aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Методика воспитания движений туловища

Появление физиологического лордоза во временном аспекте совпадает с появлением поворотов тела ребенка со спины на живот. Это становится возможным лишь после угасания тонических рефлексов с таза на туловище и с головы на туловище. Пока эти рефлексы сохраняются, не начинают развиваться и торсионные движения.
Для стимуляции этих движений методист, из исходного положения ребенка лежа на спине, производит пассивное обучение поворотом туловища. В первую очередь производится обучение повороту туловища вслед за пассивным поворотом таза и ног. Так, тренируя поворот вправо, методист, захватив одной рукой левое бедро ребенка, сгибает левую ногу в тазобедренном и коленном суставах и перекладывает ее на вытянутую правую. Туловище ребенка удерживается несколько минут методистом в прежнем положении, а затем стимулируется сначала пассивный, а затем — активный поворот руки, плечевого пояса и верхней половины туловища, вслед за движениями ноги и таза. Руку, через которую ребенок поворачивается, методист удерживает в вытянутом и отведенном положении.
После овладения этой формой поворота обучают повороту, начинающемуся с руки. При том же исходном положении одна рука ребенка вытянута и удерживается методистом, другая сгибается в локтевом суставе, ротируется внутрь в плечевом и перекладывается за вытянутую руку. Голова, туловище, а затем через 30—60 с таз, ноги должны сначала пассивно, с помощью методиста, а затем активно следовать за поворотом плечевого пояса. Эти движения не возможны при сгибательно-пронационных контрактурах в локтевых суставах и патологических сгибательных синергиях, поэтому методист должен систематически работать над их устранением, если они имеются. Если имеет место тугоподвижность в плечевых и локтевых суставах, следует прибегать предварительно, перед началом лечебной физкультуры к точечному массажу.
При завершении поворота на живот методист помогает освободить руку ребенка, если сам ребенок не может этого сделать, приподнимая соответствующее плечо.
Следует также применять некоторые приемы, направленные на развитие и укрепление возможности торсии — поворотов тела вокруг своей оси на уровне поясничного отдела позвоночника при вертикальном положении тела ребенка. Для этого методист усаживает ребенка на край стола со спущенными вниз голенями, после проведения глубокого массажа в области ягодичных мышц (одновременно с расслабляющим массажем приводящих мышц бедер), проделывает затем точечный массаж, аналогичный тому, который указан выше. Затем он начинает, с помощью пассивных движений, под контролем зрительного внимания ребенка (работа перед зеркалом) отрабатывать схему положения тела при поворотах туловища вокруг оси вправо, влево, каждый раз с легким наклоном туловища ребенка одновременно и назад.
Следует стимулировать все попытки ребенка поднять руку, протянуть ее вперед и вверх или вперед и вниз за игрушкой с тем, чтобы он лучше освоил положение, которое занимает тело при торсионных его поворотах. Так как торсионные повороты тела совершаются с центрацией преимущественно в поясничном отделе позвоночника, то эти движения будут облегчать и стимулировать развитие физиологического лордоза.
Детям, с уже начавшим свое развитие поясничным лордозом, можно предложить (при той же исходной позе — сидя на краю стола) игру в мяч, который методист бросает ребенку с разных сторон. Пытаясь поймать мяч, ребенок, сначала поддерживаемый подушками, должен постоянно проделывать самые различные движения туловищем — вправо, влево, вперед и т.д. — при непременном участии в движениях поясничного отдела позвоночника.
Тщательная и систематическая работа над подавлением патологических синергии и развитием и закреплением физиологических синергии мышц спины, в том числе необходимых при поворотах тела, может стать эффективной для обеспечения статики и локомоции лишь в том случае, если в создающиеся синергии включаются мышцы брюшного пресса и диафрагмы вместе с мышцами спины, удерживающими тело в вертикальном положении.
Методика развития мышц брюшного пресса. Мы уже упоминали, что, как правило, при всех формах заболевания тонус прямых мышц живота оказывается повышенным, тонус косых мышц — резко сниженным. У маленьких детей в ранней и начальной стадии заболевания может иметь место гипотония всех мышц брюшного пресса, вследствие чего развивается так называемый лягушачий живот. Гипотомия и гипотрофия этих мышц могут быть столь велики, что видна бывает перистальтика кишечника. Поэтому прежде всего следует обратить внимание на функциональное состояние этих мышц.
Следует проводить специальный точечный массаж и прямых, и косых мышц, глубокий массаж со всеми его приемами, щипковый, штриховое раздражение кожи в области этих мышц, щеточный их массаж и т.д.
Особого внимания заслуживают упражнения на мяче.
Ребенка укладывают спиной на мяч, и по мере ритмичных движений мяча вперед — назад и в стороны производится точечный стимулирующий массаж прямых и косых мышц живота. Затем, сначала с помощью пассивных движений, а позднее, применяя игрушки, к которым привлекают внимание ребенка, стремятся к тому, чтобы он приподнял правую или левую часть плечевого пояса, лежа на мяче лицом вверх, — начал осваивать из этого положения торсию в нижнегрудном и поясничном отделах позвоночника.

Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах

Укрепление этой группы мышц наряду с укреплением лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею производят и на столе из исходного положения на спине. Методист дает ребенку захватить его пальцы, а лучше — небольшую палку и медленно подтягивает его вперед до положения сидя (рис. 24, 25). Внимание ребенка должно фиксироваться на удержании головы, предупреждении ее запрокидывания назад. При этом напрягаются передние мышцы шеи, прежде всего грудино-ключично-сосковая мышца и мышцы брюшного пресса. Если тонус отводящих мышц бедер высок, это упражнение надо производить при разведенных бедрах, удерживаемых в положении разведения телом методиста, т.к. одновременно с сокращением мышц брюшного пресса происходит сокращение сгибателей и приводящих мышц бедер.
Разведение бедер, которое часто оказывается мало доступным для ребенка, можно стимулировать массажем в точках 70—45, а также специальными упражнениями с мячом. Следует обращать вниманиее на то, чтобы стопы ребенка в это время упирались о стол, на котором он лежит. Они не должны быть рекурвированы внутрь или кнаружи. Большой палец не должен находиться в положении максимального тыльного разгибания, как это наблюдается нередко. Все патологические установки такого рода необходимо коррегировать точечным массажем по мере их появления или опять-таки работой с мячом.
Методика обучения присаживанию. Из этого же исходного положения, начиная со времени появления физиологического поясничного лордоза, можно обучать ребенка присаживанию. Сначала проводят обучение присаживания «по-турецки». Для этого после пассивного перевода из исходного положения на спине указанным выше приемом в положение сидя фиксируют его в этом положении также пассивно, придав ногам ту позу, которую они имеют при сидении «по-турецки». Для усиления проприоцентивной афферентации с наружной стороны бедер, внутренней их стороны и сверху укладывают различные по величине мешочки с песком.
Правильное положение бедер, голени стоп корригируют точечным массажем.
С момента удержания ребенком положения сидя «по-турецки», хотя бы частично активно (что свидетельствует о закреплении влияния шейного симметричного установочного цепного рефлекса на мышцы плечевого пояса и спины), начинается стимуляция развития шейного асимметричного цепного установочного рефлекса.
Этот рефлекс необходим для того, чтобы ребенок мог удерживать равновесие в положении сидя, стоя, при ходьбе.
Шейный асимметричный установочный рефлекс может начать развиваться только после того как будут подавлены тонические рефлексы с таза на туловище, с головы на туловище и тонический асимметричный шейный рефлекс, так как при наличии всех этих рефлексов ребенок не сможет совершать раздельные движения головой, руками и туловищем. Так, при повороте головы в сторону рука, к которой будет повернуто лицо, всегда будет разгибаться, а противоположная — сгибаться во всех суставах, все иные движения будут ребенку недоступны. Соответственно этому будут невозможны и движения туловища, адекватные для удержания равновесия, но не входящие в состав движений, обусловленных этим рефлексом.
С погашением асимметричного шейного тонического рефлекса у ребенка создается возможность развития нужных движений для активных поворотов тела вначале со спины на живот, а затем с живота на спину, поворотов его в положение сидя и стоя.
Однако в некоторых случаях, при воспитании установочного асимметричного шейного рефлекса, следует использовать тонический асимметричный рефлекс. Так, если ребенок не может удерживать равновесие, сидя на столе со спущенными ногами или «по-турецки», и не может также в силу отсутствия асимметричного установочного шейного рефлекса произвести необходимый для этого упор рукой, в сторону которой падает его тело, надо повернуть лицо в сторону предполагаемого поворота. В момент поворота головы рука, к которой обращено лицо, разгибается и ребенок может сделать упор на эту руку, удерживая туловище от падения (рис.26).

Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах

Фиксируя внимание ребенка на положении руки, на том, как она удерживает тело от падения, следует произвести глубокий массаж разгибателей руки, чтобы ребенок лучше «почувствовал» созданную позу.
Дальнейшее воспитание шейных асимметричного и симметричного установочных цепных рефлексов идет в процессе обучения ребенка удержанию позы сидя (а затем — самостоятельного присаживания), на коленях, стоя. Для этого рекомендуются следующие упражнения.
1. Из исходного положения лежа на спине, ноги спущены за край стола, методист, удерживая ребенка за руки, подтягивает его короткими рывками вперед и помогает ему сесть.
2. Для облегчения удержания этой позы под спинку ребенка подставляется валик, на который он опирается.
Удерживая ребенка за руки и постепенно отодвигая валик, методист закрепляет созданную позу в положении сидя.
3. Для формирования правильного положения спины необходимо периодически захватывать обе руки ребенка, которые одной рукой методист держит, а второй рукой производит точечный массаж по паравертебральным линиям грудной и поясничной областей. Для того чтобы руки ребенка были в правильном положении, свободно отводились и ротировались, следует перед упражнением произвести точечный массаж в верхне-наружном крае большой грудной мышцы. Необходимо в течение всего упражнения следить за правильным положением головы, не допуская свешивания ее на грудь, так как при неполном угашении тонического симметричного шейного рефлекса он может вызвать напряжение сгибателей верхних конечностей и разгибание нижних, что сразу нарушит формируемую позу сидения.
4. Возможность активного перехода из положения лежа в положение сидя, при освоении активных поворотов тела и при освоении возможности удержания пассивно принятой позы сидя, является уже реальной. Для этого прежде всего тренируют цепной асимметричный установочный шейный рефлекс.
Первоначально методист начинает производить легкие подталкивания тела ребенка спереди назад, сзади наперед, а затем справа налево и обратно, «страхуя» возможность падения второй рукой. При этом методист обучает ребенка удержанию позы, создавая пассивно схему тех движений, которые контролируются асимметричным установочным шейным рефлексом и предупреждают падение тела в стороны или вперед, в зависимости от направления толчка. Для этого, например, при толчке справа налево левую руку ребенка методист выносит пассивно влево, производит сильную опору на разогнутую кисть, чтобы ребенок ощутил массой тела ее положение, правую руку отводят вверх и вправо, как бы совершая взмах.
Многократное повторение толчка тела в стороны и соответствующие пассивные движения руками создают у ребенка представление о схеме положения рук, при которых тело под влиянием толчка не теряет равновесия, а также представления о напряжении тех групп мышц туловища, которые возвращают тело при толчке в исходное состояние.
5. Одновременно методист обучает ребенка поворотам туловища в сторону из положения сидя, при остающемся неподвижном тазе (поворотам с торсией). Он создает сначала пассивными движениями нужную схему поворота, а затем, привлекая внимание ребенка игрушками, звуками, заставляет его совершить поворот туловища, удерживая таз ребенка неподвижным.
6. Обучить удержанию равновесия значительно легче в том случае, если перед этим ребенок в течение 5—10 мин раскачивался на качелях. Раскачивание на качелях также должно происходить в различных направлениях.
Для этого служат также различные раскачивающиеся игрушки, пользоваться которыми ребенку рекомендуется и в процессе различных игр, после занятия лечебной физкультурой.
7. Обучение удержанию равновесия должно происходить при стимуляции развития вестибулярного контроля. Для этого одни и те же упражнения следует повторять при различных положениях головы. Так, удержание равновесия тела в положении сидя при толчках его вперед — назад надо производить и при голове, опущенной вниз, и при голове, закинутой назад, повернутой вправо, затем влево и т.д.

Назад Оглавление Далее