aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика

Стресс и грудной младенец

Причины стресса

Грудной младенец после шока, испытанного при рождении, оказывается в среде, отличной от той, в которой он чувствовал себя до сих пор вполне защищенным. Не нужно забывать, что все месяцы, проведенные в материнской утробе, он был в тепле, укрыт от сквозняков, при этом купался в жидкости, защищавшей его от всего, где он даже не ощущал собственного веса. А еда? Не нужно было предпринимать ничего, никаких усилий: младенец получал еду постоянно прямо из организма матери. Короче, он хорошо жил.
Не желая делать из рождения драму, мы должны признать, что именно в этот момент такие необыкновенные условия жизни младенца исчезают. Возникают сильные шумы и резкий свет. Нужно привыкнуть к молоку, соске, одежде, туалету, весу собственного тела, голосам, лицам, теплу и холоду. Трудность состоит в том, что все эти открытия делаются одно за другим слишком быстро. И потом, есть еще и другие, незнакомые люди, которых младенец совсем не понимает. Они двигаются, говорят, поведение их меняется. Почему? Это начало познавательного процесса, через который должен пройти каждый новорожденный. Согласимся, что этот переход сам по себе настолько тяжел, что уже несет элементы стресса.
Иногда родители сами усложняют ситуацию по незнанию или неловкости (не будем говорить о ненормальных родителях, которые не любят своих детей и потому плохо с ними обращаются, или о садистах). Но, как бы родители ни старались, они все равно не смогут оградить новорожденного от стресса.

Проявление стресса

Борьба со сном

Нашему новорожденному нужна не только постоянная нежность, но еще покой и тишина, иначе он будет все время нервничать. Если его раздражает общая суматоха, он плачет. Когда его кладут спать слишком поздно, ему бывает трудно заснуть. Он хочет, чтобы его покачали, напевая что-нибудь тихим голосом (конечно, мамин голос при этом незаменим). В лучшем случае он получает то, что ему нужно, и спокойно засыпает. Но иногда в семье принято поступать по-другому: «Не надо его баловать. Если он в кровати, то, значит, должен спать и сам прекрасно успокоится».
Минуты, которые за этим последуют, покажутся младенцу вечностью. Он будет плакать в одиночестве всю ночь. Разве вы не слышите, что так он выражает свой стресс?
Значит, нужно попытаться его успокоить. Прежде всего нужно положить младенца в кровать, когда он захочет слать, не дожидаясь пока он разнервничается. Если ребенок сразу не засыпает, не говорите, что он «капризничает», и другие пусть тоже так не говорят. У младенца есть свои причины, чтобы плакать, они всегда основательны, и он дает вам о них знать.
Если с самого раннего возраста ребенок приучен засыпать в одно и то же время, то он не заставит себя уговаривать, чтобы лечь вечером в постель. Он ложится в нее с удовольствием. Если же, напротив, время и продолжительность сна меняются, то возникают трудности. Ребенку мучительно просыпаться по утрам, каждый день начинается плохо. Впоследствии у такого ребенка будет ослаблено внимание. Какое это имеет значение? Судите сами: начиная с младших классов, учителя имеют дело с полусонными ребятами, от которых трудно что-либо требовать. Вместо занятий эти дети предпочли бы поспать, скрестив руки на парте, положив на них голову и закрыв глаза. Это не лучший способ выучить таблицу умножения и правила грамматики, те самые правила и таблицу, которые другие дети, хорошо выспавшись ночью, заучивают без особого труда.
Постепенно увеличивается разница между теми, кто хорошо спит по ночам, и теми, кто наверстывает днем упущенную возможность поспать. Первые занимают лучшие места, вторые делают все возможное в те часы, когда они не дремлют. Конечно, и в том и в другом случае можно найти много исключений, которые только подтверждают общее правило! Если ребенок не достигает удовлетворительных результатов в школе, то он находит компенсацию в другой области деятельности, например в спорте. Но может возникнуть и вызывающее поведение: ребенок лезет в драку, всех обижает, а между тем в школе его успеваемость становится все хуже и хуже. Ребенок вживается в определенный образ и сам начинает верить, что он такой и есть на самом деле, постепенно убеждая в этом и нас. Но к этой проблеме мы еще вернемся. Вот сколько неприятных последствий может возникнуть из-за плохо организованного сна! Действительность, конечно, сложнее, но будьте уверены, что лучше дисциплинировать самих себя и давать детям возможность спать столько, сколько им нужно, и в удобное для них время.

Отказ от пищи

В шумной или просто отвлекающей обстановке продукты теряют свой вкус. Мы едим иначе, если наше внимание чем-то отвлечено. В кино мы часто наблюдаем классическую сцену, когда актер проливает содержимое ложки на рубашку, потому что смотрит в сторону. То же самое происходит с маленьким ребенком. Если его отвлекает беспокойная обстановка, то он отказывается есть или набрасывается на бутылочку и быстро заглатывает ее содержимое. Иначе говоря, стресс у него выражается или потерей аппетита, или постоянным чувством голода. Совсем как у взрослых. Перед этими трудностями лучше всего не комплексовать: конечно, он поест, не надо его пичкать каждые два часа, не надо при этом с ним сюсюкать, а кричать и вовсе бесполезно!
11с забудьте, что если трудности с едой продолжают возникать по вине родителей, то ребенку понадобится несколько лет, чтобы наладить процесс приема пищи.
Не упускайте из виду также то, что сон и питание - основа жизни грудного младенца. Они могут служить для него поводом выразить свое согласие или несогласие с окружающей обстановкой. С помощью этого элементарного «хода» он постарается привлечь к себе ваше внимание.

Болезнь

От стресса до болезни один шаг. Иногда, чтобы его сделать, уже достаточно стресса как такового, если он достаточно сильный. Ребенок может заболеть от того, что его просьба не дошла до сознания родителей, они ничего не поняли, не ответили ему, как он того хотел.
Молочница У грудничков может развиться заболевание полости рта, называемое «молочницей». Чаще всего речь идет о грибке, который требует простого, но длительного лечения. Нужно только отметить, что грибки развиваются в основном в кислотной среде, а в результате стресса как раз и повышается кислотность слюны. Не надо каждый раз искать причину молочницы в стрессе, но опыт показывает, что между этими явлениями существует определенная связь.
Колики. В течение первых месяцев основной пищей грудничка является молоко. Лучшее молоко, конечно, материнское. Если же такового не хватает или же его совсем нет, то, благодаря достижениям в области педиатрической диетологии, мы располагаем молочными смесями очень высокого качества. Эти укрепляющие и хорошо усваиваемые молочные смеси можно купить в аптеках. Несмотря на высокое качество смеси, случается, что дети, высосав из бутылочки достаточное ее количество, начинают плакать. Почему? Им больно. Наблюдая за ними, мы понимаем, что их мучают газы, скопившиеся в кишечнике. Они могут усиленно образовываться из- за слишком быстрого или слишком медленного поглощения молока. Иногда таким физиологическим образом ребенок реагирует на стресс.
Рвота. Это явление вызывает у родителей большое беспокойство, поэтому рассмотрим его со всей серьезностью. Рвоту могут вызвать разные факторы: инфекционные заболевания, пищевые отравления, состояния, требующие срочного хирургического вмешательства. Она может возникнуть также без видимых причин, и тогда очень трудно поставить диагноз. Если нет очевидных признаков заболевания - это стресс, который часто является причиной рвоты у грудных младенцев.
Экзема - кожное заболевание, при котором на теле появляются пятна, состоящие из мелких прыщиков. Это очень серьезное и неприятное заболевание. Очень часто оно передается по наследству.
Болезнь развивается скачкообразно и обостряется от «раздражения». Стресс является одним из видов раздражения и может способствовать развитию экземы.
Астма принадлежит к той категории заболеваний, причиной которых может быть аллергия, часто связанная со стрессом. Грудничку иногда больно дышать и, главное, выдыхать воздух из легких. Если запоздать с лечением, то ситуация может стать очень драматичной. В этом случае причиной также может быть стресс, тем более что приступы астмы часто начинаются ночью.

Позднее развитие

Позднее развитие речи. Я вспоминаю одного ребенка 2,5 лет, который не умел говорить. Он был поздним ребенком в семье, где уже было четверо детей. Он постоянно играл то с одним, то с другим, и все выполняли любое его желание, при этом ему не нужно было что-либо говорить, так как его понимали без слов. Когда других детей не было поблизости, малыш оставался с матерью, и она рассказывала ему много интересного. Он продолжал молчать, но при этом совсем не походил на ребенка в стрессовом состоянии. Поскольку родители очень волновались, мне пришлось их успокоить.
Однажды произошло то, что должно было произойти. На каникулы в гости к этой семье приехали два маленьких кузена. Чтобы общаться с ними, малышу пришлось заговорить, что он и сделал, обнаружив при этом удивительно богатый для его возраста лексический запас, включая ругательства!
Но не все ситуации столь просты. Если стресс мешает ребенку выразить то, что он хочет, возможны все виды позднего развития, отставания и заторможенности: от застенчивости до полной немоты. В самом крайнем случае замкнутый ребенок нс может внятно говорить с окружающими его людьми. Доктор Акслин в своей книге «Дибе» подробно описал, как в результате стресса ребенок полностью замыкается в себе.
Если вы видите, что у ребенка позднее развитие речи, то нужно употребить все средства, чтобы восполнить этот пробел. Но одновременно нужно найти причины такого позднего развития, в частности учесть случаи стресса, столь частые в жизни ребенка.
Известно, как трудно научиться говорить детям эмигрантов. Одна мать рассказала мне о своей дочке, которую в детстве родители увезли за границу. В момент отъезда девочке было 2 года и она была уже очень болтлива (это качество присуще ей и сейчас, 20 лет спустя). Она имела привычку говорить со всеми обо всем, говорила много и всегда к месту. Но в той стране, куда она приехала, по-французски не говорили. Она изо всех сил старалась, чтобы ее поняли взрослые, которые только мило на нее смотрели, но ничего не отвечали. Через несколько недель, проведенных в такой обстановке, девочку пришлось лечить от начинающейся язвы желудка - типичного признака стресса. Желая быть понятой, девочка быстро выучила язык страны, в которой теперь жила, язык, на котором она теперь говорит так же свободно, как и на родном.
Все дети, говорящие на иностранном языке, через несколько месяцев совсем перестают говорить на родном языке. То ли они боятся запутаться, то ли хотят укрепить свои позиции на новом месте. Если при этом родители говорят только на родном языке, го ситуация обостряется, и все это никак не способствует развитию ребенка.

Если ребенок «поздно пошел». Среди других жизненно важных функций особое место занимает умение стоять, оно знаменует определенный этан в развитии человека. Совершенствование центров равновесия позволяет человеку адаптироваться к вертикальному положению тела и вставать на ноги.
Мы все любовались неутомимыми попытками ребенка встать на ножки, когда он без конца, цепляясь за что-нибудь, встает и снова падает на попку. Мягкие и многочисленные подстилки амортизируют падение, но это, конечно, все равно неприятно. А он все снова и снова пытается встать, и так до тех пор, пока ему это не удается! Сначала он стоит всего несколько секунд, потом уже немного дольше. Ни падение вперед или назад, ни удары, ни шишки - ничто не может отвлечь его от навязчивой идеи ходить. Первые шаги - это награда за все попытки. Какое чувство свободы и гордости! Первые шаги - это лишь начало дальнейших, все более удачных попыток.
Некоторые дети развиваются раньше, но обычно дети начинают ходить от года до полутора. Однако бывает и так, что и более старшие дети не умеют ходить. Они продолжают ползать на четвереньках и становятся маленькими вездеходами, что может стать опасным. Если такая ситуация продолжается довольно долго, следует поискать причину, мешающую ребенку ходить. Если при тщательном осмотре никаких отклонений не обнаружено, нужно искать причину в стрессе, который вызвал такую реакцию. Она буквально означает следующее: «Я не хожу». Л подразумевает: «С вами». Решив по-своему бороться с ситуацией, вызвавшей стресс, ребенок отказывается ходить и становиться большим. Малыш согласится встать на ноги и ходить как все, когда эта ситуация изменится или он к ней сам приспособится.

Нежелание жить. Когда грудной младенец безуспешно пытался преодолеть стресс, исчерпав при этом все свои возможности, его начинает переполнять отчаяние, он буквально тонет в нем, он побежден, несмотря на несомненную сопротивляемость всего организма.
В конце второй мировой войны было создано много приютов для младенцев-сирот, жертв войны, В некоторых заведениях обслуживающий персонал действительно окружал этих малышей лаской и заботой. Несмотря на полученные травмы, большинство детей в таких приютах с честью вышли из своего трудного положения. В других заведениях, к великому сожалению, за детьми ухаживали некомпетентные люди. Они делали лишь все необходимое, но без теплого человеческого отношения, не пытаясь установить душевный контакт с маленькими пациентами. А именно столь необходимый душевный контакт мог бы избавить детей от эмоциональной перегрузки, часто имеющей роковое значение. Несмотря на прекрасные санитарные условия, многие маленькие сироты не переносили такого отношения к себе и умирали.
Новорожденный, грудничок, маленький ребенок полностью открыты для восприятия, они очень чувствительны ко всему, что их окружает, как фотопленка, которая только и ждет, чтобы свет красивого пейзажа упал на нее. Даже тени или случайные облака не могут повлиять на качество изображения, оно не будет от этого менее прекрасным. Так же и ребенок никогда полностью не поддается стрессу. Неизвестно, будет ли лучше, если мы будем его оберегать абсолютно от всего. Нужно просто быть бдительным и не давать маленькому человечку самостоятельно преодолевать трудности, превосходящие его возможности. Как только вы замечаете, что ребенок перегружен, тут же помогите ему преодолеть препятствия. Это не будет опекой, но позволит ребенку испытывать чувство удовлетворения от удачно завершенного дела. Это лучший способ избежать стресса.

Назад Оглавление Далее