aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Особенности использования точечного массажа у больных раннего возраста

Как указывалось ранее, восстановительная терапия наиболее эффективна при лечении детей с первых месяцев жизни для предупреждения или снижения двигательных нарушений. Это объясняется тем, что уже в период новорожденности и в раннем возрасте у больных закладываются основы патологии двигательного анализатора.
Все усилия восстановительного лечения в раннем возрасте должны быть направлены на выработку вертикального положения тела ребенка, его передвижений и ручных действий.
При этом основным правилом является соблюдение последовательности восстановительного лечения в соответствии с этапами развития двигательных возможностей здорового младенца в течение первого года жизни. Для противодействия задержке влияния ранних тонических рефлексов и формирования физиологических синергии в числе основных средств К. А. Семенова рекомендует системный стимулирующий точечный массаж. Наиболее полно этот вопрос изложен в работе К. А. Семеновой «Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах» (М., 1976). Здесь приводятся некоторые основные положения и примеры, рекомендуемые автором в системе восстановительного лечения больных раннего возраста.
Особенностью системного стимулирующего массажа, рекомендуемого К. А. Семеновой, является многократная, по возможности одновременная и двусторонняя, стимуляция функций мышц в ряде точек. Это вызывает синергичное сокращение мышц и движения, даже без сознательного участия ребенка, создает мощный поток афферентных импульсов и способствует закреплению правильных движений и поз. Результат рефлекторного воздействия в свою очередь стимулирует процесс созревания соответствующих структур двигательного анализатора и помогает «проторять» новые рефлекторные пути для формирования правильных движений в дальнейшем.
При этом соблюдается общее правило: сочетать точечный массаж с предварительным применением приемов общего массажа, создающего более благоприятный фон для воздействия стимуляции, а также последовательное применение физических упражнений. При этом одним из главных условий является выбор исходных положений, чтобы избежать влияния шейно-тонических рефлексов, связанных с патологическим изменением тонуса мышц в зависимости от позы.
Системная стимуляция применяется для своевременного развития важнейших установочных рефлексов.
Так, если после 3 мес больной не поднимает голову в положении лежа на спине и животе (отсутствие установочного лабиринтного рефлекса), то, прежде чем

Прием для стимуляции ла­биринтного установочного реф­лекса с головы на шею

10. Прием для стимуляции лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею

Прием для стимуляции ла­биринтного установочного реф­лекса на мяче

11. Прием для стимуляции лабиринтного установочного рефлекса на мяче

обучать сидению и ползанию, надо тренировать эти движения.
Рекомендуется: стимулирующий точечный массаж паравертебрально в точках по первой линии спины на уровне II —VII шейных и I —IV грудных позвонков, помогая ребенку поднимать голову. Для облегчения этого движения под грудь подкладывается валик (рис. 10) (Все рисунки в этой главе заимствованы из книги К. А. Семеновой «Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах». М., 1976.). Если этот прием не помогает, то ребенка укладывают грудью и животом на большой мяч, производят несколько качательных движений, а затем применяют стимуляцию по точкам паравертебрально, как это указано выше (рис. 11). При наличии стойкого кифоза в поясничном отделе позвоночника стимуляция точечным массажем производится паравертебрально на уровне от XII грудного до V поясничного позвонка и на уровне от VIII грудного до IV поясничного позвонка.
Точечный массаж для стимуляции по точкам 51, 52, 53 в сочетании с общими приемами массажа и штрихованием по ходу косых мышц живота применяется для укрепления функций мышц живота как важных для вертикального положения туловища и акта дыхания.
При отсутствии своевременного появления рефлекса Ландау (после 5 — 6 мес) точечный массаж используется как средство стимуляции мышц, обеспечивающих удержание на весу головы, плечевого пояса и выпрямленных ног. Эта работа производится после того, как будет выявлен и закреплен ЛУР. Тренировка удержания тела на весу производится в соответствии с фазами рефлекса Ландау. Первая фаза — разгибание шеи, рук и верхней половины туловища. Для ее осуществления ребенок укладывается на мяч лицом вниз, и применяется стимуляция паравертебрально по точкам шейного, грудного отделов позвоночника, первых трех поясничных позвонков. Мяч рекомендуется слегка покачивать, упражнение выполняется перед зеркалом или с установкой интересных игрушек перед глазами или выше головы ребенка. Рекомендуются 3 — 4 повторения, добиваясь длительности удержания до 30-90 с.
Для тренировки второй фазы рефлекса — удержания выпрямленных ног — предварительно проводится большая работа над выполнением больным разгибания в тазобедренном суставе и улучшения функции больших ягодичных мышц. Производится глубокий массаж этих мышц и параллельно расслабление приводящих мышц в точке 47. Тренировка разгибания производится при помощи штрихования ягодичных мышц и системной стимуляции в точках 45, 70, 48, 43. В заключение для закрепления первой фазы рефлекса проводится упражнение в положении лежа на животе с фиксацией таза и ног (голова и верхняя часть туловища вне опоры). Для закрепления второй фазы рефлекса применяется упражнение в положении лежа на животе (ноги вне опоры). И в том и в другом случае тренируется разгибание и удержание части тела, находящейся вне опоры.
Наряду с восстановлением действия основных установочных рефлексов, особую важность приобретает развитие физиологических разгибательных синергии, обеспечивающих нормализацию опорности и произвольных движений.
В выполнении этой ответственной задачи большую роль играет системная стимуляция точечным массажем в сочетании с другими приемами массажа и упражнениями. Так, для формирования разгибательной синергии и опорной функции верхней конечности рекомендуется предварительное применение приемов общего расслабления — покачивания в разные стороны в позе эмбриона (рис. 12). Затем ребенок укладывается животом на подложенную свернутую пеленку или плоский мешочек с песком. Для стимуляции реакции опоры надо обращать внимание на разгибание кисти и пальцев с отведенным большим пальцем. Обязательно нужно добиваться правильной установки лопаток и позвоночника, прибегая к действию точечного массажа для расслабления большой грудной мышцы в точке 50 и стимуляции функции мышц, удерживающих лопатку, штрихованием между лопатками и позвоночником в точках 61, 62.
Добившись положительного результата в положении лежа на животе, работу над разгибанием верхних конечностей и тренировку их опороспособности производят в исходном положении сидя с опорой предплечья на предмет, а коррекцию этого положения — с применением стимуляции точечным массажем в точках 17, 10, 9, 67. Для закрепления разгибания кисти и пальцев с отведением большого пальца используются специальные каталки (рис. 13).
Если свободному движению плечевого пояса и руки препятствует спастичность большой грудной мышцы, то предварительно применяется точечный массаж (тормозной метод) в точке 50 на большой грудной мышце, а затем — системная стимуляция в точках 56, 58, 21, 22, 17, 9. После массажа ребенку придается поза с опорой рук и подниманием головы.
Из двигательных навыков в раннем детстве необходимо отметить повороты тела, сидение, вставание.

Поза эмбриона

12. Поза эмбриона

Тренировка разгибательной функции кисти, установочного рефлекса на голову, поясничного лордоза

13. Тренировка разгибательной функции кисти, установочного рефлекса на голову, поясничного лордоза, шейного цепного симметричного рефлекса на специальной каталке

Прием точечного массажа под большим вер­телом бедра

14. Прием точечного массажа под большим вертелом бедра

Повороты тела в положении лежа затрудняются наличием порочных положений конечностей. Поэтому вначале работают над закреплением разгибательных синергии и опорной функции рук и разгибательной синергии ног (см. рефлекс Ландау, II фаза), а затем включают обучение поворотам тела. Вначале это производит инструктор с захватом и перемещением бедра, а затем вслед за движением бедра и таза стимулируется поворот верхней части туловища вместе с рукой и головой. Предварительно применяются приемы общего расслабления («эмбрион» и др.), точечный массаж тормозным методом в точке 50 на большой грудной мышце и под большими вертелами бедер (рис. 14).
Обучение присаживанию и сидению включается со времени появления физиологического поясничного лордоза. Вначале применяется способ сидения «по-турецки» с фиксацией бедер мешочками с песком. Правильное положение бедер, голеней и стоп корригируется применением точечного массажа, в первую очередь в точках под большими вертелами, для облегчения разведения бедер. Проводится стимуляция разгибателей спины штрихованием или по точкам паравертебрально, начиная с поясничного отдела.
При обучении вставанию, помимо приемов, рекомендованных для восстановления II фазы рефлекса Ландау, может быть предварительно применен точечный массаж (тормозной метод) в области больших вертелов и на точках 35, 44, 38, а стимулирующий — при горизонтальном и вертикальном положении тела в точках 29, 26, 27. Для выработки реакции опоры К. А. Семенова рекомендует упражнения на большом мяче. Ребенка укладывают животом на мяч, одной рукой удерживают ножки, другой производят стимуляцию по точкам паравертебрально. Затем, поддерживая туловище, опускают его подошвами на опору (рис. 15). Для большей стимуляции реакции опоры перед укладкой на мяч производят глубокий массаж подошв, опускают стопы на шершавую поверхность. При укладке на мяч производят щеточный массаж ягодичных мышц. Эти упражнения чередуют со стимуляцией мышц живота и спины.

Стимуляция развития реакции опоры на мяче

15. Стимуляция развития реакции опоры на мяче

Приведенные примеры дают возможность убедиться, что в раннем возрасте точечный массаж в сочетании с приемами общего массажа и упражнениями является одним из основных средств, способствующих решению основных задач восстановительного лечения. Необходимо также подчеркнуть, что приведенные варианты из работы К. А. Семеновой далеко не исчерпывают предложенных ею материалов, а также возможных других вариантов, выдвигаемых индивидуальными особенностями двигательных нарушений. Поэтому комбинации воздействия по точкам в сочетании с другими средствами каждый раз должны назначаться индивидуально.

Назад Оглавление Далее