aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. Акатов Л.И.

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. Акатов Л.И. В учебном пособии рассматриваются психологические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Будет полезно педагогам, психологам и другим специалистам, работающим в системе общего и специального образования, а также родителям, дети которых испытывают затруднения в социальной адаптации и интеграции в социальную среду.

Оглавление

Предисловие
Глава 1. Предмет, задачи и методы изучения личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Предмет и задачи курса
Основные факторы и условия психического и личностного развития ребенка
Вторичные нарушения в психике как результат воздействия социальных факторов
Психическое здоровье детей и подростков
Методологические аспекты изучения личности ребенка
Организационные подходы к изучению личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Контрольные вопросы
Литература
Глава 2. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья как деятельность
Понятие "социально-реабилитационная деятельность"
Основные принципы, цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Основные направления социально-реабилитационной деятельности
Средства, способы и формы реализации целей и задач социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Коррекция психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Глава 3. Личность. Личность в норме и в патологии
Определение понятия "личность"
Структурный и системный подходы к исследованию личности
Понятие "норма" в развитии личности
Причины нарушений в личностном развитии ребенка
Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии
Нарушения личностного развития у детей и подростков с психической патологией
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Глава 4. Социальная среда и личность
Понятие "социальная среда"
Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе
Адаптация детей и подростков в социальной среде
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Глава 5. Активность личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Активность - основа усвоения личностью общественно-исторического опыта
Мотивы. Мотивация поведения и деятельности
Деятельность и поведение человека. Психологические аспекты подготовки детей с отклонениями в развитии к труду
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Глава 6. Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Развитие личности
Социализация личности как главное условие ее развития
Периодизация возрастного развития человека
Критические и сензитивные периоды в развитии личности
Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Глава 7. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе межличностных отношений
Понятие "группа" в психологии. Классификация групп
Малая группа. Истоки возникновения групповых отношений и некоторые особенности их становления у детей с ограниченными возможностями здоровья
Концепции развития малой группы
Коллектив. Психологическая характеристика коллектива
Межличностные отношения в детских и подростковых группах
Детская группа как субъект. формирования личности ребенка
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Глава 8. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений
Семья - первичная ячейка общества
Проблемы организации жизнедеятельности и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье
Социально-психологическая реабилитация родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Социально-психологические особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Глава 9. Общение как важнейший компонент социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Общение - специфическая форма взаимодействия между людьми
Развитие речи как средства общения у детей. Нарушения в развитии речи, их причины и последствия
Общение ребенка с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками
Трудности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общении
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Глава 10. Специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья как профессионал
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная компетентность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Контрольные вопросы
Темы для докладов и сообщений
Литература
Словарь терминов