aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика

Основные принципы внутренних стилей

Тайцзи-цюань — квэнтисценция всех стилей ушу

Моя наставница по толкающим рукам Катя и учитель тайцзи-цюаня Гена Пучкин дали следующее описание принципов тайцзи-цюань:
1) Все три стиля — синъи-цюань, багуачжан и тайцзи-цюань — суть один стиль. Поэтому изучать тайцзи-цюань лучше с синъи-цюань, потом изучить багуачжан, потом уже тайцзи-цюань.
2) Во внутренних стилях важны не упражнения, а принципы, на которых они строятся. Принципы тайцзи-цюаня — «Столб Тайцзи» и «Сфера Тайцзи». Столб дает укоренение, а сфера — возможность для изменений.
3) Боевое применение тайцзи-цюаня имеет несколько уровней:
а) Структура Тайцзи. Начинается с изучения «Столба Тайцзи». Стопы параллельны, касаются друг друга внутренней поверхностью. Допустимо более широкое расположение стоп, но уже ширины плеч. Вес равномерно распределяется на обе стопы так, чтобы кончики пяти пальцев ног упирались в пол, пятки, основание и внешний свод стоп также. Это называется «правилом золотых гвоздей». Гвоздей может быть три (правило трех золотых гвоздей) и девять (правило девяти золотых гвоздей). Колени слегка согнуты так, чтобы линия колена проходила через вершину свода стопы. Тело слегка наклонено в пояснице вперед, плечи опущены, спина округлена. Колени повернуты так, словно они зажимают мяч. В результате создается легкое натяжение в паху. Подбородок слегка наклонен к груди, макушка тянется вверх, словно голова подвешена на веревке. В парной и боевой работе преобладает стойка лука. Боец все время перекатывается с передней ноги на заднюю и обратно. Кисть связана со стопой и в работе никогда не выдвигается за пределы носка стопы. Кисть все время защищает голову. Локоть связан с коленом, никогда не выдвигается за колено и не поднимается выше подмышки. Локти всегда смотрят вниз за исключением некоторых технических действий. Локти редко выходят за линию плеч. Локоть всегда ориентирован по средней линии тела и защищает солнечное сплетение. Плечо соединено с бедром и не работает отдельно от туловища. Плечо отстоит от тела так, чтобы в области подмышки мог поместиться теннисный мяч. Голова словно посажена на кол и движется вместе с телом. Поворачивается не голова, а все туловище, словно у человека нет шеи. В случае нападения противника при ударе и толчке, вес переносится в стопы, надо думать о стопах. Стопы — это хвост дракона, на который он опирается, а ладонь — это голова дракона. Иными словами — движение начинается от стоп, усиливается в пояснице и заканчивается в кончиках пальцев рук. При этом кисти расслаблены. Напряжение может быть только в кончиках пальцев. Вектор силы никогда не задерживается в коленях, а передается в стопы. Никогда не стоят на одной стопе, вес распределяется сразу на две стопы, стопы не отрываются от пола. Если вес находится на одной стопе, то такое положение называют «двойной вес» и это считается ошибкой. Однако, если вес тела или давление со стороны противника распределяется на все тело, то тогда боец может стоять на одной ноге и «двойного веса» не будет. Когда вес уходит только в стопы, то такое положение называют «тяжелые ноги». При этом верхняя половина тела, голова и руки «легкие», то есть, расслаблены и подвижны. Расслабленной частью тела гораздо легче двигать, чем напряженной. Однако допустимо все «тяжелое» тело. В этом случае вес тела и давление противника распределяется по специальным векторам, которые условно можно назвать «пятилучевым растяжением». Вектор силы противника или вес тела распределяют в пяти направлениях:
1) Позвоночник. Стопы утапливаются вниз, и таз тянется вниз, а макушка и шея тянутся вверх
2) Ноги. Стопы вдавливаются в землю, а поясница тянется вверх.
3) Руки растягиваются в противоположных друг другу направлениях. Для усиления раздвигаются пальцы рук и ног, но напрягаются только кончики пальцев, а кисти (лучезапястные суставы) расслаблены. Напряженная кисть считается ошибкой.
Помимо этого существует позиция «легкие ноги» и соответственно «легкие руки». В этом случае движение идет от кончиков пальцев рук к стопам. Стопа и кисть связаны между собой. При этом кисть должна быть максимально расслаблена.
б) Волна. Применение волны возможно только в позиции «легкие ноги». При этом ударные части тела подобны хлысту. Волна прокатывается от стопы к кисти и обратно. Принцип волны вырабатывается специальными круговыми движениями. Тело закручивается в круги и спирали. За основу берется специальный раздел йоги, который называется «Танец Шивы». Дело в том, что цигун и китайское ушу позаимствованы у индусов и, по сути, в основе восточных единоборств лежит восьмиступенчатая йога, особенно хатха-йога. Следует сразу оговориться, что в Китае йога претерпела значительную трансформацию и сходна с йогой только базовыми принципами, которые учитывают анатомо-физиологические особенности человеческого организма. Что касается философских концепций, то они значительно отличаются на столько, на сколько отличается культура и история Индии и Китая. Базовым элементом «Танца Шивы», является движение, известное на Западе как «игра со стаканчиком». Это когда ладонью держат стакан с водой и совершая спиралевидные движения вдоль тела вверх и вниз, стараются на опрокинуть стакан и не пролить воду. Волна может проходить по руке и ноге, по туловищу и всему телу. Волну или спирали можно разбивать по направлениям и создавать несколько спиралей. «Танец Шивы» применялся для подготовки кшатриев (воинов). На сегодняшний день считается, что йога предназначена для здоровья и духовного развития. На самом деле есть боевая йога и «Танец Шивы» является ее базовым элементом. Если закручивать спирали без контроля со стороны сознания, то они переходят в «спонтанные движения» На основе спиралей создан «спонтанный цигун». Или бесструктурный цигун, когда человек создает в теле вибрационные волны, которые он не в состоянии контролировать. В Индии «спонтанный цигун» называют Трансом. Транс возможен только в так называемом «Измененном Состоянии Сознания» (ИСС). В состоянии ИСС человек может сам себя травмировать. Техника волны позволяет контролировать «спонтанные движения» и таким образом избежать травм. В начале волна рождается в стопах или кончиков пальцев, потом она пропускается через тело, нигде не начинаясь. На этом уровне волна переходит в «спонтанное движение» или Транс. В состоянии транса и близком к нему, у человека возникает ощущение легкости в теле и эйфория. Если эйфория возникает сама по себе, то это говорит о том, что практика успешна. Если человек стремиться искусственно вызвать эйфорию, или добиться ее тем или иным способом, то это считается ошибкой.
в) Обрушение структуры или пустотность. Пустотность — самое тайное оружие мастеров тайцзи-цюань. О ней вообще не говорят. Смысл этой техники достаточно прост. Как бы человек не расслабился, на него давит его собственный вес и стопы уравновешивают тело. Получается структура. Столб Тайцзи — это базовая структура. А если есть структура, то у нее есть «слепые окна» или слабые звенья, как опоры у моста. Например, возьмем бронированное стекло. В него стреляют и пули отскакивают, но в этом стекле есть «слепые окна» или зоны. Если ударить кулаком в эту зону, то стекло расколется. То же самое и со Столбом Тайцзи. В жесткой структуре есть слабые звенья и если на них воздействовать, то структура обрушится и человек упадет. Когда бойцы тайцзи вступают в поединок, то они поражают «слепые окна» противника и защищают свои за счет постоянных изменений своего положения, то есть за счет движений тела. Но тело двигается не само по себе, а в зависимости от давления противника на него. Куда надавил противник — туда и движется тело. С учетом правила «считать до трех». Как обрушить структуру? Просто перестать держать свое тело. В этом случае человек начинает падать. Но при падении по телу прокатывают волны и спирали. За счет этих спиралей тело не падает, а взлетает, в результате перенаправляется вектор силы противника против него самого. Внешне мастер тайцзи неподвижен, но когда на него давит противник, то он вдруг отлетает на несколько метров, а мастер также неподвижен. Обрушение структуры возможно по плоскости, по линии или вектору и в точке. Мастера тайцзи в совершенстве владеют обрушением структуры в точке.
г) Бесконтаткный бой. Мастера тайцзи считают, что «движение рождается вне тела», поэтому когда противник начинает движение или движется по волне, мастер вклинивается в эту волну и изменяет направление ее движения. Это достигается за счет сужения угла обзора противника. Противнику закрывают или сужают его «поле зрения», что приводит к непроизвольным мышечным спазмам, которые тормозят начатое движение тела. Человек сбивается с ритма и если он недостаточно скоординирован, то он просто падает. Если человек встанет на одной ноге и закроет глаза, то он тут же упадет, если он будет смотреть, то будет более устойчив. Именно на перекрытии «поля зрения» основан метод бесконтактного боя. Но это — только основы. Тем не менее, бесконтактно можно воздействовать только на человека, чей разум не замутнен, то есть его сознание ясное и чистое. Если сознание замутнено или погружено в какую-то идею, то бесконтакт может не сработать.
4) В основе боевой работы лежит парная работа — туй-шоу. Туй-шоу имеет четыре уровня: толкающие руки, рассеивающие руки, липкие руки, ядовитые руки. Толкающие руки учат правильно распределять вес тела и давление противника. Рассеивающие руки учат перенаправлять движение противника. Липкие руки учат уничтожать вектор силы противника, забирать его силу, точнее импульс движения. Один известный мастер тайцзи демонстрировал следующее упражнение. Он помещал на ладонь воробья и раскрывал ладонь. Воробей пытался оттолкнуться от ладони, чтобы взлететь, но мастер поворачивал ладонь так, что толчок воробья гасился. Ядовитые руки — это искусство смертельного касания. По мнению мастеров тайцзи-цюаня убить человека, можно прикоснувшись к любой части его тела, так как все зависит не от точки или места контакта, а от нашего сознания и намерения. Опытные мастера точечной акупунктуры говорят, что точки и каналы возникают в тот момент, как в тело входит акупунктурная игла. Мы убиваем не предметом или рукой, а своим намерением или мыслью.
5) Парная работа может быть упорядоченной, то есть производиться по заданным траекториям, а может быть произвольной и выглядеть как свободный поединок.
6) Тяжелые ноги — легкие руки.
7) Руки могут быть легкие, средние и тяжелые.
8) Ноги могут быть легкие и тяжелые.
9) Работая в форме, представляешь, что борешься с противником, работая с противником — представляешь, что работаешь один.
10) Атака и защита идут на среднюю линию тела. Атакуешь среднюю линию противника и защищаешь свою.
11) Относительно средней линии тела строится восемь направлений. Три из них основные — саггитальное (защитное), вертикальное (нападение), горизонтальное (универсальное — защита и нападение). Дополнительные направления — одноименная рука — нога (левая рука — левая нога, правая рука- правая нога, это принцип тайцзи-цюань семьи Чень), противоположная рука — нога (левая рука — правая нога, правая рука — левая нога, это принцип тайцзи-цюань стиль Ян), приседание вниз — подпрыгивание вверх, поворот вправо, поворот влево. В синъи-цюань преобладает вертикальный круг, круг нападения. Поэтому в синъи-цюань защитой является нападение и нападение защитой. В синъи только атакуют. Горизонтальный круг универсален, на него ориентируются в багуачжан. В багуа есть и нападение и защита. Синъи-цюань работает только в ближнем бою, тайцзи-цюань и багуачжан работают на любой дистанции, но самое важное — сблизиться с противником. То есть, боец никогда не отступает, а стремиться войти во внутреннее пространство противника, то есть наступает.
12) В тайцзи-цюань нет нападения, поэтому саггитальная плоскость или круг является базовой.
13) Противник начинает движение первым, а заканчивает последним.
14) Нельзя свалить противника, который крепко стоит на ногах. Также по такому противнику бесполезно бить. Вначале нужно вывести его из равновесия и добивать, когда он падает.
15) Нужно уметь считать до трех. Раз — изменить направление движения противника или измениться самому. Два — вывести противника из равновесия. Можно вывести из физического равновесия, можно из психологического, можно из ментального. Три завершающий удар. В тайцзи-цюане нет техники нападения, но если вступил в поединок, то он должен быть завершен. Жалости в бою быть не должно. Любого даже поверженного противника необходимо добить. Тот, кто жалеет противника, в итоге, обречен на поражение. Боевое применение тайцзи-цюаня смертоносно и не оставляет противнику никакого шанса. Поэтому мастера предпочитают парный поединок с легким выведением противника из равновесия без членовредительства.
16) Тайцзи-цюань практикуют до тех пор, пока не овладеют его принципами. После этого практика теряет смысл.
17) Когда встречаются два мастера, овладевшие принципами тайцзи-цюаня, в бою, то исходом поединка является взаимное убийство. Поэтому мастера предпочитают не вступать в поединок.

Усилие цзинь — секретное оружие ушу

Усилие цзинь — секретная техника ушу. Она не поддается объяснению и трудна для понимания. Мастер Ян Цзюньмин в своей книге «Тайцзи — теория и боевая сила» пытается описать огромное количество техник усилия цзинь. Считается, что в тайцзи-цюань в основном работает «цзинь шелкового кокона» (по Чжоу Цзунхуа) и выброс силы — фа-цзинь (см. фильм Глеба Музрукова «Тайцзи — дыхание вселенной»). Однако многие даже знающие люди делают ошибку, считая, что выброс силы приводит к выпусканию ци во вне, то есть из тела мастера. Секрет усилия цзинь во внутренних стилях в том, что ци никогда не выбрасывается из тела. Если ци выбрасывается наружу, то это будет цзинь внешнего стиля. Во внутренних стилях усилие цзинь замыкается по кругу и ци не выбрасывается за пределы ударной части тела мастера. В первую очередь усилие цзинь связано с работой сознания мастера, помноженное на физическое и психологическое усилие. Но нужно всегда помнить одно — ни сила, ни энергия не выходят за пределы тела мастера, то есть, при ударе нет энергопотери и физических затрат. Энергопотеря и физические затраты будут только во внешнем стиле. Усилие цзинь работает за счет обрушения структуры и сухожильного напряжения, которое неподготовленный человек воспринимает как удар напряженной рукой как во внешнем стиле. Но во внутреннем стиле самый сильный удар — это «пустой удар», который выполняется расслабленной частью тела. Чтобы понять как формируется усилие цзинь во внутренних стилях, рассмотрим некоторые аспекты авторской системы «Цигун Живой Поток, игры с движением» мастера цигун и тайцзи-цюань Ян — Пучкина Г.А

Назад Оглавление Далее