aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инватехника

Глава 6. Компьютерные игры

Если кто-то изо всех сил уверяет, что покупает компьютер для работы, — скорее всего, компьютер нужен ему, чтобы играть! Как бы то ни было, увлекаются компьютерными играми и маленькие, и взрослые.

Что мы находим в игре? Первый ответ очевиден: отдых, развлечение. Это хороший способ снять напряжение и усталость. В некоторых случаях игра дает безопасный выход отрицательным эмоциям.

Для детей это один из путей познания мира, развития мышления, логики. В известной мере компьютерные игры помогают формировать и эмоционально-волевые качества: внимание, настойчивость, способность к концентрации, постановке задач, достижению целей.

Психологи предупреждают, что «виртуальная реальность» способна подменять собой действительность, вызывать зависимость, приводить к изоляции от окружающих. Вместе с тем, некоторые исследователи приходят к парадоксальному выводу: у особенных детей «формальное» взаимодействие с компьютером может стать мостиком к реальному миру.

Мы немного коснемся содержательной части компьютерных игр для детей, хотя в этом вопросе лучше положиться на специалистов — в каждом конкретном случае самые правильные советы дадут педагоги, врачи-дефектологи, психологи. Особо же мы обсудим проблемы доступности — как сделать игры доступными взрослым и детям с особенностями моторики и восприятия.

К компьютерным играм относятся самые разные программы (и не только программы). Содержание их может быть любым, но с технической точки зрения обычно выделяют две категории:

- онлайн-игры — фактически, это не программы, а просто веб-страницы с использованием flash-анимации (флэш-игры) и других технологий Интернета. Их открывают в браузере (Internet Explorer, Firefox, Opera и др.). Требования к компьютеру в этом случае минимальные, но требуется постоянное подключение к Интернету;

- игры, которые, как и любые другие программы, необходимо устанавливать на компьютер. Раньше они обычно продавались на лазерных дисках, теперь дистрибутивы все чаще скачивают из Интернета.

В играх обязательно используется компьютерная графика. Что такое 3D-игры? В них применяется сложная обработка объектов, выводимых на экран — так называемая 3D-графика. Для нее компьютер должен быть оборудован мощной видеокартой — то, что обычно и называют «игровым компьютером». В противоположность этому более простая 2D-графика, используемая во многих развивающих, обучающих и логических играх, не требует от видеокарты высокой производительности. Такие игры легко запускаются и на устаревших компьютерах, ноутбуках, нетбуках или планшетах.

6.1. Развивающие компьютерные игры

Развивающие игры детям просто необходимы — с этим согласны и родители, и педагоги. Пожалуй, какие-нибудь качества развивает любая игра. Если не моторику, то логику, если не внимание, то силу воли, реакцию, усидчивость и т.д. Однако обычно «развивающими» называют те игры, которые адресованы детям от 2 до 5 лет, — нужно что-нибудь сложить, рассортировать, повторить, показать, найти, назвать, нарисовать, раскрасить и т.п. Все то же самое делается и в компьютерном варианте.

С какого возраста и в каком объеме ребенка можно допускать к компьютеру? Детские дошкольные учреждения и школы придерживаются норм, которые сейчас представляются наиболее безопасными:

- принято считать, что детей до 3 лет пускать к компьютеру вообще не стоит;

- ребенок в возрасте от 5 до 7 лет может проводить за монитором не более 30 минут в день, в несколько приемов, с длительными перерывами;

- дети от 7 до 12 лет общаются с компьютером не дольше часа в день;

- в возрасте с 12 до 16 лет общая продолжительность работы за компьютером составляет не более 2 часов в день.

При этом непрерывно сидеть за машиной можно до 20–30 минут. Затем требуется перерыв длительностью не менее 3 минут.

Проблема «ребенок и компьютер» достаточно нова, и ученые еще не успели набрать убедительную статистику. Ровесникам массовой домашней компьютеризации сейчас исполняется 15–16 лет, и об отдаленных последствиях раннего приобщения к цифровой технике судить просто не по кому. Так что большинство рекомендаций пока строится на аналогиях (компьютер-телевизор-книги-игрушки) и известных психофизиологических закономерностях.

Чисто физические вредности (электромагнитные поля, ионизация воздуха, стробоскопический эффект) остались в прошлом вместе с мониторами на электроннолучевых кинескопах. Основные аргументы за строгую «дозировку» пребывания у компьютера сегодня относятся к возможным проблемам психологического характера. Именно из-за них психологи и педагоги рекомендуют контролировать время, которое ребенок проводит у монитора.

Применительно к теме нашей книги в обычные нормативы логично внести некоторые поправки. Маленькому человеку с сенсорными или двигательными ограничениями компьютер способен дать значительную часть впечатлений и опыта, которые другим детям доступны и без технических средств. Чем раньше и полнее ребенок освоит вспомогательные технологии, тем шире становятся его возможности, тем меньше проблем интеграции. С этими доводами можно поспорить, но игнорировать их трудно.

6.1.1. Цели и задачи

Развивающие компьютерные игры для детей младшего возраста во многом копируют игры «некомпьютерные». В таком качестве компьютер проще всего рассматривать как аналог книжек с картинками, карточек, паззлов, настольных игр. От «картонно-бумажных» образцов картинка на экране отличается размерами (на большом мониторе ее можно увеличить так, как нужно слабовидящему ребенку) и анимацией. Правда, ее нельзя потрогать руками, чем она сильно проигрывает любым «материальным» игрушкам.

Цвета, форма предметов, узнавание и называние — этим обычно занимаются на примере окружающих вещей и книг с картинками для самых маленьких. Продолжение: «раскраски», кубики, мозаика. Потом ребенок учится считать, запоминает буквы и цифры. Компьютерных игр такого рода много, и в основном это флэшигры. Например, более 100 игр собрано на портале «Солнышко» (www.solnet. ee/games/).

Почти в любой детской игре найдется место тренировке логического мышления — нужно увидеть различие и сходство, выявить какие-то признаки и закономерности. Многие игры стимулируют память: предметную, образную, зрительную.

Любая игра развивает наблюдательность, умение концентрироваться, выделять важное. Сюда же отнесем переключение внимания, способность следить за несколькими процессами одновременно.

Под «мелкой моторикой» подразумевают точные, сложные и скоординированные движения, в первую очередь пальцев и кистей рук. В. А. Сухомлинский заметил: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Развитие и тренировка мелкой моторики обычно начинаются с игр с предметами: нужно поставить кубики друг на друга, нанизать колечки на стержень или шнурок и т.п. Следующий этап: лепка из пластилина, рисование, поделки из разных материалов. Окончательная «шлифовка» этих навыков происходит, когда ребенок начинает писать — письмо является едва ли не самым сложным упражнением, в котором задействуются все психофизиологические процессы.

Компьютерная мышь, джойстик и клавиатура в этом отношении тоже являются тренажерами, хотя и довольно специфическими. Движения здесь однообразные, но требуют большой точности.

Реакция, быстрота принятия решений в полной мере проявляются в 3D-играх: гонках, «стрелялках», спортивных симуляторах. Самым маленьким нравятся так называемые аркадные игры — почти без сюжета, но красочные и яркие. В них нужно собирать бонусы, стрелять по мишеням, уклоняться от препятствий и т.п.

Детским компьютерным играм принято назначать возрастные категории: «от 3 до 5», «5–7 лет» и т.д. На самом деле, для детей с ограничениями и особенностями слишком ориентироваться на эти метки не стоит. Вполне возможно, что кому-то будут интересны (и подойдут по задачам) игры для детей старшего возраста, или наоборот.

Выбор в Интернете огромен. Если над созданием 3D-игр подолгу трудятся большие коллективы программистов и художников, то новые развивающие игры появляются десятками и сотнями каждый месяц. Далеко не все получаются удачными, но скачать их предлагают повсюду. Сориентироваться в этом многообразии помогут обсуждения на форумах для родителей, обзоры в журналах и на сайтах, посвященных игровой тематике, мнение знакомых.

Обязательно поиграйте сами, вместе с ребенком — это даст самую верную оценку. Стоит прислушаться и к советам педагогов и психологов — многие из них могут порекомендовать наиболее подходящие игры.

6.1.2. Логические игры

К логическим играм обычно относят те, в которых нужно решать какие-либо задачи, раскладывать игровые фишки или карты, находить различия на картинках и т.п. Сложность бывает разная — от собирания картинки из нескольких фрагментов до головоломок, которые редко кто решит с первого раза.

Есть программы, которые воспроизводят давно известные настольные игры, пасьянсы. Шахматы, шашки, маджонг, многие пасьянсы вдохновляют программистов из года в год — для каждой из этих игр написаны десятки реализаций. Среди чисто компьютерных логических игр классикой жанра считаются «Тетрис» и «Линии» (Lines, «Цветные шарики»). Здесь счет идет уже на сотни вариантов!

Какое отношение это имеет к теме нашей книги? Из множества программ всегда можно выбрать те, которые наилучшим образом подойдут пользователям с различными ограничениями. Критерии могут быть разными:

- возможность увеличения, масштабирования игрового поля — в некоторых играх она предусмотрена, в некоторых — нет;

- характер графики — как правило, в играх с «плоской» 2D-графикой все видно четче. С такими играми можно использовать экранную лупу, а с 3D-играми она не работает;

- настройки внешнего вида — например, в стандартных пасьянсах Windows можно выбрать рубашку и рисунок карт: от красивых, но мелких, до более простых, но крупных и четких (рис. 6.1);

Пасьянс «Солитер» со стандартным и крупным оформлением

Рис. 6.1. Пасьянс «Солитер» со стандартным и крупным оформлением

- управление мышью и клавишами — удается ли настроить программу так, чтобы

- использовать специальную клавиатуру, выносные кнопки, джойстик?

Чтобы выяснить первые три момента, достаточно запустить игру и посмотреть на экран. В настройках управления можно разобраться либо с помощью справки программы или файла с описанием (readme), которые существуют не во всех играх, либо пробным путем. Откройте меню настроек (Settings, Options) и выясните, какие варианты управления в нем доступны.

Подсказки по «горячим клавишам» в меню игры

Рис. 6.2. Подсказки по «горячим клавишам» в меню игры

Вполне возможно, что управление мышью или «горячими клавишами» в игре предусмотрено, но по умолчанию отключено. Чтобы задействовать дополнительный способ управления, установите соответствующий флажок.

Подсказки по «горячим клавишам» обычно приводятся в меню. Например, в этом «Тетрисе» клавиша <F2> — новая игра, а <F3> — пауза (рис. 6.2).

Во flash-играх каких-либо настроек не предусмотрено. Если разработчики заложили такую возможность, на странице может присутствовать кнопка или ссылка для развертывания поля на весь экран. В противном случае размер игрового поля строго определен и не меняется.

Однако средствами браузера вы можете масштабировать страницу целиком. Вместе с ней увеличивается и игровое поле. В любом браузере увеличить масштаб можно, вращая колесико мыши при нажатой клавише <Ctrl> или с помощью меню. Как правило, хотя и не обязательно, игровое поле удается расширить практически во весь экран. Правда, существуют flash-игры, которые не позволяют увеличивать поле таким способом, — но это уже особенность конкретного программного кода на веб-странице.

6.1.3. Игры-рисовалки и игры-раскраски

Почти всем детям нравится рисовать. В стандартном комплекте Windows есть приложение, которое можно использовать как отличную игру такого рода. Это графический редактор Paint (рис. 6.3). Ярлык для его вызова находится в меню Пуск | Все программы | Стандартные | Paint.

Рисовать в Paint можно по-разному. Например, обратиться к инструменту Фигуры, чтобы чертить прямоугольники, овалы и другие примитивы, сразу задавая цвета линий и заливки. Получившуюся картинку можно дополнительно раскрашивать с помощью инструмента Заливка.

Другой вариант — выбрать инструмент Кисть или Карандаш и рисовать ими «от руки». Наконец, можно открыть в Paint какой-нибудь готовый рисунок или фотографию и редактировать: дорисовывать, стирать отдельные места, выделять, копировать и вставлять детали.

Для детей с особенностями моторики рисование на компьютере может оказаться доступнее, чем рисование на бумаге. Важно разобраться самому и показать ребенку, как пользоваться тем же редактором Paint или другими программами. Возможно, что вместо обычной мыши понадобится «ножная мышь», специальный джойстик или управление указателем мыши с клавиатуры.

Однако это рисование «с чистого листа», а для самых маленьких создано множество игр, в которых нужно раскрашивать готовые изображения или собирать картинки из частей. Такие игры обычно выполнены по технологии flash, и открываются они в браузере.

Назовем лишь несколько ресурсов с играми-раскрасками: www.raskraska.com, www.rebzi.ru/colorings/, www.detipaint.ru, www.packpacku.com. На этих и десятках других сайтов собраны рисунки на любые темы. Принцип flash-раскрасок

Графический редактор Paint

Рис. 6.3. Графический редактор Paint

Игра-раскраска

Рис. 6.4. Игра-раскраска

один и тот же — выбираете кисточкой или карандашом нужный цвет на палитре и щелкаете на изображении в том месте, которое хотите заполнить этим цветом. В «карандашных» раскрасках на картинке можно рисовать мышью, как карандашом (рис. 6.4).

То, что получилось, можно распечатать — прямо на странице щелкните на значке принтера. Если же напечатать рисунок до того, как его раскрасили, получится обычная «бумажная раскраска». Существенно, что ее можно сделать большой, во весь лист формата A4 — задайте это в свойствах принтера.

Кроме интерактивных раскрасок (рисование и раскрашивание на экране), в Интернете представлены тысячи черно-белых контурных картинок специально для раскрашивания. Скачивайте их, печатайте на принтере и разрисовывайте!

6.2. 3D-игры

3D-графика приближает компьютер к «виртуальной реальности». В мире 3D-игр представлены все жанры. Среди них «стрелялки» и гонки, спортивные и другие симуляторы, стратегии и ролевые игры. В чем главный секрет их привлекательности? Компьютерные игры дают возможность поучаствовать в том, с чем в реальной жизни большинство из нас едва ли встретится: можно почувствовать себя бойцом спецподразделения, автогонщиком, правителем и кем угодно еще.

Правдоподобность изображения в современных играх такова, что его порой невозможно отличить от «живого» видео. Разумеется, для этого нужен достаточно производительный современный компьютер.

6.2.1. Требования к компьютеру

Не случайно говорят, что для работы компьютер подойдет любой, а вот для игр нужна «серьезная» машина. В описании игры обязательно приводят минимальные системные требования : чтобы игра запустилась и удовлетворительно работала, компоненты компьютера должны быть не хуже перечисленных. «Не хуже» — т.е. такие же по производительности, а лучше — более производительные и современные.

Например, если сказано, что процессор (CPU) должен быть двухъядерным с тактовой частотой не менее 2,4 ГГц — игра «пойдет» на любом двух- или четырехъядерном процессоре, тактовая частота которого такая же или выше. Объем оперативной памяти (RAM) чем больше, тем лучше, но не менее того, что указано в требованиях игры. Однако сильнее всего на производительность компьютера в играх влияет видеокарта. Обычно для нее указывают объем видеопамяти и какую-нибудь известную модель, на которую ориентируются как на минимум. Например: «512 Мб GeForce 210».

Чтобы не вникать в технические подробности и не разбираться в характеристиках разных моделей, можно руководствоваться простым эмпирическим правилом — сравните год выхода игры с годом выпуска видеокарты и ее ценой в то время!

Если игра вышла примерно в то же время, что и видеокарта, то на видеокарте ценой порядка 1,5 тыс. рублей она будет удовлетворительно работать с минимальными и, возможно, даже со средними настройками. На видеокарте ценой около 3–4,5 тыс. рублей все игры заведомо «пойдут» со средними настройками, а на видеокартах класса «9 тыс. рублей и выше» игры можно спокойно запускать с высоким качеством изображения и детализации.

Если же видеокарта была выпущена двумя-тремя годами ранее, то 1500-рублевые модели позволят запускать игры только с минимальными настройками, да и то не все. Модели класса «около 3 тыс. рублей» будут еще относительно актуальны. Дорогие (от 9 тыс. рублей) модели того времени будут примерно соответствовать современным моделям средней ценовой категории или чуть выше.

Соответственно, игра, вышедшая 3–5 лет назад, должна запуститься в хорошем качестве и со всеми эффектами даже на недорогой, но самой современной видеокарте. По своим характеристикам она, скорее всего, мало уступает лучшему «железу» того времени. Хотим мы этого или нет, за такой срок «игровые» компьютеры устаревают полностью. Если компьютер используется в основном для игр, раз в несколько лет его желательно капитально модернизировать либо вообще менять.

Если вы захотите модернизировать компьютер (иначе это называется «апгрейд», upgrade), в первую очередь есть смысл заменить именно видеокарту (рис. 6.5). Кроме того, желательно увеличить объем оперативной памяти. Например, добавить еще один или несколько модулей памяти или заменить имеющиеся на модули большего объема — это зависит от того, остались ли на материнской плате свободные гнезда (слоты) под память.

Достаточно мощная видеокарта

Рис. 6.5. Достаточно мощная видеокарта

Примечание. Поскольку материнские платы, в слоты которых и вставляются видеокарты и модули памяти, также устаревают в том же темпе, что и прочие компоненты компьютеров, нелишне будет перед модернизацией убедиться, что новые видеокарту и модули памяти без проблем удастся установить на старую материнскую плату. Впрочем, обсуждение этих вопросов выходит за формат нашей книги.

Чтобы игры запускались без проблем, важно установить самый свежий драйвер видеокарты от производителя. Смысл обновления драйверов двоякий. Во-первых, их разработчики следят за появлением новых игр, проверяют драйверы на совместимость и при необходимости дописывают или корректируют программный код драйвера. Во-вторых, драйвер, как и любая программа, может содержать ошибки. При первоначальном тестировании некоторые из них разработчики могли и не заметить. Однако со временем такие проблемы выявляются, например, благодаря обращениям пользователей в техподдержку. В очередной версии драйвера обнаруженные ошибки исправляются.

6.2.2. Игровые манипуляторы

Чем отличаются «игровые» мыши и клавиатуры от обычных, «офисных»? Некоторые их особенности оказываются полезны не только любителям 3D-игр, но и людям с ограниченными возможностями.

Специально «игровые» клавиатуры начали выпускать сравнительно недавно. От массовых моделей они отличаются, прежде всего, более прочной конструкцией — ведь в пылу игры человек нередко бьет по клавишам изо всех сил. Клавиши со стрелками крупнее обычных, а промежутки между ними увеличены. На многих моделях клавиши, которые задействованы в играх чаще других (клавиши со стрелками и «крест» из клавиш <W>, <A>, <S>, <D>, <X>), покрыты нескользящей резиной и выделены цветом. Согласитесь, что такая клавиатура хорошо подходит и людям с особенностями координации движений.

Вторая характерная черта — наличие дополнительных программируемых клавиш и кнопок. На некоторых моделях (рис. 6.6) они вынесены в отдельную группу сбоку от основной раскладки, на других расположены в ряд над остальными клавишами.

«Игровая» клавиатура

Рис. 6.6. «Игровая» клавиатура

Хотя любая игровая клавиатура распознается системой как стандартное устройство, для работы дополнительных клавиш следует установить драйвер от производителя этой модели. Как правило, в состав драйвера входит и «фирменная» утилита настройки. С ее помощью дополнительным клавишам назначаются различные функции.

Часто в таких утилитах заложены готовые «профили» для самых популярных игр. Например, какие-то клавиши служат для выбора оружия и боеприпасов, прыжков, приседания и переползания героя и т.п. В других профилях те же самые клавиши получают функции органов управления самолетом или автомобилем, выбора артефактов и заклинаний в ролевой игре и т.д.

Кроме того, клавишам можно присваивать произвольные функции. Например, это сочетания клавиш, вызов определенных программ и даже макрокоманды из нескольких последовательных действий.

Игровые мыши рассчитаны на быстрые, размашистые, резкие, но, вместе с тем, очень точные движения. Для этого в них устанавливают особые сенсоры и довольно сложную электронику.

Игровая мышь отличается эргономичной формой и необычным дизайном. Правда, такие мыши обычно проектируются только под правую руку — «леворукие» или симметричные конструкции встречаются редко. В комплекте с мышью идет набор грузиков, а в корпусе сделаны гнезда и углубления для их установки. Опытный игрок обязательно настроит вес мыши в соответствии со своими предпочтениями.

Еще одна особенность игровых мышей — обилие кнопок. Существуют модели с 7, 10, а то и большим числом кнопок.

«Игровая» мышь

Рис. 6.7. «Игровая» мышь

Драйвер игровой мыши организован так, что настраивается в нем все: от чувствительности и ускорения указателя до цвета подсветки. Значительная часть настроек — назначение кнопок (Button Assignment). Обычно для настройки игровой мыши служит отдельная утилита (рис. 6.8).

Многокнопочная мышь интересна тем, что на нее легко возложить множество функций. Например, в игре одна из дополнительных кнопок будет управлять дви-

Окно настроек «игровой» мыши

Рис. 6.8. Окно настроек «игровой» мыши

жением персонажа вперед, другая — назад, третья — применением предметов и т.д. В результате все управление осуществляется одной рукой, а клавиатура вообще не используется. Людям с особенностями опорно-двигательного аппарата и ограниченной подвижностью такая мышь дает возможность участвовать практически в любых играх.

Кроме «продвинутых» клавиатур и мышей, специально для игр созданы и другие манипуляторы. Область их применения довольно узкая: рули с педалями незаменимы в автогонках, а джойстики нужны для авиационных симуляторов.

Заметим, что игровой джойстик походит на устройства, рассмотренные в главе 2, только формой. В отличие от специальных джойстиков, эмулирующих в системе мышь, игровые являются особым классом устройств. Их можно использовать только в играх, которые поддерживают такое управление, и настраиваются они непосредственно через меню игры.

6.3. Игры для слабовидящих и незрячих

Основное средство, которое дает возможность незрячему пользователю получать информацию от компьютера, — программы экранного доступа (см. главу 4). Их действие основано на том, что почти все элементы интерфейса системы и приложений обладают текстовыми метками — этот текст и озвучивается или выводится на брайлевский дисплей.

Программы экранного доступа (например, JAWS, КОБРА, NVDA) способны взаимодействовать с некоторыми играми. Если программисты заложили в игру какие-то текстовые эквиваленты для выводимых на экран объектов и действий с ними, игра через программу экранного доступа, в принципе, возможна. Управление происходит с помощью клавиатуры, а происходящее на экране озвучивается.

«Универсальные» игры, в которые можно играть и обычным способом, и без зрительного контроля, довольно редки. Поэтому наиболее популярными стали игры, разработанные специально для незрячих и слабовидящих пользователей. Графика в них сведена к минимуму, зато есть развитое звуковое и полное речевое сопровождение.

Некоторые из таких игр требуют наличия программы экранного доступа и/или установленных в системе голосовых движков. В дополнение к ним часто пишутся скрипты для JAWS или NVDA. Скрипты нужно скопировать в папку программы экранного доступа (какие и куда именно — указано в инструкции), чтобы получить полноценное озвучивание игры.

Другие игры включают в себя все необходимые звуковые компоненты. Иногда их называют «самоговорящими». Пример таких приложений — «Техношок» или игры от компании LWorks.

6.3.1. Логические и карточные игры

С помощью программ экранного доступа можно раскладывать пасьянсы Windows: Косынку, Паук и др. Названия карт в этих играх произносит и стандартный экранный диктор Windows, правда, по-английски.

Вообще, в отношении доступности любые программы от Microsoft считаются образцом. Дело в том, что при разработке приложений они должны тестироваться на взаимодействие с программами экранного доступа. Сегодня это уже не одно из «правил хорошего тона при программировании», а четкие требования, изложенные в разделе 508 «Закона США о реабилитации» и спецификации «UK & EU Accessibility Standard». На практике таких норм придерживаются далеко не все разработчики, но в корпорации Microsoft к этому всегда подходят с полной ответственностью.

Как играть с помощью экранного диктора и клавиатуры в одну из стандартных игр Windows — Сапер (рис. 6.9)? Правила игры не напоминаем — они широко известны.

Для перемещения по ячейкам-клеткам на игровом поле служат клавиши со стрелками. Когда фокус попадает на ячейку, экранный диктор произносит номер ряда и номер столбца, на пересечении которых она находится. Например, ячейка во втором ряду четвертого столбца озвучивается так: Two, Four.

Чтобы открыть ячейку, нажмите клавишу <Пробел>. Затем переместитесь на любую соседнюю ячейку и обратно. Если ячейка пуста, экранный диктор вновь назовет только номер строки и столбца. Если в ячейке обозначено количество мин, скрытых в окружающих ячейках, он озвучит три значения: номер строки, номер столбца и количество мин в соседних ячейках. Например: Two, Three, One.

Чтобы пометить ячейку флажком, нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<Пробел>. Повторное нажатие этого сочетания клавиш меняет флажок на знак вопроса, а третье снимает пометку ячейки. Если вы выиграли (пометили все мины и не «подорвались») либо все-таки подорвались на мине, появится соответствующее сообщение. Экранный диктор прочитает его вслух.

Игра «Сапер»

Рис. 6.9. Игра «Сапер»

Российские программисты являются авторами целого ряда бесплатных игр, в которых широко известные логические головоломки адаптированы для незрячих пользователей. Сами же идеи являются поистине «народными»: в «Города», «Быки и коровы» и «Виселицу» играют с незапамятных времен. Дистрибутивы этих и многих других игр можно скачать с портала «Тифлокомп. Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих» (www.tiflocomp.ru).

Примечание. В приложении перечислены некоторые ресурсы Интернета по теме нашей книги. Портал «Тифлокомп» занимает среди них ведущее место — это одно из наиболее полных и актуальных собраний статей, обзоров, новостей, а также дистрибутивов различных программ для людей с ограничениями по зрению.

Игра «Города»

«Города» — популярное развлечение, требующее некоторого знания географии. Игроки по очереди говорят названия городов, причем следующий город должен начинаться с той буквы, на которой заканчивался предыдущий. Если последняя буква в названии города «ы» или «ь», то следующий город начинается с буквы, стоящей предпоследней, и т.д.

В игре от Евгения Банникова (рис. 6.10) вашим партнером выступает компьютер. Вводимые названия городов и ответы компьютера озвучивает программа экранного доступа. Разработчик снабдил игру скриптами, рассчитанными на работу с JAWS. Кроме того, голосом дублируются все надписи на кнопках и подсказки.

«Города» — игра с портала «Тифлокомп»

Рис. 6.10. «Города» — игра с портала «Тифлокомп»

Играть в «Города» можно практически бесконечно. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово, а соперник не сможет вспомнить город, название которого начинается с нужной буквы.

Игра «Магистр слов»

Игра «Магистр слов» (разработчик Юлия Шельмук) напоминает всем известную «Виселицу», да и телевизионное шоу «Поле Чудес». Компьютер задумывает слово, показывая из него одну или несколько букв, а вам нужно угадать остальные буквы (рис. 6.11).

«Магистр слов» — игра с портала «Тифлокомп»

Рис. 6.11. «Магистр слов» — игра с портала «Тифлокомп»

Игра требует установленной программы экранного доступа. Нажмите в главном окне игры кнопку Ход и введите букву в открывшемся окне с текстовым полем. После нажатия кнопки OK (клавиша <Enter> на клавиатуре) вы вернетесь в главное окно. Если буква угадана верно, она появится в текстовом поле главного окна на нужной позиции. Чтобы озвучить содержимое этого поля, нажмите клавишу <Ctrl>.

Игра «Быки и коровы»

Игра «Быки и коровы» (разработчик Юрий Ларин) существует в двух вариантах: со словами (рис. 6.12) или с числами. Смысл в том, чтобы за несколько ходов подобрать загаданное компьютером слово или число.

«Быки и коровы» — игра с портала «Тифлокомп»

Рис. 6.12. «Быки и коровы» — игра с портала «Тифлокомп»

Вы печатаете свои предположения в поле Введите слово, а компьютер выдает подсказки в поле Результат. В терминах игры «Бык» — буква или цифра, которая есть в загаданном слове или числе, и во введенном вами слове или числе она стоит на том же месте, что и в загаданном. «Корова» — буква или цифра, которая есть в загаданном слове или числе, но находится она не на своем месте.

Правила игры подробно и с примерами описаны в справке программы. В меню можно выбрать три уровня сложности: от 4 до 6 букв. Для озвучивания нужна программа экранного доступа.

* * *

Еще несколько логических и карточных игр с упомянутого портала:

«Миллион в кармане» (разработчик Иван Денишев) — компьютерная версия телевизионной викторины «Кто хочет стать миллионером?». На каждый вопрос предлагаются четыре ответа. За каждый правильный ответ начисляются очки;

«Картишки» (разработчик Иван Себекин): карточные игры «Тысяча» и «Чешский дурак». Программа «самоговорящая», но для ее работы необходимы синтезаторы русской речи SAPI 4, например, Digalo или L&H «Светлана»;

«Очко» (разработчик Юрий Ларин) — компьютерная версия общеизвестной карточной игры;

«Игра в кости» (разработчик Юрий Ларин) — компьютерная версия классической игры в кости с шестью кубиками;

«Pop Corn» (разработчик Юлия Шельмук) — в этой игре необходимо узнавать мелодии по коротким отрывкам, как в телевизионных шоу «Угадай мелодию» или «Два рояля».

* * *

Логические игры для незрячих пользователей разрабатываются и за рубежом, но для наших соотечественников они не так интересны. Интуитивно понятный графический интерфейс в этом случае не задействован, а воспринимать все на слух на английском языке довольно сложно. Конечно, One, Two, Three в «Сапере» легко запомнит и человек, чуть знакомый с английским языком, однако в играх со словами иностранная «озвучка» становится для многих пользователей серьезным препятствием.

6.3.2. Аркады, гонки и «стрелялки»

В логических играх звучат исключительно слова. В «активных» играх основную нагрузку несут самые разные звуки: шаги, стрельба, стуки, скрипы, шум моторов и т.п. Речи здесь нет или очень мало, обстановка и сюжет понятны без слов, поэтому англоязычное происхождение таких игр проблем не создает.

Играющий ориентируется по звуку, представляя себе пространственное поле игры. Для этого нужны две колонки, стоящие слева и справа от слушателя, или стереофонические наушники. Благодаря бинауральному эффекту человек способен довольно точно определять местонахождение кажущегося источника звука.

Компания LWorks (www.l-works.net) разработала несколько звуковых игр, которые стали весьма популярными среди незрячих людей. Графический интерфейс в них отсутствует как таковой, на экран выводится совершенно пустое окно. Процесс инсталляции полностью озвучен (на английском языке) — незрячий пользователь может установить эти игры на компьютер самостоятельно.

Игры от LWorks «самоговорящие» — озвучивание меню и немногочисленных комментариев осуществляется через встроенный речевой движок Windows. Во избежание проблем с выводом звука программу экранного доступа следует на время игры отключить!

Игра Lockpick

Игра Lockpick относится к аркадам, хотя ее можно назвать и логической головоломкой. Задача — на скорость открывать кодовые замки сейфов.

Замок состоит из трех дисков, на каждом из которых нанесены цифры от 1 до 7. Для выбора диска служат клавиши <←> и <→>. Клавиши <↓> и <↑> «крутят» выбранный диск — голос в наушниках говорит, какая цифра на нем сейчас установлена. При этом цифры на левом диске произносятся в левом наушнике, на среднем — звучат в обоих наушниках, а с правого — в правом.

Установив первую комбинацию цифр, нажмите клавишу <Enter>. В наушниках раздастся серия звуков. Высокий звук означает, что вы правильно установили цифру на нужном диске. Двойной тон средней высоты указывает, что цифра угадана правильно, но она должна находиться не на этом диске. Низкий жужжащий звук — цифра не угадана. Перебирайте комбинации до тех пор, пока вы не услышите три высоких звука — замок открыт!

Легко догадаться, что по сути это те же «Быки и коровы», хотя и в виде «активной» игры с небольшим детективным сюжетом. Когда вы «заходите в зал с сейфами», звенит сигнализация, грохочут выстрелы (застрелили охранников), вы слышите свои шаги и т.д.

Игра Super Egg Hunt

Super Egg Hunt — звуковая вариация на тему игры, хорошо знакомой старшему поколению. Давным-давно существовали телевизионные приставки Nintendo. В одной из игр для них нужно было ловить яйца, падающие из лотков по краям экрана. Если яйцо вы не поймали, оно разбивалось, из скорлупы вылезал цыпленок и убегал. То же самое делается и в Super Egg Hunt, но здесь играющий ориентируется на звук катящихся яиц.

Игра Duck Hunt

Игра Duck Hunt тоже написана по мотивам приставок. В этой аудиоигре нужно стрелять по уткам, летающим по экрану влево и вправо. Утка, естественно, крякает — вот и стреляйте на звук!

Кроме названных, компания LWorks предлагает еще несколько игр, в том числе и бесплатных. Все эти игры доступны для загрузки с официального сайта компании, а бесплатные можно также скачать из игротеки портала «Тифлокомп».

Игра Dark Destroyer

В игре Dark Destroyer (www.pb-games.com) вы становитесь пилотом боевого космического корабля. Задача — уберечь планету от нападения пришельцев. В игре 12 уровней. На каждом последующем у агрессоров все больше техники, и действуют они все напористее.

Оригинальная игра вышла на английском языке. Файлы перевода на русский язык, а также дистрибутив Dark Destroyer выложены на портале «Тифлокомп».

Игра Mortal maze

Mortal maze (www.vipgameszone.com) — звуковой лабиринт из 25 комнат, по которым бродят монстры. Нужно найти и застрелить всех. Хитрость игры в том, что в комнатах различное количество дверей: от одной до трех. Из-за этого бродить по лабиринту можно разными маршрутами, а противники появляются с любой стороны.

Игра «Техношок»

«Техношок» — российская звуковая «стрелялка», игра с развитым сюжетом, обширными картами и разнообразными противниками. Для выполнения миссии предстоит, преодолев все препятствия, добраться до шестого этажа захваченного здания. Там находятся заложники, которых следует спасти и организовать их эвакуацию.

Продвигаясь с этажа на этаж, вы сражаетесь с противниками-роботами, собираете оружие и боеприпасы — все, как и в других «шутерах от первого лица». В игре вам встретятся четыре вида роботов разной степени опасности, а из оружия у вас есть топор, карабин, пулемет, огнемет, бластер и ручные гранаты. Для восстановления здоровья пользуйтесь аптечками, сориентироваться поможет компас, а где-то вы сможете подобрать акустический прицел — при наведении на цель он издает пульсирующий звук.

По ходу действия нужно открывать двери. Некоторые из них находятся под высоким напряжением (его отключают клавишей <Пробел>), а некоторые заблокированы электронными ключами. Эти ключи (красный, желтый и синий) сначала нужно найти. С этажа на этаж ездит лифт. В коридорах подстерегают ловушки: огонь, капающая с потолка кислота и радиация. Они наносят ущерб не только вам, но и роботам, которые попадут под их действие.

Инструкция содержит подробное описание игры и клавиш управления. Дистрибутив и дополнения к игре вы можете скачать с портала «Тифлокомп». На форуме портала (forum.tiflocomp.ru) идет обсуждение «Техношока».

Игра Top Speed

Среди гоночных симуляторов лидирует, скорее всего, «самоговорящая» игра Top Speed (www.playinginthedark.net). Она переведена на многие языки, в том числе и на русский. Сменилось уже три версии игры — первая вышла еще в 2004 году, а текущая версия носит номер 3.03.

В этих гонках все происходит точно так же, как и в известных «визуальных» аналогах, например, Need For Speed. Вы выбираете себе машину, трассу и начинаете соревнование с компьютером или реальными соперниками. В Top Speed есть и многопользовательский режим — в заезде могут участвовать по сети несколько человек.

Интересная особенность игры в том, что и машины, и трассы для нее легко создавать самостоятельно. И то, и другое — простые текстовые файлы, содержащие набор параметров. Трасса — это файл с расширением trk и одноименный с ним звуковой файл с расширением wav (записанное голосом название трассы для выбора ее в меню). Файл TRK состоит из строк, описывающих участки трассы, а каждая строка содержит 4 числа, разделенных пробелами:

- первое число: направление (прямо — 0, немного влево — 1, влево — 2, круто влево — 3 и т.д.);

- второе число: тип дорожного покрытия (асфальт — 0, гравий — 1, вода — 2, песок — 3, снег — 4);

- третье число: окружающий звуковой фон (нет звука — 0, толпа — 1, шум океана — 2 и т.д.);

- четвертое число: протяженность этого участка в условных единицах. Можно считать, что 1 единица примерно равна 1 см, а минимальная длина участка составляет 5000 единиц — около 50 м.

Файл заканчивается строкой, содержащей маркер завершения файла (–1) и два глобальных параметра: погоду и общее звуковое окружение. Эти параметры действуют на всем протяжении трассы и определяют набор фоновых звуков.

Примерно так же устроен и файл описания машины — файл с расширением vhc. В нем в определенном порядке перечислены звуки, издаваемые машиной при запуске двигателя, разгоне, движении, торможении, сходе с трассы и т.п. Далее следуют переменные с численными значениями, определяющими «приемистость», максимальную скорость, эффективность торможения, чувствительность рулевого управления и его зависимость от скорости и т.д. Всего файл описания машины состоит из 17 строк.

Несмотря на простоту описаний, езда в Top Speed настолько реалистична, насколько это достижимо в звуковом симуляторе. Звук двигателя меняется в зависимости от скорости и изгибов трассы, а накладывающиеся на него окружающие шумы создают полную иллюзию движения — работает стереоэффект. Более того, игра поддерживает рули с обратной связью — при сходе с трассы или движению по неровному покрытию ощущается вибрация, при резких поворотах чувствуется «отдача» руля.

Игры Ru Racing и Mach 1

Среди других известных автомобильных симуляторов назовем Ru Racing (автор Владимир Довыденков) и Mach 1. Первая игра, скорее, не «гонки», а именно симулятор вождения автомобиля. В качестве машин предлагаются не только спорткары, но и «Жигули», «Запорожец», «КамАЗ». Трассы здесь называются «мирами», и тоже приближены к нашей действительности: это улицы Москвы и Санкт-Петербурга.

Mach 1 — русская версия игры, написанной незрячим американским программистом Джимом Китченом. Он является автором десятков бесплатных игр, которые выложены на его сайте (kitchensinc.net). К сожалению, на русский язык пока переведена только эта!

6.3.3. Спортивные симуляторы

К спортивным симуляторам относят игры, которые так или иначе имитируют занятия различными видами спорта или спортивные состязания. Одни из них довольно точно воспроизводят физику полета и отскоков мяча и т.п. Другие по смыслу ближе к стратегиям: нужно формировать команды, тренировать их, участвовать в чемпионатах, выступать в качестве тренера или капитана.

Игры от Vipgameszone

Спортивные игры, разработанные компанией Vipgameszone (www.vipgameszone.com), платные (порядка 20 долларов), но с сайта можно скачать их бесплатные демоверсии. На настоящий момент таких игр четыре:

Crazy Tennis — симулятор теннисной тренировки. Вы должны отбивать летящие к вам мячи. Клавишами <←> и <→> вы перемещаете ракетку так, чтобы звук летящего мяча оказался в центре, а затем наносите удар клавишей <Ctrl>.

Super Football — футбольный симулятор. В команде 11 человек: вратарь и десять полевых игроков, стоящих по системе «2-3-2-3». Клавишами <1>–<0> вы переключаетесь между своими полевыми игроками, а клавиша <Enter> выбирает вратаря.

Нужно переключаться на того игрока вашей команды, к которому сейчас попадет мяч. При этом вы слышите звук летящего мяча и голоса товарищей по команде. Когда мяч окажется точно по центру, пора по нему ударить.

Силу и направление удара можно варьировать. Вы либо бьете по воротам, либо передаете пас другому игроку. Если все получилось удачно, мяч попадает к вашему же футболисту или летит в ворота. В противном случае его перехватывает соперник.

В игре есть офсайды и ауты. Если вы нарушаете правила (а они такие же, как в настоящем футболе), в ваши ворота могут назначить пенальти. Управление игрой довольно сложное, в нем участвуют все клавиши верхнего ряда, <Ctrl>, <Alt>, <Shift> и <Пробел>. Однако в этом и главный интерес — вы действуете попеременно за всех футболистов своей команды!

Еще две игры от Vipgameszone: Beach Volleyball (пляжный волейбол) и Funny Bowling (боулинг). Во всех этих играх предусмотрен многопользовательский режим, когда вы находите соперников через Интернет и соревнуетесь с ними.

Игра WinPong

WinPong (kitchensinc.net) — настольный теннис от Джима Китчена. Одну из неофициальных «русификаций» игры можно найти по адресу merkuriy17. narod.ru/games/myrus/.

Правила здесь самые настоящие: игра идет до 11 или 21 очков. Ракеткой управляют клавиши <←> и <→>, подача осуществляется клавишей < ↑>. Когда после розыгрыша очка звучит сообщение Press any key, можно нажать:

- клавишу <S> — чтобы сохранить игру и выйти;

- клавишу <E> — чтобы выйти без сохранения;

- клавишу <F1> — чтобы прослушать счет;

- и любую другую клавишу — чтобы продолжить игру.

Игра начинается с вашей подачи. После удара по шарику вы слышите, как он удаляется от вас, а на противоположном конце стола перемещается компьютерный игрок, чтобы отбить подачу. Если ему удается это сделать, то шарик полетит к вам. Вы должны занять позицию, которая позволит вам отбить шарик в сторону противника. Иногда во время игры слышны удары шарика о правую или левую стенки.

Как правило, в спортивные симуляторы играют на клавиатуре. Однако в некоторых играх, например в теннисе, можно пользоваться и джойстиком (геймпадом).

6.3.4. Стратегиии многопользовательские миры (MUD)

Стратегии и ролевые игры способны увлечь, как никакой другой жанр. Во многом это связано с тем, что любая стратегическая игра — целый мир с почти непредсказуемым развитием сюжета. В стратегии играют изо дня в день, неделями и месяцами, но ситуации в них почти никогда не повторяются.

Игра SoundRTS

SoundRTS (jlpo.free.fr) — стратегия реального времени, созданная по мотивам шедевров компании Blizzard: Warcraft и Starcraft. Однако это полностью звуковая игра, адаптированная для незрячих людей. В ней вам придется исследовать окружающее пространство, добывать золото и древесину, нанимать крестьян и воинов, чтобы противостоять врагам.

По умолчанию игра идет в режиме карты — север расположен сверху, и вы можете выбирать любой объект, не выполняя каких-либо поворотов. Однако можно играть и в режиме «от первого лица», более удобном для исследования территории и боевых действий.

Игра SoundRTS «самоговорящая». Программы экранного доступа следует отключать, чтобы они не перехватывали нажатия клавиш. В оригинале игра англоязычная, но на официальном сайте выложен русский языковой пакет к ней. Руководство пользователя также написано на английском языке, русский же его перевод опубликован на портале «Тифлокомп».

Игра Lords of the Galaxy

Lords of the Galaxy — космическая стратегия от компании Vipgameszone (www.vipgameszone.com). Вы летаете на космическом корабле, торгуете, преодолеваете метеоритные потоки, защищаетесь от монстров. Играть можно как с компьютером, так и с другими людьми через Интернет. В бесплатной демо-версии участников не более пяти.

* * *

В принципе, незрячим пользователям доступны многие онлайн-стратегии. По крайней мере, те из них, которые ведутся на постоянно обновляемых веб-страницах в окне браузера и не используют flash-анимацию. Поскольку у большинства элементов веб-страниц есть текстовые «заменители», страница озвучивается программами экранного доступа. Насколько полным и понятным будет такое «невизуальное» представление, зависит от разработчиков игры. Назовем несколько игр, которые, по отзывам незрячих пользователей, являются наиболее доступными для них.

Founders (founders.icedice.org) — глобальная космическая онлайн-стратегия, в которой нужно колонизировать планету. В Founders присутствуют все атрибуты подобных игр: поиск и добыча ресурсов, освоение технологий, строительство космического флота, войны и альянсы с другими участниками. Всего в игре участвует несколько тысяч человек, поэтому мир поистине огромен и непрерывно развивается.

OGame (www.ogame.ru) — игра того же плана. Практически все, что отображается на экране (рис. 6.13), правильно обрабатывается программами JAWS, КОБРА или NVDA.

Бойцовский Клуб (capitalcity.combats.com) — в весьма своеобразном мире значительная часть жизни: схватки и поединки. Однако это все-таки многопользовательская стратегия и ролевая игра. Для успеха вашего героя необходимо его развивать и всячески «прокачивать». Здесь есть и торговля, и заключение союзов, и даже магия.

BiteFight (www.bitefight.ru) — мир, в котором идет битва между вампирами и оборотнями. Как и в любой ролевой игре, участники объединяются в кланы, между ними складываются сложные взаимоотношения.

Hattrick (www.hattrick.org) — сетевая футбольная игра, в которой вы создаете и тренируете свою команду, соревнуясь с соперниками со всего мира. Матчи происходят дважды в неделю. Каждый сезон длится 16 недель. Между матчами вы

www.tiflocomp.ru/games/archive/strategy/soundrts-ref.php.6

можете «покупать» и «продавать» футболистов на трансфертном рынке, давать указания на тренировки или просто общаться с другими пользователями. Если вы одержите победу в своей лиге, вам представится возможность играть в следующем сезоне в лиге уровнем выше.

Интерфейс игры OGame

Рис. 6.13. Интерфейс игры OGame

Разработчики многопользовательских браузерных игр стараются следовать «спецификациям доступности». Эти нормы требуют, чтобы любая страница полностью и правильно обрабатывалась программами экранного доступа, чтобы незрячий человек свободно мог в ней ориентироваться. Однако у игровых сайтов есть своя особенность — повсеместное использование графики и анимации. С требованиями доступности это не совсем согласуется, но большинство пользователей хотят, чтобы сайт был красивым.

Ранее мы назвали несколько ресурсов, создатели которых сумели найти достойный компромисс между наглядностью и доступностью. Разумеется, этими сайтами список не ограничивается! При желании вы можете поискать в Интернете другие многопользовательские стратегии и оценить, насколько удобно играть в них с помощью программ экранного доступа.

Существует вид сетевых игр, который идеально подходит незрячим людям. Это так называемые MUD — полностью текстовые многопользовательские виртуальные миры в реальном времени. Сам термин MUD расшифровывают по-разному: Multiuser Dimension / Dungeon / Dialogue — многопользовательское пространство / измерение / мир / катакомбы / диалог, и любое из этих толкований точно передает смысл игры.

Собственно, с MUD начиналась вся история стратегических и ролевых игр. В те времена, когда компьютерная графика была еще в диковинку, а Интернета вообще не существовало, были созданы игры Colossal Cave Adventure (1975 г.) и Dungeon (1978 г.). Играли в них через сеть ARPANET и университетские сети.

Впоследствии подобные игры приобрели большую популярность. Возникали и множились как бесплатные, так и коммерческие проекты. Хотя сегодня стратегии и ролевые игры выглядят совершенно по-другому, у классических текстовых MUD все равно осталось немало поклонников, и это явление по-прежнему живо.

В чем заключается принцип MUD? На сервере работает «движок» игры, который получает, обрабатывает команды и сообщения от участников игры и передает им текстовые сообщения. Для обращения к серверу игроку нужна программа, называемая MUD-клиентом, хотя можно пользоваться и любым Telnet-клиентом — стандартной служебной программой для связи по протоколу Telnet.

С чего начать? Прежде всего, установите на своем компьютере MUD-клиент. Например, бесплатную программу JMC (jmc.mud.ru) или коммерческий клиент Cmud (www.zuggsoft.com).

Затем решите, в какой мир вы хотите вступить. Большой актуальный список MUD находится, например, по адресу www.mudconnector.su/MudList. Перечень регулярно проверяется, и те серверы, которые по какой-то причине не отвечают, помечаются в нем как «временно недоступные».

Для каждого мира указаны адрес и порт, по которым к нему подключаются клиенты. Кроме того, для большинства миров приведены адреса (URL) сайтов, на которых вы можете познакомиться с описанием и историей мира, почитать правила, пообщаться на форуме. Так что выберите мир, который вам понравится, и подключайтесь к нему.

В нижней части окно клиента JMC (рис. 6.14) расположена строка ввода. В ней вы набираете команды и сообщения. Чтобы подключиться, введите: #connect <адрес> <порт> и нажмите клавишу <Enter>. Например, для подключения к миру Dangerous Fantasy: Dream of the God (mud.df2.ru) наберите: #connect mud.df2.ru 4000.

В рабочей области окна появятся заставка и приветствие сервера. Как правило, вам сразу же предлагается выбрать кодировку (кодовую страницу) — обычно это кодировка Windows CP 1251.

Далее нужно зарегистрироваться. Введите имя, под которым вы войдете в мир, и нажмите клавишу <Enter>. Затем вам предложат описать своего героя (этот текст будут «видеть» другие при встрече с вами) и т.д. Для продолжения регистрации отвечайте на вопросы, которые будет задавать вам сервер.

Сам процесс игры состоит в том, что вы вводите команды и читаете то, что сообщают вам другие персонажи и сервер. Для этого команды нужно знать. Команды — глаголы на английском или русском языке в неопределенной форме. Все слова осмыслены, и запоминаются они легко. Полный список доступных команд приведен на сайте данного мира, хотя общеупотребительные команды одинаковы во всех MUD.

Клиент JMC

Рис. 6.14. Клиент JMC

Например, вы хотите узнать, где вы и что происходит вокруг. Введите команду смотреть. Сервер в ответ сообщает:

<20hp 100m 100mv> смотреть Северо-восточный угол Арены Ты на Арене. У тебя впечатление, словно за тобой наблюдают высшие силы... Помни что если ты вдруг захочешь выйти отсюда просто иди вверх. [Выходы: юг запад верх] Дикий кабан хочет напасть на тебя!

Осмотрелись? Есть два варианта: либо драться с кабаном, либо убежать. Допустим, вы выбрали первый. Посмотрите на кабана: смотреть кабан. Ответ:

<20hp 100m 100mv> смотреть кабан Он поворачивает голову к тебе и недовольно хрюкает. Смотри — а клыки у него будь здоров! Кабан в прекрасном состоянии.

Не передумали нападать? Напишите: убить кабан и ждите результата. Через короткое время появятся сообщения:

<20hp 100m 98mv> убить кабан Твой рубящий удар легко задевает кабана. Твой рубящий удар легко задевает кабана. Кабан ранен.
<20hp 100m 100mv> Твой рубящий удар царапает кабана. Ты парируешь атаку кабана. Кабан ранен.
<20hp 100m 100mv> Твой рубящий удар поражает кабана. Твой рубящий удар поражает кабана. Твой рубящий удар царапает кабана. Кабан МЕРТВ!! Ты получаешь 165 опыта!

Вы убили кабана и получили 165 очков опыта. Текст в угловых скобках, который выводится перед каждым сообщением, — сведения о вашем состоянии. В данном примере у вас 20 единиц жизни (hp), 100 единиц энергии (маны, mana), 100 единиц шагов (мувов, moves).

MUD-клиенты отлично взаимодействуют с программами экранного доступа. В MUD есть только текст, поэтому все вводимое и выводимое озвучивается полностью!

Это лишь самое первое и общее представление о том, что такое MUD. Если идея многопользовательских миров вам пришлась по душе, ближе познакомиться с такими играми вы сможете на порталах www.mudconnector.su, www.imud.info, mkm.org.ua и др. или непосредственно на сайтах различных MUD. В разделах «Для новичков» и FAQ подробно описано все, касающееся и сюжетов игр, и настройки MUD-клиентов.

В частности, в клиентах широко используются скрипты и клавиатурные сокращения, но настраивать их нужно под конкретную игру. Старожилы MUD охотно делятся своим опытом на форумах, помогают новичкам. Участники MUD-сообщества очень доброжелательны и друг к другу, и к тем, кто только собирается к нему присоединиться!

6.4. Заключение

В отношении доступности компьютерных игр существует немало удачных решений. Во многих играх управление гибко настраивается, и людям с особенностями моторики часто удается подобрать подходящий способ: только с клавиатуры, только мышью, либо с помощью джойстика. Игровые манипуляторы (рули, джойстики, специальные мыши и клавиатуры) делают управление игрой более реалистичным.

Кроме того, людям с ограниченной подвижностью или особенностями моторики «игровые» мыши и клавиатуры могут облегчить работу в различных прикладных программах. Дополнительным клавишам и кнопкам легко присвоить любые функции, чтобы, например, вводить клавиатурные сокращения одним нажатием кнопки.

Для незрячих и слабовидящих главное условие доступности игры — ее взаимодействие с программами экранного доступа. Этим требованиям отвечают лишь немногие популярные игры. В основном они все-таки опираются на графику, а для экранного доступа необходимы текстовые элементы.

Поэтому основным решением становятся игры, специально разработанные для незрячих пользователей. Таких игр много, и среди них представлены все жанры. Некоторые игры работают через программы экранного доступа, другие являются «самоговорящими».

Известная проблема связана с тем, что большинство таких игр — англоязычные. Однако для целого ряда игр энтузиасты создают патчи, добавляющие поддержку русского языка. В первую очередь такие дополнения стоит поискать на портале «Тифлокомп» — российском ресурсе, целиком посвященном поддержке незрячих пользователей.

Назад Оглавление Далее