aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

б) Методика применения физических упражнений при усилении кифоза грудного отдела позвоночника

К наиболее рациопальным профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение развития и усиления кифоза, следует отнести группу средств, направленных на устранение нефиксированных форм сутулости в начале их формирования. Это может быть достигнуто систематическим укреплением мышц путем занятий физкультурой и различными видами спорта, своевременной коррекцией очками при отклонениях со стороны зрения, выработкой правильного положения тела при учебных занятиях, использованием мебели, соответствующей росту ребенка и т.д. (см. главу IX).
При наличии достаточно стойких изменений в связоч- но-мышечном аппарате позвоночника и клиновидной деформации отдельных позвонков, характеризующих подобное искривление, необходимо применить комплекс интенсивно действующих лечебных средств и специальные упражнения лечебной физкультуры (10. Н. Жаворонков, 1928; И. М. Саркизов-Серазини, 1935; Tellier, 1963; Eck- hardt, 1961). В процессе консервативного лечения используют лечебную гимнастику, коррекцию положением, элементы спорта, а также массаж и отдельные ортопедические средства. Большое значение имеет правильный режим статической нагрузки на позвоночник, на фоне которого проводится лечение (рациональная поза прп работе стоя и сидя, прямое положение тела при учебных занятиях), полужесткая постель, небольшая подушка и другие условия.
Лечебная гимнастика включает следующие виды физических упражнений: 1) выгибание корпуса, 2) упражнения, мобилизующие позвоночник в грудном отделе, 3) упражнения, вытягивающие позвоночник, 4) ползание, 5) дыхательные упражнения.
Выгибание корпуса способствует коррекции кифоза и укреплению мышц спины. В связи с этим, помимо обычного активного разгибания корпуса из положения лежа с различными исходными положениями рук (на поясе, к плечам, на затылок), используется напряженное выгибание корпуса, локализуемое в груд пом отделе позвоночника. Это достигается путем противоупора гимнастической палки в выпуклость грудной клетки (рис. 51, а), а также давлением жесткого валика при разгибанип корпуса в положении стоя. Усилению общего разгпбанпя позвоночника в условиях его разгрузки помогают такие упражнения с самопомощью, как, например, поднимание корпуса из положения лежа на жпвоте с опорой на выставленные вперед руки. Разгибанию корпуса в верхней и средней части грудного от-дела способствует исходное положение на четвереньках («глубокое» и «полуглубокое»). Эти положения могут быть применены как при выполнении упражнений на месте, так и в процессе симметричного ползания (рис. 51, б).
Интенсивное укрепляющее воздействие на длинные мышцы спины оказывает разгибание корпуса из положения лежа на краю гимнастической скамейки и с отягощением рук гантелями (рпс. 51, в). Определенное значение имеет укрепление мышц, сближающих лопатки, и растяжение сокращенных больших грудных мышц. Для этой цели рекомендуются разведения рук в стороны из положения лежа на спине на гимнастической скамейке и круговые движения руками в плечевых суставах из положения лежа на животе. Наиболее рациональными положениями для выполнения перечисленных упражнений являются положения «разгрузки» позвоночника: лежа на животе и стоя на четвереньках.
Легкая мобилизация грудного отдела позвоночника, не-обходимая на определенном этапе лечения, достигается с помощью упражнений в исходном положении на четвереньках (прогибание позвоночника, упражнения типа «подлезанпя»). Прп кифотическом позвоночнике наиболее целесообразны вытягивающие упражнения в сочетании с выгибанием корпуса. К числу подобных упражнений мы относим упражнения в висе на корригирующей раме, смешанный вис иа гимнастической стенке, сопровождающийся разгибанием туловища, разгпбание корпуса на наклонной плоскости (рис. 51, г). Известное значение у подрост-

Методика применения физических упражнений

ков может иметь и чистый вис иа кольцах, перекладине при хорошем развитии мышц спины и плечевого пояса.
Комбинированное действие на деформированный позвоночник оказывают упражнения в ползании, при выполнении которых выгибание корпуса сочетается с увеличением подвижности позвоночника. Ползание с целью коррекции кифоза может проводиться в виде «горизонтального», «полуглубокого» и «глубокого» (с опорой на кисти, на предплечья и на вытянутые руки) в прямом направлении. Следует начинать с ползания на четвереньках, стремясь добиться при этом правильного положения корпуса.
Более локализованное и интенсивное корригирующее воздействие на грудной отдел позвоночника окажут упражнения в ползании с низким положением корпуса (с согнутыми И BblTHHJ тыми руками) и «полуглубоком» и «глубоком» положениях.
Для выработки у ребенка локализованного разгибания корпуса в верхнегрудном отделе может быть использовано ползание с подлезанием под гимнастическую палку, удер-живаемую на определенной высоте. Так же, как при сколиозе, большое значение в процессе проведения лечебной гимнастики имеют дыхательные упражнения, симметрично расширяющие грудную клетку (например, разведение рук в стороны). Упражнения, умеренно мобилизующие и вытягивающие позвоночник, а также упражнения, направленные на растяжение вторично измененного связочно-мы- шечного аппарата позвоночника, должны тесно сочетаться с упражнениями, укрепляющими мышцы, расположенные вдоль позвоночника. При податливом позвоночнике физические упражнения проводятся с целью исправления кифоза, а при стойко фиксированной необратимой кифоти- ческой деформации - главным образом для укрепления мышц спипы, улучшения функции дыхания и осанки больного.
Приводим комплекс упражнений, направленных на кор-рекцию кифозирования позвоночника в начале развития деформирующего процесса.

Комплекс физических упражнений при кифотической деформации позвоночника

Упражнения, способствующие расширению грудной клетки сближению лопаток, общей коррекции положения позвоночника

1-е упражнение. Построение, равнение, ходьба с движениями рук (круговыми движениями, хлопками над головой, по переменным выносом рук вверх).
2- е упражнение. И. п. - стоя, руки к плечам. Вытяги-вание рук вверх - вдох, опускание в и. п. - выдох (3-4 раза).
3- е упражнение. И. п. стоя, руки вдоль тела. Отведение рук назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременным отставлением ноги назад на песок - вдох; возвращение в п. п. - выдох (3 раза каждой ногой).
4- е упражнение. И. п. - стоя, руки на голове, пальцы переплетены. Вытягивание рук вверх («потягивание») и возвращение в и. п. (3-4 раза).
5 е упражнение. И. п. - стоя, гимнастическая палка в опущенных руках. Полуприседание с подниманием рук вперед до горизонтального уровня и возвращение в и. п. (4-5 раз).
6- е упражнение. П. п. - стоя, палка на лопатках. На-клон вперед с вытягиванием рук вверх (вынос палки) и возвращение в и. п. (2-3 раза). Дыхание произвольное.
7- е упражнение. И. п. - стоя, руки перед грудью. Раз-ведение рук в стороны - вдох, возвращение в и. п. - выдох (3-4 раза).

Упражнения, увеличивающие подвижность грудного отдела позвоночника, корригирующие кифоз. укрепляющие мышцы спины

8 е упражнение. И. п. -лежа на спине, руки вдоль тела, ноги полусогнуты. Поднимание таза с переходом в положение «полумост» - вдох, опускание таза - выдох (3-4 раза).
9- е упражнение. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Прогибание позвоночника в грудном отделе с опорой на локти - вдох, опускание грудной клетки - выдох (4 раза).
10- е упражпение. И. п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе - вдох, возвратиться в и. п. - выдох (2-3 раза).
11- е упражнение. И. п. - лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса с попеременным разгибанием ноги в тазобедренных суставах - вдох, возвращение в и. п. - выдох (3-4 раза).
12- е упражнение. И. п. - лежа на животе, руки согну-ты в локтевых суставах, фиксируют на лопатках гимнастическую палку. Разгибание корпуса через гимнастическую палку (2-4 раза). Дыхание произвольное.
13- е упражнение. И. п. - стоя на четвереньках. Попеременное вытягивание левой руки и правой ноги и возвраще-ние в и. п. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки - вдох (2-3 раза каждой рукой).
14- е упражнение. И. п. - стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка продвинуть корпус вперед, локти выпрямить, возвратиться в и. п.* («подлезание») (3-4 раза). Дыхание произвольное.
15- е упражнение. И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейку на уровне пояса. Наклон кор пуса вперед с прогибанием в грудном отделе - вдох, возвращение в и. п. - выдохе (3-4 раза).
16- е упражнение. И. п. - стоя на 4-й рейке гимнасти-ческой стенки, придерживаясь руками за рейку на уровне плеч. Глубокое приседание с выпрямлением рук (3-4 раза). Дыхание произвольное.
17- е упражнение. И. п. - стоя выпрямившись, спиной к гимнастической стенке (прислонившись к ней затылком, лопаточной областью и тазом). Шаг вперед со стремлением сохранить правильное положение корпуса и возвращенпе в и. п. (2-3 раза).
18- е упражнение. И. п. - стоя, рукп на поясе, на голо ве мяч (на ватно-марлевой «баранке»). Ходьба с вытягиванием рук в стороны и сгибанием их на пояс.
19- е упражнение. И. п. - стоя в двух шеренгах спиной друг к другу. Броски волейбольного мяча (а затем меди- цинбола весом 1-2 кг) из-за головы партнеру.
20- е упражнение. И. п. - стоя, руки на затылке. Вы-тягивание рук вверх - вдох, опускание в и. п. - выдох (3-4 раза).
Упражнепия лечебной гимнастики, оказывающие строго определенное влияние на патологически измененные отделы позвоночника, должны быть дополнены спортивными упражнениями. Коррекции кифоза и расширению грудной клетки способствуют плавание, ходьба на лыжах, игры с мячом.
Действие физических упражнений закрепляет лечение положением - укладка больного на живот с клиновидной подставкой под грудную клетку (рис. 52) и на спину вдоль гимнастической скамейки с разведенными в сторону руками для растяжения больших грудных мышц. Выравниванию положения корпуса при сидении помогает косое расположение крышки стола (по типу чертежной доски) под \глом 30° п несколько отклоненная назад спішка стула в пределах 10°.
Улучшение функционального состояния растянутых мышц спины достигается с помощью массажа. Производится массаж длинных мышц спины (вдоль позвоночипка), мышц межлопаточной области. При проведении массажа

Методика применения физических упражнений

должны быть в первую очередь использованы приемы, на-правленные на укрепление мышц: размпнанпе, глубокое растирание, поколачпванпе, интенсивное плоскостное поглаживание.
В тех случаях, когда у больного резко снижена поддер-живающая способность мышц спипы и имеется выраженная тенденция к сведению плечевых суставов, целесообразно назначать на определенное время реклпнатор - приспо собление, способствующее разведению плечевых суставов. Назначение мягких лямок (реклпнатора) прп фиксированной сутулости нецелесообразно, так как кифоз, становясь внешне менее заметным («прикрытый» сведенными лопатками), фактически сохраняется. Успешность применения перечисленного комплекса терапевтических воздействии в значительной степени определяется соблюдением больным соответствующего режима статической нагрузки. «Разгрузке» позвоночника помогает в известной степени дневной отдых на полужесткой постели, приготовление детьмп части уроков в положении лежа с использованием клиновидной подставкп, помещаемой под грудную клетку и пюпитра для книги.

Назад Оглавление Далее