aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт

1. Проблема укрепления здоровья школьников

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в России провозглашено сохранение и укрепление здоровья учащихся. Российской школой накоплен богатый опыт в организации лечебно-профилактической помощи детям. К исследованию и решению практических проблем охраны здоровья учащихся общеобразовательных и профессиональных школ привлекались государственно-административные и научные учреждения. Ими же разрабатывались конкретные планы по медико-санитарному обеспечению школ. Главной целью врачебного контроля в школе всегда было не только сохранение, но и укрепление здоровья, обеспечение условий, способствующих гармоничному развитию подрастающего поколения. Постоянно совершенствовалась научная база: велись исследования возрастной динамики функциональных и адаптивных возможностей организма ребенка. Можно с полным основанием утверждать, что в мировой науке нормальная физиология детей школьного возраста наиболее полно и плодотворно долгие годы развивалась в России. В индустриально развитых странах Европы и Нового Света лишь в последние 10-15 лет наметился активный интерес к проблемам возрастной физиологии, а научные исследования в этом направлении существенно отстают от российской школы как в теоретическом отношении, так и по широте охвата проблемы. Нигде в мире нет такой системы организации фундаментальных и прикладных научно-методических исследований в этой области, ориентированных на проблемы образования, которая была создана в СССР в рамках Академии педагогических наук, НИИ физиологии детей и подростков (ныне - Институт возрастной физиологии РАО) и широкой сети научно-методических площадок на базе кафедр возрастной физиологии во множестве педагогических институтов. Через систему повышения квалификации медицинских и педагогических работников распространялись знания по вопросам правильного развития и охраны здоровья детей и подростков.
Большой вклад в решение указанных проблем вносили организационные структуры Минздрава и Академии медицинских наук. Ими разрабатывался ряд специальных программ, отвечающих насущным потребностям школы. Вот перечень некоторых из них:
- организация диспансерного наблюдения за детьми с нервно-психическими нарушениями в условиях общеобразовательной школы (методические рекомендации Минздрава СССР от 18/Х 1978 г.).
- проведение врачебной профессиональной ориентации школьников (инструктивно-методические указания Минздрава СССР от 7/V11 1980 г.).
- усиление медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста (приказы Минздрава СССР от 3/1V 1981 г. и от 10/Х1 1986 г.).
- внедрение в школах массовой профилактики близорукости и кариеса, организация медицинских и зубоврачебных кабинетов в школах, оснащенных необходимым оборудованием, инструментарием и медикаментами (перечень вложений в аптечку - приложение 4 к приказу Минздрава СССР от 6/V1 1984 г. и приложение 1 от 31/Х 1986 г.).
- обеспечение учащихся полноценным питанием и организация щадящего питания для детей и подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, почек, желчевыводящих путей и др. (разработки Института питания АМН СССР 1984-1985 гг.).
- внедрение скрининг-тестов при проведении массовых медицинских осмотров учащихся в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава СССР от 31/Х 1986 г.
- формы профилактики и оздоровления школьников с различными отклонениями в состоянии здоровья (часто болеющие с нарушениями и заболеваниями носоглотки, дети с предмиопией и миопией, дети с функциональными изменениями осанки и стопы, дети с нарушениями и заболеваниями органов пищеварения) - Методические указания Минздрава СССР от 31/Х 1986 г. (приложение 5).
- санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения и профилактика травматизма (разработка Минздрава СССР от 22/11 1985 г.).
- программа по гигиеническому воспитанию школьников и обучению их элементам само- и взаимопомощи при заболеваниях и травмах (1984 - 1985 гг.)
- пропаганда здорового образа жизни и борьба с вредными привычками (программа Минздрава СССР от 29/V11 1986 г. и 31/V11 1986г.).
- мероприятия по укреплению здоровья и совершенствованию всестороннего физического развития учащихся, навыков и умений в занятиях спортом и туризмом, воспитанию стойкой привычки к систематическим занятиям физической культурой.
По последнему пункту было выпущено особенно много рекомендаций. Системе физического воспитания, как эффективному средству сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития, подготовки к трудовой деятельности, уделялось особенно много внимания. Методические рекомендации были разработаны с участием специалистов НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, ВНИИ физической культуры, врачебно-физкультурных диспансеров. Среди прочих следует отметить комплексы гимнастических упражнений до занятий, физкультурных минут, подвижных игр во время перемен (журнал Физическая культура в школе, № 7, 1980 г., стр.43-46); программы корригирующей гимнастики для детей с функциональными изменениями осанки и стопы (И.Д.Ловейко Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии, Л.,1982,140 с.); методические рекомендации по организации занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе (рекомендации МЗ СССР от 22/11 1980 г.; В.Е.Вельков: Сборник детей и подростков, 1978, № 6) и другие материалы.
Тем не менее, состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В.Хрущев,1994), 20% детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе; у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гипокинезии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами (С.П.Ефимова,1991). До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных Силах.
По-видимому, физическое и психическое нездоровье подрастающего поколения - не только результат сложнейших социально-экономических процессов и экологических катастроф, происходящих в России в последние годы, но и следствие провалов в существующей системе физического воспитания детей и подростков, а также разрушения служб школьного врачебного контроля.
При этом наблюдаемые во всем мире тенденции свидетельствуют о том, что ситуация в будущем будет только усугубляться. Успехи профилактической и клинической медицины и систем социального обеспечения в постиндустриальном обществе привели к практически полному снятию пресса естественного отбора на человека. Смертность, особенно в детском возрасте, сократилась в индустриально развитых странах в десятки раз по сравнению с прошлым веком: если 100 лет назад до взрослого состояния доживала примерно половина родившихся детей, то нынче - около 90%. Это позволяет выжить и оставить потомство гораздо большему числу людей, родившихся с теми или иными врожденными пороками и отклонениями, то есть несущими в себе груз генетических проблем. С одной стороны, это соответствует сегодняшним гуманистическим идеалам человечества.
С другой стороны, доля инвалидов от рождения и болезненных людей в популяции неуклонно и быстро растет, и это ставит перед обществом новые, еще не вполне осознанные им задачи. Особенно сложно справляться с этими неизбежными проблемами в тех случаях, когда экономическая ситуация препятствует проведению сильной социальной политики, как это наблюдается в сегодняшней России. Нехватка средств у государства в первую очередь сказывается на культуре, науке, здравоохранении и образовании.
В связи с переходным периодом в жизни нашей страны усиливаются процессы дезинтеграции, от которых в первую очередь страдают хрупкие структуры, обеспечивающие наше будущее. К ним относится система лечебно-профилактической помощи детям. Она нуждается в восстановлении, сохранении и возможной реконструкции на основе новейших научных разработок,  усвоении опыта других стран и более широком использовании возможностей физической культуры и спорта.

Назад Оглавление Далее