aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Глава 4. Реабилитация депрессивного состояния

Программа арттерапии. Перспективное планирование заня-тий

Месяц Неделя Тема занятия (продолжительность — 40 мин)
Сентябрь Первая Обследование детей.
Вторая Третья Обследование детей.
Изображение движения.
Четвертая Изображение настроения
Октябрь Первая Драматерапия «Театральная азбука».
Вторая Третья Кинезотерапия.
Рисунок в парах по очереди.
Четвертая Рисование вдвоем
Ноябрь Первая Каникулы.
Вторая Третья «Декоративно- прикладное искусство».
«Музыка — язык чувств».
Четвертая «Образ — в движении»
Декабрь Первая Вторая Третья Четвертая «Коррекция эмоциональной сферы» (музы-котерапия).
Изображение чувств.
Драматерапия «Новогодняя сказка».
Драматерапия «Новогодняя сказка»
Январь Первая Каникулы.
Вторая Третья «Образ в движении».
Совместная лепка (по парам).
Четвертая Групповая лепка
Февраль Первая Вторая Третья Четвертая Рисование под музыку.
Рисование звуков, музыки.
«Коррекция эмоциональной сферы» (музы-котерапия).
«Театральная азбука»
Март Первая Вторая Третья Четвертая «Звуки весны» (коллективное занятие).
«Цвет весны» (коллективное занятие).
Рисунок руками.
Выставка работ. Обсуждение
Апрель Первая Вторая Третья Четвертая Кинезотерапия.
Лепка из глины.
Аппликация (из изорванной бумаги).
Рисование музыки
Май Первая Вторая Третья Четвертая Рисование группового рисунка под музыку.
Изготовление панно.
Обследование.
Подведение итогов

Тема 1
Обследование детей

Цель: выявление показателей социальной депривации.
Задачи. Определить уровень агрессивности и депрессивного состояния детей 1—4-х классов. Обозначить показатель тревожности у отдельно взятого класса.
Детям предлагается нарисовать свое настроение. На выполнение задания отводится 15—20 минут. Затем на обороте их просят написать мини-сочинение по рисунку (задание для 2—4-х классов). В 1-м классе детей просят «рассказать» свой рисунок.
После этого педагог собирает рисунки детей для обработки данных.
Аналогичным образом проводится занятие по теме 31 после выполнения программы арттерапии. Результаты сравниваются, подводятся итоги проведенных занятий по программе.

Тема 2
Обследование детей

Цель: выявление показателей коммуникативной дезадаптации.
Задачи. Определить уровень агрессивности детей. Обозначить коммуникативные нарушения у них. Определить их предпочтения.
Материал: пластилин, цветная и обычная бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей.
Педагог предлагает детям сделать какую-нибудь одну поделку из того материала, какой каждый из них выберет. На выполнение задания дается 25 минут. Затем педагог опрашивает каждого ученика, почему он выбрал именно этот материал и сделал именно эту поделку.
На основе ответов учеников педагог делает выводы по предпочтениям детей. Поделки остаются в классе до следующего занятия. Потом желающие могут забрать их домой.

Тема 3
Изображение движения

Цель: изучение детьми изменений положения объекта.
Задачи. Уточнить, при каких условиях тот или иной объект может изменить положение. Определить способы изображения движения, значение движения в жизни.
Материал: альбом, карандаши, фломастеры, краски.1
На предыдущем занятии педагог сообщает детям о том, что им нужно завести альбомы. Они будут храниться в классе, для демонстрации рисунков.
Педагог опрашивает устно детей о том, при каких условиях какой-либо объект может изменить свое положение. Дети называют разные объекты: дома, машины, листья, людей и др. Потом они называют условия изменения их положения (Принимаются все ответы, в том числе и шуточные.) Необходимо подвести детей к тому, что объекты могут менять свое положение, когда они сами или кто-то их приводит в движение.
Далее обсуждают способы изображения движений в рисовании, лепке и т.д. (Дети называют эти способы.)
Педагог просит детей изобразить движение осенних листьев в порыве ветра. На выполнение задания отводится 10—15 минут. После этого педагог опрашивает детей о том, как они думают, каково было состояние листьев в порыве ветра, какие чувства они могли испытывать.
Далее обсуждается вопрос: что для нас значит движение? (Ответы детей записываются на доске.) В конце приходят к общим выводам.

Тема 4
Изображение настроения

Цель: обучение детей адекватному выражению чувств и настроения.
Задачи. Уточнить знания детей о разных эмоциональных состояниях. Определить ситуации, в которых целесообразно реагировать тем или иным чувством. Учить детей прочувствовать ситуацию и зафиксировать ее в цвете (на примере четырех коротких текстов).
Материал: альбом для рисования, краски, четыре мини-текста для учителя.
Педагог спрашивает детей: «Какие чувства вы знаете?» Получает различные ответы. Если какие-то ответы ошибочны, исправляет, объясняя ошибки.
Затем он спрашивает учеников, когда и как реагируют люди. Всегда ли их чувства верны по отношению к конкретной ситуации. Он предлагает детям ситуацию и просит ответить каждого на вопрос: что бы сделал он (как бы поступил)? Получает ответы, подводя детей к правильному выражению чувств.
Далее педагог просит детей поделить лист на четыре части и пронумеровать каждую. После того как дети это выполнили, он просит их послушать внимательно мини-рассказы и разукрасить соответствующую часть любым цветом, который, по их мнению, отражает какое-либо чувство.
Педагог читает части текста с паузой между ними в 1 минуту.
Примеры текстов
Злость. Маша отняла игрушку у своей младшей сестры Оли. Оля подошла и сильно стукнула Машу, сказав, что она вредная.
Радость. К Саше приехала любимая бабушка и привезла ему красивый конструктор, о котором он давно мечтал.
Грусть. Мама Алеши уехала учиться в другой город. Он очень переживает и ждет ее.
Удовольствие. Лена купила себе самое вкусное и большое мороженое, съела его и улыбнулась.
Затем педагог просит каждого ребенка назвать чувства в рассказах, объяснить, почему он выбрал именно этот цвет. В конце занятия сделать вывод о важности тех или иных чувств в жизни человека.

Тема 5
Драматерапия "Театральная азбука"

Цель: развитие интереса к театральному искусству, обеспечение процесса самопознания ребенка.
Задачи. Раскрыть творческие способности детей. Формировать основы сценической грамотности, проявляющейся в речи, движениях при создании образа.
Педагог рассказывает детям о театре, выясняет, что они о нем знают. Если это необходимо, поправляет их, разъясняет особенности.
Основную часть урока необходимо посвятить формированию основ сценической грамотности. Для развития сценической речи предложить детям следующие упражнения:
— на развитие дыхания (например, «Задуем свечу»);
— артикуляционную гимнастику (любые упражнения);
— произнесение скороговорок;
— упражнение «Словесное действие» (используя текст знакомого стихотворения, необходимо совершить заданное действие).
На этом же занятии проводятся упражнения на запоминание физических действий: «стирка белья», «мытье посуды», «печатание на машинке», «переход через ручей».
В конце занятия подводятся итоги.

Тема 6
«В гостях у морского царя» (кинезотералия)

Цель: коррекция психоэмоционального состояния.
Задачи. Снять мышечные зажимы, эмоциональное напряжение. Создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.
Пол в помещении устлать матами, иметь магнитофон с записью музыки. Педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей. Сравнивает эти движения с движениями на земле.
Далее педагог просит детей изобразить какой-либо объект. После выполнения движения обсуждаются недостатки и достоинства изображения. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря.
В ходе урока педагог интересуется, что нового дети узнали, подводит итоги.

Тема 7
Рисунок в парах по очереди

Цель: преодоление детьми барьеров в общении.
Задачи. Научить детей взаимодействию с партнером. Развивать чувство востребованности и творческие способности детей.
Материал: бумага (формат А—4), краски, карандаши.
Педагог уточняет представления детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Дети должны привести конкретные примеры.
После этого он предлагает ученикам на одном листе бумаги нарисовать рисунок вдвоем по очереди. При этом отводится 2 минуты на то, чтобы дети договорились, что рисовать. Затем в течение 16 минут каждые 2 минуты (по сигналу учителя) они передают лист соседу. По выполнении задания они раскрашивают рисунок (5 мин).
Далее каждая пара проводит презентацию своего рисунка. Потом учитель спрашивает детей, не возникло ли у них трудностей при выполнении задания. В конце урока подводятся итоги.

Тема 8
Рисование вдвоем

Цель: развитие лучшего понимания себя и других.
Задачи. Снять психическое напряжение. Создать возможности для самовыражения. Научить совместной продуктивной деятельности.
Материал: бумага, краски, карандаши.
Рассказать детям о предстоящем задании, объяснить, что от них требуется (соответственно задачам). Начать выполнение задания. На работу отводится 20—25 минут.
После этого проводятся выставка работ и обсуждение нарисованного, чувств и действий во время рисования. В конце занятия подводятся итоги.

Тема 9
Декаративно-прикладное искусство

Цель: воспитание у учащихся любви к народному творчеству.
Задачи. Познакомить с различными видами народного искусства. Расширять представления школьников о художественных способностях каждого из них. Учить сравнивать. Вербально обозначать различия в элементах каждой техники изображения.
Материал: набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, вологодские кружева).
Педагог рассказывает о декоративно-прикладном искусстве, показывает изделия мастеров различных видов. Он обсуждает с детьми их особенности, материал, из которого они сделаны, обращает внимание на узор, его детали. Педагог и дети сравнивают разные узоры.
Во второй части занятия учащимся предлагаются различные элементы узоров, а также вырезанные из картона и не расписанные изделия (ваза, солонка, чашка и т.д.). Дети подбирают к ним узоры, комбинируют детали и краски, раскрашивают.
В конце урока работы выставляют, выбирают лучшие, подводят итоги.

Тема 10
Музыка — язык чувств

Цель: преодоление детьми барьеров в общении.
Задачи. Развить понимание себя и других, активность и творчество детей. Обогатить их представления о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке.
Накоплению музыкальных представлений помогает слушание музыки. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно развивать умение разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а также знать и определять словом средства музыкальной выразительности.
На занятии рекомендуется прослушать в записи «Елочную гирлянду» («Полька» М. Глинки), музыкальный этюд «Плакучая ива и спокойный тополь».
Дети становятся друг за другом в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего, звучит «Елочная гирлянда». На сильную долю первого такта музыкального сопровождения поднимает вверх правую руку первый ребенок, затем второй и т.д., но при этом все дети должны «зажечь» огонек в глазах, «засиять», «осветить» лицо.
Когда звучит второй этюд, дети, в зависимости от музыки, самостоятельно выбирают один из двух заранее обговоренных образов (ивы или тополя).
В конце занятия подводятся итоги.

Тема 11 и 15
Образ — в движении (два занятия)

Цель и задачи. Приобщить детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений.
Проводится работа по воссозданию, воспроизведению чувств. Для этого используются специальные упражнения.
1. «Придумай свою польку, вальс, песенку». Сначала педагог спрашивает детей о том, какие чувства несет в себе прослушанная музыка танца, песенки (озорство, шутка, жизнерадостность, нежность, ласка и т.д.). Затем дети предлагают свои варианты (можно разделить детей на подгруппы).
2. «Сочини песенку на заданный текст». Разделить детей на четыре группы, каждой дать задание, предупредив о том, что они должны вложить в песню определенное настроение, диктуемое текстом.

Первая группа:
Мама спит, она устала.
Ну и я играть не стала,
Я волчок не завожу,
Я уселась и сижу.
Вторая группа:
Чудо-чудо-чудеса —
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут.
Третья группа:
Я горжусь своим конем,
Он летит, как ветер.
Обгоняю я на нем
Всех коней на свете.
Четвертая группа:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим.
Мы хвораем — Том и Тим.

Дети пропевают отрывки, отражая в движениях, жестах и мимике их содержание.

Далее предлагается упражнение «Каждый спит». Педагог читает стихи:
...На дворе встречает он
Тьму людей и каждый спит.
Тот, не двигаясь, сидит,
Тот, как вкопанный идет,
Тот стоит, раскрывши рот...

Дети изображают прочитанные стихи, застывают каждый в своей позе.
В конце урока педагог спрашивает о впечатлениях детей от занятия.
Занятие по теме 15 проводятся аналогично, но подбираются другие музыкальные и поэтические материалы, упражнения.

Тема 12
Коррекция эмоциональной сферы

Цель и задачи. Помочь детям с ЗПР управлять своими эмоциями в повседневной жизни.
По заданию педагога выполняют упражнения (разыгрывают этюды).
1. Этюд «Замри». Дети заранее договариваются о роли (образе). Это может быть «смелый наездник», «боксер-забияка», «хвастун», «жадина», «трус». Дети-зрители должны догадаться, какой образ хочет донести до них автор-исполнитель.
2. Этюд «Молчок». Выбирается один ребенок из числа желающих. Педагог читает стихи:
В школу к нам пришел Молчок — Очень робкий новичок. Он сначала был не смел, С нами бегать не хотел. А потом, глядим, привык, Словно зайка, прыг да прыг. До чего же осмелел: Даже песенку запел!
Ребенок-исполнитель сначала робко сидит на стуле, а потом согласно тексту прыгает, резвится, поет. Упражнение можно повторить.
3. Песня «Антошка» (В. Шаинского). Разыгрывается инсценировка песни. Затем дети дают определение понятиям «лодырь», «обжора», описывают присущие им качества. В конце занятия подводятся итоги.

Тема 13
Изображение чувств

Цель: обучение детей с ЗПР адекватному выражению чувств в раз-личных жизненных ситуациях.
Задачи. Уточнить знание детей о понятии чувства. Выделить разные группы чувств, дать им характеристику.
Материал: картинки, изображающие различные жизненные ситуа-ции.
В начале урока педагог уточняет знание детей о понятии чувства. Спрашивает, что это такое. Все ответы фиксирует на доске. Затем все вместе выделяют разные группы чувств. После этого педагог делит детей (по количеству выделенных групп чувств) и дает им задание охарактеризовать то или иное чувство. По выполнении задания педагог предъявляет детям картинки, изображающие проявления различных чувств, и спрашивает, какие чувства испытывает тот или иной персонаж? Это хорошо или плохо? и т.д.
Затем из класса выбираются (по желанию) несколько человек, которые разыгрывают сценку (по заданию учителя). Остальные внимательно смотрят и потом обсуждают. Если дети самостоятельно затрудняются это сделать, педагог задает наводящие вопросы. В конце урока подводятся итоги.

Тема 14
Драмотерапия «Новогодняя сказка» (два занятия)

Цель: развитие навыков общения и раскрепощения детей.
Задачи. Познакомить с рассказом, предназначенным для инсценировки. Заучить слова и движения. Отработать драматизацию. Показать драму.
Детям предлагается выбрать сказку для драматизации («Колобок», «Кто сказал "мяу"?», «Муха-цокотуха», и др.), Распределить роли и обязанности. Дети заучивают слова и движения, рисуют декорации, репетируют.
Затем, когда сказка достаточно отработана, они представляют ее первым классам школы и учителям.

Темы 16 и 17
Совместная лепка(по парам, групповая)

Цель: преодоление барьеров в общении с детьми.
Задачи. Учить детей взаимодействию с партнером. Развивать их творческие способности.
Педагог объясняет детям задание: нужно вдвоем что-нибудь слепить из пластилина. Дети выполняют работу. Затем проводится выставка поделок. В конце урока все вместе обсуждают, что было необычного в работе, подводятся итоги.
Занятие по теме 17 отличается от описанного решением детей, что они будут лепить и каковы задачи каждого из участников в совместном творчестве.

Тема 18
Рисование под музыку

Цель и задачи. Обучать соотнесению музыки и чувств (состояний природы).
Педагог включает разную музыку и просит определить, какая соответствует настроению, например, вьюги. После этого просит детей представить: они только что вернулись с улицы. Там была сильная вьюга (метель). Они пришли в класс, где тепло и уютно, учитель им включил музыку, и они решили нарисовать вьюгу.
Дети приступают к заданию. После его выполнения каждый ребенок представляет свою работу, говорит о своих чувствах, когда он ее рисовал. В конце урока педагог подводит итоги.

Темы 19 н 20.
Рисование звуков, музыки.
Коррекция эмоциональной сферы

Цель: развитие у детей способности чувствовать изменения эмоционального состояния другого человека (на примере музыки).
Задачи. Учить детей дифференцировать эмоциональные состояния, выражать их в рисунках.
Педагог просит детей назвать эмоциональные состояния людей. Рассказывает о том, как и в чем выражаются эмоции. Затем он демонстрирует это на примере музыкальных произведений.
После этого педагог предлагает разделить лист бумаги на четыре части, и в каждой из них во время прослушивания музыки нарисовать чувство, которое испытывает ученик, слушая мелодию. Дети выполняют задание, после чего проводится обсуждение.
Занятие по теме 20 проводится аналогично, но на других музыкальном и дидактическом материалах.

Тема 21
Театральная азбука

Цель: способствование развитию интереса к театральному искусству, обеспечение процесса самопознания ребенком.
Задачи. Учить детей действовать в условной театрализованной обстановке, вырабатывать у них навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной и коллективной деятельности.
Отработка сценического движения (релаксация, снятие мышечных зажимов), ролевая разминка. Выполняются упражнения на запоминание физических действий: «стирка белья», «мытье посуды», «езда на машине», «переход через ручей». Затем упражнения усложнятся, дети учатся создавать разные образы: «Я — огонь», «Я — животное», «Я — предмет» и др., в том числе физического состояния: «Иду по дороге в жаркий день», «Иду под дождем» и др.

Тема 22
Звуки (цвет) весны (два занятия)

Цель и задачи. Развивать креативность детей, отвлечь их от конкретных образов. Учить выделять существенное в межличностном общении.
Материал: краски, карандаши, альбомные листы.
Детей необходимо разделить на несколько групп. Затем задать во-прос: Какие у весны звуки (цвет)? После этого каждой группе дается определенный звук (цвет), который она должна будет представить, нарисовав его, подобрав геометрическую форму, запах, музыку. Затем проводится обсуждение.

Тема 23.
Рисунок руками

Цель: развитие интереса к собственному телу.
Задачи. Снять мышечное напряжение. Выявить возможности пальцев рук. Совершенствовать мелкую моторику.
Педагог спрашивает детей о возможностях их пальцев. Объясняет функции руки, в том числе при рисовании, письме, других действиях. Говорит о том, что пальцами рук еще можно рисовать без кисточки. Объясняет технологию. Просит детей выполнить задание на свободную тему.
После этого проводится выставка работ. В конце занятия подводятся итоги.

Тема 24
Выставка работ

Цель: развитие группового общения. Задачи. Учить детей корректно высказывать свое мнение, адекватно спорить и делать выводы в процессе общения.
Предварительно выставляются (вывешиваются) работы детей. Под ними указываются имя и первая буква фамилии автора, номер работы.
Учитель просит в течение 15—20 минут внимательно посмотреть на все работы, оценить их и обозначить оценку: звездочкой — понравилась, кружком — не вызвала никаких эмоций, квадратиком — не понравилась (оценки записываются на доске). Каждому ученику выдается листок с нумерацией (1,2, 3 к т.д.), в зависимости от количества выставленных работ.
Затем все садятся за парты, и начинается обсуждение: учитель показывает картинку (поделку), называет ее номер и спрашивает у каждого его оценку, просит обосновать ее. Предлагает поспорить, но предупреждает об уважении к оппоненту.
В конце занятия детей просят сделать вывод по всему занятию, а также обязательно хвалят авторов каждой работы.

Тема 25
Кинезотерапия

Цель: коррекция психоэмоционального состояния.
Задачи. Снять мышечное и эмоциональное напряжение. Создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.
Педагог пишет на доске слова: «цветок», «волна», «снег», «грязь», «ветер». Сообщает детям, что сегодня каждый из них побудет этими предметами и дает им 5 минут, чтобы обдумать, как изобразить их.
Дети по очереди изображают предметы. После каждого круга пре-вращений проводится обсуждение. Если кто-то стесняется или затрудняется изображать предметы, можно предложить детям групповое превращение.
В конце занятия проводится его коллективное обсуждение.

Тема 26
Лепка из глины

Цель и задачи. Учить детей способам расслабления и отвлечения от конфликтов в короткие сроки, регулировать свои эмоции.
Сначала педагог рассказывает о свойствах глины. Показывает образцы изделий из нее. Затем дает задание слепить свою мечту, свой страх, себя (можно в любом образе), рассказать о процессе лепки.
После этого он спрашивает, что детям понравилось лепить больше всего. Они делятся своими чувствами, эмоциями.

Тема 27
Аппликация

Цель и задачи. Развивать понимание себя и других, учить детей совместной продуктивной деятельности.
Педагог сообщает тему, говорит о том, что на сегодня вводится правило о запрещении пользоваться ножницами. Цветную бумагу нужно будет рвать, но ее нельзя рвать слишком крупно (показывает образец).
Затем он выдает листы (на парту по одному), разделенные пополам. Дает задание: выполнить аппликацию на свободную тему. На выполнение отводится 25 минут.
Выполнив задание, каждая пара презентует свою работу и рассказывает о ней. В конце урока подводятся итоги.

Тема 28
Рисование музыки

Цель и задачи. Выявлять индивидуальность детей, развивать их креативность, индивидуальное восприятие искусства.
По возможности рассадить детей по одному, следить за тем, чтобы они не поворачивались друг к другу, не разговаривали. Педагог включает музыкальную запись и просит нарисовать ее так, как дети представляют. На выполнение отводится 15 минут.
Затем каждый подробно рассказывает о своей работе (почему он именно так изобразил музыку). В конце занятия подводятся итоги.

Темы 29 и 30
Рисование группового рисунка под музыку. Изготовление панно

Цель: сплочение группы детей.
Задачи. Воспитывать у детей умение договариваться. Учить их продуктивно работать в команде.
Педагог сообщает детям тему занятия. Говорит о том, что они должны будут нарисовать все вместе один рисунок на какую-либо тему. На выполнение отводится 30 минут. Дети должны как-то назвать свой рисунок. Задание выполняется под музыку, которая настраивает на выбранную тему.
По выполнении задания проводится обсуждение (можно провести конкурс между разными классами), подводятся итоги.
Занятие по теме 30 преследует те же цели и задачи и проводится по той же схеме, только вместо группового рисунка дети из сухих и молодых листьев, семечек, цветной бумаги и других материалов с помощью клея создают панно.

Тема 31
Обследование

Цель: выявление динамики признаков коммуникативной дезадаптации.
Задачи. Проследить динамику тревожности и агрессивности, сделать выводы.
Проводится занятие, а затем выводы оформляются в виде диаграмм и гистограмм.

Тема 32
Подведение итогов

Целы и задачи. Оценить эффективность программы арттерапии, разработать практические рекомендации по ее использованию.
Педагог интересуется у детей, что им понравилось, что бы они еще хотели увидеть на занятиях, чему научиться. Он должен обязательно похвалить детей. Можно предложить им поменяться своими поделками или подарить их кому-нибудь.
Затем в педагогическом коллективе разрабатываются ре-комендации по применению программы, отмечаются ее достоинства и недостатки, которые следует устранить.
Советы педагогу
1. После каждого занятия нужно хвалить всех детей.
2. Большую часть информации записывать на доске.
3. Следить за техникой безопасности.
4. Не заставлять детей делать что-то, если они не хотят.
5. Не ругать детей, не давать отрицательных оценок их работам.
6. Педагог должен быть для детей эталоном в одежде и внешнем виде.

Назад Оглавление Далее