aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Словарь терминов | Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

Абилитация — комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональных систем организма и способностей индивида, естественное становление которых затрудненно наличием болезни или дефекта, необходимых личности для реализации в данном сообществе.

Абулия — патологическое состояние личности, связанное с нарушением мотивационной сферы личности, способности к деятельности, патологией воли.

Агрессивность — качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям.

Адаптация — приспособление организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменяющимся условиям среды.

Адаптивность — способность организма в процессе онтогенеза адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов.

Адаптивное поведение — поведение человека, позволяющее ему наилучшим способом приспосабливаться к складывающимся ситуациям жизни.

Адаптация психическая — свойство психики, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная — активное приспособление индивида к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Адаптация социально-психологическая — оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций, вхождение в ее ролевую структуру.

Акселерация — ускорение соматического й физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Активность личности — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Акцентуация характера — чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психо-травмирующим воздействиям при устойчивости к другим.

Альтруизм — формы поведения человека, ориентированного на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя.

Амнезия — нарушения памяти, возникающие при различных локальных поражениях мозга.

Анамнез — совокупность сведений об обследуемом и о развитии его заболевания.'

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами или заболеваниями, и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Апатия — психическое состояние, вызванное нервным истощением организма и проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, падении активности психики.

Апраксия — нарушение целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений (параличей, парезов и др.), а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Арттерапия — один из методов реабилитации, использующий в качестве основных терапевтических средств различные формы искусства, творчества (музыку, танцы, изобразительную деятельность и др.).

Астения — болезненное состояние человека, проявляющееся в повышенной утомляемости, неустойчивом настроении, резком падении дееспособности и работоспособности, вызванное истощением организма в результате умственного или физического переутомления, переживаний, конфликтов и т.д.

Аутизм — болезненное состояние личности, проявляющееся в чрезмерной самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний.

Афазия — расстройство речи, выражающееся в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих в результате поражения определенных участков коры головного мозга.

Барьер общения — трудности психического порядка, возникающие в процессе общения.

Барьеры психологические — интенсивные, чаще негативные эмоциональные переживания, мешающие эффективной деятельности, реализации личностного смысла.

Взаимодействие педагогическое — преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Внушение — некритическое восприятие сообщаемой информации, под влиянием которой изменяется поведение человека в соответствии с внушаемыми установками.

Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст связывают с процессом онтогенетического развития, психологический — с развитием психических функций на том или ином этапе онтогенетического развития в рамках отдельных психических процессов, что создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личностном развитии.

Воспитание — процесс передачи общественно-исторического опыта подрастающему поколению, формирование личности человека; специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Вытеснение (подавление) — один из видов психологической защиты, процесс, в результате которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида в виде состояния тревоги, страха и т.д. Учение о вытеснении — фундаментальная основа психоанализа, разработанного 3. Фрейдом.

Галлюцинация — патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств.

Генитальная стадия — термин психоанализа, обозначающий зрелую стадию психосексуального развития.

Генотип — аппарат наследственности, совокупность генов данного организма, полученная им от родителей.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.

Гипертимия — чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Гомеостаз — подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам. Поддержание постоянства различных физиологических параметров организма.

Госпитализм — патология детского психического и лично1 стного развития, возникающая в младенческом возрасте по причине отсутствия необходимых социальных контактов со взрослыми.

Группа — ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной принадлежности, структуре, уровню развития.

Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, регресс, распад.

Гуманизм (от лат. humanus— человечный) — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Дебильность — легкая степень умственной отсталости.

Деградация личности (лат. gradus— ступень, степень) — распад личности вследствие воздействия как внутренних (психические заболевания, наркомания, алкоголизм, склероз мозга), так и внешних факторов (социально обусловленные).

Деменция — слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций.

Деонтология — 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного; 2) совокупность этических норм, моральных обязанностей и правил поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Депрессия — аффективное состояние личности, заключающееся в подавленности, состоянии безысходности и общей пассивности поведения.

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей.

Дефект (лат. defectus— недостаток) — изъян, недостаток, отсутствие целостности ткани, органа, функции в организме и личности.

Деятельность — специфическая активность субъекта, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Деятельность ведущая — деятельность, в процессе которой на том или ином этапе развития появляются важнейшие психические новообразования и в русле которой развиваются другие виды деятельности.

Деятельность социально-реабилитационная — целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях подготовки и вовлечения последнего в продуктивную и полноценную социальную жизнь посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Деятельность педагогическая — профессиональная активность взрослых людей, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.

Диагноз психологический — заключение психолога об индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях личности, как в норме, так и в патологии, выявленные в результате ее изучения.

Диссоциация — нарушение связности, цельности психических процессов, неосознаваемость конкретных раздражителей, мотивов, действий, самих действий.

Дистимия — подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

Дисфория — расстройство настроения с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами.

Духовность — особое эмоционально-нравственное состояние личности, которое ориентировано на абсолютные ценности — истину, красоту, добро и реализацию их в предметно-целесообразной деятельности и общении.

Душевные болезни — заболевания, связанные с серьезными нарушениями в психике и поведении человека (истерия, шизофрения и др.).

Жизнедеятельность — внутренняя и внешняя активность личности в конкретных социальных, социально-психологических условиях.

Жизненная позиция — понимание индивидом смысла жизни, социальных ценностей и норм, от которых зависит выбор линии поведения.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Запущенность педагогическая — устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Защищенность психологическая — относительно устойчивое эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, а также при возникновении обстоятельств, способных блокировать или затруднить их реализацию.

Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.

Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) — расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуального развития) и под руководством взрослых (зона ближайшего развития).

Имбецильность — выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении.

Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Инвалид-ребенок — индивид в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом или психическом развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм, вызывающими необходимость его социальной защиты.

Индивидуальность — интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приемов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности.

Интеграция социальная инвалидов — активное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в различные сферы деятельности и жизни общества.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями — обучение и воспитание детей с различными дефектами психического и физического развития в учреждениях системы общего образования вместе с нормально развивающимися детьми при наличии индивидуальных средств коррекции дефекта.

Интеллект — относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную ее оценку.

Интериоризация — переход извне внутрь. Согласно Л.С. Выготскому, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, а лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики отдельного индивида.

Инфантилизм — сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведёния?-свойственных детскому и юношескому возрасту.

Интуиция — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

Истерия — один из видов неврозов, характеризующийся многообразными нарушениями психики, двигательной сферы, чувствительности и функций внутренних органов.

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Компенсаторный процесс — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных еистем, отдельных органов или их составных частей.

Компенсация — согласно А. Адлеру, повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый.

Компенсация функций — (лат. compensate— уравновешивание, замещение) — полное или частичное возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.

Комплекс неполноценности — психическое образование, проявляющееся в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности, создает базу для невротических отклонений.

Комплекс оживления — положительная эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения.

Консультация психолого-медико-педагогическая — межведомственное коррекционно-педагогическое и консультационно-диагностическое учреждение, оказывающее помощь населению, учреждениям и органам образования, здравоохранения и социальной защиты в определении, разработке и реализации эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогической реабилитации и аби-литации детей и подростков.

Контроль социальный — система способов воздействия общества и групп на личность для регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в этой общности нормами.

Конфликт психический — постоянный элемент душевной жизни, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности.

Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении своего поведения и установок в соответствии с теми, которые раньше не разделял.

Коррекция психологическая — деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Кризис возрастной — особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, для которых характерны резкие психологические изменения.

Личность — социальное качество индивида. Человек, наделенный сознанием, способный включаться в общественные отношения, преобразовывать окружающий мир и самого себя.

Личность самоактуализирующаяся — тип личности, по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Личностный смысл — индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система знаний, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой развивается его деятельность.

Маниакальность — патологическое состояние личности, заключающееся в чрезвычайно двигательной возбудимости, ускорении темпа и в то же время в упрощении мышления, его скачкообразности, в акутализации потребности в проявлении своего «Я» в системе межличностных отношений, в повышенном, иногда неистовом настроении, в стремлении к реализации какой-то цели.

Маниакально-депрессивный психоз — психическое заболевание, протекающее в виде приступов (фаз) понижения (депрессия) или повышения (мания) настроения; при смягченном, не резко выраженном течении это циклотимия — спонтанное колебание настроений.

Мания — психическое состояние, характеризующееся повышенным, веселым настроением, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением.

Методика — конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Механизм сдвига мотива на цель — цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу — сама становится мотивом.

Мотив — субъективная причина, непосредственно побуждающая человека к выбору того или иного способа действия и его осуществления.

Мотивация — совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Навык — автоматизированное действие, сформированное путем повторений.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Нарушение здоровья — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма человека.

Невроз — группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по природе.

Неврастения — заболевание из группы неврозов, при котором выраженное ослабление деятельности нервной системы проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.

Нонконформизм — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.

Образование (от слова «образ*) — единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др.).

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Обучение — целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков в системе учитель—ученик; специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Ограничение жизнедеятельности — отклонение в личностном развитии индивида от нормы вследствие нарушения здоровья, характеризующееся ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, учение и трудовую деятельность.

Опыт — результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающейся в единстве знаний, навыков, умений.

Пессимизм — система представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее.

Поведение девиантное — поведение, отклоняющееся от требований социальных норм.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.

Помощь психологическая — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей.

Праксис (от греч. praxis— действие) — организованное, координированное сознательное действие. Праксис может нарушаться при различных поражениях головного мозга (см. Апраксин).

Привычка — способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности.

Притязание — стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата.

Процесс педагогический — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Психодиагностика — процедура определения особенностей актуального психического состояния и потенциальных особенностей психического и личностного развития.

Психопатия — патология-характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адаптации в социальной среде.

Психопатология — психические явления, свойственные больной личности и изучаемые патопсихологией в аспекте их сущности и психиатрией — в аспекте их лечения.

Психостения — болезненное расстройство психики, характерное крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склонностью к навязчивым идеям.

Психотерапия — совокупность разнообразных вербальных и невербальных психологических воздействий, направленных на эмоции, суждения, самосознание человека при психических, нервных и психосоматических заболеваниях, с целью устранения болезненных отклонений и излечения.

Развитие — направленное, закономерное, количественно-качественное конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, результатом которого является совершенствование.

Развитие дефицитариое — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Реабилитация комплексная — процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация социальная — целенаправленный процесс возвращения человека, получившего инвалидность.или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также с помощью комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие индивида как личности в пределах его психофизических возможностей.

Реадаптация социальная — комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченной приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта.

Регрессия поведения — форма психической защиты, выражающаяся в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения в условиях стрессовых ситуаций.

Релаксация — процесс снятия стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических нагрузок.

Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний.

Роль социальная — осуществление совокупности действий, ожидаемых социальным окружением.

Самоопределение личности — сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Саморегуляция психическая — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой.

Самосознание — высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности.

Сензитивность возрастная — способность человека в определенные возрастные периоды оптимально быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности.

Система педагогическая — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Ситуация социально-реабилитационная — совокупность условий, в которых специалистом по социальной реабилитации ставятся цели и задачи развития и коррекции ребенка с отклонениями в развитии.

Смысл жизни человека — главная цель в жизни конкретного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.

Социализация личности — процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качествах личности.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

Социальная зрелость — уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, самостоятельногб, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому человеку.

Социально-средовая ориентация — определение потенциальных возможностей инвалида с целью последующего подбора на этой основе рационального вида общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.

Социальное обслуживание — деятельность по оказанию различных видов социальных услуг, социально-экономической поддержки, осуществлению социальной адаптации и реабилитации инвалидов, их семей и граждан пожилого возраста.

Социальные услуги — совокупность элементов общей сферы услуг, направленных на социальную поддержку социально незащищенных слоев населения (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой и других видов помощи).

Социальный опыт индивида — опыт его участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным направлениям, а также на содержание установок, знаний, навыков и умений.

Социальный патронаж — медико-социальная, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, социально-трудовая и социально-правовая поддержка инвалидов и их семей на дому с целью создания оптимальных условий их реабилитации и жизнедеятельности.

Социальный работник — специалист по социальной работе, оказывающий и организующий материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям и другим мало-защищенным гражданам.

Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену.

Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность.

Среда специальная развивающая — такая организация жизнедеятельности детей, в которой проявляется гармоничное сочетание взаимоотношения ребенка и социальной среды и которая побуждает яетей быть активными и целеустремленными. В основе функционирования специальной развивающей среды лежит оптимальное сочетание учебной и игровой деятельности, содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной программе специальных обучающих, развивающих, воспитательных и социально-реабилитационных задач.

Стандарты реабилитационные — нормативные документы по оценке качества и эффективности реабилитации инвалидов.

Статус личности — положение личности в группе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии.

Статус социальный — положение лица или группы в обществе, отличающее их от других лиц и групп.

Стиль общения — индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими людьми.

Стресс — психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях.

Субъектность человека — способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет преобразования. Составляющими этого процесса выступают умения управлять своими действиями, планировать способы их выполнения, реализовывать намеченные программы, контролировать и оценивать результаты своих действий.

Такт — чувство меры, способность соблюдать общепринятые нормы приличия в системе отношений между людьми.

Технология педагогическая — последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Технические средства реабилитации — совокупность специальных устройств и приспособлений, позволяющих осуществлять не только замещение анатомических и функциональных дефектов организма, но и способствующих активному приспособлению личности к окружающей среде.

Травма психологическая — временное функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания неприятностей.

Тренировка аутогенная — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.

Трудовая терапия — система методов лечения в целях восстановления различных нарушенных функций организма с использованием определенных видов трудовой деятельности.

Уровень притязаний — установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта к той или иной деятельности, возникающая на основе прошлого опыта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер ее протекания.

Установка социальная — состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций и поведению в ней.

Устойчивость эмоциональная — способность индивида сохранять стабильный эмоциональный фон в сочетании с адекватными эмоциональными реакциями в различных жизненных ситуациях.

Фрустрация —- психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи.

Ценностные ориентации — содержание направленности личности, обусловленное спецификой устойчивых значимых оценок окружающей действительности, которые имеют выраженную эмоциональную окрашенность.

Шизофрения — психическое заболевание, многообразное в проявлениях и характеризующееся раздвоением личности, замыканием в себе, нарушением контакта с другими людьми и с внешним миром.

Экспертиза профессиональная — часть медико-социальной экспертизы, представляющая собой специализированную про-Ц6ДУРУ изучения и вероятностной оценки пригодности индивида к овладению определенной профессией и достижению определенного уровня мастерства.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в сущность переживания другого человека.

Назад Оглавление Конец