aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Часть III - Образование | Права инвалидов в вопросах и ответах

Права инвалидов и льготы для инвалидов являются одними из наиболее востребованных тем среди пользователей портала. Попробуем разобраться в наиболее часто возникающих вопросах - права инвалидов, льготы инвалидам у людей с ДЦП, синдромом Дауна, снинальники, другими категориями инвалидности. В третьей части - вопросы образования.

1) Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.

2) В коррекционной школе мой ребенок-инвалид единственный первоклассник. Класс не открывают. Что можно сделать?

Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1. Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости...

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом...»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 19. Образование инвалидов:

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа...»

Необходимо обратиться в письменном виде с жалобой в управление образования по месту нахождения школы. В жалобе объясните ситуацию и попросите принять меры для реализации права ребенка на получение образования по выбору родителей.

Жалоба составляется в двух экземплярах, один экземпляр с отметкой о принятии должен храниться у Вас. В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрении обращений граждан Российской Федерации» в течение месяца Управление образования должно отреагировать на жалобу в письменном виде. По результатам ответа можете предпринимать дальнейшие действия.

3) Что делать, если абитуриенту-инвалиду на вступительных экзаменах в вуз намеренно занижают оценки, чтобы не принимать его?

В соответствие с п. 30 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами власти, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 14 января 2003 г. N 50, если абитуриент считает, что ему поставлена неправильная оценка на вступительном экзамене, он может подать апелляцию в апелляционную комиссию, которая создается в каждом вузе одновременно с приемной комиссией. Если оценка не будет изменена апелляционной комиссией, инвалид может обратиться в суд с иском о признании действий сотрудников вуза незаконными и с требованием обязать вуз принять его. При этом следует четко определить причины, по которым была занижена оценка. Таких причин может быть две - необъективная оценка знаний абитуриента или предъявление завышенных требований к нему. Оба действия являются незаконными.

Согласно п. 7 указанного выше Порядка вуз обязан обеспечить объективность оценки способностей и склонностей поступающих. Согласно п. 12 Порядка запрещается вводить в программы вступительных испытаний вопросы, выходящие за рамки примерных программ по общеобразовательным предметам среднего (полного) общего образования, разработанных Минобразования России. Иначе говоря, абитуриенту нельзя задавать на экзамене вопросы о том, что не предусмотрено программой общеобразовательной школы. При рассмотрении иска в суде следует потребовать проведения экспертизы знаний инвалида на предмет их соответствия тому уровню, который нужен для поступления в вуз. При этом следует помнить, что согласно п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. N 3266-1, дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов. То есть для зачисления в вуз достаточно, чтобы они сдали вступительные экзамены на оценку «удовлетворительно». Экспертиза будет представлять собой экзамены по предметам, которые сдают при поступлении в вуз. Эти экзамены принимают независимые специалисты. Если экспертиза покажет, что инвалид обладает уровнем знаний, необходимым для поступления в вуз, это будет основным доказательством противоправных действий сотрудников приемной комиссии.

3) Правомерен ли отказ инвалиду-колясочнику в приеме в высшее учебное заведение на основании отсутствия в вузе необходимых условий для инвалидов-колясочников?

Отказ в предоставлении необходимых образовательных услуг по мотивам отсутствия в вузе условий для обучения колясочников неправомерен. Это по сути одна из форм дискриминации инвалидов. В данном случае имеет место нарушение конституционного принципа равноправия граждан, гарантированного высшим законом страны - Конституцией РФ. Закон «Об образовании» в ст. 5 также говорит о том, что гражданам РФ независимо от состояния здоровья гарантируется возможность получения образования. Государство гарантирует гражданам возможность получения высшего профессионального образования на конкурсной основе с учетом льгот, предоставляемых инвалидам законодательством. Недоступность того или иного образовательного учреждения не может служить препятствием для ограничения конституционного права на образование. Ст. 17 Градостроительного кодекса РФ и ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривают, что разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. Эта же норма предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, невыполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них обязательств не может служить основанием для отказа в приеме инвалидов. Законодательство с учетом потребностей и особенностей поступающих предлагает им широкий спектр форм обучения по освоению образовательных программ. Как показывает практика, оптимальной формой обучения для студента-колясочника является освоение образовательной программы в очно-заочной форме.

Назад Оглавление Далее