aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Происхождение йоги

Йога существует много тысяч лет. О том, когда и как она возникла, можно только догадываться. Когда мы начинаем познавать себя и окружающий мир и углубляемся в это познание, мы приходим к одним и тем же законам, по которым все работает и взаимодействует. Как работают наши тело, дыхание, ум, память, интеллект, эго? Они, конечно, прогрессируют: ум становится все острее, эго больше, интеллект ускоряется, память хранит все больше информации, но законы и принципы остаются все те же. Это как закон Ньютона. Нельзя сказать, что силы притяжения не было до него. Древние риши (мудрецы, святые) очень хорошо изучили наши уровни существования много тысяч лет назад. То, что наука начинает открывать только сейчас или открыла недавно, уже было известно древним мудрецам и записано в виде историй и сутр, многие из которых до сих пор остаются для нас загадкой. Большая часть этих писаний сохранилась на территории современной Индии. Индия поражает своей притягательностью благодаря тому, что она смогла сохранить знания и мудрость, которые передавались и продолжают передаваться от Учителя к Ученику в правильной и эффективной форме. Кое-что из этого получает весь мир. Индия — своего рода источник духовной силы для современного мира, эта страна продолжает открывать свои тайны.
Если вы, даже ничего не читая и нигде не обучаясь, будете внимательно наблюдать за природой и маленькими детьми, вы придете к йоге. Вы обращали внимание, как маленькие дети одно го-двух лет без всякого обучения делают определенные движения, являющиеся специальными упражнениями (асанами), складывают определенным образом руки и пальчики, тем самым выполняя мудры, произносят звуки и дышат определенными способами, тем самым выполняя пранаямы. И это происходит везде одинаково, независимо от страны, культуры, языка. Они делают йогу и пребывают в настоящем моменте — радостные, полные жизненной силы и энтузиазма. Затем все это постепенно уходит из-за увеличения эго, в результате стрессов и напряжения.
Однако для обучения с помощью наблюдения нужно иметь высокую чувствительность, восприимчивость и умение наблюдать. Так делали древние риши. С помощью медитации они проникли очень глубоко во все законы мироздания, человеческой психики и ума. Они сохранили эти знания для нас, передавая из поколения в поколение свою мудрость. Причем это не просто знание, а умение получить знание из пространства. Именно поэтому все просветленные Учителя прошлого и настоящего говорят разными словами об одном и том же, а все древние писания повествуют об одном и том же с помощью разных притч и историй. Это значит, что тот, кто идет очень глубоко внутрь себя, и тот, кто глубоко познает законы природы, приходят в итоге к одному и тому же — как тысячи лет назад, так и сейчас. Но в этом процессе познания очень часто проявляется наш ум со своими концепциями, опытом прошлого, сомнениями, желаниями и интерпретирует все по-своему. Поэтому на пути самопознания для такого глубокого исследования самого себя и мироздания вам нужен настоящий Мастер. Мастер с чистым, просветленным сознанием, полностью реализовавшийся. Мастер — это зеркало. Он отображает только то, что есть, и ничего лишнего. Такой Мастер способен указать путь и предостеречь от многих препятствий, иллюзий, ложного знания. Такие Мастера есть и сейчас. Один из них Шри Шри Рави Шанкар — человек необычайной глубины, простоты и мудрости.
Без этой чистоты возникают конфликты, недопонимания, в результате чего создаются новые секты, культы, религии, идеологии и возникает фанатизм. Даже в пределах одной религии или культа, основанных, казалось бы, на одном источнике, появляются огромные разногласия. Это потому, что люди начинают держаться за символы и упускают из виду саму духовность. Нужно изменить такое восприятие. На первое место поставить знание, мудрость, духовность, общечеловеческие ценности и на второй план — символы и концепции. Тогда не будет повода для вражды и конфликта — ведь изначальные ценности одинаковы везде, в любой религии.
На пути познания своего ума очень важно правильное руководство. Ведь если вы хотите стать профессионалом в каком-то виде спорта, вам нужны тренер и время. А чтобы исследовать свой ум, необходимо еще больше времени и действительно хороший Мастер, который уже реализовался. Настоящий Мастер не создает в вас концепции, он только показывает то, что есть, и направляет по мере вашего роста. Это очень большая удача — иметь такого Мастера в жизни.
Одним из известных нам трудов, систематизировавших практику йоги, был трактат «Йога-сутра» (или афоризмы) Патанджали.
«Йога-сутра» — основополагающий источник классической йоги. В этом небольшом по объему труде выражена многовековая мудрость. В краткие фразы мудрец вложил то, что вот уже около двух тысяч лет старается постичь человечество. Об авторе и времени создания сутр нет однозначных сведений, но наиболее обоснованной датировкой является время между IV—II вв. до н. э. Именно йогу, изложенную в «Йога-сутре», принято называть классической. Патанджали не основатель философии и практических методов йоги, а скорее ее систематизатор. Однако система, классификация, объяснения и сжатые определения Патанджали оказались настолько превосходными и эффективными, что с ними знакомы и ими руководствуются практически все образованные йоги.
Но упоминание о йоге появляется в текстах намного раньше возникновения этого труда: в Упанишадах, Бхагават Гите, Веданте. Это означает, что она уже практиковалась и передавалась от Учителя к Ученику до появления основных религий и культов. Истоки йоги — в сердце человека, в его сознании и истинной природе, поэтому можно сказать, что йога появилась вместе с первыми попытками познать себя. В чистом виде йога никогда не ассоциировалась с религиозными верованиями, так как она основана прежде всего на самопознании и исследовании. Йога — прежде всего наука, знание о целостности. Но ее основы проникли во многие религии, и поэтому она часто ассоциируется с ними. История показывает, что на основе йоги возникли многие верования, единоборства и т.д., а не наоборот!
В этой книге мы будем обращаться к этому труду.

Назад Оглавление Далее