включены методические указания и примерные планы занятий каждого этапа.
Книга предназначена для логопедов, работающих с заикающимися дошкольниками, а также родителей для проведения домашних занятий с детьми.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991. – 224 с.: ил.

В книге раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Система разработана на основе многолетнего опыта автора.
Пособие состоит из двух разделов.
В первом разделе изложен материал по предупреждению дисграфии (нарушение письма), а также исправлению устной и письменной речи учащихся начальных классов, имеющих элементы общего недоразвития речи. Большая часть этого раздела представлена в виде конспектов занятий: 10 конспектов занятий по теме «Слово» и 7 конспектов занятий по теме «Предложения». Здесь же даются конспекты занятий по краткому пересказу и устным сочинениям (с.7-86). Особое место в книге уделено работе над слого-звуковым составом (с.87-115).
Во втором разделе предлагается методический материал для работы с учениками–дисграфиками 2-3 классов, направленный на выработку у них умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова.
Дифференциация гласных и согласных дается в книге по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв).
Параллельно рассматриваются грамматические темы: «Оглушение звонких согласных в конце слова», «Безударные гласные». Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями, связанными с развитием контекстной речи (с.115-223).
Книга рассчитана на логопедов, работающих в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Она может быть полезна для учителей начальных классов массовых школ и родителей.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Педагогика, 1989. – 176 с.

В предлагаемой вниманию читателей работе содержатся материалы, касающиеся ключевых вопросов коррекционного обучения и воспитания дошкольников с недостатками слуха и интеллекта.
Основанием для представления излагаемого материала в качестве коллективной монографии служит направленность всех исследований на решение главного вопроса – разработку путей коррекционного воспитания, обеспечивающего создание предпосылок разностороннего личностного развития детей с недостатками слуха и интеллекта.
Книга состоит из семи глав:
Формирование личности – основное понятие в коррекционном воспитании аномальных детей. Об этом рассказывает первая глава книги «Коррекция нарушений в развитии, как один из важнейших путей в формировании личности аномального ребёнка» (с.3-5).
На конкретных примерах авторы дают подтверждение тому, что максимальный эффект, как в исследовательской, так и в любой практической деятельности достигается тогда, когда к изучаемому объекту, процессу, явлению или к разработке стратегии деятельности применяется системный подход. Об этом повествует вторая глава «Роль системы обучения языку в личностном развитии глухих дошкольников (с.6-29).
В системе формирования речи глухих дошкольников значительное место отводится работе над словом. О затруднениях глухих дошкольников в овладении словом и путях их преодоления посредством игровых средств говорится в третьей главе «Работа над значением слова в системе коррекционного обучения языку глухих дошкольников» (с.29-60).
Дифференциация обучения дошкольников с нарушением слуха предусматривает несколько параметров: структуру дефекта (дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих); возраст и сроки пребывания в дошкольном учреждении (ясли-сады, рассчитанные на 5 лет пребывания, детские сады, где дети находятся 4 года, а также двухгодичные дошкольные группы при школах для глухих и слабослышащих). Об этом рассказывает четвёртая глава книги (с.61-79).
Особое внимание уделено слухо-речевому и психическому уровню развития ребёнка ясельной и младшей групп (с.80-98).
На страницах 98-113 книги вы найдёте описание нравственного воспитания умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельностью.
Последняя глава «Пространственно-временная организация деятельности, как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей» направлена на формирование у них чувства ритма, которое имеет большое значение для общего психического развития человека (с.137-165).
Таким образом, факторы, способствующие ускорению развития социальных связей и их осознанию у детей с недостатками слуха и интеллекта, раскрываются в коллективной монографии, рекомендованной дефектологам, психологам педагогам.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. – 159 с.: ил.

Цель данной книги – помочь воспитателю в организации и проведении бесед с родителями по вопросам формирования у ребенка правильной речи; обеспечить практическим материалом, который можно было бы использовать для закрепления у детей навыков правильного произношения в условиях семьи.
Подробное описание развития речи ребенка читатель найдет на страницах 9-58.
В книге даются упражнения по формированию правильного звукопроизношения, представлен красочно иллюстративный материал для работы с детьми дошкольного возраста, стихи, рассказы, сказки и рисунки (с.33-146).
Особого внимания требует раздел книги «Как выявить и исправить недостатки звукопроизношения» (с.146-156), в котором подробно расписаны занятия по исправлению недостатков произношения звуков:
с, сь, з, зь, ц;
ш, ж, ч, щ;
л (ль) – с.153-154;
р (рь) – с.155-156.
Рекомендации помогут воспитателю подготовить беседы с родителями для закрепления у ребенка правильного произношения в условиях семьи.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. – 207 с.: табл.

Цель книги - познакомить логопедов и воспитателей со спецификой работы по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста, и коррекцией речевых нарушений в специально организованных группах.
Представленные в книге методические приёмы направлены на коррекцию нарушений речи в ходе игровой, трудовой и изобразительной деятельности в зависимости от уровня психического и, в частности, речевого развития детей.
Каждый из разделов книги, различая свои задачи и их методическое решение, имеет разделы «Чему учить детей» и «Как учить детей». Например, содержательный методический материал получит педагог о сюжетно-ролевых играх (с.83-86), дидактических играх (с.86-90), или подвижных играх (с.90-94). А после раздела о «Значении изобразительной деятельности для развития речи» (с.99-104), автор помогает определить содержание языковой деятельности на занятиях рисования, лепки, аппликации, конструирования. Это коррекционные задачи развития восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевых коммуникаций и навыков.
Как учить? Для этого в каждом разделе предлагаются свои методические приёмы. Так, для рассматриваемого раздела это:
- показ предмета
- рисование с натуры
- показ приёмов изображения, словесное объяснение
- обследование предмета
- анализ работы с образцом
- комментирование действий
- использование речи взрослого в качестве образца

Многостраничная таблица в приложении содержит «Примерное описание занятий» по темам (с.131-204).
Книга предназначена для логопедов и воспитателей дошкольных учреждений, а также может быть полезна для родителей дошкольников.

Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.: ил.

Учебное пособие предназначено для студентов дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков. В нём обобщен многолетний опыт работы автора по устранению речевых нарушений у детей.
Учебник состоит из двух частей: общей и специальной.
В общей части представлены анатомо-физиологические механизмы речи (с.8) и основные принципы логопедической работы (с.36).
Основные речевые нарушения и методика логопедической работы описываются в специальной части книги.
Особое место уделяется расстройствам звукопроизношения, с которыми логопед, работающий в детском учреждении, сталкивается в первую очередь. Даётся подробное описание сложных речевых нарушений: алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, нарушений речи при тугоухости (с.66-87).
Отдельная глава книги под названием «Алалия и афазия» полностью раскрывает разнообразие проявлений нарушений речи (с.178).
В методике исправлений дефектов звукопроизношения используется комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата: губ, челюстей языка (с.88).
Интересна глава «Нарушения ритма, темпа, плавности речи», в которой раскрывается часто встречающееся нарушение речи – заикание (с.143-164).
В результате поражений периферического слухового аппарата снижается острота слуха (от лёгкой степени до полной потери слуха). В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории недостаточности: глухоту и тугоухость (слабослышание). О нарушении речи на фоне снижения слуха говорится в книге на страницах 165-178.
В данном пособии предлагается словарь специальных терминов, красочные рисунки (с.249-260), дана слоговая таблица (с.270), а также ряд приложений, способствующих устранению речевых нарушений у детей и взрослых.
После каждой главы пособия приведены списки рекомендуемой литературы.

Практикум по дошкольной логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / В.И. Селивестров, Т.Н. Воронцова, Ю.Г. Таубих; Под ред. В.И. Селивестрова. - М.: Просвещение, 1988. - 224с.: ил.

Ценность данного пособия в том, что оно имеет справочно-обучающий характер.
Оно составлено из двух категорий занятий:
- теоретических, направленных на осмысление, обобщение и закрепление теоретического материала, усвоение той или иной темы, закрепление терминологии, проверочное, творческое осмысление материала;
- практических, предусматривающих подготовку практического материала к занятиям, подбор тематического и дидактического материала, формирование у студентов навыков коррекционно-педагогической работы, развитие умения осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей. Сюда же входят тренировочные занятия на обобщение методического материала, выработку умения сопоставлять методы и приёмы работы, оценивать их результативность.
Пособие содержит разнообразный методический материал:
- вопросы-задания с примерными ответами и образцами выполнения заданий
- задания, выполнение которых требует опоры на межпредметные связи и знания из области смежных наук
- упражнения для выработки определённых практических навыков
- задания, связанные с анализом психолого-педагогических ситуаций
- задания проблемно-поискового характера

Знакомство с пособием поможет в изучении и практическом закреплении таких разделов и тем, как:
I раздел - Введение в дефектологию (с.8-21)
II раздел - Основы логопедии (с.21-37)
Темы:
1. Общие сведения о правильности звукопроизношения у детей (с.37-42)
2. Общие сведения о выявлении и коррекции неправильного звукопроизношения у детей (с.43-47)
III раздел - О недостатках произношения отдельных звуков
IV раздел - Нарушения голоса
V раздел - Дизартрия
Темы:
1. Дизартрия как один из симптомов детского церебрального паралича (с.116-118)
2. Принципы и приёмы обследования детей с дизартрией (с.118-121)
VI раздел - Нарушения темпа и ритма речи. Заикание
VII раздел - Недостатки слово- и формообразования
VIII раздел - Недостатки письменной речи
IX раздел - Выявление недостатков развития речи у детей
X раздел - Игры в логопедической работе с детьми и др.

«Практикум…» предлагает широкое разнообразие видов работ (чтение, комментирование с оценочными суждениями, сопоставление литературных сведений и др.) с целью обучения анализировать педагогический процесс дошкольного учреждения с точки зрения коррекционной работы над речью детей.
В помощь работе над заданиями «Приложения…» помещён «Терминологический словарик» (с.202-220), дающий расшифровку необходимого минимума специальных терминов.
В каждом разделе даётся список рекомендуемой литературы.
Пособие, адресованное студентам факультетов педпсихологии пединститутов, может быть творчески использовано в целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологов и педагогов разного профиля, а также при необходимости обучения основам дефектологии и логопедии.

Протусевич Ю.М. Речевые раздражения у детей. - М.: Медиз, 1990. – 166 с.

Книга Ю.М. Протусевича «Речевые раздражения у детей» (экспериментальные исследования тормозных речевых сигналов) дает опытное обоснование воздействия речевых раздражителей на организм ребенка в состоянии бодрствования.
В первой ее части, в очерке «Развитие представлений, исследований двух сигнальных систем мозговой коры», делается попытка естественно-исторического анализа принципа нервной деятельности по мере усложнения животного организма, вплоть до истории человека. Специально рассматривается природа кинетической сигнализации речевых органов и ее роль в формировании абстракции. Таким образом, теоретическая часть, представленная экспериментальному исследованию речевой сигнализации, является введением к изложению экспериментального материала, а также обосновывает задачу опыта и выбор приемов исследования (с.9-59).
Во второй части приводится исследование речевой регуляции условных рефлексов у детей. При этом устанавливаются два главных факта:
а) более высокая степень реактивности анализаторов, воспринимающих речевые сигналы и определяющих состояние основных нервных процессов;
б) параллельные связи (параллельное замыкание) кинэстезических клеток анализатора речевого движения с другими корковыми клетками в пределах одной речевой условно-рефлекторной структуры (с.59-152).
На страницах 158-164 книги дается перечень литературы для самостоятельного изучения затронутых проблем.

Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников: Пособие для учителей-логопедов. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1969. – 480 с.: ил.

Эта книга издана как пособие для учителей-логопедов, работающих в логопедических пунктах школ и детских поликлиник. Она состоит из трех частей и содержит обширный материал для упражнений в правильном произношении свистящих и шипящих (с.51-63), сонорных (р, и, л), заднеязычных (к, г, х) (с.163-291), йотованных гласных, звонких согласных (в, б, д), смягченных согласных и звука ы (с.291-479).
Эти упражнения расположены в следующем порядке:
1) Упражнения для автоматизации произношения звуков и дифференциации их в слогах, словах, предложениях;
2) Упражнения для автоматизации произношения звуков и дифференциации их в тексте стихов и прозы;
3) Упражнения для автоматизации произношения звуков и дифференциации их в разговорной речи посредством составления рассказов на заданные темы и по серии картинок.
Наряду с устными упражнениями в пособие включены и письменные задания для устранения дисграфии (нарушение письма) и самостоятельной творческой работы, например:
1) Произнесите и запишите названия картинок;
2) Выучите наизусть пословицу, поговорку, стихотворение и запишите их по памяти;
3) Прочитайте и запомните слова с пропущенной буквой, пропущенным слогом или словом в предложении;
4) Составьте рассказ на заданную тему по опорным словам и по серии картинок.

Все упражнения, приведенные в книге, учащиеся выполняют сначала в логопедическом кабинете под контролем логопеда, затем по заданию логопеда дома под контролем родителей.
В начале каждого раздела книги помещены методические указания, касающиеся постановки правильного произношения звуков, работе над которыми посвящено данное пособие.

Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 1967. – 117с.: ил.

В этой книге указываются особенности произношения детей дошкольного возраста и объясняются их причины.
Она состоит из двух частей.
Первая часть «Основные принципы воспитания правильного произношения у детей-дошкольников» содержит параграфы:
- «Методика воспитания правильного произношения у детей-дошкольников» (с.13-20);
- «Устранение недостатков в произношении звуков и исправление речи заикающихся детей» (с.20-46);
- «Исправление речи заикающихся детей» (с.33-45);
- «Работа с неговорящими детьми» (с.46-49);
- «Выявление недостатков речи ребенка» (с.49-55).
Во второй части книги дается практический материал для упражнений в правильном произношении посредством проведения игр для выработки четкой дикции у младших дошкольников (с.56-58), угадыванию звуков по артикуляции (с.58), упражнений в произношении шипящих звуков, а также стихи, прибаутки, загадки, сказки (с.74-113).

Упражнения звукопроизношения по картинке является одним из видов работ по развитию речи. Авторами предлагается методика по развитию речи по картинкам. Прилагаемая к книге серия красочно иллюстрированных картинок, предназначена для упражнения детей в произношении соответствующих звуков.
Книга предназначена для воспитателей, родителей и логопедов.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. – 111 с.: ил.

Настоящее пособие посвящено устранению нарушений письменной речи (дисграфии) у учащихся младших классов массовой школы.
В первом разделе кратко освещаются психофизиологические процессы, обеспечивающие формирование навыков письма в ходе обучения грамоте, дается характеристика специфических ошибок на различных уровнях, а также предлагается материал для обследования состояния навыков письма у младших школьников (с.4-21).
В последующих разделах представлено содержание логопедической работы по определению дисграфии.
Материал излагается в форме конспектов занятий, тренировочных упражнений и занятий проверочного характера. В каждом разделе даются краткие методические установки с указанием основных задач.
Значительная часть предлагаемых заданий выполняется устно с целью предоставления детям с нарушениями речевого развития возможности упражняться в наблюдениях за различными языковыми явлениями (с.21-107).
Пособие предназначено для логопедов массовых школ, организации занятий с учащимися начальных классов, страдающих дисграфией. Его также могут использовать учителя и родители для оказания систематической помощи тем школьникам, у которых выявлена несформированность фонематических процессов и недостаточность лексико-грамматического строя речи.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Пособие для логопедов. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.: ил.

Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей. В основу пособия легли наблюдения автора, накопленные в течении многолетней работы с заикающимися, курс лекций о заикании, читаемый им студентам дефектологического факультета МГПИ.
Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать как нарушение темпа речи. Физиологический, медицинский и психологический аспекты изучения нарушений темпа речи позволяют выделить следующие расстройства: брадифразию (медленный темп речи), тахилалию (быстрый темп речи), постерн (убыстренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера), баттаризм (убыстрение речи, запинки и спотыкания). Обо всем этом говорится в разделе книги «Нарушение темпа речи» (с.8-27).
В разделе «Заикание» (с.27-44) речь идет о врожденных расстройствах нервной системы и психологических особенностях заикающихся, и расстройствах их речевой моторики.
Понимание механизмов возникновения заикания и особенностях его проявления определяет необходимость комплексного подхода к его преодоления, под которым понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося различными средствами и специалистами. Подробно данный вопрос освещен в разделе «Современный, комплексный метод преодоления заикания» (с.44-49), который условно делится на две части: лечебно-оздоровительный (с.44-49) и коррекционно-воспитательный (с. 49-58).
В логопедической работе с заикающимися детьми используются основные принципы обучения, которые осуществляются не изолированно друг от друга, а в единстве и взаимной обусловленности. Этому посвящена глава «Содержание логопедической работы» (с.76-127).
На страницах 127-145 автор приводит некоторые сведения об имеющихся в настоящее время системах организации логопедической помощи заикающимся.
В разделе «Эффективность преодоления заикания» читатель узнает о причинах, влияющих на преодоление этого дефекта речи, что позволит логопеду точнее прогнозировать результаты своей работы (с.145-150).
В конце книги дан ориентировочный список литературы о заикании (с. 158-159).
Книга предназначена для логопедов.

Синяк В.А., Рац Е.Ф. Логопедия: Материалы к изучению курса. - М.: МГЗПИ, 1960. - 43 с.

Во «Введении» отмечается, что основной целью данной брошюры является помощь студенту-заочнику в самостоятельном изучении основ логопедии.
Работа, в которой использованы важнейшие труды российских учёных по логопедии, имеет в своём содержании ценные практические материалы, найти которые можно далеко не в каждом учебном пособии.
Так, в начальной главе «Недостатки речи, возникающие на почве частичных нарушений функций слухового анализатора» (с.3-22) из различных групп детей с недостатками слуха рассматриваются речевые особенности детей с тяжёлой степенью тугоухости.
На страницах 5-13 рассматривается «Анализ словаря тугоухих детей» - учеников 1-2 классов - с точки зрения его качества и характера допускаемых ими ошибок (лексических, фонетических, грамматических). Ошибки классифицированы и снабжены множеством примеров.
«Характеристика грамматического строя языка тугоухих учеников» дана на страницах 13-22.
Другие главы рассматривают алалию и афазию как тяжёлые речевые расстройства.
Авторы приводят краткие характеристики речевых нарушений с множеством примеров для каждого из них.
На страницах 28-30 кратко рассмотрены «Нарушения процессов письма, чтения, голоса, нарушения речи травматического происхождения».
Книга адресована студентам, но представляет интерес для широкого круга читателей.

Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (I-IV классы). - НИИ дефектологии АПН. - 1980. - 192 с.

Нарушения речи у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом имеют различные формы. Однако, разное происхождение и структуры дефекта в своём единстве проявлений убеждают автора работы выделить определённую категорию детей с общим недоразвитием речи и системным нарушением всех компонентов речевой деятельности («Предисловие», с.3).
Исследуя речь детей с общим её недоразвитием, автор в первую очередь подвергает анализу их словарь («Предварительные замечания, с.1-15), даёт «Количественную характеристику словарного запаса учащихся» с описанием экспериментальных приёмов для пополнения словарного запаса детей.
В обширном разделе I-III об «Особенностях употребления слов детьми…» с рассматриваемыми отклонениями, приведены примеры наиболее типичных примеров неправильного употребления слов по значению (замещение одних слов другими) (с.22-38).
Специального изучения потребовала разработка методики анализа в вопросе «Соотношение между активным и пассивным запасом слов» (раздел I-IV). В эксперименте принимали участие 136 детей I-IV классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
С результатами изучения «Особенностей выражения в языке антонимических и синонимических отношений» знакомит раздел I-V.
Одним из основных и устойчивых проявлений общего недоразвития речи являются аграмматизмы. В главе II «Динамика овладения грамматическим строем языка…» автор предпринимает попытку проанализировать своеобразие ошибок, допускаемых детьми в процессе речевой практики на различных этапах обучения.
Исследуются вопросы:
- «Закономерности формирования предложений» (с.79-102);
- «Различение слов по признакам грамматической категориальности» (с.102-106);
- «Овладение согласованием» (с.107-111);
- «Овладение глагольным управлением» (с.111-114);
- «Особенности овладения падежно-предложными конструкциями (с.114-127).
Отдельные главы книги предлагают рассмотреть вопросы:
- «Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием» (глава III);
- «О некоторых условиях, определяющих индивидуальные различия в нарушениях речи у детей» (глава IV);
- «Пути формирования речи у детей с глубоким её недоразвитием» (глава V).
Все исследовательские материалы подтверждаются различными сопоставительными таблицами и примерами, зафиксированными в протоколах.
Книга полезна для учителей-логопедов, учителей начальных классов общеобразовательных школ, методистов, студентов дефектологических факультетов и научных работников.

Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1976. – 112 с.

Цель предлагаемой книги – привлечь внимание учителя к недостаткам речи у младших школьников и раскрыть их влияние на успеваемость. Поэтому ему необходимо знать основные виды нарушений речи у детей, а также их причины (с.6-37).
Об устранении недостатков произношения, письма и чтения у детей с нарушениями речи, читатели познакомятся на страницах книги 37-65, где говорится о формировании правильного произношения и развитии слухового восприятия, о закреплении поставленного звука в самостоятельной речи учащегося.
Особое внимание в книге отводится нарушениям звуковой стороны речи и заиканию, чаще всего встречающимся среди младших школьников (с.65-77).
В освещаемых разделах описываются основные приемы коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе. По этой теме в конце книги дан список литературы с целью использования его в работе учителя (с.111). Пособие содержит рекомендации, которые могут быть использованы учителями начальных классов при работе с этой категорией учащихся.

Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1984. - 112 с.: ил.

Цель данного пособия - предложить логопедам-практикам, работающим по восстановлению голоса у детей и взрослых, внедрение в практику методики восстановления голоса при заболеваниях голосового аппарата различного генеза.
Прежде всего, в книге подробно описаны анатомо-физиологические особенности голосового аппарата (с.6), в работе которого активное участие принимают диафрагма, лёгкие, бронхи, гортань, глотка, полость носа и его придаточные пазухи.
На страницах 21-35 говорится о функциональных и органических нарушениях голоса в детском возрасте, а на странице 105 дано приложение «Комплекс физических упражнений для детей».
Полезна информация о восстановлении голоса при парезах и параличах гортани, хронических ларингитах и функциональных нарушениях (с.35-56). Кроме того, предлагается комплекс дыхательных упражнений по восстановлению голоса (с.39).
Врождённые незаращения нёба вызывают тяжёлое расстройство речи – ринолалию (с.58-75).
Последний раздел книги «Восстановление голоса после полного удаления и частичной резекции гортани» даёт рекомендации по систематическим занятиям лечебной физкультурой по специальному комплексу (с.106-107) и выполнению несложных упражнений (с.88).
В книге дан словарь часто употребляемых терминов (с.109) и список рекомендуемой литературы.
Книга рассчитана на логопедов и может быть использована студентами дефектологических факультетов пединститутов.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб. речевого материала для логопед. занятий с дошкольниками. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 144 с.: ил.

Данное пособие предназначено для логопедов и воспитателей детских садов. Оно представляет собой сборник речевого материала для занятий по устранению косноязычия у детей дошкольного возраста. Основное назначение настоящего сборника - дать логопедам специально подобранный речевой материал для занятий, которые проводятся после того, как дети научатся правильно произносить в отдельных слогах и изолированно ранее дефектные звуки.
В сборнике помещены различные слова, фразы, рассказы-миниатюры, стихи, загадки и рассказы по картинкам со специальным подбором звуков (с.57). Подавляющее большинство помещённых в пособии рассказов и стихотворений принадлежат перу известных детских писателей: С. Маршаку, А. Барто, Е. Чарушину и др. Ко многим рассказам даны вопросы, отвечая на которые, ребёнок передаёт содержание рассказа. Авторы предлагают методику работы с помещёнными в сборнике диалогами, загадками, рассказами-миниатюрами, в которых отдельные слова заменены рисунками.
В конце почти каждого из 9 разделов книги имеются рассказы по картинкам. Разглядывая картинки, ребёнок с помощью взрослого передаёт их содержание.
В книге также даны приложения с дополнительными играми-упражнениями (с.140-143).
Значительное место в пособии занимают иллюстрации, служащие формированию навыков самостоятельной правильной речи у детей.
Хотя сборник и предназначен для работы с детьми дошкольного возраста, он может быть полезен и для речевых занятий с младшими школьниками.
Пособие предназначено для логопедов и воспитателей детских садов.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: Кн. для уч-ся. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 1992. – 319 с.: ил.

Данное пособие адресовано непосредственно детям 6-8 лет, умеющим читать. Основная задача – закрепление правильного произношения звуков в речевом общении детей. Весь текстовый и словарный материал предоставлен в занимательной форме.
Методика работы над речевым материалом в значительной мере определяется названиями рубрик: «Прочти и повтори», «Прочти и подумай» и т.д. Каждая из этих рубрик начинается с задания прочитать текст. Последовательность рабочего материала в каждом разделе сборника определяется степенью его трудности для детей. Сначала следуют тексты и задания, для которых достаточно просто воспроизвести материал, далее они требуют большей мыслительно-речевой активности. Методика работы над речевым материалом по каждой рубрике может варьировать. Так, после чтения вслух рифмованных строк рубрики «Прочти и повтори», ребенок может повторно читать стихотворение по частям или полностью; повторять его за логопедом, если читает плохо (с.4, 43, 86, 144, 170, 194).
Под рубрикой «Прочти и подумай» помещены словарные подборки и вопросы к ним (с.5, 47, 87, 93, 121, 145, 171, 246).
Своеобразна рубрика «Посмотри и назови». Здесь представлены предложения, части которых должны быть дополнены названиями предметов, изображенных на рисунках.
Под рубрикой «Говори, не торопись» и «Смотри, не ошибись» помещены стихотворные строчки типа скороговорок и считалок, насыщенные определенными звуками (с.19, 55, 100, 129, 156, 183, 253).
Наибольшей творческой самостоятельности и активности требует рубрика «Прочти, расскажи и придумай сам». Под ней даны небольшие тексты, диалоги, а также рассказы с картинками, серии сюжетных рисунков и речевые ситуации, рассчитанные на доступное для детей 6-8 лет самостоятельное творчество (с.60, 104, 131, 158, 184, 206, 230, 255, 275).
Последняя рубрика каждого раздела «Прочти расскажи и придумай сам», завершается творческими заданиями, сущность которых в общем подзаголовке «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (с.85, 143, 169, 193, 213, 244).
Книга красочно иллюстрирована, ее могут использовать логопеды и воспитатели детских садов.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. - 240 с.

Назначение книги - помочь воспитателям в работе по формированию правильного произношения у детей, познакомить их с формами организации этой работы, ее методикой, предоставить дополнительный практический материал.
Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:
- обследование речи детей (с.14-20)
- развитие движений органов артикуляционного аппарата; «артикуляционная гимнастика» (с.20-25)
- отработка гласных и согласных звуков (с.25-36)
- предупреждение и устранение нарушений речи у детей (с.36-44)
Более подробно изложена система всей работы по формированию у детей правильного произношения. Практический материал дается, начиная с первой младшей группы (с.64-226). Здесь на каждом занятии применяются игры, стихи, скороговорки, рассказы.
Чтобы подготовить воспитателя к работе по предупреждению и исправлению недостатков речи у детей, дается иллюстрированный материал (картинки, символы для уточнения произношения изолированных звуков и их дифференциации), который может быть использован на занятиях.
Книга полезна не только воспитателям и родителям, но и логопедам, а также педагогам, работающим в специализированных детских учреждениях.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.

Данное пособие призвано помочь студентам педагогических училищ овладеть специальными знаниями и практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопедии» с учетом исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений.
В пособии даются общие сведения о нарушениях речи у детей дошкольного возраста (с.5-17), раскрываются содержание и методика коррекционной работы, включающих нарушения звукопроизношения и их исправление (с.17-38). Дается подробное описание работы по следующим вопросам:
- дислалия
- сигматизмы свистящих и шипящих звуков
- ламбдацизмы
- ротацизмы
- каппацизмы
- ринолалия
- дизартрия
- временные задержки развития речи
- алалия
- заикание
- нарушение речи при сниженном слухе и нарушениях голоса (с.38-113)
Особое внимание уделено профилактике, которая по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи.
В процессе непосредственной работы с детьми во время педагогической практики учащиеся смогут использовать материал по выявлению недостатков звукопроизношения и применению индивидуального подхода к детям, имеющим нарушения речи, а также разработки занятий и рекомендации по исправлению звуков, стихи, потешки, рассказы для закрепления звуков в речи.
В приложении на странице 161 предлагаются красочно иллюстрированные картинки – символы для вызывания, уточнения и дифференциации изолированных звуков, сюжетная картинка для обследования звуков, сюжетные и предметные картинки для автоматизации звука.

Франкенберг Л.И., Белова Е.М. Развитие речи в специализированном детском саду: Пособие для логопеда и воспитателя. - Т.: Укитувчи, 1986. – 268 с.

Предлагаемое пособие, состоит из двух разделов и, в первую очередь, предназначено для воспитателей групп детей-шестилеток с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Однако, им могут пользоваться воспитатели групп для детей с общим недоразвитием речи и логопеды.
Большое внимание в книге уделяется развитию диалогической и монологической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов (краткий ответ, развернутый ответ, умение поддерживать разговор с собеседником).
В книге даны 102 разработки занятий по развитию речи в подготовительной группе, которые распределены по месяцам, причем в каждой из них описано 12 – 14 занятий на различные темы.
Большое значение в преодолении заикания имеет правильно организованная работа логопеда с воспитателями.Об этом вы узнаете из раздела «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя с заикающимися детьми» (с.174-178).
Предлагаемая в книге тематика заданий должна рассматриваться как примерная и использоваться логопедом творчески (с.179-205).
Пособие предназначено для воспитателей и логопедов специализированных детских садов.

Хватцев М.Е. Заикание – недуг устранимый. - Л.: Медицина, 1972. – 70 с.

Брошюра предназначена для подростков и взрослых, страдающих заиканием и не имеющих возможности воспользоваться помощью специалиста для его устранения, а также для тех, кто пытается освободиться от своего дефекта, но по какой-либо причине не довел дело до конца.
В предисловии говорится о возможности самостоятельно преодолеть заикание при условии соблюдения условий, представленных в книге на страницах 5-6.
В первой главе говорится о причинах и сущности заикания, его формах и течении (с.7-12). Приводятся конкретные примеры проявлений и течения заикания у разных людей в зависимости от индивидуальных особенностей человека (с.11).
Вторая часть посвящена изложению способов устранения заикания (с.12-44): укрепление нервной системы (с.19-24), специальные мероприятия с описанием определенных физических и речевых (логопедических) упражнений (с.24-30). Здесь же вы найдете методику выполнения систематического курса заданий, который включает в себя речевую зарядку. Систематический курс состоит из 10 заданий, которые подробно описаны в этой брошюре (с.30-44).
В третьей главе излагается система логопедической работы в виде 10-ти недельных заданий – это специальный материал для ежедневных речевых упражнений (с.44-51). Для обогащения словаря и тренировки в разговорной речи полезно применять игры (с.51-53). Кроме того, в этом разделе даны упражнения по чтению стихотворений для развития речевого ритма (с.53-56) и упражнения для развития выразительной речи посредством чтения и слушания художественных произведений (с.53-56).

Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения: Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

Данная книга освещает метод логопедической работы по преодолению заикания у младших школьников (1-3 класс) с нормальным уровнем развития речи.
В первой главе раскрываются особенности речи заикающихся школьников и предлагается методика проведения занятий с учетом этих особенностей (с.5-18).
Вторая и третья главы книги посвящены методике устранения заикания на основе обучения. Автор знакомит учителя с тем, как он должен использовать наглядный учебный материал, который служит опорой в речи детей, как варьировать наглядность, как строить вопросы, которые будут направлять, и регулировать речь ученика.
Разделы, посвященные особенностям построения и проведения уроков в специальной школе, познакомят учителя с некоторыми отличиями от прохождения программного материала в массовой школе. Отдельный раздел содержит описание приемов развития внимания детей в процессе обучения.
В этой же главе даны примерные конспекты уроков по чтению и математике для учащихся 1-3 классов (с.30-54).
Четвертая глава посвящена вопросам организации работы по устранению заикания в условиях школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. Также в ней уделено внимание проведению речевого режима и задачам воспитателя, роли родителей для достижения успеха коррекционного воздействия (с.84).
В пятой главе говорится о логопедическом обследовании, включающем не только определение характера заикания, причин его возникновения, форм и степени, но также и факторов, вызывающих усиление дефекта и мешающих его успешному преодолению. Излагаются также приемы, позволяющие установить уровень речевого развития заикающегося ребенка, определить насколько развито внимание и состояние его звукопроизношения, фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
Предлагаемая методика может быть использована не только в школах для заикающихся, но и в учреждениях длительного пребывания детей (стационары, санаторные школы), а также в логопедических пунктах при школах, поликлиниках, психо-неврологических диспансерах.

Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. - М.: Просвещение, 1965. – 88 с.: ил.

Книга интересна тем, что автор предлагает свою методику логопедических занятий с заикающимися детьми, считая, что устранять заикание нужно обязательно в условиях коллектива. В «Введении» (с.4) говорится о том, что воспитанию необходимого в логопедических занятиях спокойного, неторопливого темпа речи способствует использование на речевых занятиях ручной деятельности, т.к. именно ручной труд является ситуацией, где вся работа проводится с детьми в спокойном темпе, способствующем совершенствованию речи ребёнка.
Процесс преодоления заикания разделён на 5 периодов с определённым количеством занятий.
I период – пропедевтический (4-е занятие),
II период – сопровождающая речь (занятия 5-15),
III период – завершающая речь (занятия 16-27),
IV период – предваряющая речь (занятия 16-35),
V период – закрепление навыков самостоятельной речи (занятия 36-40).
В разработках типовых занятий дается множество разговорных ситуаций, диалогов детей и практических рекомендаций. Иллюстрации, представленные в книге, помогут в изготовлении поделок из бумаги, пластилина, ниток и т.д.
Книга издана как научная работа в помощь дефектологам-практикам, но может помочь и воспитателям, родителям, занимающимся с детьми.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под. ред. В.В. Гербовой. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. – 64 с.: ил.

Автор пособия - педагог с 30-ти летним стажем работы в детском саду. Она разработала игры и упражнения по развитию речи детей 5-7 лет. В книгу вошли 34 игры, ценность которых заключается в том, что они помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение и во внеучебное время. Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи.
Книга состоит из двух разделов:
1. Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем мире и формирование словарного запаса;
2. Игры и упражнения по звуковой культуре речи.

Первый раздел книги открывает игра «Переезжаем на новую квартиру», которая поможет научить детей различать сходные предметы и правильно называть их (с.8-9). В игре «У кого, какой предмет?» (с.9-11), дети обучаются способам сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» упражняются в классификации одежды (с.18-20).
Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук» (с.42-43)), затем первый и последний звук в ряде слов (игра «Цепочка слов» (с. 44-45)). В игровом упражнении «Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию.
С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» (с.55-57), дошкольников упражняют в определении звуков и количества слогов в словах.
Следует подчеркнуть, что игры и игровые упражнения, предлагаемые Г.С. Швайко, дадут воспитателю возможность проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром более живо и интересно. Почти все игры многоцелевые.
Ценность книги заключается еще и в том, что игры можно использовать в работе с логопедическими группами.

Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов. - М.: Просвещение, 1980. – 104 с.

Заикающиеся школьники нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Цель пособия – помочь учителю-логопеду в его работе с заикающимися детьми.
В книге дается характеристика речевой коммуникации (устного общения) и учебной деятельности рассматриваемой группы учащихся (с.5-25). Подробно рассмотрены содержание, и приемы работы, в процессе которых преодолеваются дефекты речи и обусловленные ими вторичные нарушения.
В пособии содержится характеристика особенности обучения на каждом из этапов коррекционного воздействия. Задачи учителя-логопеда, существенно облегчаются благодаря тому, что при этом дается примерное содержание многих из проводимых на логопедических пунктах занятий (с.40-65).
В книге также освещаются вопросы комплектования групп заикающихся детей и планирование занятий.

Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы: Кн. для учителя-логопеда. - 2-е изд. доп. - М.: Просвещение, 1984. – 159 с.

В данной работе рассматриваются особенности обучения в логопедических пунктах при школах учащихся с так называемым общим недоразвитием речи, под которым подразумевается недостаточное развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи
Цель книги - помочь учителю-логопеду в его работе с детьми с общим недоразвитием речи. В ней даётся характеристика устной и письменной речи рассматриваемой группы учащихся, подробно описываются содержание и приёмы работы, в процессе которой преодолеваются дефекты речи.
Автор характеризует особенности обучения учащихся I-III классов на трёх этапах коррекционного воздействия (с.5-145). Приводятся примерные конспекты и планы многих из проводимых на логопедических пунктах занятий.
В разделе «Комплектование логопедических пунктов и организация их работы» приводится речевая карта, которая заполняется на каждого учащегося (с.146).
Автор надеется на то, что творческое использование предлагаемых им материалов поможет учителю-логопеду более эффективно обучать детей с общим недоразвитием речи.

Назад Оглавление Далее