aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Глава 10. Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

Под осанкой следует понимать привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. В более широком понимании осанка — это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностике ее нарушений используют характеристики позы стоя.
Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника.
У новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба — шейного лордоза — начинается вскоре после рождения ребенка под воздействием работы мышц, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб — грудной кифоз — начинает формироваться, когда ребенок садится и ползает на четвереньках. Позже, когда ребенок начинает стоять и ходить, процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба — поясничного лордоза (чем больше таз наклонен вперед, тем сильнее выражен поясничный лордоз) — и, начиная с трех-четырех лет, образованием арочной формы костей стопы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности.
Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и'хронические и острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена настроения. Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки.
Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка — это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках, т.е. остеохондроз.
Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая груць и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к снижению амортизационной способности, а значит, и к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.
Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма. Привычка горбиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.
При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника или косого расположения таза — во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.
Пропорции тела с возрастом меняются: относительный размер головы уменьшается, конечностей — увеличивается и т.д. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается благодаря разному взаиморасположению частей тела и разным усилиям мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания имеет отличия.
Нормальная осанка дошкольника. Грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.
Нормальная осанка школьника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты кспине (не выступают). Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.
Нормальная осанка юноши и девушки. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей — грудной кифоз.
При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго. У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости.
Правильная осанка и типичные варианты ее нарушений показаны на рис, 113.
Простейший тест на правильность осанки в сагиттальной плоскости — встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены, расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов — примерно 2—3 пальца.

Нарушения осанки

Сутуловатость. Грудной кифоз увеличен, его вершина находится в верхней части грудного отдела, а на уровне VII— VIII грудных позвонков кифотическая дуга заканчивается. Поясничный лордоз сглажен. Плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине (так называемые крыловидные лопатки).
Круглая спина. Кифоз равномерно увеличен на всем протяжении грудного отдела, поясничный лордоз несколько сглажен, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине. Устойчивое положение тела сохраняется благодаря небольшому сгибанию ног в коленях. Для круглой спины в большей степени, чем для сутуловатости, характерны впалая грудная клетка и плоские ягодицы. Из-за укорочения грудных мышц ограничено разгибание в плечевых суставах: ребенок не может полностью поднять руки вверх.
Кругловогнугая спина. Все изгибы позвоночника увеличены, голова, шея, надплечья наклонены вперед, живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты или даже переразогнуты, чтобы удержать центр тяжести в пределах опорной поверхности. Мышцы живота, спины (в грудном отделе), задней поверхности бедер и ягодиц растянуты и истончены. Из-за дряблости брюшного пресса возможно опущение внутренних органов.
Плоская спина. Все изгибы позвоночника сглажены, поясничный лордоз выражен слабо и смещен кверху. Нижняя часть живота выдается вперед. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена кпереди. Скелетная мускулатура плохо развита, мышцы туловища и спины утончены. Плоская спина является следствием функциональной неполноценности мускулатуры, когда формирование физиологических изгибов позвоночника и наклона таза нарушено из-за недостаточной мышечной тяги. При плоской спине чаще, чем при других нарушениях осанки в сагиттальной плоскости, развиваются сколиоз и другие дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника. Из-за нарушенной рессорной функции позвоночника и недостаточной прочности тел позвонков при такой осанке чаще происходят их компрессионные переломы.
Плосковогнутая спина. Грудной кифоз уменьшен, поясничный лордоз немного увеличен. Таз как бы сдвинут назад и опрокинут вперед, из-за чего ягодицы отставлены назад, а живот выступает вперед и отвисает книзу. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.
Для сколиотической осанки характерно дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины. При этом нарушается симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника: голова наклонена вправо или влево, плечи, лопатки, соски находятся на разной высоте, треугольники талии асимметричны. Мышечный тонус на правой и левой половинах туловища неодинаков, сила и выносливость мышц снижены. Такие нарушения осанки трудно отличить от ранних стадий развития сколиоза.
В отличие от сколиотической болезни при функциональном нарушении осанки во фронтальной плоскости искривление позвоночника и асимметрия правой и левой сторон тела исчезают при разгрузке мышц в положении лежа. Но главное отличие сколиотической болезни от просто нарушений осанки во фронтальной плоскости — скручивание позвоночника вокруг своей оси. Позвонки при этом расположены, как ступени винтовой лестницы. Из-за этого при наклоне вперед ребра на выпуклой стороне сколиотического изгиба позвоночника выпячиваются назад.
Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражены, а тем более если они прогрессируют, пора идти к врачу. При подозрении на сколиоз необходимо рентгенологическое исследование, которое позволяет на ранних стадиях выявить скручивание позвоночника.

Сколиотическая болезнь

Сколиотическая болезнь в отличие от сколиотической осанки — это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (скручиванием вокруг своей оси) тел позвонков, характерной особенностью которого является прогрессирование, связанное с возрастом и ростом ребенка. Для дифференциальной диагностики, конечно же, лучше обратиться к ортопеду, так как в середине прошлого столетия даже специалистами допускались ошибки в различии этих состояний или терминов. Так, в Закарпатье в 1943 г. было выявлено 63% больных сколиозом детей, а среди осмотренных взрослых — всего 2%. Это еще раз доказывает возможность неправильной оценки детей с дефектом осанки.
Для дифференциальной диагностики критерием прежде всего будет устранимость замеченной патологии самим больным или врачом и отсутствие искривления позвоночника на рентгенограмме, произведенной в положении лежа. Истинный сколиоз даже в начальной стадии развития характеризуется деформацией самого позвоночника, которая сохраняется независимо от нагрузки и положения больного.
Различают следующие формы сколиоза в зависимости от его этиологии и патогенеза: врожденный (в том числе диспластический), неврогенный, статический и идиопатический.
Врожденный сколиоз зависит от деформации, котораяразвивалась на почве изменений в костном скелете позвоночника: синостоз (сращение) ребер одной стороны, добавочные ребра, добавочные полупозвонки, синостоз остистых отростков, дефекты дужек и т.д. и дисплазия пояснично- крестцового отдела; диспластический сколиоз — спондилолиз, незаращение дужки позвонков (рис. 114). Общность врожденного происхождения заставляет объединить оба понятия по этиологии в одну форму — врожденный сколиоз.

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

Неврогенныескол иозы в основном возникают в результате перенесенного полиомиелита, их причиной является нарушение мышечного равновесия со стороны как мышц спины, так и косых мышц живота. К группе неврогенных относятся также сколиозы на почве миопатии, сирингомиелии, нейрофиброматоза, спастических параличей и т.д.
Статические сколиозы, как правило, являются результатом поражения какого-нибудь сустава нижней конечности, чаще всего анкилоза, врожденного вывиха бедра и т.д., т.е. поражения, способного давать укорочение конечности с последующим стойким изменением позвоночника. Дегенеративные сколиозы развиваются на фоне дегенеративно-дистрофических изменений в межпозвонковых дисках и дугоотростчатых суставах, имеющих многосегментарный характер, и сопровождаются нестабильностью и боковым спондилолистезом в одном или двух позвоночных сегментах. Такие сколиозы обычно развиваются после 40 лет, причем в прошлом искривление позвоночника не отмечалось.
Идиопатическаяформасколиозанаиболеераспространена, однако происхождение ее до настоящего времени еще неясно. Некоторые авторы сколиоз, называемый ранее рахитическим, относили к идиопатическому, однако особенности ряда биохимических процессов позволили признать за идиопатической формой сколиоза гормональное начало, а большинство авторов, отмечая нарушение нервно-мышечного равновесия при этой форме сколиоза, относили неясность причины возникновения его или к полиомиелиту, или к каким-либо нейродистрофическим процессам, особенно в мышечной ткани. Поэтому вполне понятна тенденция некоторых ортопедов отнести в ряде случаев идиопатический сколиоз в раздел диспластических и врожденных сколиозов.
Некоторые ортопеды выделяют группы рахитических и семейных (наследственных) сколиозов.
В 80-е годы наиболее рациональной была признана классификация, предложенная М. В. Волковым, Е. К. Никифоровой, А. Ф. Каптелиным, которые делят всех больных сколиозами на две группы: с врожденными и с приобретенными. К врожденным сколиозам относятся: врожденная аномалия развития позвоночника, дисплазия пояснично-крестцового отдела, семейные сколиозы идр.; а к приобретенным — рахитические, паралитические, статические, идиопатические и, конечно, дегенеративные.
В 1991 г. В. А. Фафенрот предложил сводную классификацию, в которую вошли 13 видов структурных и 6 видов неструктурных сколиозов, приводить которую в данном издании нецелесообразно из-за громоздкости классификации и насыщенности специфической терминологией.
Тяжесть сколиоза характеризуется степенью изменений, причем одни ортопеды определяли степень по клинической картине и тяжести искривления, а другие — придерживались определения степени в зависимости от величины угла основного искривления, ориентируясь по рентгенограммам.
Из многочисленных способов определения угла искривления наибольшее распространение получил метод Кобба, основанный на определении угла, образованного двумя конечными позвонками дуги искривления (рис. 115).

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

С этой целью на рентгенограмме наносят две линии, параллельные плоскости нейтральных позвонков и широкой межпозвонковой щели. В точке пересечения этих линий измеряют угол сколиоза. При малых искривлениях определяют дополнительный угол между Перпендикулярами к этим линиям.
У больных с врожденным сколиозом отмечаются изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Если деформация образуется в грудном отделе, деформированные позвонки увлекают за собой прикрепленные к ним ребра, вследствие чего наступает деформация грудной клетки с развитием реберного горба.
В ортопедии главной задачей при лечении сколиоза ставится определение и исправление основного искривления.
Чем дольше существует сколиоз, тем он становится стабильнее, фиксированнее.
Уточнение диагноза требует обязательного рентгенологического исследования:
- сравнение рентгеновских снимков, произведенных лежа и стоя;
- сравнение рентгеновских снимков, сделанных стоя или сидя, а также с наклонами.
Прогрессирование деформации при сколиозе зависит от возраста больного, типа и степени искривления, а также этиологии. Наибольшее его прогрессирование отмечается в период бурного роста ребенка и обычно заканчивается с прекращением роста. Однако это положение не относится к сколиозам, развившимся на почве полиомиелита, так как в этих случаях он может прогрессировать и после прекращения роста ребенка. Следовательно, чем раньше заболел ребенок, тем больше опасность прогрессирования деформаций, и чем позже он заболел, тем меньше возможность значительного развития сколиоза.
Прогрессирование сколиоза продолжается с ростом ребенка и достигает максимума в пубертатный период, у девочек в 11 — 13 лет, а у мальчиков — в 14—16. С этого возраста степень прогрессирования постепенно снижается и прекращается к концу периода роста скелета, т.е. к 17—20 годам.
Следить за прекращением роста ребенка можно по тестам окостенения крыла подвздошной кости (зоны Риссера).
Чтобы определить отклонение дуги позвоночника, прикрепляют нить отвеса лейкопластырем к коже в области шейного позвонка и степень отклонения остистых отростков позвоночника от линии отвеса измеряют сантиметром (см. рис. 18).
В поздних стадиях сколиоза происходит постепенное прогрессирование деформации, утолщение суставных отростков желтой связки, развитие стеноза позвоночного канала и каналов спинномозговых нервов, чаще на поясничном уровне.
Процесс сопровождается стойким болевым синдромом, симптомами радикулогенной хромоты, что требует оперативного лечения.
Профилактика и лечение. Учитывая частую возможность прогрессирования сколиоза и зная приблизительно время его появления, а в большинстве случаев и дальнейшее течение, большое внимание надо обращать на профилактику этого заболевания.
В ранние периоды жизни ребенка, с грудного возраста до 3 лет, важны правильное питание, пребывание на свежем воздухе, гигиена сна и закаливание детей как профилактика возможного рахита. При наклонности к прогрессированию процесса показаны пребывание в гипсовых кроватках, массаж мышц туловища, ванны.
В дошкольном возрасте необходимо следить, чтобы мебель ребенка соответствовала его росту. Спать дети должны на жесткой постели с маленькой подушкой под головой. Наибольшее внимание необходимо уделять школьникам, так как в 7-9- и 12—14-летнем возрасте отмечается наибольшее прогрессирование сколиоза. Если сколиоз не прогрессирует (измерение, рентгенография в сравнении с прежними снимками), возможно амбулаторное лечение — периодические занятия лечебной гимнастикой {упражнения, растягивающие связочный аппарат позвоночника, противопоказаны). Основное внимание необходимо обратить на занятия спортом: особенно рекомендуются ходьба на лыжах, баскетбол и волейбол, плавание. В школахдетям со сколиозом занятия в общей группе не рекомендуются, им следует посещать специальные группы для занятий корригирующей гимнастикой. Гимнастика должна проводиться в положении на спине, животе, четвереньках, включая упражнения с палкой.
Необходим совет ортопеда: возможно, ребенку лучше учиться в специализированной школе-интернате, где больные занимаются в положении лежа на животе, в перерывах делают гимнастические упражнения, ночью спят в гипсовых кроватках.
Необходимо помнить, что лечебная гимнастика должна проводиться технически правильно и, что самое главное, с учетом правильных показаний к ней (особенно в случаях ясного этиологического фактора) и с постоянным контролем за течением деформации позвоночника.
Консервативное лечение. Целью консервативной терапии сколиоза является создание компенсаторных искривлений и исправление (редрессация) первичного искривления.
Консервативные методы лечения сколиоза объединяют: а) лечебную гимнастику по индивидуально разработанной программе; б) корригирующее вытяжение; в) корригирующие гипсовые кроватки или этапные гипсовые корсетыкроватки; г) этапную редрессацию аппаратами; д) ношение корригирующих и поддерживающих корсетов; е) общеукрепляющее лечение.
Корригирующие гипсовые кроватки в лечении больных со сколиозом не только имеют большое профилактическое значение, но и являются эффективным лечебным мероприятием.
Большую роль влечении сколиоза играют съемные аппараты и корсеты. Преимущества ортопедических корсетов и аппаратов в том, что больные при корригировании могут свободно в них ходить. К таким аппаратам, получившим наибольшее распространение, относятся аппараты Дюкроке, Риссера, Блаутта, ЦНИИПП идр. Дети снимают корсет только на ночь и спят в гипсовых кроватках с деторсионными подушками.
Кроме физиотерапевтического лечения больных со сколиозами, которое проводится строго по показаниям, большое значение имеет санаторно-курортное лечение, назначаемое в зависимости от этиологии сколиоза.
Консервативное ортопедическое лечение (лечебная гимнастика, массаж, аппаратотерапия и др.), физиотерапия, санаторно-курортное лечение, а также медикаментозная терапия и рациональный пищевой рацион довольно часто дают положительный эффект, особенно если они начинают проводиться в ранних стадиях заболевания.
Оперативное лечение сколиоза имеет определенные показания: безуспешность длительного консервативного лечения при прогрессировании сколиоза II степени. Все сколиозы III степени требуют коррекции и оперативной фиксации позвоночника. Кифосколиоз II—III и ГУстепеней также требует оперативного вмешательства.
Операциинаскелете. Наиболыпеераспространение получила фиксация позвоночника и торакопластика. Операция задней фиксации позвоночника (спондилодез) проводится с целью закрепления достигнутой коррекции и обеспечения устойчивости на месте первичного искривления; кроме того, остеопластическая фиксация должна снять боли, восстановить работоспособность больного, а также удовлетворить его с косметической точки зрения. Задняя фиксация позвоночника применяется как заключительный этап после ортопедического и консервативного лечения, как предупреждение развития деформации и, наконец, как дополнение к другим оперативным методам лечения сколиоза (рис. 116).

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

Профилактика нарушений осанки

В первые годы жизни ребенка полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья в целом, и для нормального формирования позвоночника. Внимательное отношение к здоровью малыша, регулярные визиты к врачу и консультации позволят своевременно выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые проявляются тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание и другие общеоздоровительные мероприятия — этого на первых порах достаточно для нормального физического развития.
Что еще необходимо ребенку, так это с первых недель жизни подружиться с хорошим неврологом. Более или менее выраженная перинатальная энцефалопатия сейчас есть практически у каждого новорожденного и часто требует длительного лечения.
Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенокдолжен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если приходится дольше нескольких минут находиться в одной и той же позе, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски — и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора и компьютера, ежедневная физкультура) — необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки — все это ухудшает ситуацию. При сколиозе грудной отдел позвоночника значительно чаще бывает изогнут выпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху — закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют «школьным» сколиозом — именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной «удобной», но неправильной позе при письме правой рукой. Одно из старинных синонимичных названий юношеского кифоза — «кифоз подмастерьев». Подмастерьям портных и сапожников приходилось сутулиться за работой, в отличие от подпасков, принцев и нищих, которые чаще вырастали прямыми и стройными. А горбится ребенок круглые сутки за верстаком у злого хозяина или за компьютером у добрых родителей — позвоночнику все равно.
Начнем с того, как первоклассник сидит, когда делает уроки. Чаще всего — в полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на «взрослом» стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи — выше ушей, спина, чтобы опереться на спинку стула, выгибается так, что смотреть на нее больно, и в поясничном отделе формируется кифоз вместо лордоза. Или ребенок сидит боком на краешке стула, формируя себе классическую сколиотичеекую осанку. Или держит книгу на коленях, формируя себе... И так далее. Тоже самое происходит и в школе — старинных удобных парт теперь не делают, и школьники от первого до одиннадцатого класса сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста. На ситуацию в школе, тем более при кабинетной системе, вы повлиять не можете. Но можете (и должны!) организовать рабочее место школьника дома. При этом старайтесь следовать следующим правилам:
1. Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для этого к спинке обычного стула можно привязать толстый-толстый слой пенопласта или поролона, прикрепить на нужном расстоянии лист фанеры и т.д.
2. Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик. Тогда при опоре на спинку стула спина сохраняет естественную форму.
3, Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз — 30—35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза. Какие ножки у мебели при этом подпиливать, а какие и как удлинять и что подложить на сиденье стула, думайте сами.
4. Можно не пилить мебель и не возиться с листами фанеры, а купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах — вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.
5. Под нога подставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра — лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.
6. Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо {снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости. Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.
7. Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти — располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно, и даже желательно, по возможности опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.
8. Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30—45 минут занятий следует встать и подвигаться 5—10 минут.
9. Следите за тем, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть, боком к столу и т.п. (рис. 117).

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

Современный человек ведет сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы. А что еще можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника.
1. Полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, пластических веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище.
2. Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна.' Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.
3. После уроков школьнику, особенно ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы могли расслабиться и отдохнуть.
4. Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.
5. Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок.
Ребенку необходимо побольше двигаться и хотя бы по 20—30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки — это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. По сути, каждый из видов спорта может навредить позвоночнику. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы.
Самое-самое главное средство профилактики и самый необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника — это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама по себе хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях, у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично физически развитого ребенка.
В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно заниматься своим здоровьем или здоровьем своих детей мы начинаем не заранее, а тогда, когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.
Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата, причем в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые мы хотим тренировать, на другие мышечные группы. Перед тем как приступать к собственно тренировке, необходимо научиться правильно выполнять упражнения. Это также является одной из основных зацач начального этапа.
Общеразвиваюгцие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки выполняют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.
При типичных нарушениях осанки нарушения мышечного тонуса более или менее одинаковы, и при их коррекции следует использовать одинаковые группы упражнений.
При сутуловатости и круглой спине следует уделить больше внимания укреплению мышц спины и плечевого пояса, расслаблению и растягиванию мышц груди, осторожно увеличивать подвижность грудного отдела позвоночника.
При кругловогнутой спине необходимо укреплять мышцы живота, спины, задней поверхности бедер, плечевого пояса и растягивать мышцы груди, поясницы и передней поверхности бедер. Следует избегать укрепления мышц поясницы и усиления поясничного лордоза. Для этого при тренировке мышц живота в положении лежа на спине надо прижимать поясницу к полу и выше поднимать ноги (лордоз при этом уменьшается); при упражнениях для мышц спины в положении лежа на животе поднимать только голову и плечи, а под живот можно подкладывать небольшую подушку.
При тоской спине следует укреплять все группы позных мышц, мышцы плечевого пояса и ног, осторожно развивать подвижность грудного отдела позвоночника и избегать излишнего увеличения поясничного лордоза.
При плосковогнугой спине необходимо укреплять все группы мышц, кроме мышц поясницы (их надо растягивать, чтобы уменьшить поясничный лордоз), обратить особое внимание на укрепление мышц задней поверхности бедер и брюшного пресса.
При асимметричной осанке надо особенно осторожно относиться к упражнениям, увеличивающим подвижность позвоночника, а при вьтолнении упражнений особое внимание обращать на симметричное положение тела.

Навык правильной осанки

Выработка нормальной или максимально приближенной к ней осанки — это и конечная цель лечения, и то, с чего необходимо начать занятия лечебной физкультурой.
Поддерживая правильную осанку, не надо напрягать мышцы, тело не должно бьпь скованным («как аршин проглотил»), Излишнее напряжение особенно характерно в начале обучения, когда при попытке выпрямиться деревенеет не только туловище, но и руки, и даже лицо.
Для формирования хорошей осанки очень важно ощущение положения собственного тела в пространстве. Правильные ИП, правильное выполнение упражнений развивают мышечно-суставное чувство, помогают выработать правильный двигательный стереотип.
Принимать правильную осанку и исправлять замеченные дефекты помогает использование зеркала, а еще лучше — большого трельяжа, в котором можно осмотреть себя не только спереди, но и сбоку.
ИП сами по себе являются одновременно упражнениями: они выравнивают тонус мышц с правой и левой стороны туловища, нормализуют физиологические изгибы позвоночника и тонус позных мышц, помогают выработать навык правильной осанки. Перед тем как приступить к выполнению упражнений, научите ребенка правильно принимать ИП.
Лежа на спине. Голова, туловище и ноги расположены на одной прямой, лоб и подбородок — на линии, параллельной полу, плечи опущены, руки лежат вдоль туловища, поясница прижата к полу.
Лежа на животе. Голова, туловище и ноги расположены прямо, лоб опирается на тыльную поверхность положенных друг на друга ладоней. При выполнении упражнений из ИП лежа на животе руки могут располагаться вдоль тела ладонями вниз или опираться ладонями на пол по бокам от груди. При повышенном тонусе мышц плечевого пояса лоб и плечи можно положить на валики.
Лежа на боку. При выполнении упражнений в этом ИП необходимо удерживать туловище именно на боку: не заваливаясь вперед или назад, не сгибая ноги в тазобедренных суставах и сохраняя нейтральное положение поясницы (без прогиба вперед или назад). Нижнюю руку вытягивают вперед или подкладывают ладонь под щеку. Верхняя рука, поставленная «окошком» (перед грудью, опирается ладонью на пол), помогает поддерживать и контролировать положение туловища (рис. 118).

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

Стоя. Голова поднята так, чтобы лоб и подбородок находились на одной вертикальной линии; плечи немного опущены и отведены назад, лопатки сведены и прилегают к спине, руки свободно опущены вдоль туловища или опираются ладонями на пояс, грудь выступает вперед, живот втянут, колени выпрямлены, стопы параллельны, на ширине одной ступни или на ширине плеч.
Сидя. Голова и туловище — в том же положении, что и в позе стоя, ладони на бедрах или на поясе, ноги расположены симметрично, голеностопные, коленные и тазобедренные суставы согнуты под прямым углом, опора на ягодицы одинакова.
Приведенные ниже упражнения не надо выполнять все подряд. Для каждого занятия выбираются 3—5 упражнений для выработки правильной осанки, столько же — на равновесие, столько же — на расслабление, на растягивание и укрепление определенных мышц и т.д., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения для выработки правильной осанки

ИП: стоя спиной к стене.
1. Принять правильную осанку. При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова приподнята, плечи немного опущены и отведены назад, лопатки прилегают к спине. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер. При этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов и угол его наклона уменьшается.
2. Потянуть руки и плечи вниз, голову — вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).
3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).
4. Положить руки за голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох). Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять и в ИП сидя.
5. Принять правильную осанку. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, снова принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.
6. Принять правильную осанку, сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку. Это упражнение, как и предыдущее, можно делать с закрытыми глазами.
7. Принять правильную осанку, сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища — «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку, исправить дефекты.
8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3—5 секунд, вернуться в ИП. Все эти упражнения можно усложнить — выполнять, не прислоняясь спиной к стене.
ИП: стоя.
9. Принять правильную осанку. Не отрытая пяток от пола, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и спины. Медленно встать, проверить правильность осанки, исправить дефекты.
10. Поле на голову мешочекс песком, принять правильную еезнку. Присесть, голову и спину держать прямо, стараясь не уронить мешочек. Вернутьсяв ИП, проверить осаш:.
11. Упражнение с партнером: стоя лицом друг к другу с мешочками на голове, перебрасывать мяч друг другу (снизу или от груди). Сохранять правильную осанку, стараться не уронить мешочек с головы.
ИП: лежа на спине.
12. Прижать область поясницы к полу, приподнять голову и плечи, проверить правильность расположения тела.
13. Вытянуть руки вперед, перейти в положение сидя, сохраняя спину прямой. Согнуть ноги в коленях, встать, сохраняя правильную осанку.
14. Согнуть одну ногу в коленном и тазобедренном суставах, обхватить колено руками, прижать кживоту. Одновременно прижать к полу область поясницы. Вернуться в ИП. Повторить упражнение с другой ногой. Приподнять голову, проверить положение тела.
15. Принять правильное положение, проверить его, подняв голову и плечи. Перевернуться «бревнышком» на живот, приподнять голову и плечи, согнуть руки в локтях, кисти поднести к плечам ладонями вперед («крылышки»). Лечь на живот, перевернуться «бревнышком» на спину. Проверить и исправить положение тела.
«Крылышки» — очень популярное упражнение для укрепления мышц, притягивающих крыловидные лопатки к спине. При этом следует лопатки свести, опустить вниз и прижать к спине, плечи отвести назад и опустить вниз. Руки в плечевых и локтевых суставах должны быть максимально согнуты, а лучезапястные суставы и пальцы — выпрямлены. Руки от подмышек до кончиков пальцев должны находиться в одной плоскости с верхней частью туловища. Голова расположена прямо, затылок и верхняя часть спины — на одной прямой. Удержать такое положение нелегко, хочется расслабить мышцы междулопатками, свести плечи, растопырить локти в стороны и отвести их назад, повыше поднять голову. Но пользы от неправильно выполненного упражнения не будет. Лучше один раз несколько секунд продержаться в правильной позе, чем много раз и подолгу делать упражнение неправильно. ИП: сидя.
16. Прислониться спиной к стене, принять правильную осанку: смотреть прямо перед собой, подбородок поднят, затылок, лопатки и ягодицы прижаты к стене, плечи на одном уровне, вес тела поровну распределен между ягодицами, ноги согнуты в суставах под прямым углом. Проверить правильность осанки с помощью зеркала или партнера.
17. Сесть прямо. Последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, спины и живота. Закрыть глаза и принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить осанку.
18. Сесть прямо, положить на голову мешочек с песком. Встать, сделать один-два шага вперед, вернуться назад, сесть. Удерживая правильную осанку, не дать мешочку упасть.
19. Упражнение с партнером: сидя лицом друг к другу с мешочками на голове, бросать мяч обеими руками от груди и ловить его. Сохранять правильную оанку, стараясь не уронить мешочек с головы. Ходъбасмешочкомнаголове:
- с остановками для проверки правильности осанки;
- с перешагиванием через препятствия — веревочку, скамейку и т.д.;
- с выполнением дополнительных заданий: в полуприседе, с высоким подниманием коленей, боком — скрестным и приставным шагом.

Упражнения на равновесие

Улучшить координацию движений, выработать и закрепить навык правильной осанки, нормализовать состояние позных мышц помогают упражнения на равновесие. При их выполнении тренируется ощущение положения тела в пространстве, вырабатывается новая схема тела, позволяющая принимать и удерживать правильную позу. Для усложнения этих упражнений уменьшают площадь опоры — стойка на носках, на одной ноге, на буме или бревне, а также изменяют положение центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании гантелей, набивных мячей и других предметов. Чем чаще меняется положение центра тяжести, тем больше необходима дифференцированная работа мышц и координация движений. Поэтому для тренировки равновесия целесообразно использовать резкие переходы от динамической работы мышц к статической — остановку после ходьбы или бега, переход в положение стоя после прыжка или кувырка и т.д.
Примеры упражнений
ИП: стоя.
1. Развести руки в стороны, плавным движением вытянуть прямую ногу вперед, в сторону, назад и вернуть в ИП. Повторить движение второй ногой.
2. Выполнить те же движения ногами при различных положениях рук (руки вытянуты вверх, заложены за голову, кисти лежат на плечах).
3. Поднять согнутую в колене ногу, развести руки в стороны, задержаться в этом положении на счет 3—4, вернуться в ИП. Повторить для второй ноги.
4. Поднять одну ногу, плавным движением вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, опустить руки. Вернуться в ИП. Повторить, стоя на другой ноге.
5. Стоя на одной ноге, выполнять различные круговые движения руками: во фронтальной и сагиттальной плоскостях, синхронные и попеременные, в одну и другую сторону.
6. Руки на поясе. Подняться на носки на счет 3—4, вернуться в ИП.
7. Подняться на носки, повернуть голову в одну сторону; затем в другую, вернуться в ИП.
8. Стоя на носках, вытягивать руки вперед, вверх, в стороны, выполнять различные движения руками (как в упражнениях 3—5).
9. Выполнить те же движения руками, стоя на носке одной ноги, вторую ногу согнуть в коленном и тазобедренном суставах.
10. Повороты головы и различные движения руками выполнять, стоя на носках с закрытыми глазами.
11. Стоя на одной ноге, захватить стопу второй ноги (спереди) обеими руками (рис. 119).

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

12. Выполнить то же упражнение, но захватить стопу поднятой ноги разноименной рукой.
13. Стоя на одной ноге, руки разведены в стороны, согнуть вторую ногу в коленном и тазобедренном суставах, достать коленом лоб.
14. «Ласточка»: развести руки в стороны и, стоя на одной ноге, вторую отвести назад, наклонившись вперед (рис. 120), Задержаться в этом положении на счет 2—3, вернуться в ИП, повторить, сменив положение ног.

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

15. Сделать «ласточку» и поменять положение ног прыжком.
16. Сделать «ласточку» и повернуться на носке на 90° влево, затем вправо.
17. Боковая «ласточка»: руки на поясе, отвести одну ногу в сторону, туловище наклонить в другую сторону. ИП: упор присев.
18. Встать, выпрямиться, поднять согнутую в колене ногу, развести руки в стороны. Вернуться в ИП, повторить упражнение для второй ноги.
19. Выполнить то же упражнение, но руки поднять вверх.
20. Выполнить то же упражнение с различными движениями рук (вперед, в стороны, круговые движения).
Можно усложнить последние три упражнения из упора присев, поднимаясь на носок одной ноги.
21. Сделать «ласточку», «боковую ласточку» из упора присев. ИП: ступни одна перед другой на одной линии, на расстоянии неболъшогошага.
22. Повороты головы и туловища.
23. Различные движения руками в этой стойке,
24. Из того же ИП — подъем на носки и различные движения головой, туловищем, руками.
Ходьба:
- с остановками на одной ноге по сигналу;
- с мешочком на голове и с остановками на одной ноге по сигналу;
- с разнообразными движениями рук и остановками на одной ноге по сигналу;
- по начерченной линии (ноги ставить одну перед другой). Упражненияспартнером:
25. Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, сделать «ласточку».
26. Из того же ИП присесть на одной ноге.
27. «Бой на бревне»: встать на расстоянии двух вытянутых рук лицом друг к другу на нарисованную на полу линию или невысокую скамейку, стопы одна перед другой. Ударяя ладонью по ладони партнера, стараться сохранить равновесие.

Упражнения на снаряде

Движения на гимнастической скамейке, буме, бревне выполнять сложнее, чем на полу. Вначале упражнения на снарядах выполняют на полной ступне, с разведенными в стороны руками. По мере улучшения чувства равновесия можно уменьшать площадь опоры, вводить различные дополнительные движения. Ходьба:
- с поворотами на 180°;
- вперед спиной;
- вверх и вниз по наклонной скамейке;
- с различными движениями рук;
- с движениями свободной ногой (согнуть, выпрямить, поставить на пол);
- приставным шагом, боком (приставным и скрестным шагом, с поворотами);
- на носках с различным положением рук;
- на носках с различными движениями рук;
- с перешагиванием через препятствия — мяч, веревочку и т.д. (рис. 121);

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

- с полуприседанием на опорной ноге; свободную ногу на каждом шаге опускать вниз или вытягивать вперед;
- с опусканием на колено: сделать шаг, остановиться, опуститься на одно колено, повторить для другой ноги;
- с опусканием на колено, но в упоре на колене выполнять различные движения руками;
- с выпадами: сделать шаг, остановиться, переднюю ногу согнуть, заднюю отвести назад, сделать несколько пружинящих приседаний на передней ноге, выпрямиться, повторить для второй ноги.
ИII: стоя на скамейке.
1. «Ласточка».
2. «Боковая ласточка».
3. «Ласточка» с различными движениями рук.
4. Бросать и ловить мяч — в одиночку или с партнером.

Расслабление мышц

Расслабление требует особого внимания, ведь не только дети, но и взрослые часто не знают, что это такое, не могут по команде расслабить мышцы. Научить ребенка расслабляться нередко является самой трудной задачей в курсе лечебной физкультуры. Расслабиться особенно сложно нетренированному человеку. Здесь требуется определенный опыт в обращении со своими мышцами, умение управлять степенью их напряжения.
Важно не только научиться расслаблять мышцы в покое, но и уметь расслабить те мышцы, которые не участвуют в движении, — и во время выполнения упражнений, и в повседневной жизни. На это следует обратить особое внимание на начальном этапе тренировок.
При обучении используйте понятные ребенку сравнения: «рука отдыхает», «рука висит свободно, как тряпочка». Объясните ребенку важность расслабления для успешной тренировки и для здоровья в целом.
Расслабление снимает напряжение мышц, ускоряет восстановление работоспособности после тренировки. Особенно важно научиться расслаблять позные мышцы с повышенным тонусом — это необходимое условие формирования правильной осанки.
При расслаблении снижается тонус не только скелетных мышц, но и гладкой мускулатуры внутренних органов в соответствующих зонах. Упражнения в расслаблении — прекрасный способ тренировки тормозных реакций для возбудимых детей. Постоянные стрессы вызывают напряжение мускулатуры всего тела, и расслабление лица и рук хорошо снимает психическую нагрузку и облегчает расслабление более крупных мышц.
Чтобы проверить, расслабил ли ребенок мышцы, можно надавить на них и почувствовать снижение мышечного тонуса (расслабляясь, мышцы становятся мягче). Тонус мышц можно проверить и с помощью пассивных движений — взять конечность ребенка в руки и подвигать ею. Расслабленные конечности не сопротивляются и не помогают пассивным движениям; если расслабленную руку или ногу приподнять и резко отпустить, она не задерживается в воздухе, а безвольно падает. Пока навык расслабления не будет выработан, необходимо постоянно проверять, правильно ли ребенок выполнил упражнение, полностью ли расслаблены его мышцы.
Расслаблять мышцы необходимо не только после нагрузки, но и перед ней. Это относится и к каждому занятию, и к курсу тренировки в целом.
Чтобы облегчить расслабление, обучение начинают в удобном ИП, лучше всего лежа на спине. Ощущение расслабления мышц можно вызвать у ребенка по контрасту с чувством их напряжения: «Напряги руку... а теперь расслабь».
Расслабление облегчают такие дополнительные приемы, как встряхивание, раскачивание, маховые движения конечностями.

Упражнения

ИП: лежа на спине.
1. Поднять согнутую в колене ногу, покачать ею в воздухе, расслабить мышцы, свободно уронить ногу на пол. То же проделать второй ногой.
2. Поднять согнутые в локтях руки, потрясти кистями, расслабить и уронить руки на пол.
3. Одной рукой взять вторую за кисть, встряхнуть ее и отпустить. Расслабленная рука свободно падает вдоль туловища. То же проделать второй рукой.
4. Согнуть руки в локтях с упором на локти; согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах с упором на стопы.
Опираясь на локти и стопы, приподнять таз, прогнуться, вернуться в ИП. Расслабить правую руку, свободно уронить предплечье и кисть на пол. Так же расслабить левую руку. Расслабить правую ногу — стопа свободно скользит вниз. Так же расслабить левую ногу.
5. Руки лежат вдоль туловища, ноги прямые. Вытянуть руки вверх и в стороны, потянуться всем телом, максимально напрячь все мышцы. Расслабиться, вернуться в ИП. В течение 10—30 секунд расслабление сопровождается словами взрослого: «Все мышцы расслаблены, теплые, отдыхают. Ноги тяжелые, теплые, они отдыхают. Руки теплые, тяжелые. Живот расслаблен».
ИП: лежа на животе, кисти под подбородком.
6. Согнуть ногу в колене, попытаться достать пяткой до ягодицы. Расслабить и уронить ногу. То же проделать второй ногой.
7. Полностью расслабить мышцы шеи, спины, рук, ног. Партнер или инструктор проверяет полноту расслабления. IIII: сидя.
8. Руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, откинув туловище и запрокинув голову назад. Расслабить мышцы, опустить голову, уронить туловище на колени, а руки — на пол.
9. Обхватить руками ногу под коленом, приподнять ее, расслабить и покачать руками голень. Отпустить руки и уронить ногу на пол. То же проделать со второй ногой.
10. Развести руки в стороны, потянуться. Согнуть руки в локтях (предплечья свободно свисают вниз), расслабить мышцы, покачать расслабленными предплечьями и кистями. Проверить полноту расслабления.
11. Приподнять плечи («удивиться»), расслабить и уронить их. ИII: стоя.
12. Поднять руки вверх, потянуться. Расслабить кисти и руки в локтях — уронить кисти к плечам. Расслабив руки полностью, уронить их вдоль туловища.
13. Продолжить предыдущее упражнение: расслабив руки, наклониться вперед, расслабить мышцы плечевого пояса, покачать расслабленными руками.

Растягивание мышц

Растягивание хронически сокращенных мышц и потерявших эластичность суставов и связок необходимо для формирования правильной осанки не меньше, ато и больше, чем укрепление ослабленных мышц.
При выполнении этих упражнений требуются осторожность и постепенность. Нельзя в погоне за быстрым успехом растягиваться через боль — это может привести к прямо противоположным результатам. Упражнения в растягивании не должны вызывать неприятных ощущений.
Растягивание следует проводить после легких динамических упражнений и упражнений на расслабление. Растягивание «холодных» и напряженных мышц неэффективно и даже вредно, так как при этом легко получить растяжение связок.
Кстати, следует не путать термины. Растягивание — это упражнения для мышц и связок, а растяжением называют травму, при которой разрываются мышцы или часть волокон связки.
Чтобы избежать растяжений, движения при растягивании должны быть медленными, пружинящими. Для лучшего расслабления мышц растягивать их следует на вдохе.
Мышцы конечностей можно одновременно «разогреть» и расслабить маховыми движениями с небольшой амплитудой. Такие же махи, но с большой амплитудой, можно применять для растягивания связок и мышц. Будьте осторожны: слишком размашистые движения могут привести к растяжению связок.
Подбирать упражнения необходимо с учетом индивидуальных особенностей осанки, целенаправленно растягивая только те мышцы и связки, которые в этом нуждаются.
Эластичность мышц тесно связана с гибкостью позвоночника. Если подвижность позвоночника в соответствующем отделе нормальная или немного выше нормы, дополнительно растягивать мышцы не следует.
Одновременно с растягиванием необходимо укреплять мышцы-антагонисты, напряжение которых обеспечивает выполнение движений во время упражнений на растягивание.
При уменьшенных физиологических изгибах позвоночника, например при плоской спине, необходимо в первую очередь укреплять мышцы и осторожно выполнять упражнения на увеличение гибкости малоподвижных участков позвоночника. Упражнения на растягивание мышц обычно нужны при увеличенных физиологических изгибах. Чаще всего в растягивании нуждаются:
- мышцы поясницы и передней поверхности бедер (при увеличенном угле наклона таза и усиленном поясничном лордозе);
- мышцы задней поверхности бедер (при увеличенном грудном кифозе, особенно при круглой спине);
- грудные мышцы (при увеличенном грудном кифозе, впалой грудной клетке, приведенных вперед плечах).

Упражнения

Поясница
При выполнении упражнений на растягивание мышц поясницы необходимо выполнять наклоны вперед за счет поясничного отдела позвоночника так, чтобы грудной отдел сгибался как можно меньше. Грудь при наклонах следует выпячивать вперед, голову немного отводить назад, вытягивая вперед подбородок, ноги держать чуть-чуть согнутыми в коленях. ИП. стоя.
1. Наклониться вперед, руками обхватить голени сзади, потянуться грудью к коленям.
2. Наклониться вперед, потянуться руками к носкам, сделать несколько пружинящих движений (выдох), вернуться в ИП (вдох).
3. Согнуть одну ногу, захватить ступню одноименной рукой, коснуться коленом одноименного плеча, вернуться в ИП. Повторить для второй ноги.
4. Наклониться, захватить руками носки ног. Пройти несколько шагов в этом положении.
ИП: стоя, ноги на ширине плеч.
5. «Дровосек»: сцепить руки в замок, потянуться вверх и назад (вдох), резко наклониться и опустить руки (выдох).
6. Наклониться вперед, пружинящими движениями дотянуться пальцами рук до носков.
7. Сделать то же, но дотянуться до пяток. ИП: сидя на полу, ноги вытянуты вперед.
8. Развести руки в стороны, наклониться вперед, потянуться руками к носкам.
9. Выполнить то же, но с пружинящими наклонами.
10. Наклониться вперед, обхватить руками голени или голеностопные суставы, коснуться подбородком коленей.
11. Захватить руками ступню одной ноги, согнуть ногу в колене, прижать колено к одноименному плечу. Корпус держать прямо. Повторить для второй ноги.
ИП: сидя на полу, ноги согнуты, колениразведены в стороны, пятки прижаты друг к другу.
12. Взяться руками за стопы или за голени. Наклониться вперед, пружинистыми наклонами прижимать грудь к ногам.
13. Наклониться вперед и в сторону, коснуться подбородком колена. Руки свободны. Повторить в другую сторону.
14. Сделать то же упражнение, но разноименной рукой обхватить голеностопный сустав, помогая наклону туловища.
Те же упражнения можно выполнять, сидя потурецки. При этом стопы следует не поджимать под себя, а располагать на некотором расстоянии от туловища.
Задняя поверхность бедер
Мышцы задней поверхности бедер растягиваются «за компанию» при выполнении большинства упражнений для растягивания мышц поясницы. Чтобы сместить акцент с поясницы на заднюю поверхность бедер, ноги необходимо держать максимально разогнутыми.
В следующих упражнениях больше растягивается задняя группа мышц бедер, а поясница — несколько меньше. ИП: стоя.
1. Встать боком к опоре (спинке стула, гимнастической стенке), взяться за нее рукой. Выполнять маховые движения вперед и назад одноименной ногой. Опорная нога опирается на носок или стоит на невысокой подставке. Мах назадделать меньше, вперед — больше, постепенно увеличивая амплитуду.
2. Наклониться, захватить руками носки ног. Стараться прижать грудь и подбородок к ногам.
3. Присесть, коснуться пальцами пола. Выпрямить ноги, руки от пола не отрывать.
4. Стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии полушага, присесть, захватить руками перекладину на уровне коленей, выпрямить ноги. По мере тренировки захватывать перекладины, расположенные ниже.
5. Стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии шага, поставить прямую правую ногу ступней на вторую перекладину. Правую руку положить на колено правой ноги, левой рукой хватом сверху взяться за четвертую перекладину. Наклонить туловище вперед. Сгибая левую руку, подтягивать туловище к гимнастической стенке. Правой рукой давить на колено, не давая ему сгибаться. Повторить для левой ноги. По мере тренировки ставить ногу на перекладины, расположенные выше, опорную ногу ставить дальше от стенки.
Передняя поверхность бедер

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

1. ИП: лежа на животе. Согнуть ногу в колене, захватить руками голеностопный сустав и потянуть пятку к ягодице. Вторая нога лежит на полу, плечи и голова приподняты. Повторить для второй ноги (рис. 122). Выполнить то же упражнение, захватив обе ноги одновременно.
2. ИП: стоя на одной ноге. Согнуть вторую в колене, за спиной захватить руками голеностопный сустав и прижать пятку к ягодице. Повторить для второй ноги.
3. ИП: стоя на одной ноге (на носке). Второй ногой сделать мах назад и, согнув ее в колене, постараться ударить пяткой по ягодице. При выполнении этого упражнения можно придерживаться рукой за опору.
4. ИП: стоя на коленях,руки на поясе. «Пружинка»: наклонить туловище назад, сохраняя прямую линию от коленей до головы. Вернуться в ИП.
5. Выполнить то же упражнение, но руки вытянуть вниз и назад и при наклоне коснуться пяток или пола.
6. ИП: стоя на коленях, носки вытянуты, голеностопные суставы выпрямлены. Сесть на пятки или на пол между пятками и наклониться назад, опираясь на руки. Лечь спиной на пол или на голени, вытянуть руки вдоль туловища, расслабить мышцы.
Это упражнение прекрасно растягивает мышцы передней поверхности бедер, но требует достаточной подготовки. Можно осваивать его постепенно, поначалу подкладывая что-нибудь под спину (например, подушку) и постепенно уменьшая высоту опоры.
Большие грудные мышцы
1. ИП: стоя с наклоном туловища вперед и расслабив руки.
Выполнять маховые движения руками вверх-вниз в сагиттальной плоскости; маховыми движениями разводить руки в стороны и скрещивать их перед грудью; совершать круговые движения руками навстречу друг другу по часовой стрелке и против нее.
По мере тренировки можно выполнять эти упражнения с гантелями в руках для большего растягивания мышц.
2. ИП: стоя, руки разведены в стороны, согнуты в локтях, кисти перед грудью (согнутые влоктяхруки находятся в горизонтальной плоскости). Рывками несколько раз отвести локти назад, стараясь как можно ближе свести лопатки (прерывистый выдох). Вернуться в ИП (вдох).
3. Из того же положения рывком развести руки назад, разгибая их в локтях (выдох). Вернуться в ИП (вдох).
4. ИП: лежа на спине на гимнастической скамейке. Развести руки в стороны, расслабить мышцы.
Если вес рук недостаточно растягивает мышцы, упражнение можно выполнять с гантелями в руках. Если нет подходящей узкой скамейки, можно выполнять упражнение поочередно для каждой руки, лежа на краю дивана.

Укрепление мышечного корсета

Упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, являются неотъемлемой, можно даже сказать основной, составляющей в коррекции осанки. Они описаны в главе «Остеохондроз». Здесь же приведены примеры дополнительных упражнений, полезных при нарушениях осанки.

Упражнения

Мышцы задней поверхности бедер
При увеличенном угле наклона таза и усиленном поясничном лордозе необходимо в первую очередь укреплять мышцы задней поверхности бедер и брюшного пресса. Задняя группа мышц бедра участвует в выполнении упражнений для мышц поясницы, а приведенные здесь упражнения выполняются с участием мышц нижней части спины.
Мышцы поясницы при увеличенном поясничном лордозе обычно необходимо расслаблять и растягивать. После выполнения упражнений, в которых мышцы поясницы поневоле напрягаются, следует сделать несколько глубоких наклонов вперед или полежать животом на опоре, расслабив мышцы.
ИП: в упоре на колени и ладони выпрямленных рук (стоя на четвереньках).
1. Выпрямить одну ногу параллельно полу и потянуться ею назад и немного вверх (к потолку).
2. Выполнить то же упражнение, одновременно сгибая руки в локтях.
Эти упражнения можно выполнять с отягощением (например, манжетой с песком) или с помощью партнера, который оказывает сопротивление движению ноги назад, придерживая ее.
3. ИП: лежа на животе на гимнастической скамейке, одна ногаприжатакней,втораясотягощениемнаголеностопном суставе свисает вниз. Поднять прямую ногу с грузом, опустить. Вместо груза сопротивление движению ноги может оказывать партнер.
4. ИП: вис на гимнастической стенке лицом к ней. Отвести назад прямую ногу, удержать на счет 3—5, опустить. Повторить для другой ноги. Таз держать прижатым к стенке.
5. Одновременно отвести назад обе ноги, удержать на счет 3—5, опустить. Таз прижат к стенке.
Мышцы передней поверхности бедер
Также, как и в предыдущей группе упражнений, здесь необходимо помнить о том, что, укрепляя ослабленные мышцы, мы вынуждены нагружать те, которые больше нуждаются в расслаблении и растягивании, чем в тренировке.
При уменьшенном угле наклона таза и сглаженном поясничном лордозе надо стремиться укрепить мышцы спины и передней поверхности бедер. Упражнения для передней группы мышц бедер выполняются с участием мышц брюшного пресса, а их напряжение сглаживает поясничный лордоз.
После выполнения таких упражнений при уменьшенном поясничном лордозе необходимо расслабить мышцы живота и растянуть их, например полежать на спине, подложив под поясницу высокий валик. ИП. лежа на спине.
1. Поочередно поднимать и опускать прямые ноги.
2. Поднять и опустить обе ноги одновременно.
ИП: вис на турнике или гимнастической стенке спиной к ней.
3. Попеременно поднимать до горизонтали и опускать ноги, не сгибая их в коленях.
4. Поднять правую ногу, присоединить к ней левую, опустить правую, затем левую ногу.
5. «Угол»: одновременно поднять обе ноги до угла 90°.
По мере тренировки нагрузку на мышцы увеличивают. Для этого можно дольше задерживать ноги поднятыми и выполнять упражнения с грузом на голеностопных суставах или с помощью партнера, который оказывает сопротивление подъему ног.
Следующие два упражнения позволяют избежать напряжения мышц брюшного пресса, но для первого необходимы не только гимнастическая стенка или прикрепленная к стене перекладина, но и помощник, а для второго — хорошая координация движений и умение управлять напряжением и расслаблением мышц.
ИП: стоянарасстояниивытянутойрукиотгимнастической стенки лицом к ней.
6. Взяться руками за перекладину на уровне груди, присесть до горизонтального положения бедер. Партнер, стоя сзади, надавливает руками на бедра ребенка у тазобедренных суставов. Преодолевая сопротивление, медленно выпрямить ноги.
7. То же упражнение можно выполнить без гимнастического снаряда и без партнера. Присесть (бедра горизонтально), опереться руками на бедра у тазобедренных суставов, расслабить мышцы живота. Медленно выпрямить ноги, преодолевая вес туловища.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости

Для коррекции таких дефектов осанки, в том числе при лечении сколиоза, подбираются упражнения, обеспечивающие мышечную тягу в направлении, противоположном искривлению. Все корригирующие упражнения проводятся в положении, снимающем статическую нагрузку с позных мышц, — лежа на спине и на животе. Во время проведения упражнений необходимо следить за положением позвоночника ребенка. Поэтому заниматься он должен в такой одежде, чтобы спина оставалась открытой, а остистые отростки позвонков надо пометить фломастером или йодом.
При лечении нарушений осанки во фронтальной плоскости и сколиоза в начальных стадиях используются симметричные упражнения. Асимметричные упражнения необходимо подбирать очень тщательно: при небольших нарушениях они не нужны, они эффективны только при лечении выраженных стадий сколиоза. Подбирать асимметричные упражнения должен врач с учетом всех индивидуальных особенностей нарушений осанки.
Преимущество симметричных упражнений состоит, во- первых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить; во-вторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений.
При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе нелегко для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на зыпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются.

Симметричные корригирующие упражнения

ИП: лежа на животе.
1. Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и живот. Удерживать эту позу на счет 3—7, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.
2. Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.
3. Руки вытянуты вдоль туловища. Одновременно приподнять голову и плечи, потянуться прямыми руками к ногам (вдох). Вернуться в ИП (выдох).
4. «Рыбка»: выполнить то же упражнение, но одновременно с подъемом туловища и рук отвести назад прямые ноги, удерживать это положение на счет 3—7 (рис. 123). Дыхание свободное.

Осанка и ее нарушения. Сколиотическая болезнь

ИП: лежанаспине,рукивытянутывдольтуловища.
5. Принять правильное положение тела, проверить его, приподняв голову и плечи. Перевести руки на пояс, медленно сесть, сохраняя правильную осанку. Вернуться в ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.
6. «Велосипед»: круговые движения ногами.
7. Приподнять прямые ноги под углом 30—45°, развести их в стороны, соединить, опустить (выдох), расслабить мышцы (вдох).
8. «Ножницы»: приподнять прямые ноги, выполнять ими скрестные движения. Дыхание свободное.
9 Перейти в положение сидя, наклониться вперед, коснуться правой рукой левой стопы (выдох), выпрямиться (вдох); коснуться левой рукой правой стопы. Вернуться в ИП (выдох), расслабить мышцы (вдох).
ИП: полусидясопоройнапредплечъясогнутыхруксзади. Поднять прямые ноги, развести их в стороны, свести вместе, опустить.

Увеличение габкости (подвижности) позвоночника

Ограничение подвижности позвоночника — это компенсаторная реакция, которая защищает больной сегмент от дальнейшего повреждения. Поэтому упражнения для увеличения гибкости вводят в занятия лечебной физкультурой только по назначению врача, после того как будет выработана достаточная силовая выносливость мышц. Чем младше ребенок и чем сильнее выражены нарушения осанки и связанные с ними заболевания, тем осторожнее следует подходить к этим упражнениям.
Упражнения на гибкость не нужны ученикам младших классов — их позвоночник обычно и так достаточно подвижен. У детей постарше и подростков подвижность позвоночника, особенно при функциональных нарушениях, часто улучшается без специальных упражнений — достаточно нормализовать осанку, расслабить и растянуть перенапряженные мышцы и улучшить их силу и выносливость.
Особенно опасно развивать подвижность позвоночника при консервативном (без операции) лечении сколиоза. А вот в тех случаях, когда оперативное лечение необходимо, перед операцией нужно добиться хорошей подвижности позвоночника для успешного лечения в послеоперационный период.
Для мобилизации позвоночника методами лечебной физкультуры применяют упражнения по самовытяжению в положении лежа на спине, ходьбу на четвереньках в различных положениях, висы (на гимнастической стенке, турнике, кольцах), вытяжение на наклонной плоскости. Все эти упражнения, кроме само вытяжения, действуют за счет не только собственных мышечных усилий, но и веса собственного тела, поэтому при недостаточной силовой выносливости мышц существует опасность 'чрезмерного увеличения гибкости.
Прежде чем заняться увеличением подвижности позвоночника, следует обязательно проконсультироваться со специалистом. Необдуманное применение упражнений и отсутствие контроля врача могут (иногда — после кратковременного улучшения) привести к резкому ухудшению состояния.

Упражнения

Самовытяжение выполняют в положении лежа, чтобы снять нагрузку с позных мышц. Это наиболее щадящий режим вытяжения. Те же упражнения в положении стоя и сидя, без разгрузки мышц, можно без предосторожностей использовать для выработки навыка правильной осанки.
ИП: лежа на спине.
1. Потянуть руки и плечи вниз, голову — вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).
2. Потянуть ноги вниз, голову — вверх, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).
3. Вытянуть руки вверх (за голову), потянуться ими вверх, ногами — вниз, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).
ИП: стояна четвереньках.
4. Ходьба на четвереньках с опорой на колени и кисти выпрямленных рук. В этом положении увеличивается подвижность преимущественно нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника.
5. Ходьба на четвереньках в полуглубоком наклоне — с опорой на колени и локти. Такое положение увеличивает подвижность средне- и нижнегрудного отделов позвоночника.
6. Ходьба на четвереньках в глубоком наклоне — с опорой на колени и ладони, при этом руки вытянуты далеко вперед. В таком положении развивается подвижность позвоночника в шейном и верхнегрудном отделах.
Полные висы применяются в основном в профилактических целях, когда нарушения осанки большей частью устранены.
7. Вис на руках на турнико или на гимнастической стенке.
8. Вис на турнике или на гимнастической стенке спиной к ней с движениями ног: поочередно согнуть и разогнуть ноги, поочередно поднимать прямые ноги, поднять обе прямые ноги, развести их в стороны, свести и опустить ИТ. д.
Более мягкое действие оказывают висы с частичной опорой на ноги.
9. Стоя лицом к гимнастической стенке или к невысокой (на уровне груди) перекладине, взяться за нее руками и опустить таз вниз, сгибая колени.
10. Стоя на четвертой-пятой рейке гимнастической стенки лицом к ней, взяться руками за перекладину на уровне груди, присесть на одной ноге. Вторую ногу выпрямить, опустить вниз, потянуться. Вернутъсяв ИП, повторить для другой ноги.
11. Выполнить то же упражнение, но спиной к гимнастической стенке.

Назад Оглавление Далее