Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Инваспорт   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Опыт по организации физкультуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Зарубежный опыт

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и в первую очередь США, Великобритания, Германия и др., имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом. Почему развитые страны уделяют сегодня большое внимание развитию программ физической активности и спорта среди инвалидов?
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода.
Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности».
Местные органы власти финансируют физкультурно-оздоровительную работу. Так, в Италии в провинции Тоскана, где на обеспечение спортивной системы выделяется 1,3 млрд. лир, развитие физической активности и спорта среди инвалидов занимает одно из шести приоритетных направлений в деятельности Регионального совета. Муниципалитеты Финляндии смогли привлечь к работе с инвалидами в начале 90-х годов большое количество спортивных инструкторов. Кроме того, ими стали предъявляться более жесткие требования к строительству спортсооружений в целях обеспечения более широкого доступа инвалидов на спортивные объекты.
По данным Франции за 1995 год, из более чем 1 млн. умственно отсталых лиц 23 тысячи занимаются спортом и физической активностью в 550 спортивных клубах, находящихся в ведении муниципалитетов.
Особенно тщательно, пожалуй, как ни в одной другой стране мира, в США следят за выполнением федерального акта (закона) об американцах-инвалидах 1990 г. Согласно этому закону, все общественные здания, дворцы спорта и стадионы должны быть доступны инвалидам. В конце 1997 г. университет штата Гавайи открывал только что построенный стадион бейсбольным матчем. Но трибуны оказались пусты. Оказывается, архитектор не предусмотрел подъемников для инвалидов в колясках. И ректор университета, узнав об этом, запретил использовать трибуны, так как комиссия по инвалидам штата обратила его внимание на нарушение закона.
Что касается социально-правовых аспектов, организационных структур развития спорта инвалидов и физкультурно-оздоровительных программ для них, то в разных странах они различны: многое зависит от социально-экономического уровня развития каждой конкретной страны. Например, в США физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди инвалидов опирается на законодательные акты, уравнивающие права инвалидов с другими категориями населения; спортсооружения и транспорт приспособлены для инвалидов; программы разрабатываются в учебных и научных центрах и опираются на прочную теоретическую базу; физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди инвалидов начинается с детского возраста; в стране налажена четкая система деятельности оздоровительных и спортивных организаций инвалидов, многие из которых успешно работают уже не один десяток лет; издаются специализированные журналы; выпускаются специальные вспомогательные средства для инвалидов, занимающихся физкультурой и спортом. Физкультурно-оздоровительные и спортивные организации инвалидов США финансируются как за счет государства, так и за счет частных инициатив и спонсоров.
Анализ физкультурно-спортивной работы среди инвалидов Канады показывает, что юридический статус инвалидов в стране поддерживается различными законодательными актами, имеется богатый опыт и обширная сеть различных организаций, занимающихся этой работой. В отличие от США, где оказание благотворительности снижает налоги на 100%, в Канаде они снижены лишь на 30%. Государство оказывает определенную помощь физкультурно-оздоровительной и особенно спортивной работе. Правительство несет ответственность за обеспечение программ и услуг. Одним из существенных недостатков считается негативное отношение общества к инвалидам.
Осознавая, что физкультурно-оздоровительная и спортивная активность влияет на восстановление трудоспособности инвалидов, большую поддержку Немецкому спортивному союзу инвалидов и всему движению в целом оказывают федеральные организации. Подготовка кадров, в отличие от вышеупомянутых стран, в Германии, в основном, осуществляется не учебными заведениями, а самой Спортивной федерацией инвалидов. Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.

Опыт России

До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы было не принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих передвижение для инвалидов. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов.
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а тем более «спорт» не совместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физио-терапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль. 31 октября 1997 года был рассмотрен вопрос «О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов». В своем постановлении по этому вопросу коллегия Всероссийского общества инвалидов отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы населения.
Среди главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называлось отсутствие нормативно-правовых основ. Отмечалось, что первостепенным является отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы, и недопонимание многими государственными политическими и общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об инвалидах как о ненужных обществу людях.
Важным шагом, направленным на улучшение жизни инвалидов, стало принятие закона «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (Принят 17 января 2001 г. N 3). Этот закон призван способствовать обеспечению свободы передвижения маломобильных граждан и созданию им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Закон регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения, доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; определяет тенденции к интеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан.
Закон определяет общие требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами и устанавливает ответственность за их нарушение в городе Москве.
Понятие «маломобильные граждане» включает в себя инвалидов всех категорий. К ним относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников.
К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся:
- жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;
- административные здания и сооружения;
- объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т. д.);
- объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
- объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
- гостиницы, отели, иные места временного проживания;
- физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
- объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
- станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
- почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
- производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
- тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
- прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
- визуальной и звуковой информацией;
- специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
- звуковой сигнализацией у светофоров;
- телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
- санитарно-гигиеническими помещениями;
- пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
- пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
- специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
- пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
- пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
На автостоянках и в местах парковки транспортных средств независимо от форм собственности стоянок должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица их перевозящие, в тех случаях когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе. Планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан не допускаются.
В состав основных видов и стадий разработки проектной документации на строительство новых объектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан». Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы.
В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований нормативно- технических документов по приспособлению для маломобильных граждан действующих объектов собственниками и балансодержателями таких объектов по согласованию с органами исполнительной власти Москвы и органами власти районов должны осуществляться все мероприятия, архитектурно возможные для исполнения.
Окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом. Органы исполнительной власти Москвы, административных округов и местного самоуправления при необходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к действующим объектам. Финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники и балансодержатели указанных объектов.
Важным моментом стало положение о том, что общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов инфраструктур города для пользования инвалидами и о всех мероприятиях, изменяющих степень доступности.
Общественные объединения и организации инвалидов вправе обращаться в органы исполнительной власти города, органы власти районов с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур города для пользования инвалидами.
Органы исполнительной власти Москвы, организации и предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижению и адаптации в городской среде. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Представители общественных объединений инвалидов при необходимости включаются в состав комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений с правами и полномочиями, равными правам и полномочиям любого другого члена этих комиссий.
В названной выше концепции среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.