aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Развитие речи у детей

Работа логопедической службы в ГУСО УР «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Ижевска Руденко Л. В., Берестова Н. В., Ломаева И. С. Удмуртская Республика, г. Ижевск

Удмуртская Республика, г. Ижевск ГУСО УР «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Руденко Л. В., директор центра, Берестова Н. В., учитель-логопед, Ломаева И. С., учитель-логопед

Речь - это сложная функция, ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль на развитие речи оказывает влияние окружающих, так как ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками в совместной игре. И наоборот, нечеткая речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Осознание своего речевого дефекта обычно вызывает различные негативные эмоциональные состояния, чувство собственной неполноценности. Ребенок становится замкнутым, робким, происходит снижение речевой активности.
На сегодняшний день в Удмуртии большинство детей с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной логопедической помощи. В отличие от сверстников, посещающих логопедические занятия в дошкольных учреждениях и школах, в которых они могут получить логопедическую помощь, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не имеют возможности получения своевременной квалифицированной логопедической помощи. Между тем, данная группа населения наиболее уязвима и не адаптирована к современным социально-экономическим условиям.
На данный момент на ряду с основными проблемами детей с ограниченными возможностями можно выделить и проблему недостаточной сформированности речевых средств (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь).
В настоящее время остро стоит проблема выявления и обучения детей с речевыми расстройствами, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как увеличивается количество детей с ограниченными возможностями, имеющими грубые речевые расстройства.
Логопедическую работу с детьми с нарушениями речи надо начинать в раннем возрасте. Задача логопеда - совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Цели и задачи логопедической работы

Для прохождения реабилитации в центр поступают дети и подростки с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 18 лет. В основном это дети, имеющие нарушения опорно- двигательного аппарата или больные ДЦП. Срок реабилитации один месяц. За это время, каждый нуждающийся в логопедической помощи ребенок, посещает 8-10 логопедических занятий. Основными формами логопедической работы с детьми и подростками являются индивидуальные коррекционные занятия, которые в зависимости от возраста ребенка и его состояния здоровья длятся 20-40 минут.
Главной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом и создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе. Основными задачами коррекционно-логопедической работы являются:
- отбор детей нуждающихся в логопедической помощи;
- диагностическая работа (логопедическое обследование);
- подбор оптимальных средств коррекционно-логопедического воздействия;
- привлечение родителей детей к участию в процессе реабилитации;
- освоение и внедрение в практику новых методов и приемов коррекционно- логопедической работы, изучение их эффективности;
- анализ показателей коррекционно-логопедической работы;
- ведение учетно-отчетной документации.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми

В центр поступают дети с разными логопедическими заключениями. В основном это дети с системным недоразвитием речи (СНР) - 23%; задержкой речевого развития (ЗРР) - 17%; общим недоразвитием речи 1 уровня (ОНР1); общим недоразвитием 2 уровня (ОНР2); общим недоразвитием 3 уровня (ОНР3); нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) - 20%; фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) - 6%; дислалией - 15%; фонетически изолированным дефектом (ФИД) - 9%; нечетким произношением отдельных звуков (НПОЗ) - 10% (рис. 1).

На каждого ребенка имеющего любое из вышеперечисленных заключений составляется индивидуальный план коррекционной работы.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми

Рисунок 1. Структура логопедической патологии

Этапы реабилитационных мер используемых в логопедической работе

Этапы работы Задачи Виды деятельности Результат
Знакомство с ребенком Установление психологического контакта с ребенком Игровые ситуации, сюрпризные моменты Установлен контакт и позитивный настрой на занятие
Обследование ребенка Выявление речевых и потенциальных возможностей Традиционное и нетрадиционное Выявлена речевая патология и речевые возможности
Планирование
логопедической
работы
Подбор оптимальных
средств
коррекционно-
логопедического
воздействия
Подбор наглядных, практических и словесных методов,а также интересных приемов Запланирована коррекционно- логопедическая работа
Коррекционно-
логопедическая
работа
Использование на практике различных методов и приемов логопедической работы Развитие мелкой,
артикуляционной
моторики; коррекция
звукопроизношения;
формирование
фонематических
процессов
Выявлена динамика после
коррекционно-
логопедических
занятий

Основные направления коррекционно-логопедической работы

Виды деятельности Коррекционная работа
Пополнение пассивного словаря Использование игрушек, предметных, сюжетных картинок
Расширение активного словаря Обыгрывание игровых ситуаций и т.д.
Развитие речевого дыхания Использование компьютерной логопедической программы «Дельфа 130» (игры «Задуй свечу», «Зажги ёлку» и др.)
Развитие слухового внимания Развитие неречевых звуков с использованием погремушек, колокольчиков, пищалок, шуршалок
Развитие фонематического восприятия Система работы по методикам Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Т. А. Ткаченко.
Развитие силы голоса Использование компьютерной логопедической программы «Дельфа 130»
Развитие артикуляционной моторики Игры и упражнения для развития артикуляционной моторики
Коррекция звукопроизношения Постановка, автоматизация и дифференциация звуков
Развитие мелкой моторики Пальчиковые игры, упражнения, шнуровки, мозаики, пазлы, липучки, сухой пальчиковый бассейн
Формирование лексико-грамматического строя речи Работа по лексическим темам
Формирование связной речи Работа с игрушками, по картинкам, текстам
Коррекция слоговой структуры слова Работа по альбому Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»

Работа коррекционно-логопедического

кабинета Занятия проводятся в кабинете коррекционно-логопедической работы.
Коррекционно-логопедический кабинет эстетично оборудован и оформлен. В кабинете имеется мебель, которая необходима для полноценного проведения логопедической работы, методическая копилка: папки по темам «Динамические паузы и пальчиковый игротренинг», «Подскажи словечко», игры «Квадратные забавы», игры на развитие речевого дыхания «Забей гол», «Сдуй снежинку, перышко», демонстрационные и раздаточные пособия «Символы гласных звуков», «Символы согласных звуков», пособие для развития мимических мышц лица «Мы умеем улыбаться».
Кабинет компьютеризирован, имеются различные развивающие игры на дисках и дискетах. В 2006 г. для кабинета приобретена компьютерная логопедическая программа «Дельфа 130». Программа позволяет построить коррекционную работу с ребенком исходя из индивидуальных образовательных потребностей. Она предполагает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и имеет несколько уровней сложности. Использование коррекционно-развивающей программы, открывает широкие возможности для ранней диагностики и коррекции первичных нарушений речи до обучения в школе. Компьютер дает возможность расширить рамки обычного логопедического занятия. Использовать новые методы в обучении. Компьютерные программы позволяют:
- ввести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал: картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работать на различных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию неречевых психических процессов.
В ходе проведения упражнений компьютером фиксируется возможность ребенка выполнять задания в настоящее время, а также сравнивать результаты своего труда с предыдущим выполнением задания. В программе предусмотрен режим выведения итога работы, что позволяет правильно оценивать деятельность ребёнка.
Для коррекционно-логопедической работы подобраны развивающие игрушки: матрешка, пирамидки большая и малая, куклы, шнуровки, животные дикие и домашние, развивающие игры и пособия «Для умников и умниц», пирамиды: «Что есть что?», «Найди противоположное», «Грамотей», «Кто спрятался?», «Кто где?», «Квадратные забавы», «Составь и прочитай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Волшебный
коврик», «Забей гол», «Четвертый лишний», «Найди звук», «Собери картинку», «Противоположности», «Лабиринты», «Делим слова на слоги», «Времена года», различные вкладыши, игры-головоломки, кроссворды, ребусы.
Для успешной организации коррекционно-логопедических занятий разрабатываются и подбираются различные средства педагогического воздействия. Для детей младшего дошкольного возраста подобранны интересные способы постановки и автоматизации звуков в форме занимательных сказок, стихотворений, упражнений, которые помогают в проведении коррекционных занятий.
В коррекционно-логопедическом кабинете логопедами центра разрабатывается логопедическая программа для оказания логопедической помощи детям и подросткам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, страдающими речевой патологией. При составлении программы идёт опора на различные логопедические методики, составленные: Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. А.Ткаченко, В. И. Селиверстовым.

Работа с родителями

Важную роль в развитии речи ребенка играют его родители. Родители первые учителя. Между детьми и родителями устанавливается близкий контакт. Развитие речи ребенка во многом зависит от положительного настроя родителей, желания помочь своим детям в овладении речевыми навыками. Важным условием успешной работы является взаимодействие логопеда с семьей ребенка.
Для родителей доступно оформлен консультативный материал по темам «Возраст почемучек», «Что ответить почемучке», «Учимся рассказывать», «Недостатки речи при нарушении слуха», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?», «Развитие мелкой моторики», «Развитие речи дошкольников 3-4 лет», «Неконтактный ребенок», «Особенности фонематического восприятия и этапы его развития у детей с ДЦП», «Пути преодоления задержки речевого развития». Для того, чтобы облегчить работу родителей подобран практический материал: «Артикуляционная гимнастика», «Упражнения для развития фонематического восприятия», «Упражнения для развития речевого дыхания», «Пальчиковая гимнастика».
Родители получают консультации и рекомендации на разные темы, обучаются некоторым приемам логопедического воздействия. На родительских собраниях в доступной форме проводятся консультации на различные темы, например, «Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях», «Развитие фонематического восприятия и этапы его формирования у детей с ДЦП», «Развитие речевого дыхания», «Развитие артикуляционной моторики». Многие родители ответственно подходят к рекомендациям, поэтому непрерывность коррекционно-логопедического процесса выявляет положительную динамику у большинства детей.

Работа со специалистами

Коррекционно-логопедическая работа ведется во взаимосвязи со специалистами центра. Специалисты и воспитатели центра посещают открытые коррекционно-логопедические занятия с целью ознакомления с работой логопеда и дальнейшего сотрудничества. Совместно с неврологом изучаются медицинские карты поступивших в центр детей. На основе поставленных диагнозов, проводится обследование, ставится логопедическое заключение и составляется план коррекционной работы.
Для проведения занятий с детьми, имеющими различные психологические отклонения нужна консультация психолога. Психолог дает рекомендации, советует как вести себя с ребенком в различных ситуациях.
Коррекционная работа также осуществляется через взаимосвязь с воспитателями. Воспитатели получают необходимые рекомендации (как, какие игры, упражнения проводить с детьми). Все это необходимо для успешной работы.
С музыкальным руководителем проводятся логоритмические занятия, в музыкальные занятия вводятся логопедические приемы: упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, мелкой моторики, артикуляционной моторики, слухового внимания.
Также ведется взаимосвязь с кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Удмуртского Государственного Университета. Организуется учебно-ознакомительная педагогическая практика для студентов. На базе центра проходит подготовка будущих специалистов логопедов.

Повышение квалификации

Профессиональная деятельность невозможна без повышения профессионального уровня. В работе большое внимание уделяется самообучению. Используются на практике новые и нетрадиционные приемы логопедического воздействия. В этом помогают методические пособия и разработки:
- «Логопедия» / Под ред. Л. С. Волковой,
- Селиверстов В. Н. «Речевые игры с детьми»,
- Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,
- Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь»,
- Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»,
- Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Артикуляционная пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»,
- Туманова Т. В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников»,
- Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии»,
- Лазаренко О. И. «Альбом для автоматизации произношения звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.»,
- Козырева Л. М. «Развитие речи дети до 5 лет».
В 2005 г. логопеды центра прошли дистанционное обучение по программе повышения квалификации на тему «Современные коррекционные технологии в работе специалистов по социальной работе с детьми с ограниченными возможностями», приняли участие в работе научно-практической конференции на тему «Современные технологии предупреждения преодоления дислексии и дисграфии».
В 2006 г. логопеды центра приняли участие в семинаре-тренинге в ГОУ СОН «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Чайковского на тему: «Проблемы логопедической помощи детям с ограниченными возможностями», где выступили с докладом на тему: «Методы и приемы логопедической работы в республиканском центре (из опыта работы)». Также посетили семинар в Удмуртском Государственном Университете на тему «Психолого-медико-педагогическая диагностика отклонений в развитии у детей и подростков». В 2007 г. прошли обучение на курсах повышения квалификации на тему «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».

Заключение

Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП - развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо тщательно провести логопедическое обследование, правильно поставить логопедическое заключение и составить эффективный план коррекционно-логопедической работы. Поставив заключение логопед разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяет основные направления и формы работы, прогнозирует конечный результат логопедического воздействия, определяет противопоказания и дозировку занятий. Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая конкретные логопедические задачи и перспективный план работы.

Рисунок 2. Эффективность логопедической работы в процентном соотношении от общего числа детей посетивших коррекционно-логопедические занятия

Эффективность логопедической работы

Эффективность за три года работы составила в 2003 году - 58%, 2004 году - 76%, 2005 году - 83%, 2006 году - 93% от общего числа детей посетивших коррекционно-логопедические занятия (рис. 2). Таким образом, использование методов и приемов, адаптированных для работы с детьми с ограниченными возможностями положительно сказывается на развитие речи детей нуждающихся в логопедической помощи. Своевременное выявление детей с отклонениями в развитии речи, заинтересованность родителей, грамотное планирование и организация занятий логопедом дают эффективные результаты в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Назад Оглавление Далее