aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Пример тематического занятия (классного часа) по пониманию инвалидности

Рекомендации по проведению таких уроков разработаны по инициативе Общественной палаты РФ3 и при поддержке РООИ «Перспектива». Задачи
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям независимо от их способностей или особенностей развития;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- воспитание гуманистических качеств личности;
- изучение примеров жизни и успехов людей с инвалидностью и особенностями развития;
- формирование понимания, что достижение инклюзивного общества может стать реальностью только в результате активной личной позиции каждого человека.

Пример тематического занятия по пониманию инвалидности
Пример тематического занятия по пониманию инвалидности
Пример тематического занятия по пониманию инвалидности
Пример тематического занятия по пониманию инвалидности
Пример тематического занятия по пониманию инвалидности

Дополнительная информация

Драматург и прозаик Денис Фонвизин
Русский литератор Екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Автор пьес «Недоросль», «Бригадир». Во время путешествия Д. Фонвизину пришлось перенести в Риме тяжёлую болезнь. С 1785 года писатель пользовался креслом-коляской.
Лётчик Алексей Маресьев
Один из немногих, кто прошёл медкомиссию после ампутации и стал летать с протезами. После Великой Отечественной войны А. Маресьев стал почётным гражданином многих городов. По истории А. Маресьева была написана «Повесть о настоящем человеке» (Борис Полевой).
Актёр Зиновий Гердт
Российский актёр театра и кино, народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны. При разминировании минных полей он был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. После одиннадцати операций З. Гердту сохранили поврежденную ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать. Работал в Московском театре молодёжи при дирекции фронтовых театров, в труппе Центрального Театра кукол С.В. Образцова.
Поэт Эдуард Асадов
В мае 1944 года Э. Асадов был тяжело ранен в боях за освобождение Севастополя и лишился зрения. Выйдя из госпиталя, поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. В 1951 году принят в члены Союза писателей. Тогда же в издательстве «Молодая гвардия» вышла его первая книга стихов «Светлые дороги».
Путешественник Владимир Ярец
Владимир Ярец не говорит и не слышит, поэтому о цели его путешествия сообщает плакат, который он всегда возит с собой: «Я хочу попасть в Книгу рекордов Гиннесса как единственный глухонемой человек, объехавший на мотоцикле бывший Советский Союз, Европу, Африку и Америку».
Программист Павел Лапин
Передвигается на инвалидной коляске. Увлекается программированием и векторной анимацией. Автор учебного курса анимации Flash 4. Написал и издал две книги «Самоучитель Flash 5 Анимация и язык Actionscript» и «Самоучитель Flash MX». Создал первый российский интернет-портал для инвалидов - www.disability.ru. Программные решения, используемые при создании портала, признаны уникальными и рекомендованы www.w3c.org для разработчиков сайтов.
Депутаты Госдумы: Михаил Терентьев - паралимпийский чемпион, российский спортсмен, депутат Государственной Думы, председатель Всероссийского общества инвалидов;
Александр Ломакин-Румянцев - председатель Всероссийского общества инвалидов с 1991 по 2014 г., член Комиссии по делам инвалидов при Президенте, депутат Государственной Думы пятого и шестого созыва;
Владимир Крупенников был членом Общественной палаты России, работает в области IT, ведущий телевизионной программы «Фактор жизни», депутат Государственной Думы пятого и шестого созыва;
Олег Смолин - депутат Государственной Думы, вице-президент Паралимпийского комитета РФ, вице-президент Всероссийского общества слепых.

Полезные ссылки

Всероссийское общество инвалидов. http://www.voi.ru/.
Паралимпийский комитет России. http://paralymp.ru/.
РООИ «Перспектива». https://perspektiva-inva.ru.
Городская олимпиада «Знаемрусский язык». http://mosmetod.ru/ centr/konkursy/znaem-russkij-yazyk.html.
План урока по пониманию инвалидности для учащихся начальных классов
Данный раздел является выдержкой из методического пособия по проведению уроков доброты для учащихся начальных классов4. Цикл занятий состоит из 5 уроков.
Время одного занятия - 30-35 минут, для учащихся средних и старших классов - 45 минут.
Аудитория - это группа школьников одного возраста. Количество участников не превышает средней численности одного класса (от 15 до 25-30 человек). Оптимальное количество участников - не более 20 человек.
В ходе занятий используются интерактивные методы работы, которые позволяют детям лучше понять и применить каждую ситуацию к себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам. В данном пособии не используются такие термины, как «учитель», «лектор», «педагог» или «преподаватель», - методические рекомендации ориентируются на «ведущего занятий».
При подготовке к занятиям рекомендуется отодвинуть парты или столы к стенам помещения и рассадить детей в один ряд полукругом (ведущий организует свое рабочее место в центре этого полукруга, для того чтобы быть равноправным участником интерактивного процесса).
Занятия не обязательно проводить в помещении класса - их можно организовать в спортзале, в зоне рекреации, во дворе школы, на открытом воздухе в условиях летнего лагеря и т.п.

ЗАНЯТИЕ № 1 «ИНВАЛИДНОСТЬ - ОДНА ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ»
Задачи занятия
- Определение уровня осведомлённости участников о людях с инвалидностью.
- Знакомство с понятием «инвалидность», видами инвалидности.
- Знакомство с трудностями и способами их преодоления, архитектурной доступностью.
План занятия
1. Знакомство с учениками.
2. Дискуссия «Карта ума».
3. Мини-лекция об инвалидности.
4. Технические приспособления и средства, которые ликвидируют препятствия.
5. Игра «Имитация».
6. Домашнее задание.
Ход занятия
1. Знакомство
(7-10 минут)
Ведущие знакомятся с учениками, рассказывают о себе, об организации для людей с инвалидностью, которую они представляют, а также о целях занятий доступным для детей языком. Каждый ученик называет своё имя, рассказывает о своих увлечениях.
2. Дискуссия «Карта ума»
(7-12 минут, в зависимости от заинтересованности и возраста ребят)
Цель: определить уровень понимания вопросов инвалидности у учеников.
Ребята, отвечая на вопросы о людях с инвалидностью, возможно, первый раз в жизни задумываются о барьерах, с которыми им приходится сталкиваться, о своем отношении к людям с инвалидностью, о разных приспособлениях, которые необходимы этим людям.
Ведущий проводит блиц-опрос всех учеников.
Примеры вопросов:
1. У кого есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?
2. Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если да, то где?
3. Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью в городе?
4. Какие бывают виды инвалидности?
5. Почему становятся инвалидами?
6. В каком возрасте становятся инвалидами?
7. Каких людей с инвалидностью больше - пожилых или молодых?
8. Как вы думаете, как люди без инвалидности относятся к людям с инвалидностью?
9. Как вы сами к ним относитесь?
10. С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью?
11. Кем и где работают люди с инвалидностью?
12. Что люди с инвалидностью делают в свободное время?
13. Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?
3. Мини-лекция об инвалидности
(6 минут)
В мини-лекции ученикам объясняется современный (социальный) подход к пониманию инвалидности, сформулированный в Преамбуле Конвенции о правах инвалидов:
«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Полное содержание мини-лекции изложено в Приложении к занятию № 15.
4. Технические приспособления и средства, которые ликвидируют препятствия
(7-10 минут)
Ведущий в лекции может обратить внимание школьников на то, что большинство этих приспособлений придумано для удобства всех.
Ведущий: «Давайте рассмотрим, какие бывают дополнительные приспособления, для того чтобы люди с инвалидностью могли читать книги, общаться с окружающими, быть самостоятельными в быту».
Пример вопроса ведущего ко всей группе:
«Какие вы знаете приспособления для людей, использующих инвалидные коляски?»
Дополнительная информация для ведущего содержится в Приложении к занятию № 1.

Примеры вопросов ведущего Примеры ответов
Кто пользуется пандусами? Люди на инвалидных колясках; родители с детскими колясками; пожилые люди, которым трудно подниматься по лестнице; молодые люди на роликовых коньках, скейтах и т.д.
Какие есть еще приспособления для людей на колясках? Лифт; подъемник
Кто еще пользуется лифтами? Все: мамы с детскими колясками; жители дома; грузчики
Для кого придуманы лифты - для людей с инвалидностью? Для всех, в том числе - для людей с инвалидностью
Как вы думаете, какие приспособления могут быть полезными для людей с инвалидностью по слуху? Субтитры в телепередачах и кинофильмах; информационное табло на вокзале или в аэропорту; бегущая строка в салоне автобуса или вагоне метро; виброзвонок на телефоне
А могут ли разговаривать неслышащие люди?
Что может помочь неслышащему человеку при разговоре?
Слуховой аппарат; жестовый язык
Какие могут быть приспособления для людей с инвалидностью по зрению? При переходе дороги: звуковой светофор на платформах станций метро; возле бордюров пешеходных тротуаров: рельефные полосы желтого цве- та.Для слабовидящих - желтый цвет лучше виден на сером фоне или в темноте. Люди, которые не видят, пользуются белой тростью и могут ощутить рельеф тростью или подошвой
А могут ли читать люди с нарушением зрения?
Что может помочь слепому человеку при чтении?
Слух (аудиокниги, стр. 6 книги «Разные возможности - равные права»); осязание (книги, напечатанные шрифтом Брайля, стр. 7 книги «Разные возможности - равные права»)

5. Игра «Имитация»
(Время на первую игру с инструкцией и обсуждением - 5-7 минут, следующая «имитация» может проводиться и 3-4 минуты).
Цель упражнения: дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается слепой человек, человек без руки или ноги, и понять, что он при этом ощущает.
Рекомендуется провести 2-3 раза. Если проводить имитацию 1 раз, то надо подробно её обсудить, сделать выводы. Следите за безопасностью в классе.
Ученику-добровольцу завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. Например, найти предмет, игрушку, которую спрятал ведущий, или написать на доске имя, нарисовать рисунок.
Пример игры
Ведущий: «Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Имитация». Кто из вас хотел бы попробовать поучаствовать в этой игре?»
Выбираются добровольцы.
1-й вариант
«Невидящий»
Из добровольцев выбирается участник и помощник.
Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с завязанными глазами выполнишь следующее задание -от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и вернуться на своё место».
Инструкции помощнику: «Твоя задача - оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами».
Вопрос: «Всё ли понятно?»
Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет задание.
Помощник помогает участнику по его просьбе и опекает его.
По окончании процесса участник находится в состоянии стресса (иногда аффекта), необходимо его «вернуть» в аудиторию, задавая вопросы: «Всё нормально? Ты с нами?»
Вопросы после игры к участнику:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Трудно ли было? Если трудно, то когда?
к помощнику:
- Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?
ко всей группе:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему было трудно?
- С какими ещё трудностями, по вашему мнению, встречаются плоховидящие или совсем невидящие люди?
Дополнительный вопрос по этике: Как помогали человеку с завязанными глазами?
А каким способом ещё можно помочь незрячему человеку сориентироваться в пространстве? Варианты ответов: проговаривать обстановку вслух, взять за руку. Также важно, чтобы вокруг было тихо - другие ребята не кричали, поскольку дополнительный шум только мешает сориентироваться в пространстве.
2-й вариант
«Человек без ноги»
Помощник не требуется.
Ведущий выбирает одного добровольца и объясняет ему задание: «Сейчас ты подожмешь одну ногу и пропрыгаешь от дальней стены класса до доски, возьмёшь мел, решишь пример и возвратишься к своему месту».
Вопрос: «Всё ли понятно?»
Участник выполняет задание.
Вопросы: к участнику:
- Что ты делал?
- Что ты чувствовал?
- Трудно ли было? Если трудно, то когда?
ко всей группе:
- Когда ему было трудно?
- Где ему было трудно?
- С какими ещё трудностями, по вашему мнению, встречаются люди с таким физическим ограничением?
3-й вариант
«Человек без руки»
Помощник не требуется.
Ведущий выбирает добровольца в пиджаке с пуговицами и даёт задание - снять пиджак и, держа правую руку в кармане брюк, постараться его надеть и застегнуть пуговицы или молнию.
Участник надевает пиджак или куртку с правой рукой в кармане и пытается застегнуться. При выполнении задания участником можно открыть счёт вместе со всем классом: «Раз, два, три и т.д.»
Другой вариант: участнику предлагается написать левой рукой фразу: «Я люблю свой город!»
Вопросы к участнику:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Трудно ли было? Если трудно, то когда?
ко всей группе:
- Когда ему было трудно?
- Где ему было трудно?
- С какими ещё трудностями, по вашему мнению, встречаются люди с таким физическим ограничением?
Дополнения
1. Можно в эту имитацию включить соревновательный момент - выбрать двух добровольцев.
2. Если возникают значительные трудности при самостоятельном выполнении задания, в частности при застёгивании пуговиц, то можно предложить участнику выбрать самому себе помощника.
Обсуждение без имитации
Ведущий: «А с какими трудностями приходится сталкиваться человеку на коляске?» (Ответы дополнить).
Игра «Имитация» является наглядным примером, который
становится поводом для обсуждения всем классом положения людей с инвалидностью, их трудностей и того, как их можно преодолеть.
В этом упражнении можно имитировать разные формы инвалидности.
6. Домашнее задание
(1-2 минуты)
Дети должны рассказать своим родителям, родным и друзьям об этой встрече, о том, что обсуждалось в ходе урока, и спросить у них, что они знают о людях с инвалидностью и как они к ним относятся.
Вариант домашнего задания. Ознакомиться с трудностями и способами их преодоления по книжке «Разные возможности -равные права», стр. 4-76.

ЗАНЯТИЕ № 2 «ВОЗМОЖНОСТИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»
Задачи занятия
- Знакомство с возможностями трудоустройства людей с различными видами инвалидности.
- Знакомство с особенностями параспорта.
- Знакомство с возможностями творчества людей с инвалидностью.
- Знакомство с техническими приспособлениями, которые помогают людям с инвалидностью вести привычный нам образ жизни.
План занятия
1. Проверка домашнего задания.
2. Игра «Биржа труда».
3. Обсуждение на тему «Виды спорта, которыми могут заниматься люди с инвалидностью».
4. Дискуссия «Творчество людей с инвалидностью».
5. Домашнее задание.
Ход занятия
1. Проверка домашнего задания.
(3-5 минут)
Ребята рассказывают, что на их вопросы ответили близкие.
2. Упражнение «Биржа труда»
(5-15 минут, в зависимости от количества групп и динамики класса)
Цель упражнения: сформировать у детей представление о том, что люди с инвалидностью, как и все, могут заниматься разными видами профессий и приносить пользу обществу.
Класс делят на три-четыре группы, каждой группе даётся своё задание.
Например, первой группе предлагается написать, какими видами деятельности могут заниматься люди, передвигающиеся на инвалидной коляске; второй группе - какими профессиями могут овладеть незрячие люди.
Дети учатся работать в команде, выслушивать друг друга, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения и аргументировать её.
После завершения упражнения представители команд по очереди зачитывают свои списки, рассказывая, с помощью каких дополнительных приспособлений или условий люди с инвалидностью могут выполнять ту или иную работу. Ведущие уточняют и дополняют их.
3. Обсуждение на тему «Виды спорта, которыми могут заниматься люди с инвалидностью»
(10 минут)
Ведущий задает вопрос: «Какие виды спорта вы знаете?» Ребята совместными усилиями составляют список всех известных им видов спорта.
Затем ведущий задает вопрос: «Какими видами спорта из этого
списка могут заниматься люди с инвалидностью?» При обсуждении этой темы ведущие показывают фотографии или видеоматериалы, иллюстрирующие, как люди с инвалидностью занимаются разными видами спорта.
Информация о паралимпийских видах спорта в Приложении к занятию № 27.
4. Дискуссия «Творчество людей с инвалидностью»
(7-10 минут)
Вопросы:
- Какие виды творчества вы знаете?
- Кто из вас любит рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и т.д. (блиц-опросы)?
- Как вы думаете, могут люди с инвалидностью заниматься этими видами творчества? Если могут, то каким образом?
- Нужны ли им иногда какие-либо вспомогательные приспособления?
Приведите пример.
Если остается время, можно привести примеры известных людей с инвалидностью и вкратце рассказать о них: русский полководец Михаил Кутузов, 32-й президент США Франклин Рузвельт, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен, российская певица Диана Гурцкая.
По окончании занятия ведущий делает выводы: люди с инвалидностью могут получать образование, работать, заниматься спортом и различными видами творчества.
Если это необходимо, то им помогают делать это различные специальные приспособления (средства реабилитации): слабослышащим - слуховые аппараты; тем, кто не может ходить, -кресло-коляска; тем, кому трудно ходить, - палочки и костыли; слабовидящим для получения образования необходима азбука Брайля.
5. Домашнее задание
(1-2 минуты)
Ведущие просят ребят обратить внимание на то, с какими трудностями может столкнуться человек на коляске на улице и дома. Такое домашнее задание даёт повод задуматься, что даже небольшие препятствия - ступенька, узкая дверь, которых человек без инвалидности даже не заметит, - могут стать серьёзным препятствием для людей, передвигающихся на коляске.
Вариант домашнего задания: нарисовать футбольное поле, мяч для игры в футбол для незрячих, нарисовать виды спорта для людей с инвалидностью.
Вариант домашнего задания: предложить ребятам найти в сети Интернет истории об известных спортсменах с инвалидностью, можно ознакомиться с успешными историями в книге «Разные возможности - равные права», стр. 10-11.
Ознакомиться с трудностями и способами их преодоления по книжке «Разные возможности - равные права», стр. 4-7.

ЗАНЯТИЕ № 3 «МЫ ОБЩАЕМСЯ - МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ»
Задачи занятия
- Оценка уровня знаний у школьников об особенностях и возможностях жизни людей с инвалидностью.
- Знакомство с основами этики отношения к людям с инвалидностью на примерах литературных источников.
План занятия
1. Проверка домашнего задания.
2. Упражнение «Верю - не верю».
3. Чтение сказки (на выбор) и обсуждение / Мини-лекция «Культура общения с людьми с инвалидностью - язык и этикет».
4. Упражнение «Игра в различия».
5. Домашнее задание.
Ход занятия
1. Проверка домашнего задания
(5-7 минут)
Дети рассказывают свои наблюдения о доступности города, своего района для людей на колясках и обсуждают, какие приспособления необходимы для того, чтобы люди на колясках свободно передвигались по городу.
2. Упражнение «Верю - не верю»
(10-12 минут)
Цель упражнения: упражнение позволяет узнать о возможностях людей с инвалидностью, понять, что все люди разные.
Класс делится на 4-6 команд от 3 до 7 человек.
Каждой команде даются таблички с надписями «верим» и «не верим».
Ведущие по очереди зачитывают разные тезисы, например: «Все женщины хорошо готовят», «Человек с инвалидностью может быть президентом».
Дети в группе должны вместе обсудить предлагаемый тезис и принять решение - верят они данному утверждению или нет, а после поднятия таблички ребятам необходимо обосновать своё мнение.
Ведущий: «Мы будем говорить некоторые утверждения, а пресс-секретарь (представитель от каждой команды), которого вы выберете, будет поднимать карточку - верите или не верите. Потом мы вас спросим - почему вы верите или не верите каждому из утверждений».
Пример:
«У нас в городе ездят только одни автобусы».
«Не верю».
«Почему?»
«Потому, что я каждый день вижу кроме автобусов различные автомашины».
Вопрос: «Все ли понятно?»
Примеры утверждений (среди утверждений с пометкой «на выбор» следует выбрать 1-2 для разминки):
1. Все дети любят манную кашу (на выбор).
2. Все собаки не любят кошек (на выбор).
3. Все женщины хорошо готовят (на выбор).
4. Мужчины могут хорошо готовить (на выбор).
5. У всех людей хорошее здоровье (на выбор).
6. На нашей планете растут только одни одуванчики (на выбор).

Утверждение Объяснение
Невидящие люди могут работать на компьютере Могут - есть специальные озвучивающие программы, незрячий ориентируется по слуху
Только высокие люди могут играть в баскетбол Все могут играть. Для этого можно пониже опустить корзину. В качестве иллюстрации можно показать фото с человеком на коляске, который играет в баскетбол
Неслышащие люди могут танцевать Да, могут, они «слышат» звук благодаря вибрационной чувствительности.
В качестве иллюстрации можно провести имитацию - потопать ногами по полу, а другие могут почувствовать вибрацию пола
Человек с инвалидностью может быть рок-звездой (знаменитым художником, ученым, артистом, политиком) Примеры известных людей: российская певица Диана Гурцкая (невидящая), американский певец, композитор, пианист, барабанщик Стиви Вандер (невидящий), мексиканская художница Фрида Кало (имела трудности в передвижении), американский актёр Том Круз (имеет дислексию, непонимание смысла прочитанного), Теодор Рузвельт - 32-й президент США (перемещался на инвалидной коляске) и др.

После окончания игры ведущий подводит итог:
«Мы с вами узнали о возможностях людей с инвалидностью и о том, что они бывают разные. Также мы узнали, что все люди отличаются друг от друга и то, что их окружает, тоже разное: одни любят манную кашу, другие - нет, одни хорошо готовят - другие нет, нас окружают разные дома и цветы».
3. Чтение сказки и её обсуждение
(10-15 минут)
Рекомендуется подобрать для этого сказку или рассказ, в которых должны быть отражены морально-этические особенности людей с инвалидностью, особых людей.
Например, сказка «Ведьма Винни и чёрный кот» (авторы Валери Томас и Корки Пол), «Цветик-семицветик» (автор В. Катаев) и другие.
Темы для обсуждения, затронутые в сказке «Ведьма Винни и чёрный кот»
Тема принятия человеком других такими, какие они есть, без попыток их изменить.
Ведьме было неудобно жить с котом, потому что он сливался с обстановкой. Она была постоянно недовольна котом, он мешал ей, она постоянно ЕГО перекрашивала, пытаясь тем самым сделать жизнь удобнее для СЕБЯ, не считаясь с его чувствами.
В конце сказки она покрасила дом в разные цвета, и в нём стало удобно жить и коту, и ведьме. Далее обсуждаем вопрос о доступности в городе. Город можно оснастить специальными приспособлениями, чтобы они были удобны и людям с инвалидностью, и людям без инвалидности.
Темы для обсуждения, затронутые в сказке «Цветик-семицветик»
1. Тема морального выбора. Мое благополучие (девочки Жени) и благополучие другого (мальчика Вити).
2. С каждым может быть интересно и можно найти общий язык. Жене мальчик Витя изначально понравился своим характером. После того как Женя узнала о его особенностях - она постаралась изменить ситуацию (загадала желание, чтобы Витя снова смог самостоятельно ходить). Мы не можем так чудодейственно изменить ситуацию, но в наших силах, при желании общаться с человеком, найти общие с ним интересы, общие игры, общее дело.
Альтернативный вариант чтению сказки - мини-лекция «Культура общения с людьми с инвалидностью - язык и этикет» (8 минут).
Используйте Приложение к занятию № 38.
4. Упражнение «Игра в различия»
(7-10 минут)
Цель упражнения: упражнение помогает детям осознать, что все люди отличаются друг от друга - и своим обликом, и своими способностями и умениями, и именно этим они интересны и полезны друг другу.
Ведущий разбивает участников занятия на пары и даёт общее для всех пар задание.
В течение 1 минуты каждый участник занятия должен найти три различия между ним и своим напарником. Например: глаза, волосы, одежда, привычки, увлечения. Потом каждый будет говорить, называя имя напарника: «Таня, я отличаюсь от тебя тем, что у тебя волосы светлые, а у меня - тёмные», «Петя, я отличаюсь от тебя тем, что ты любишь играть в футбол, а я люблю играть в хоккей» и т.д.
Минуту спустя ведущий начинает поочерёдный опрос всех пар. Каждый ученик должен 3 раза сказать: «(Имя напарника), я отличаюсь от тебя тем, что...»
Всего должно быть озвучено по 6 отличий в каждой паре. Ученикам предлагают постараться не повторять ответы других пар. Чтобы ученики не повторяли друг за другом однажды найденный параметр различия между ними, ведущий по ходу ответов подсказывает по необходимости, где можно искать отличия друг от друга:
• фасон и цвет одежды;
• рост;
• цвет глаз;
• форма причёски;
• цвет и длина волос;
• успеваемость по различным учебным дисциплинам;
• личные увлечения (хобби);
• любимые книги и фильмы;
• нелюбимые занятия;
• умение что-либо делать;
• спортивные увлечения;
• как любят отдыхать;
• кто-то умеет хорошо петь, а кто-то учится танцевать;
• кто-то изучает английский язык, а кто-то - немецкий и т.п.
Если не хватает времени на то, чтобы ответил каждый ученик
в классе, то можно провести опрос тех нескольких пар, которые хотят ответить.
По итогам игры ведущий делает вывод:
«Мы все разные, и каждый из нас хорош по-своему.
Мы все отличаемся друг от друга - внешностью, привычками, умениями, знаниями (накопленными в разных областях).
Поэтому все мы - внешне разные и умеющие делать разные вещи - нужны, полезны и интересны друг другу».
5. Домашнее задание
(1-2 минуты)
Ведущие просят ребят посчитать ступеньки, которые надо преодолеть, чтобы выйти из дома на улицу.
Вариант домашнего задания: предложить ребятам найти в сети Интернет истории об известных людях с инвалидностью, можно ознакомиться с успешными историями в книжке «Разные возможности - равные права», стр. 8-9.

ЗАНЯТИЕ № 4 «ДОСТУПНОСТЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»
Задачи занятия
- Знакомство с препятствиями, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью.
- Знакомство с техническими приспособлениями, которые позволяют школьникам с инвалидностью посещать школы.
- Знакомство с возможностью совместного обучения детей с инвалидностью и без инвалидности.
План занятия
1. Обсуждение темы «Что нужно изменить в школе и городе для создания доступной среды».
2. Рисуем школу будущего.
Ход занятия
1. Обсуждение темы «Что нужно изменить в школе и городе для создания доступной среды» (10-15 минут).
Обсуждается тема совместного обучения детей с инвалидностью и без инвалидности. Ведущие рассказывают о тех школах в их городе или других городах, где учатся ребята с инвалидностью, и вместе с классом думают, что необходимо изменить в их школе, чтобы все дети могли учиться вместе.

Вопросы для обсуждения Варианты ответов
Как вы думаете, могут ли ребята с инвалидностью и без инвалидности учиться вместе в одной школе? Препятствия для школьников на коляске: ступеньки, узкие проходы, высоко висит доска, выключатели, тяжело достать книги с полки. Решение - можно опустить выключатели, доску, построить пандус, лифт, подъёмники, поручни, широкие проходы
С какими трудностями могут столкнуться ребята, которые передвигаются на коляске, имеют особенности слуха, зрения? Препятствия для школьников с отклонениями слуха - трудности в общении, понимании, что говорит учитель. Решение ситуации: опора на зрение - делать учителю видеопрезентации, информационные таблички, общение по СМС, писать на бумаге, по Интернету
Как можно приспособить школу, что изменить, добавить, чтобы ребятам с инвалидностью было удобно передвигаться, учиться в школе? В классе? Препятствия для школьников с особенностями зрения - трудности в ориентировке в пространстве. Решение - жёлтая разметка на лестнице, двери, таблички шрифтом Брайля около кабинетов, учитель должен проговаривать материал для таких учеников. Ребята с инвалидностью вместе с классом думают, что необходимо изменить в их школе, чтобы все дети могли учиться вместе

2. Рисуем школу будущего
(На рисование 10-15 минут, на презентацию - по 3 минуты на команду).
Цель упражнения: ребята начинают осознавать, насколько важно детям с инвалидностью ходить в школу, общаться со сверстниками, с другими людьми.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых рисует свою школу будущего, школу, в которой есть все необходимые приспособления и условия для их сверстников с инвалидностью. На команду дается лист формата А3 и карандаши, фломастеры.
Вариант задания - рисуем доступный город
Каждому ребёнку даётся по 1 листу формата А4. Каждый рисует учреждения (школы, больницы, кинотеатры, можно отдельно класс, спортивный зал и проч. на выбор). После окончания рисования все рисунки вывешиваются на доску - получается доступный город. Дети могут рассказать классу о своём рисунке.
Полученные в ходе этого занятия рисунки можно затем использовать при создании плакатов, календарей и другой продукции, продвигающей идею инклюзивного образования.

ЗАНЯТИЕ № 5 «ЖИЗНЬ БЕЗ БАРЬЕРОВ»
Задачи занятия
- Закрепление материала о жизни людей с инвалидностью, пройденного на предыдущих занятиях.
- Знакомство с особенностями жизни людей с инвалидностью через просмотр фильмов - участников кинофестивалей «Кино без барьеров».
Основная задача последнего занятия - закрепить пройденный материал и ещё раз обратить внимание ребят на ключевые проблемы этой темы.
Для этого организуется просмотр фильмов - участников кинофестивалей «Кино без барьеров».
Фильмы подбираются разные: о возможностях людей с инвалидностью, о доступности среды, об отношении к людям с инвалидностью, а также об инклюзивном образовании.
Рекомендуются фильмы: «О любви», «Ты можешь всё», социальные ролики об инклюзивном образовании, «Давай поиграем в футбол».
После просмотра каждого небольшого фильма с детьми проводится обсуждение.
Обсуждение лучше начать с того, что дети увидели, какие это вызвало чувства. Потом обсудить тему фильма, которую выделили дети, и определить практическое значение, обсудить то, как раскрывается тема жизни людей с инвалидностью и без инвалидности.
Добавление занятии по праву
Для учащихся средних и старших классов рекомендуется дополнительно провести также цикл занятий по правам людей с инвалидностью и пониманию Конвенции о правах инвалидов (занятия со 2-го по 4-е по Пособию для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности - равные права»9).
Эти занятия можно поставить после 5-го занятия «уроков доброты».
В начале второго занятия «Возможность равноправия - если право защищено и есть поддержка» рекомендуется провести ознакомление с таблицей «Равенства прав людей с инвалидностью и без инвалидности» (методическая разработка в Пособии на стр. 15, в книге для детей «Разные возможности - равные права» - на стр. 5).
Пример проведения «уроков доброты»
Своим опытом делится Мария Генделева, ведущая «уроков доброты», консультант РООИ «Перспектива».
«Когда мы, двое ведущих из РООИ "Перспектива", пришли в московскую школу № 1132 для проведения «уроков доброты» и впервые встретились с ребятами из двух пятых классов, у них в глазах читался вопрос: "Что вы здесь делаете и зачем пришли?"
В ходе первых занятий чувствовалась некоторая скованность, так как дети редко видят людей с инвалидностью и редко о них говорят. Отвечая на вопрос ведущих, встречали ли раньше людей с инвалидностью, ребята в основном говорили о дедушках и бабушках - ветеранах войны и о тех людях, которые просят милостыню в метро.
Оказывается, до этого они даже не задумывались, что не все их сверстники могут вместе с ними ходить в школу, посещать театры, кино и музеи, потому что здания не приспособлены для людей с инвалидностью.
Сначала ребята выразили желание помогать людям с инвалидностью, говорили, что жалеют их, но никто не сказал, что хочет дружить с ними и готов относиться к ним так же, как ко всем остальным людям. Школьные занятия были построены таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию на личном опыте, а затем поделиться своими чувствами с другими. Важно было и то, что вели занятия молодые люди с инвалидностью. Мы были для них наглядным примером того, что люди с инвалидностью, несмотря на все трудности, учатся, работают, занимаются спортом и т.д.
После нескольких занятий ребята освоились - они встречали нас с улыбками, активно участвовали во всех предлагаемых нами обсуждениях, опросах и ролевых играх. Они проектировали и рисовали школу будущего, где вместе смогут учиться все дети - с инвалидностью и без инвалидности. Многие ребята захотели общаться со своими сверстниками с инвалидностью. Все ученики начали задумываться о том, что необходимо людям с инвалидностью для полноценной жизни, и приходили к выводу: им нужна не жалость и чрезмерная опека, а доступная окружающая среда, приспособленный общественный транспорт, звуковые светофоры, съезды с бордюров, лифты в зданиях и т.д.
Порадовало и то, что ребята начали замечать и анализировать ситуацию с безбарьерной средой в Москве. Кто-то из них рассказывал, что видел пандус при входе в магазин, но под очень крутым наклоном и без перил, поэтому людям на инвалидных колясках будет сложно самостоятельно заехать по нему. Кто-то радостно делился новостью - в Москве появились автобусы с подъёмниками. Словом, ребята правильно оценивали ситуацию, стали замечать то, мимо чего раньше проходили. Главное - вовремя дать им информацию к размышлению, направить их по верному пути. Ведь дети очень любознательны, восприимчивы и меньше, чем взрослые, подвержены влиянию стереотипов.
Словом, к концу наших занятий детей, безразлично относящихся к проблеме, не понимающих нужды людей с инвалидностью, в классе не осталось».

___________

3 Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Урок доброты: равные возможности - высокие результаты». http://mosmetod.ru/centr/konkursy/uroki-dobroty.html.

4 Методическое пособие по проведению уроков доброты с младшими школьниками. М., 2012. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/ publication/posobie-uroqi-dobroty.pdf.

5 Пособие для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности - равные права». Планы занятий и методические рекомендации. ЮНИСЕФ, 2011. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/publication/ raznye-vozmozhnosti-ravnye-prava_zanyatiya.pdf. С. 26-41.

6 Пособие для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности - равные права». Планы занятий и методические рекомендации. ЮНИСЕФ, 2011. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/publication/raznye-vozmozhnosti-ravnye-prava_zanyatiya.pdf.

7 Пособие для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности - равные права». Планы занятий и методические рекомендации. ЮНИСЕФ, 2011. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/publication/raznye-vozmozhnosti-ravnye-prava_zanyatiya.pdf. С. 26-41.

8 Пособие для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности - равные права». Планы занятий и методические рекомендации. ЮНИСЕФ, 2011. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/publication/raznye-vozmozhnosti-ravnye-prava_zanyatiya.pdf. С. 26-41.

9 Пособие доступно для скачивания на сайте: http://deti.perspektiva-inva.ru/broshyury/posobie-dlya-provedeniya-zanyatii-p okonventsii-o-pravakh-invalidov).

Назад Оглавление Далее