aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика

С младых ногтей. Неврозы у детей

Первым в кабинет вошел элегантный мужчина в строгом, хорошо отутюженном костюме-тройке цвета маренго, голубоватой рубашке с галстуком, в сверкающих черных полуботинках. Для полноты картины, казалось, недоставало только трубки в зубах. Но ее не было: джентльмену накануне исполнилось пять лет.
Просто удивительно, до чего часто приходится наблюдать подобную картину! То ли некоторым родителям очень хочется увидеть загодя, как их дети будут выглядеть взрослыми, то ли им кажется, что во взрослом наряде ребенок и вести себя будет соответственно. Порой даже возникает ощущение, что у ребят крадут кусочек детства. Насколько приятнее видеть ребенка естественным, не ограниченным преждевременно «взрослыми» условностями. Кстати, и галстуком, туго стягивающим шейку.
Мама юного джентльмена — моя коллега, молодой врач.
— Совсем замучилась с ним. Вот уже два года, а может, и несколько больше, как появились непроизвольные движения головой. Время от времени сын внезапно поворачивает ее вправо на долю секунды. Это движение может быть однократным, а может и несколько раз повторяться.
Как бы в подтверждение слов матери Миша (так звали мини-мужчину) несколько раз подряд дернул головкой вправо.
— Вот видите... Иногда на какое-то время, порой даже на два-три месяца это проходит. А потом начинается снова.
И, уже обращаясь к Мише, с привычной укоризной в голосе добавила:
— Я же тебе говорила — не верти головой, постарайся сдерживаться...
Но головка вновь дернулась.
В остальном пациент вел себя безукоризненно: сидел чинно, положив ладошки на колени, и лишь с любопытством оглядывал кабинет. Правда, тут же выяснилось, что с ним была проведена большая воспитательная работа. Его убеждали, что он идет к «настоящему профессору» и вести себя должен образцово.
Мы с Мишей сразу же нашли общий язык. Он оказался на редкость контактным и словоохотливым мальчиком и быстро выдал все эти тайны. Удалось достаточно подробно его обследовать. К счастью, никакой видимой органической патологии нервной системы не выявилось. Но заболевание все же было. Называется оно «тик». Этим французским словом обозначают быстрые непроизвольные сокращения мышц, которые нередко стереотипно повторяются. Такое заболевание очень часто встречается в практике детского невропатолога.
Нервные болезни детей — не невропатология в миниатюре, а особый, очень большой раздел науки, объединяющий в себе общую невропатологию и педиатрию. Это и понятно, ведь ребенок — не уменьшенная копия взрослого человека. В растущем, формирующемся организме анатомические, физиологические и биохимические особенности заметно меняются. Особое значение эти возрастные изменения имеют для формирующейся нервной системы, а также и для иммунной, которая играет главную роль в адаптации организма к условиям внешней среды, к любым ее воздействиям, в том числе к вирусным и бактериальным инфекциям. Возрастная нестабильность иммунной системы определяет и столь частые аллергические заболевания с самыми неожиданными проявлениями, лечение которых доставляет много хлопот и врачу и родителям.
С несомненной гордостью мы можем подчеркнуть, что именно отечественные ученые еще в конце прошлого столетия положили начало исследованиям заболеваний нервной системы у детей. Впервые подробно описал и систематизировал их профессор В. А. Муратов. Развитие этого направления отечественной медицины связано и с такими крупными учеными, как Н. Ф. Филатов, В. К. Рот, Л. С. Минор, Д. С. Футер, М. Б. Цукер, Л. О. Бадалян и многими другими.
Проблемы, которыми занимается детская невропатология, весьма многообразны. Большое место здесь занимает перинатальная патология — раздел, изучающий повреждения нервной системы, возникающие накануне и во время родов или в первые дни после рождения. Причин подобной патологии немало — это следствия и гипоксии (кислородного голодания) плода и новорожденного, и родовой травмы мозга или периферических нервов, и гемолитической болезни новорожденных и др. В круг проблем детской невропатологии входят также аномалии развития нервной системы, наследственные заболевания, травмы головного и спинного мозга, инфекционные поражения нервной системы, эпилепсии. А чаще всего приходится иметь дело с неврозами — функциональными расстройствами нервной системы, к числу которых относятся и тики.
Мишина мать — врач другой специальности. С тиком она ранее не сталкивалась. Поэтому сразу же последовал самый распространенный вопрос:
— Но откуда это взялось? В нашей семье тика никогда ни у кого не было...
Начали разбираться. С наследственностью как со стороны матери, так и отца как будто все благополучно. Травм у Миши не было. Инфекционным заболеваниям подвержен не более чем все остальные дети в садике, который он посещает с двух лет. Долгих, изнуряющих заболеваний также не было.
Обращаю внимание матери на тугой воротничок и затянутый галстук. На этот воротничок, надо сознаться, у меня была особая надежда. Дело в том, что у детей в отличие от взрослых очень легко вырабатываются стереотипные рефлекторные движения, нередко принимающие характер тика. Когда, например, воротничок, шарфик или резинка трусов трет кожу, то невольно двигаешь корпусом или шеей, чтобы снять эти неприятные ощущения. На какое-то время они исчезают, потом могут появиться снова, и все повторяется. Так вот, у отдельных детей подобные непроизвольные движения быстро закрепляются, становятся рефлексом и могут появляться уже без всякого видимого раздражения.
Однако и это предположение не оправдалось: Миша, оказывается, никогда не носил подобных воротничков, его так нарядили впервые в жизни. Тем не менее я посоветовал маме больше так ребенка не одевать. А кроме того не делать сыну замечаний, когда у него появляются подергивания: он в этом не виноват, да и справиться сам не может.
Расспросы все длились, и мама вдруг вспомнила о диатезе.
— Не знаю, может ли это иметь значение, но у Миши часто появляется диатез. На что реагирует — установить очень трудно. Пробовали исключать разные продукты — шоколад, яйца, кое-что еще. Но пока ясно только с цитрусовыми — на них реакция очевидна.
— А где высыпания наблюдаются наиболее часто?
— Обычно на щеках, реже на шее, бывают и на коже рук, ног и даже на теле. Проходят очень быстро — я пользуюсь мазями с гормонами. Знаю, что это нехорошо*. Но димедрол, супрастин и другие подобные препараты помогают мало и слишком медленно.
В подобном случае нельзя быть уверенным до конца, что именно диатез явился причиной тика, но и со счетов его тоже не сбросишь. Разумеется, можно было отказаться от мазей с гормонами и попытаться найти те пищевые продукты, которые повинны в диатезе. Можно назначить и противоаллергические препараты. Можно, наконец, обратиться и к специалистам-аллергологам. Но мы решили по-другому. Я вспомнил старый, совершенно безобидный способ, хорошо проверенный на собственном сыне и внуках. Его порекомендовал мне еще мой учитель академик-невропатолог Александр Михайлович Гринштейн. В большинстве случаев этот способ дает достаточно стойкий эффект. Привожу его полностью.
Сварить куриное яйцо вкрутую. Когда оно остынет, облупить и со скорлупы тщательно удалить всю выстилающую ее изнутри пленочку. После этого скорлупу хорошо высушить — только не на сковороде или в духовке и не под прямыми лучами солнца. Можно оставить скорлупу просто в блюдце на столе, но не менее чем на три часа. Затем в фарфоровой ступке растолочь ее в пудру. Это самая трудная и долгая часть дела, которую, впрочем, можно облегчить и ускорить, если воспользоваться кофемолкой.
Лекарство готово. Оно не требует точной дозировки. Для ребенка от шести месяцев до года достаточно количества, умещающегося на кончике ножа.
Действительно, злоупотребление мазями, содержащими стероидные гормоны, может привести к нежелательным последствиям: с одной стороны — к легким, но стойким нарушениям в гормональной сфере, а с другой —к отчетливой зависимости от этих препаратов, к потребности применять их многократно. Как вы понимаете, формирующемуся организму ребенка это ни к чему. Поэтому их следует применять только когда нет другого выхода и строго но рекомендации врача.
От одного года до двух — в два раза больше, до трех лет — втрое больше и т.д. Наконец, самое главное: перед тем, как дать ребенку этот порошок, в ложку с пудрой выжать из лимона несколько капель сока. Для порции на кончике ножа — три-пять капель, для большей — соответственно больше. Ни в коем случае не заменять натуральный лимонный сок лимонной кислотой! Соединение лимонного сока с порошком вызовет химическую реакцию — содержимое ложки как бы вскипает.
Лекарство это надо давать один раз в день на протяжении длительного времени — от одного месяца до двух-трех и более. Можно в чистом виде, а можно добавлять к любым продуктам питания, например в кашу. Немедленных результатов не ждите, но со временем заметите, что высыпания не появляются даже после тех продуктов, которые раньше вызывали их непременно. Повторяю, этот способ достаточно эффективен в большинстве случаев; однако, разумеется, не во всех без исключения.
Вот этот самый рецепт я и порекомендовал тогда для маленького Миши. Теперь он уже большой — заканчивает школу. Но с тех пор исчезли и тики, и диатез больше не появлялся ни разу, хотя через полгода после начала лечения мы отменили всякие ограничения в еде.
Тики по своим проявлениям весьма многообразны. Все они сходны с обычными, естественными движениями. А отличаются от них непроизвольностью и в большинстве своем — стереотипностью. Как правило, тики локализованы, то есть охватывают определенную группу мышц. У Миши тик ограничивался мышцами одной стороны шеи. Чаще в области шеи он имеет форму кивания (так называемые салаамовы судороги).
Пожалуй, наиболее часто наблюдаются разнообразные тики мышц лица. Из них самый распространенный— мигательный. Родители, как правило, замечают его случайно — ребенок начинает беспричинно часто моргать. Иногда эти моргания усиливаются, особенно
в неприятные для ребенка моменты, например, когда ему делают замечание за очередную шалость. Приятные же эмоции, наоборот, нередко способствуют ослаблению тика или даже прекращению его на какое-то время. Подобная зависимость от эмоционального настроя вообще характерна для большинства тиков.
Нередко тик проявляется в виде шмыганье носом, облизывания, вытягивания губ (или одной губы), щелканья языком, чмоканья, оскаливания и т.п. Могут наблюдаться сочетания одновременных тиков мышц лица и шеи с вовлечением в этот процесс мышц плеча и лопатки. Иногда обнаруживаются тики в области рук или ног — больной непроизвольно щелкает пальцами, почесывается, застегивает-расстегивает одежду, салютует, быстро приседает или пританцовывает.
Все это происходит независимо от воли ребенка. Но нередко взрослые поначалу воспринимают подобные движения как проявления шалости, а иногда — упрямства. Особенно часто такое отношение к тикам наблюдается, когда они сопровождаются различными звуками в виде покашливания, всхлипывания, чихания, икоты, мычания, рычания, лая и т.д. Иногда звуковым сопровождением тика может быть бессмысленно произносимое слово или фраза и даже непристойные слова. Эти же звуки, равно как и слова, могут быть единственными проявлениями тика.
Случается и так, что тик подкрадывается как бы незаметно.
...Накануне своего четвертого дня рождения пришла ко мне очаровательная Ксюша. Девочка очень подвижная, неутомимая болтушка. Живо интересуется всем окружающим, обо всем имеет собственное мнение. Когда задает вопрос, то сама же и отвечает на него, буйно фантазируя. Выражение личика при этом очень серьезное. Но во время разговора довольно часто, как бы подтверждая свои слова, кивает головкой. Или вдруг на мгновение замирает, вроде бы обдумывая, что же сказать дальше. Неопытному человеку подобное поведение девочки может показаться вполне естественным, но именно эти кивки и замирания и являются истинными проявлениями тика.
А началось все два года назад, когда она с бабушкой отдыхала летом, в самую жару, на берегу Азовского моря. На пляж забрела огромная собака, Ксюша ее сильно испугалась. После этого происшествия на пляже девчушка стала капризничать, плохо спать. Но потом все как будто вошло в норму. Однако еще до возвращения бабушка заметила, что временами Ксюша почему-то вздыхает и при этом вскидывает и опускает головку. Это было воспринято с обычных житейских позиций — вздыхает-де, вспоминая о конфликте с собакой. Но время шло, а «вздохи» не прекращались. Лишь через полгода догадались показать девочку невропатологу. Он заметил еще и периодически возникающее замирание, что его насторожило, — это могло быть симптомом более тяжелого заболевания, так называемой малой эпилепсии. Была сделана электроэнцефалограмма, и предположение врача вроде бы подтвердилось, хотя на самом деле оно было неверным. Дело в том, что при некоторых формах тика и эпилепсии изменения на электроэнцефалограмме могут быть весьма сходными. К счастью, здесь ошибку удалось выявить.
Назначенное лечение помогло, и сейчас Ксюша практически здорова. Но ребенку с подобными особенностями нервной системы необходимо длительное наблюдение врача, да и родителей тоже — во избежание рецидивов, которые вполне возможны.
В описанных случаях с тиками удалось справиться в достаточно короткое время. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Родители или родственники ребенка во всех случаях не только явного тика, но и минимального подозрения на него должны немедленно обратиться к невропатологу — лечение и собственно тика, и особенно более сложных поражений лучше начинать как можно раньше. К сожалению, нередко случается, что родители долгое время считают уже явные проявления болезни шалостью или капризами ребенка. И к врачу он попадает довольно поздно — в этих случаях лечение требует огромных усилий и врача, и родителей, да и маленького пациента тоже. Приходится наблюдать и попытки различного рода самодеятельного «лечения», включая стремление прекратить непроизвольные движения волевым воздействием («немедленно перестань!»), и раздраженные замечания на каждом шагу. Ничего, кроме вреда, это принести не может.
Каковы же причины тиков? Они столь же разнообразны, как и их проявления. Так, мигательный тик может явиться следствием обычного конъюнктивита, когда моргание, вызванное вначале раздражением слизистой оболочки глаза, потом закрепляется как рефлекс и остается на долгое время после стихания воспалительного процесса. У некоторых детей тик возникает как подражание увиденному у кого-либо из сверстников или взрослых: попробовал сделать так же несколько раз, и движение вошло в привычку.
Однако обычно происхождение тика не столь безобидно. Многочисленные исследования ученых показали, что часто тик возникает на почве врожденных особенностей нервной системы или перенесенных тяжелых заболеваний — инфекционных, аллергических, ревматоидных... Появлению тиков нередко способствуют и психические травмы — разного рода неурядицы в семье, и в первую очередь ненормальные взаимоотношения между родителями. Но в подавляющем большинстве случаев тик — проявление невроза, то есть функционального расстройства нервной системы.
Неврозы — очень большая проблема, которая рано или поздно касается практически каждого человека. Постоянное общение с разными людьми, сложность взаимоотношений в семье, школе, на работе
рождают множество конфликтных ситуаций, так или иначе воздействующих на нервную систему. Возникновению неврозов способствуют и заболевания (инфекции, травмы), которые значительно истощают нервную систему.
Особенно подвержены неврозам дети. Иначе и не может быть, ведь именно в детстве происходит и формирование нервной системы, и ее развитие; складывается сложнейший механизм адаптации ребенка к внешней среде, в том числе к окружающим его людям. Это период формирования речевых и поведенческих навыков, когда ребенок, как губка, впитывает все окружающее. Нервная система в детские годы еще весьма неустойчива и ранима, потому и развитие навыков может принять вдруг совершенно неверное направление.
«Но, — возразите вы, — невозможно же ребенка посадить под колпак! Жизнь есть жизнь — от нее не спрячешь».
Прятать не надо, но оберегать ребенка, его психику от разного рода травмирующих ситуаций необходимо. Именно оберегать, а не безмерно опекать, как это нередко бывает. т.е. постоянно держать растущего человека в поле зрения и ненавязчиво направлять его поведение.
Ребенок — очень пластичный материал, он легко поддается влиянию взрослых. Но — здесь я вынужден повторить истину, которая кому-то покажется банальной, — он поддается влиянию жизненных устоев, а отнюдь не постулируемых. Бесполезно внушать ребенку правила, которым мы сами не следуем или следуем не во всем. Все равно он усвоит не теоретические посылы, а наблюдаемое в жизни, включая и начала лицемерия.
Внутренний конфликт между требованиями, предъявленными ребенку, и личным примером родителей и воспитателей нередко приводит к появлению разного рода неврозов. Особенно это касается детей со слабым типом нервной системы или с ее врожденными отклонениями.
К числу наиболее распространенных у детей неврозов наряду с тиком относится также заикание.
...Десятый класс мы заканчивали все вместе — Галка, ее родители и отчасти я. Окончание средней школы — всегда волнующее время не только для ребят, но и для их близких. Но здесь случай был особый.
Галя решила уже давно — обязательно станет драматической актрисой, как мама. Основания для этого есть: и способности, и внешность, и обаяние, и живой ум. Но как это нередко бывает, в бочонок меда дьявол подмешал ложку дегтя — Галочка заикалась. Началось это в третьем классе после какого-то острого переживания и прочно зафиксировалось. Разумеется, ее долго и упорно лечили у разных специалистов. Стало намного лучше, но полностью от заикания избавиться не удалось. Особенно оно проявлялось в моменты волнения. И вдруг такой выбор!
Отец — серьезный ученый и мать — прекрасная актриса были в смятении, однако до конца выпускных экзаменов не переставали надеяться, что дочь изменит свои намерения. Однако этого не произошло, и родители решили посоветоваться с друзьями. Те же сомнения. Я в разговор не вмешивался до тех пор, пока Галя, сильно волнуясь, не спросила моего мнения.
— А почему бы и нет? Считаю, надо попробовать поступить. Я знаю нескольких драматических актеров и певцов, которые в жизни заикаются, а на сцене нет. Этот феномен известен давно. Так что заикание профессии актера не такая уж помеха.
Галя блестяще выдержала вступительные экзамены в ГИТИС. Сейчас она уже окончила его, работает в театре, фильм с ее участием вышел на экраны, и специалисты ей прочат прекрасное будущее.
Что же такое заикание и каковы его причины? Большая медицинская энциклопедия дает точный ответ на этот вопрос: «Нарушение речи, при которой плавное ее течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произношении вследствие клонических или тонических судорог речевых мышц». Клонические — ритмически повторяющиеся какое-то
время, а тонические — однократные длительные напряжения мышц. Эти нарушения работы речевых мышц наблюдаются в различных сочетаниях, могут возникать как непосредственно перед речью, так и во время ее.
Причины заикания весьма многообразны. Оно может быть вызвано непосредственным повреждением головного мозга, но это бывает чрезвычайно редко и обычно сочетается с признаками более тяжелых болезней. В подавляющем большинстве случаев это типичный невроз — чисто функциональное заболевание, не связанное с другими недугами и обусловленное врожденными особенностями нервной системы ребенка. Именно ребенка, так как заикание почти всегда возникает в раннем детском (реже — в школьном) возрасте — в период формирования речи.
Нередко заикание развивается после травм, в первую очередь психических, а также после перенесенной инфекционной болезни или повреждения эндокринной системы. Особенно часто заикание возникает у детей, склонных к судорожному реагированию. Способствовать заиканию могут длительные вяло текущие заболевания внутренних органов, истощающие нервную систему ребенка.
Разумеется, во всех этих случаях прежде всего необходимо изжить причину, вследствие которой развился дефект.
Однако заикание может появиться и как результат подражания другому, уже заикающемуся ребенку.
Вообще дети — великие подражатели. Они подражают не только друг другу, но и взрослым. Мне неоднократно приходилось консультировать детей, у которых подозревали полиомиелит, а оказывалось, что ребенок просто подражает кому-то из окружающих, прихрамывающих на одну ногу (чаще всего это делается неосознанно). Иногда дети, подражая взрослым, жалуются, что болит голова или сердце. Нередко копируют случайно увиденную у кого-то гримасу, судорогу и т.д. Но особенно легко заимствуют разного рода тики и заикание, которые в дальнейшем могут достаточно прочно рефлекторно закрепляться и столь же трудно поддаются лечению, как и у действительно больного, которому ребенок подражал.
Хотя заикание (при определенной предрасположенности) возникает сравнительно легко, оно не всегда столь же легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению дефект этот вполне поддается коррекции, а нередко его удается и полностью устранить. Занимаются этим детские невропатологи, психоневрологи и логопеды — специалисты по исправлению нарушений речи. Проявлять здесь самодеятельность, основываясь на общих соображениях и даже на специальной литературе, ни в коем случае не советую. Главное условие успеха — общая медицинская подготовка, специальные знания и опыт. Неспециалист же рано или поздно натолкнется на «подводные камни», встретится с проблемами, которые разрешить сам будет не в состоянии; болезнь же к тому времени может стать запущенной. Да в самодеятельных способах лечения и нет нужды. В нашей стране специалисты этого профиля есть во всех крупных населенных пунктах, везде создаются логопедические группы и стационары, в которых лечение проводится на основе строго научных методов.
Стоит придавать должное значение и профилактике заикания. Правильное воспитание детей (не только физическое, но и речевое), избавление от торопливой, иногда «захлебывающейся» речи, выправление дефектов, подбор взрослого персонала с нормальным произношением — все это способствует предупреждению заикания и лечению легких случаев.
Дети, страдающие заиканием, и в семье, и в детском саду, и в школе нуждаются в особом отношении. Это очень важно, ибо речевой дефект, как правило, отрицательно сказывается на психике, способствует формированию комплекса неполноценности. Ребенок становится робким, конфузливым, замкнутым, а иногда, наоборот, повышенно возбудимым. «Закомплексованность» особенно обостряется к школе. Причем, по моим наблюдениям, мальчики, пожалуй, переживают
этот недуг острее, чем девочки; к тому же они и страдают им* чаще.
Заикающиеся школьники нередко стараются как можно меньше говорить. Во время разговора, а особенно ответа учителю перед классом или выступления, стыдясь своего заикания, бывают крайне скованны, зажаты, краснеют, покрываются потом. При частом повторении подобных состояний развивается вегетативный невроз.
Таким ребятам надо всячески помогать избавиться от ложного стыда. Правда, многие больные сами отыскивают различные приемы, сглаживающие речевой дефект, подбирают слова и словосочетания, которые легче произносить, находят оптимальный ритм речи или вставляют короткие, хотя и ненужные слова («ну», «вот», «это») или звуки («э», «м») и т.п. Но помощь взрослых необходима.
Особенно важно, чтобы человек не «заклинивался» на своем дефекте, не воспринимал его трагически. Воспитание уверенности в себе и физической выносливости значительно облегчает борьбу с заиканием. Ребята обязательно должны знать, что с возрастом, особенно после двадцати пяти лет, заикание ослабевает, а затем часто проходит совсем.
Еще одно нередкое заболевание в детском возрасте — ночное недержание мочи. Оно тоже относится к детским неврозам, хотя в ряде случаев имеет в основе некоторые врожденные особенности строения организма.
Об этом стоит рассказать подробнее.
Как-то, уже очень давно, мы вместе с известным детским невропатологом профессором Давидом Соломоновичем Футером осматривали ребенка лет пяти с жалобами на ночное недержание. Нормальный, хороший мальчик. Придраться, казалось, не к чему, и вот откуда-то эта напасть. Днем, как правило, все в порядке, разве Что иногда заиграется не в меру и вдруг обнаруживает, что штанишки мокрые. Но что ни
ночь — простыня в стирку. Родители сбились с ног, побывали у многих специалистов, исполняли все предписания, но безуспешно. Да и сам мальчик, естественно, очень переживал. По этой же причине его не могли отправить вместе со всем детским садом на летний отдых.
Давид Соломонович долго осматривал ребенка и вдруг сказал;
— А ведь, пожалуй, все ясно. У него спина бифида.
Спина бифида — это врожденная особенность строения позвоночника, заключающаяся в том, что дужки одного, а иногда и нескольких позвонков в поясничной зоне остаются как бы разомкнутыми. Организм компенсирует этот дефект усиленным развитием связок. Они, естественно, становятся толще и могут сдавливать нежные стволики чувствительных нервов на том же уровне, нарушая прохождение импульсов. Вследствие этого наполнение мочевого пузыря и в какой-то степени прохождение мочи ощущаются слабее. Это и является в таких случаях причиной ночного недержания мочи, так как ребенок не улавливает момента опорожнения мочевого пузыря. Днем, когда человек бодрствует, он более четко контролирует эту функцию.
Я в тот раз не сразу понял, как Д. С. Футеру удалось установить это простым наружным осмотром больного. Ведь этот дефект обычно выявляется при рентгеновском обследовании. Но «век живи — век учись» (для врача это непреложное правило).
— Очень просто, — ответил Давид Соломонович на мой вопрос. — Обратите внимание: в области поясничной впадинки, сразу над крестцом, волосы значительно гуще, чем вокруг. Это часто свидетельствует о наличии на этом уровне спины бифида.
Рентгенограмма позвоночника подтвердила — у ребенка действительно было незаращение дужек трех поясничных позвонков и крестца. Все точно совпало.
С тех пор прошло более четверти века, и я имел возможность многократно убедиться в диагностическом значении этого признака. Разумеется, при случае рассказываю об этом и своим ученикам, и врачам во время аналогичных консультаций.
Что же, вправе спросить читатель, если есть подобная врожденная аномалия, значит, лечить уже бесполезно?
Неверно. И в этом случае лечение почти всегда помогает достаточно быстро справиться с недугом. Назначаются специальные лекарства, улучшающие прохождение импульсов по нерву и тем самым его чувствительность. Помогают и некоторые физиотерапевтические процедуры. Все это надо выполнять одновременно с комплексом мер, необходимых при любых формах ночного недержания мочи. Во многих случаях этих общих мер бывает достаточно, чтобы одолеть недуг.
...На очередной прием пришли ко мне молодые родители с девочкой Машей трех лет. Ребенок очень подвижный — ни минуты не сидит на месте: хватает со стола предметы, пытается включить и выключить свет, даже подбирается к водопроводному крану... На замечания родителей почти не реагирует. Видно, что для них эта ситуация привычна. Поэтому в конце концов они усаживаются на кушетку по обе стороны от дочери и придерживают ее за руки. Но тут Маша закатывает истерику; правда, как только я предлагаю ей необычную игрушку, замолкает.
— Она всегда и везде такая. — Мама явно нервничает. — И дома, и вот у вас тоже. Особенно когда кто-то приходит к нам. Все равно — взрослые или дети... Спит плохо. Вздрагивает во сне, иногда вскрикивает. Почти каждую ночь простыни мокрые. Да и днем это с ней случается тоже, хотя все реже. А вот ночью постоянно. У нас есть еще старший ребенок — сынишка. Ему уже семь лет. С ним ничего подобного не было...
Детально осмотреть Машу удалось с огромным трудом. Никакой патологии нервной системы не выявилось. Других заболеваний также нет. Не бывает даже диатеза.
Но девочка — типичная неврастеничка. И только с этим в данном случае можно связать ночное недержание мочи. Факт хорошо известный — у детей с невротическими чертами очень трудно и долго вырабатываются условные рефлексы, которые обеспечивают регуляцию мочеиспускания.
Ночное недержание мочи бывает у всех детей в раннем периоде, но у большинства оно проходит до трех лет, у других, как у Маши, этот момент наступает позже. К сожалению, приходится наблюдать, что родители иной раз пытаются воздействовать на ребенка разного рода наказаниями. Ничего хорошего из этого не может получиться — практически всегда в подобных случаях нарушения закрепляются, а то и усиливаются.
Что же делать? Прежде всего обязательно посоветуйтесь с педиатром и детским невропатологом. Только они смогут установить истинные причины ночного недержания мочи и найти способы наиболее эффективного лечения. Меры общего порядка, необходимые в любом случае, сводятся к следующему.
Главное — терпение и такт. Такому ребенку требуется много внимания; необходимо щадить его психику, которая, безусловно, страдает, объяснить, что вскоре это пройдет. Особую роль здесь играет физическое воспитание — гимнастика, игры на воздухе, прогулки. Не менее важно и строгое соблюдение необходимых гигиенических правил. Постель ребенка должна быть полужесткой (ни в коем случае очень мягкой). Комнату перед сном обязательно хорошо проветривать. Имеет значение и режим питания. Во второй половине дня ребенок должен употреблять поменьше жидкости, особенно в последние два часа перед сном. За ужином можно дать что-нибудь соленое, но совсем немного. Это будет способствовать удержанию жидкости в тканях организма. Через два-три часа после того, как ребенок заснет, его стоит разбудить и посадить на горшок. Но второй раз — не будить ни в коем случае.
Условный рефлекс, помогающий человеку регулировать мочеиспускание, вообще вырабатывается довольно медленно. Вспомните бесконечные пеленки первого года жизни вашего ребенка, подгузники, специальные влагонепроницаемые штанишки... Очень много времени уходит на обучение. Поэтому наберитесь терпения. Терпение и внимание, а главное — бесконечная любовь к малышу помогут вам преодолеть это трудное время, даже если оно несколько затянулось.
Вспоминаю свои бессонные ночи более чем тридцатилетней давности. Сынишка был очень беспокойным и голосистым, особенно по ночам. Трудно было понять, по каким причинам он начинал вдруг плакать — то ли пеленки снова мокрые, то ли животик побаливает, то ли хочет пить... Тогда-то я и сделал свое личное «изобретение». Взял несколько тончайших и очень мягких медных проволочек и вплел их в маленькие прокладочки, которые вкладывались в подгузники. Концы вывел наружу и присоединил к крошечному устройству, работавшему от очень слабой батарейки для карманного фонаря. Как только подгузники намокали — раздавался звонок и зажигалась лампочка. Стало легче определять хотя бы одну из причин плача.
Моему учителю, известному детскому невропатологу Марии Борисовне Цукер это устройство очень понравилось. И как-то при всем честном народе (на большом собрании невропатологов) она рассказала о нем, чем вызвала всеобщее веселье. Событие запомнилось — еще и сейчас кто-нибудь из коллег вспоминает, как я электрифицировал новорожденного сына.
Кстати, года через два в продажу поступили подобные приборчики, облегчившие жизнь многих родителей.
А вскоре появились работы, рекомендующие этот же принцип для лечения не только детей, но и взрослых.
На этом, пожалуй, и закончим разговор о детских неврозах, хотя, разумеется, рассказанным тема не исчерпана. Неврозы относятся к относительно «легкой» патологии нервной системы у детей. Обратимся теперь к более серьезным недугам.

Назад Оглавление Далее