aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт

Глава 3. Нервный стресс

Печаль, страх, тоска разрушают тело.
Гиппократ

Стресс — это состояние организма человека, возникающее при действии чрезвычайных и патологических раздражителей и приводящее к напряженной деятельности неспецифических адаптационных механизмов организма. Термин «стресс» ввел в медицину в 1936 г. Г. Сслье, который определил стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований.

3.1. Некоторые физиологические аспекты стресса и его последствия

Компенсаторные возможности организма человека, позволяющие ему приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, большие. Условиями, необходимыми для становления полноценной адаптации, являются: оптимальное состояние механизмов адаптации (здоровье человека), интенсивность и продолжительность воздействия раздражителей внешней и внутренней среды организма и время, необходимое для становления процесса адаптации.
К числу механизмов, осуществляющих адаптацию организма, относятся изменения деятельности сердца, дыхательного аппарата, обмена веществ и иммунной системы. В становлении адаптационных механизмов огромная роль принадлежит нервной системе и эндокринным органам (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.).
Стрессовые реакции могут возникать под влиянием самых разнообразных раздражителей (травмы, ожоги, болезни и др.), а также при эмоциональном воздействии — эмоциональный стресс. Состояние стресса у большей части населения провоцируют или вызывают многочисленные неблагоприятные экологические факторы. Неоптимальными для сохранения здоровья являются условия жизни и привычки, сформировавшиеся в больших группах людей. Экологически опасным становится все увеличивающийся поток информации, получаемой индивидом по своей воле или помимо ее. Нередко возникают ситуации информацион- ного стресса. Навязываемая по утрам населению радиопрограммами поп- музыка нарушает естественный ритм вхождения в рабочее состояние организма, особенно у людей среднего и пожилого возраста. Высокоскоростной, эмоциональный ритм современной жизни, особенно в городах, создает нагрузку для функционирования основных центров нервной системы. Различные раздражители придают стрессу свои особенности, обусловленные возникновением специфических реакций на качественно различные воздействия.
Научно-технический прогресс создает все новые стрессовые ситуации: высокие темпы жизни, информационные перегрузки, перенапряжение при нервной ответственной работе, умственные перегрузки, утомление от монотонной однообразной работы. Научно-технический прогресс в высокоразвитых странах привел к возрастанию удельного веса интеллектуального труда. Изменился характер труда рабочих в результате широкого внедрения механизации и автоматизации производственных процессов. Рабочие все в большей степени обслуживают машины и механизмы, занимаясь не физическим, а интеллектуальным трудом. Возросший поток информации захлестнул не только ученых. С момента изобретения книгопечатания до 1945 г., т.е. за 500 лет, в мире было опубликовано около 30 миллионов разных книг, такое же количество книг опубликовано за последующие 25 лет. Усложнился и увеличился объем учебных программ школ и вузов, возросла учебная нагрузка. Резко возросло количество времени, которое посвящено просмотру телевизионных программ и кинофильмов. Многие из них, особенно с сюжетами ужасов, насилия и убийств, вызывают сильнейшие, отрицательные эмоциональные реакции, сопровождающиеся резким увеличением содержания в крови адреналина (сердцебиение, повышение артериального давления).
Возникновение и характер стресса во многом определяются реактивностью самого организма, которая, в свою очередь, зависит от функционального состояния физиологических систем, наследственных свойств организма, ранее перенесенных заболеваний, от возраста и других факторов.
Современная жизнь полна внешних стрессовых раздражителей, которых невозможно избежать. Город порождает шум и загрязнение воздуха наряду с высокими скоростями, столпотворением, преступностью и грубостью. Для того чтобы любой стрессовый раздражитель, например шум, вредно воздействовал, ему необязательно быть громким. Стрессовый эффект наступает при любом повторяющемся неконтролируемом шуме.
Эмоциональный стресс (волнение, возбуждение, напряжение) — это субъективное состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком (удовольствие или неудовольствие, радость, страх, гнев и т.д.) конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных и биологических потребностей.
Ответственные реакции организма на эмоции зависят от поведенческих реакций, психологических особенностей и воспитания человека.
Сложность данной проблемы состоит в том, что в отличие от дикаря цивилизованный человек обязан сдерживать свои эмоции, т.е. оставаться выдержанным, спокойным. Такой человек стремится погасить возникший в организме пожар, т.е. сдержать соматические проявления, двигательные ответы и речевые реакции. И тут-то проявляется конфликт: усилием воли человек подавляет двигательные реакции. В результате вегетативная буря обрушивается на сердце и сосуды. Чем меньше тренированность организма к предельным нагрузкам, в том числе пси- хогенно-эмоциональным, тем в большей степени возрастает состояние максимальной мобилизации сердечно-сосудистой системы. Важно подчеркнуть, что индивидуальные особенности человека, его адаптационные возможности противостоять стрессовым ситуациям весьма различны. Так, в частности, выделяют психологический и поведенческий типы ответных реакций организма.
Эмоции возникают за счет первичной активации специализированных структур мозга. Возбуждение одних структур вызывает положительные эмоции, которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательных эмоций, которые организм стремится устранить или ослабить.
Биологическое значение эмоций определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменения окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей.
Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта (обучения), способствуя выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения. Эмоции служат средством повышения надежности и расширения приспособительных возможностей организма, а также одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Эмоции человека в основном социально обусловлены. Они, так же как и поступки человека, обусловливаются нормами морали и права. Высшие формы эмоций возникают на основе социальных (нравственных) и духовных (эстетических, интеллектуальных) потребностей.
Эмоциональные возбуждения строятся на основе специфических нейрохимических механизмов (нейромедиаторов). Периферические компоненты эмоций подразделяют на произвольно управляемые (движение, деятельность мышечной мускулатуры, речевая функция, дыхание) и неуправляемые (деятельность сердца, гладких мышц сосудов, бронхов, кишечника и эндокринных желез).
Из всех стрессов следует особо выделить те, которые вызывают отрицательные эмоции. «Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимает страх, печаль, малодушие, уныние, тоска, зависть», — писал еще в XVIII в. Х.Ф. Гуфсланд. Действительно, печаль, страх, тоска угнетают психическую деятельность, мышечную активность, тормозят любые ответные реакции организма. Гнев же, ярость, ненависть, наоборот, повышают энергообеспечение, стимулируют деятельность рецепторов мышц, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.
К числу положительных эмоций относятся радость, надежда и др., которые приносят здоровье, силу, работоспособность. «Веселые люди всегда выздоравливают» (Амбруаз Паре). Как отметил Н.И. Пирогов, раны у солдат-победителей заживают быстрее, чем у побежденных. Положительная эмоция пропорциональна величине снятого состояния напряжения. Положительные, эмоции особенно важны для функционирования сердечно-сосудистой системы.
Адреналин, наводняющий организм человека во время стресса, вызывает целый каскад реакций: повышается кровяное давление, напрягаются мускулы, дыхание становится поверхностным и быстрым, мозг находится на вершине бдительности, а чувства обострены до предела. Рассказывают, что Юлий Цезарь выбирал себе тех воинов, которые краснели, а не бледнели при внезапном стрессе. Оказывается, что при реакции страха в организме человека увеличивается выделение адреналина, который вызывает сужение сосудов и бледность, а при реакции гнева выделяется норадреналин, вызывающий расширение сосудов, и человек краснеет.
Широко распространены социально детерминированные стрсссор- ные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, предательством, обманом, разочарованием. В подобном положении конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможностью ее осуществить в создавшихся условиях. Однако большинство людей, поставленных в безвыходные ситуации, не погибают, а приобретает ту или иную степень устойчивости к этим crpcccopi 1ЫМ ситуациям.
При воздействии различных экстремальных факторов (физических, психических) в организме возникают иейроэпдокрипио-гуморальпые изменения, направленные на преодоление действий этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям, Выраженность адаптационного синдрома зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем организма и характера поведения человека.
Повседневный жизненный опыт, а также данные экспериментов на животных, наблюдения над больными свидетельствуют о том, чіо возникновение эмоции нередко предшествует нашим действиям, что именно эмоции оказываются поводом к действиям. Эмоциональное возбуждение может возникнуть до того, как человек успеет составить программу действий, и даже до того, как он сможет хотя бы сознательно оценить ситуацию. Эмоция зачастую представляет собой первую импульсивную реакцию на внезапно возникшую чрезвычайную обстановку. Лишь потом уже следует анализ и оценка обстановки и необходимые обдуманные действия.
Величина информационных и энергетических ресурсов и резервов времени, которыми располагает организм, определяется условиями воспитания человека, его прошлым жизненным опытом. Чем меньше жизненный опыт, чем меньше навыков преодоления трудностей, чем меньше энергетический потенциал организма, тем сильнее эмоция страха, которая включается импульсивно. Чем больше опыт по преодолению аналогичных ситуаций, тем меньше время, необходимое для решения данной возникшей задачи и тем больше информационные и энергетические резервы организма.
Большое значение для характера последствий стресса имеют поведенческие реакции на стрессовые ситуации. Так, боль, сопряженная с опасностью и страхом, побеждается выдержкой и терпением. Однако при этом заторможенным оказывается лишь внешний поведенческий компонент реакции. Ее внутренний компонент, т.е. мобилизация функций кровообращения, дыхания и т.д., сохраняется. При возникновении эмоционального напряжения под влиянием стресса происходит мобилизация энергетических и структурных ресурсов, осуществляемая комплексом стрсссорных гормонов, которые обеспечивают эмоциональное поведение.
Эмоции вызывают генерализованное возбуждение огромного количества структур центральной нервной системы, мгновенно вовлекая в весьма интенсивную деятельность многие органы и системы организма, которое нередко сравнивают с бурей. Эта «буря» иногда безжалостно обрушивается на сердечно-сосудистую систему и другие системы организма, являясь причиной развития ряда тяжелых заболеваний.
При любом стрессе всегда есть три фазы реакции организма на него: 1) само стрессовое событие; 2) внутреннее восприятие его человеком; 3) реакция самого организма.
Со стрессовой реакцией иногда трудно справиться потому, что если она началась, то мозг может потерять контроль над пей.
Состояние напряжения — это мобилизация резервов, резко увеличивающих информационные и энергетические ресурсы организма (а также благодаря повышению скорости реакции ресурсы времени). Тот факт, что состояние напряжения нередко может возникнуть раньше включения сознания, свидетельствует о том, что подсознание является не просто складом поведенческих «матриц» или «кладовой памяти». Оно играет весьма важную роль в формировании характера нашей деятельности. На уровне подсознания осуществляется не только первичный анализ всей поступающей в мозг информации, но и оценка собственных энергетических ресурсов организма и ресурсов времени, учитывается уровень прошлого жизненного опыта, степень подготовки и тренированности организма, обеспечивающих возможность адекватных реакций на поступивший сигнал, на возникшую обстановку.
Можно выделить четыре степени состояния напряжения:

  1. первая степень — внимание, мобилизация, активность. Объективные изменения в организме: повышение обмена веществ, усиление функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение тонуса скелетных мышц, умственной и физической работоспособности. Изменения психологического статуса: усиление внимания, напряжения, подъем физических и духовных сил;
  2. вторая степень — стеническая отрицательная эмоция. Объективные изменения в организме: резкое (предельное) усиление функций органов и систем, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой; резкое учащение и усиление деятельности сердца, значительное повышение кровяного давления и вентиляция легких. Изменения психологического статуса: чувство резкого возбуждения, раздражения, негодования, ярости, нередко угнетение интеллектуальных функций;
  3. третья степень — астенические отрицательные эмоции. Объективные изменения: резкое снижение умственной и физической работоспособности, резкое утомление мышц, значительное торможение центральной нервной системы, повышение кровяного давления, ослабление работы сердца, ухудшение кровообращения, особенно в сердце и головном мозгу. Изменения психологического статуса: тягостное ощущение тоски и страха, потеря памяти, угнетение физических сил, подавление способности к мышлению;
  4. четвертая степень — невроз. Объективные изменения в организме: резкие нарушения нормальных поведенческих реакций и поступков, резкая дисфункция вегетативной нервной системы и нарушения регуляции функций внутренних органов, возникновение психосоматических заболеваний. Изменения психологического статуса: крайне угнетенное тяжелое самочувствие, неадекватные мысли, полная потеря работоспособности, сознание собственной ненужности, бесполезности

Наблюдающийся при стрессе обший адаптационный синдром может иметь три стадии развития: стадию тревоги, при которой происходит мобилизация исходных сил организма; стадию резистентности; стадию истощения, которая отмечается при воздействии интенсивного раздражителя и при длительном воздействии слабого раздражителя, а также при функциональной слабости адаптивных механизмов организма. Существуют условно-рефлекторные влияния па сердечно-сосудистую систему, которые приспосабливают ее функции не только к возникшим, но и к предстоящим изменениям окружающей среды, обеспечивая таким образом будущую деятельность организма и изменения его поведения. Состояние напряжения — это мобилизация резервов, резко увеличивающих информационные и энергетические ресурсы организма
Некоторые особенности степеней напряжения.
При первой степени напряжения изменения со стороны функций органов и систем не чрезмерны и соответствуют задачам, возникшим перед организмом, способствуя наилучшему их выполнению. Средства и силы организма расходуются при этом оптимально экономно. Это состояние напряжения, возникающее периодически, является фактором, тренирующим организм.
При второй степени напряжения мобилизация ресурсов происходит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно, избыточно (по типу гиперкомпенсации). Это состояние сравнивают с «бурей» или «пожаром», внезапно вспыхнувшими в организме. Эмоциональным «пожаром» охватываются определенные структуры центральной нервной системы и строго определенный круг внутренних органов, именно тех, которые обеспечивают взаимодействие организма с окружающей средой. При экстренных (чрезвычайных) условиях, когда возникает альтернатива выжить или погибнуть, процессы накопления (ассимиляции) тормозятся; резко активизируются процессы диссимиляции, давая организму необходимые энергетические ресурсы. Таким образом, стеничес- кие эмоции представляют собой состояние максимальной мобилизации всех сил и средств организма, необходимой для выхода из чрезвычайного положения.
Характер возникающей эмоции определяется результатом первичной (подсознательной) оценки значимости данной цели для организма и наличием ресурсов, необходимых для достижения цели. При астенических отрицательных эмоциях (третья степень напряжения) этот дефицит определяется разницей между необходимыми и существующими у организма временем, информацией, энергией. При цели большой важности нужны и большие ресурсы: огромная энергия и не меньший объем необходимой информации (умений, навыков) и достаточное время. Как известно, И.П. Павлов пришел к выводу, что неврозы вызываются: перенапряжением процессов возбуждения в коре головного мозга; перенапряжением тормозного процесса; «сшибкой» (столкновением) процессов возбуждения и торможения в пунктах коркового представительства условных и безусловных раздражителей.
Невроз может сопровождаться тяжелыми расстройствами функции сердечно-сосудистой системы (нарушение сердечного ритма, повышение кровяного давления и др.). При неврозе, помимо сердца, могут страдать и другие органы, при этом всегда страдают тонкие приспособительные (условно-рефлекторные) реакции внутренних органов на изменения среды.
Эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конкретные ситуации. Как временное явление стрессовая реакция необходима, но если она не ограничена временем, то катабсшический метаболизм может привести к разрушительным последствиям. При длительности стресса каждый подъем энергии приводит к определенному разрушению. Если угроза стресса не проходит, подъем энергии приводит к истощению, так как для тела оказывается невозможным вернуться в обычное состояние анаболического метаболизма, который создает резервы тканей и энергии.
Нервный стресс признается ответственным за распространение психических и невротических расстройств, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, мозгового инсульта, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и других заболеваний в развитых странах. Напряжение, эмоции, неврозы представляют собой возрастающие степени состояния напряжения, возникающие при усложнении условий окружающей среды.
Неврозы — результат воздействия на организм чрезвычайных ситуаций, которые должны вызвать состояние напряжения и эмоции. Стрессовые воздействия при соответствующей предрасположенности способны спровоцировать возникновение или обострение различных психических заболеваний.
Изменения условий жизни человека в высокоразвитых странах являются основной причиной роста частоты неврозов и заболеваний сер- дечно-сосудистой системы. Среди этих условий важным фактором является увеличение нервного напряжения. Об этом, в частности, свидетельствуют данные о высоком распространении гипертонической болезни среди людей, труд которых связан с постоянным нервным напряжением. Поданным Е.П. Федотова (1958), в20,7% случаях инфаркту миокарда предшествовала острая психическая травма, в 35% случаях — хроническая травматизация психики, в 30% случаев — постоянное перенапряжение на работе. А.Л. Мясников (1965) отмечал наличие эмоционального напряжения, предшествующего инфаркту миокарда у 85,5% больных. Взаимоотношение эмоционального стресса с ишемической болезнью сердца далеко не всегда выявляется непосредственно в период действия стресса, а может наступить сравнительно часто спустя некоторое (даже значительное) время после него. Эмоциональный стресс индивидуальной, ограниченной направленности, по-видимому, скорее, чем общий стресс для населения (война, стихийное бедствие), может рассматриваться как фактор риска ишемической болезни сердца.
Индивидуальные особенности человека, его адаптационные возможности противостоять стрессовым ситуациям весьма различны. Это позволяет выделить психологический и поведенческий типы, особо предрасположенные к ишемической болезни сердца. Такие люди испытывают постоянное внутреннее напряжение, амбициозны, подозрительны, ипохондрического склада. Сюда же могут быть отнесены многие лица напряженного интеллектуального труда, администраторы, все тс, кто преданно трудится, постоянно испытывают недостаток времени на производстве и дома.
Американские авторы выделяют даже специальный профиль личности, предрасположенной к ишемической болезни сердца. Характерным для таких людей является состояние постоянного неразрешенного внутреннего конфликта, связанного с определенным психологическим складом личности. Для таких людей характерны глубокая поглощенность профессиональной работой, непрерывная гонка и спешка в работе, неугомонность, торопливость, постоянное желание преуспеть во всем и вместе с тем неудачи и срывы вследствие вечной нехватки времени.
Почему именно напряжение, возникающее при отрицательных эмоциях, стало сегодня фактором риска возникновения сердечио-сосудис- тых заболеваний? Понять это можно, лишь учитывая особенности биологической эволюции человека и вытекающие из них требования нашей биологической природы. Необходимо, прежде всего, подчеркнуть то, что за последние 50—100 тыс. лет биологическая природа человека практически не изменилась. Наша природа «застыла» примерно на том уровне, который был достигнут кроманьонцем. На первый взгляд это может показаться весьма странным, но для каждого исторического этапа существуют свои законы, особенности, специфика. Биологическая эволюция, как известно, возможна только тогда, когда действуют три фактора: изменчивость, наследственность и естественный отбор.

Изменчивость человеческой природы сохранилась, сохранилась и наследственность, но в человеческом обществе исчез абсолютно необходимый для биологической эволюции третий фактор — естественный биологический отбор. Известно, что естественный отбор приводит к выживанию наиболее биологически приспособленных особей, обладающих наиболее полезными биологическими свойствами. Можно говорить о том, что эволюционное развитие человека давно остановилось.
Таким образом, формы биологических реакций (а значит, вегетативные сдвиги, возникающие при эмоциональном напряжении) у современного человека мало отличаются от реакций, возникавших у его далеких предков. Однако поводы, по которым возникают эмоции и сами способы разрешения возникающих трудностей, у современного человека абсолютно не похожи па тс, что имели место раньше. Эмоции мобилизуют в огромной мере энергетические ресурсы. Эта нужная для организма в прежних биологических условиях существования реакция стала сейчас часто бесполезной. Чрезвычайное физическое напряжение сегодня нередко бессмысленно, оно ненужно для преодоления трудностей. Сегодняшние трудности — большей частью трудности психологические, моральные — это сложные интеллектуальные задачи. Пудовые кулаки, стальные мышцы в таких случаях мало помогут делу, скорее наоборот — усложнят ситуацию.
В отличие от дикаря цивилизованный человек обязан сдерживать свои эмоции, подавлять проявления своих чувств, оставаться хладнокровным, выдержанным, спокойным в любой сложной обстановке. Надо уметь погасить возникший в организме эмоциональный «пожар», сдерживать соматические проявления, двигательные ответы, мимику, речевые реакции.
Если возникшая стспическая эмоция получает адекватную разрядку, если она реализуется посредством интенсивных мышечных усилий (для обеспечения которых, собственно, в процессе эволюции возникла сама эмоция), то вреда для организма она не приносит. Трудность же положения в том, что естественные по своей биологической природе проявления таких эмоций и способы их разрядки стали совершенно не приемлемыми в современном человеческом обществе. Не выдержав проявлений своего гнева, раздражения, испуга, можно потерять право называть себя человеком, низвести себя до уровня зверя. Однако, несмотря па это, слепая биологическая природа в сложных ситуациях по-прежнему мобилизует на помощь организму древний механизм эмоционального напряжения. И тут-то появляется конфликт: вегетативные функции перестроены, гигантские энергетические ресурсы (независимо от воли) уже мобилизованы, а возможность адекватной разрядки эмоционального напряжения исключена. Усилием воли человек обязан подавить двигательные реакции, сдержать естественную разрядку эмоций. В результате возникает трудное для физиологических систем организма состояние.
«Разряжать» стенические эмоции «по адресу» — значит в ряде случаев поставить себя вне коллектива, сдерживать же эмоции — значит накосить удары по системам вегетативного обеспечения функций организма. В этом сложность проблемы.
В нашей обыденной жизни, в случае, если эмоциональное возбуждение выражено не столь сильно, мы обычно успеваем сдержать силой воли двигательную разрядку эмоции. Однако усилием юли можно подавить лишь внешние — двигательные проявления эмоциональных реакций. Но при кажущемся полном внешнем спокойствии бушующая в организме «вегетативная буря» обрушивается на внутренние органы, и в первую очередь на сердечно-сосудистую систему, становящуюся беззащитной перед этими ударами.
Чем меньше тренированность организма, тем, следовательно, в большей мере возникает состояние максимальной мобилизации функции мышечной и сердечно-сосудистой систем.
Но именно для нетренированного организма, обладающего недостаточными резервными возможностями, такая мобилизация может оказаться непосильной. Образуется замкнутый порочный круг. Меньшая тренированность усиливает состояние напряжения и в то же время приводит к тому, что организму трудно выдержать это состояние. В этом причины того, что полезные в принципе для организма состояния отрицательных эмоций в условиях жизни современного человека становятся одним из факторов поражения сердечно-сосудистой системы.
Однако из приведенных выше данных отнюдь не следует то, что для предупреждения поражений сердца и сосудов нужно стремиться убегать из городов, остановить технический прогресс, всячески остерегаться нервного напряжения. Подобный совет был бы губительным, прежде всего, для системы кровообращения. Нервное напряжение, которое может оказывать выраженное отрицательное действие, одновременно представляет собой основное условие прогресса организма, развития и совершенствования функций самой нервной системы, повышения резистентности всех структур (в том числе и сердечно-сосудистой системы) к действию неблагоприятных агентов.
Восстановление, созидание возможны лишь при условии активной деятельности, без которой наступает дегенерация, перерождение и гибель любой клетки, органа, ткани. Напряжение — фактор, тренирующий нервную систему, повышающий ее работоспособность и выносливость. Можно привести немало фактов, свидетельствующих о положительной роли нервного напряжения, способствующего повышению резистентности организма к действию неблагоприятных факторов.
Современному обществу не дано отменить нервный стресс. Жизнь без него невозможна. Г. Селье различал эустресс-сипдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс-синдром, приобретающий роль болезненного фактора.
Известно, что общей неспецифической реакцией организма является стрессовая. Определенный уровень стресса, как считал Г. Селье, необходим для обеспечения нормальной реакции организма (эустресс). Но довольно часто уровень стрессорных воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к различного рода расстройством (дистресс). К признакам хронического стрессового состояния могут быть отнесены осязаемые физические явления: усталость, головная боль, головокружение, сердцебиение и др., а к психическим признакам стрес- сорного напряжения — чувство беспокойства, раздражительность, резкая смена настроения и др. На этом фоне появляются обычно сложности в межличностных отношениях: учащаются ссоры в семье и на работе. Обычно в это время повышается кровяное давление, нарушается сердечный ритм и т.п. Эти симптомы могут быть также проявлением заболеваний внутренних органов. Таким образом, требуется точная диагностика с привлечением врачей-специалистов.
Оптимальная мера стресса необходима для нормального развития и долгой здоровой жизни человека. Действительно, мышечные напряжения, контрастные температурные воздействия, солнечная радиация, умеренная гипоксия среднегорья — все это стресс, который в определенной своей мере полезен и необходим организму. Создатель учения о стрессе Г. Селье подчеркивал в своей книге «Стресс без дистресса», что стресса не следует избегать, ибо полная свобода от стресса означает смерть. Другими словами, без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в пего природой, не может дожить до почтенной старости, не может быть здоровым и счастливым. Большую часть времени наши клетки заняты самообновлением — примерно 90% клеточной энергии обычно идет па создание новых белков, ДНК, РНК. Но, когда мозг объявляет тревогу, это строительство отступает на второй план. Чтобы вы пи решили сделать в данной ситуации, нашему телу понадобится всплеск энергии, чтобы привести в движение мышцы. Чтобы это стало возможным, обычный вид обмена веществ, называемый анаболическим, заменяется на противоположный ему — катаболичес- кий, разрушающий ткани.

3.2. Профилактика и коррекция стрессовых воздействий

В решении этих задач главенствующая роль принадлежит мероприятиям оздоровительного и воспитательного характера и способам нетрадиционной медицины. Безусловно, снижение роли нервного стресса как фактора риска многих заболеваний возможно только путем устранения сопутствующих факторов риска (нерациональное питание, низкая физическая активность, вредные привычки, нездоровый образ жизни и др.), потенцирующих его действие, и повышения адаптационных возможностей организма человека к стрессовым ситуациям. Важное значение приобретает, с одной стороны, выработка навыков культурного поведения на производстве, в семье, при любых отношениях с другими людьми, с другой — мероприятия, позволяющие «разрядить человека» от неотреагированпых эмоций, например, с помощью регулярных физических тренировок или методов воздействия искусства. Применение же лекарственных препаратов показано лишь в сложных стрессовых ситуациях, причем их назначение обязательно должно быть согласовано с врачом.
С целью профилактики нежелательных последствий устойчивых эмоциональных возбуждений негативного характера возникает необходимость «воспитания» отрицательных эмоций. «Воспитание» должно быть направлено на умение перевести уже сложившиеся обиду, гнев или неудовлетворенность на другое полезное дело. Достижение необходимого результата вызывает положительные эмоции, которые нивелируют отрицательные эмоциональные переживания с их нежелательными последствиями. К числу профилактических мер относятся мероприятия оздоровительного характера, способы положительных воздействий на психологический статус и поведение людей и методы нетрадиционной медицины.
К числу оздоровительных мероприятий относятся: рациональное питание; правильный режим труда, отдыха и питания; активный отдых; полноценный ночной сон; исключение вредных привычек.
Кроме того, целесообразно переключение с одного вида деятельности на другой, особенно при развитии утомления. При переключении в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения, который как бы гасит, тормозит старые очаги, вызвавшие утомление или отрицательное возбуждение. В этих условиях выключаются из деятельности ранее возбужденные центры с предоставлением им отдыха.
Важны физические тренировки, которые создают определенный психологический эффект. Исследования врачей и физиологов спорта приближают нас к необходимому научному пониманию единства физического и эмоционального здоровья. Интенсивная мышечная деятельность способна в значительной мере нейтрализовать изменения в организме, вызванные эмоциональным напряжением, и тем самым погасить возникающую «эмоциональную бурю». Недаром житейские наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о важнейшей роли мышечной работы в качестве средства, снижающего напряжение. И. П. Павлов в связи с этим специально подчеркивал роль «мышечной радости».
Физические упражнения помогают смягчить стресс и в том случае, если человек прибегает к ним в момент, когда испытывает нервное напряжение. И если вы упражняетесь в конце дня, то аэробная физическая активность поможет вам снять нервное напряжение, усталость, расслабиться и даже зарядиться энергией, что позволит вам заняться еще каким-либо делом.
Почему занятия физическими упражнениями в конце дня позволяют смягчить нервное возбуждение? Вероятнее всего, улучшение обмена веществ в результате физической нагрузки помогает нейтрализовать повышенную секрецию адреналина. Физические упражнения в этом случае действуют в качестве естественного фактора, разряжающего излишки гормонов и помогающего организму вернуться к состоянию химического равновесия.
Различают два уровня, на которые действуют факторы уменьшения стрессовых воздействий:
— способность не теряться в ежедневных стрессовых ситуациях;
— способность расслабиться после напряженного дня, чтобы чувствовать себя отдохнувшим, свежим, энергичным и готовым к работе. После отдыха появляется ощущение счастья и даже эйфории, расслабление, сопровождающееся положительными эмоциональными ощущениями.

Профилактика и лечение патологических последствий эмоционального стресса должны проводиться с учетом так называемого золотого правила нормы — периоды наивысшего эмоционального напряжения у человека даже в самых острых конфликтных ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, сопровождающимися положительными эмоциональными ощущениями.
К числу факторов, препятствующих воздействию стрессорных факторов или ослабляющих их эффект, относятся:

  1. воспитание людей в духе высокой морали и нравственности;
  2. высокая культура людей;
  3. эстетическое воспитание;
  4. товарищеская обстановка и оптимальный климат в коллективе и семье;
  5. очень важно иаучиться правильно планировать свое время, чтобы не создавать острых дефицитов его — причины резкого возрастания напряжения и возникновения неврозов;
  6. надо помнить, что высшая радость — это радость познания. Человек всегда испытывает чувство информационного голода. И удовлетворение его;
  7. познание мира, наслаждение произведениями литературы и искусства, восприятие красоты природы — источники постоянной радости;
  8. активная деятельность, тренировка, жизненный опыт способствуют снижению степени выраженности состояния напряжения. Таким образом, существует единственный оптимальный, долговременный способ предотвращения неврозов — разумная тренировка, закаливание, умение преодолевать трудности, умение планировать и рассчитывать время, вести соответствующий образ жизни;
  9. создание условий, исключающих длительное воздействие психоэмоциональных нагрузок, непрерывно поддерживающих состояние напряжения. Это в первую очередь связано с психологической атмосферой, моральным климатом, в котором живет и работает человек и в котором осуществляется взаимодействие его с другими людьми, а также с особенностями его индивидуальных реакций на этот микроклимат, т.е. с особенностями личности;
  10. формирование положительных устойчивых психоэмоциональных реакций у людей. Положительная эмоция пропорциональпа величине снятого состояния напряжения. Природа неслучайно заложила в организм человека механизм поиска радости (цели). Он лежит в основе активности, стремления навстречу опасностям, желания их преодолеть, что в целом улучшает жизнеспособность. Высокие устремления души, творческие дерзания, разведка нового, поиск в науке, борьба за идеалы, преодоление трудностей — все это первостепенные условия для радости. Положительные эмоции (радость, вдохновение) дают перевес сфере сознания и увеличивают его возможности, подчиняя подсознание себе.

В памяти нашего мозга заложена примитивная программа, которая справляется со стрессами примерно так же, как наши предки боролись с саблезубыми тиграми. Если на вас кто-то наставляет пистолет и угрожает выстрелом, вы немедленно приходите в состояние экстренного подъема всех сил. Сигнал тревоги, подаваемый мозгом, вызывает выброс адреналина, который с кровью распространяется по телу и совершенно преобразует его обычную деятельность.
Мобилизация резервов человеческой психики с помощью методов психической саморегуляции основана на базе самовнушения. В основе действенности этого метода находится мобилизация волевого усилия, которое обеспечивает целевое формирование готовности организма к определенному виду функционирования, в том числе в преодолении различных трудностей. Повышение устойчивости к стрессовым раздражениям может быть достигнуто не только физическими и лекарственными средствами, но и так называемыми поведенческими мероприятиями. Речь идет о дыхательных упражнениях, расслаблении, гипнозе, аутогенной тренировке и т.п.
Аутогенная тренировка является научной психологической дисциплиной, теорией, практикой и методикой самовнушения и дает возможность переносить представления, образы, эмоциональное состояние, а также поведенческие намерения человека на деятельность его органов, управляемых вегетативной нервной системой. Аутогенная тренировка позволяет с помощью специальных упражнений приводить себя в гипноидиое состояние (аутогенное погружение), в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обычном состоянии разума. Занятия по аутогенной тренировке проводятся по специальным, индивидуально подобранным программам. Таким образом, надо совершенствовать свои психические возможности. Помните, что паши резервы еще не раскрыты и надо черпать их из своих кладовых. Поэтому справедливо врач и поэт Эрнст Фойхтерслсбеп призывал: «Будем стремиться укрепить наш дух, тогда с его помощью мы освободимся от тысячи болезней».
Какими бы методами психотерапии ни пользовался врач, все они ориентированы на психические механизмы человеческого бытия, определяемые их системной организацией в целостную структуру — личность. Личность воплощает в себе как богатство индивидуально и коллективно пережитого процесса прошлого, так и мечты о будущем, его планы. Все это определяет обычные для каждого человека стереотипы, стандарты отношений к действительности и способы реагирования на ее изменения.
Способность преодолеть испытания с наименьшими духовными и телесными потерями зависит от развития и тренированности механизмов психической защиты, создающих особый психический иммунитет по отношению к ударам судьбы. В качестве отрицательных последствий может развиться невроз. К числу постоянных проявлений реакций человека относятся и нарушения деятельности внутренних органов. Основной причиной объединения душевных и телесных расстройств является единая физиологическая организация эмоциональных состояний, а также тех явлений, которые описываются как стрессы. Степень психогенных изменений функций внутренних органов может быть различна: от преходящих расстройств деятельности до грубых органических повреждений.
Вне зависимости от результатов врачебного вмешательства следует «включать» механизмы самоконтроля и самооценки с тем, чтобы осознавать свою «причастность» к развитию болезненных расстройств и использовать возможности психотерапии, в том числе и те, которые относятся к саморегуляции.
Каким же образом, в какой последовательности надо осуществлять меры самопомощи? Начальной процедурой несомненно должно быть осознание принципиальной возможности развития своего недомогания в результате действия тех факторов, которые выступают в качестве причины «психологической ненормальности». В этих случаях рекомендуется принять позу мыслителя, отключиться от сиюминутных мыслей и переживаний, погрузившись в самосозерцание. Следует также попробовать вначале использовать самые простые средства для достижения внутреннего спокойствия и расслабления (различные упражнения, например, спокойно лечь или сесть в наиболее удобной позе в слабоосвешен ной комнате или закрыть глаза, медленно и глубоко делая вдох- выдох).
Достижение состояния расслабления и покоя будет способствовать формированию свободного от эмоций определения зоны конфликта, а также утверждению и подкреплению тех личностных качеств, которые выполняют функцию психологической защиты. Здоровая, защищенная от многих бед и разочарований жизнь — это жизнь активная, деятельная, направленная к определенной цели, независимой от удовлетворения каких-либо собственных нужд и желаний.
Не менее важной формой защиты от стресса является развитость у человека способности к уважению, любви, радости межчеловсческого общения. Сознание сопричастности других к твоим бедам помогает справляться с различными стрессовыми ситуациями. Развитие этих качеств личности обычно связано с освоением культуры человечества. Немалое значение имеет и освоение культуры общения.
Еще одной заповедью, освоение которой увеличивает возможности психологической защиты, является способность радостного восприятия жизни, умение находить в ней позитивное, веселое, смешное.
Признание неспособности справиться со своими переживаниями должно приводить к выводу о необходимости обратиться за помощью к психотерапевту.
Создано новое направление лечения таких больных — психоритмо- метралия. В основе этого вида лечения находятся наблюдения о том, что ритм звучащих инструментов позволяет проникать в те области мозга, которые регулируют общую активность психических процессов, формирование форм мозговой деятельности, способствующей более гармоничному функционированию внутренних органов. Применяя возбуждающие воздействия (зрительные, слуховые, тактильные) на различные органы чувств раздражителями, имеющими определенную частоту (например, мигающий свет или импульсивный ток), можно подобрать те ее ритмические характеристики, которые будут способны исправлять имеющиеся у больного нарушения деятельности.
Вопрос управления стрессом оказывается сложным, так как толкование человеком любой ситуации в основном проецируется из его памяти — наше восприятие новых ситуаций всегда окрашено опытом прошлого. Вместо того чтобы воспринимать каждую новую ситуацию на свежую голову, мы подгопяем ее под старые категории. Это происходит непременно и находится вне контроля нашего сознания. Главное — нейтрализовать эти старые впечатления, иначе стресс подчинит человека себе и стрессовые события будут заводить людей автоматически, делая их узниками.
У всех людей разная пороговая чувствительность к стрессам, но основную угрозу в любой стрессовой ситуации представляют следующие факторы: непредсказуемость, недостаток контроля, безвыходность. Когда присутствуют эти элементы, то достаточно безобидная ситуация может оказаться стрессовой, иногда намного превышая свою настоящую значимость. Наша повседневная жизнь изобилует подобными ситуациями, и все они накапливаются в нашей памяти, усиливая нашу привычную реакцию.
В ряде экспериментов было показано, что для возбуждения стрессовой реакции порой не надо никакого внешнего события, а достаточно одного чувства непредсказуемости, потери контроля и отсутствия сил для выхода из фру стации.
Большое значение приобретает своевременная профилактика и раннее лечение неврозов. При неврозах ухудшается управление функциями организма. Адаптационные силы организма человека велики, поэтому незначительные отклонения, возникающие в деятельности его систем под влиянием стресса, легко обратимы. Но если нервное напряжение длится долго, развиваются такие болезни, как инфаркт миокарда, мозговой инсульт, гипертоническая болезнь, язва желудка и др. Профилактику этих заболеваний надо начинать с момента появления их предшественников — неврозов. Благотворное влияние па организм человека, в том числе на психику и эмоциональную сферу, оказывают нетрадиционные методы, обладающие оздоровительными и целебными свойствами (юмор, музыка, ландшафт, некоторые цвета).
Юмор. Еще Ибн Сина указывал, что смех наряду с музыкой, запахами, трудом является «нелекарственным» способом лечения. В XVII в. веке знаменитый врач Сиденгам образно указывал, что прибытие в город клоуна имеет значение для здоровья жителей гораздо большее, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами.
Известно, что смех снимает эмоциональную скованность, уменьшает нервное напряжение и агрессивность. Юмор вызывает у здоровых и больных людей положительные эмоции и тем самым снимает состояние страха, угнетения, подавленности. Известный отечественный психиатр Краснушкин подчеркивал, что «смех, радость, бодрое и веселое настроение — это не только лучшие свидетели здоровья, но и настоящие творцы его». Смех является отличной гимнастикой для всего организма: активизируется работа мышц, эндокринных желез, усиливается вентиляция легких, улучшается обмен веществ.
Норвежские врачи утверждают, что по степени воздействия на организм человека 3 минуты смеха вполне заменяют 15-минутную утреннюю физическую зарядку. С учетом этого авторы считают весьма полезным внедрять в различных коллективах своего рода смехолечсние, а «рецепты смеха» составлять с учетом индивидуальных особенностей человека.
Лечение музыкой. Из всех видов искусства музыка, пожалуй, обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. «Область музыки — душевные волнения. Цель музыки — возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими» (Жорж Сайд).
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. «Музыка глушит печаль» (Шекспир).
Истоки взглядов па музыку как средства воздействия на живые существа ведут в глубокую древность. Об использовании музыки при лечении человека упоминают Гиппократ, Гален и др. Представляют интерес взгляды на музыкотерапию крупнейшего философа Востока Аль-Фера- ба. В известном «Трактате о музыке» он делил ее па 3 вида, каждый из которых выполняет определенную функцию и только при использовании по назначению даст положительный эффект. Так, музыка первого вида должна использоваться для отдыха. Она восстанавливает душевное равновесие, приносит радость и является преградой возникновению болезней. Музыка второго вида вызывает страсти, т.е. сильное выражение чувств, способствует избавлению от патологического состояния. Музыка третьего вида возбуждает воображение. Она воспитывает, прививает навыки и эффективно закрепляет результаты лечения.
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья» (В.М. Бехтерев). Замечательный русский врач Н.В. Даль с успехом использовал свои способности виолончелиста как метод психотерапии. Двадцати четы рехл еті і и й С.В. Рахманинов был потрясен уничтожающим отзывом критиков на свое фундаментальное произведение — симфонию (3. В первые дни после творческой неудачи он был близок к самоубийству, а в дальнейшем в течение 3 лет находился в состояние депрессии. Известные терапевты ставили вопрос о необходимости показать музыканта психиатру. Но целительным для измученного Рахманинова оказались простые мелодии Мендельсона, неприхотливые виолончельные пьесы, исполнение которых Даль чередовал с неторопливыми, ненавязчивыми, как бы исподволь возникающими беседами со своим пациентом о сути заболевания. Все это снимало нервное напряжение и постепенно привело к полному выздоровлению Рахманинова.
Воздействие музыки, состоящей из множества звуков, — сложное и разнообразное явление. Музыка стимулирует мышечную работоспособ- и ость, влияет на деятельность сердца, сосудов, дыхание, кровообращение, центральную нервную систему. «Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку» (Гете). Музыка может использоваться в качестве профилактического средства в стрессовой ситуации.
В музыке отражается все разнообразие ритмических процессов организма человека. Не случайно уже сам ритм музыки как единичный звуковой раздражитель в виде простых ударов метронома способен влиять на частоту пульса и эмоции. Пользуясь музыкой как ритмическим раздражителем, можно улучшить ритмические процессы организма, делать их более экономными в энергетических затратах. Оправданно внедрение на производстве так называемой функциональной (производственной) музыки. Специально подобранные музыкальные произведения увеличивают работоспособность, положительно шшяют на зрение, память и внимание, предупреждают утомление и устраняют нервно- психическое напряжение. «Музыка побуждает красноречию мыслить» (Р. Эмерсон). Причина благоприятного эффекта заключается в положительных эмоциях, возникающих под воздействием музыки.
Наиболее выраженное положительное воздействие па работоспособность оказывают любимые музыкальные произведения, воспринимаемые в желательном диапазоне громкости и гармонично согласующиеся с характером, ритмом и темпом выполняемых движений. Музы- котсрапию используют как вспомогательное средство при лечении больных неврозами, обусловленными переутомлением и соматическими страданиями. «Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека» (М. Лютер). Трансляция перед сном в палатах «мелодий спокойного сна» и проведение аутогенной тренировки под музыку оказывают положительное влияние и способствуют более быстрому оздоровлению. Несомненно, что выбор музыкальных произведений должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей человека, в том числе больного или инвалида.
В настоящее время музыкотерапия широко используется в лечебном процессе. В США создана национальная ассоциация музыкотера- певтов, а в Вене — институт для их подготовки.
Сила и характер воздействия музыки зависят от особенностей личности, содержания музыкальных произведений, в том числе от средств музыкальной выразительности. Дифференцированное назначение му- зыкотерапии должно осуществляться врачом-специалистом. При этом учитывается не только клиническая картина заболевания, но и личные особенности, музыкальный опыт больных. Рекомендуется выяснить музыкальный анамнез больного, отношение к музыке, его любимые произведения, оказывающие благотворительное воздействие на здоровье, душевное и физическое состояние. Важное значение имеет психологическое исследование индивидуальных особенностей личности с выделением экспансивного, импрессивного и промежуточного психологических типов для выбора оптимальных видов музыкотерапии.
Проведенные специальные исследования позволяют сделать вывод: туки оказывают большое местное и общее влияние на организм и при чрезмерном воздействии могут быть опасны для здоровья. Сильное и разнообразное влияние звуков объясняется тем, что процессу их слухового восприятия всегда в той или иной мере сопутствует вибрационный эффект. Воздействие звуков, включая звуки речи и музыки, связано с синергическим эффектом — совместным влиянием нескольких факторов. Сюда входят вибрация, громкость, частота, информационная значимость и др.
Принципы физического воздействия «массовой» музыки — это принцип проведения ритмически неизменного, доминирующего и стереотипного баса. Этому ритму при высокой громкости легко преодолеть психический барьер и непосредственно затронуть вегетативную нервную систему. Музыка с неизмененным и доминирующим ритмом способна влиять па все ритмические процессы, происходящие в организме человека, помимо нашего сознания и воли. Обычно люди стремятся слушать музыку, которая еще более усиливает то состояние, в котором они находятся в данный момент. Очень часто отношение к музыке сходно с отношением к наркотикам, поскольку люди поглощают ее в больших количествах, не ведая, что это может грозить серьезным расстройством здоровья.
Следует прислушиваться к словам Шекспира: «...музыка ужасна, когда ни такта в ней, пи меры пет». Так, рок-музыка чревата физиологическими травмами зрения, слуха, нервной и эндокринной систем. Поэтому не случайно возврат к симфоническому оркестру переживает в настоящее время западный мир, насытившись рок-музыкой.
Ланд шафтотерапия. Это один из множества древних незаслуженно забытых методов психотерапии, включающий лечебный, профилактический и реабилитационный эффекты действия географического и культурного ландшафта на физиологическое состояние человека. Основная цель ландшафтотерапии — коррекция измененного функционального и психологического состояния человека. Среди задач ландшафтотерапии на первый план выступают следующие: преодоление отрицательных эмоций, переживаний, воздействие на умственную и физическую работоспособность, стимуляция ассоциативной способности, творческой активности, создание благоприятного психологического фона для проведения психотерапевтических процедур, устранение психологического дискомфорта. Средства и методы ландшафтотерапии применяются в разнообразных программах реабилитации.
Ландшафтотерапия — одна из форм психотерапии. Она отвлекает от мыслей о болезни, повседневных хлопот, способствует преодолению эгоцентризма, избавляет от депрессии. Дл ител ыtoe созерцание лаі ідшафта может ослабить некоторые проблемы, которые больной скрывает, отвлечь от самоанализа и навязчивых мыслей.
Восприятие человеком окружающего мира реализуется через эмоции и чувства. Желанные ощущения — радость, удовлетворение, душевный покой, счастье — возникают обычно при контакте с природой, произведениями искусства, архитектурой городских ансамблей. Чувство творческой приподнятости может быть поддержано созерцанием красивого, спокойного ландшафта или, наоборот, стихийного состояния природы, бури. В лаидшафтотерапии видение объектов природы есть пассивный процесс. Эстетическое созерцание великолепия природы только тогда приносит свои плоды, когда происходит творческое восприятие природных эффектов. Помимо этого человек должен периодически переходить к моментам пассивного наблюдения, испытывая при этом благодатный отдых.
Специалисты различают географический, культурный ландшафт, ландшафтную архитектуру. На человека действуют прежде всего такие составные части пейзажа, как цвет, форма и его линия.
Продолжительное воздействие объектов искусственного ландшафта на людей, например, экстерьеров современных жилых зданий, микрорайонов, не «зеленой», а «серой» архитектуры, изменяет, несомненно, их психоэмоциональный статус, вызывает эффект цветового голодания, жажду пространства. Окружающий мир горожанина состоит в большинстве из объектов, сделанных заводским тиражированным способом, механизмов, автомашин, над головой небо в паутине проводов и антенн. Эти объекты постепенно вытесняют впечатление о природе (цветы, деревья, декоративные растения и т.д.).
Проведение лаидшафтотерапии требует учитывать так называемую внутреннюю картину болезни, структуру личности больного, его эмоции на окружающий ландшафт. Известно, что положительные эмоции, вызываемые созерцанием произведений искусства и архитектуры, красивым пейзажем, помогают расслабиться и отдохнуть. Однако максимальный эффект такого положительного действия может проявиться также в том случае, если предложенная больному терапия ландшафтом будет соответствовать структуре его личности, особенностям переживаний и характеру патологических изменений.
Влияние света и цвета. Еще в далекой древности в таких странах, как Индия, Китай, Египет, были заложены основы лечебного использования света и цвета. Так, например, египетские жрецы устанавливали, в каком цвете нуждается больной, и купали его в помещении, обеспеченном необходимым цветом, заставляли его пить воду, которую подвергали воздействию этого же цвета. Согласно их учению красный цвет восстанавливает физические силы, желтые лучи стимулируют психику, синий цвет пробуждает к жизни.
Использование цвета для психотерапевтического воздействия применил еще академик В.М. Бехтерев. У больных в состоянии депрессии намного улучшалось настроение, если психотерапия проводилась при красном цвете, и наоборот, синий цвет благотворно действовал при возбуждении.
Цветовая обстановка окружающей среды всегда оказывает на человека определенное действие. Корни этого лежат в исторически закрепленных реакциях на цветовые стимулы. Несомненно, что красота природы (пейзаж) всегда воздействовала на человека, организовывала его сознание, воспитывала и делала добрее, лучше, духовно богаче. Недаром пейзаж издревле был объектом искусства. Средствами цветолече- ния являются также предметы и вещи, окружающие человека.

Существует наука о восприятии света — колористика, основы которой закладывались немецким поэтом 8. Гете и русским художником В.В. Кандинским.
Теория цвстовоздействия на человека была лучше всего разработана не врачами, а художниками, особенно импрессионистами. Главенствующую роль в восприятии цвета и психофизиологическом действии его на человека играет интеллект и эстетическое воспитание. При высоком их развитии окрашенные в разнообразные цвета предметы, цветы, здания получают так называемую внутреннюю ценность. Цвет психологически воздействует на человека. Существует мнение о «психической силе краски, рождающей вибрацию души».
Французский художник Делакруа считал, что всякий должен знать о том, что желтое, оранжевое и красное внушают и представляют собой идеи радости и богатства. Или другой пример: синий цвет — символ успокоения, углубленности, белый цвет — символ мира, покоя. Цвет влияет на эмоции, поведение, самочувствие, пульс и кровяное давление.
По влиянию на общий характер жизнедеятельности организма цвета подразделяются на стенические (стимулирующие, возбуждающие) — красный, желтый, отчасти зеленый; нейтральные — белый; астенические (успокаивающие, пассивные) — голубой, синий, фиолетовый.
Примечательно, что каждый человек реагирует на цвет по-своему. Это позволило швейцарскому психофизиологу М. Люшеру разработать на основе анализа сочетаний в расстановке цветных карточек тесты определения психологического портрета человека.
В практической жизни более всего ценны сведения о цветовом решении интерьера дома и на работе. Так, любимым цветом композитора Вагнера и писателя Золя, любивших сочинять ночью, был красный. Жорж Симснон для повышения работоспособности часто надевал по утрам красную пижаму. Он говорил, что «...не вылезая из красной пижамы, писал до 6—7 рассказов в день».

Контрольные задания

  1. Определить сущность эмоционального стресса.
  2. Механизмы образования стрессовых реакций.
  3. Рассказать о стадиях формирования адаптационного синдрома.
  4. Охарактеризовать степени эмоционального напряжения.
  5. Стресс — фактор риска развития заболеваний.
  6. Профилактика стрессовых воздействий.

Назад Оглавление Далее