aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Глава 2. Метод кондуктивной терапии

Метод кондуктивной терапии содержит систему индивидуальных занятий с пациентом, направленные на восстановление двигательных навыков у пациентов с двигательными и когнитивными нарушениями вследствие заболеваний нервной и психической системы. В основе метода лежат нейропсихологические механизмы опосредованного воздействия на резервные возможности мозга и на подсознательном уровне достигается ослабления выраженности соматической болезни, полного или частичного восстановления нарушенных функций, обеспечение условий для социальной адаптации индивида. Анализ взаимосвязей и взаимовлияний между неврологическим заболеванием и психикой больного представляет собой один их важнейших аспектов реабилитологии, ибо человек может очень многого достичь за счет мотивационной деятельности, силы воли, психологических форм компенсации. С помощью данного метода реализовывается восстановление нарушенных двигательных и когнитивных функций.
Применять данную технологию имеет право специалисты, работающие в реабилитационных учреждениях здравоохранения, социальной защиты, образования (врач, психолог, педагог-дефектолог, социальный работник, инструктор лечебной физкультуры), имеющие свидетельство об обучении методу кондуктивной терапии.

Метод кондуктивной терапии впервые предлагается к использованию на территории Российской Федерации. Аналогичными существующими реабилитационными технологиями за рубежом являются метод кондуктивной педагогики Пето (1945-1967), метод Монтессори (Харди И. Врач, сестра, больной. Издательство Академии наук Венгрии, 1988.; 20 Jahre Aktion Son- nenschein und Kinderzentrum Munchen. - Jahresbericht, 1988. - 160 S.; Bobath K. The Motor Deficit in Patients with Cerebral Palsy // Clin. Develop. Med. - London. - 1966. - P.60-65; Хилтунен Е. "Монтессори-Педагогика").
Преимуществом данного метода является создание опосредованных нейропсихологических условий для активизации познавательных навыков и устранение двигательной недостаточности. Метод программирует активное участие пациента в реабилитационных мероприятиях, усиливает мотивацию и силу воли.

Показания к использованию

Заболевания: детский церебральный паралич, последствия спинальной и церебральной травмы, инсульта и других заболеваний нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями. (парезы верхних и нижних конечностей, нарушения координации движений, нарушения осанки, нарушение памяти, речи, внимания, коммуникативных связей).

Противопоказания к использованию

1) все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии обострения
2) тяжелые соматические заболевания в стадии декомпенсации
3) сахарный диабет в стадии декомпенсации;
4) обширные трофические язвы и пролежни;
5) острые и хронические инфекционные заболевания, в т. ч. туберкулез, СПИД и др.
6) тяжелые формы эпилепсии и эписиндромы
7) больные с психическими заболеваниями;
8) больные острыми инфекционными и хроническими кожными заболеваниями, в том числе экзема, нейродермит, чесотка и др.;
9) больные с венерическими заболеваниями.

Материально-техническое обеспечение

Метод не требует дорогостоящих средств оборудования, используется:
1. Гимнастические стулья, скамейки.
2. Сенсорные мячи.
3. Дидактический материал.
4. Магнитофонная запись с аутотренингом.
5. Наборы по бытовым и трудовым навыкам.
6. Кукольный театр, арт-студия.
7. Предметы самообслуживания.
8. Музыкальные альбомы.
9. Музыкально-световая дорожка.

2.1. Кондуктивная терапия и ее документация

В основе медицинской технологии метода кондуктивной терапии лежит система последовательных реабилитационных мероприятий, который содержит нейропсихологическое тестирование пациента, исследования функциональных нарушений в двигательной сфере, прогноз реабилитации реабилитационный потенциал и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации при участии специалистов центра (отделения) Реабилитационные мероприятия фиксируются в картах кондуктивной терапии, которые сопровождают на протяжении курса реабилитации специалисты каждый по своему по профилю. В них отражается динамика реабилитационного процесса, результативность, при необходимости вносятся дополнительные изменения, а также даются рекомендации по дальнейшему маршруту инвалида на последующих этапах реабилитации.
Таким образом, в рамках кондуктивной терапии проводится:

2.1.1. Нейропсихологическое исследование пациента

Прежде всего обращаете внимание на общее состояние пациента, внешность, физическое состояние, поведение, коммуникабельность.
Исследование начинается с изучения движения. У ребенка (а также у взрослого) исследуется мышечный тонус, мышечная сила, активные движения в конечностях, сухожильные рефлексы, координации движений, способность ходить, держать позу. Затем переходит к исследованию различных видов праксиса:
- Кинестетического
- Пространственного
- Динамического
- Бимануально-реципрокной координации
Кинестетический праксис - исследование сохранности проприоцептивной афферентации двигательного акта. Ребенку предлагаются пробы на “праксис поза”: сложение по подражанию I и II пальцев в кольцо; вытягивание I и III, либо II и IV пальцев. При этом может использоваться игровая форма задания: вытягивание II и V пальцев “сделай козу рогатую” или “забодай медвежонка”, поза II и III пальцев - “сделай зайчика”, поза сложения I и II пальцев в кольцо - “сделай “кольцо” и посмотри через него на меня”. Кроме воспроизведения положения пальцев руки по предлагаемому зрительному образцу, т.е. по подражанию, используется возможность воспроизведения позы руки по тактильному образцу и переменой поз. Ребенок сидит с закрытыми глазами. Врач придает руке ребенка определенную позу (например, пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты), а затем снимает ее.
Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. В пробах поз врач придает руке ребенка определенную позу, ребенок должен воспроизвести ее другой рукой.
Пространственный праксис - используется в пробах на зрительнопространственную организацию движения. Предварительно выявляется, усвоено ли понятие “левой” и “правой” руки. Затем врач садится напротив ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки: “голосование” - рука согнута в локте и поднята вверх, рука горизонтально перед грудью ладонью вниз и т.д.
К этим пробам относятся и пробы Хеда - воспроизведение положения руки исследующего, сидящего напротив испытуемого.
Динамический праксис - оценивается при выполнении серии движений. Ребенку предлагается последовательно сменить три положения кисти - положение кулака, распрямленной кисти, расположенной “ребром”, и ладони, ударяющей по столу плашмя. Можно использовать пробу на “перебор пальцев” - поочередное прикосновение больших пальцев ко II, III, IV, V пальцам, которые должны производиться одновременно обеими руками.
Сюда же относится графическая проба, при которой предлагается как можно быстрее рисовать узор, состоящий из двух последовательных звеньев.
Бимануально-реципрокная координация (пробы Озерецкого) - исследуется динамическая организация двигательного акта. Ребенку предлагают положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая выпрямлена. Затем предлагается одновременно менять положение обеих кистей, поочередно сжимая и разжимая их.
Исследование слухового гнозиса включает в себя исследование возможности узнавания и повторения мелодий, определение звуков в пространстве, изучение возможностей оценки ритмичных структур.
При проведении проб на слухо-моторные координации проверяется возможность оценки предложенных ритмических групп на слух и по речевой инструкции. Врач стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он стучит. Затем предлагается воспроизвести ритмы по образцу и выполнить задание по речевой инструкции: стучать по два раза, по три раза и т.д.
Исследование сомато-сенсорного гнозиса. Включает в себя исследование простых и сложных форм чувствительности.
Проводятся пробы на локализацию прикосновения: ребенку предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке.
Используя возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка.
Проводится оценка сохранности стереотаксического чувства - при закрытых глазах ребенка врач вкладывает предмет в его руку, ребенок должен на ощупь узнавать.
Исследование зрительного гнозиса - в пробах по исследованию зрительного гнозиса изучается возможность узнавания реальных объектов, знаменитых изображений, узнавание контурных и перечеркнутых изображений, а также наложенных друг на друга изображений - прием Поппельрейтера.
Затем ребенку предлагаются серии последовательных картинок, содержание которых надо оценить.
Исследование зрительной памяти включает в себя возможность запоминания нарисованных фигур и букв. Ребенку предлагается срисовать образец из 5 фигур (или букв), после чего образец убирается и он должен воспроизвести его по памяти. Образец может показаться повторно при невозможности воспроизведения, но не более 5 раз.
Исследование оптико-пространственного гнозиса - анализируется понимание сложно-геометрических конструкций (например, крест над кругом, точку внутри квадрата и т.д.). Проверяется возможность построения пространственно-ориентировочных фигур: срисовывание и зеркальное изображение фигур, выполнение из кубиков и т.д.
Исследование речевых функций и слухоречевой памяти. Исследование данных функций начинается с изучения состояния мышечного аппарата языка, губ и лица. Затем предлагаются пробы на оральный праксис - простые (высунуть язык, надувать щеки) и сложные (посвистеть, пощелкать языком, задуть свечу и т.д.) движения губ и языка.
Исследование сенсорной функции речи включает в себя возможность понимания команд, речи, а также показа называемого врачом объекта.
Моторная функция речи исследуется в пробах на повторение отдельных звуков, слогов, слов и фраз.
Фонематический слух исследуется в текстах на повторение парных фонем: дизъюнктивные пары (б-н, к-с, м-р), оппозиционные (б-п, д-т), коррелирующие (г-к, к-г, р-л, л-р); а также серий из трех звуков (б-п-б, д-т-д), или простых слогов (би-ба-бо, ба-би-бо и т.д.).
Вслед за этим изучается возможность названия предметных изображений - функция речи.
Анализируется также понимание логико-грамматических конструкций: флективных (“покажи ключом карандаш”), сравнительных (“Оля выше Кати, но ниже Лены. Как их поставить по росту?”), выражений со страдательным залогом (“Катю ударил Петя. Кто драчун?”).
Исследование слухо-речевой памяти включает возможность непосредственного воспроизведения и прочности удержания речевого материала. Ребенку предлагается повторить 2 серии слов по 3 слова, редко из 10 слов при пятикратном предъявлении, 2 предложения (“За высоким забором в саду росли яблони”, “На опушке леса охотник убил волка”), 2 коротких рассказа (“Муравей и голубка”, “Ворона и голуби”). Исследуется непосредственное воспроизведение и воспроизведение в условиях интерференции (ребенка просят назвать домашний адрес или посчитать от 1 до 10 и обратно, а затем снова повторить только что заученное.
Чтение исследуется в текстах на возможность названия отдельных букв, ребенку предлагается прочесть отдельные слова, короткие фразы.
Навыки письма исследуются в заданиях на списывание и написание под диктовку.
Счет исследуется в следующих заданиях: ребенка просят посчитать от 1 до 10 и обратно, сравнить равные и неравные по численности множества (“Сколько палочек в первой коробочке? Сколько в другой? Одинаково? Где больше? На сколько?); выполнить счетные операции устно и письменно, решить предложенные задачи.
Исследование мышления - проводится на протяжении всего нейропсихологического исследования, например, при изучении последовательных сюжетных картин, при составлении рассказа по картинкам и пр. Могут предлагаться специальные тесты - понимание переносного смысла фразы, пословицы, поговорки, методика “четвертый лишний” (ребенку предлагается выделить один предмет из 4, а 3 остальных назвать обобщающим словом).
Специальное место занимает исследование внимания и динамики психических процессов, которые оцениваются при исследовании любой функции (движения, речи, памяти).
Нейропсихологическая оценка становится исходным пунктом действий во имя ребенка (взрослого).
Оформляется кондуктивная документация, отражающая алгоритм сотрудничества с пациентом.

2.1.2. Кондуктивная терапия и ее документация

• Кондуктивный статус
• Кондуктивные карты
Индивидуальная программа реабилитации пациента по кондуктивной терапии составляется на основе кондуктивного статуса пациента.
• Кондуктивный статус пациента включает обследование когнитивных функций (память, мышление, гинозис, праксис и т.д., см. приложение), состояние двигательной сферы, бытовых и профессиональных навыков.
Программа индивидуальной реабилитации, ее содержание зависят от полученных данных обследования пациента (воспитанника).
• Алгоритм сотрудничества пациента (воспитанника) и кондуктора (педагога, инструктора ЛФК, по труду, социального работника, воспитателя, психолога) отражены, в так называемых, картах кондуктивной терапии.
Карты кондуктивной терапии являются документом, который содержит данные нарушенных функций и социальной недостаточности пациента.
В картах кондуктивной терапии отмечается результативность реабилитационных мероприятий, динамика освоения пациентом познавательных, бытовых и профессиональных навыков.
Каждая кондуктивная карта имеет свою специфическую направленность.
Карта №1 по образовательной программе. Содержание программы направлено на развитие познавательных и образовательных навыков у пациента (воспитанника).
Кондуктор-педагог (а им может быть врач, психотерапевт, социальный работник, педагог-дефектолог и т.д.), разрабатывает обучающие занятия, которые проводятся в сюжетно-игровой, опосредованной форме. Кондуктор-педагог развивает и улучшает у пациента (воспитанника) память, речь, мышление, от которых зависит его дальнейшая способность к обучению в тех или иных образовательных учреждениях, его социальная адаптация.
Карта №2 по физической реабилитации. Содержит задачи и методики на развитие координированных движений, восстановление ходьбы, развитие ловкости, умелости, физического восстановления здоровья, которые, в свою очередь, ускоряют развитие познавательных способностей пациента, улучшают общую динамику реабилитации.
В этих целях используются нейродинамические методики кинезиоте- рапии (аналог PNF), а также элементы лечебной гимнастике по Бобат, Войта, как наиболее эффективные методы восстановления нарушенных двигательных функций у неврологических больных (взрослых и детей).
Карта №З по развитию бытовых навыков. Эта карта содержит алгоритм опосредованных занятий на бытовые темы: обучение этике поведения, приема пищи, умению сервировать стол, ухаживанию за жилищем, комнатой, навыками домоводства и т.д.
Занятия могут сопровождаться выездами в общественно значимые учреждения (почта, вокзал, музей, кафе, магазины и т.д.). У пациента формируется независимость в быту и социуме.
Карта №4 по развитию профессиональных навыков. Определяет высшую степень реабилитации, ее конечную цель, социальную адаптацию инвалида, приобщение его к общественно-полезному труду, направлена на освоение профессиональных навыков и обучение профессии.
Профессиональная реабилитация для нашего контингента пациентов на ближайшем этапе оптимальна по следующим направлениям:
- кулинария;
- швейное дело;
- прикладное искусство (художественная роспись по дереву, дымковская игрушка и т.д.);
- рисование;
- вязание;
- ЭВМ;
- картонно - бумажное дело;
- сельское хозяйство;
- социальный работник.
• Кондуктор по кондуктивной терапии создает психотерапевтические условия пациенту для его мотивации в реабилитационном процессе. Мотивационная ситуация меняется по мере достижения поставленной цели.
Усложняющиеся занятия развивают у пациента способность к его возрастающей деятельности, где важным фактом в реабилитационном процессе является осознание себя личностью, который делает полезное дело. Пациенту всегда наиболее интересны занятия, приносящие наибольшую практическую пользу. Это побуждает его к освоению различных навыков по общественно-полезному труду в рамках его притязаний.
Таким образом, обучение произвольной двигательной активности и коммуникабельности происходит в рамках активной повседневной жизнедеятельности, т.е. составляет часть жизни самого пациента.
Пример обзорного, нейропсихологического, кондуктивного обследования пациента и составление индивидуальной реабилитационной программы.
Пациент В. - 15 лет.
Диагноз: ДЦП, спастико-ригидная форма, смешанная дизартрия, пограничная интеллектуальная недостаточность, двигательная активность №1 - ходит самостоятельно на расстояние до 3ОО м.
Краткое описание кондуктивного обследования:
Пациент удерживает позу, но статико-динамическое равновесие нарушено. Передвигается на небольшие расстояния с затруднением. В ходьбе опирается на наружную поверхность стоп с большой площадью опоры на пальцы стопы. Предметы в руках удерживает уверенно. Разделся самостоятельно, действия были последовательны. Повороты туловища на 180-90° выполнил с затруднением. Пробу нарисовать человечка на бумаге выполнил, но с нарушением пропорций тела. Фигуру из отдельных фрагментов собрал с трудом. Речь смазана, невнятна, растянута. Механическая память хорошая, рассказ по картинкам составил последовательно. Словарный запас ограничен, имеет затруднение в пояснении некоторых пословиц и метафор. Быстро утомляется. В успех реабилитации не верит. К своему состоянию относится критически, не преувеличивает свои возможности.
Самостоятельно может пришивать пуговицу, обслуживать себя, но готовить пищу не умеет. Имеет склонность к рисованию, профессиональными навыками не владеет.
Задачи и методы реабилитации по данным кондуктивного обследования пациента В., 15 лет:
1.) работать на статико-динамическое равновесие, координацию движений, развитие кинестетического аппарата. Тренировать пространственный праксис;
Методы: PNF, М. Монтессори, сюжетно-игровая композиция на координацию, ловкость, танцевальные фрагменты на музыкальной световой дорожке (кондуктивная карта по физической программе №2);
2.) работать над развитием познавательных функций, тренировать ассоциативно-логическую память, развивать речь, обогащать словарный запас, обсуждать рассказы, рисунки, дифференцировать акустические и артикуля- торно близкие речевые звуки, производить фонематический анализ слов, рядоговорение. Развивать динамический и пространственный праксис.
3.) развивать бытовые навыки по схеме «Приготовь пищу сам» (кондуктивная карта №3);
4.) развивать профессиональные навыки. Обучение рисованию (кондуктивная карта №4).

Кондуктивный статус (Образец)

Кондуктивная терапия и ее документация

Кондуктивная терапия и ее документация

Карта кондуктивной терапии

Карта кондуктивной терапии

Карта кондуктивной терапии №1

Карта кондуктивной терапии

Карта кондуктивной терапии №3

Карта кондуктивной терапии

Карта кондуктивной терапии

Учебная программа "Прикладное искусство"

Учебная программа Прикладное искусство

Учебная программа Прикладное искусство

Учебная программа Прикладное искусство

2.1.3. Дидактический материал кондуктивной терапии

Для развития мышечно-суставного чувства, кинестетического, пространственного, динамического праксиса, бимануально-реципрокной координации используется проприоцептивная гимнастика. В зависимости от степени от двигательных нарушений используется в занятии по кондуктивной терапии специальная гимнастика для верхних конечностей, направленная на тренинг крупной и мелкой моторики, а также используется проприоцептивная гимнастика для нижних конечностей. В паттернах проприоцептивной гимнастике заложены нейрофизиологические механизмы активизации проприорицепторов, вследствие чего развивается у пациента двигательная активность, восстанавливается праксис позы, создаются условия для облегчения выполнения повседневных движений у больных, имеющих парезы разной степени тяжести. Проприоцептивная гимнастика может быть вводным тренингом перед основной частью сюжетно-ролевой формы опосредованного занятия, и может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе реабилитационных мероприятий, направленных на развитие познавательных, бытовых, профессиональных навыков. Проприоцептивная гимнастика активизирует усвоение пациентом познавательных, бытовых, профессиональных навыков. Здесь уместно напомнить высказывание Л.С.Выготского: «Через движение к познавательным навыкам и в дальнейшем к независимости инвалида в социуме».

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии «Виктория»

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

2.1.4. Программное содержание сюжетно-ролевого тренинга

2.2. Методика занятий методом кондуктивной терапии

Проблемным полем кондуктивной терапии является социализация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, достижения им в процессе реабилитации максимально возможной функционального, независимого образа жизни. Методика кондуктивной терапии в реабилитации использует принципы специальной педагогики, при этом учитывается этиология и симптоматика функциональных нарушений у инвалида (больного) приведшая к ограничению его повседневной жизнедеятельности, что способствует системному видению реабилитационных мероприятий. Оно предусматривает в программном содержании занятий физиологические, психологические и социальные аспекты., обеспечивает особую терапевтическую среду, ускоряющие процесс реабилитационных мероприятий.
В зарубежной и отечественной практике все чаще применяют опосредованные формы занятий, которые с помощью дидактических паттернов активизируют мотивацию у пациентов к тренингам в заинтересованном сотрудничество по достижению конкретных целей в устранении социальной недостаточности. Сюжетно-игровая, опосредованная форма занятий может осуществляться индивидуально и в группе. В последнем случае группа может быть неоднородна по степени двигательных и когнитивных нарушений, а также по возрасту, чем приветствуется оказание помощи и взаимопомощи, преодолевается чувства мало- ценности, формируется адекватная форма социального поведения.
• Сюжетно-игровое занятие мячах, тренинг статико-динамического равновесие.

Методика занятий методом кондуктивной терапии

Программное содержание тренинга:
1. Вводная часть
Информация о занятии, ее цель, задачи, ход занятия, использование дидактического материала Проводится непосредственно кондуктором.
Представление участников тренинга, в том числе кондуктора педагога.
Распределение ролей участников в сюжетной игре: «Удержи равновесие».
Словесное проигрывание сценария. Капитан «дядя Равиль» на самом большом мече. Пассажиры: Катя, Маша. Кондуктор - ваш воспитатель, к примеру Галина Ивановна.
Сидя на мячах проводится проприоцептивная гимнастика (5-8 минут).
Аутотренинг «Я все могу» (5-7 минут).
2. Основная часть.
Игра. Удержатся на мяче.» Море волнуется раз, море волнуется два и т.д.». Проговаривание действий.Тренинг правильных падений. Удержание позы сидя, взявши друг друга за руки. Исполнение четверостишья в положении стоя, попеременно на одной ноге для разрыва патологической позной установки, создания нейрофизиологических условий для равновесия.
3. Заключительная часть.
Кто был самый лучший. Демонстрация достигнутых результатов, пусть даже самых небольших.
Задание на дом.

Методика занятий методом кондуктивной терапии

Сюжетно-игровой тренинг "Кукольный театр", развитие речи, памяти, мелкой моторики (групповое занятие 8-10 человек).

2.3. Практическое занятие методом кондуктивной терапии (образец)

(Для пациентов с двигательными и когнитивными нарушениями).
Диагноз: ДЦП, диплегическая форма, смешанная дизартрия, пограничная интеллектуальная недостаточность.
Тренинг двигательных и когнитивных функций в сюжетно-игровой форме на тему: Времена года.
Реабилитационное оборудование:
- художественные картины, тематические пейзажи;
- кассета с музыкой П.И. Чайковского «Времена года»;
- куклы в тематических костюмах: «Весна, Осень, Зима, Лето».
- спортивные коврики;
- сенсорные мячи;
- музыкально-цветовая дорожка для тренинга координации движения.
Задачи:
1. Развивать гнозис (зрительный, слуховой, тактильный).
2. Развивать праксис (пространственный, динамический, кинестетический).
3. Развивать ассоциативное мышление, сопоставлять время года.
4. развивать фонематический слух, узнавать музыку П.И. Чайковского к временам года: «Весна», «Осень», «Зима», «Лето».
5. Развивать тактильные ощущения, найти на ощупь с закрытыми глазами предметы на учебном столе, характеризующие времена года.
6. Развивать координацию движений, статико-динамическую устойчивость в сюжетно-игровой композиции "Хоровод" под музыкальное сопровождение.
7. Развивать речь и слухо-речевую память, рассказать о себе и товарищах, уметь поблагодарить друг друга за участие в игре.
Вводная часть
Аутотренинг для пациентов с нарушениями удержания позы и передвижения.
(Используется по ситуации)
Музыка тихая, спокойная 15-20 минут
На ее фоне начинайте говорить с небольшими паузами, душевно, доверительно.
- Вы на берегу голубого, ласкового моря, оно спокойно и приветливо.
Вы слышите музыку, она журчит как маленький ручей... Ласкает Ваш слух... Ваши глаза, руки, лицо. Вы полны желания заниматься собой, управлять своим телом, руками, настроением. Никакого напряжения в лице, оно спокойно, еще спокойнее... Вам приятно. Вы чувствуете, как теплая морская волна коснулась ваших пальчиков. Вам стало легко... Вы уверены в себе. Ваша походка легка. Движения Ваши свободны, осанка правильная.
Вы способны самостоятельно тренировать свое тело. Ноги. Руки.
Вы кружитесь, вы идете вперед спиной. лицом. Вы идете по узкой дорожке, у Вас все получается... Ваши тело, руки и ноги послушны. Вы не боитесь упасть... Вы уверенно идете. Ноги легки, они слушаются Вас...
Вам хорошо... Вы уверены в себе, у Вас все отлично получается. Вы умеете самостоятельно одеваться. кушать. вдыхать ароматы цветов, дотрагиваться до своих друзей. рисовать пейзажи. узоры, строить домики, лепить игрушки.
Вы готовы к тренингу Музыка ...
Разминка. Выполняются с помощью кондуктора по ЛФК:
Элементы проприоцептивной гимнастики. 15 мин. (см. Проприоцептиную гимнастику «Виктория»).
Основная часть. Использовать танцевальные движения, хоровод с целью тренинга развития координации движений статико-динамического равновесия, активизировать подсознательные глубинные чувства, мотивацию пациента к сотрудничеству для достижения конечной цели.
Заключительная часть
Провести совместно с пациентом обсуждение эффективности проведенного тренинга направленного на восприятие себя глазами других, самовыражение в группе, переживание положительных эмоций по отношению к другим, умение общаться на сюжетную тему, формировать адаптацию к окружающей среде, подчеркнуть, что одной из главных особенностей в реабилитационных мероприятиях методам кондуктивной терапии остается активное участие пациента. Реабилито- лог-кондуктор (а им может быть педагог, врач, инструктор, логопед и т.д.) и пациент должны всецело посвятить себя достижению конкретных целей. Реабилитолог- кондуктор и пациент - это, по существу, особая форма кондуктивного сотрудничества.
Реабилитолог-кондуктор в конкретных условиях составляет индивидуальную этапную программу реабилитации, развивает у пациента познавательные навыки, способности к самообслуживанию, определяет его профориентацию, в ко нечном итоге развивает у больного функциональную независимость в быту и обществе.

Возможные осложнения при использовании метода и способы их устранения

При правильном использовании метода осложнения не возникают.

2.4. эффективность использования медицинской технологии

Результаты обследования 114 больных с различными формами неврологических двигательных и когнитивных нарушений свидетельствуют об эффективности медицинской технологии «Кондуктивной терапии».
У всех больных существенно улучшились двигательные и когнитивные функции.
У больных с диплегической формой ДЦП (28 человек) значительно улучшились позотонические реакции развилась способность стабильного удержания в исходном положении стоя без поддержки, улучшилась координация движения вследствии чего уменьшился неврологический дефицит в корди- наторных пробах (пальцы-носовая, пяточно-коленная).
По данным динамометрии отмечалось значительное увеличение силы мышц верхних конечностей: справа на 2,4+0,1 кг (контроль 0,88+0,28, р<0,001); слева на 2,2+0,2 кг (контроль 1,2+0,34, р>0,01). Существенно увеличивался объем движений в тазобедренных суставах (сгибание): по данным углометрии он составил справа 9,3+0,85 (контроль 5,06+0,87, р<0,01), слева 8,2+0,86 (контроль 4,00+0,53, р>0,01). Благодаря положительной динамике по регрессу двигательного дефицита 13 человек стали передвигаться без посторонней помощи остальные стали передвигаться на костылях на значительные расстояния. У всех больных наблюдался положительный эффект по восстановлению речи, памяти, улучшился праксис, восстановился гнозис на узнавание предметов, расширился словарный запас, улучшились коммуникативные навыки. Самообслуживание по гигиеническим навыкам освоили все пациенты, взятые на реабилитацию «Методом кондуктивной терапии», трудовые навыки освоили -30% от общего числа пациентов, профессиональные навыки освоили - 27,8% гот общего числа реабилитированных, в том числе по швейному делу - 12 человек, росписи по дереву - 8 человек.
«Метод кондуктивной терапии» позволяет восстановить не только нарушенные двигательные функции больного, но и существенно влияет на восстановление нарушенных когнитивных функций, способствует реализации социальной адаптации, снижает инвалидизацию и создаёт условия для интеграции больного в привычную для него общественно полезную среду.

Назад Оглавление Далее