aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Прекрасное в нас

Приступая к написанию этой статьи, я долго думала, с какого возраста закладывается в человеке то, что принято называть пониманием мира, мироощущением, разносторонностью его познания; то, что даёт человеку возможность ощущать этот мир наиболее полно, чувствовать свою опосредованную причастность к событиям его: истории человечества, тайнам природы, познанию внутреннего мира самого человека, умению восхищаться, понимать и бережно относиться ко всему тому прекрасному, что создано человеком и природой. Словом, всё то, что даёт человеку возможность наиболее полно раскрыться как личности, проявить свой талант, данный каждому Богом, почувствовать свою причастность к этому огромному, загадочному и невероятно интересному миру.
Наверное, это спорно, но, на мой взгляд, внутренний мир человека, его отношение к окружающему миру, его ощущение и понимание себя в нём - всё это начинает формироваться в очень раннем возрасте. Из маленьких эпизодов, из крошечных событий, быть может, совсем незаметных, незначительных для взрослого человека, впечатлений от увиденного и услышанного, из каждого мгновения жизни маленького человека рождается в его сознании и подсознании этот большой мир, ощущение и понимание его, потому что для ребёнка нет ничего незначительного в этом мире и каждое мгновение — событие. Поэтому развитие ребёнка в дошкольном возрасте, формирование его внутреннего мира является предпосылкой его будущего успеха или неуспеха в жизни, отправной точкой в формировании характера и взаимоотношений с окружающими людьми во взрослой жизни. То, как человек будет чувствовать себя в будущем, насколько гармонично, уютно он будет ощущать себя в обществе, во многом зависит от того, как и чем будет наполнена его жизнь в этот отрезок времени, такой короткий с точки зрения взрослых и такой огромный, длиною в целую жизнь, за которую нужно столько узнать, почувствовать и осмыслить. Взрослые должны помнить, что каждая прогулка с папой или мамой, каждая поездка куда-то являются праздником для маленького человека. Именно в эту пору в ребёнке зарождается эстетика понимания и ощущения мира и то, что называют "хорошим вкусом", и очень важно, чтобы в этот период жизни он познакомился со всеми теми бесценными произведениями искусства в разных ипостасях проявления человеческого гения, с теми сокровищами духовной жизни человечества, которые учат маленького человека чувствовать и размышлять, думать и сопереживать, смеяться и плакать; словом всем тем непреложным истинам и ценностям духовной жизни человека, что закладывают основу и дают огромный потенциал для дальнейшего духовного развития и творческой жизни человека.
Я — маленький, горло в ангине. За окнами падает снег. И папа поёт мне: «Как ныне Сбирается вещий Олег...»
Я слушаю песню и плачу, Рыданье в подушке душу, И слёзы постыдные прячу, И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира Дремотно жужжит за стеной. И плачу над бренностью мира Я, маленький, глупый, больной.
Д. Самойлов "Из детства "
Эта статья посвящена проблеме дошкольного обучения детей- инвалидов, тому, как я представляю себе это обучение, каким я хотела бы его видеть. Мне давно хотелось поговорить об этом, поделиться своими воспоминаниями и рассказать о своих детских ощущениях.
Дело в том, что ребёнок-инвалид в раннем возрасте ещё не ощущает того, что он чем-то отличается от всех остальных, у него ещё не сформировался комплекс, который очень часто потом сопровождает многих людей с физическими отклонениями - комплекс неполноценности. Он ещё не понимает, не ощущает своего отличия, он полон душевных сил, энергии жизни и внутренне он такой же как все дети - вечный двигатель, генератор идей, вопросов и ответов, которому нужны внимание, любовь, понимание и терпение взрослых даже в большей степени, чем обычному ребёнку и не для проявления чувства жалости к нему из-за его физического недуга, а для того, чтобы помочь ему научиться самому преодолевать все трудности. Это как раз то замечательное время жизни, когда ребенку можно и нужно дать почувствовать, что он такой, как все, и что с помощью средств, призванных помогать людям с физическими отклонениями, он многое может, он может жить полноценной жизнью; для этого только нужно приложить больше упорства, сил и терпения.
Проблема общения вообще и общения со сверстниками стоит в ряду главных проблем, которые возникают в жизни детей- инвалидов. Это связано, прежде всего, с другой проблемой - проблемой передвижения таких детей. Их поездки куда-либо редки, а значит, столь же редки встречи и общение со сверстниками, как и просто общение с людьми. Они в этом смысле полностью зависят от родителей. Обычно эти дети до начала обучения в школе не посещают никаких учебных заведений и их обучение и жизнь проходят дома. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно для ребёнка общение со сверстниками в совместных играх, прогулках, сколь значимы для ребёнка посещения театров, музеев, парков, историко-культурных мест родного города да и просто прогулки на природе помимо своего двора; насколько интересно ему общение с людьми, с теми, кто может рассказать ему что-то новое, увлекательное об этом мире. Поэтому очень хотелось бы, чтобы учебные заведения, которые занимаются обучением таких детей, имели бы транспорт, чтобы привозить детей на занятия и возможность устраивать поездки для них.
И ещё об одном необходимо сказать - о самом обучении. Во- первых, очень бы хотелось, чтобы это учебное заведение не было похоже на своеобразную «резервацию», куда принимают только детей с физическими отклонениями. На мой взгляд, совместное обучение детей с нормальным физическим развитием и с отклонениями в физическом развитии принесёт пользу как тем, так и другим, но при этом должны быть созданы дополнительные условия для адаптации детей-инвалидов (о чём говорилось выше). Единственное условие приёма - та или иная возрастная группа. Во-вторых, мне кажется, что знакомство в процессе обучения с историей и культурой мира, с основами религий мира, с античной культурой, которая дала начало всей последующей культуре и искусству Европы, знакомство с мифами, легендами, сказами и сказаниями разных народов мира необходимы для развития маленького человека. И в этом смысле неплохо было бы обратиться к опыту классического обучения дореволюционной России и что-то, возможно, перенять и оттуда, как прекрасное наследие, оставленное нам многими поколениями лучших людей России.
Вот такие пожелания и мысли возникли в ходе раздумий на эту тему, которыми я и поделилась в этой статье.
Мне бы хотелось пожелать всем детям чудесных открытий, знакомств со всем прекрасным, светлым, добрым в этом огромном, интересном мире!

Назад Оглавление Далее