aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

2. Нарушения зрения

Э.С. Аветисов и др. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. - М.: Физкультура и спорт, 1980. – 72 с.: ил.

Авторы брошюры: Э.С. Аветисов – профессор-офтальмолог, Е.И. Ливадо – врач спортивной медицины, кандидат медицинских наук и Ю.И. Курпан – кандидат педагогических наук, преподаватель-методист физической культуры.
Исследования последних лет существенно пополнили и углубили представление о механизме происхождения близорукости. Осложненная близорукость – одна из наиболее частых причин инвалидности. Ослабление цилиарной мышцы глаза – одна из причин близорукости, устранима с помощью специально разработанного комплекса физических упражнений (с.37-44)
Основные противопоказания к занятиям спортом лиц, страдающих близорукостью, приведены в таблицах на страницах 68-72.
Брошюра рассчитана на тренеров, учителей школ, специалистов по лечебной физкультуре, спортивных врачей.

Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой при близорукости. - 3-е изд., стереотип. - Т.: Медицина, 1984. - 103 с.: ил.

Книга всесторонне освещает проблему «Близорукость и занятия спортом».
В начальных главах книги говорится о функциях глаза, происхождении близорукости, принципах её профилактики и лечения.
Основное её содержание:
- Физическая культура и комплекс мер по профилактике близорукости и её прогрессирования (с.24-42).
- Физическая культура и лечебная физкультура для школьников, страдающих близорукостью (с.42-64).
- Физическое воспитание студентов, страдающих близорукостью (с.65).

Приводятся «Упражнения, рекомендуемые для лиц, страдающих близорукостью»:
I. Упражнения для глаз:
- 10 специальных упражнений для глаз (с.26-27)
- 20 упражнений для укрепления цилиарной мышцы (с.28-29)
- 21 общеразвивающее упражнение, выполняемые в сочетании с движениями глаз (с.29-30)
II. Корригирующие упражнения:
- 20 упражнений для укрепления мышц шеи и спины (с. 31-33)
- 20 упражнений для укрепления передней брюшной стенки (с. 34-37)
III. Дыхательные упражнения
- 12 дыхательных упражнений (с. 38)
IV. Подвижные игры:
- Перечень из 8 игр (с. 39)
- Три комплекса по 6-7 упражнений для физкультурной паузы (с. 40-41) и примерная схема специализированной физкультурной паузы (с. 39-40) для школьников и студентов

Для работы со студентами предназначены разделы:
- План занятий лечебной гимнастикой со студентами, страдающими близорукостью 6-8 диоптрий (с.84-89)
- Практический раздел зачётных требований к студентам специального медицинского отделения (с.94-95) и др.
- Методики массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи (с.41-42)

Книга красочно иллюстрирована.
Издание предназначено для широкого круга специалистов: тренеров, педагогов, учителей, специалистов физического воспитания, офтальмологов, школьных врачей и врачей, работающих со студентами.

Акимушкин В.М., Маргулис И.С. Основы тифлологии: Психолого-педагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению. - Киев: Радянська школа, 1980. – 128 с.

Тифлология – эти система наук, изучающих психолого-педагогические, социальные и технические проблемы слепоты и слабовидения.
В книге два больших раздела:

I - «Особенности познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения», в котором рассматривается осязание предметов, как средство знакомства с миром; и знаков рельефно-точечного шрифта (система письма и чтения по Брайлю), как средства получения информации и фиксации своих впечатлений и знаний.
Благодаря осязанию, инвалиды по зрению приобщаются к богатствам человеческой культуры, приобретают веру в возможность полноценной жизни. На странице 30 обращают на себя внимание слова О.И. Скороходовой из предисловия к ее книге «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», которые приводят авторы: «Читатель может верить мне и не верить…, но знаниями и литературной речью я обязана чтению, чтению, и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого в чтении. Как научить слепоглухонемого чтению и письму, - об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только о том, что думаю о чтении, как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого».
И вторая особенность познавательной деятельности при дефектах зрения – слух, позволяющий ориентироваться в пространстве улиц и помещений.

II - раздел книги «Педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению» раскрывает учебно-воспитательный опыт трудового, физического и эстетического воспитания этой категории людей в деятельности украинского общества слепых.

Книга адресована не только работникам общества слепых, учителям и воспитателям школ для слепых и слабовидящих, студентам дефектологам, но и всем читателям, которых интересуют проблемы тифлологии.

Глушкова Е.К. Береги зрение. - М.: Медицина, 1987. – 48 с.

В брошюре рассказывается о строении органа зрения, факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на зрение, мерах профилактики близорукости – заболевания, которое может в значительной степени ограничить выбор профессии школьником.
Показано, какое значение в сохранении зрения имеют рациональная организация рабочего места, уровень его освещенности, правильная посадка, характер зрительной нагрузки и продолжительность занятий в течение дня. Школьники и родители, внимательно прочитавшие главу «Профилактика повреждения глаз» (с.41-48), смогут многое сделать для охраны зрения, а значит и для будущей жизни.
Брошюра предназначена для родителей и школьников средних и старших классов.

Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 67 с.: 31 цв. табл.

Важное место в обучении слабовидящих детей чтению графических изображений отводится дифференцированному подходу к учащимся в зависимости от состояния их зрительной функции. В книге рассматривается методика обучения слабовидящих учащихся чтению рисунков (с.13), чертежей (с.17), схем (с.21), которая необходима для рационального использования зрения учащихся в учебно-воспитательном процессе школ слабовидящих.
Для исследования остроты зрения обычно применяются специальные таблицы (кольца Ландольта, оптотипы Б.Л. Поляка, рисунки для дошкольников). Определение цветоощущения производится по полихроматическим таблицам Е.Б. Рабкина, а также с помощью специальных приборов - аномалоскопов.
Представленные в пособии таблицы, «Видение-1» и методики работы с ними не заменяют существующие таблицы и методики для исследования зрительных функций у слабовидящих детей (центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение и др.).
Применение таблицы «Видение-1» предполагает знание учителями, воспитателями и родителями состояния зрительных функций у детей в динамике (например, до и после лечения; в начале и в конце учебного года).
Следует учитывать, что под влиянием различных факторов состояние зрительных функций может меняться при чрезмерной длительной нагрузке, общем переутомлении, низких уровнях освещения (с.31).
Для учителей и воспитателей

Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.: ил.

В предлагаемой вниманию учителя книге, делается первая попытка рассмотреть вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы.
Главная задача книги – помочь учителю массовой школы повысить успеваемость и способствовать развитию умственных и физических способностей слабовидящих детей.
В книге освещаются основы обучения слабовидящих детей, даются некоторые данные, характеризующие клинические формы нарушения зрения и причины слабовидения. Читатели узнают об остроте центрального зрения, периферическом форменном и глубинном зрении, о цветоразличении, световой чувствительности глаз и их двигательных функциях (с.5-55).
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения говорят о восприятии предметов и изображений, представлениях слабовидящих детей, произвольном запоминании и логической памяти, о некоторых особенностях мышления слабовидящих детей (с.5-80).
Дифференциальную психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, анализ причин их неуспеваемости, направление в специальные школы раскрывает третья глава книги (с.80-99).
В книге представлены некоторые методы и принципы организации обучения (с.99-123), даются приёмы обучения слабовидящих детей предметам, требующим зрительной ориентации, а также особенности формирования географических представлений и понятий, занятия изобразительной деятельностью и их значение для развития наблюдательности и совершенствования зрительно-пространственных представлений (с.123-139).
В книге дан словарь специальных терминов (с.148-156).
Пособие предназначено для учителей массовых школ и может быть использовано воспитателями и школьными врачами.

Иванов В.В. Травмы глаз у детей. - М.: Медицина, 1983. - 24 с.: ил. - (Науч. - попул. мед. литература. Для матерей).

Из всех органов чувств человека наиболее важным является орган зрения. Зрение – это одно из основных средств и непременное условие почти всех видов человеческой деятельности. Потеря зрения приводит человека к тяжелой инвалидности и значительно усложняет его жизнь.
Данная брошюра знакомит читателей с видами глазных травм у детей, их причинами и последствиями. В ней также описаны мероприятия первой помощи и профилактики глазного травматизма.
Прочитав брошюру, читатель узнает как оказывать первую помощь при следующих состояниях: ожог глаз химическими веществами, термический ожог, попадание в глаз мелкого инородного тела, травмы глаз с обильным загрязнением, ранения век и окружающих глаз тканей лица (с.18-21).
Брошюра предназначена для матерей, но сведения, приведенные в ней интересны будут также широкому кругу читателей.

Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

Главная задача автора при работе над данным учебным пособием – отразить современное состояние одной из отраслей дефектологии – психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями.
В пособии излагается история тифлопсихологии и приводятся методические рекомендации по ее использованию в обучении и воспитании слепых и слабовидящих детей (с.5-60).
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, с гипертрофированными биологическими потребностями (пищевыми и сексуальными), дурными привычками, наличием отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера. В результате слепого представляли как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможность развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.
Во втором разделе книги «Личность и деятельность при дефектах зрения», на основе новых экспериментальных фактов автор доказывает, что при нормальном общении слепого ребёнка с широкой средой, формирование ядра личности протекает без каких бы то ни было отклонений. Иными словами, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности (с.60-100).
Психические процессы, такие как ощущения слепых и слабовидящих, их восприятия, представления, пространственная ориентация, память, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера слепых описаны подробно в разделе книги «Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении» (с.100-207).
В конце каждой главы в книге приводятся вопросы и список рекомендуемой литературы. Книга рассчитана на студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Пальтов А.Е. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха: Учеб. пособие. - М.: МГПИ, 1986. – 72 с.: ил.

Технические средства обучения (ТСО) дают возможность повысить эффективность обучения, уменьшить время изучения программного материала и облегчить процесс обучения на каждом этапе развития детей с тяжёлыми аномалиями зрениями и слуха.
Книга небольшая по объёму, но достаточно подробно знакомит с:
- тактильным восприятием и тактильными дисплеями (глава 1)
- зрительным восприятием и визуальными дисплеями (глава 2)
- устройствами для передачи информации детям с тяжёлыми поражениями зрения и слуха (глава 3)
В ней подробно описаны различные группы ТСО, составляющих «Систему технических средств для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха» (глава 4):
- полисенсорное устройство для ранней диагностики состояния слуха и зрения
- экранные технические средства
- технические средства для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха рельефно-точечному шрифту
- устройства, обеспечивающие создание учебных пособий в условиях школы
- техническое оснащение физического воспитания
Книга содержит список литературы из 45 наименований (с.67-69) и предназначена для медиков и педагогов.

Назад Оглавление Далее