aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт

6. Подготовка автомобильного похода

Подготовка начинается с выбора района и комплектования основного состава группы. Затем необходимо приступить к разработке маршрута: определить пункты следования, составить техническую схему маршрута, план культурных мероприятий, а также сформировать программу в целом.

При подготовке следует распределить обязанности в соответствии с туристским опытом, хозяйственными и профессиональными навыками каждого участника.

Чаще всего работа по подготовке и во время путешествия выполняется с некоторой специализацией.

В автопутешествии целесообразно распределить обязанности следующим образом. Руководитель группы осуществляет координацию всей работы, отвечает за разработку маршрута, графика движения, культурно-спортивных мероприятий, обеспечивает безопасность движения, принимает решения при возникновении сложных ситуаций.

Ответственный за хозяйственную работу обеспечивает приобретение снаряжения, инвентаря, продуктов и пополнение их запасов.

Ответственный за финансы составляет смету расходов, осуществляет фандрайзинг (сбор средств), хранит деньги, ведет учет расходов и расчет за общегрупповые затраты.

Ответственный за техническое обеспечение отвечает за готовность автомобилей и экипажей к походу, следит за наличием запасных частей, технических жидкостей и смазочных материалов, обеспечивает комплектование запасных частей и специальных инструментов, а также наличие радиосвязи между экипажами.

Ответственный за медицинское обеспечение следит за состоянием здоровья участников похода и обеспечивает медицинскую помощь, оказывает доврачебную помощь, а также отвечает за подбор, хранение медпрепаратов (с учетом сроков годности) и за пользование общей аптечкой с более широким набором препаратов и медицинских средств.

Ответственный за ведение дневника, видео- и фотосъемку осуществляет ориентирование на дороге, отмечает дорожную обстановку, наличие служб сервиса, мест отдыха, режим движения (подъем, отъезд, остановки), погодные условия, сведения о затратах, неисправностях автомобилей, ремонтных работах, состояние дорог, населенные пункты, мосты, реки, переправы, достопримечательности.

Обязанности можно выполнять сообща или по очереди. Бивачные работы, связанные с заготовкой дров, приготовлением пищи, установкой палаток и т.д., выполняются совместно.

Формирование группы

В поход приглашаются желающие путешествовать, имеющие автомобиль и навыки вождения. Сначала образуется костяк группы, состоящий из автовладельцев, членов семьи, друзей. Именно так формируются экипажи. Полагаем, что это наиболее оптимальный способ подбора в целях психологической совместимости и психологического комфорта.

Среди тех, у кого нет автомобиля, всегда найдутся желающие присоединиться к группе. В каждом таком случае вопрос решается индивидуально, любителя путешествий подсаживают в автомобиль, в котором есть свободное место.

Оптимальное число людей в автомобиле - 3 человека. Иногда оно может быть увеличено до 4. Это зависит от количества снаряжения и наличия автомобиля сопровождения, что определяется исходя из объема финансирования похода.

Группа представляет собой интегрированный коллектив, в котором есть участники с нарушением общего состояния здоровья, с физическими ограничениями, члены семьи, персональные помощники, волонтеры. При количестве участников более 20-25 человек необходим врач или опытный медработник (со средним медицинским образованием). Если в группе много людей, передвигающихся с помощью костылей и кресла-коляски, можно назначить одного-двух кашеваров, в чьи обязанности входит приготовление пищи, мытье посуды, сохранение посудо-хозяйственного инвентаря в надлежащем виде.

Водителям, которым физически трудно производить заправку, обслуживание и ремонт автомобиля, во время похода обязательно оказывается необходимая помощь.

Руководитель и организаторы похода должны предусматривать меры удобства, комфортности и возможность посильного участия в походе каждого члена группы, сообразно с его состоянием здоровья и желанием.

В группе бывают водители опытные и новички, которые могут усовершенствовать свои навыки в путешествии.

Возрастной состав группы - от 10 до 70 лет, это способствует определенному распределению обязанностей во время подготовки и проведения похода. Возраст участников следует учитывать при планировании досуга и составлении культурных программ в целом.

В походе участвуют люди, имеющие автомобили различных классов и марок: "Жигули", "Москвич", "Запорожец", иномарки. Поэтому очень важна установка в группе на усредненный скоростной режим движения. Кроме того, необходимо, чтобы все члены группы соблюдали правила и график движения. Недопустимо забегать вперед, за исключением особых случаев (поиск места отдыха, воды и т.д.) и только по распоряжению руководителя. Недопустимы другие несогласованные действия.

Выбор и разработка маршрута

Выбор маршрута и его продолжительность зависят от цели путешествия (познавательная, оздоровительная, спортивная и др.), от финансовых возможностей, ресурса свободного времени.

При разработке маршрута учитываются состояние дорог, их загруженность, климатические условия, возможность заправки топливом.

Сначала выбирается район, затем пункты следования. Подсчитывается общий километраж, расстояние между пунктами следования, составляется общий график движения по дням. При этом используются карты, атлас автомобильных дорог, справочная литература.

Составляя график движения, необходимо учитывать некоторые правила и требования: во-первых, нагрузку следует увеличивать постепенно от 200-300 км в день до 500-600 км, во-вторых, если предстоит двигаться по дороге без твердого покрытия, следует значительно уменьшить дневной пробег.

Снаряжение автотуристов

Путешествие на автомобиле дает возможность взять больше вещей, чем при пешем походе. Однако не стоит перегружать машину, так как при этом возникают дополнительные неудобства и потеря времени при разборке и укладывании походного груза.

Количество нужного снаряжения зависит от программы и цели путешествия, времени года, продолжительности похода.

Индивидуальное снаряжение. Заранее следует составить список вещей, необходимых в путешествии:

белье, одежда, обувь, теплые вещи (свитер, куртка), предметы личной гигиены (в отдельной целлофановой упаковке или коробке), одежная щетка, предметы ухода за обувью. Для детей необходимо брать больше сменного белья и резиновые сапоги. Для бритья лучше взять механическую или электрическую бритву на 12 В. Полотенце и носовые платки упаковать в полиэтиленовый пакет. Обязательно следует взять необходимые лекарства и запасные очки для тех, кто носит их постоянно. Спички брать нужно всем. Можно взять легкие матерчатые перчатки без подкладки - в них удобнее держать руль. Обеденные принадлежности: миски (1-2 шт.), кружка, ложка (столовая и чайная), вилка, нож.

Спальные принадлежности: спальный мешок или одеяло ватное (шерстяное), постельное белье (1-2 простыни, пододеяльник, 1-2 наволочки), подушка. Самые удобные спальные мешки - с застежкой-молнией по периметру. Пригодится и надувной матрац (для ночлега и отдыха после купаний). Желательно иметь: визитку (сумочку для документов, денег), солнцезащитные очки в жестком футляре. Не помешают зонтик, крем от комаров, солнцезащитный крем, электрофонарь с запасом батареек, швейный набор для ремонта одежды.

Палатку следует выбирать в зависимости от цели использования. Для автотуриста подходит палатка среднего размера высотой 1,5 м с прорезиненным полом, полукруглым пространством у задней стенки для габаритных вещей. Вход с матерчатым или сетчатым клапаном и застежкой-молнией. Очень удобно, если внутри палатки есть карманы для мелких вещей. В комплект входят каркас из вертикальных составных стоек, сетки, набор колышков. Такая конструкция устанавливается за 10-15 мин одним человеком. Тент из водонепроницаемой ткани размещают не менее чем на 10 см выше палатки, он должен выступать за внешние контуры по бокам и сзади на 20-30 см и спереди примерно на 50 см. Существует много вариантов палаток, и можно выбрать не только удобную, но и подходящую по стоимости. Желательно иметь тент для установки его в месте общего сбора в жаркий день и в дождь.

Для спортивных занятий и досуга берут волейбольный мяч, комплект игры в бадминтон, шашки, шахматы, дартс, надувную лодку, байдарку, рыболовные принадлежности, предметы для подводного плавания. Хорошо иметь в группе бинокль и гамак.

Принадлежности для приготовления пищи. Посуда для варки пищи: котелки, кастрюли, ведро, чайник и др.; ложки с длинной ручкой, половник, ножи, консервный нож, доска разделочная, сковорода, тазик, средства для мытья посуды, канистра на 10 л для воды.

Для приема пищи можно приобрести наборы пластмассовой посуды в виде шара диаметром 24 см, в котором 18 тарелок 3-х видов, 2 миски и 6 стаканчиков, полиэтиленовую скатерть или клеенку, емкость для соли, сахара, специй, бумажные салфетки или полотенца.

В качестве источников огня можно использовать приборы различных конструкций: примус туристский, примус "Шмель", бензиновая плита. Удобны бензиновые нагревательные приборы типа паяльной лампы со специальной насадкой, отклоняющей пламя. Заметим, однако, что такой прибор расходует много бензина.

Продукты питания. Продуктовые запасы следует упаковывать в коробки или пакеты и разместить в одном из автомобилей либо распределить по всем автомобилям. Рекомендуем приобрести автомобильный холодильник, работающий от бортовой сети, емкостью 12 л. Скоропортящиеся продукты брать не следует. На первые два дня пути продукты необходимо взять полностью, включая хлеб и овощи. Кроме того, приобрести крупы, макароны, тушенку, мясные и рыбные консервы на большую часть маршрута.

Примерный список продуктов: мясные и рыбные консервы, паштет (консервы), крупы (рис, гречка, пшено, геркулес), макароны (лучше из пшеницы твердых сортов), картофель, картофельное пюре сухое, лук репчатый, сельдь консервированная, масло растительное, сливочное (покупается периодически), топленое, сыр (твердый), колбаса копченая и п/копченая, кофе, чай, сахар, соль, молоко сухое и сгущенное, майонез, кетчуп, горчица, перец, джем, печенье, конфеты, уксус, овощи, фрукты (приобретаются периодически), хлеб на 2-3 дня, мука, яйца (используются сразу), супы сухие, кекс.

Питание в походе должно быть разнообразным. Обязательным добавлением к пище являются соусы и специи. Можно периодически подкупать сосиски, сардельки, мясо. В один из последних дней можно устроить походный банкет с праздничным столом, где можно побаловаться купленной заранее икрой и другими деликатесными блюдами.

Подготовка автомобиля к путешествию

Прежде чем отправиться в автомобильное путешествие, следует устранить все неисправности и дефекты, даже незначительные. В дороге мелкая неисправность может привести к большим потерям времени. Среди неисправностей преобладают: дефекты тормозной системы, изношенный протектор шин, неисправность рулевого управления, ходовой части и приборов освещения. Необходимо пройти техническое обслуживание.

Для подготовки автомобиля к дальней дороге нужны различные дополнительные инструменты, материалы и приспособления. Поэтому разумно объединить усилия участников, что сэкономит время и средства.

Помимо прилагаемого к автомобилю инструмента следует дополнительно взять набор торцевых ключей, молоток, отвертку с шириной лезвия 7- 9 мм, крестообразную отвертку с диаметром стержня 8 мм, зубильце, ножницы, струбцину, бородок, нож, брусок, шкурку наждачную, ареометр, штангенциркуль.

Из запасных частей надо иметь: ремень привода вентилятора, свечи зажигания, комплект ламп, предохранители, набор шайб, гаек, болтов, винтов, пружинных шайб и напильников, универсальный клей, монтажный провод, изоляционную ленту, пластилин, картон, медную проволоку, листовую резину, латунную фольгу, капроновую нить, масло моторное (1 л), дистиллированную воду, тормозную жидкость, смазку "Литол". И конечно, буксировочный трос (нейлоновый или стальной) длиной 4-6 м. Желательно установить на автомобиль охранную сигнализацию. Можно пробрести противобуксовочные устройства: браслеты, скобы, цепь, которые легко надеваются на колесо.

Правилами дорожного движения в автомобиле требуется наличие огнетушителя, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря, медицинской аптечки и ремней безопасности.

Недопустимо чрезмерно увлекаться дополнительным оборудованием, это может ухудшать обзор. По этой причине не рекомендуется подвешивать на стеклах автомобиля и перед ними различные предметы - вымпелы, сувениры, цветные зеркальные пленки и наклейки рекламного или иного характера.

Во избежание ослепления фарами идущей сзади машины, для защиты от солнца на заднее стекло можно установить компактные жалюзи. Их установка разрешена при наличии внешних зеркал заднего вида с обеих сторон автомобиля.

Необходимо продумать, как разместить в автомобиле багаж. Часть вещей можно разместить под передними сиденьями. Мелкие вещи, которые должны быть под рукой, хранят в перчаточном ящике, карманах на дверях и чехлах сидений, а также в коробке, устанавливаемой между передними сиденьями. Не стоит много вещей складывать на полке за спинкой, между задним сиденьем и задним стеклом.

Многие устанавливают на крыше автомобиля багажник, на который можно класть легкие и объемные вещи (раскладушку, палатку, складную мебель, надувной матрац).

Связь между экипажами осуществляется с помощью радиостанций, работающих в гражданском диапазоне.

Минимальное обеспечение - две радиостанции (в первой и последней машине).

Порядок и режим движения

Руководитель обычно едет в первой машине, менее опытный водитель или тот, кто едет на маломощной машине, - во второй. Движение колонной следует организовать так, чтобы все участники видели друг друга.

Начинать движение по трассе лучше всего ранним утром, так как дорога в это время не очень загружена и прохладно. Мелкие ремонтные работы следует производить вечером, чтобы не задерживать всех утром.

Остановка на обеденный перерыв планируется на самое жаркое время, желательно у водоема. Неплохо, если недалеко расположена АЗС. Не стоит сидеть за рулем более 8-10 часов в день, в противном случае возникает чувство сильного утомления, притупляется внимание и замедляется реакция. Во время коротких остановок на 5-10 минут следует размяться, сделать несколько упражнений. Если трудно выйти из машины - можно изменить позу, сделать массаж и упражнения.

Обычно программа похода строится так, что переезды сочетаются с осмотром достопримечательностей, экскурсиями, прогулкой в лес, отдыхом на берегу реки или озера, рыбалкой и т.д.

Устройство автотуристского бивака

Место для ночлега выбирается подальше от дороги, чтобы меньше был слышен шум. Следует обратить внимание на съезд с дороги, чтобы в случае дождя можно было выехать обратно на трассу.

Палатки следует установить так, чтобы они освещались утренним солнцем. Тогда раньше подсохнет роса на траве и палатках. Для защиты от мошек и комаров лучше выбрать участки, где ветер дует с водоема. Следует подумать заранее о запасе питьевой воды и залить канистры на трассе водой из колодцев или колонок в населенных пунктах. Для мытья посуды, стирки можно использовать воду из водоема.

Не всегда стоит разводить костер, лучше воспользоваться бензиновыми и газовыми плитками. Если все-таки требуется развести костер, необходимо следовать некоторым правилам: использовать старое кострище или участок с песчаной почвой около воды. В ином месте сначала снимают дерн и аккуратно складывают его в стороне, чтобы прикрыть им перед отъездом кострище. Для топлива используются валежник и сухостой. Нельзя разводить костры близко от деревьев, корней. Над костром не должны нависать сучья и ветки. Опасны костры на торфяниках. Очень опасно разжигать костер бензином. Может вспыхнуть струя бензина, а затем и канистра в руках. Костер нельзя оставлять без присмотра. Уезжая, его следует тщательно залить водой, засыпать землей и заложить дерном.

Автомобили и палатки надо располагать с подветренной стороны от костра, во избежание попадания искр.

Мусор, который нельзя сжечь, необходимо забрать с собой и затем выбросить в мусорные ящики по пути, на площадке отдыха. Место стоянки должно остаться в идеальном порядке.

Необходимо очень бережно относиться к природе, иначе негде впоследствии будет остановиться и отдохнуть. Нарушенные почвы трудно восстанавливаются. Они деградируют вместе с флорой и фауной, когда ее вытаптывают и забрасывают отходами человеческой деятельности.

Путешествие без опасности

Скорость - один из важнейших параметров безопасности автомобильного путешествия. Опасность заключается в том, что при скорости 100-120 км/ч тормозной путь и боковая подвижность автомобиля (даже от бокового ветра) увеличиваются более чем вдвое. Увеличение скорости повышает также психофизиологические нагрузки на человека.

С увеличением скорости уменьшается зона концентрации внимания водителя, ухудшаются тормозные возможности автомобиля, поэтому количество происшествий и число пострадавших резко возрастает при скорости выше 60 км/ч.

При движении в колонне очень важно соблюдать дистанцию. Она зависит от тормозных качеств автомобиля, состояния дорожного покрытия и т.д.

Если кому-то из участников похода требуется остановка по какой-либо причине, водитель или сидящий рядом пассажир должен связаться по радиостанции с первой машиной и сообщить о необходимости остановки. Если только первая и последняя машины оборудованы радиостанцией, то экипаж последней машины, увидев остановившийся автомобиль, должен немедленно связаться с первой машиной и остановить колонну. Если по каким-то причинам (растянутость колонны, рельеф местности и др.) не удается связаться с первой машиной по рации, тогда необходимо отметить, где остановилась машина, догнать колонну, связаться с первой машиной, остановить колонну и на одной машине вернуться к остановившейся. Если они разминутся в дороге, то отставшая машина, встретив группу на обочине, останавливается и все ждут возвращения последней автомашины. Выполнять это правило нужно четко, чтобы не растерять друг друга и не сорвать маршрут. В темное время суток лучше не ехать, а на ночлег располагаться еще засветло.

В дальних путешествиях возможны сложные дорожные и метеорологические условия: туман, сильный дождь, слепящее солнце, сильный боковой ветер. Здесь главное - быть внимательным и соблюдать скоростной режим. При подготовке похода можно проводить семинары и тренинги по вождению автомобиля в трудных условиях.

В случае пожара в машине надо быстро остановиться, выключить зажигание, снять клемму с аккумулятора. Если пожар возник в моторном отсеке, приступить к тушению с помощью огнетушителя, песка, воды или накрыть плотной тканью. Если пожар возник около бензобака, лучше срочно покинуть машину, так как возможен взрыв.

При вождении автомобиля нельзя увлекаться очень громкой музыкой, она не всегда положительно влияет на психику. Громкая музыка мешает вовремя воспринять информацию об изменении работы двигателя, звуковые сигналы, отвлекает внимание от дорожной ситуации.

Назад Оглавление Далее