Исследуемая сфера |
Возможные нарушения (подчеркнуть имеющиеся) |
Ориентировка больного в месте, времени, собственной личности и деталях анамнеза |
- Нарушение ориентировки во времени
- Нарушение ориентировки в месте нахождения
- Дефекты воспроизведения биографических данных, анамнеза заболевания
- Конфабуляции
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок.
|
Адекватность поведения и эмоциональных реакций больного в ситуации обследования |
- Чрезмерная робость, растерянность
- Сверхуступчивость
- Резонерство
- Полевое поведение
- Негативизм (отказ от задания); враждебность
- Подозрительность
- Навязчивость
- Нарушение дистанции, расторможенность
- Пуэрильность, манерность, наигранность
- Взволнованность, растерянность,
- Напряженность, тревожность
- Раздражительность, гневливость,
- Эмоциональная лабильность
- Возбужденность, неконтролируемые импульсы
- Угнетенность, подавленность
- Эмоциональная притупленность, безразличие
- Чрезмерная веселость
- Насильственные плач, смех,
|
Критичность |
- Отсутствие активных жалоб
- Снижение переживания своих дефектов, эйфория
- Высказывание нереальных планов на будущее
|
Спонтанная и диалоговая речь |
- Подавление речи (полное отсутствие речевой продукции)
- Речевая аспонтанность
- Сужение словаря (объема семантических полей), неразвернутость, бедность речи
- Резонерство
- Изменения скорости и ритма речи (замедление, прерывистость речи, либо ее ускорение и трудности остановки)
- Нарушение просодии речи (нарушение мелодичности речи, нарушение плавности (скандированность) речи; смазанность, гнусавость, монотонность, невыразительность, «иностранный акцент»)
- Автоматизмы («словесные эмболы») – непроизвольно и неадекватно употребляющиеся простые слова или выражения
- Персеверации – «застревание», повторение произнесенного уже слога или слова
- Затруднения в подборе слов при назывании предметов (нерешительность речи, изобилие ее паузами, большое содержание описательных фраз и слов заместительного характера)
- Парафазии в спонтанной речи: а) фонетические парафазии – неадекватная продукция фонем языка из-за упрощения артикулярных движений; в) вербальные парафазии – замена одного слова в предложении другим
- Неологизмы
- Аграмматизмы - нарушение грамматического оформления высказывания
|
Автоматиз. речь |
- Затруднения автоматизированной речи
|
Повторение звуков, слов и фраз |
- Невозможность повторения звуков
- Фонетические замены при повторении гласных или согласных звуков
- Персеверации при повторении
- Семантические замены при повторении слов и фраз
- Сужение объема акустического восприятия (пропуски)
- Невоспроизведение последовательности элементов
|
Называние предметов и действий |
- Импульсивность в речевых пробах
- Замедленность выполнения
- Парафазии при назывании предметов
- Поиск номинаций при назывании предметов
- Невозможность называния предметов
- Нарушение называния действий
|
Понимание простых инструкций
(показать предмет в комнате; показать предмет на картинке)
и сложных инструкций |
- Импульсивность ответов
- Замедленность понимания (поиск, удлинение латентного периода)
- Нарушение понимания сложных инструкций
- Нарушение понимания простых инструкций со словами, включающими оппозиционные фонемы
- Нарушение понимания любых простых инструкций с предметно-отнесенными словами (отчуждение смысла слов)
|
Понимание логико-грамматических конструкций (над/под, слева от/справа от, перед/за, акт./пасс. констр.) |
- Импульсивность ответов
- Замедленность понимания (поиск, удлинение латентного периода)
- Нарушение понимания логико-грамматических отношений
|
Распознание смысловых искажений |
- Импульсивность ответов
- Замедленность ответов (поиск, удлинение латентного периода)
- Нарушение распознания смысловых искажений
|
Завершение незаконченных предложений |
- Импульсивность ответов
- Замедленность ответов (поиск, удлинение латентного периода)
- Ошибочные ответы
|
Чтение |
- Паралексии
- Угадывающее чтение
|
Письмо (списывание и под диктовку) |
- Параграфии - при списывании; в письме под диктовку
- Нарушение согласования слов, аграмматизм - при списывании; в письме под диктовку
- Микро/макрография при списывании
- Микро/макрография в письме под диктовку
|
Беглость речи и семантическая память Тест «Литеральные ассоциации» |
- Импульсивность выполнения
- Трудность вхождения в задание, речевая аспонтанность
- Повторы слов
- Персеверации
- Называние слов на другую букву
- Самостоятельно замечает ошибки
- Не замечает ошибки
Балльная оценка
0 баллов - ни одно слова за минуту
1 баллов – 1-5 слова за одну минуту
2 балл – 6-10 слов за одну минуту
3 балла- 11-15 слов за одну минуту
4 балла- 16-20 и более слов за одну минуту |
Динамический праксис Тест «Кулак-ребро-ладонь» |
- Импульсивность в выполнении
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Напряженность, замедленность выполнения
- Сбои при убыстрении темпа выполнения
- Патологическая инертность (персеверации),
- Упрощение программы, тенденция к стереотипии
- Нарушение пространственной организации движений (пространственный поиск, пространственные искажения); дизингибиция (появление новых непредусмотренных элементов движений)
- Дезавтоматизация (нарушение последовательности движений, разорванность, скандированность движений, невозможность усвоения двигательной программы)
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок.
|
Динамический праксис
Тест Озерецкого на реципрокную координацию |
- Импульсивность, приводящая к ошибкам выполнения задания
- Замедленное вхождение в задание (увеличение латентного периода)
- Замедленные и напряженные, но координированные двуручные движения; неполное сжимание и распрямление ладони
- Невозможность ускорения движений по инструкции
- Дискоординация, сбои при ускорении выполнения задания
- Дискоординация, отставание одной руки при медленном темпе выполнения задания
- Невозможность координированных двуручных движений: поочередные или идентичные движения или полное игнорирование одной руки
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Динамический праксис
«Графическая проба» |
- Импульсивность в выполнении, приводящая к ошибкам
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Патологическая инертность, персеверации
- Упрощение программы тенденция к стереотипии
- Истощаемость (микрография) в последовательности элементов
- Нарушения зрительно-моторной координации (макрография, расподобление, т.е. разная величина элементов в рисунке)
- Дезингибиция, появление новых непредусмотренных элементов
- Дезавтоматизация, нарушение последовательности движений, невозможность усвоения двигательной программы
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Невозможность коррекции ошибок
|
Кинестететич. праксис «Воспроизведение позы пальцев руки» |
- Импульсивность с неправильным воспроизведением позы
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Патологическая инертность при воссоздании поз
- Выраженные кинестетические нарушения (поиск позы, моторная неловкость)
- Полная невозможность воспроизведения позы
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Пространств. праксис
«Одноручная проба с воспроизведением положения руки сидящего напротив исследователя» |
- Импульсивность, приводящая к ошибкам
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Патологическая инертность выполнения заданий
- Выраженные ошибки при воспроизведении позы
- Полная невозможность воспроизведения позы
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Пространств. праксис «Рисунок стола и куба»
а) самостоятельн. по образцу б) срисовывание с образца |
Самостоятельный рисунок
- Импульсивность
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность); инертность
- Утеря перспективы
- Микрография
- Игнорирование стороны
- Дисметрия, пространств. искажения, пространств. поиск (нарушение пространств.организации действий)
- Фрагментарная стратегия
- Нарушение самост. рисунка при возможности срисовывания
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
б) Срисовывание
- Импульсивность
- Инертность
- Утеря перспективы
- Микрография
- Игнорирование стороны
- Дисметрия, пространств. искажения, пространств. поиск (нарушение пространств. организации действий)
- Фрагментарная стратегия
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Зрительно- пространств. праксис Тест
«Рисование часов» |
- Импульсивность
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность); инертность
- Микрография
- Нарушения целостности круга
- Нарушения правильного расположения цифр внутри циферблата
- Расположение цифр вне циферблата
- Воспроизведение лишь части цифр
- Ошибки в расположении стрелок
- Игнорирование стороны
Балльная оценка
0 - деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно, или больной не делает никаких попыток выполнить инструкцию
1 балл- утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга или числа и циферблат более не связаны друг с другом
2 балла стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком, или написано пациентом в числовом виде) или неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое.
3 балла - более заметные ошибки в расположении стрелок: одна из стрелок отклоняется от нужного времени более чем на один час или обе стрелки показывают неправильное время
4 балла - норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время или имеются незначительные неточности расположения стрелок. |
Регуляторный праксис
Тесты
«Изображение символических действий»
«Простые действия с реальными предметами»
«Изображение действий с воображаемыми предметами» |
- Импульсивность
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность); инертность
- Нарушения пространственных аспектов движений: чрезмерная амплитуда движения; неправильная ориентация конечности; использование части тела «в роли инструмента» (например, для того, чтобы показать, как забивают гвозди при помощи молотка, пациент начинает стучать ладонью по воображаемому гвоздю вместо того, чтобы изобразить действие молотком
- Нарушения временных аспектов движения: нарушения темпа движения, правильной последовательности его элементов или необходимого для завершения задания числа движений
- Нарушения содержательной стороны движений: включение в движение лишних, ненужных или исключение необходимых элементов движения, а также незавершенность действия, то есть прекращение его до момента решения задачи.
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Зрительный предметный гнозис «Узнавание реалистических изображений» |
- Импульсивность в гностической сфере, приводящая к нарушению узнавания знакомых изображений
- Трудность вхождения в задание, инертность выполнения задания
- Псевдоагнозии при нарушении контроля за выполнением задания, нарушения избирательности восприятия, фрагментарность восприятия
- Игнорирование одной половины зрительного поля
- Первичная предметная агнозия
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Зрительный предметный гнозис «Узнавание зашумленных изображений на 4 рисунках» |
- Импульсивность в гностической сфере, приводящая к нарушению узнавания изображений
- Трудность вхождения в задание, инертность выполнения задания
- Псевдоагнозии нарушение контроля за выполнением задания, нарушения избирательности восприятия, фрагментарность восприятия; замена непосредственного правильного восприятия предмета бесконтрольными догадками о нем
- Игнорирование одной половины зрительного поля
- Первичная предметная агнозия
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после подсказок, обведения контуров предметов больным или исследователем
- Невозможность коррекции ошибок
Балльная оценка
0 баллов –ошибки узнавания изображений на всех четырех рисунках
1 балл – безошибочное узнавание изображений лишь на одном из четырех рисунков
2 балла- безошибочное узнавание изображений лишь на двух из четырех рисунков
3 балла – безошибочное узнавание изображений лишь на трех из четырех рисунков
4 балла – безошибочное узнавание изображений на всех четырех предъявленных рисунках |
Зрительно-пространств. гнозис «Узнавание времени на схематических часах без цифр» |
- Импульсивность в выполнении задания, приводящая к ошибкам
- Замедленность, патологическая инертность выполнения задания
- Фрагментарность восприятия; псевдоагнозии
- Игнорирование одной стороны зрительного пространства
- Невозможность распознавания времени на «немом» циферблате
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Соматосенсорн. гнозис Тесты
«Узнавание на ощупь с закрытыми глазами мелких предметов (ключа, монеты, кольца)»;
«Узнавание типа поверхности» |
- Импульсивность в выполнении задания, приводящая к ошибкам
- Замедленность, патологическая инертность выполнения задания
- Псевдоагнозии, ложное узнавание
- Невозможность узнавания объектов или их поверхности на ощупь
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Соматотопический гнозис «Определение своих частей тела» «Определение своей правой и левой стороны» «Определение пальцев рук» |
- Импульсивность в выполнении задания, приводящая к ошибкам
- Трудность вхождения в задание (двигательная аспонтанность
- Патологическая инертность выполнения задания
- Персеверации
- Нарушения распознавания частей тела
- Нарушения распознавания правой и левой сторон тела
- Нарушение распознавания пальцев рук
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Акустический гнозис «Оценка и воспроизведение ритмических структур» |
- Импульсивность в выполнении задания, приводящая к ошибкам
- Трудность вхождения в задание, патологическая инертность
- Неправильное количество ударов в группе
- Нарушение расстановки акцентов, несоблюдение долготы пауз
- Хаотичное воспроизведение ритмов
- Персеверации, стереотипное воспроизведение ритмов
- Самостоятельная коррекция ошибок
- Коррекция ошибок после указания на них
- Невозможность коррекции ошибок
|
Кратковремен. слухо-речевая память «Краткий тест заучивания слов» |
Стул-яблоко-дверь-тетрадь
-- -- -- -- 5 минут интерферирущей деятельности после мгновенного повторения всех слов -- -- -- -- Балльная оценка
0 баллов - отсутствие мгновенного повторения всех четырех слов вслед за врачом после пяти повторных предъявлений в начале теста или невозможность правильного воспроизведения ни одного слова после интерферирующей деятельности
1 балл - правильное воспроизведение 1 слова из исходно предъявлявшегося списка после интерферирующей деятельности
2 балла - правильное воспроизведение 2 слов из исходного списка после интерферирующей деятельности
3 балла - правильное воспроизведение 3 слов из исходного списка после интерферирующей деятельности
4 балла - правильное воспроизведение всех 4 слов из исходного списка после интерферирующей деятельности |
Кратковремен. слухо-речевая память «Заучивание 10 не связанных по смыслу слов» |
стук дым лес кот дом стол сад пыль свет звук
или, при повторномом обследовани:
сыр звон соль окно луна конь луч рожь слон рыба
1 -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
2 -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
3 -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
4 -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
5 -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
- Трудности включения=низкий показатель объема заучивания при первом предъявлении
- Флуктуации, истощаемость (нестабильность) мнестической деятельности при заучивании 10 слов
- Снижение продуктивности=максимального объема запоминания в процессе заучивания
- Инактивность заучивания (плато)
- Конфабуляции, то есть нарушение избирательности воспроизведения материала- вплетения не предъявлявшихся элементов
- Контаминации групп стимулов, то есть воспроизведение слова “не в своей группе”
- Персеверации, то есть горизонтальные и вертикальные повторы элементов
- Трудности удержания последовательности (серийной организации) стимулов
- Звуковые замены (близким по звучанию словом) и семантические замены (близким по смыслу словом)
Через 30 мин
-- -- -- -- -- -- -- -- -- --
- Прочность запоминания при заучивании 10 слов через 30мин - число слов _____________
Узнавание через 30 мин - число правильных ответов_________________________________
|
да |
нет |
поле |
|
+ |
звон |
+ |
|
соль |
+ |
|
ребро |
|
+ |
конь |
+ |
|
кость |
|
+ |
луч |
+ |
|
слон |
+ |
|
куст |
|
+ |
лось |
|
+ |
дым |
+ |
|
путь |
|
+ |
дом |
+ |
|
кот |
+ |
|
снег |
|
+ |
небо |
|
+ |
свет |
+ |
|
план |
|
+ |
сад |
+ |
|
шум |
|
+ |
|
Зрительная память «Запоминание и узнавание двух групп из трех геометрических невербализ. фигур» |
1 --- --- --- --- --- ---
интерф --- --- --- --- --- ---
2 --- --- --- --- --- ---
интерф --- --- --- --- --- ---
3 --- --- --- --- --- ---
интерф --- --- --- --- --- ---
4 --- --- --- --- --- ---
интерф --- --- --- --- --- ---
5 --- --- --- --- --- ---
интерф --- --- --- --- --- ---
- Трудности включения (низкий уровень запоминания при первом предъявлении)
- Инактивность заучивания (плато)
- Конфабуляции (нарушение избирательности, то есть вплетения не предъявлявшихся элементов)
- Перцептивные замены (зрительно сходным изображением)
|