aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

4.4. Дидактические материалы для проведения уроков

4.4.1. Примеры тренинговых упражнений для использования

«Варежки»
Цель: формирование эмпатии по отношению к людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Реквизит: рубашки на пуговицах, варежки.
Ход игры: в игре принимают участие 2 и более пары, один участник из пары надевает рубашку, другой - варежки. Участник в варежках должен застегнуть пуговицы на рубашке напарника.
Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Что чувствовали Вы?», «Было ли трудно застегнуть рубашку с надетыми варежками?».
«Сзавязанными глазами»
Цель: формирование эмпатии по отношению к людям с нарушением зрения.
Реквизит: 2 платка, доска классная, 2 мелка (могут быть использованы 2 стола, 2 ручки, 2 листа бумаги).
Ход игры: в игре принимает участие один или двое. Участнику завязывают глаза платком, его располагают в центре класса, он должен самостоятельно подойти к доске (к столу) и написать слово, например «ОКНО».
Рефлексия: «Ваши ощущения?», «Хотелось ли Вам попросить помощи?», «Почему не попросили?».
«Стулья»
Цель: формирование эмпатии по отношению к людям, у которых нарушено зрение.
Реквизит: стулья (10-12), платок. Стулья выстроить в ряд.
Ход игры: Участнику завязывают глаза, подводят его к ряду стульев. Он должен пройти весь ряд, придерживаясь за спинки стульев. Затем участника отводят в сторону, один из стульев убирают, участника снова подводят к ряду стульев, и он должен снова пройти весь ряд, проводя рукой по спинкам стульев.
Рефлексия: «Ваши ощущения?»
«Рисунок из зеркала»
Цель: понимание трудностей, которые испытывает человек в необычных обстоятельствах.
Реквизит: стол и стул, зеркало средней величины, лист бумаги с нарисованной заранее большой окружностью, цветной карандаш или фломастер/маркер.
Ход игры: Количество участников не ограничено. Одновременно может участвовать несколько человек, соответственно наличию реквизита.
Участник садится на стул напротив зеркала, перед собой держит лист бумаги с окружностью. Карандаш нужно взять в левую руку (или, наоборот, в правую, если человек обычно пишет левой рукой). Попытаться нарисовать звезду внутри окружности, глядя в зеркало и не глядя на сам рисунок на бумаге.
«Диктант»
Цель: понимание того, как строить коммуникацию, взаимодействие (рекомендуется для взрослых и старших школьников).
Реквизит: стулья, бумага А4, листы с диктантом - графическим (геометрическим) рисунком.
Ход игры: Количество участников - желательно вся группа с чётным числом участников. Если не позволяет пространство в аудитории, то любое четное число участников, остальные являются наблюдателями. Стулья расставить парами спинками друг к другу. Каждая пара стульев находится на некотором удалении друг от друга, чтобы не видна была работа соседних участников.
В паре один участник получает чистый лист бумаги, а другой -лист с «диктантом».
По команде ведущего участники начинают «писать диктант», при этом говорить разрешено только тому, у кого лист с заданием. Другой участник пишет на чистом листе. Нельзя переспрашивать, нельзя задавать вопросы (5-7 минут). По окончании времени участники сдают листы ведущему и получают новый «диктант». Вновь по команде ведущего участники «пишут диктант». Во втором задании пишущий может задавать вопросы, уточнять сказанное (5-7 минут).
Остальные слушатели наблюдают за участниками «Диктанта», затем участвуют в обсуждении.
Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Какие были трудности?», «Почувствовали ли разницу при выполнении первого и второго задания?», «Когда было проще?».
Раздел «стереотипы и ярлыки». Переходя к данному разделу, задаём вопросы, которыми обобщаем информацию, полученную в предыдущем разделе «Как мы воспринимаем человека с инвалидностью?».
«Какие чувства этот человек вызывает у вас?» Слушаем ответы аудитории, комментируем.
Реквизит - бумага, фломастеры/ручки.
Задание: каждый участник пишет на листе крупными буквами один из известных ему ярлыков. Затем каждый показывает лист с написанным ярлыком и даёт свой комментарий.
Обсуждение: «Какие из приведённых терминов отнесём в группу неэтичных, принижающих достоинство, а какие имеют право на существование?»

4.4.2. Примерный список фильмов

Фильмы - участники фестиваля «Кино без барьеров»:
- «Интервьюер» (фильм - участник и победитель фестиваля «Кино без барьеров», реж. Женевьева Клей-Смит и Робин Брайан, Австралия, 2012);
- «Звёздочки на земле» (реж. Аамир Кхан, Амол Губтэ, Индия, 2007);
- «Антон тут рядом» (реж. Любовь Аркус, Россия, 2012);
- «Мой маленький братик с Луны» (реж. Фредерик Филиба, Франция, 2008);
- «Путешествие Марии» (реж. Мигель Галлардо, Испания, 2012);
- «Клеймо» (реж. Ольга Арлаускас, Россия, 2011);
- «Академия специалистов»4 (реж. Мигель Галлардо, Испания, 2012);
- Мультфильм «Про Диму» (автор Наталья Ремиш, Россия, 2016);
- «Ольга» (реж. Григорий Шум, Россия, 2006).
Методические рекомендации по использованию фильмов
1. Использование фильмов в ходе уроков по пониманию инвалидности эмоционально включает слушателей в рассматриваемые вопросы и способствует лучшему восприятию темы урока. Необходимо продумывать заранее, какой фильм будет использован и почему. Например, если урок посвящается пониманию людей с нарушением зрения, то, вероятно, более уместно показать фильм или часть фильма, рассказывающего о жизни человека с нарушением зрения. Тогда вопросы и проблемы будут более глубоко восприняты аудиторией. Следует таким же образом продумать игры и примеры ситуаций для обсуждения ошибок в работе педагога, чтобы они соответствовали теме, обозначенной фильмом, показанным в начале.
2. Продолжительность фильмов варьируется и может составлять от 10 минут до 2 часов. Следует заранее продумать, какую часть фильма следует показать аудитории. В предложенной нами примерной структуре урока фильм выполняет функцию введения в жизненную ситуацию семьи, в которой родился ребёнок с синдромом Дауна. При подготовке урока необходимо определить, какую функцию выполняет отрывок из фильма, что он должен сообщить аудитории (например, с какой проблемой ознакомить).
3. Фильм может быть показан в любой части урока, важно при этом продумать связь фильма с этапом урока, его задачами. Например, фильм «Ольга» способен очень сильно включить эмоционально аудиторию в проблемы семей, в которых родился ребёнок с синдромом Дауна. Если же мы хотим показать, что человек с синдромом Дауна может быть отличным работником, если он получил необходимую подготовку и опыт, то фильм «Интервьюер» это сделает лучше всего.
4. Некоторые фильмы могут выполнить сразу несколько функций: ярко показать проблему и то, каким образом можно было бы её решить (например, фильм «Антон тут рядом»). Однако при этом продолжительность фильма выходит за рамки обычного урока. Таким образом, следует продумать, как, в какой аудитории, в какое время, с какой образовательной целью стоит его использовать и как построить дискуссию с аудиторией после просмотра этого фильма.
5. Нужно учесть возраст аудитории при отборе фильма или его части для показа во время урока.
6. Фильмы необходимо обязательно обсуждать в группе. В ходе обсуждения каждый участник высказывает не только общие оценки, но и идеи, чувства, знания, которые позволяют раскрыть ценностные суждения.

___________

4 Некоторые из данных фильмов есть в открытом доступе в сети Интернет. О фильмах, участниках Международного кинофестиваля «Кино без барьеров», можно больше узнать на сайте фестиваля https://kinofest.org/.

Назад Оглавление Далее