aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Упражнения, выполняемые в «Тренажере Гросса»

«Тренажер Гросса» позволяет нормализовать положения отдельных частей тела ребенка любого возраста и тяжести заболевания, что значительно облегчает выполнение упражнений. В случае двигательных синергий, а также при отсутствии опорности целесообразно крепить к ногам утяжелители или фиксировать стопы. Если ребенок не может самостоятельно держать голову, то надевается специальная шапочка, которая крепится на эластичных тягах к трапеции страховочного пояса.
В этом положении выполняются упражнения для шеи, туловища, пояса верхних и нижних конечностей, пальцев рук, направленные на решение разного рода тренировочных задач:
- растягивания спазмированных мышц любой локализации;
- развития подвижности суставов верхних и нижних конечностей и позвоночника;
- развития мышечной силы;
- улучшения крово- и лимфообращения, улучшения тканевого обмена;
- исправления дефектов осанки;
- тренировки шаговых движений;
- воспитания волевых качеств;
- тренировки равновесия и опорности;
- формирования новых качеств и умений.
Количество упражнений или движений, выполняемых до первых признаков утомления, фиксируется в дневнике наблюдений. По мере освоения движения и повышения тренированности количество повторений последовательно возрастает.

Во всех случаях, когда ребенок не может выполнить упражнения самостоятельно, они выполняются принудительно с помощью одного или двух методистов. После нескольких повторений ребенку предлагается самому выполнить упражнение. В зависимости от возможностей ребенка принудительный характер выполнения упражнений может сохраняться или отсутствовать. Эти рекомендации распространяются на все последующие разделы.

С помощью тренажера упражнения могут выполняться из всех исходных положений: сидя, стоя, лежа. Тренажер позволяет выполнять передвижения и прыжки, использовать другие тренажеры и устройства.

Сидя на стуле

Высота стула подбирается таким збразом, чтобы обеспечить нор мальную физиологическую позу: голова поднята, спина прямая, плечи отведены назад, колени согнуты под углом 90°, стопы опирается на пол под углом 90-80°.

* Упражнение 1 *

Л. п. (исходное положение)—нол согнуты в упоре на полу, руки пущены вниз. Поднимание пря:ых рук вперед до уровня плеч и пускание вниз, ладони обращены низ. То же ладонями вверх.

* Упражнение 2 *

И. п. —ноги согнуты в упоре на элу. Поднять руки вперед, затем зерх, в стороны, опустить вниз. Іосле нескольких повторений зднимать руки вначале в стороы, затем вверх, вперед, затем пускать вниз.

упражнение на координацию ліжений.

* Упражнение 4 *

И. п. — ноги согнуты в упоре на полу, руки согнуты в локтях, кисти на плечах. Поднимание рук вверх и выпрямление их в локтях, возвращение в и. п.

* Упражнение 5 *

И. п. — ноги согнуты в упоре на полу, руки опущены вниз. Наклоны туловища вправо и влево. Пальцами рук достать до пола.

Как вариант', из того же и. п. выполнить несколько наклонов сначала в одну сторону, затем — в другую.

* Упражнение 6 *

И. п. — ноги согнуты в упоре на полу, руки держат спинку впереди стоящего стула или планку гимнастической стенки. Встать со стула, выпрямить ноги, вернуться в и. п.

* Упражнение 7 *

И. п. — ноги согнуты в упоре на полу, руки в свободном положении. Опираясь на пятку, поднимать и опускать носок одной ноги, затем другой, а можно и одновременно. Опираясь на пятки, поднять носки обеих ног и развернуть их в стороны, затем вернуться в и. п. Поднимать пятки вверх, опираясь на носки.

* Упражнение 8 *

И. п. — ноги согнуты в упоре на полу, руки согнуты в локтях и упираются в стол. Обхватить ладонями небольшой мяч и пружинистыми движениями сдавливать его. Положить мяч на стол и перекатывать его от одной руки к другой.

* Упражнение 9 *

И. л. — ноги согнуты в упоре на полу, руки в свободном положении. Производить поочередно каждой ногой по 4-6 шаговых движений вперед и назад, вправо и влево приставными шагами.

* Упражнение 10 *

И. п. — ноги согнуты в упоре на полу, руки в свободном положении. Положить одну ногу на колено другой, вернуться в и. п. Повторить движение другой ногой.

* Упражнение 11 *

И. п. — сидя на стуле, ноги согнуты и широко расставлены в упоре на полу. Наклоны вперед, руки между коленями, достать до пола, вернуться в и. п.
* Упражнение 12 *

И. п. — ноги согнуты и широко расставлены в упоре на полу. Переход из положения сидя в положение стоя без помощи рук.

Стоя на полу

И. п. — ноги согнуты в упоре на лу, руки подняты в стороны до овня плеч или согнуты перед удью или на поясе. Повороты ловища и головы вправо и влево. Взгляд соответствует направляю движения.
Ребенка закрепляют в страховочном поясе, проверяют надежность крепления горизонтальной ленты, надевают на голову шлем, если ребенок не держит голову. Количество эластичных тяг подбирают таким образом, чтобы можно было стоять с выпрямленными в коленях ногами.
Затем методист, придерживая трапецию, производит легкие покачивания ребенка в разные стороны, осторожно вращает его вправо и влево, объясняя надежность положения в тренажере.
Те же самые движения повторяются с кольцами, которые даются в руки ребенку. Если ребенок не держит их руками самостоятельно, кольца вкладываются ему в ладони и удерживаются методистом.
Для создания эффекта невесомости увеличивают количество эластичных тяг, и ребенок зависает над полом (рис. 4.4).

Упражнения, Тренажер Гросса

В этом положении также производят различные покачивающие или вращательные движения.
Можно поднять ребенка за ноги со спины до горизонтального положения лицом вниз с вытянутыми в стороны руками или с упором рук на кольца и проводить покачивания, вращения или продвижения вперед-назад (рис. 4.5).

Упражнения, Тренажер Гросса

При снижении количества элатичных тяг ребенок приседает на эгнутых ногах (рис. 4.6).
Такое положение удобно для рормирования навыка выпрямления ног в коленных суставах, развития чувства опорности и отталкивания от пола.
Эластичные тяги можно подорать таким образом, чтобы ребенок стоял на коленях при выпрямленных тазобедренных сустаах (рис. 4.7).
Из этого положения удобно обучать ребенка садиться на пятки и вставать на колени, ходить на коленях с выпрямленной спиной, выставлять поочередно вперед одну ногу, оставляя другую на колене для развития равновесия.
При самом небольшом количестве эластичных тяг можно поставить ребенка на четвереньки и обучать передвижению по полу.
При положении ребенка стоя в тренажере с опорой на стопы ноги

Упражнения, Тренажер Гросса

Упражнения, Тренажер Гросса

выполняются различные известные упражнения: с поворотами и наклонами головы и туловища, подниманием и опусканием рук и ног, маховые движения, с дополнительными предметами и др.
Приводим некоторые упражнения для развития шаговых движений и равновесия.

* Упражнение 13 *

И. п. — ноги шире плеч. Покачивания вправо и влево с переносом тяжести тела с одной ноги на другую (рис. 4.8).

Другой вариант: одна нога выставлена вперед, другая назад (рис. 4.9).

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 14 *

И. п. — стоя на двух ногах. Подять одну ногу, согнутую в колене, удержать равновесие. Пристаить ногу. Поменять положение ног. Упражнение «цапелька» рис. 4.10 и 4.11).

Упражнения, Тренажер Гросса

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 15 *

И. п. — стоя на двух ногах. Мах поочередно одной и другой ногой вперед, руки во время маха чуть отвести назад. Вернуться в и. п.

* Упражнение 16 *

И. п. — стоя на двух ногах. Отвести одну ногу назад и поднять ее, руки в стороны, наклонить корпус вперед, удержать равновесие. Вернуться в и. п., поменять положение ног. Упражнение «ласточка» (рис. 4.12).

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 17

И. п. — стоя на двух ногах. Глубокие приседания (рис. 4.13). Как вариант этого упражнения — присесть на одной ноге, другая нога выпрямлена вперед. Вернуться в и. п. То же повторить, начиная с другой ноги. Упражнение «пистолетик» (рис. 4.14).

Упражнение 18

И. п. — стоя, ноги шире плеч. Приседания к одной ноге, вторая нога выпрямлена в колене и отведена в сторону. Вернуться в и. п. и выполнить приседание к другой ноге. Можно не вставать в и. п., а переносить тяжесть тела с одной согнутой в колене ноги на другую (рис. 4.15).

Упражнения, Тренажер Гросса

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 19 *

И. п. — стоя, одна нога согнута з колене впереди, другая отставлена назад, выпрямлена в колене, носок согнут. Покачивания вперед-назад с переносом тяжести тега на впереди стоящую ногу. Вернуться в и. п. и поменять положение ног.

* Упражнение 20 *

И. п. — одна нога стоит на колене на полу, угол в коленном суставе составляет 90°, вторая — вытянута вперед с упором на пятку. Центр тяжести — над согнутым коленом. Удержать это положение 1-2 мин, затем выдвинуть пятку немного вперед и снова удержать положение. Вернуться в и. п. и поменять положение ног.
Это упражнение особенно эффективно для растяжения мышц задней поверхности бедра.

* Упражнение 21 *

И. п. — стоя. Поставить одну ногу пяткой на небольшое возвышение или ступеньку. Вернуться в и. п. То же выполнить другой ногой.

* Упражнение 22 *

И. п. — стоя. Поставить стопу на ступеньку, подняться на нее и, выпрямив опорную ногу, приставить другую ногу. Сделать шаг назад-вниз, приставить вторую ногу.

* Упражнение 23 *

И. п. — сидя верхом на овальном мяче или мягкой игрушке, ноги в упоре на полу. Покачивания вправо и влево с упором на каждую ногу (рис. 4.16).

Упражнения, Тренажер Гросса

Передвижения и прыжки

После того как ребенок освоился в тренажере, т.е. нахождение в нем не вызывает негативных эмоций, приступают к освоению передвижений, начиная с обучения отталкиванию двумя ногами, и прыжкам, если данные движения ранее не выполнялись.
Для обучения отталкиванию двумя ногами и развития подвижности в суставах проводят принудительное одновременное сгибание и разгибание коленей с небольшой амплитудой движения. Эластичные тяги подбираются таким образом, чтобы их натяжение не противодействовало приседанию. Методист стоит сзади ребенка и держит свои руки на его коленях.
Многократное выполнение данного упражнения формирует у ребенка способность к отталкиванию. При сильном тонусе мышц задней поверхности бедра и голени амплитуда самостоятельного движения вначале будет небольшая. По мере овладения навыком амплитуда сгибательно-разгибательных движений в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах будет увеличиваться.

* Упражнение 24 *

И. п. — стоя в тренажере па полу, руки в свободном положении. Эластичные тяги натянуты максимально. Самостоятельно или принудительно (методист стоит сзади, его руки упираются в передне-боковые поверхности бедер и помогают ребенку) согнуть ноги в коленях, оттолкнуться вверх, приземлиться на слегка согнутые ноги. Прыжковые движения ПС вторяются. Для помощи в OCBOE нии отталкивания методист мс жет ритмично надавливать и понимать трапецию тренажера, ста: мулируя сгибание и разгибани ног и имитируя выпрыгивали (рис. 4.17).

Упражнения, Тренажер Гросса

Как вариант этого упражнения можно использовать различную степень натяжения эластичных тяг. При слабом натяжении приседание перед прыжком будет глубже и степень участия ребенка в отталкивании больше. При сильном — наоборот.

* Упражнение 25 *

Три достаточном освоении ребен:ом отталкивания можно разучиать прыжки с поворотом на 90, 80 и 360" с упором в кольца и без них, а также прыжки с одновреенным разведением ног в сторо:ы, вперед-назад, поочередно на дной и другой ноге (рис. 4.18).

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 26 *

И. п. — стоя в тренажере. Полокить на плечи гимнастическую палку с небольшими утяжелитеями, захватив ее самостоятельно или принудительно руками. Выолнять приседания с «отягощением». Для увеличения нагрузки можно слегка надавить сзади на плечи ребенка в момент выпрямления ног.

* Упражнение 27 *

И. п. — стоя в тренажере, руки в свободном положении. Самостоятельно или принудительно (методист стоит сзади ребенка и передвигает поочередно его ноги) согнуть одну ногу в колене, выпрямить ее вперед и поставить на пятку. Перенести тяжесть тела сначала на стопу впереди стоящей ноги, затем — сзади стоящей. Движение повторяется несколько раз, затем положение ног меняется. Упражнение повторяется с выполнением шага назад.
Эластичные тяги подбираются таким образом, чтобы ребенок мог опираться на пол всей стопой.

* Упражнение 28 *

И. п. — стоя в тренажере, руки в свободном положении. Разложить на полу на расстоянии шага ребенка гимнастические палки. Подняв согнутую в колене ногу, переступать через лежащие на полу гимнастические палки.

* Упражнение 29 *

И. п. — стоя в тренажере боком к движению, руки в свободном положении. Поднять согнутую в колене ногу (самостоятельно или принудительно), отвести ее в сторону, поставить на пол (овладение приставным шагом), согнуть в колене другую ногу и приставить ее. Движение повторить несколько раз в одну сторону, затем в другую. В качестве усложненного варианта разучить приставной шаг через лежащий предмет или невысокий барьер.

* Упражнение ЗО *

И. п. — стоя на коленях в тренажере. Эластичные тяги подобраны таким образом, чтобы обеспечить вертикальное положение спины и таза. Самостоятельно или принудительно (методист стоит сзади ребенка, упираясь руками в переднебоковые поверхности его бедер, выдвигает их поочередно вперед) выполнять шаговые движения вперед на коленях, удерживая туловище и таз в вертикальном положении.
Повторить аналогичные движения шагом назад.

* Упражнение 31 *

И. п. — стоя в тренажере на четвереньках. Эластичные тяги подобраны таким образом, чтобы обеспечить данное положение ребенка. Самостоятельно или принудительно переставлять поочередно руки и согнутые в коленях ноги вперед (обучение передвижению на четвереньках).

* Упражнение 32 *

И. п. — стоя в тренажере. Взяться за ручки каталки или любого передвигающегося устройства, соразмерного росту ребенка. Самостоятельно или принудительно передвигать тележку, совершая шаговые движения сначала вперед, затем назад.
* Упражнение 33 *

И. п. — стоя в тренажере в одном конце зала. Держа кольца или трапецию, методист быстро передвигает ребенка в другой конец зала, принуждая его к бегу. В этом случае не следует акцентировать внимание на правильности выполнения движений.

* Упражнение 34 *

И. п. — стоя в тренажере. Сам стоятельное удержание равнов сия и ходьба. Эластичные тяги о лаблены, давая возможность ребенку тренировать равновесие стс и в шаговых движениях, при это удерживая его от падения на пат.
В процессе тренировки навык ходьбы ребенка следует обучить:
- правильной вертикальной ус тановке головы и туловища п отношению к опорной поверх ности;
- перемещению центра тяжест: верхней части тела на опорну ногу (рис. 4.19);
- перемещению неопорной ноп:
- правильной постановке СТОПІ в конце фазы переноса ноги;
- сохранению позы стоя при опс ре на каждую ногу;
- равному распределению массі тела на обе стопы;

Упражнения, Тренажер Гросса

Детям с атаксией, атетозом цеэсообразно использовать при одьбе утяжеленные тележки, начала ребенку можно предложить держаться за опору двумя уками, затем одной, но при вылженных асимметриях лучше эстоянно держаться обеими руами.

Использование различных приспособлений занятиях с детьми целесообраз использовать любые приспособия, предметы, снаряды, адапфованные к физическим возэжностям ребенка, отвечающие млению методических задач и косящие разнообразие.

* Упражнение 35 *

И. п. — стоя в тренажере. Захвать руками кольца самостоятельили принудительно. Добавить частичные тяги, чтобы ребенок вис над полом. Выполнять сгительно-разгибательные движеія руками по типу подтягивания л перекладине. При большой амдитуде движения возможно кание пола ногами и отталкивание лс. 4.20).

* Упражнение 36 *

И. п. — сидя верхом на овальном яче, ноги касаются пола, спина оямая. Эластичные тяги ослаблеы. Покачивание вправо и влево с срывом ноги от пола и удержаниравновесия.

* Упражнение 37 *

И. п. — лежа на животе поперек зального мяча или любой больсой мягкой игрушки. Руки, по эзможности, в упоре на полу на ідонях, пальцами вперед. При сильном тонусе мышц — в упоре на кулаки. Ноги согнуты в коленях в упоре на полу. Натяжение эластичных тяг минимальное для обеспечения и. п. Покачивание вперед-назад на мяче с жесткой постановкой рук на опору (пол). Статическое удержание положения упора на ладонях в момент переката вперед.
После овладения этим упражнением нужно проводить постановку рук на ладони с разворотом пальцев в противоположные стороны, затем пробовать постановку рук на ладони пальцами назад.

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 38 *

После нескольких тренировочных занятий использовать усложненный вариант — переход из упора на ладонях сначала в горизонтальную, затем в полувертикальную стойку на руках (и. п. — пальцы вперед, руки выпрямленны в локтях, самостоятельное или принудительное фиксирование головы в разгибательной позиции). Горизонтальное или вертикальное удержание ног осуществляет методист. В усложненном варианте требуется участие нескольких методистов для обеспечения выполнения упражнения.
Данные варианты особенно эффективны для исправления порочного положения кисти (сгиб и приведение), развития опорности на руки, расширения объема движений плечевого пояса и верхних конечностей.
В отдельных случаях с более подготовленными детьми пробовать ходьбу на руках, ноги ребенка придерживаются методистом (рис. 4.21 и 4.22).

* Упражнение 39 *

И. п. — стоя в тренажере на полу. Лазание по канату. Захватить одной рукой закрепленный на стене конец каната так, чтобы большой палец обхватывал канат спереди. Самостоятельно или принудительно, следя за правильностью постановки руки, захватить канат другой рукой на некотором расстоянии выше первой. Методист следит за правильностью захвата (рис. 4.23).
Последовательно переставляя руки вверх, переместиться на та-

Упражнения, Тренажер Гросса

Упражнения, Тренажер Гросса

кое расстояние, чтобы тело завис в воздухе. Раскачивать ребенка держащего канат одной или умя руками, движениями впед-назад и из стороны в сторону, пражнение развивает силу рук, правляет порочное положение лети, тренирует вестибулярный аппарат, развивает смелость (рис. 4.24).

* Упражнение 40 *

И. п. — стоя. Эластичные тяги зеспечивают исходное положене. Обхватить самостоятельно ли принудительно (методист стоит сзади ребенка и управляет его кистями) мяч среднего размера. Пальцы раскрыты и сжимают мяч. Поворачивать мяч на себя и от себя относительно предплечий, не выпуская его из рук. Бросить мяч другому методисту или в какую-либо цель (баскетбольную корзину, стену, коробку и т.д.).
Как вариант этого упражнения, из того же и. п. игра в отскакивающий от пола мяч. Один методист в медленном темпе набивает мяч большого размера об пол, другой — сзади, захватив запястье ребенка, совершает удары по мячу открытой ладонью в такт игры. Используются различные варианты: одной рукой, потом другой, затем обеими. Упражнение особенно эффективно при большом количестве повторений (не менее 40-50 каждой рукой), для

Упражнения, Тренажер Гросса

Упражнения, Тренажер Гросса

исправления порочного положения кисти, расслабления руки, развития координации, формирования опорности на руки (рис. 4.25).

* Упражнение 41

И. п. — сидя на стуле, спина прямая, ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол. Руки с гантелями опущены вниз по обе стороны стула. Самостоятельно или принудительно поднимать руки в стороны до уровня плеч и опускать вниз.
углом и опираются на пол, руки с гантелями подняты к плечам. Самостоятельно или принудительно поднимать руки от плеч вверх и опускать к плечам.

Упражнение 42 *

И. п. — сидя на стуле, спина прямая, ноги согнуты под прямым
Упражнения 43 и 44 можно выполнять стоя (рис. 4.26).

* Упражнение 43 *

И. п. — сидя на стуле в тренажере, ноги на ширине плеч, предплечья на бедрах, кисти выдвинуты перед коленями ладонями вверх. Пальцы рук захватывают петли, завязанные на концах резинового амортизатора. Середина его удерживается ступнями. Длина амортизатора подобрана таким образом, чтобы обеспечить легкое натяжение в исходном положении. Самостоятельно или принудительно (методист стоит сзади ребенка, вкладывает ему в руки петли амортизатора и направляет движение) одновременно или поочередно сгибать кисти рук. После отдыха развернуть руки ладонями вниз и выполнять разгибание кисти.

* Упражнение 44 *

И.п., как в упражнении 43. Самостоятельно или принудительно, захватив петли амортизатора в руку ладонями вверх, одновременно или поочередно сгибать руки к плечам перед собой. Повернуть руки ладонями вниз и выполнять аналогичное сгибание к плечам.

* Упражнение 45 *

И. п. — сидя на стуле в тренажере, середина амортизатора удерживается ступнями. Самостоятельно или принудительно, захватив петли амортизатора в руки, вытянутые в стороны ладонями вверх, одновременно или поочедно сгибать руки к плечам. Поте отдыха повторить аналогичное зижение ладонями вниз.

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 46

И. п. — сидя на стуле или стоя в эенажере спиной к стене или шнастической лестнице, на коброй, на уровне груди ребенка, креплен резиновый амортизатор, дмостоятельно или принудительэ, захватив петли амортизатора, эднять руки вверх, согнуть их в эктях ладонями вверх за головой одновременно или попеременно поднимать руки вверх, слегка эдтягивая амортизатор.

* Упражнение 47 *

И. п. — стоя в тренажере спиной к гене, слегка наклонив туловище передвниз. Самостоятельно или принудительно захватить петли іатянутого амортизатора руками,

* Упражнение 48 *

И. п. — стоя в тренажере лицом к стене и слегка наклонив туловище вперед. Самостоятельно или принудительно захватить петли натянутого амортизатора в руки, поднятые перед собой. Поочередно, затем одновременно опускать прямые руки вниз-назад, как при ходьбе на лыжах.

* Упражнение 49 *

И. п. — стоя в тренажере лицом к гимнастической стенке. Захватить руками перекладину на уровне груди, поставить ноги на нижнюю перекладину. Лазание по гимнастической стенке вверх и спускание вниз (рис. 4.27).

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 50 *

Вариант упражнения 49. Захватить руками перекладину выше уровня груди, поставить ноги на перекладину как можно ближе к груди и покачиваться в этом положении, опуская таз вниз (рис. 4.28).
И. п. — стоя на четвереньках или на коленях в тренажере или самостоятельно. Передвигаясь в этом положении, собрать разбросанные методистом на полу небольшие мячи в коробку или корзину. Можно играть нескольким детям сразу (рис. 4.29).

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 51 *

И. п. — стоя на четвереньках или на коленях в тренажере или самостоятельно. Передвигаясь в этом положении, собрать разбросанные методистом на полу небольшие мячи в коробку или корзину. Можно играть нескольким детям сразу (рис. 4.29).

Использование других тренажеров и устройств

Упражнения, Тренажер Гросса

Третбан

Электрический третбан позволяет в условиях зала# задавать дозированную по скорости и времени физическую нагрузку. Помимо своей основной функции — обучению ходьбе и бегу в различных вариантах, а также тренировки функциональных возможностей ребенка, он используется и для других целей, например для принудительной велоезды. При обучении катанию на роликовых коньках в качестве подготовительного упражнения используется удержание роликовых коньков на медленно движущемся третбане, что позволяет тренировать чувство равновесия, опорность и стимулировать работу приводящих мышц бедра.
Целесообразно устанавливать третбан вдоль натянутого троса тренажера так, чтобы трос проходил над серединой движущейся ленты. При работе с маленькими детьми необходимо прикрепить к нижним частям поручня третбана дополнительную опору для рук, к примеру кожаный ремешок или плотную ленту.

* Упражнение 52 *

И. п. — сидя в тренажере на стуте, ноги стоят в упоре на конце тенты третбана. Включить третбан на самую низкую скорость. Самостоятельно или принудительно (методист стоит сзади ребенка и поочередно передвигает голень ребенка вперед) совершать шаговые движения. Для развития навыка постановки стопы с пятки пытаться совершать шаговые движения с поднятыми вверх носками. Для этого следует увеличить угол подъема третбана. Если ребенок не может поставить ногу на пятку, нужно делать это принудительно, держивая ногу за носок. Количетво движений зависит от возможностей ребенка: можно считать коіичество шагов или фиксировать исходное время правильного выполнения упражнения с последуощим его увеличением. Вместо тула можно поставить поперек ретбана длинную невысокую скаіейку, посадить на нее ребенка и выполнять указанные упражнения.

* Упражнение 53 *

И. п. — стоя в тренажере на третане, руки находятся на поручнях ретбана или свободно опущены низ (в случае сильного мышечноо тонуса). Включить третбан на іинимальную скорость. Самостояельно или принудительно (2 меодиста с двух сторон третбана закатывают голени ребенка и через гибание ног в коленном суставе ыполняют шаговые движения, акцентируя внимание на постановке ноги, по возможности, с пятки, выпрямлении ноги в коленном суставе после отталкивания) выполнять шаговые движения (рис. 4.30).
Вариант этого упражнения для детей, выполняющих шаговые движения, — ходьба в медленном темпе длинными шагами, выставляя ногу далеко вперед на пятку, перекатываясь на носок и максимально оставляя ее на опоре сзади.
Другой вариант — ходьба в полу-приседе. Руки в свободном положении или держатся за нижнюю часть поручня третбана. Ходьба в полуприседе особенно эффективна для детей с переразгибанием коленного сустава.

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 54 *

И. п. — стоя в тренажере на трет- бане боком к движению, держась одной рукой за поручень третбана, другая рука свободна. Третбан включен на минимальную скорость. Ходьба приставным шагом. Самостоятельно или принудительно (методист сидит на стуле за спиной ребенка и помогает ему делать шаговое движение в сторону) согнуть ближнюю по ходу движения третбана ногу в колене и сделать шаг в сторону. Приставить другую ногу. После отдыха повернуться другим боком к третбану и выполнять аналогичные движения с другой ноги.

* Упражнение 55 *

И. п. — сидя спиной к движению на поставленной через третбан скамейке или стоя в тренажере спиной к движению. Включить третбан на минимальную скорость. Самостоятельно или принудительно (один или два методиста берут ребенка за голень и помогают выполнять шаговые движения назад) согнуть одну ногу в колене, завести назад, поставить на носок с перекатом на пятку, затем то же выполнить другой ногой (ходьба спиной вперед).

* Упражнение 56 *

И. п. — стоя спиной к движению, как в упражнении 54. Увеличить угол наклона третбана на 5" и включить минимальную скорость. Придерживая тренажер за трапецию, сопроводить движение ребенка с горки вниз и в момент съезда с третбана обозначить прыжок на пол.

* Упражнение 57 *

И. п. — стоя в тренажере лицом к движению и держась руками за поручни. Включить третбан на минимальную скорость с последующим увеличением до 4-5 км/ч. Самостоятельно или принудительно (методисты с двух сторон помогают ребенку выполнять шаговые движения) пройти 1-2 мин, затем, ускоряя шаги, перейти на бег продолжительностью 15-20 с. Снизить скорость и перейти на шаг. Такие кратковременные включения беговых упражнений положительно воспринимаются всеми категориями детей и способствуют развитию координации движений.

Велосипед, велоэргометр

Велоезду (принудительно на трет- бане) используют с различными целями, но прежде всего для выработки навыка поочередной работы ног у тех детей, у которых такая схема не сформирована, а имеет место одновременная (правой и левой ногами) работа, больше похожая на прыжок.
При гипотонии езда на велосипеде способствует повышению мышечного тонуса, развитию силы четырехглавых мышц бедра, а также укреплению связочного аппарата голеностопного сустава. Длительная (до 10 мин и более) принудительная велоезда развивает сердечно-сосудистую систему, способствует снижению мышечного тонуса, исправлению порочного положения кисти и удержанию головы в вертикальном положении. Кроме того, езда на велосипеде доставляет детям радость, что побуждает их к занятиям.

* Упражнение 58 *

Для велоезды необходимо подготовить велосипед по росту ребенка, надеть тренажер, посадить ребенка на велосипед, закрепить стопы ремнями на педалях или надеть прикрепленные к педалям ботинки. Снять лишнее натяжение эластичных тяг, чтобы ребенок мог свободно сидеть. Надеть шлем и закрепить его на трапеции, если ребенок не держит голову. Поставить переднее колесо на ленту третбана, установленного в горизонтальном положении. Методист садится сзади ребенка на стул и придерживает его руки на руле велосипеда. При сильно выраженном мышечном тонусе рук целесообразно свободно опустить их вниз. В этом случае руль велосипеда придерживает методист. Включить третбан на скорость 2,5-3,0 км/ч. Следить, чтобы колени работали строго в продольном направлении, не отклонялись в стороны и не приводились внутрь. При сильном мышечном тонусе ног в первые несколько минут работы методист помогает руками разгибать и сгибать ноги ребенка в коленных суставах, удерживая его тело в положении сидя, не допуская выпрямления ног в коленях и соскальзывания с седла. Зафиксировать время работы до момента появления первых признаков утомления ребенка. В дальнейшем время работы увеличивать (рис. 4.31).

Упражнения, Тренажер Гросса

Совсем маленький детский велосипед целесообразно ставить всеми колесами на ленту третбана, чтобы не создавать большого угла подъема вверх.
При проведении велоезды на третбане следует корректировать движение ног ребенка и объяснять ему правильность выполнения движения. Чтобы ребенку было интересно выполнить длительную нагрузку, можно читать книгу, разговаривать или включить музыку.
Длительность занятий постепенно увеличивается. По возможности, после велоезды регистрируется частота сердечных сокращений (ЧСС), пальпаторно либо с помощью спортте стера.
После нескольких обучающих занятий велоезде на третбане можно пробовать кататься по полу. Для этого сразу после окончания работы на третбане отстегивают карабин, перебрасывают верхние лямки страховочного пояса за спину ребенка и, удерживая его спину, предлагают самостоятельно прокатиться по полу (рис. 4.32).

* Упражнение 59 *

Ребенка закрепляют в тренажере и подбирают натяжение эластичных тяг, обеспечивающее вертикальное положение. Методист стоит сзади ребенка и, слегка надавливая на его выпрямленные в коленях ноги, проводит легкие пружинящие движения с упором на пятку. Затем сгибает ноги ребенка в коленных суставах и слегка выталкивает его вверх (рис. 4.33 и 4.34). Если при самостоятельном выполнении ребенком прыжка ноги проскальзывают вперед, методист придерживает голеностопные суставы и фиксирует момент приземления. Можно также использовать утяжелители, закрепленные на голеностопных суставах.
Для стимуляции активности голеностопного сустава целесообразно иногда проводить занятия на батуте без обуви.
В занятиях на батуте используются различные прыжковые упражнения.

Упражнения, Тренажер Гросса

Велоергометр используется для детей, ноги которых достают до педалей. Стопы крепятся к педалям ремнями либо специальными спортивными туклипсами. В случае, если ребенок не держит спину, его закрепляют в тренажере. При сильной деформации голеностопного сустава следует тщательно закрепить ногу и следить за ее движением.
Нагрузка на велоэргометре легко дозируется и подбирается в зависимости от индивидуальных возможностей занимающегося. Нагрузку следует регистрировать и повышать по мере освоения навыка и роста уровня подготовленности. Целесообразно также регистрировать ЧСС для оценки функционального состояния. Для увеличения количества вовлекаемых в работу мышечных групп ног, для дополнительной стимуляции работы связок голеностопного сустава, а также для формирования движения отведения ног целесообразно использовать вращение педалей назад.

Упражнения, Тренажер Гросса

Упражнения, Тренажер Гросса

Батут

* Упражнение 60 *

И. п. — ноги на ширине плеч, руки в свободном положении или на лямках страховочного пояса.

Упражнения, выполняемые на батуте, оказывают стимулирующее и растягивающее воздействие на ахиллово сухожилие, улучшают подвижность голеностопного сустава, способствуют освоению сгибательно-разгибательных движений в голеностопном и коленном суставах. При самостоятельном выполнении упражнений на батуте улучшается координация движений, повышается функциональная подготовка.
Ребенка закрепляют в тренажере и подбирают натяжение эластичных тяг, обеспечивающее вертикальное положение. Методист стоит сзади ребенка и, слегка надавливая на его выпрямленные в коленях ноги, проводит легкие пружинящие движения с упором на пятку. Затем сгибает ноги ребенка в коленных суставах и слегка выталкивает его вверх (рис. 4.33 и 4.34). Если при самостоятельном выполнении ребенком прыжка ноги проскальзывают вперед, методист придерживает голеностопные суставы и фиксирует момент приземления. Можно также использовать утяжелители, закрепленные на голеностопных суставах.
Для стимуляции активности голеностопного сустава целесообразно иногда проводить занятия на батуте без обуви.

Упражнения, Тренажер Гросса

В занятиях на батуте используются различные прыжковые упражнения.

Прыжки двумя ногами

Прыжки двумя ногами. Следить за сгибанием коленей при приземлении и отталкивании и выпрямлением их в полете (рис. 4.35).
И. п. — ноги на ширине плеч. Держась за кольца, прыжки двумя ногами с подтягиванием их к животу (рис. 4.36).

* Упражнение 61 *

И. п. — ноги на ширине плеч. Держась за кольца, прыжки двумя ногами с подтягиванием их к животу (рис. 4.36).

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 62 *

И. п. — ноги на ширине плеч. Прыжки с постановкой ног при приземлении вначале в стороны, затем — вместе; ноги на ширине плеч, прыжки с постановкой ног при приземлении вперед-назад, со сменой положения ног.
И. п. — ноги на ширине плеч, прыжки с поворотом на 90, 180 и 360".

* Упражнение 63 *

И. п. — ноги на ширине плеч, прыжки с поворотом на 90, 180 и 360".

Прыжки одной ногой Основное назначение использования роликовых коньков в тренировочном занятии:
- улучшение подвижности голеностопного сустава,
- стимуляция функции мышц передней поверхности голени,
- развитие чувства равновесия,
- улучшение координации движений,
- эмоциональное восприятие передвижения.
Используются различные варианты коньков: для маленьких детей — легкие 4-опорные (двухрядные) пластмассовые с регулируемой длиной платформы. Для старших детей — современные, однорядные роликовые коньки с ботинками.

* Упражнение 64 *

И. п. — захватить рукой голень одной ноги или удерживать эту ногу на весу. Прыжки на другой ноге со сменой положения ног. То же с поворотами.
Если ребенок не может самостоятельно выполнять упражнения, то можно это делать принудительно. Методист стоит сзади ребенка и, придерживая его за голеностопные суставы, помогает ему выполнять упражнения.

* Упражнение 65 *

Для проведения занятия ребенка закрепляют в тренажере так, чтобы эластичные тяги позволяли свободно стоять на роликовых коньках и страховать от падения. Маленькие пластмассовые роликовые коньки надевают на ботинки и жестко закрепляют. Большие — прямо с ботинками надевают на ноги (рис. 4.37). Для привыкания к конькам методист предлагает ребенку сделать несколько шаговых движений вперед и назад, затем прокатывает, держа его за руки, кольца тренажера или вложенный в руку предмет (небольшая гимнастическая палка, обруч и т.д.) (рис. 4.38). Удобно использовать различные каталки, которые ребенок может продвигать вперед. При принудительном катании методист стоит сзади, слегка сгибает в колене одну, затем другую ногу катающегося, имитируя шаговое движение. При прокате он опирается на передне- боковую поверхность бедра ребенка и продвигает его вперед-назад.

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 66 *

Для развития опорности и овладения навыком движения можно поставить ребенка на третбан, положить его руки на поручень, включить низкую скорость и предложить ребенку кататься, удерживая ноги вместе.
В занятиях на роликовых коньках используют простейшие упражнения.

* Упражнение 67 *

Шаговые движения вперед-назад без продвижения.

* Упражнение 67 *

Шаговые движения вперед-назад без продвижения.

* Упражнение 68 *

«Цапелька». И.п. — стоя на двух ногах. Согнуть одну ногу в колене и удержать это положение. Поменять положение ног. То же с продвижением.

* Упражнение 69 *

И. п. — стоя на двух ногах. Сделать шаг одной ногой и прокатиться. Повторить то же другой ногой.

* Упражнение 70 *

«Фонарики». Расставить вдоль натянутого троса несколько предметов. Методист стоит сзади ребенка и продвигает его вперед. Ребенок должен объехать каждый поставленный предмет, сначала разводя ноги в стороны, а затем сводя их.

* Упражнение 71 *

«Слалом». Расставить вдоль натянутого троса несколько предметов. Методист стоит сзади ребенка и продвигает его вперед. Ребенок должен объехать двумя ногами один предмет, к примеру, справа, другой — слева.

* Упражнение 72 *

Предложить ребенку самостоятельно выполнять любые движения на роликовых коньках.

Степлер

Используется для формирования поочередного движения ногами, для развития опорности и подвижности голеностопного сустава, развития мышечной силы.

* Упражнение 73 *

И. п. — ребенка закрепляют в тренажере так, чтобы сохранить вертикальное положение на степлере и застраховать от падения. Степлер устанавливают около гимнастической лестницы или в любом другом месте, где ребенок может держаться руками. Самостоятельно или принудительно (методист стоит сзади ребенка и помогает ему выполнять движения) он нажимает одной ногой на педаль степлера, другая нога, согнутая в колене, поднимается, удерживается; затем положение ног меняется. Следить за выпрямлением ног в коленях, за направлением движения коленей строго вперед, а не внутрь или наружу. Начальное время работы и количество выполненных шагов фиксируются. По мере овладения движением время работы увеличивается. Можно использовать и обратную постановку ног, когда ребенок стоит спиной вперед, носки стоп находятся на концах педалей. Такой вариант особенно эффективен для растягивания ахиллова сухожилия и увеличения подвижности в суставе.
Используется для формирования навыка отталкивания двумя ногами, сгибания и разгибания ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, развития силы и координации движений рук и ног.

* Упражнение 74 *

И. п. — гребной эргометр устанавливают под натянутым тросом. Ребенка закрепляют в тренажере так, чтобы он мог сидеть на эргометре. Ноги фиксируют на педалях, руки в свободном положении (рис. 4.39). Вначале разучивают только отталкивание двумя ногами и удержание тела на сиденье при продвижении вверх-вниз. Фиксируют время работы и количество движений. При принудительном выполнении методист садится на гребной эргометр сзади ребенка и, придерживая его за ноги, помогает выполнять упражнение.

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 75 *

После освоения движения одними ногами переходят к разучиванию одновременных движений руками и ногами. Методист садится сзади ребенка, вкладывает в его руки «весла», придерживает их своими руками и совершает вместе с ребенком движения, имитирующие греблю.

Подвижная перекладина

Используется для развития силы рук, плечевого пояса, спины, способности выполнять сгибательно-разгибательные движения руками, исправления порочного положения кисти, формирования изгибов позвоночника.
Подвижная перекладина может быть смонтирована из тренажера для атлетической (силовой) гимнастики посредством ослабления величины груза, закрепляемого на блочном устройстве. Для совсем маленьких детей можно использовать резиновые амортизаторы, перекинутые через плечо стойки тренажера, на концах которых закреплена пластмассовая гимнастическая, бамбуковая или любая другая палка, соответствующая размерам руки ребенка.
Упражнения с использованием подвижной перекладины проводятся как в «Тренажере Гросса», так и без него.

* Упражнение 76 *

И. п. — сидя верхом на сиденье атлетического тренажера, спина прямая, голова в вертикальном положении, ноги согнуты в коленных суставах, стопы установлены на любой опоре. Руки подняты вверх и захватывают перекладину прямым хватом. Подтягивание перекладины к груди, сгибание рук в локтевых суставах с последующим выпрямлением их вверх. При принудительном выполнении методист сидит сзади ребенка, придерживает кисти его рук и помогает выполнять упражнение (рис 4.40 и 4.41).
И. п. — такое же, как в упражнении 76. Руки подняты вверх и захватывают перекладину обратным хватом. Подтягивание перекладины к груди, сгибание рук в локтевых суставах с последующим выпрямлением их вверх.
И. п. — сидя верхом на сиденье спиной к тренажеру, спина прямая, голова в вертикальном положении. Ноги согнуты в коленных суставах и установлены на любую опору. Руки подняты вверх и захватывают перекладину из-за головы. Подтягивание перекладины до плеч, сгибание рук в локтевых суставах с последующим выпрямлением их вверх.

Упражнения, Тренажер Гросса

Упражнения, Тренажер Гросса

* Упражнение 77 *

И. п. — такое же, как в упражнении 76. Руки подняты вверх и захватывают перекладину обратным хватом. Подтягивание перекладины к груди, сгибание рук в локтевых суставах с последующим выпрямлением их вверх.

* Упражнение 78 *

И. п. — сидя верхом на сиденье спиной к тренажеру, спина прямая, голова в вертикальном положении. Ноги согнуты в коленных суставах и установлены на любую опору. Руки подняты вверх и захватывают перекладину из-за головы. Подтягивание перекладины до плеч, сгибание рук в локтевых суставах с последующим выпрямлением их вверх.
При выполнении упражнений 76-78 следить за правильной постановкой кисти, полным разгибанием рук в локтевых суставах при выпрямлении их вверх, прямым положением спины и вертикальным положением головы. Таз не должен подниматься вверх при выпрямлении рук. При сильном мышечном тонусе сгибателей рук требуется дополнительный методист для принудительного сгибания и разгибания рук в локтевых суставах. Эффективность этих упражнений повышается с увеличением их количества (начиная с 5- 10 до 50 и более). Отягощение должно быть минимальным.

* Упражнение 79 *

И. п. — такое же, как в упражнении 76. Удерживая перекладину
прямым хватом, ребенок совершает повороты туловища вправо и влево; таз не двигается. Это упражнение эффективно для развития подвижности позвоночника.

Назад Оглавление Далее