aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Глава 4. Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. Гросс Н.А., Гросс Ю. А., Горбунова Е.А., Суровягина Л. В. Шарова Т.Л.

Патология движений многообразна, но чаще всего нарушения функций нервно-мышечной системы связаны с чрезмерно ПО вышенным либо сниженным мышечным тонусом. В первом случае і ребенок чувствует сильное напряжение при самостоятельных движениях, что в дальнейшем приводит к выработке патологических двигательных навыков, а в тяжелых случаях — к формированию контрактур и деформаций. Во втором случае, при сниженном тонусе, ребенок не в состоянии совершать элементарные движения, что также сопровождается деформациями. Наряду с развитием двигательных навыков специалисты рекомендуют проводить стимуляцию речевых и эмоционально-психических реакций. При нормальном лсихическом развитии ребенка необходимо привлекать его внимание к выполнению задания и стимулировать произвольную дви?ательную активность, поскольку самостоятельно выполненное дви жение оставляет более глубокий след в коре головного мозга, чем лассивное. При многократно повторяемых движениях вырабатыы і зается двигательный стереотип.
Если ребенок сможет овладеть основными двигательными навыками, такими, как удержание головы, туловища, выполнять целенаправленные движения, то это будет способствовать своевременному развитию речи и психики. Если родители будут подменять действия ребенка, то это может привести к остановке его разви тия, росту чувства страха, зависимости от посторонней помощи и потере самостоятельности. К настоящему времени накоп лен большой опыт по реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, который свидетельствует о том, что для получения оптимальных результатов следует максимально разнообразить двигательную активность больных детей, не ограничиваясь каким-либо одним і методом, и стремиться приблизить ее к двигательной активности здоровых детей.
Перед физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии стоят те же задачи, что и перед физическим воспитанием здоровых детей. В основу предлагаемых рекомендаций положены общие принципы, методы и средства спортивной тренировки, позволяющие в специально созданных или обычных условиях стимулировать потенциальные возможности больного ребенка. В этих целях используются специальный ' (оригинальный) тренажер, ранее применяемый в спорте, а также стандартные тренажеры, адаптированные к возможностям детей-инвалидов. Разработанные комплексы физических упражнений повышенной двигательной активности, выполняемые на тренажерах и без них, совершенствуют традиционные способы реабилитации за счет вертикализации тела, тренировки вестибулярного аппарата, нормализации пространственных восприятий и повышения функциональных возможностей занимающихся.
Особенностью предлагаемой системы реабилитации является приоритетное использование физической культуры как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма, активизировать умственные способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности. В занятиях с детьми целесообразно как можно шире использовать тренажерные устройства. В условиях спортивного зала они позволяют выполнять физические нагрузки, которые не всегда могут быть доступны ребенку в домашних условиях. При этом тренажерные устройства дают возможность корректировать технику выполнения упражнения, менять характер усилия, учитывать реакцию организма на физическую нагрузку; ребенок может выполнять целостное движение как самостоятельно, так и с помощью методиста.
Оригинальное тренажерное устройство, описанное ниже, позволяет больному ребенку даже без посторонней помощи сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и работать на обычных тренажерах, т. с выполнять упражнения, связан ные с риском при обычных услс виях, но безопасные при исполь зовании данного устройства, а по тому имеющие яркую эмоцио нальную окраску: лазание m шведской стенке, прыжки с высоты, раскачивания, вращения, — упражнения, позволяющие быстро и резко перемещаться в пространстве даже тем детям, которые не владеют двигательными навыками, имеют серьезные нарушения координации движений. При дозированном применении это способствует снижению общей скованности ребенка, страха перед пространством, развивает большую подвижность. На занятиях используются также упражнения, принятые в методике спортивной тренировки, но редко применяемые в практике лечебной физической культуры при средней и тяжелой формах поражения двигательной системы: прыжки, ходьба на третбане, бег, велоезда, передвижение на роликовых коньках. Вводятся элементы подвижных и спортивных игр, упражнения с сопротивлением и на растягивание.

Назад Оглавление Далее