aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Реабилитация семьи

Из Программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребёнка-инвалида.

Специалистам центров реабилитации детей с ограниченными возможностями и детских домов-интернатов в своей работе приходится контактировать с детьми-инвалидами, а также с их родителями и другими членами их семей. И от того, будет ли установлено взаимопонимание между всеми участниками реабилитационного процесса, зависит и результат коррекционной работы ребёнка и в целом семьи и успешная социализация ребёнка.
Прежде всего, мы должны помнить, что семье с проблемным ребёнком, как и любой семье, оказавшейся в тяжёлых жизненных обстоятельствах или переживающей кризис, требуется социально-педагогическое патронирование. Патронирование – направленное сопровождение. Оно рассчитано на семьи, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы, справиться с психологическими нагрузками, а часто и выразить их. Этому способствуют следующие причины:

- социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связи с социумом, в том числе ближайшим (родственниками, друзьями);
- отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.);
- стремительное вхождение или реальная угроза попадания в самые низшие статусные слои современного общества.
Цель патронирования семьи не вмешиваться в ситуацию и указывать, как необходимо поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание её членов, самоуправление ими межличностными отношениями; на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
Для семьи с ребенком-инвалидом становится актуальной реабилитация всех членов семьи, в первую очередь матери. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье (матери) обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.

Таким образом, при реабилитации ребёнка-инвалида необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь с матерью. Надо сказать, что матери детей-инвалидов испытывают хроническую вину, которая меняет их способ восприятия мира. У них меняется осанка, они как будто хотят занять меньше места у них особенная, скованная походка, не бывает громкого голоса. Они зажаты всегда и во всём. Вина опасна тем, что провоцирует обиду, она же может превращаться в гнев и стать источником депрессии.

Наибольшая нагрузка в воспитании детей-инвалидов ложится на женщин, и специалистам центров реабилитации и домов-интернатов чаще приходится общаться именно с ними. Поэтому знать состояние матери специалисту просто необходимо, это поможет ему с пониманием относиться к её некоторым неадекватным поступкам, а значит избежать возможных недоразумений при общении с ней. По мнению известного врача А.И. Захарова у матерей, имеющих детей-инвалидов, наблюдаются следующие невротические изменения:
- сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность: всё близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
- аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом, в сторону его снижения;
- тревожность – склонность к беспокойству;
- противоречивость личности – недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний;
- доминантность – стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
- эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
- гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

На схеме 1 показан процесс переживания матерью ситуации рождения у неё ребёнка-инвалида и нахождения конструктивного решения в связи с этим. Стадии происходящего с её психикой аналогичны тому, что переживают большинство людей, потерявших близкого человека. Схема составлена на основе психологических характеристик горя, проведённых Кублером Россом.

Как мы уже отмечали, имеются 4 наиболее сложных, в психологическом плане, периодов в жизни семей с детьми-инвалидами.
1 период - осознание факта нарушения развития ребёнка.
Именно этому периоду соответствуют такие состояния психики, как страх, отрицание, гнев, агрессивность.
Цель психолого – педагогического сопровождения:
снятие психологического стресса, избавление от страхов, неуверенности в себе, снятие чувства непринятия ребёнка, его дефекта, принятие себя (рассчитано на родителей, в первую очередь на мать).

1. Работа со страхом.

Виды деятельности:
- индивидуальные беседы психолога, социального педагога с родителями, с прародителями ребёнка (основная задача – дать выговориться родителям);
- беседы с приглашением тех родителей, которые сами уже хорошо адаптировались в своём положении и имеют ребёнка с аналогичным заболеванием, травмой и хорошей динамикой в развитии. Желательно беседы проводить за чашкой чая, используя музыкотерапию, аромотерапию, цветотерапию, фитотерапию;
- сказкотерапия;
- рефлексотерапия;
- занятия по прояснению проблемы, стоящей перед матерями (чёткое знание своей проблемы и возможных путей её решения). Применение различных техник НЛП. Задание: выразить вербально или в рисунках ассоциации, которые возникают у матерей при определённых словах (относящихся к их психологическому состоянию на данный момент);
- рисование страха на листе бумаги
а) если страх уже осознан, то его необходимо нарисовать, затем разорвать рисунок, закопать, сжечь или разбросать по ветру,
б) если страх ещё не осознан, то необходима серия рисунков по выявлению страха, затем поступить так же, как в первом случае.

2. Работа по повышению самооценки.

Виды деятельности:
- использование различных игр, тренингов (Круг совершенства, Свет мой зеркальце, скажи… и т.д.);
- рассказ о себе: Я - идеальная, Что мне в себе нравится? Я нравлюсь себе за то, что…, Я достойна уважения за то, что…;
- проведение выставок поделок из природных материалов, женского
рукоделия, конкурсов Хозяюшка;
- работа над сценариями праздников, активное участие в них родителей и, в первую очередь, матерей.

3. Работа с гневом.

Методика:
- лепка из пластилина спонтанной фигуры (в случае подступающего состояния гнева разломать её и швырнуть в угол);
- изображение гнева на листе бумаги в виде некоторого чудовища (кладётся на видное место, при необходимости - разорвать лист на мелкие куски);
- подвижные игры.
4. Принятие ребёнка.
- рисуночная методика (изображение на листе бумаги ребёнка, себя в роли матери, выражение в рисунке своего отношение к ребёнку, видение его в будущем);
- письменные самоотчёты матерей: Какой я родитель, Портрет моего
ребёнка, Наша семья в будущем;
- совместная работа с ребёнком (игры, участие в праздниках, спортивно-
массовых мероприятиях и т.д.).
5. Работа с агрессией.
Виды деятельности:
- тренинги снятия агрессивности;
- сказкотерапия (есть специальные сказки для взрослых);
- психодрама;
- арттерапия;
- социальные игры по снятию агрессивности, обучению эффективным способам общения.
Подобными мероприятиями можно добиться значительного улучшения состояния матерей, вселить в них уверенность в будущее и желание жить. Тем самым, умелым сопровождением матери можно не допускать её до состояния ухода в депрессию, а добиться её согласия на реабилитацию. Что в конечном итоге скажется на всём психологическом состоянии семьи.
Анализ результатов деятельности, отслеживание поведения и настроения родителей, в первую очередь матери.
2 период – старший дошкольный возраст.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
на когнитивном уровне - развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) ребёнка,
на социально-культурном - развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, самосознания, освоение этических норм,
первичная адаптация к обучению, к новым людям ребёнка, активное включение матери в реабилитационный процесс.
Виды деятельности:
- участие (пассивное, а затем и активное) в праздничных тематических формах - праздникотерапия;
- игра;
- тренинги общения;
- экскурсионная работа;
- театрализованные формы;
- социально-бытовое обучение;
- другие виды.
Анализ результатов деятельности, при необходимости коррекция программы реабилитации.
3 период – подростковый возраст.
Цель психолого-педагогического сопровождения: принятие подростком социального статуса, преодоление негативного восприятия себя, снижение эгоцентризма, повышение самооценки, совершенствование коммуникативных навыков в усложняющихся механизмах общения, профессиональная ориентация.
Виды деятельности:
а) для подростков:
- участие в клубных объединениях;
- социально-значимая деятельность: социальное проектирование, общественные поручения, волонтёрство;
- художественное творчество;
- работа по организации общественно-массовых мероприятий;
- менеджерская деятельность;
- профориентационная деятельность (тесты, тренинги, игры);
- тренинги личностного роста;
- сочинения Я в будущем, Как надо работать с подростками, Если бы я был мэром, президентом… и т.д.
- использование компьютерных технологий и сети интернет.
б) для матерей – совместное участие с семьёй на основе партнёрства и поддержки: создание общественных организаций, групп взаимопомощи, клуба общения, художественное творчество.
Итог деятельности для подростков – получение первых документов об образовании и поощрении.
Отслеживание психологом результатов реабилитационных воздействий.
4 период – старший школьный возраст.
Цель психолого-педагогического сопровождения: профессиональное определение, моделирование индивидуальной культуры личности (имидж, статус, овладение деловым этикетом, культура организации досуга), проектирование дальнейших, жизненных перспектив.
Виды деятельности:
- апробация профессиональных навыков в социокультурной сфере (поступление в учебное заведение, участие в конкурсах, фестивалях, выставках);
- интерактивные мероприятия социально-культурной направленности (внедрение в сферу здоровых людей, апробация личностных и профессиональных качеств через обучение младших);
- мероприятия по поиску партнёра по жизни (клубы общения).
Специалист-реабилитолог на основе собственных тестирований и наблюдений принимает участие в обсуждении на Реабилитационном Совете и составлении реабилитационной программы конкретной семьи (ребёнка, матери), принимает участие во всех реабилитационных мероприятиях, анализирует, консультирует, проводит психотренинги, корректирует, в случае необходимости, программу реабилитации. Семья находится под постоянным вниманием со стороны специалистов центра реабилитации.

М.Н. Гуслова, к.п.н., ГУ Центр Семья.