aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Профилактика нарушений осанки у детей

Методические рекомендации разработаны коллективом государственного научно-практического учреждения Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Автор: врач ЛФК высшей категории Л.Б.Куркова.
В выпуске приводятся советы для родителей по предотвращению нарушений осанки у детей, начиная с самого раннего возраста. Представлены комплексы физических упражнений с применением современных методик реабилитации с использованием надувных гимнастических мячей и массажных мячей.
Издание осуществлено в рамках проекта Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся в семьях и интернатных учреждениях за счет средств грантового фонда конкурса Социальное партнерство Окружной ярмарки социальных и культурных проектов Саратов-2001.

Введение

Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители глубине души, хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях.
Основы здоровья, образ жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка- это не простая зкадача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения.
Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний.
Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка. Эти возможные негативные варианты развития ситуации лучше постараться предотвратить.
Осанка определяется не только наследственностью, конституцией тела, но и зависит от условий жизни, состояния физического здоровья и психоэмоционального состояния человека.

Характеристика правильной оценки

Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловище, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран, наклон таза=35-550

Виды нарушений осанки

Нарушение осанки бывает 2х видов:
в сагиттальной плоскости:

во фронтальной плоскости. Такое нарушение осанки называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность прямоугольников талии, одно плечо и лопатка опущены. При нарушенной осанке снижена жизненная емкость легких, затруднена работа сердца, органов пищеварения, часто беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление. Нередко у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость.
Для исправления дефектов осанки необходимо принять меры способствующие улучшению физического развития (режим дня, питание, соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.
К задачам физического воспитания относятся:

Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое дело –это организация рационального режима дня для ребенка. Детям необходимо обеспечить:
продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать); полноценное питание (вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием витаминов и разнообразных белков); ограничить пребывание у телеэкрана школьников старшего возраста, не более 1-1,5 часов и не больше 20 минут – для детей дошкольного возраста, обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2,5 часа в сутки; ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.
Родители должны обеспечить ребенку ровную жесткую постель, по возрасту и росту оборудовать рабочее место за письменным столом. Домашнее задание ребенок школьного возраст должен приготовить за.1,5-2 часа (через каждые 45 минут, перерыв 10 мин). Правильное положение за письменным столом: спина прямая, туловище симметрично, пояснично-грудной отдел опирается на спинку стула, ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы полностью опираются о пол или подставку под ноги, грудная клетка не должна опираться о стол, а между столом и туловищем должна свободно проходить рука, расстояние от рабочего стола до уровня глаз равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев кисти.
Осанка проверяется во время осмотра. Ребенка надо раздеть и внимательно осмотреть в стойке с соедененнами пятками и разведенными носками стоп. Необходимо обращать внимание на симметрию тела, положение головы, позвоночника, таза, ног. Положение головы очень важно, с положения с приподнятой головой начинаются рефлексы на выпрямление позвоночника, интуитивно организм настраивается на оптимизм. Правильное положение головы – подбородок приподнят, слегка прижат к шее. Очень важно следить за симметричным положением тела, отказываться от привычки стоять опираясь во время стойки на одну ногу, сидеть в асимметричной позе, важно держать в тонусе спину и подтягивать живот.
Все это нелегко обеспечить, если мышцы слабые. Укрепление мышц дело не быстрое, здесь нужно запастись терпением и действовать систематично и нагрузки нужно повышать постепенно. Перед упражнениями посчитать пульс, учесть возрастную норму. Увеличение пульса во время занятий возможно на 40-50 процентов от исходного. Ребенок должен быть допущен врачом и занятиям ЛФ. Комплекс ЛГ должен соответствовать возможностям тренированности, состоянию здоровья и возрасту ребенка. Нарушение осанки можно исправить за 3-6 месяцев систематических занятий лечебной гимнастикой.

Формирование осанки с раннего детства

В целях профилактики нарушения осанки и формирования у грудного ребенка, привычной порочной позы рекомендуется применять лечение положением: часто менять положение в кроватке, симметрично развешивать и располагать игрушки, исключить раздражающие влияние резких зрительных и звуковых телевизионных в т.ч моментов, носить ребенка по очереди то на правой, то на левой руке. Соблюдать режим дня, гигиены питания, вовремя вводить прикорм и витамины. достаточное время гулять на свежем воздухе (2-2,5 часа в день в любую погоду).
Обращаться к ребенку с ласковой речью, постоянно давать понять ребенку, что он любим и необходим.
Лечебную гимнастику и массаж проводить систематически. Наиболее эффективно занятие с грудным ребенком на мяче диаметром 35-40 см. Меняя положение на мяче:

Класть в кроватку мяч в ноги грудному ребенку во время бодрствования ребенка.

Рекомендации по диетическому питанию ребенку с нарушенной осанкой

В ежедневный рацион ребенка должно входить:
Мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Жиры ограничиваются.
Особенно полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков и позвонков: яблоки, груши, клубника, малина, тыква, орехи (фундук), чечевица, салат, виноград, йогурт, сок. В перечисленных продуктах содержится: фруктоза, витамины С, В – каротин, Fe, Mn, белки животные, магний, Ca, K, глюкоза, фитоэкстроген, лецитин.

Комплекс лечебной гимнастики по коррекции осанки для детей школьного возраста

Для занятий приготовить:

Вводная часть (разминка)

Варианты ходьбы с сохранением правильной осанки в сочетании с разнообразным движением рук. Упражнения с палочкой (руки вверх, в стороны, назад), рывки согнутыми и прямыми руками, вращение рук в плечевых суставах мельница, поочередная супинация вытянутыми в стороны прямыми руками, сведение лопаток, дыхательные упражнения с воздушными шарами, ходьба на массажной дорожке или коврике. Степ, беговая дорожка, варианты ходьбы и бега.

Основная часть.

Заключительная часть.

Растягивание, дыхательные упражнения, расслабление.

Комплекс ЛГ при нарушенной осанки (на мяче большого диаметра)

Вводная часть.

Основная часть

Упражнения с мячом и физиоролом.

При всех упражнениях необходимо удерживать равновесие на мяче, избегать падений, необходима страховка взрослых при выполнение упражнений детьми. Количество повторений упражнений 5-6 раз. Дыхание не задерживаем, темп выполнения упражнений медленный.

Массаж с мячом большого диаметра 45-50 см.

Массаж общий выполняется с помощью массажного мяча, темп движений медленный.
Цель - активизация кровообращения.

Исходное положение, лежа на животе на полу.

Схема массажных движений мячом

Рис.1. Легкое прокатывание (поглаживание)

Легкое прокатывание (поглаживание)

Рис.2. Растирание.

Растирание

Рис.3. Разминание.

Разминание

Рис.4. Выжимание.

Выжимание

Назад Оглавление Далее