aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

4.5. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости

Дети, имеющие легкую умственную отсталость, получают образование в специальных (коррекционных) школах, преимущественно интернатного типа, часть детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в специальных детских домах и меньшая часть — в домашних условиях. Для всех форм характерна замкнутость системы образования, изоляция от общества, что ограничивает социальную интеграцию данной категории людей в общество, и само общество дистанцируется от них (Воронкова В.В., 1994; Бгажнокова И.М., 1997; Шипицына Л.М., 2002).
Социальная адаптация выпускников коррекционных школ выражается в общественно-полезном труде, который в большинстве случаев связан с повышенной двигательной активностью (сельскохозяйственный, строительный, столярный, слесарный, швейный и другие виды производственной деятельности). Уровень профессиональной подготовленности во многом определяется степенью развития физических качеств и координационных способностей, соматического здоровья, закаленности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Два-три урока физкультуры в неделю, немногочисленные вне-классные формы занятий и спортивных мероприятий, предусмотренные школьной программой, не удовлетворяют потребности детей в двигательной активности и не обеспечивают должного уровня физической подготовленности к независимой самостоятельной жизни.
Вместе с тем изучение физического состояния умственно отсталых школьников показало, что 36% детей, подростков, юношей и девушек имеют вторичные дефекты двигательной сферы, 32% — соматические заболевания, частично они носят сочетанный характер. Это означает, что более 50% школьников с умственной отсталостью нуждаются в коррекции этих нарушений. Вторая половина от общего числа школьников не имеет выраженных соматических заболеваний и дефектов развития. При отсутствии медицинских противопоказаний этим школьникам доступны занятия спортом, повышенные режимы физической нагрузки.
Астафьевым Н.В. и Самыличевым А.С. разработана, апробирована и дала положительные результаты «Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников» (1997). Авторы предлагают дополнительные формы образования, включающие школьников всех возрастов с разным уровнем соматического здоровья. По мнению авторов в современных социально-экономических условиях это наиболее эффективный путь социализации, социально-трудовой адаптации, спортивного воспитания школьников с умственной отсталостью. Организация дополнительного физкультурно-спортивного образования возможна на базе создания специализированных детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта, а также создания отделений и групп на базе действующих ДЮКФП, предусматривающих интеграцию со здоровыми ровесниками.
Специализированный ДЮКФП для умственно отсталых школьников должен иметь следующие отделения и группы.
1. Отделение общей и профессионально-прикладной физической подготовки, в состав которого входят две группы, решающие разные педагогические задачи:
- группы общей физической подготовки (ОФП) для детей до 11—12 лет, в задачи которых входят: развитие произвольной регуляции движений, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, коррекция психики, развитие наглядно-действенного (практического) мышления посредством физкультурных занятий обучающего и развивающего характера. В качестве средств используются базовые виды физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры) и виды физкультурно-спортивной деятельности, не входящие в содержание уроков физкультуры (подвижные психотехнические и интеллектуальные игры, спортивно-игровые задания, различные виды гимнастики: ритмическая, дыхательная, атлетическая, спортивная).
-ф группы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для подростков, юношей и девушек от 12—13 до 15—16 лет, в задачи которых входит развитие физических качеств и двигательных навыков, специфичных для будущей профессиональной деятельности.
2. Отделение специальной физической (спортивной) подготовки (СФП):
-ф группы СФП для подростков, юношей и девушек с 11—12 до 15—16 лет — развитие специфических дня видов спорта двигательных и интеллектуальных способностей посредством специализированных (спортивных) учебно-тренировочных занятий. Группы комплектуются по возрастному признаку: СФП-1 — 4 и 5 классы (11-12 лет), СФП-2 - 5 и 6 классы (12-13 лет), СФП-3 - 6 и 7 классы (13—14 лет), СФП-4 — 7 и 8 классы (14—15 лет), СФП-5 — 8 и 9 классы (15—16 лет). В группах спортивной подготовки могут заниматься умственно отсталые дети, не являющиеся учащимися коррекционных школ и находящиеся на домашнем обучении.
Предварительно авторами концепции на основе исследования работоспособности (велоэргометрический тест PWC-150 и 170) умственно отсталые школьники были распределены на 5 групп, которым соответственно рекомендованы следующие ввды спорта:
- 1-я группа (включающая не более 15% школьников) — гимнастика, тяжелая атлетика, прыжки в воду;
- 2-я группа (31% школьников) — теннис, ручной мяч, хоккей; - 3-я группа (32% школьников) — плавание, футбол, легкая атлетика (ходьба и бег на длинные дистанции, метание и толкание ядра);
- 4-я группа (14% школьников) — легкая атлетика (бег на средние дистанции), велоспорт, баскетбол, фигурное катание;
- 5-я группа (8% школьников) — лыжные гонки, конькобежный спорт.
Эти данные служат ориентиром при выборе спортивной специализации.
3. Отделение коррекционной и реабилитационной физической культуры (КРФК) включает:
- группы детей и подростков от 8 лет и старше, охватывают занятиями корригирующей физической культурой 36% учащихся с дефектами развития и 32% учащихся с соматическими заболеваниями.1 Среди направлений коррекционной физической культуры ведущее место занимает коррекция и компенсация нарушений опорно-двигательного аппарата (18% учащихся), коррекция нарушений зрения (13% учащихся), реабилитации JIOP-заболеваний (13% учащихся).
Учебный план дополнительного физкультурного образования для воспитанников групп ОФП и ППФП состоит из двух частей: первая включает обучение технике базовых ввдов двигательной деятельности, закрепление умений, предусмотренных школьной программой и требованиями будущей профессиональной деятельности и составляет 40% общего времени занятий; вторая часть в объеме 60% времени отводится развитию физических качеств.
В группах спортивной подготовки это соотношение несколько иное и содержит следующие ввды подготовки: общую физическую,
специальную физическую и спортивно-техническую, которые на разных этапах многолетней подготовки имеют закономерную динамику (табл. 4.3).

Таблица 4.3
Соотношение средств подготовки на этапах многолетней подготовки (в%) (Литош Н.Л. с соавт., 1997)

№ п/п Виды подготовки Этапы многолетней подготовки
Группы СФП
1 2 3 4 5
1. Общая физическая 60 55 45 40 35
2. Специальная физическая 25 30 35 40 40
3. Спортивно-техническая 15 15 20 20 25

Учитывая особенности протекания психических процессов / детей и подростков с умственной отсталостью, особое внимание уделяется спортивно-технической подготовке, требующей больше времени на обучение (медленное освоение, многократное повторение) технике двигательных действий.
Весь цикл дополнительного образования в разных отделениях рассчитан на все годы обучения в школе и предусматривает преемственность, учет возрастных особенностей, дифференцированный и индивидуальный подход, доступность и постепенность требований, мотивацию и личную заинтересованюсть школьников.
Наполняемость групп не превышает 8—10 человек. Недельная нагрузка варьирует от 4 часов в группах общей физической подготовки до 9 часов в спортивных грушах и группах профессионально- прикладной физической подготовки.
Развивая двигательные способности школьников, необходимо учитывать специфические особенности их проявления у детей и подростков отдельных возрастных и половых групп. Н.В. Астафьев и АС. Самыличев рекомендуют придерживаться определенной приоритетности в развитии двигательных способностей:

  1. у мальчиков 8—11 лет: быстрота реакции на движущийся объект, мелкая моторика рук, мышечю-суставная память;
  2. у мальчиков 12—15 лет: скоросгно-силовые качества, сила, быстрота движений динамические координационные способности, силовая выносливость рук, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-сусгавная память;
  3. у юношей 16—17 лет: силовая выносливость рук, абсолютная сила кисти, сила ног, быстрота движений, активная гибкость, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, силовая выносливость мышц брюшного пресса;
  4. у девочек 8—11 лет: абсолютная сила кисти, взрывная сила ног, быстрота движений, активная гибкость, силовая выносливость мышц брюшного пресса, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память, простая зрительно-моторная реакция, мелкая моторика рук, скоростно-силовые качества, статическая координация;
  5. у девочек 12—15 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносливость рук, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, быстрота движений, простая двигательно-моторная реакция, скоростно-силовые качества, силовая выносливость мышц брюшного пресса, динамические координационные способности;
  6. у девушек 16—17 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносливость рук, скоростно-силовые качества, статическая координация, динамические координационные способности, активная гибкость, мелкая моторика рук, быстрота движений, мышечно-суставная память, быстрота реакции на движущийся объект.

Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников внедрена в практику в виде учебно-тренировочных программ для детско-юношеских клубов физической подготовки г. Омска для групп общей физической (спортивной) подготовки в спортивных специализациях «Лыжные гонки» (Астафьев Н.В., Михалев В.И., 1997) и «Легкоатлетическое многоборье» (Литош НЛ., Астафьев Н.В., Коновалов В.Н., 1997). Дифференцированная система дополнительного образования с учетом многообразия дефектов, возраста, пола занимающихся соответствует философии международной организации Special Olympics и принципам проведения соревнований, где «равный соревнуется с равным» путем дифференциации спортсменов на квалификационные группы-дивизионы.

Назад Оглавление Далее