aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Диагностика социально-психологического развития детей с недостатками слуха, Левенштейн С. Г., Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Центр социально-психологической помощи населению Левенштейн С. Г., педагог-психолог высшей категории

Звук - одно из самых ярких проявлений жизни, благодаря которому мы можем общаться друг с другом, слышим музыку, голоса природы. Зрительное восприятие, ощущения, слух - это своеобразные окна, с помощью которых мы воспринимаем мир, и если одно из этих окон закрыто, мир уже не воспринимается в полном объеме. Ребенок с недостатком слуха не может контролировать собственное произношение, от этого страдает устная речь, которая, в свою очередь, лежит в основе развития других познавательных процессов.
Компенсаторные возможности глухих детей помогают им в преодолении своего дефекта, так, потребность в общении реализуется с помощью мимики, жестов, действий, рисунков, чтения с губ. Нарушения общения, в свою очередь, затрудняют формирование позитивной «Я- концепции» и других личностных образований. Развитие самосознания ребенка с недостатком слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении, замедленным процессом переработки информации, с ограниченными возможностями спонтанного социального опыта. Многие слышащие родители испытывают эмоциональное напряжение при общении со своим ребенком, что отрицательно сказывается на развитии одной из важнейших потребностей - потребности в безопасности, а также ощущения принятия, привязанности. Самосознание ослаблено, с одной стороны, нарушением слуха, с другой - ограниченной способностью идентифицировать себя со своими родителями, меньшим количеством любви, полученной от них. Согласно данным американских сурдопсихологов, число невротических расстройств у детей с нарушением слуха в два раза выше, чем у слышащих сверстников. Работая с глухими и слабослышащими детьми, мы провели диагностику их психологического состояния, в том числе диагностику детско-родительских отношений. Специфика проведения диагностического обследования заключалась в том, что дети сами не изъявляли желания побеседовать с психологом (в этом случае человек закрыт для беседы). Необходимо отметить тот факт, что у детей с недостатком развития часто имеется опыт негативного отношения с взрослыми. Согласно исследованиям, унижение в связи с нарушением слуха испытывают со стороны сверстников 20% глухих и слабослышащих подростков, со стороны родителей - 12,5%. Часто ребенку с нарушением слуха кажется, что окружающие не понимают его проблем и что у них не хватает терпения на разговор, поэтому ребенок замыкается в себе. Особенности этой ситуации определяли и выбор методик. В большей мере ей соответствовали проективные методики: «Рисунок семьи», «Мои страхи», «Я-фантастическое» и др., которые дети воспринимают как интересное занятие, не видят в нем опасности для себя и не выстраивают психологических защит. Эти тесты дают возможность увидеть проекцию - портрет личности, с их помощью можно заглянуть в подсознательное - самый темный уголок нашей души. В процессе рисования контроль «цензора сознательного» ослабевает, что и позволяет раскрыться бессознательному.
Для регистрации состояния психики в данном случае используется исследование моторики (зафиксированной в виде рисунка). По мнению И. М. Сеченова, всякое представление, возникающее в психике, заканчивается движением. При выполнении рисунка лист бумаги играет роль пространства, фиксирует отношение к пространству, а оно, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания. Образы, мысли, представления вызывают определенные напряжения в мышцах, что и отражается на рисунке. Кроме того, для толкования рисунка используются теоретические нормы оперирования с символами, символическими элементами и фигурами.
Тест «Рисунок семьи» ставит своей целью выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, взаимоотношения внутри нее. Узнав, каким ребенок видит себя, свою семью, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и помочь ему при их решении.
Степень развития изобразительной культуры у детей была достаточно высокой, что говорит о том, что занятиям творчеством уделяется в интернате много внимания, кроме того, это общий показатель хорошего умственного развития. Состояние детей во время проведения диагностики было нормальным, раскованным, отсутствовало напряжение, утомление, т.к. рисунки были достаточно большими, заполняющими лист, отсутствовала сильная штриховка как показатель тревожности.
В результате проведенного тестирования исследуемой нами группы мы получили следующие сведения о взаимоотношениях детей с их родителями. Наиболее привлекательным персонажем на рисунках детей являются родители. В 5-ти рисунках - мама, в 4-х - папа, в 3-х - брат (сестра) и только в одном на первом плане - собственный образ. Наиболее ценимый персонаж рисуется первым, слева, часто он выполняется более тщательно, с особой любовью, Наименее привлекательный выполняется последним, находится часто в стороне от других фигур, как бы забытый всеми. В 7 рисунках из 13 собственный образ находится на последнем месте, в 3-х - отсутствует, что может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает чувство неполноценности, ощущение отсутствия общности. Рисование себя последним из всех членов семьи - не скромность, а заниженный статус. Как правило, образ себя на таких рисунках - маленький, безвольный, что может обозначать беспомощность, потребность в заботе.
Для многих рисунков детей с недостатками слуха характерна слабая прорисовка рук, отсутствие кистей. Руки символ активности, орудие более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональном общении, поэтому неясное очерченные руки означают нехватку самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Руки, спрятанные в карманах, за спиной - показатель замкнутости, неудовлетворенности своим положением, отсутствие кистей означает пассивность. В 6-ти рисунках руки (кисти) отсутствуют, в 4-х - спрятаны в карманах или плотно прижаты, в 2-х - прорисованы слабо, и только в одном рисунке руки почти у всех членов семьи прорисованы четко. В 5-ти рисунках отсутствуют ноги, что говорит о робости и замкнутости, об отсутствии основы.
В рисунках детей может проявляться явление идентификации, когда ребенок отождествляет себя с родителем своего пола или со старшим братом (сестрой). В рисунках детей нашей группы такого почти нет, в одном рисунке мальчик идентифицирует себя с братом (похожие прически, рубашки), одна девочка - с мамой (одеты в одинаковые платья). Явление отождествления подчеркивает любовь ребенка к своему родственнику, желание походить на него. Только на 3-х рисунках из 13 дети изображают себя близко к своим родителям: так, на одном папа обнимает сына, на двух дети расположили себя за спинами своих мам. Во всех остальных рисунках ребенок находится на большом расстоянии от родителей, его отделяют сиблинги (братья, сестры) или образ ребенка совсем отсутствует, что говорит о том, что он не включает себя в состав семьи. На некоторых рисунках в качестве барьера между родителями и детьми выступают другие родственники (например, маленькая племянница), на одном рисунке ближе всех к ребенку изображен кот, который тоже оказался в составе семьи. Для изучения эмоционального состояния детей с недостатками слуха были использованы и другие методики. Так, диагностируя наличие страхов, мы выявили, что объектом страха чаще всего является образ смерти, зло, одиночество. Ощущение радости дети связывали с солнечной погодой, вкусной едой, хорошими друзьями.
Тест «Мои желания» выявил ценностные ориентиры детей. Их желания были направлены на себя (что говорит о некотором эгоцентризме) и связаны с развитием познавательных интересов (путешествовать, танцевать), с материальными благами (купить машину, дом, компьютер), с выбором профессии (стать актрисой, футболистом). В целом они не отличались от желаний обычных детей, разница состояла только в том, что дети, живущие в семье, в своих желаниях часто ориентируются на семью («чтобы мы жили богато», «не ссорились», «не болели», «получили новую квартиру»).
В рисунке «Автопортрет» (детям было предложено сделать его в виде метафоры - цветка, животного), большинство детей выбрало нейтральных, не угрожающих, животных. Они рисовали себя в виде кошки, зайца, реже - в виде собаки (2 рисунка), один рисунок изображал барса, другой - змею. Образ себя в виде цветка связывался чаще всего с ромашкой. Сравнивая эти рисунки с рисунками физически здоровых детей, можно отметить некоторые отличия. У здоровых детей этой возрастной группы образы животных более агрессивны, часто присутствуют угрожающие звери (львы, тигры, большие собаки), это особенно заметно у детей с отклоняющимся поведением. Это позволяет сделать вывод, что в целом уровень физической агрессии у детей с недостатками слуха ниже, чем у обычных детей. Возможно, это объясняется тем, что у них ограничен круг общения. Основные модели агрессивного поведения дети черпают в семье, от сверстников и из массмедиа, а у детей с недостатком слуха возможности получения этого опыта меньше. Кроме того, в условиях интерната их воспитанием больше занимаются женщины, поэтому основы мужских черт развиваются медленнее, мальчики менее агрессивны и более зависимы.
В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что дети испытывают недостаток родительского внимания и любви. Проживание в интернате накладывает определенный отпечаток на их взаимоотношения. Анализ психологом тех чувств, которые испытывает ребенок, может помочь воспитателям, педагогам, родителям понять структуру взаимоотношений ребенка и членов семьи.
Сложившиеся в детстве поведенческие образцы определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это соответствует основному положению психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Для детей особенно важна оценка их окружающими, в том числе семьи. Подросток должен чувствовать, что его любят, поддерживают, поэтому следует формировать у него адекватную самооценку (а для детей с недостатком слуха характерна завышенная или заниженная самооценка). Самооценка, с одной стороны, является основой регуляции собственного поведения, с другой - залогом успешного становления межличностных отношений. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если общение сведено к минимуму. Если подросток неадекватно включен в семейный микросоциум, то в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоциальное поведение. Подростковый период принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. именно в этот период происходят коренные изменения в развитии личности, появляются новые потребности, новые цели. Все более значимым становится общение со сверстниками. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с трудом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты. Необходимо подчеркнуть, что именно в этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения системы межличностных отношений, а также для их осознания. Любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Дети с недостатками слуха воспринимают мир не так, как их сверстники, процесс общения у них затруднен.
В самом начале работы с нашей группой мы провели их диагностическое исследование, был проведен ряд тестов на проверку уровней внимания, самооценки, тревожности, коммуникативных навыков. Обработав полученные результаты, мы получили социально- психологический портрет каждого ребенка, с учетом этого и была составлена коррекционная программа. В целом интеллектуальный уровень детей достаточно высок, так, уровень памяти, внимания, мышления (с учетом особенностей детей) соответствует норме, а уровень механической памяти даже выше среднего уровня.
Выявились и некоторые проблемы: неадекватная самооценка (чаше заниженная или завышенная), недостаточный уровень воображения, эмоциональные проблемы (вспыльчивость, несдержанность), недостаточный уровень навыков общения и т.д. Работа усложнялась тем, что многие упражнения, используемые для этого возраста в тренингах общения, приходилось адаптировать к особенностям детей, а от некоторых отказываться или заменять другими. Целью нашего тренинга было: помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, научить преодолевать неуверенность, управлять своими эмоциями, расширить коммуникативные навыки. Каждое занятие содержало ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
В ходе работы были использованы игровые упражнения, групповая дискуссия, проективные методики рисуночного и вербального типов, психогимнастика. Дети с удовольствием участвовали в тренинге, особенно нравились упражнения на групповое сплочение: «Узники», «Тающая льдина», «Репка» и другие. Сложнее было с упражнениями, направленными на повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков. Некоторые упражнения мы повторяли дважды - в начале и конце тренинга с целью проверки: есть ли позитивные изменения в развитии личности участников и эффективны ли наши занятия. Так, в начале наших занятий мы провели упражнение «Солнышко», в результате которого выявилось, что дети мало осведомлены о себе или не задумывались об этом, о своих хороших и отрицательных качествах. При повторном проведении (после коррекции) была отмечена тенденция к самораскрытию, большему пониманию реального «Я». Если при первом проведении упражнения было названо всего 3 - 4 качества, то при повторном срезе - уже 7 - 8.
При адаптации упражнений для данной группы детей многие задания переводились на невербальный язык. Например, в упражнении «Атомы» ведущий (психолог) не называет цифру, а показывает ее (на пальцах или на бумаге), стараясь быть при этом в поле зрения участников. Это было необходимо практически при выполнении всех заданий. После проведения первых занятий дети с удовольствием шли на контакт с ведущим, что говорило о положительном отношении к занятиям.
Ритуал приветствия обязательно начинался с положительной оценки себя и своих товарищей (упражнения «Нетрадиционное приветствие», «Комплимент», «Подарок», «Снежный ком» и другие). Хочется отметить чувство юмора у данной группы детей. Так, в упражнении «Подарок» одна участница подарила мальчику символические ключи от машины, чем вызвала общий смех. Эмоциональный подъем вызывали упражнения: «Злые и добрые кошки», «Подарок», «Репка» и другие. Необходимо отметить тот факт, что зачастую подростки приходили на занятия усталые, не в лучшем настроении, но в процессе занятия, включаясь в интересную работу, забывали о своих проблемах и в ритуале прощания у всех на лицах были улыбки.
В ходе занятий с подростками с нарушением слуха наблюдалась положительная динамика в их личностном развитии: внимание к себе и другим, умение слушать и слышать, появился опыт доверительного общения, навыки толерантного поведения.
Тренинговые занятия необходимы в группах подростков с различными нарушениями, в том числе и с нарушением слуха, но, к сожалению, количества времени, отведенного на занятия, было недостаточно для решения проблем, которые были выявлены в процессе диагностики. У детей, страдающих недостатком слуха, встречаются самые разнообразные нарушения, но в возникновении дисгармоничного развития личности таких детей ведущее значение имеют не биологические факторы, а социальные. Так, большое значение в формировании личности имеет то, как будет организована собственная деятельность таких детей, и как будет проводиться работа по развитию адекватной самооценки, уровня притязаний, принятия самостоятельных решений собственных проблем, с учетом того, что на этапе жизненного старта они не всегда могут рассчитывать на чью-либо поддержку.

Назад Оглавление Далее