aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Развитие творческих способностей детей на занятиях лепкой из глины Лукьянова О. А., г. Саратов

г. Саратов
ГНПУ «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями»

Вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния ребенка.
Данные формы коррекционной работы в настоящее время активно применяются в реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Доказано, что формирование речевых областей ребенка совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а, точнее, от пальцев. Стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук, особенно важно в тех случаях, когда имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Очень хорошую тренировку дают занятия изобразительными искусствами, особенно лепкой. В настоящей работе описаны особенности глины, как материала для творческих занятий, ее свойства, ценные с точки зрения коррекционной работы; а также особенности и значение лепки в развитии ребенка. Перечислен ряд нарушений развития и показано, каким образом работа с глиной может помочь в решении имеющихся у ребенка проблем. Предложены рекомендации родителям для дальнейшей работы с глиной в домашних условиях.

Особенности лепки

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления.
«В семье изобразительных искусств, - отмечал скульптор И. Л. Гинзбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойства предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик - кольцом, баранкой.
Во время работы с глиной ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Лепка позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности.
Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами.
Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. Еще одной специфической особенностью лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Например, изготовление посуды и угощение для кукол. Лепка фруктов и овощей - для игры «Магазин», животных - для игры в зоопарк. Дети охотно приходят на помощь любимому персонажу, они с желанием лепят друзей для Чебурашки или Зайчишки.
Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
В процессе лепки у детей воспитывается аккуратность, развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.
Учитывая, что в лепке ребенку легче создавать образ, чем в рисунке, изображение многих предметов правильно начинать с пластического решения, а уже потом переходить к условному его изображению на бумаге карандашом или краской.
Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что детям часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они ещё не чувствуют красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель - создать предмет, с которым можно играть.

Значение лепки во всестороннем развитии детей

Начальным источником наших знаний о мире являются ощущения. «Иначе, как через ощущение, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем.»
Ощущение, восприятие и представление являются основными формами чувственного отражения мира.
Каждые ощущения вызываются действием механических и тематических свойств предмета на поверхность кожи. К кожным ощущениям принадлежат тактильные, температурные и болевые, с их помощью мы воспринимаем свойства поверхности предметов: мягкость, гладкость, шероховатость и т.д.
В обследовании предмета огромную роль играют кинестетические, мускульно-суставные ощущения, дающие в своей совокупности представление о весе, форме и объеме предмета. Рука человека, развивающаяся в результате труда, является самой подвижной частью его тела и вместе с тем рабочим органом, который способен не только совершать те или иные движения, но одновременно и воспринимать то, что является предметом обработки. Активно действующая рука является органом осязания.
Благодаря движениям руки и глаз достигается полное и более дифференцированное восприятие предметов. Глаз как бы ощупывает последовательно все части предмета и особенно те, которые требуют чрезвычайно тонкого различия. И.М.Сеченов назвал руку «щупалом» и подчеркнул важное значение ощупывающих движений руки и глаз в чувственном познании.
Наряду с непосредственным ощупыванием человек научился ощупыванию инструментальному, которое достигает большой точности как при сочетании со зрительным восприятием, так и при условии выключения зрительного восприятия.
При лепке дети не только рассматривают предмет и кусок глины, но и ощущают, ощупывают то и другое и, кроме того, воздействуют на пластическую массу.
Развивая чувство активного осязания, лепка содействует лучшему пониманию форм предметов окружающего мира. Не случайно, при восприятии незнакомого предмета у человека возникает желание дотронуться до него, а ещё лучше - ощупать его руками, так как сведения, получаемые при помощи рук, достовернее тех, что мы получаем только при помощи зрения.
В лепке, таким образом, представление о форме достигаются и зрительным и осязательным путем одновременно. А, как известно, чем больше различных анализаторов принимает участие в восприятии, тем это восприятие прочнее сохраняется в памяти, тем оно становится более верным и полным.
Известно, что в результате исторического дифференцирования левой и правой руки в процессе труда постепенно видоизменилась структура правого и левого полушарий головного мозга. Очевидно, не случайно в левом полушарии находится центр речи, возникший в процессе трудового общения людей, и в этом же полушарии концентрируются двигательные центры управления ведущей правой руки.
Однако мы не заинтересованы в том, чтобы левая рука продолжала отставать от правой руки. Очень важно добиваться максимальной активизации обеих рук. Именно в лепке такая задача решается наиболее успешно.
В лепке развиваются, укрепляются и дифференцируются функции пальцев, особенно больших, указательных и средних при сохранении ведущей роли указательного пальца правой руки.
Итак, в лепке кисти обеих рук развиваются и формируются как рабочие, действующие и воспринимающие органы одновременно, а показатели их восприятия и результаты их мускульных усилий все время координируются, сопоставляются с данными зрительного восприятия. Это своеобразие лепки, как деятельности, где преобразующее воздействие рук совпадает во времени с познавательным восприятием, делает её необычайно ценным средством развития детей.

Работа с глиной как метод лечебно-педагогической коррекции

Использование для психотерапевтического воздействия на ребенка какого-либо ремесла имеет два аспекта - творческий и технический. Психотерапевтическим потенциалом обладает и тот и другой. Акцент может быть сделан как на творческой стороне процесса (тем самым - на целостном воздействии на личность ребенка), так и на технической, которая в динамике очень разнообразна и дает большой простор для самых разных видов коррекции. В работе изложен педагогический опыт, в котором преимущество отдавалось именно технической стороне дела.
Однако прежде, чем рассказать о своем опыте, хотелось бы сначала остановиться на особенностях глины, как материала.
Глина - благодатный материал, который делает процесс познания легким, а занятие - полезным и приятным.
Глина - прекрасный тренажер для рук, развивает их физическую силу, моторику, координацию движений рук и глаз. Это позволяет ребенку в дальнейшем овладеть многими навыками (письмо, рисование), а так же выполнять различные действия руками (играть, работать).
Глина обладает целым рядом свойств, делающих её очень удобной для коррекционной работы. Она позволяет проделывать над собой следующие операции: месить, рисовать пальцами узоры на ее поверхности, работать с фактурой этой поверхности, раскатывать ее в тонкие листы скалкой или руками, потом вырезать что-либо из этих листов, придавать им определенную форму, менять ее консистенцию, работать, как с очень крупными, так и с совсем маленькими объемами материала.
Для работы с глиной можно использовать самые разные инструменты: натирать на терке, выдавливать через кондитерский шприц. При работе с поверхностью применяются штампы, ракушки, камешки, растения - то есть все, что может оставить след! Глину можно разрезать ножом, струной, из раскатанного листа трафаретами легко вырезать различные формы. Перечисленные возможности затрагивают не только процесс лепки. Существует еще работа по росписи глиняных изделий. Таким образом, глина по разнообразию возможностей превосходит многие другие материалы (в том числе пластилин, воск). Кроме того, способность глины менять свою консистенцию, принимать в себя песок и камешки, легко поддаваться изменению температуры делает ее удобным материалом для сенсорной стимуляции: глину можно месить (причем как руками, так и ногами).
Следует отметить, что приходится сталкиваться с различным, особенно на первом этапе, отношением детей к глине. Кого-то она отталкивает, и тогда приходится к ней привыкать (проблема брезгливости). Другим детям работать с глиной, наоборот, приятно. И почти всех детей привлекает то, что в конце занятия получается готовое изделие - результат собственного труда.
Главное внимание в работе уделяется развитию двигательной сферы, пространственных представлений, планирования и контроля.
Заниматься приходиться, с одной стороны, с детьми, имеющими очень грубые нарушения у которых, например, не сформировались основные двигательные навыки, а с другой стороны, с детьми, у которых дальнейшее развитие затруднено, и необходимо вернуться к решению задач на начальном уровне (например, у ребенка наблюдаются трудности письма из-за повышенного тонуса правой руки).
Приведем типичные условия нарушений в двигательной сфере, и то, как работа с глиной может помочь их коррекции.
1. Отсутствие усилий.
Нередко эта проблема служит причиной трудностей в графической деятельности.
При таких нарушениях ребенок в начале не может расплющить даже маленький кусок глины;
не продавливает на ней углублений; когда раскатывает «колбаску», она мало
видоизменяется.
Необходимо найти задание, которое понравится ребенку, заинтересует его, сделает поставленную перед ним задачу понятной. Начинать работу в подобных случаях надо с мягкой глиной. Иногда оказывается достаточным научиться продавливать пальцами или другими частями ладони углубления. Во время занятия может оказаться полезным несколько раз поднять и ударить о стол очень большой кусок глины. Ребенок учится правильно месить глину, для чего каждый раз соответственно подбирается её вязкость.
Раз за разом ребенок привыкает вкладывать усилия при работе руками. После этого он начинает писать и рисовать.
Еще пример, как решение проблемы отсутствия усилия отражается в бытовой деятельности. Мальчик не мог отрезать кусок хлеба: он просто водил по хлебу ножом взад-вперед, никак на нож не надавливая. Уже после нескольких занятий лепкой, на которых он научился продавливать углубления на глине, он смог нарезать хлеб.
2. Трудности расчета усилия.
При решении этой проблемы используется инструмент, который в зависимости от силы надавливания даёт разные отпечатки и позволяет выдавливать им чередующиеся узоры (это может быть даже простая палочка). При выравнивании поверхности глины (заглаживание неровностей) можно просто комментировать действия ребенка: «Что же ты так давишь на лошадку? Ей больно. Ты ее нежно погладь».
3. Отсутствие плавности движений.
Решить эту проблему помогает «примазывание» деталей длинными плавными движениями, «вытягивание» детали из целого, создание плавных переходов между деталями (движения повторяют линию), заравнивание поверхности.
Можно привести пример того, как развитие плавности движения отразилось на развитии речи. Девочка двигалась резко, рывками, и речь у нее была отрывистая, с запинками. Когда в процессе лепке удалось достичь плавности движений рук, то и речь стала более гладкой, без запинаний.
4. Трудности работы всей кистью.
При этом нарушении следует начинать лепку с полужидкой или очень мягкой глины, работать с большими кусками, лепить несложные формы (овощи, фрукты).
5. Трудности в сфере мелкой моторики.
В этом случае следует лепить изделия с большим количеством мелких деталей или же выбирать для лепки такие предметы, которые требуют большого количества «тонких» движений: «защипываний», «примазывания» деталей и заравнивания.
Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенку трудно выполнить повторяющие движения (катать «колбаски», раскатывать скалкой, равномерно выдавливать черепицу). Тогда может помочь ритмичное «проговаривание» счет в такт движений - необходимо только подобрать нужную конкретного ребенка частоту.
6. Отсутствие переноса веса на руки (например, при раскатывании скалкой).
Для коррекции этого нарушения можно попробовать раскатывать глину на полу, стоя на коленях. Бывает, что при раскатывании скалкой ребенку трудно сочетать ритмичные движения с приложением усилия. Здесь помогает «проговаривание» и напоминание посильнее нажимать на скалку.
Теперь рассмотрим случаи нарушений координации, и как работа с глиной может помочь их преодолению.
Нарушение взаимодействия рук.
При таком нарушении важна лепка одновременно двумя руками. Самое простое - раскатывать глину между двумя ладонями (делать шарик или «колбаску»). Сложнее одной рукой держать изделие, а другой что-то с ним делать. Ещё труднее, когда руки, находясь во взаимодействии, выполняют неодинаковые движения. На занятиях мы постепенно переходим от самых простых к все более сложным упражнениям.
Нарушение зрительно-моторной координации (связи рука-глаз).
На занятиях и в этом случае осуществляется переход от самого простого (закрепить деталь на правильном месте) к более сложному (выложить рисунок тонкими «колбасками» по уже нарисованными линиями и др.).
Нарушения взаимодействия пальцев рук.
Постепенный переход «простое-сложное» сохраняется и здесь: «защипывание», затем катание маленьких «колбасок» и шариков указательным и большим пальцами и, наконец, изготовление сосуда из колец, и замазывание их в ровную поверхность. Заметим, что некоторым детям достаточно просто показать движение и они его повторяют. Однако нередко приходится помогать другими методами, например, выполнять движение руками ребенка, постепенно ослабляя поддержку, пока ребенок не сможет воспроизводить движение сам. В подобных случаях полезно подкрепить движение подходящим словом или произносимым с должной интонацией.

Нарушение пространственных представлений

Случается, что у ребенка не сформировано правильное представление о схеме строения человеческого тела. Ему безразлично, куда прилепить руки, ноги, голову. Иногда он просто игнорирует существование некоторых частей тела, например ног. Безусловно, для решения этих проблем нужны еще и другие занятия, в частности сенсорная стимуляция. Но некоторые дети уже достаточно подготовлены, чтобы освоить схему тела во время лепки. Если лепить людей с ребенком, у которого еще не сформированы пространственные представления, то начинать надо именно со схемы тела. Постепенно можно обращать внимание на пропорции, затем на позу.
Освоение ребенком формы, размера, пропорций можно реализовывать при лепке самых разных изделий. Работа над приданием изделию нужной формы тесно связана и с развитием моторики, так как для успеха этой работы необходимо понять и почувствовать, какие лучше использовать движения.
Зачастую приходится сталкиваться с тем, что у ребенка не сформированы представления о размерности пространства. Например, один мальчик лепил деревья так, что они получались у него плоскими. В течение занятия он, наконец, понял, что ветки у дерева растут не только в одной плоскости. После этого он стал лепить предметы в объемном изображении. Хочется отметить, что существует две возможности работы с глиной: сборка из отдельных деталей и лепка из целого куска. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок освоил оба эти метода.

Приемы лепки

Приемы лепки

Если у ребенка есть проблемы с планированием и контролем, то на занятиях необходим переход от совместной к самостоятельной работе, от развернутой помощи к постепенному ее сворачиванию.
При этом виды помощи могут быть разными:
- наглядный показ и «проговаривание» этапов лепки (как перед началом занятий, так и в их процессе);
- предварительная запись или зарисовка этих этапов;
- эмоциональный комментарий: например, при соединении стенок домика: «Посмотри, какие щели? Подует холодный ветер - зайка замерзнет и заболеет», в следующий раз ребенок уже не забывает замазывать щели;
- работа по образцу.
На некотором этапе ребенок уже может самостоятельно лепить изделия, аналогичные тем, которые он делал раньше, но при лепке нового изделия ему требуется помощь педагога в планировании этого процесса. И не следует ругать, что самостоятельно слепленное изделие мало похоже на то, которое предполагалось изготовить.

Организация работы с родителями

В реабилитационный центр поступают дети разного возраста с различной степенью нарушений в развитии. Используется дифференцированный подход в планировании занятий по творческой реабилитации, который отражается в реабилитационных картах. На основании индивидуальной программы реабилитации ребенка проводится индивидуальная консультативная работа с родителями. Главная задача, решаемая во время пребывания ребенка в Центре - улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать имеющиеся у него недостатки. Организация пролонгированной реабилитации ребенка в домашних условиях достигается через вовлечение родителей в реабилитационный процесс. С этой целью для родителей проводятся практические занятия в «Школе для родителей», где их обучают приёмам лепки. На этих занятиях даются рекомендации, как в домашних условиях продолжать работу по развитию мелкой моторики рук и речи ребенка.
Таким образом, воспитательно-педагогический опыт показывает, что свойства глины как материала ценны с точки зрения коррекционной работы. Работа с глиной помогает в решении имеющихся у ребенка проблем
Конечно, все занятия построены на интересе ребенка к лепке, и решение коррекционных задач не должно разрушать этот интерес.
Кроме того, очень важно следить, чтобы вмешательство в процессе лепки с какими-либо целями не препятствовало развитию творческого потенциала ребенка.

Литература:

- Программа воспитания и обучения детей в детском саду (под редакцией Васильевой).
- Е. А. Кейер «Особый ребенок» - Москва, 1983 г.
- И. Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в д/с».
- И. Л. Гусарова «Лепка в детском саду».
- Барбара Рейд «Основы художественного ремесла». -
- «Основы художественного ремесла» / под редакцией В. А. Барадулина.
- Ю. Арбат «Добрым людям на загляденье».
- Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей рисованию, лепке в игре».

Назад Оглавление Далее