Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Медицинская реабилитация   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Реабилитация моторных нарушений при инсульте

Реабилитационные мероприятия надо начинать с первых дней инсульта, если позволяет общее состояние больного. Это помогает ускорить темп и сделать более полным восстановление нарушенных функций, а также предотвратить развитие вторичных осложнений: тромбофлебитов, контрактур, пролежней, застойной пневмонии, связанных с нарушениями дея тельности почек и кровообращения у лежачих больных.

Основным методом реабилитации постинсультных больных с нарушениями движений (парезы, нарушения статики и координации) является лечебная физкультура (кинезотерапия), в задачи которой входит полное или частичное восстановление объема движений, силы и ловкости в паретичных конечностях, функции равновесия при атаксии и навыков самообслуживания.

Нарушения в двигательной сфере часто проявляются изменениями тонуса мышц паретичных конечностей. Обычно это повышение тонуса по спастическому типу, гораздо реже - мышечная гипотония, при чем преимущественно на нижних конечностях. Спастичность усиливает выраженность двигательных нарушений и имеет тенденцию к нарастанию в течение первых месяцев после инсульта, часто приводя к развитию контрактур.

Для снижения спастического напряжения мышц часто применяется методика Бобат (Bobath), основанная на мягком вытяжении напряженных мышц. На руках вытягиваются сгибатели, на ногах - разгибатели. Во время занятий лечебной физкультурой при достижении определенного уровня снижения спастики движения конечностей преследуют цель предотвращения осложнений, связанных с атрофией мышц.

Если спастическое повышение тонуса плохо поддается физиотерапевтическим воздействиям и затрудняет какую-либо функцию, можно дополнительно использовать инъекции ботулотоксина. Например, инъекция токсина в икроножную мышцу приводит к стойкому улучшению положения стопы с более правильным перекатом с пятки на носок. Ботокс производит химическую денервацию мышцы и таким образом вызывает некоторое ослабление тонуса соответствующей мышцы. Однако в течение трех месяцев нервные волокна прорастают вновь и тоническое напряжение усиливается.

При физиотерапевтическом лечении постинсультных вялых параличей с успехом применяются методы электротерапии. Широко используется метод ЭМГ-триггерной электростимуляции. На мышцы, подлежащие тренировке, например, на разгибатели предплечья, ставятся электроды, регистрирующие электромиограмму. Как только уровень интегрированной электрической активности мышц при выполнении какого-либо произвольного движения снижается до заданного порогового значения, мышца дополнительно стимулируется электрическими импульсами, помогающими выполнить движение в полным объеме. При этом методе стимулируются не только мышцы, но и центральные сенсомоторные механизмы, участвующие в организации произвольных движений. Однако для применения этого метода требуется, чтобы мышцы не были полностью парализованы.

Успешно применяется и метод так называемой принудительной тренировки. При этом здоровая рука фиксируется к телу с помощью косынки, что не позволяет пациенту ее использовать и тем самым компенсировать нарушение функционирования парализованной руки. Однако применение этой методики в течение многих часов бывает очень утомительным для пациента. Следует отметить и метод проприоцептивного нервно-мышечного потенцирования, а также методику Войта. В ходе сравнительных исследований убедительных доказательств преимущества какой-либо одной методики перед другими получено не было, поэтому при проведении реабилитационных мероприятий не следует строго придерживаться какого-нибудь одного метода лечения. Более рационально - применять для каждого отдельного пациента комплекс наиболее подходящих ему упражнений. В последние годы была доказана эффективность так называемого принципа «навязанной тренировки», то есть регулярного повторения определенных движений, способствующих восстановлению функционирования конечностей.

Тренировка умения стоять и ходить является одной из составных частей комплексной терапии последствий инсульта. Для тяжело пораженных пациентов первым мобилизационным мероприятием является тренировка равновесия в сидячем положении и умения стоять с опорой руками на поверхность стола или поручень. Умение ровно стоять для пациентов с односторонними поражениями является совсем не простой задачей, поэтому его восстанавливают при помощи целенаправленной коррекции позы путем равномерного распределения нагрузки на соответствующие мышцы туловища. Обучение умению ходить необходимо начинать как можно раньше. На начальной стадии обучения применяется тренажер «движущаяся дорожка». Безопасность пациента обеспечивается системой страховочных ремней. Ноги фиксируются на двух платформах, имитирующих их движения при ходьбе. Кроме того, вертикальные и латеральные перемещения туловища при ходьбе воспроизводятся при помощи специальных постромков. Позже для тренировки движений конечностей при ходьбе используются более физиологичные методы. Если у пациента не стабилизировано туловище, то для тренировки необходима помощь двух человек: один фиксирует таз пациента, второй - колено парализованной ноги.

Реабилитация моторных нарушений при инсульте Ходьба у таких пациентов часто затрудняется из-за распрямления ноги в тазобедренном и коленном суставах и свисания стопы. В результате возникает очень специфичная походка, когда шаг начинается от бедра с приподниманием тазобедренного сустава и подволакиванием ноги.

Для облегчения упражнений на пораженную конечность можно накладывать функциональные шины типа ортезов, которые фиксируют конечность и позволяют регулировать подвижность системы в области суставов. Специализированные шины (Peronaeus-Orthese, FEPO) могут иметь электропривод, обеспечивающий симуляцию движений конечности при ходьбе. При этом оказывается задействованной естественная рефлекторная дуга, и тем самым обеспечивается тренировка восприятия движения. После таких упражнений проверяется, может ли пациент ходить самостоятельно с помощью трости, костыля или «ходунков».

Успешная реабилитация после инсульта невозможна без согласованных физиотерапевтических процедур и эрготерапевтических мероприятий. Главным образом это необходимо для восстановления сен-сомоторных нарушений верхних конечностей. Основу этого подхода составляют упражнения на преодоление начальной тормозной фазы движения, тренировка тонкой моторики и координации движений, а также при необходимости переобучение пациентов бытовым навыкам с использованием только здоровой руки. К ним относятся гигиенические процедуры, одевание, прием пищи и т.д. После этого производится обучение более сложным функциям - приготовлению пищи и другим работам по домашнему хозяйству.

Более чем у трети больных, перенесших инсульт, наблюдаются речевые нарушения: афазия и дизартрия. Основой речевой реабилитации являются занятия с логопедом в сочетании с выполнением «домашних» заданий. Занятия по восстановлению речи (собственной речи, понимания речи окружающих) включают также упражнения по восстановлению обычно нарушенных при афазии письма, чтения и счета. В рамках эрготерапии важной деталью является опробование вспомогательных средств для преодоления бытовых затруднений после инсульта: подгонка кресла на колесиках, поворотный круг для облегчения перемещения больного, например, с кровати в коляску. Дополнительные поручни в ванной комнате, приспособления для одевания, перильца в коридорах и комнатах и т.д. способствуют возникновению у пациента чувства уверенности в себе и самостоятельности.
Источник: Карстен Шрётер. Доктор медицинских наук, главный врач неврологичного отделения клиники Hoher Meissner Arzt, Германия. 1-й Российский Конгресс Реабилитологов.

Реабилитация

Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д. Восстановительное лечение является частью Вашего ежедневного ухода за больным. Обычно при уходе Вы умываете, кормите больного, перестилаете ему постель и выполняете другие манипуляции, которые облегчают течение болезни. При восстановительном уходе Ваша главная цель состоит в том, чтобы помочь больному стать функционально полноценным и независимым от посторонней помощи насколько это возможно, несмотря на то, что он не может быть таким, как прежде. Восстановительный уход уменьшает последствия болезни, а у людей с инвалидностью - последствия инвалидности. При восстановительном уходе помогайте своим больным, но не делайте ничего за них. По возможности старайтесь, чтобы больной самостоятельно выполнял правила общей гигиены, например, чистил зубы, умывался, причесывался, принимал пищу. Прежде, чем выполнять какие либо действия по уходу, узнайте у больного, что он может делать самостоятельно, и поощряйте его это делать. Не забывайте о том, что в связи с болезнью и ее последствиями больные могут утратить повседневный бытовые навыки, которыми они владели до болезни. Вовлечение больного в занятия поможет ему приобрести навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем. Поэтому больного необходимо постепенно обучать этим навыкам и дать ему возможность приспособиться к болезни и жить более полноценно. В тех случаях, когда возможности больного выразить свои потребности и желания ограничены, Вам необходимо помочь больному активизировать свое участие в освоении навыков. Больному нужно объяснить задание, которое он должен выполнить.

Правила работы с пациентом

  • Используйте краткие, конкретные предложения.
  • Больному следует давать ясные инструкции и просить его повторить Ваши инструкции, чтобы выяснить, понял ли он их.
  • Иногда больному нужно продемонстрировать ту или иную процедуру, чтобы он смог ее воспроизвести.
  • Будьте терпеливы к больному при обучении его навыкам.
  • Всегда поощряйте его участие в освоении навыков.
  • Поощряйте больного выполнять задание самостоятельно.
  • Говорите больному о его способностях и удачах при выполнении задания; не заостряйте внимание на недостатках.

В период восстановительного лечения выполнение реабилитационных мероприятий нужно начинать как можно раньше. Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.

Принципы выполнения программы реабилитации

  • Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).
  • Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).
  • Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).

Этапы определения реабилитационной программы

  • Проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование больного или инвалида и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациентов, проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.
  • Определение реабилитационного прогноза - предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.
  • Определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пациенту восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.

Виды реабилитационных программ и условия проведения

  • Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.
  • Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.
  • Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.
  • Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.
  • Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.

Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.
При восстановительном уходе за больным обращайте внимание не только на его физическое, но и на эмоциональное состояние. Помните о том, что в результате болезни или инвалидности человек утратил способность трудиться, участвовать в общественной жизни. Изменение жизненной ситуации может вызвать страх, тревогу, привести к развитию депрессии. Поэтому важно создать вокруг больного атмосферу психологического комфорта.

Виды реабилитации

Медицинская реабилитация

  • Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).
  • Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).
  • Массаж.
  • Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия).
  • Психотерапия.
  • Логопедическая помощь.
  • Лечебная физкультура.
  • Реконструктивная хирургия.
  • Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).
  • Санаторно-курортное лечение.
  • Технические средства реабилитации.
  • Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.

Социальная реабилитация

Социально-бытовая адаптация

  • Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.
  • Обучение пациента самообслуживанию.
  • Адаптационное обучение семьи пациента.
  • Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.
  • Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).
  • Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента).
  • Сурдотехника.
  • Тифлотехника.
  • Технические средства реабилитации

Социально-средовая реабилитация

  • Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).
  • Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).
  • Содействие в решении личных проблем.
  • Консультирование по правовым вопросам.
  • Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Программа профессиональной реабилитации

  • Профориентация (профинформирование, профконсультирование).
  • Психологическая коррекция.
  • Обучение (переобучение).
  • Создание специального рабочего места инвалида.
  • Профессионально-производственная адаптация.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией

  • Врачи - специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации.
  • Реабилитолог.
  • Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.
  • Специалист по физиотерапии.
  • Специалист по лечебной физкультуре.
  • Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.
  • Психолог.
  • Психотерапевт.
  • Социальный работник и другие специалисты.

Обучение навыкам самообслуживания также можно начинать уже в больнице. Для лежачих больных восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Больных, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться. При восстановительном уходе рекомендуется использовать технические средства реабилитации, которые помогают больному при ходьбе, приеме пищи, купании, посещении туалета и т. д. Например, из-за болезни или инвалидности больной может нуждаться в использовании приспособлений, помогающих ему ходить, таких как трости, ходунки, костыли, инвалидные кресла-коляски. Использование этих приспособлений дает человеку возможность передвигаться и быть независимым от других. Для облегчения приема пищи можно использовать специальную посуду (тарелки, чашки), столовые приборы. Имеются также специальные приспособления, облегчающие больному прием ванны, посещение туалета.
Поскольку больной человек утратил способность трудиться и большую часть времени проводит дома, важно организовать для него досуг, что позволит ему успешно адаптироваться к новым условиям жизни.

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.